Что такое анамнез жизни в медицине. История болезни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кафедра госпитальной хирургии №1

Лечебный факультет

История болезни

Ф.И.О. больного

Отделение

Палата

Куратор:

Ф.И.О.: ________________________________________________________________

Возраст: ________________________________________________________________

Место жительства: _______________________________________________________

Дата поступления в стационар: _____________________________________________

ДИАГНОЗ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ: ________________________________________

КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: ____________________________________________

ОПЕРАЦИЯ: (дата) ______________________________________________________

ОСЛОЖНЕНИЯ ОПЕРАЦИИ : ____________________________________________.

ЖАЛОБЫ.

Больной предъявляет жалобы:

    на боли жгучего, давящего характера, локализующиеся за грудной, иррадиирущие в область левого плеча, левой руки и межлопаточную область, возникающие на фоне физической (при подъеме на один этаж, при ходьбе на расстояние около 100 метров в умеренном темпе) и психоэмоциональной нагрузки, купирующиеся при прекращении нагрузок и приемом 1-2 таблеток нитроглицерина или 1-2 доз нитроспрея;

    на одышку, возникающую при незначительной физической нагрузке, купирующуюся при прекращении нагрузки, в покое;

    на головные боли давящего характера, локализующиеся в лобных и височных областях, возникающие на фоне подъема АД (maxдо 240/170 мм рт. ст.), купирующиеся при снижении АД и приеме анальгина;

    на высокое АД (больной адаптирован к 150-160/90, периодически отмечает подъем АД maxдо уровня 240/170 мм рт.ст.);

    на боли ноющего характера, локализующиеся в обеих нижних конечностях на уровне голеней, возникающие пи физической нагрузке (ходьба на расстояние более 200 метров в умеренном темпе), купирующиеся при прекращении нагрузки;

    на отёки, локализующиеся в области нижних конечностей, возникающие к вечеру, после физической нагрузки.

    на снижение остроты зрения, слуха, памяти, а также общую слабость, быструю утомляемость и головокружение при физических нагрузках.

ANAMNESIS MORBI .

Пациент ___________ отметил появление первых признаков заболевания (повышение АД с maxдо 150/90 мм рт. ст., которое было определено при профилактическом осмотре в школе) в возрасте 14-16 лет. К врачам не обращался, антигипертензивную терапию не получал. В 1995 году на фоне привычной физической нагрузки отметил появление загрудинных болей, жгучего характера, купировавшиеся при прекращении физической нагрузки. В связи с редкостью и малой интенсивностью болевых приступов, больной к врачам не обращался. Однако к 2000 году частота (до 10 раз в сутки) и интенсивность болевых приступов существенно возросли. Кроме того больной отметил иррадиацию болей в область левого плеча и левой руки, межлопаточную область, а также снижение толерантности к физическим нагрузкам (боли возникли при подъеме на 2 этаж). При обращении к врачу в поликлинике по месту жительства, пациенту была назначена коронаролитическая терапия препаратами группы нитроглицерина, а также антигипертензивная терапия препаратами группы блокаторов АПФ (давление при измерении на приеме у врача составило 180/100 мм рт. ст.). На фоне вышеуказанной терапии частота и интенсивность болевых приступов существенно снизились (не более 3-х приступов в день при фоне физической или психо-эмоциональной нагрузок), АД стабилизировалось на уровне 150/90 мм рт. ст. Весной 2004 года при профилактическом осмотре по месту жительства было выявлено аневризматическое расширение брюшного отдела аорты (инфраренального отдела). Осенью 2004 года пациент находился на обследовании в РНЦХ РАМН, где было выявлено аневризматическое расширение восходящего отдела аорты и инфраренальной части брюшного отдела аорты. Учитывая степень и характер аневризматических расширений аорты, степень операционно-анестезиологического риска, а также сопутствующие заболевания, было решено проведение оперативного вмешательства в два этапа: первоначально выполнить протезирование брюшного отдела аорты, а второй этап – протезирование восходящего отдела аорты отложить на 1 год. 27.10.04 в РНЦХ РАМН выполнена операция: протезирование инфраренального отдела аорты синтетическим протезом из мини-доступа.

