Психика выражается через такие психические явления как. Психологические явления, свойства и состояния

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предмет психологии. Специфические особенности и классификация психических явлений.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии.

Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. Предмет психологии указывает и раскрывает специфику психических явлений.

Психология изучает психику в закономерностях ее развития. Она изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Психика – это свойство мозга, и это свойство – отражение действительности. Психика – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением.

Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира , на основе которого регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Специфика психологического знания.

Особенности психол. знания:

1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.

2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Классификация психических явлений

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс – это последовательное изменение психической деятельности при том или ином виде взаимодействия человека с миром. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на:

1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение),

2) эмоциональные,

3) волевые,

4) действия.

Психическое состояние - это текущее (временное) своеобразие психической деятельности (психических процессов), обусловденное ее содержанием (объектом) и отношением человека к этому содержанию (личностной значимостью).

Психические состояния могут быть: а) кратковременными, ситуативными, и б) устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти),

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация),

3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости,

4. Состояния разных уровней организованности сознания (внимание).

Психические свойства – типичное для индивида своеобразие его психической деятельности. Психические свойства личности по своему происхождению вторичны, они возникают из процесса и вне процесса не погут появиться. Свойства психики, в отличие от процесса, - устойчивые особенности личности человека.

Психические свойства личности подразделяются на:

1. Темперамент - индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реальных психических процессов(сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики),

2. Направленность - иерархия потребностей и мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок,

3. Характер - обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде,

4. Способности - психофизиологические возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности.

1.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Существуют 3 основных подхода к пониманию, что представляетсобой психика (душа):

1. Идеалистический подход – психика как первичная самостоятельная субстанция, которая существует независимо от человека и от материального мира; основоположник – Платон: «Мир идей – сущность бытия» (материальный мир является отражением человеческого восприятия и самостоятельно не существует).

2. Дуалистический подход (!) – природа психики двойственна: существуют низшие, материально обусловленные психические процессы (на основе рефлекторной дуги) и высшие, нематериальные; основоположник – Декарт: ввел понятие рефлекторной дуги и рефлекса.

3. Материалистический подход – душа состоит из атомов (материальных элементов), от движения которых зависят свойства души; основоположник – Сократ.

Доказательства материальности психики :

После рассмотрения роли бихевиоризма в развитии психологии перед нами снова встает вопрос о том, что же изучает психологическая наука, каков ее предмет. Как вы помните, структурализм и функционализм были ориентированы на анализ внутренних особенностей человека, понимая психологию как науку о сознании. Однако представители бихевиоризма доказали необходимость изучения не только внутренних, но и внешних проявлений психики – поведения человека. Что же является предметом психологии в настоящее время? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо разграничить два понятия – «психические явления» и «психологические факты». Начнем с первого. Психические явления представляют собой факты внутреннего, субъективного опыта человека. Всем нам хорошо знакомо выражение «внутренний мир человека», собственный, или, как сказали бы психологи, субъективный опыт. Они – на житейском уровне (уровне обыденного познания) – отражают тот спектр явлений, который научное познание относит к категории психических: наши ощущения, мысли, желания, чувства. Вот сейчас вы видите перед собой эту книгу, читаете текст параграфа, пытаетесь его понять. Содержание текста может вызвать у вас самые различные эмоции – от удивления до скуки, стремление продолжить чтение или желание закрыть учебник. Все, что мы перечислили, является элементами вашего собственного субъективного опыта, или психическими явлениями. Нам важно запомнить одно их основное свойство – психические явления непосредственно представлены субъекту. Разберемся, в чем оно проявляется. Когда вы успешно справляетесь с решением какой-либо задачи, достигаете своей цели, чувствуете радость, уверенность в своих силах, гордитесь полученными результатами, обдумываете возможности достижения новых, более сложных целей. Однако вы не только испытываете все это, но и знаете о своих чувствах, мыслях, стремлениях. Если бы вас спросили в тот момент, что вы чувствуете, вы стали бы описывать свои мысли и переживания. Представим иную ситуацию, мастерски описанную А.Н. Леонтьевым: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него… неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок».

