Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Родительское собрание

«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей»

Подготовила:

учитель начальных классов

Гуторова М.С.

2013 год

Родительское собрание «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей»

Цель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья учащихся.

Задача:

    Осмысление значимости психического здоровья школьника как компонента его здоровья в целом.

    Выявление причин нарушения психического здоровья школьников.

    Разработка направлений и форм взаимодействия школы и семьи по сохранению и укреплению психического здоровья школьников и формированию ценностного отношения их к здоровью.

Этап проведения

Классный руководитель:

Уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей.

С ясным пониманием мы должны отдавать себе отчет в том, что здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь - все добудешь», «Здоровье - всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье»

Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

Здоровье - понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

    здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;

    здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

    здоровье социальное гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).

    здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Попробуем дать определение здоровью ребенка.

1. Здоровье ребенка - это прежде всего оптимальный уровень достигнутого развития - сомато-физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту, так как замедление или ускорение развития требуют повышенного внимания специалиста - например, детского психолога или медицинского специалиста - педиатра, психоневролога, психиатра.

2.Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям.

3.Здоровье ребенка - это его способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, если, например, человек узнает, что у него рак, то это приводит не только к изменению в органах и тканях, но и к изменению эмоционального состояния, его отношений с окружающими (человек замыкается, меньше общается, а возможно и наоборот), изменяется и система ценностей.

Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, - ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания , когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.
К классическим психосоматическим заболеваниям, называемым «святой семеркой»(«Holly seven», относят болезни, роль психологических факторов, в развитии которых считается доказанной:

    гипертония,

    язвенная болезнь 12-перстной кишки,

    бронхиальная астма,

    сахарный диабет,

    нейродермиты (экзема, псориаз),

    ревматоидный артрит,

    язвенный колит.

Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной.

Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших.

Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых.

Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.

Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль "дурачка"; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.

Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание.

Ваше собственное психологическое состояние, уважаемые родители, в значительной степени определяет уровень вашего общения с детьми, комфортность их пребывания в семейном кругу.

Позвольте мне обобщить причины психического нездоровья детей. Нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.

Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей? Представим это в виде схемы. (слайд)

Пояснения к схеме:

1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий - это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

2. Перегрузка - интенсификация учебной деятельности - один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.

3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% - матери.

Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин - синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.

4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка, непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего - это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора, напрямую связанного с проблемой психического здоровья школьников.

И, наконец, наш главный вопрос - как защитить наших детей от стрессов, как укрепить их психологическое здоровье? Предлагаем вам небольшую памятку «Как сохранить психическое здоровье ребенка» (раздает тексты).

* уметь активно слушать и понимать переживания и потребности ребенка;

*стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;

* поддерживать успехи ребенка;

* исключать непоследовательные требования и пустые угрозы, выражение недовольства ребенком;

* исключать нереальные родительские ожидания по отношению к ребенку.

Родители должны знать и понимать психологию детства. Только сами родители способны изменить свою позицию по отношению к ребенку.

* Эта позиция означает быть не столько ответственным за ребенка, сколько быть ответственным перед ребенком.

* Это значит обращаться с ребенком не как с недоразвитым взрослым, а как с тем,”кто меньше тебя, но так же велик как ты”.

Это важнейший принцип охраны психического здоровья ребенка.

Классный руководитель: Уважаемые родители! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили ее. Поиск ее разрешения - процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе. Здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.

Решение:

    Проанализировать обстановку в своей семье.

    Научить ребенка и научиться самим переживать стресс.

    Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

    Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

    Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

    Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

    Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

    Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

    Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

    Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - «психологическая пощечина» ребенку.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГЛУБОКИНСКАЯ КАЗАЧЬЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

«ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ

ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

Подготовила:

учитель начальных классов

А.А.Бабченкова

Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит на первом месте. Здоровье человека – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Одним из главных признаков здоровья считается способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке.

В настоящее время, в период совершенствования и обновле­ния системы воспитания, гуманизации педагоги­ческого процесса, особое значение придается охране и укрепле­нию физического и психологического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечелове­ческой, глобальной, планетарной. В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа.

Почему же сияющий первоклассник превращается в бледного школьника? Обычно, из-за нехватки времени. Современная школа - это не только большие возможности, это еще и серьезные нагрузки, которые превышают физиологические возможности детей. Дети слишком много времени проводят за уроками, мало занимаются спортом, плохо питаются. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие, к увеличению простудных заболеваний, инфекций. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Как же сделать так, чтобы ребенок все успевал и оставался здоровым? Недостижимый идеал на самом деле зависит от разумно организованного режима дня, своевременной профилактики болезней и поддержки родителей.