С 2000 года больной отмечает отеки нижних конечностей и боли в нижних конечностях на уровне голеней, ноющего характера, возникающие при физической нагрузке (к настоящему моменту ходьба на 100 метров), купирующиеся при прекращении физической нагрузки.

Больной поступил в РНЦХ РАМН для дообследования и проведения оперативного лечения.

ANAMNESIS VITAE .

Родился в срок, роды протекали без осложнений. В детстве от сверстников в физическом и психоэмоциональном развитии не отставал. Образование высшее. На данный момент занимает руководящую должность, работа связана с повышенной психо-эмоциональной нагрузкой. Бытовые условия хорошие, питание регулярное, диету не соблюдает, ведет малоподвижный образ жизни.

Вредные привычки:

    курение в течение 22 лет в среднем по 20 сигарет в день.

    злоупотребление алкоголем отрицает.

    прием наркотических средств отрицает;

Перенесенные заболевания:

    в детстве – ветряная оспа, краснуха, неоднократные ОРЗ;

    в 1996 году поставлен диагноз МКБ, хронический пиелонефрит;

    в 2004 году – протезирование инфраренальной части брюшного отдела аорты;

    туберкулез, болезнь Боткина, вирусные гепатиты В и С, сифилис, СПИД – отрицает.

Аллергологический анамнез:

Аллергическая реакция в виде сыпи на введение магнезии.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ:

Отец умер в возрасте 72 лет от ОИМ, мать умерла в возрасте 70 лет от инсульта. У обоих наблюдалось повышенное АД, которое наблюдалось у них с возраста 40-50 лет. Аневризматического расширения аорты у родственников не наблюдалось.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ (anamnesis vitae)

Краткие биографические данные:

Год и место рождения, в какой семье родился, каким ребенком по счету, как рос и развивался. Образование: неполное или полное среднее, специальное среднее или высшее.

Отношение к военной службе, пребывание на фронте (если был освобожден или демобилизован, то указать, по какой причине).

Семейно-половой анамнез:

Для женщин - время появления менструаций, длительность менструального цикла, продолжительность менструаций, количество отделений. Возраст вступления в брак. Беременности, роды и аборты (самопроизвольные и искусственные), их количество и осложнения.

Климакс и его течение. Время окончания менструаций (менопауза). Семейное положение в настоящий момент. Количество детей.

Трудовой анамнез:

С какого возраста, кем и где начал работать. Дальнейшая трудовая деятельность в хронологической последовательности с указанием мест работы и должностей. Условия и режим труда. Профессиональные вредности (воздействие токсических химических соединений, пылей, ионизирующей радиации, физические и эмоциональные нагрузки и др. вредности).

Бытовой анамнез:

Жилищные и санитарно-гигиенические условия в быту (площадь помещений, их характеристика, наличие удобств). Количество проживающих на данной жилплощади лиц. Климатические условия. Пребывание в зонах экологических бедствий.

Режим и регулярность питания, характер пищи, ее разнообразие, калорийность и т.д.

Вредные привычки:

Курение, с какого возраста, в каком количестве. Употребление алкоголя, с какого возраста, в каком количестве. Употребление наркотиков.

Перенесенные заболевания:

В хронологической последовательности излагаются все перенесенные заболевания, операции, ранения, травмы, контузии с указанием возраста больного, длительности и тяжести этих заболеваний и их осложнений и проводившегося лечения. Особо указать на перенесенные инфекционные заболевания, венерические болезни, туберкулез, желтуху. Отметить, переливалась ли ранее кровь или кровезаменители, и были ли реакции на переливание. Указать, проводилось ли парентеральное введение лекарств в течение последних 6 месяцев.

Аллергологический анамнез:

Непереносимость пищевых продуктов, различных медикаментов, вакцин и сывороток. Наличие аллергических реакций (вазомоторного ринита, крапивницы, отека Квинке), причины этих реакций, их сезонность.

Страховой анамнез:

Длительность последнего больничного листа, общая продолжительность больничных листов по данному заболеванию за последний календарный год. Инвалидность (с какого возраста, причина, группа инвалидности).