Как видим, и в данном случае вы смогли бы понять свои чувства, причины их возникновения, но это было бы уже необходимо не для другого, а для себя самого. Подобное становится возможным благодаря способности человека к самосознанию, самопознанию. Именно на ее основе структуралисты и функционалисты решали два фундаментальных вопроса психологии – о ее предмете и методе. Однако их подход был преодолен дальнейшим развитием самой психологической науки. Вместе с тем, это не означает, что психология отказалась от изучения психических явлений. Она лишь перестала считаться наукой, которая занимается исключительно исследованием фактов внутреннего опыта субъекта, включив в свой предмет целый ряд других проявлений психики. В то же время сама категория «психические явления» используется и в современной психологии. Так как факты субъективного опыта человека включают в себя широкий круг явлений, то существуют различные подходы к их классификации. Мы будем придерживаться одного из них, согласно которому психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют первичные регуляторы поведения человека. Они характеризуются определенными динамическими параметрами, означающими, что любой психический процесс имеет свое начало, течение и окончание. Психические процессы также могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы с восприятием и переработкой информации. К ним относят ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение, речь, внимание. Вместе с тем, любые сведения, которые человек получает об окружающей действительности, о себе самом, не оставляют его равнодушным. Одни вызывают у него положительные эмоции, другие будут связаны с негативными переживаниями, а третьи вообще могут остаться незамеченными. Поскольку любая информация имеет определенную эмоциональную окраску, то наряду с познавательными психическими процессами принято выделять и эмоциональные психические процессы. К данной группе принадлежат такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроение, стресс. Их значимость подчеркивал в свое время еще З. Фрейд, утверждавший следующее: «Измени свое отношение к вещам, которые тебя тревожат, и ты будешь от них в безопасности».

Далеко не все в нашей жизни удается без усилий и напряжения. Всем нам еще с детства хорошо знакома пословица: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Действительно, достижение многих жизненных целей требует преодоления разнообразных трудностей и препятствий, необходимости выбирать одно решение из нескольких возможных вариантов. Поэтому неслучайно еще одной группой познавательных психических процессов стали волевые процессы.

Иногда в качестве самостоятельной выделяют еще одну разновидность познавательных психических процессов – неосознаваемые психические процессы, которые осуществляются без контроля со стороны сознания.

Все психические процессы тесно связаны друг с другом. На их основе формируются определенные психические состояния человека, характеризующие состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, могут благоприятно сказываться на деятельности или затруднять ее. К этой категории психических явлений мы относим такие состояния, как бодрость, уныние, страх, угнетенность. Они, как и психические процессы, характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Еще одну категории психических явлений составляют психические свойства личности. Они отличаются большей устойчивостью и большим постоянством, чем психические состояния. Психические свойства личности отражают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека. К ним принадлежат направленность, темперамент, способности и характер.

Особенности развития психических процессов, преобладающие психические состояния и уровень развития психических свойств в совокупности составляют неповторимость человека, определяют его индивидуальность.

Однако, как мы уже отмечали, с развитием психологии в предмет ее исследования стали включаться и другие формы проявления психики – психологические факты. Это и факты поведения, и психосоматические явления, и продукты материальной и духовной культуры общества. Почему мы изучаем их? Потому что во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика человека проявляется, обнаруживает свои свойства. А это означает, что через них мы – опосредованно – можем исследовать саму психику.

Итак, мы можем зафиксировать выявленные нами различия между психическими явлениями и психологическим фактами. Психические явления представляют собой субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическим фактами понимается более широкий спектр проявлений психики, в том числе и их объективные формы – в виде поведенческих актов, продуктов деятельности, социально-культурных явлений. Они используются психологической наукой для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, что является предметом психологии с позиций современной науки. Психология изучает психические явления и психологические факты. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в данном случае «и» не означает «или», а подчеркивает целостность и единство психических явлений и психологических фактов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Однако это – не окончательный ответ на вопрос о предмете психологии. Мы обратимся к более детальному его рассмотрению при знакомстве с психологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева.

С житейской, ненаучной, точки зрения психология прежде всего выступает как совокупность явлений, известных каждому способному к самоанализу человеку по его личному опыту. Соответствующие явления представлены в виде разнообразных феноменов, которые человек обнаруживает в своем сознании в виде ощущений, образов, идей и переживаний. К психическим явлениям также можно отнести те, которые в повседневной жизни принято называть вниманием, памятью, речью, способностями, волей, темпераментом, характером, потребностями, чувствами и другими подобными терминами. Все эти явления изучает психология, пытаясь понять их природу, закономерности и связь с поведением человека.

