Что такое анамнез в медицине. Медицинская энциклопедия - анамнез

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - это сумма сведений, которые обследуемый - больной или здоровый человек (при диспансеризации) - сообщает о состоянии своего здоровья, о своем заболевании, о своих переживаниях и ощущениях в связи с заболеванием, о реакциях своего организма на внешние воздействия. Эти сведения врач использует при установлении диагноза и прогноза, а также и при назначении лечения. Расспрос о возможных (с точки зрения больного) причинах заболевания, его начале, развитии и течении - исторический метод изучения заболевания, имеющий целью установить правильный диагноз. В настоящее время этот метод продолжает приобретать все более широкий характер, включая также данные о реактивности организма, его компенсаторных способностях и т. д. Сюда относятся данные, имеющие большое практическое значение, об аллергических реакциях, индивидуальной непереносимости, осложнениях, гематологических и других проявлениях при применении антибиотиков, кортикостероидов и др.

Важнейшим условием правильного распознавания заболевания является тщательное методическое обследование больного, состоящее из двух разделов: изучения проявлений болезни, ощущаемых только больным (субъективных симптомов заболевания, выявляемых при собирании анамнеза, расспросе), и изучения признаков заболевания, доступных врачебному наблюдению (объективного обследования больного при помощи физических, а также различных лабораторных, инструментальных и других методов исследования).

Собирание анамнеза больного предшествует объективному его обследованию (см. Диагноз). Противопоставление этих методов обследования, как и недооценка одного из них, ошибочно, так как они дополняют друг друга и обеспечивают изучение организма в целом. В каждом отдельном случае в зависимости от индивидуальных особенностей больного и характера заболевания любой из этих методов может иметь то большее, то меньшее значение. Анамнестический метод позволяет изучать личность больного, характер нервных процессов, что приближает к пониманию типа высшей нервной деятельности. Совокупность всех методов обследования позволяет сделать заключение о диагнозе заболевания, прогнозе и лечении.

Выдающимся русским врачам М. Я. Мудрову, С. П. Боткину и особенно Г. А. Захарьину принадлежит важнейшая роль в разработке и развитии анамнестического метода.

Анамнез имеет большое значение для изучения болезни в развитии, в динамике. На основании анамнеза можно установить более или менее точно происхождение, причины и условия возникновения заболевания; изучить перенесенные в прошлом заболевания (а также реакции организма на те или иные воздействия), условия жизни обследуемого, наличие проф. вредностей, вредных привычек и т. д. При помощи анамнеза возможно распознавание функциональных нарушений, проявляющихся в субъективных ощущениях больного в период болезни, когда нет органических изменений, доступных объективному обследованию. При собирании анамнеза и расспросе важно обращать внимание не только на то, о чем сообщает больной, но и на то, как сообщает, на его манеру держаться, манеру разговора, его реакции на вопросы и т. д. Это позволяет изучить личность больного, особенности его характера, поведения, нервно-психического состояния. Собеседование между врачом и больным способствует возникновению между ними контакта, доверия к врачу, что помогает в распознавании болезни и особенно в лечении, в частности в психотерапии. Одной из важных задач при обследовании больного, установлении диагноза и лечении является выяснение тех индивидуальных особенностей, которые характеризуют проявления данного заболевания у данного больного. Одна и та же болезнь у разных людей протекает по-разному, со своими особенностями, что зависит от возраста, наследственных признаков, реактивности и других свойств организма больного. Выяснению этих особенностей наряду с объективным обследованием способствуют данные анамнеза. Как и все методы обследования, собирание анамнеза должно проводиться в определенной последовательности и по четкому плану. Чем больше фактов - признаков, симптомов - на основании расспроса и объективного обследования сумеет собрать врач, тем точнее будет диагноз заболевания.

Принято различать анамнез данного заболевания - анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни больного, или общий анамнез (anamnesis vitae).

Анамнез болезни включает сведения, касающиеся настоящего заболевания. Он является первым этапом в обследовании больного, на основании которого у врача создается первоначальное представление, гипотеза о характере заболевания.