Особенности сбора анамнеза жизни

Собирание общего анамнеза, или анамнеза жизни, лучше всего начинать с общебиографических сведений. Прежде всего выясняют возраст больного. Далее, собирают краткие данные о его жизни в детстве: как родился, каким по счету в семье, нормально ли рос и развивался, когда начал учиться, как проходило учение. Потом идут сведения о дальнейшей жизни - в зрелом и старческом возрасте. Обращают внимание и на место рождения больного, на место его жительства и на перемены его. Известно, что в определенных местностях встречаются некоторые болезни, которых не бывает в других (например, малярия, зоб и др.); кроме того, климат местно¬сти иногда оказывает влияние на состояние здоровья и изменяет восприим¬чивость к некоторым болезням.

Жилищно-бытовые условия

Огромное значение имеют домашние условия жизни. Следует выяснить состав семьи и обстановку семейной жизни больного. Известно, какое большое влияние оказывает на нервно-психическую сферу человека все то, что связано с его семейной жизнью. Далее должны идти вопросы о материальной обеспеченности больного и его семьи (заработок и т. д.). Особое значение имеют те санитарно-гигиенические условия, в которых находится больной дома, и прежде всего условия питания (недостаточность питания и чрезмерность его; одностороннее питание; пристрастие к определенным блюдам - мясным, жирным; недостаток в пище определенных веществ, в частности, витаминов; способы приготовления пищи - например, привычка к пикантным, острым приправам; неправильности режима питания - прием пищи слишком редко, беспорядочно, большие промежутки между приемами пищи, еда всухомятку, наспех и т. д.).

Не меньшую роль играют и сведения, касающиеся жилищных условий - величина занимаемого больным и его семьей помещения, отопление, освещение (известно, что теснота и скученность способствуют передаче некоторых инфекций, плохая вентиляция благоприятствует развитию туберкулеза, малокровия, ухудшает самочувствие сердечных больных; недостаток солнца предрасполагает к некоторым детским болезням, например, рахиту; сырость и холод в помещении усиливают наклонность к ревматическим заболеваниям).

Необходимо поинтересоваться, далее, прочими гигиеническими условиями жизни больного: отдыхом (достаточен ли сон, отдыхает ли больной в выходной день и как проводит его, давно ли был больной в отпуску); одеждой (как больной одевается - тепло или легко; при некоторых заболеваниях больные испытывают зябкость, а при других, напротив, плохо переносят жару; как известно, в холодное время года недостаточно теплая одежда может способствовать простуде и тем послужить одним из поводов к заболеванию); обувью (промачивание ног нередко играет роль в развитии воспаления почек и болезней суставов); личными гигиеническими мероприятиями (прогулки, спорт, физкультура, купанье, ванны и другие меры, способствующие закаливанию).

Условия труда и производственные вредности

Потом переходят к выяснению профессиональных занятий больного. При этом следует ознакомиться с условиями производственной обстановки и выяснить детальную профессию больного, т. е. конкретную квалификацию, специальность, должность. Не подлежит сомнению, что обстановка и характер работы могут быть прямой причиной некоторых заболеваний (заболевания, связанные с условиями труда), но в неменьшей мере они влияют на восприимчивость к самым разнообразным болезням, предрасполагая к ним, а иногда и накладывая известный отпечаток на их течение.

Среди отрицательных условий труда выявляют три группы: 1) связанную с трудовым процессом - вынужденное неправильное положение тела или конечностей, как, например, у рабочих некоторых шахт; 2) связанную с обстановкой рабочего места - пыль, шум, например, в цехах текстильных фабрик, чрезмерно высокая температура в горячих цехах металлообрабатывающих заводов и т. п.; 3) связанную с материалами, применяемыми в производстве,- промышленные интоксикации (свинцовая, ртутная; окисью углерода и многие другие).

Изучение всех этих факторов служит предметом специальных медицинских дисциплин - профессиональной гигиены и клиники так называемых профессиональных болезней. Надо заметить, что вред здоровью рабочего, занятого на определенном производстве, причиняет не сам труд, а несовершенство трудового процесса; с развитием техники безопасности и охраны труда в нашей стране профессиональные вредности устраняются все больше и больше. При выяснении условий работы больного надо спросить о стаже и о перемене профессии в течение жизни.