К явлениям, исследуемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относятся также явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия людей между собой. Это, например, социальные установки, лидерство, взаимоотношения людей, общественное мнение, групповое сознание, коллективное настроение, мода, слухи, паника, религия и ряд других явлений, свойственных людям. Их называют массовидными явлениями психики, поскольку они характеризуют многих людей. Они исследуются в области научных знаний, называемой социальной психологией.

С помощью одних психических явлений, таких, например, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, человек познает себя и окружающий мир. Они представляют собой психические или познавательные (когнитивные) процессы человека, связанные с восприятием и переработкой информации, с получением необходимых знаний. Другие явления определяют индивидуальные особенности и поступки людей. Их соответственно называют психологическими свойствами и относят к человеку как личности. В число таких свойств включают, например, способности, темперамент, характер, волю, потребности и чувства. Третья группа психологических явлений называется психическими состояниями. Они представляют собой изменчивые состояния человека. Это, например, эмоции, установки, напряженность, расслабленность, тревога, состояние внимания и многое другое.

Психические процессы называются именно процессами по той причине, что их можно описать как нечто продолжающееся в течение определенного времени. К примеру, восприятие как процесс можно представить следующим образом. Вначале человек обращает свое внимание на что-либо. Затем он получает определенную информацию об этом в виде набора ощущений об объекте. После этого человек формулирует и проверяет гипотезу о том, что представляет собой воспринимаемый им объект. Затем эта гипотеза уточняется в ходе дальнейшего восприятия, и в конечном счете у человека складывается более или менее адекватный образ воспринимаемого им объекта. Приведем аналогичный пример для мышления, понимаемого как психический процесс. Столкнувшись с необходимостью решить какую-либо задачу, человек прежде всего изучает и осознает ее условия. Затем он начинает, сохраняя в голове поставленную цель (задачу), последовательно соотносить условия задачи с ее искомым решением, выяснять связи между ними. Когда соответствующие связи обнаружены и осознаны как приводящие к нужному решению задачи, человек его может обнаружить и проверить на правильность.

Психические состояния относятся к явлениям, которые изменчивы. Без них невозможно понять поведение людей в той или иной конкретной ситуации. Имея знания о психических состояниях, мы можем представить себе, как станет действовать соответствующий человек в сложившейся ситуации. Однако выйти в своих прогнозах поведения человека за пределы конкретной ситуации, зная только психические состояния, которые могут возникать у человека, мы не сможем. Дело в том, что эти состояния человека не просто изменчивы, но зачастую непредсказуемы. Они зависят от случайных обстоятельств, и в силу этого трудно точно представить, каким станет общее психическое состояние человека через некоторое время. Для долгосрочного прогноза или предсказания поведения человека необходимо иметь представление о нем как о личности, т.е. о его устойчивых психологических свойствах.

Личностные, или психологические, свойства человека позволяют представить, как он поведет себя во множестве разнообразных жизненных ситуаций. Имея, например, представление о темпераменте человека, можно предсказать, как он отреагирует на то или иное событие, как будет общаться с людьми или что-либо делать: быстро или медленно, энергично или вяло, эмоционально или безразлично. Зная характер человека, можно представить, как он себя поведет в отношении окружающих людей: по-доброму или по-злому, с уважением или без уважения; как он отнесется к порученному ему делу: ответственно или безответственно, со старанием или без него.

Психологи, пытаясь понять и объяснить поведение человека, разделяют и изучают в отдельности его психические процессы, состояния и свойства. Каждая из психологических характеристик человека что-то особенное объясняет в его жизнедеятельности. Например, знания о познавательных процессах позволяют представить, как данный человек воспринимает окружающий мир, каким он видит его, т.е., пользуясь словами А.Н. Леонтьева, картину мира, характерную для данного человека. Информация о психических состояниях позволяет объяснить готовность человека к тем или иным конкретным действиям и поступкам. Представление о психологических свойствах человека как личности позволяет ответить на вопрос о том, почему данный человек во множестве разнообразных ситуаций ведет себя более или менее последовательно.