Анамнез болезни должен дать ответ на следующие вопросы.
1. На что жалуется больной? Больной сообщает свои ощущения и переживания, а также и другие сведения о проявлениях болезни (например, боли в области сердца, сердцебиения, рвота, черный стул). Жалобы больного дают возможность врачу предполагать нарушения в той или иной системе организма (сердечно-сосудистой, пищеварения) и, не отступая от исследования организма в целом, обратить особое внимание на эту систему.

2. Когда больной заболел, когда появились первые признаки заболевания? Этот вопрос позволяет со значительной долей точности решить, является ли данное заболевание острым или хроническим.

3. Как возникло заболевание, каковы первые его признаки, что им предшествовало? Диагностическое значение этого вопроса заключается в том, что некоторые болезни имеют характерное начало с последовательным развитием клинической картины (например, внезапное начало при крупозном воспалении легких и постепенное, более медленное развитие при бронхопневмонии).

4. Течение заболевания, его развитие с момента возникновения до настоящего времени. Выяснение этого вопроса дает возможность выявить динамику заболевания, постепенное развитие симптомов и различных проявлений болезни, смену периодов улучшения и ухудшения, обострения болезни, какое проводилось лечение и какой был при этом эффект.

При собирании анамнеза необходимо критически оценивать жалобы больного. Собирание анамнеза - это творческий акт изучения субъективных симптомов заболевания, их осмысливания, сопоставления, научной и логической интерпретации. Выслушивая рассказ больного и расспрашивая его, обследующий врач всегда должен при этом помнить важнейшее положение И. П. Павлова о целостности организма, о единстве организма и среды. За жалобами больного и субъективными симптомами врач должен видеть патологический процесс, происходящий в организме, значение повреждения и степень участия тех или иных органов и систем в развитии картины болезни.

При собирании анамнеза жизни больного отмечают те особенности биографии и условий его жизни, которые, возможно, имели значение в формировании конституционального типа и типа нервной системы и могли играть роль в возникновении данного заболевания. Тип высшей нервной деятельности формируется под влиянием внешней среды на унаследованные особенности организма. В связи с этим при собирании анамнеза необходимо обратить внимание на наследственные особенности больного, на состояние здоровья ближайших родственников и перенесение ими заболевания.

В формировании типовых особенностей организма особенно важную роль играют факторы социальные. Поэтому при расспросе подробно выясняются материально-бытовые условия, условия труда, наличие профессиональных вредностей, условия отдыха и т. д. Важное место занимает выяснение перенесенных в прошлом заболеваний, поскольку каждое заболевание может быть следствием, осложнением или обострением либо перенесенных в прошлом, либо хронически протекающих заболеваний. Необходимо помнить, что собирание анамнеза является лишь частью той работы, которая предшествует установлению диагноза, и что даже очень подробно и тщательно собранный анамнез не дает права ставить окончательный диагноз без данных объективного исследования.

Расспрос должен быть подробным и систематическим, особенно при хронических заболеваниях. При острых заболеваниях, особенно при состояниях, угрожающих жизни больного, он бывает кратким. В этих случаях у врача нет времени на собирание подробного анамнеза, а требуются срочные, немедленные действия для спасения жизни больного. О больных, находящихся в бессознательном состоянии, анамнестические сведения получают у родственников или окружающих лиц.

В перевод с греческого «анамнез» - это воспоминание. Значение данного слова относительно медицины - информация о текущем и прошлом состоянии здоровья пациента, изучение факторов, на него влияющих. Анамнез проводят врачи при первом обращении пациента и, в большинстве случаев, уже после него ставится диагноз. Информация, полученная от больного, помогает не только определить причину заболевания и недуга без каких-либо дальнейших процедур и исследований, но и назначить необходимое лечение. Таким образом, анамнез (что это такое, мы рассмотрели выше) является универсальным диагностическим методом, используемым в любой области медицины. Данная статья посвящена рассказу о нем.

История (анамнез) заболевания

При анамнезе заболевания лечащий врач может выявить:

  • дату начала болезни и то, как она началась;
  • ход течения;
  • какие уже применялись и что удалось выяснить;
  • каким было лечение и каковы его результаты.