Вредные привычки

Обычно врач интересуется, нет ли у больного и так называемых привычных интоксикаций (или, как это неудачно называют, «вредных привычек»). Речь идет, во-первых, о злоупотреблении алкоголем и, во-вторых, о курении. В отношении спиртных напитков надо уточнить, сколько выпивает их больной и в каком виде (ежедневно, периодически, случайно, за обедом, в компании; какое количество, какого напитка, с какого времени и т. д.). Отнести больного к числу алкоголиков можно только при наличии очевидных для этого оснований, а лаконическое «пьет» может ничего не означать. Что касается табака, то следует уточнить, много ли курит больной (сколько папирос в день), давно ли и т. д. Необходимо уделять особенное внимание психической стороне жизни больного, так как она может иметь большое значение в развитии и течении многих внутренних заболеваний. Поэтому при собирании анамнеза необходимо выяснять важнейшие моменты эмоционально-душевной жизни больного, характер его, отношение к окружающему, те или иные события личного, семейного и служебного порядка, которые могли повлиять на его психический склад (в том числе так называемые психические травмы). Сюда же относятся сведения о состоянии нервной системы в разные периоды жизни, о перенесенных в прошлом ее нарушениях.

Перенесенные заболевания

Важнейшим этапом собирания общего анамнеза является восстановление в памяти больного всех тех заболеваний, которые он перенес в прошлом. Обычно сначала расспрашивают о детских заболеваниях, из которых для внутренней патологии особенно большое значение имеет скарлатина (осложнение воспалением почек), а также различные формы ревматизма и туберкулеза, своеобразно протекающие в детском возрасте (хорея, золотуха и т. д.). Тут же выясняют и врожденные аномалии, те или иные дефекты физического и психического развития. Часто хронические болезни, которыми страдают больные, имеются у них уже с ранних лет; в таком случае анамнез жизни будет сливаться с анамнезом настоящего заболевания.

Далее расспрашивают о важнейших, и наиболее распространенных общеинфекционных болезнях, как тифы, грипп, ангина, дизентерия, малярия и др. Выясняют их течение, тяжесть, осложнения, повторность. Особое место уделяется туберкулезу и сифилису, причем по возможности подробнее выясняются данные об эволюции этих болезней и об их лечении. Задают вопросы и о других венерических болезнях, тем более что сифилис (твердый шанкр) подчас ошибочно диагносцируется как мягкий шанкр; имеет значение и указание на гоноррею (например, для выяснения природы заболевания суставов).

Не подлежит сомнению, что между настоящим заболеванием и перенесенными в прошлом очень часто имеется прямая внутренняя связь. Так, наклонность к повторным ангинам заставляет предполагать подверженность данного больного стрептококковой инфекции, и это может в свою очередь объяснить врачу природу того или иного заболевания, например, заболевания почек. Указание на множественное острое поражение суставов (ревматизм) в анамнезе расшифровывает причину порока сердца. Сифилис в анамнезе позволяет понять причину многих внутренних болезней - сосудов, печени и других органов. Заметим, что не всегда больной может точно назвать перенесенные болезни, и поэтому нередко целесообразно расспросить больного об основных проявлениях, характерных для интересующей врача болезни в прошлом. Так, чтобы узнать, не перенес ли больной ревматизма, врач может спросить, не было ли у него острого поражения многих крупных суставов с припуханием их, болью и повышением температуры (это целесообразно еще и потому, что под словом «ревматизм» еще до сих пор понимают не всегда одно и то же). Такой окольный путь расспроса о перенесенных заболеваниях особенно важен при выяснении вопроса о заболевании, в частности, сифилисом; с одной стороны, больной может не знать, болел ли он сифилисом, с другой стороны, он может скрывать это. Вопросы о характерных признаках сифилиса (сыпи, ночные боли в костях и т д.) до известной степени помогают выяснить положение.