Психические процессы, состояния и свойства человека вряд ли могут быть поняты до конца, если не рассматривать их в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с людьми и с окружающим миром. Поэтому в предмет исследования психологов кроме самих психических явлений также входит и деятельность человека. Особое значение изучение деятельности имеет в связи с познанием психических процессов человека. Они, во-первых, производны от практической деятельности человека; во-вторых, сами представляют особым образом организованные виды психической деятельности; в-третьих, их строение идентично строению других видов деятельности человека, в том числе практической. Иными словами, всякий познавательный процесс - это сложно организованная, одновременно и внутренняя (психическая), и внешняя (практическая) деятельность человека.

Психики отдельно от деятельности, объединяющей в себе внутренние и внешние составляющие, не существует, равно как невозможно представить себе чисто внешнюю практическую деятельность, состоящую исключительно из одних наблюдаемых со стороны внешних движений. Деятельность - это единое целое, своеобразная единица психологического анализа. Изучая только психические элементы деятельности, невозможно понять психику; исследуя только поведение и не принимая в расчет регулирующие его внутренние, психические компоненты, невозможно его до конца объяснить.

Изучая сложно организованную деятельность человека, ученые- психологи ищут ответы на следующие вопросы.

  • 1. Каким образом психика человека связана с его деятельностью, формируется и проявляется в ней?
  • 2. Как практическая, внешняя деятельность человека влияет на его внутреннюю, психическую деятельность?
  • 3. Какова структура психических процессов, рассматриваемых как своеобразные виды внутренней деятельности?
  • 4. Как связаны с деятельностью человека его психические состояния?
  • 5. Как соотносятся между собой личность и деятельность человека.

В таблице 1 перечислены и приведены примеры явлений, изучаемых в психологии.

Таблица 1

Явления, изучаемые в психологии

Виды соответствующих явлений

Психические процессы

Ощущения

Виды: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые

Восприятие

Виды: зрительное, слуховое, восприятие пространства, движений, времени

Внимание

Виды: активное, пассивное, произвольное, непроизвольное

Виды: кратковременная, долговременная, непосредственная, опосредствованная, зрительная, слуховая

Воображение

Виды: галлюцинации, сновидения, мечты, грезы

Мышление

Виды: творческое, нетворческое, нагляднодейственное, наглядно-образное, словесно- логическое

Виды: внутренняя, внешняя, вербальная, невербальная, эгоцентрическая, диалогическая, монологическая

Психические состояния

Виды: настроение, удовольствие, неудовольствие, радость, печаль, страх, удивление, гнев, тревога

Продолжение

Основные группы психических явлений

Виды соответствующих явлений

Установки

Виды: фиксированная, социальная, устойчивая, неустойчивая

Состояния внимания

Рассеянность, концентрация, устойчивость, неустойчивость

Состояния органов чувств

Адаптированность, чувствительность

Психологические свойства личности

Способности

Виды: общие, специальные, теоретические, практические

Темперамент

Типы: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический

Характер

Черты характера: доброта, целеустремленность, уверенность, ответственность

Проявления воли: настойчивость, стойкость, твердость

Виды: моральные, эстетические, возвышенные, низменные, амбивалентные

Потребности

Виды: материальные, духовные, познавательные, социальные

Виды: осознаваемые, неосознаваемые, побудительные, смыслообразующие, знаемые, реально действующие

Массовидные явления психики

Межличностные

Виды: личные, деловые, официальные, неофи-

отношения

циальные

Межгрупповые отношения

Виды: сотрудничество, соревнование, конфликт

Лидерство

Групповые нормы

Характеристика норм: единые, противоречивые, устойчивые, изменчивые

Групповые роли

Виды ролей: роль лидера, роль ведомого, роль организатора

Процессы и действующие в ней лица: возникновение, распространение, авторы, соавторы, демонстраторы, законодатели мод

Изучаемые в ней вопросы: роль в обществе, создание, распространение, восприятие

Виды: слух-желание, слух-пугало, правдоподобные, нелепые

Изучаемые в ней процессы: влияние на людей, возникновение, распространение

Окончание

В данном учебнике в основном представлен курс общей психологии, и поэтому имеет смысл уточнить то, что является предметом исследований именно в общей психологии. Если иметь в виду основные психические явления, свойственные человеку и исследуемые в общей психологии, то они кратко обозначены на схеме, изображенной на рис. 1.