Об общей картине заболевания позволяет узнать анамнез. Что это дает врачу? Как уже говорилось ранее, опрос пациента дает начальное представление того, о каком недуге идет речь. Если больной обратился с описанными симптомами впервые, то врач задает вопросы о том, что он делал для их устранения. Если признаки повторные, то врач узнает у клиента то, насколько они частые (обострения, рецидивы и прочее), каким было лечение при первичном их появлении. Анамнез заболевания дает врачу необходимую информацию для постановки диагноза.

История (анамнез) жизни

Рассказ пациента о своей жизни, привычках позволяет определить причину возникновения симптомов. Анамнез (что это является эффективным средством диагностики, доказано не раз) собирается следующим образом:

  1. Общие сведения:
  • место рождения (возможно, что заболевания вызвано территориальными особенностями);
  • наличие преморбидных состояний;
  • возраст родителей на момент рождения больного;
  • ход течения беременности (угрозы выкидыша, перенесенные заболевания) и роды;
  • условия жизни в детские годы;
  • степень умственного и физического развития;
  • половая зрелость.

2. Информация о перенесенных заболеваниях и инфекциях:

  • инфекционные заболевания в детском возрасте;
  • врожденные заболевания;
  • и вызванные ими осложнения.
  1. Сведения о контакте с токсичными и вредными веществами (например, по работе).
  2. Информация о вредных привычках (алкогольная, никотиновая и наркотическая зависимость).
  3. Сведения о здоровье родителей.

Анамнез жизни помогает врачу узнать условия возникновения болезни и ее причины.

Выводы

На основе полученных данных врач устанавливает:

  • пораженные органы или системы организма;
  • дату начала болезни;
  • ее характер, форму (острая, хроническая, подострая);
  • ход болезни (обострения, стабилизация, улучшение);
  • причины, спровоцировавшие развитие заболевания;
  • методы лечения (препараты, терапия);
  • результаты лечения.

Таким образом, можно подвести итог: анамнез (что это такое, мы узнали в самом начале статьи) дает практически полную картину развития и прогрессирования заболевания.

До проведения диагностических мероприятий врачи стараются получить максимум информации от самого пациента. Это помогает не только предположить возможный диагноз, его и установить масштаб предстоящих обследований. Совокупность полученных данных обозначают термином «анамнез». Что это такое, для чего он нужен – многим пациентам неизвестно.

Анамнез – что это такое в медицине?

Чтобы понять, что означает слово «анамнез» в медицине, можно обратиться к словарю медицинской терминологии. Этим определением принято обозначать совокупности всех сведений о пациенте, его заболеваниях, которые получены путем опроса самого больного и его родственников, близких. Получаемая в результате информация используется для установления причины заболевания, постановки диагноза и с целью дальнейшего выбора метода лечения и профилактики.

Метод опроса пациентов целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику следующие известные деятели медицины: Захарьин, Мудров, Остроумов. Даже в современной медицине анамнез продолжает занимать ведущее положение в процессе получения информации о болезни и состояния здоровья пациента. Ему присваивают первостепенное значение в процессе диагностики заболеваний психики и целого ряда соматических болезней.

Неотягощенный анамнез

Разобравшись с термином анамнез, что это такое, необходимо выделить его основные формы. При сборе информации о пациенте, дальнейшей постановке диагноза врачи обращают внимание на особенности анамнеза. О такой разновидности, как неотягощенный анамнез, медики говорят, если у пациента отсутствуют .

Хронические воспалительные и инфекционные процессы в организме, водно-солевой баланс у пациента в норме. Другими словами, неотягощенный анамнез – это полное отсутствие предпосылок для развития предполагаемой патологии. В клинической практике такое встречается нечасто, так как заболевание практически всегда является следствием нарушения или сбоя в организме человека.

Отягощенный анамнез

Термин «отягощенный анамнез» медики используют, когда история больного содержит информацию о наличии других патологий, влияющих на исход основного заболевания. Нередко используют термин «отягощенный акушерский анамнез» – он применим к ситуации, когда есть серьезная угроза для процесса внутриутробного развития плода и нормального родоразрешения. В акушерской практике данный анамнез используется, исходя из наличия сопутствующих проблем, которые имели место в процессе предыдущих гестаций:


Анамнез жизни

Анамнез данного типа – это практически вся история жизни больного. Анамнез жизни включает в себя сведения о физическом, психическом и социальном развитии обследуемого. Объем получаемых сведений варьируется и зависит непосредственно от условий, в которых оказывают медицинскую помощь. В случае неотложных состояний медики выясняют только основные моменты, которые необходимы для постановки диагноза и лечения. Чем больше подробностей содержит анамнез жизни, тем лучше врач может понять пациента, его индивидуальные особенности.