Кроме инфекций, нас интересуют и другие болезни: кровотечения (например, для понимания имеющегося у больного в данное время малокровия), расстройства питания и пищеварения, травмы и т. п. Наконец, общий анамнез включает еще и данные о половой жизни больного: живет ли больной половой жизнью, с каких пор, имеются ли дети, нет ли ненормальностей в отношении половой функции. Женщин расспрашивают о сроке первого появления менструаций, об их течении (регулярны ли менструации, не чрезмерно ли обильны или скудны, не болезненны ли), нет ли белей, о числе беременностей и родов, о сроках их, об абортах естественных и искусственных (на каком месяце), о мертворожденных (часто наблюдаются у больных сифилисом), о кормлении детей, о времени прекращения менструаций - так называемом климаксе и о сопутствующих ему симптомах, как-то: приливы к голове, бросание в жар и т п (эти симптомы имеют большое значение для объяснения развития некоторых сосудистых заболеваний)

До проведения диагностических мероприятий врачи стараются получить максимум информации от самого пациента. Это помогает не только предположить возможный диагноз, его и установить масштаб предстоящих обследований. Совокупность полученных данных обозначают термином «анамнез». Что это такое, для чего он нужен – многим пациентам неизвестно.

Анамнез – что это такое в медицине?

Чтобы понять, что означает слово «анамнез» в медицине, можно обратиться к словарю медицинской терминологии. Этим определением принято обозначать совокупности всех сведений о пациенте, его заболеваниях, которые получены путем опроса самого больного и его родственников, близких. Получаемая в результате информация используется для установления причины заболевания, постановки диагноза и с целью дальнейшего выбора метода лечения и профилактики.

Метод опроса пациентов целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику следующие известные деятели медицины: Захарьин, Мудров, Остроумов. Даже в современной медицине анамнез продолжает занимать ведущее положение в процессе получения информации о болезни и состояния здоровья пациента. Ему присваивают первостепенное значение в процессе диагностики заболеваний психики и целого ряда соматических болезней.

Неотягощенный анамнез

Разобравшись с термином анамнез, что это такое, необходимо выделить его основные формы. При сборе информации о пациенте, дальнейшей постановке диагноза врачи обращают внимание на особенности анамнеза. О такой разновидности, как неотягощенный анамнез, медики говорят, если у пациента отсутствуют .

Хронические воспалительные и инфекционные процессы в организме, водно-солевой баланс у пациента в норме. Другими словами, неотягощенный анамнез – это полное отсутствие предпосылок для развития предполагаемой патологии. В клинической практике такое встречается нечасто, так как заболевание практически всегда является следствием нарушения или сбоя в организме человека.

Отягощенный анамнез

Термин «отягощенный анамнез» медики используют, когда история больного содержит информацию о наличии других патологий, влияющих на исход основного заболевания. Нередко используют термин «отягощенный акушерский анамнез» – он применим к ситуации, когда есть серьезная угроза для процесса внутриутробного развития плода и нормального родоразрешения. В акушерской практике данный анамнез используется, исходя из наличия сопутствующих проблем, которые имели место в процессе предыдущих гестаций:


Анамнез жизни

Анамнез данного типа – это практически вся история жизни больного. Анамнез жизни включает в себя сведения о физическом, психическом и социальном развитии обследуемого. Объем получаемых сведений варьируется и зависит непосредственно от условий, в которых оказывают медицинскую помощь. В случае неотложных состояний медики выясняют только основные моменты, которые необходимы для постановки диагноза и лечения. Чем больше подробностей содержит анамнез жизни, тем лучше врач может понять пациента, его индивидуальные особенности.

Владея этой информацией, врачи способны точно выставить диагноз, сделать прогноз относительно выявленного заболевания, дать индивидуальные рекомендации относительно профилактики осложнений. Среди основной информации, получаемой в ходе сбора анамнеза жизни:

Семейный анамнез

Семейный или генеалогический анамнез – информация о пациенте, касающаяся состава его семьи, обстановки в ней, заболеваний отдельных ее членов. Семейный анамнез содержит сведения о возрасте родителей пациента, особенностях их профессии, материальном состоянии семьи. Подробно собирается информация о каждом представителе семьи:

  • когда и какими детскими заболеваниями он болел;
  • сколько детей в семье;
  • особенности развития каждого ребенка.

Такой анамнез может содержать и информацию о посещении дошкольных учреждений, школы, особенностях режима дня, успеваемости и дополнительных нагрузках. Полная картина помогает выявить все предрасполагающие факторы к развитию той или иной патологии. Отдельное внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

Анамнез болезни

Когда врачами составляется история болезни, анамнез всегда является одним из первых ее составных частей. Специалисты собирают сведения о возникновении и течении болезни. Установлены случаи, когда патология после появления первой симптоматики никак себя не проявляет, но затем развивается осложнение, которое специалисты ошибочно принимают за начало заболевания. Отдельно устанавливают:

  • последовательность возникновения жалоб;
  • особенности начала заболевания.