Рис. 1.

Из рисунка 1 следует, что в общей психологии изучаются три из четырех описанных выше групп явлений: психические (познавательные, когнитивные) процессы, психические состояния и психические свойства человека (индивидуальные или личностные свойства). Наряду с основными группами психических явлений, составляющих предмет общей психологии, на схеме показаны примеры явлений, которые входят в состав каждой из названных групп.

Однако в связи с тем, что общая психология - это основная или фундаментальная психологическая наука, в ней также ставятся и решаются главные вопросы, касающиеся психологии как науки в целом.

Это - определение ключевых научных понятий, постановка и решение методологических проблем научного исследования, определение места, занимаемого психологией среди других наук, ее междисциплинарных связей и ряд других вопросов.

Классификация психических явлений существует в простом, классическом варианте. Именно она применяется в современной психологии.

Выделяют обычно три основные категории:

  • Психические процессы.
  • Психические свойства.
  • Психические состояния.

Чтобы детально понять, что же представляет собой психическое явление, нужно рассмотреть каждую из выделенных групп более подробно.

Коротко о главном

Если кратко говорить о том, что представляют собой психические свойства человека, то это устойчивые образования, которые обеспечивают тот или иной тип поведения, присущий каждому конкретному человеку. Психические свойства людей очень многообразны, формируются они постепенно на протяжении жизни и фиксируются практикой.

Под психическими состояниями понимается конкретный уровень психической деятельности, при этом он может проявляться в понижении или повышении личностной активности. Любой индивид в течение дня может испытывать разные психические явления, в зависимости от этого его деятельность может быть более или менее продуктивной.

А теперь стоит более подробно рассмотреть каждую из описанных выше групп психических явлений.

Процессы

Для людей любой познавательный психический процесс – это канал для общения с окружающим миром. Любая информация, которая попадает к нам, преобразовывается мозгом именно с помощью познавательных процессов. В психологии к ним относят несколько явлений.

Самым простейшим является . Через него люди могут познавать свойства окружающего пространства, а также устанавливать связи между предметами и явлениями. Принято также считать, что ощущение – это источник наших знаний как о себе самих, так и об окружающем мире. Стоит отметить, что ощущения могут осознавать только те живые организмы, которые имеют головной мозг.

Ощущения в организм «попадают» посредством органов чувств, и они весьма разнообразны. Бывают актуальные и неактуальные ощущения, экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. У любого ощущения имеют три основных характеристики – качество, интенсивность и продолжительность.

Психическим явлением является также . Оно представляет собой целостное отражение процессов, происходящих в мире, в то время как они воздействуют на органы чувств человека. Восприятие присуще только человеку и еще некоторым высшим видам животных.

Восприятие – это очень сложный процесс, поскольку благодаря ему у человека в голове складывается целостный образ того или иного явления или объекта. Приведем простой пример: у человека в руках карандаш, он его осязает и видит; благодаря этому, а также имеющемуся жизненному опыту он представляет не только его внешний облик, но и то, что у него внутри есть грифель.

Основными свойствами восприятия являются целостность, обобщенность, предметность, осмысленность, константность и избирательность. Развитие этого психического явления играет важную роль в процессе обучения.

Немаловажным психологическим процессом можно назвать представление. Оно заключается в своего рода отражении какого-то объекта, который в настоящее время не видишь, но понимаешь на основе предыдущих знаний, как он выглядит. Представление обладает рядом свойств: неустойчивость, изменчивость, фрагментарность.

Нельзя обойти вниманием такое свойство психики, как . Оно представляет собой процесс создания в голове человека новых образов, которые не всегда могут соответствовать действительности. Воображение очень важно для представителей творческих профессий. Кстати, одной из разновидностей воображения в психологии считается мечта.

Высшим познавательным процессом принято называть мышление. Его суть состоит в том, что человек на основе преобразования окружающей действительности может порождать новые знания. Основной функцией этого явления выступает индивидуальность, а главный источник мышления – практический опыт. Кстати, мышление неразрывно связано с речью, потому что человек мыслит не картинками или образами, а именно словами.