Владея этой информацией, врачи способны точно выставить диагноз, сделать прогноз относительно выявленного заболевания, дать индивидуальные рекомендации относительно профилактики осложнений. Среди основной информации, получаемой в ходе сбора анамнеза жизни:

Семейный анамнез

Семейный или генеалогический анамнез – информация о пациенте, касающаяся состава его семьи, обстановки в ней, заболеваний отдельных ее членов. Семейный анамнез содержит сведения о возрасте родителей пациента, особенностях их профессии, материальном состоянии семьи. Подробно собирается информация о каждом представителе семьи:

  • когда и какими детскими заболеваниями он болел;
  • сколько детей в семье;
  • особенности развития каждого ребенка.

Такой анамнез может содержать и информацию о посещении дошкольных учреждений, школы, особенностях режима дня, успеваемости и дополнительных нагрузках. Полная картина помогает выявить все предрасполагающие факторы к развитию той или иной патологии. Отдельное внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

Анамнез болезни

Когда врачами составляется история болезни, анамнез всегда является одним из первых ее составных частей. Специалисты собирают сведения о возникновении и течении болезни. Установлены случаи, когда патология после появления первой симптоматики никак себя не проявляет, но затем развивается осложнение, которое специалисты ошибочно принимают за начало заболевания. Отдельно устанавливают:

  • последовательность возникновения жалоб;
  • особенности начала заболевания.

Получаемая информация дает основание подозревать, злокачественный ли процесс наблюдается, острое заболевание или хронический патологический процесс. Учитывая такой вариант, врачи сначала стараются установить причинные факторы и обстоятельства, способствующие развитию болезни. Затем обращают внимание на причину, послужившую основанием для обращения к медикам. В анамнезе болезни подробно указывается:

  • последовательность течения болезни;
  • изменение субъективных и объективных сведений заболевания;
  • наличие периодов ремиссии и их продолжительность.

Гинекологический анамнез

Девушкам, впервые обращающимся к гинекологу, незнаком термин анамнез: что это такое в гинекологии, для чего используется – им неизвестно. Данного типа информация получается непосредственно от самой пациентки. Задаваемые врачом вопросы касаются детородной функции женщины. Специалист устанавливает характер менструаций, их периодичность, объем выделений. Также он обращает внимание на наличие абортов или выкидышей в прошлом. Гинекологический анамнез содержит информацию о перенесенных гинекологических заболеваниях, времени наступления менопаузы и климакса.


Акушерский анамнез

Акушерский медицинский анамнезсоставная часть анамнеза жизни, которая содержит информацию, касающуюся генеративной функции женского организма. Врачи устанавливают количество беременностей, особенности их течения и процесса родоразрешения, характер возникших осложнений. Обращают внимание на:

  • режим беременной женщины;
  • количество родов в прошлом;
  • от чего и на каких сроках проводилось лечение.

Позже выясняют:

  • закончилась ли беременность в срок;
  • был ли ребенок не доношен или родился позже положенного срока;
  • какое пособие при родах использовалось.

Аллергологический анамнез

Данный вид анамнеза включает сведения о выявленных аллергических заболеваниях у пациента и его родственников. Аллергические реакции могут развиваться при воздействии на организм широкого спектра аллергенов. Так, фармакологический и аллергологический анамнез содержит информацию о наличии у пациента непереносимости отдельных групп лекарств. По возможности устанавливают тип аллергена. При составлении анамнеза уточняют наблюдавшиеся проявления аллергии:

  • крапивница;
  • отек слизистых оболочек носа.

Психологический анамнез

Психологический анамнез содержит полную информацию относительно особенностей психического развития пациента, его наследственности. Специалисты обращают внимание на:

  • склад личности;
  • особенности профессиональной деятельности;
  • круг интересов пациента.