Получаемая информация дает основание подозревать, злокачественный ли процесс наблюдается, острое заболевание или хронический патологический процесс. Учитывая такой вариант, врачи сначала стараются установить причинные факторы и обстоятельства, способствующие развитию болезни. Затем обращают внимание на причину, послужившую основанием для обращения к медикам. В анамнезе болезни подробно указывается:

  • последовательность течения болезни;
  • изменение субъективных и объективных сведений заболевания;
  • наличие периодов ремиссии и их продолжительность.

Гинекологический анамнез

Девушкам, впервые обращающимся к гинекологу, незнаком термин анамнез: что это такое в гинекологии, для чего используется – им неизвестно. Данного типа информация получается непосредственно от самой пациентки. Задаваемые врачом вопросы касаются детородной функции женщины. Специалист устанавливает характер менструаций, их периодичность, объем выделений. Также он обращает внимание на наличие абортов или выкидышей в прошлом. Гинекологический анамнез содержит информацию о перенесенных гинекологических заболеваниях, времени наступления менопаузы и климакса.


Акушерский анамнез

Акушерский медицинский анамнезсоставная часть анамнеза жизни, которая содержит информацию, касающуюся генеративной функции женского организма. Врачи устанавливают количество беременностей, особенности их течения и процесса родоразрешения, характер возникших осложнений. Обращают внимание на:

  • режим беременной женщины;
  • количество родов в прошлом;
  • от чего и на каких сроках проводилось лечение.

Позже выясняют:

  • закончилась ли беременность в срок;
  • был ли ребенок не доношен или родился позже положенного срока;
  • какое пособие при родах использовалось.

Аллергологический анамнез

Данный вид анамнеза включает сведения о выявленных аллергических заболеваниях у пациента и его родственников. Аллергические реакции могут развиваться при воздействии на организм широкого спектра аллергенов. Так, фармакологический и аллергологический анамнез содержит информацию о наличии у пациента непереносимости отдельных групп лекарств. По возможности устанавливают тип аллергена. При составлении анамнеза уточняют наблюдавшиеся проявления аллергии:

  • крапивница;
  • отек слизистых оболочек носа.

Психологический анамнез

Психологический анамнез содержит полную информацию относительно особенностей психического развития пациента, его наследственности. Специалисты обращают внимание на:

Отдельное внимание уделяют семейным взаимоотношениям – непонимание, отсутствие постоянного контакта с близкими может привести к развитию серьезных патологий психики. Стоит отметить, что психологический анамнез может быть субъективным и объективным.

Большое внимание врачи уделяют второму типу анамнеза. Связано это с особенностями развития патологии: пациент из-за своего заболевания не может нормально интерпретировать происходящее с ним в прошлом. В ходе опроса врачи должны тщательно исследовать наследственную отягощенность:

  • состояние матери в период беременности;
  • особенности процесса родов;
  • раннее родоразрешение;
  • физические и .

Как собирают анамнез?

Молодые специалисты, которые знают практически все про анамнез: что это такое, для чего нужен, не всегда умеют правильно собирать его. Сбор анамнеза производится с учетом правил деонтологии. Во время данной процедуры врач должен постараться достигнуть взаимопонимания в общении с пациентом.

Диалог должен строиться на доверии – так специалисту удастся собрать больше ценной информации, которой пациенты не всегда готовы делиться. Специалисты должны гарантировать соблюдение врачебной тайны, поэтому сбор анамнеза проводится в отсутствие других пациентов. Сперва врач выслушивает больного, фиксируя все, что сообщает, а после этого начинает задавать вопросы.

Данные анамнеза

Перед тем как собрать анамнез, врачи проводят тщательный осмотр пациента. Это позволяет предположить тип возможной патологии, который обуславливает характер и количество вопросов, адресованных больному. Перечень уточняемых параметров может изменяться. Однако существует ряд вопросов, которые специалист задает всем пациентам. Полученная информация вносится в историю болезни.