Отдельные виды психических явлений – мнемические процессы, которые по-другому принято называть памятью. Они изучаются, кстати, не только в психологии, но и в других науках. Память представляет собой закрепление и сохранение, а при необходимости – воспроизведение накопленного в процессе жизни опыта. К мнемическим процессам относят способность человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать.

Классификация психических явлений содержит еще и такое понятие, как внимание. Под ним принято понимать сосредоточенность психики на каком-либо объекте или явлении. Основные формы внимания – сознательная и бессознательная. Кстати, относительно этого психического явления точного мнения у ученых нет. Одни его считают отдельным процессом, а ряд исследователей рассматривают его только в совокупности с какими-то другими психическими явлениями.

Эмоции и чувства

Человек отличается от других живых существ тем, что он умеет переживать, т.е. имеет чувства и . Структура психических явлений такого плана весьма сложна и неоднозначна. Под эмоцией принято понимать переживание человека, которое связано с тем, удовлетворил или нет он свои потребности.

Чувство – это явление более сложное. Оно обычно представляет собой целый комплекс разных эмоций. Кстати, чувства может испытывать только человек, и в разных обстоятельствах он по-разному их выражает.

Стоит отметить, что как эмоции, так и чувства очень тесно связаны с состоянием человеческого организма. В том или ином состоянии индивид может чувствовать по-разному. Из простейших чувств можно назвать удовольствие от удовлетворения органических потребностей, а из сложнейших – любовь, патриотизм и т.д.

Кстати, явления психики могут человеком осознаваться или быть неосознанными. Неосознаваемые психические явления встречаются не так уж и часто, но все же они существуют. Например, человек может испытывать внезапное и непонятно откуда появившееся чувство тревоги. Бессознательные психические явления, кстати, присущи только человеку и ни одному другому живому существу, кроме него.

Отдельно стоит поговорить о таком феномене, как массовые психические явления. Они характерны только для какой-либо социальной группы. Причем это может быть как огромная толпа, так и относительно небольшая группа людей. Массовое настроение проявляется в жизни каждого человека, и тому есть не один пример.

Допустим, мода – это то, что принято считать красивым и актуальным в тот или иной период времени в той или иной группе. Примерно из этого же ряда такое явление, как слухи – недостоверная или официально не подтвержденная информация, которая распространяется в том или ином обществе.

Еще одно массовое явление – паника. Под ней принято понимать эмоциональное состояние людей в какой-либо опасной ситуации. Самым простым примером можно считать пожар в здании – в большинстве случае люди, даже зная о правилах эвакуации, начинают паниковать и бегут к выходу в произвольном порядке. Если в это время у толпы появится лидер, то он сможет быстро уладить ситуацию и предотвратить неблагоприятные последствия. Автор: Елена Рагозина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Психические явления

Введение

1. Понятие ощущений

2. Восприятие

3. Мышление

Заключение

Список литературы

Введение

Психология в последние годы стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово «психология» все еще окутано завесой тайны для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались с психологами на практике. Их ценят, уважают, но побаиваются, пологая, что психолог «насквозь видит человека». Многие затрудняются точно сказать, кто такой психолог, что он делает и какую пользу он может принести, но проявляют заинтересованность, видимо, находясь под магическим действием слова «психолог».

В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), и поэтому, как правило, стесняются обратиться к специалисту подобного рода, или с педагогом. Однако в основном психология имеет дело с нормальными, здоровыми людьми.

Правильному пониманию мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые не редко называют себя психологами.

Тема является, безусловно, не самой простой. И дело отнюдь не только в том, что, увы, нет литературы по житейскому пониманию многих явлений (не только психических). Скорее, проблема при написании работы в том, что эти явления одновременно весьма сложно объясняются с научных позиций, причем для некоторых даже нет однозначного объяснения, и в то же время на протяжении многих веков человек считает их, как ничто более, естественными и самими собой разумеющимися. Реферат построен на основе обзора пяти общеизвестных явлений: ощущения и восприятие, память, мышление и эмоции. В обзорах явления я стараюсь осветить как научные, так и повседневные взгляды на то или иное явление. Итак, начнем с ощущений.

1. Понятие ощущений

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Скорее, утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия.

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха.

Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, - это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности.

Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения.

Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Далеко не все ощущения являются осознаваемыми.

Например, в нашем языке нет слов, ассоциируемых с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния.

Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией.

2. Восприятие

Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием.

Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.