Отдельное внимание уделяют семейным взаимоотношениям – непонимание, отсутствие постоянного контакта с близкими может привести к развитию серьезных патологий психики. Стоит отметить, что психологический анамнез может быть субъективным и объективным.

Большое внимание врачи уделяют второму типу анамнеза. Связано это с особенностями развития патологии: пациент из-за своего заболевания не может нормально интерпретировать происходящее с ним в прошлом. В ходе опроса врачи должны тщательно исследовать наследственную отягощенность:

  • состояние матери в период беременности;
  • особенности процесса родов;
  • раннее родоразрешение;
  • физические и .

Как собирают анамнез?

Молодые специалисты, которые знают практически все про анамнез: что это такое, для чего нужен, не всегда умеют правильно собирать его. Сбор анамнеза производится с учетом правил деонтологии. Во время данной процедуры врач должен постараться достигнуть взаимопонимания в общении с пациентом.

Диалог должен строиться на доверии – так специалисту удастся собрать больше ценной информации, которой пациенты не всегда готовы делиться. Специалисты должны гарантировать соблюдение врачебной тайны, поэтому сбор анамнеза проводится в отсутствие других пациентов. Сперва врач выслушивает больного, фиксируя все, что сообщает, а после этого начинает задавать вопросы.

Данные анамнеза

Перед тем как собрать анамнез, врачи проводят тщательный осмотр пациента. Это позволяет предположить тип возможной патологии, который обуславливает характер и количество вопросов, адресованных больному. Перечень уточняемых параметров может изменяться. Однако существует ряд вопросов, которые специалист задает всем пациентам. Полученная информация вносится в историю болезни.

История болезни – пример

Правильно собранный анамнез (что это такое, мы уже выяснили) помогает выставить предварительный диагноз. Анамнез больного вносится в его историю болезни.

Во врачебном документе указывают следующие данные:

  1. ФИО пациента, дата рождения.
  2. Его домашний адрес.
  3. Название организации и место работы.
  4. Кем направлен и предполагаемый диагноз.
  5. Анамнез болезни: жалобы на момент обращения, время начала заболевания, наблюдаемые симптомы, проводимое лечение и его эффективность.
  6. Анамнез жизни: наличие хронических заболеваний и воспалительных процессов, операций, условия работы.
  7. Эпидемиологический анамнез: перенесенные инфекции, с указанием возраста, проведенные прививки (тип вакцины, дата введения).
  8. Генетический анамнез: информация об имеющихся генетических патологиях у членов семьи и родных.
  9. Функциональный анамнез: сбор информации о работе внутренних органов, опираясь на характерные симптомы (кашель, насморк, сердцебиение, беспокойство, боли в области сердца, в животе, характер мочеиспусканий, кала).

от греч. anamnesis) – в психоанализе: воспоминание, восстановление в памяти пациента событий прошлого, предопределивших его заболевание.

Представление об анамнезе как воспоминании событий прошлого, оказавших воздействие на возникновение невротических симптомов, было выдвинуто Й. Брейером и З. Фрейдом в период их терапевтической деятельности, предшествовавшей становлению психоанализа. В предварительном сообщении «О психическом механизме феномена истерии» (1893) они писали о том, что истерические симптомы исчезают и больше не возвращаются, если удавалось восстановить в памяти событие, послужившее причиной этих симптомов. «Восстановление в памяти события и сопутствующего ему аффекта имело целью позволить больному потом как можно подробнее описывать событие и выразить словами переживаемый при этом аффект». Для восстановления в памяти пациента события Й. Брейер и З. Фрейд использовали катартический метод: пациент вводился в гипнотическое состояние, способствующее воспоминанию событий прошлого, и заново переживал эти события; в процессе повторного переживания устранялось воздействие ранее неотреагированного первоначального представления, и ущемленный аффект возвращался в сознание, что вело, как предполагалось, к исцелению. Эти идеи были высказаны ими подробнее в работе «Исследования истерии» (1895).