История болезни – пример

Правильно собранный анамнез (что это такое, мы уже выяснили) помогает выставить предварительный диагноз. Анамнез больного вносится в его историю болезни.

Во врачебном документе указывают следующие данные:

  1. ФИО пациента, дата рождения.
  2. Его домашний адрес.
  3. Название организации и место работы.
  4. Кем направлен и предполагаемый диагноз.
  5. Анамнез болезни: жалобы на момент обращения, время начала заболевания, наблюдаемые симптомы, проводимое лечение и его эффективность.
  6. Анамнез жизни: наличие хронических заболеваний и воспалительных процессов, операций, условия работы.
  7. Эпидемиологический анамнез: перенесенные инфекции, с указанием возраста, проведенные прививки (тип вакцины, дата введения).
  8. Генетический анамнез: информация об имеющихся генетических патологиях у членов семьи и родных.
  9. Функциональный анамнез: сбор информации о работе внутренних органов, опираясь на характерные симптомы (кашель, насморк, сердцебиение, беспокойство, боли в области сердца, в животе, характер мочеиспусканий, кала).

Анамнез I Анамне́з (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. А. как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного (Обследование больного).

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам ( , боли в грудной клетке, и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность А. оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось , его результаты, наличие реакций на лекарства.

А. жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и ; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены , прикорм, ; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; , его особенность и продолжительность; прогулки, ; когда прорезались первые и порядок их прорезывания. А. обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая А. жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные А. уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный А. и объективный А., каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на , юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и заболевания. Следует осторожно относиться к данным А. о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез. Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, . с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А.А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.

II Ана́мнез (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц.

Ана́мнез акуше́рский (a. obstetrica) - часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер менструации, число беременностей, абортов и родов, особенности их течения и характер осложнений).

Ана́мнез аллергологи́ческий (а. allergologica) - часть А., посвященная проявлениям аллергических заболеваний у самого больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами.

Ана́мнез боле́зни (a. morbi) - часть А., посвященная возникновению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения.

Ана́мнез жи́зни (a. vitae) - часть А., посвященная физическому, психическому и социальному развитию обследуемого.

Ана́мнез профессиона́льный (a. professionalis) - часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, например наличию профессиональных вредностей.

Ана́мнез психиатри́ческий (a. psychiatrica) - А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деятельности больного, круга его интересов и влечений, семейных взаимоотношений.

Ана́мнез семе́йный (a. familiaris) - часть А. жизни, посвященная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т.д.

Ана́мнез социа́льный - часть А. жизни, описывающая бытовые условия, общественное положение и социальную больного.

Ана́мнез спорти́вный - А., собираемый у спортсменов и касающийся их физического развития, физической подготовленности, методики и режима тренировки, переносимости тренировочных нагрузок, динамики спортивных результатов.

Ана́мнез фармакологи́ческий - часть А. болезни, посвященная дозам, способам применения, лечебному и побочным эффектам ранее применявшихся лекарственных средств, а также сведениям о лекарственной непереносимости.

Ана́мнез эпидемиологи́ческий - А., собираемый в случае инфекционного заболевания с целью установления возможного источника инфекции и путей передачи ее возбудителя.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :
    Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Анамнез - (от греческого anamnesis воспоминание), сведения о больном (анамнез жизни) и его заболевании (анамнез болезни), собранные при опросе больного и (или) знающих его лиц, с целью установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    анамнез - а, м. anamnèse f. <гр.anamnesis воспоминание. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. БАС 2. Лекс. Южаков:анамнез; СИС 1937:анамне/з; БАС 1 1948: ана/мнез … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    анамнез - (неправильно анамнез). Произносится [анамнэз] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Составная часть врачебного обследования информация, перечень сведений о ходе болезни, перенесенных ранее заболеваниях, травмах, оперативных вмешательствах, остаточных явлениях. Наиболее ценны сведения о заболеваниях, связанных с нервной, сердечно … Словарь бизнес-терминов

    - [нэ ], а, муж. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 сообщение (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Анамнез - сведения о жизни человека, перенесенных им заболеваниях, их начале и течении, данные о профессиональной, психической и физической работоспособности работника, его поведении в коллективе и семье...



Рассказать друзьям