В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека.

Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. В повседневной практике, и это установлено абсолютно точно, при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу.

Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых, мы судим о психологии человека и его состоянии.

В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела.

Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

Скорость движения, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени.

Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния.

При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

3. Мышление

Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому - мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

Последний из видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. В житейской практике отмечалось, что, например, наглядно-действенное мышление встречается у людей, занятых реальным производственным трудом, а наглядно-образное - у людей, которым приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Теоретическое понятийное мышление - это мышление ученого.

Доминирующее свойство мышления, безусловно, оставляет свой отпечаток на личности, поэтому задолго до выделения этих свойств психологической наукой они были отмечены в житейской практике.

Более глубокое проникновение в суть выполняется при помощи операций мышления - анализа и синтеза. Анализ-это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.

Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

На основе сказанного можно сделать вывод, что мышление - это процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненното опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. ощущения психология восприятие мышление

В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, - антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Необходимо развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ. Физиологическая активность животного переключается на "аварийный режим". В таком переключении и состоит первая приспособительная функция эмоций.

Другая функция эмоций-сигнальная. Голод заставляет животное искать пищу задолго до того, как истощатся запасы питательных веществ в организме; жажда гонит на поиски воды, когда запасы жидкости еще не исчерпаны, но уже оскудели; боль - сигнал того, что ткани повреждены и находятся под угрозой гибели.

Наконец, третья приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и определять такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность быстро отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Заключение

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии... И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Более того, ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной. Распространившиеся в последние годы популярные издания и пособия по психологии, к сожалению, ведут к сильному упрощению и искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское общество, что не допустимо. Но в то же время это говорит и о том настоятельном интересе к психологии, который испытывает современное общество. И здесь, житейская психология, как более доступная в изложении и более наглядная, как более практичная и применимая в повседневной жизни, выступает на первый план, в то время как научная психология, в силу специфического терминологического языка и сложных абстрактных теорий не может удовлетворить потребность людей в психических знаниях для повседневных практических нужд.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

2. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.

3. Немов Р.С. Психолгоия. В 3 т. Т.1. М., 1995.

4. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1, 2. ЛГУ, 1974, 1976.

5. Краткий психологический словарь. М., 1980.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Отличие восприятия от ощущений. Первичный анализ стимула и кодирования сигнала. Ассоциативная теория восприятия. Активность, историчность, предметность, целостность, константность, осмысленность восприятия. Зрительное восприятие и зрительные иллюзии.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Восприятие пространства, времени и движения. Избирательность, целостность, константность, предметность, структурность и осознанность восприятия. Обоняние, зрение, вкус, слух и осязание. Взаимосвязь чувственного и осмысленного, ощущения и мышления.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Восприятие и его свойства. Предметность, целостность, константность и категориальность. Психологическая сущность мышления и его виды. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.

    реферат , добавлен 08.05.2012

    Определение сущности и физиологической основы ощущений, характеристика их модальности и интенсивности. Особенности кинестетической и вестибулярной чувствительности. Основные свойства восприятия: целостность, константность, предметность, осмысленность.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Восприятие и ощущения как сложные познавательные психические процессы. Свойства и классификация ощущений, строение анализатора. Основные виды восприятия и классификация его свойств, предметность, целостность и структурность, свойство апперцепции.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Типы ощущений по Е.И. Рогову: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Развитие сенсорных процессов в онтогенезе. Развитие восприятия у детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2010

    Восприятие: понятие, виды, основные характеристики. Физиологический порог приема сигналов. Предметность, целостность, константность и категориальность перцептивного образа. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2011

    Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Сущность и особенности ощущений. Общая характеристика восприятий. Сущность воображения. Внимание, память, мышление, речь. Эмоциональные процессы и образования в психике человека. Эмоции, чувства, воля.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2009

    Формирование восприятия в ходе психического развития ребенка с точки зрения возрастной психологии. Понятие и строение человеческой деятельности, ее виды и развитие. Деятельность и психические процессы, роль элементов деятельности в развитии восприятия.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2012

    Основные психические процессы. Отражение свойств предметов и явлений материального мира. Теории, объясняющие природу ощущений человека. Основные свойства представления. Общая характеристика восприятия. Соотношение ощущений, восприятия и представлений.



Рассказать друзьям