В терапевтической практике З. Фрейд встретился с тем затруднением, что некоторые пациенты не поддавались гипнозу. Поскольку гипноз требовался для расширения памяти, для обнаружения патогенных воспоминаний, то З. Фрейд должен был или отказаться от таких пациентов, или использовать другие методы. Задача состояла в том, чтобы избежать гипноза и в то же время иными средствами добиться у пациентов патогенных воспоминаний. Решая эту задачу, З. Фрейд стал использовать метод «концентрации», «настойчивости» или «психического принуждения»: он уверял пациента, что тот может вспомнить события прошлого; настойчиво требовал, чтобы тот шел в своих воспоминаниях все дальше и дальше. Затем он стал прибегать к «методологической уловке»: надавливал на лоб пациента пальцами рук и настоятельно просил, чтобы тот сообщал ему все, что пришло в голову. При сложном анализе требовалось непрерывное применение надавливания рукой на лоб, так как часто у пациента всплывали воспоминания, являвшиеся средним звеном между исходными и исконными патогенными представлениями.

Терапевтическая работа заключалась, по З. Фрейду, в том, чтобы, преодолевая сопротивления пациента, раскрыть тройное расположение психического материала: выявить «пучки воспоминаний, представляющих собой линейное наслоение друг на друга и образующих определенные темы»; обнажить второй вид размещения воспоминаний, являющихся концентрическим кругом, расположенным вокруг «патогенного ядра»; добраться до материала, составляющего ядро патогенной организации.

В процессе дальнейшей терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с двумя трудностями: с одной стороны, процедура надавливания пальцами рук на лоб пациента оказывалась не всегда эффективной, так как подчас не вызывала никаких воспоминаний, несмотря на настойчивость и напор врача; с другой – порой сами пациенты говорили о том, что настойчивость, напор, давление со стороны врача не только не способствовали, но, напротив, мешали возникновению воспоминаний. Принимая во внимание эти трудности, З. Фрейд отказался от «методологической уловки» и стал использовать метод «свободных ассоциаций», открывавший простор для спонтанных воспоминаний пациента. Отказ от гипноза и использование метода «свободных ассоциаций» как раз и стали основой для возникновения психоанализа.

Благодаря методу «свободных ассоциаций» удавалось добиться у пациентов таких патогенных воспоминаний, которые уходили своими корнями в раннее детство и оказывались связанными с реальными событиями сексуального совращения, соблазнения ребенка. Основываясь на подобных воспоминаниях, З. Фрейд выдвинул теорию «совращения», объясняющую причины возникновения невроза у человека. Однако вскоре ему удалось обнаружить, что часто пациенты его обманывали, и в действительности речь шла не о реальных событиях детства, а о фантазиях, которым предавались дети и взрослые. Как правило, фантазией совращения ребенок прикрывал инфантильный период своей сексуальной деятельности. Тем не менее для понимания невроза важно, как считал З. Фрейд, выявление воспоминания о травмирующем детском переживании, независимо от того, связано ли оно с реальным событием или фантазией. Для невроза существенное значение имеет не столько физическая, сколько психическая реальность, находящая свое отражение в фантазии человека. Отсюда – одна из основных задач психоанализа, заключающаяся в воспоминании (воскрешении, восстановлении) в памяти пациента травмирующей ситуации, связанной с переживанием в раннем детстве реального или воображаемого события и доведения ее до его сознания с целью последующего сознательного, а не бессознательного, что имело место в прошлом, разрешения внутрипсихического конфликта. Анамнез становится важной, необходимой составной частью аналитической работы, ориентированной на устранение симптомов заболевания и исцеление обратившегося за помощью пациента.

Анамнез

греч. anamnesis - воспоминание) - метод исследования пациента, основанный на целенаправленном стимулировании и системном анализе его воспоминаний о своей болезни, а также как источник сведений о различных событиях его жизни, имеющих к заболеванию прямое или косвенное отношение (биография, профессия, род деятельности, характерологические особенности, образование, сведения о родительской семье и т.п.). В психопатологическом исследовании анамнез имеет исключительно важное или даже незаменимое значение до настоящего времени.

АНАМНЕЗ

греч. anamnesis - воспоминание). Совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают А. психиатрический (особенности психического развития, преморбидные черты личности, наследственность, круг интересов и увлечений, успеваемость в учебном заведении, наличие вредных привычек и т.д.), социальный (бытовые условия, характеристика социальной микросреды, взаимоотношения в коллективе, общественное положение), фармакологический (лекарства, получаемые больным и их эффективность, побочные явления, непереносимость по отношению к некоторым препаратам), эпидемиологический (сведения о наличии в местности, где больной проживал, инфекционных заболеваниях, которые могли бы дать основания для предположения о возможности возникновения у него инфекционного психоза). В А. психиатрический входят и выделяемые как самостоятельные разделы А. болезни, жизни, наследственный, семейный.

АНАМНЕЗ

от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). А. включается в содержание истории болезни. В последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т. е. катамнез). В случае душевнобольных история болезни, по словам Б. В. Зейгар-ник, "представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы "продольный" срез его жизни". (Б. М.)

АНАМНЕЗ

В переводе с греческого означает "вспоминать", или "воспоминание". 1. Припоминание или способность вспомнить прошлые события. 2. В медицине, персональная история болезни в изложении пациента. Первоначально термин использовался исключительно в отношении утверждений пациента относительно конкретного расстройства и его мнения о важных событиях, предшествовавших этому расстройству, и, с его точки зрения, имеющих к нему какое-то отношение. Многие другие, особенно психиатры, используют этот термин для обозначения любых и всех аспектов истории болезни пациента, включая информацию, полученную и не от пациента, такую как биографические данные, сообщения членов семьи и т.д. Ср. с катамнезом.

АНАМНЕЗ (ANAMNESE)

Анамнез, или предварительная беседа, в обычном медицинском понимании касается прошлых страданий и болезней. Для Милтона Эриксона это означало нечто совсем другое.

К вопросу: «Когда вы почувствовали себя плохо?» - он не забывал добавлять: «А когда вы хорошо себя чувствуете?» или «Опишите мне, что требуется для того, чтобы стало лучше...» и т. д. Он был убежден, что упоминание о позитивном опыте должно вызывать благоприятные ассоциации и на этом следует акцентировать внимание.

Эриксон также считал, что разрешение симптома может не иметь никакой связи с причиной его возникновения. «Следовательно, прошлое не интересовало его с точки зрения поиска в нем причин страданий или симптомов, как ключа к выздоровлению. Как изменить прошлое, исходя из существующей реальности - вот в чем существо вопроса; прошлое - это непосредственно то, что должно быть пересоздано с помощью расширения и усиления скрытых возможностей, проявляющихся при общении с терапевтом. Другими словами, прошлое нужно не расшифровывать, а переплавлять под нажимом будущего» (Roustang, 1990).

«Вероятные ресурсы и описание мироощущения пациента - вот что его в конечном счете интересовало» (Van Dick, 1980). Во время сбора анамнеза «терапевт знакомится с объемом жизненного опыта пациента, с его навыками, которые могут быть использованы в дальнейшем. Пациенты являются пленниками систем, не позволяющих им использовать собственные возможности в своих интересах. Этот навык у людей пока еще не на высоте» (Erickson & Rossi, 1979).

Отметим также, что сбор анамнеза для любого гипнотерапевта - это момент, который стараются использовать для того, чтобы установить контакт с пациентом.

И, наконец, в гипнозе минимум анамнеза позволит уберечься от необдуманных действий (см. предосторожности в гипнозе).

Анамнез

Совокупность сведений, полученных от больного, его родственников и знакомых, а также по имеющимся медицинским документам, о начале и последующем развитии его заболевания (anamnesis morbi), а также о его наследственности и особенностях жизни: врожденные особенности, развитие в детском возрасте, перенесенные и хронические заболевания, подверженность профессиональным и бытовым токсическим воздействиям и пр. (anamnesis vite).

АНАМНЕЗ

психологический) (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Понятие А. поначалу применялось в медицинской психологии. Здесь с самого начала выделяют «объективный» и «субъективный» А., т. е. получение сведений от окружающего больного людей и от самого больного. В настоящее время понятие А. вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Заимствование термина А. из медицины не означает прямого переноса в психологию ее методов. Сбор и анализ анамнестических данных является одним из важнейших в арсенале психологических методов изучения личности. Это подтверждается известным высказыванием В.Н. Мясищева о том, что полностью и всесторонне личность может быть изучена «только на основе всей истории жизни личности, поэтому история личности является основным методом и материалом для ее изучения». Весьма близким к анамнестическому методу является биографический метод, который довольно часто, как отмечает М.А. Котик, используется для психологического анализа несчастных случаев и ошибок операторов. Анамнестическое исследование в психологии труда и инженерной психологии предваряет применение многих других методов. Так, личностный подход проявляется в том, что любое психологическое явление рассматривается в связи с другими явлениями и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность, во-вторых, личность человека рассматривается как одно из детерминант его поведения, в-третьих, понимание личности в целом и отдельных проявлений человека возмож- «т но только с учетом истории ее развития. В психологии используются различные формы сбора анамнестических данных: 1) объективный А. осуществляется в форме бесед с другими людьми, хорошо знающими обследуемого специалиста; 2) субъективный А., т. е. беседа с самим обследуемым; 3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, результатов деятельности и др. Основная задача практического психолога на производстве - установить факторы, определившие тот или иной путь психологического развития, т. е. значимые обстоятельства жизни человека и степень их влияния на изменение психики.

Анамнез I Анамне́з (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. А. как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного (Обследование больного).

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам ( , боли в грудной клетке, и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность А. оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось , его результаты, наличие реакций на лекарства.

А. жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и ; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены , прикорм, ; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; , его особенность и продолжительность; прогулки, ; когда прорезались первые и порядок их прорезывания. А. обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая А. жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные А. уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный А. и объективный А., каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на , юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и заболевания. Следует осторожно относиться к данным А. о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез. Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, . с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А.А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.

II Ана́мнез (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц.

Ана́мнез акуше́рский (a. obstetrica) - часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер менструации, число беременностей, абортов и родов, особенности их течения и характер осложнений).

Ана́мнез аллергологи́ческий (а. allergologica) - часть А., посвященная проявлениям аллергических заболеваний у самого больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами.

Ана́мнез боле́зни (a. morbi) - часть А., посвященная возникновению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения.

Ана́мнез жи́зни (a. vitae) - часть А., посвященная физическому, психическому и социальному развитию обследуемого.

Ана́мнез профессиона́льный (a. professionalis) - часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, например наличию профессиональных вредностей.

Ана́мнез психиатри́ческий (a. psychiatrica) - А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деятельности больного, круга его интересов и влечений, семейных взаимоотношений.

Ана́мнез семе́йный (a. familiaris) - часть А. жизни, посвященная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т.д.

Ана́мнез социа́льный - часть А. жизни, описывающая бытовые условия, общественное положение и социальную больного.

Ана́мнез спорти́вный - А., собираемый у спортсменов и касающийся их физического развития, физической подготовленности, методики и режима тренировки, переносимости тренировочных нагрузок, динамики спортивных результатов.

Ана́мнез фармакологи́ческий - часть А. болезни, посвященная дозам, способам применения, лечебному и побочным эффектам ранее применявшихся лекарственных средств, а также сведениям о лекарственной непереносимости.

Ана́мнез эпидемиологи́ческий - А., собираемый в случае инфекционного заболевания с целью установления возможного источника инфекции и путей передачи ее возбудителя.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :
    Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Анамнез - (от греческого anamnesis воспоминание), сведения о больном (анамнез жизни) и его заболевании (анамнез болезни), собранные при опросе больного и (или) знающих его лиц, с целью установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    анамнез - а, м. anamnèse f. <гр.anamnesis воспоминание. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. БАС 2. Лекс. Южаков:анамнез; СИС 1937:анамне/з; БАС 1 1948: ана/мнез … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    анамнез - (неправильно анамнез). Произносится [анамнэз] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Составная часть врачебного обследования информация, перечень сведений о ходе болезни, перенесенных ранее заболеваниях, травмах, оперативных вмешательствах, остаточных явлениях. Наиболее ценны сведения о заболеваниях, связанных с нервной, сердечно … Словарь бизнес-терминов

    - [нэ ], а, муж. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 сообщение (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Анамнез - сведения о жизни человека, перенесенных им заболеваниях, их начале и течении, данные о профессиональной, психической и физической работоспособности работника, его поведении в коллективе и семье...



Рассказать друзьям