В становлении здоровья ребёнка огромное значение имеет здоровый образ жизни. Свежий воздух, больше движения, закаливание, здоровая атмосфера в семье - факторы, которые влияют как на эмоциональную составляющую ребенка, так и на его здоровье в целом.

Понятие «здоровый ребенок» профессор Ю.Ф. Змановский включал помимо физиологических характеристик, психологические, такие как:

Жизнерадостность

Активность

Любознательность

Высокий уровень умственного развития.

Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Источником такой целостности развития ребенка, является живое одушевленное и одухотворенное движение человека, т.е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Формообразующим источником этого единства является одухотворенное движение человека, которое преобразует активный энергетический потенциал организма и выступает как средство универсального расширения человеческого сознания.

Это значит «здоровый ребенок» - сам строит для себя здоровое тело. Высшими критериями и регуляторами такого движения служат ценности человеческой культуры: истина, добро, красота.

Только с учетом здоровой психосоматической целостности (соматические заболевания психические факторы) - можно развивать здоровье и формировать у детей правильное отношение к собственному телу как гармоничному целому.

Здоровью всегда сопутствует психологическое благополучие.

Нарушение психологического здоровья связано не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые воздействуют на психику. Психологическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Общение – это вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен обращать на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе.

Поэтому задача обеспечения эмоционального благополучия ребёнка в школьном учреждении является одной из приоритетных задач.

Достаточно ли этого? Укреплению здоровья детей раннего возраста способствует совершенствование и развитие двигательных навыков.

Рассмотрим вопрос о значимости смены деятельности в учебном процессе как факторе физического благополучия. С началом обучения естественная двигательная активность детей снижается на 50 %. Доминирующей становится учебная деятельность. Поэтому, при разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть его рациональное содержание.

Итак, первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

-утренняя гимнастика , цель которой – создание бодрого, жизнерадостного настроения у детей, укрепление здоровья, развитие сноровки, физической силы, благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению, формирует представления о здоровом образе жизни;

-подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе всеобщего среднего образования и внешкольного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем, в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе; игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться выручить попавших в "плен".

- физкультминутки , которые могут включать в себя:

    упражнения для глаз; СЛАЙД

    упражнения для мелких мышц пальцев рук - одна из самых сложных задач, стоящих перед первоклассником, - научиться правильно и красиво писать. При долгом письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Пальчиковой гимнастики» не только дадут им необходимый отдых, но и сделают их более подвижными и ловкими.

    ОРУ, которые позволяют компенсировать недостаточную двигательную активность (различные варианты физкультминуток) Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию переутомления и повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся под руководством педагога и не должны превышать 1–2 минуты. Наиболее целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание. Это определяется педагогом, который ведет урок. Выполняются упражнения как сидя, так и стоя, амплитуда движения должна быть небольшой. Во время проведения физкультминуток необходимо производить проветривание класса, ученикам необходимо ослабить пояса, расстегнуть воротнички, чтобы чувствовать себя более комфортно. Физкультминутки необходимо применять в начальном и среднем звене, также они могут проводиться и в старших классах. Каждый комплекс состоит из 4–6 упражнений, каждое упражнение выполняется 6–8 раз и должно быть доступным для всех, должно охватывать большие группы мышц. Это могут быть упражнения на потягивания, наклоны и полунаклоны, присяды и полуприсяды.

Физминутка на уроке математики : - Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас.

На уроке русского языка: – Я буду называть слова разных склонений. Если вы слышите слово 1-го склонения – поднять руки вверх, 2-го склонения – руки в стороны, 3-го склонения – присесть.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия по физической культуре проводятся не менее трех раз в неделю. Для организации занятий используются спортзал и стадион.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью построено с учетом уровня ДА. Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.

Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций.

Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую ДА каждого ребенка в течение всего времени пребывания в школе. При этом следует помнить, что ДА оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;

способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;

умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер; повышать общую работоспособность;

формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,

содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение, повышать функциональные возможности детского организма;

Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществляется и через внеклассную работу. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Организация школьных спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», участие школьников в районных соревнованиях. Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий, походов.

Систематическое проведение классных часов: «Гигиена школьника», «Чтобы зубы не болели», «Беречь глаз как алмаз», «О хороших привычках», «Умеем отдыхать», «Ты и телевизор», «Твой режим дня», «Не видать грязнулям счастья», «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение», «Как уберечь себя от беды»; «Наше здоровье в наших руках».

И н с т р у к т а ж и по предупреждению травматизма: правила дорожного движения, правила поведения на уроках физкультуры.

Ещё одной из оздоровительных задач также является формирование правильной осанки ребенка. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Приучая ребенка к активному образу жизни с раннего возраста, делая это без принуждения, не провоцируя внутреннего протеста у ребёнка, можно быть уверенным, что именно это и есть забота о сохранении его здоровья.

Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

Минута отдыха

Коллеги, предлагаю Вам немного отдохнуть и сделать со мной кинезиологическую гимнастику.

А что такое кинезиология ? (Кинезиология, буквально изучение движений тела - это целостный подход балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем.)

1. Стоя прямо, выпрямив спину, сведя лопатки вместе, повторяем: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!».

2. Попеременно, кладя ладони рук на лоб, произносим: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!».

3. Потирая ладонь о ладонь, повторяем: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче, богаче!».

4. Встав на цыпочки, подняв руки над головой и сомкнув их в кольцо, произносим: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!».

5. Вращая руками сжав кулаки, говорим: «На пути у меня нет преграды, получается все так как надо!».

6. Делая наклоны туловищем в стороны, произносим: «Покой и улыбку всегда брегу, и мне все помогут, и я помогу!».

7. Делая наклоны туловищем вперед и назад, говорим: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна!».

8. Сложив руки в замок, повторяем: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается!». (Педагогам раздаются памятки с этими упражнениями).

∞ Рефлексия «Я просто люблю этот мир» ∞

Помните: «Здоровый педагог – здоровые дети!». Соответственно свой отдых мы тоже должны уметь организовывать правильно. Отдыхать и душой, и телом.

Помните «Хороший старт – залог успеха!», главное, взять правильный курс.

Спасибо за внимание!


1.Использовать новейшие технологии в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 2.Обеспечить комфортную обстановку и эмоциональное благополучие ребёнка. 3.Снизить негативные эмоции, разрушающие психику и здоровье детей. 4.Развить индивидуальность и повысить самооценку каждого ребёнка. 5.Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и семьи в целях укрепления здоровья детей, повысить компетентность родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей и методах оздоровления.


Виды деятельности с детьми Сроки проведения Оздоровительные гимнастики (утренняя, перед и после дневного сна) Ежедневно Речевые настройки Ежедневно Профилактическая гимнастика Ежедневно Оздоровительные занятия 2 раза в неделю Аутотренинги Ежедневно Релаксационные упражнения Ежедневно Психологические игры Ежедневно Музыкотерапия Ежедневно Сказкотерапия Ежедневно Куклотерпия Ежедневно Анималотерапия Ежедневно Игротерапия Ежедневно Изотерапия Ежедневно Пальчиковые игры Ежедневно Дыхательные упражнения Ежедневно Офтальмологические паузы Ежедневно Точечный массаж Ежедневно Спецзакаливание Ежедневно Лампа Чижевского 2 раза в день Индивидуальная работа с детьми Ежедневно


1.Снизилась заболеваемость детей и проявление у них негативных эмоций. 2.Повысилось внимание и активность детей на занятиях. 3.Создана система работы с детьми, которая позволяет детскому организму сбросить излишки напряжения, беспокойства, скованности, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 4.Расширилось и разнообразилось взаимодействие детского сада и семьи, повысилась компетентность родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей и методах оздоровления.














1.Использование инновационных технологий в работе по профилактике и коррекции социально- эмоциональной сферы и психического состояния воспитанников. 2.Обучение детей методам релаксации и саморегуляции. 3.Обогащение эмоционального опыта ребенка через природу. 4.Развитие эстетического чувства – чувства прекрасного. 5.Повышение компетентности родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель педсовета:

  1. Систематизировать знания педагогов по данной теме.
  2. Учить анализировать и оценивать деятельность коллег.
  3. Закрепить умение на основе фактического материала формировать педагогические выводы.

Подготовка к педсовету.

1. Изучение методической литературы:

  • Зимонина В.Н. «Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного» .
  • «Расту здоровым» : Програм. -метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений.
  • Доскин В.А. «Растем здоровыми» : Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.
  • Богина Т.Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» . Методическое пособие.
  • Программа «Основы здорового образа жизни» Ч.1 Методические рекомендации для дошкольных учреждений.
  • Доман Г. и Д., Хаги Б. «Как сделать ребенка физически совершенным» .
  • Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет» .
  • Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет» .
  • Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) » .
  • Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья. Старшая группа» : Методическое пособие для педагогов ДОУ.
  • Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» . Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной к школе группы детского сада.
  • Т.И. Осокина «Физическая культура в детском саду» . «Игры и развлечения детей на воздухе» .
  • «Организация активного отдыха в детском саду» д/в №10/07, с.26; 2/02, с.12; 10/02, с.13; 3/03
  • А.В. Кенеман «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» .
  • «Как воспитать здорового ребенка» по программе В.Г. Алямовской, д/в №11 2004, с.8.
  • «Физическая культура в семье» .
  • «Воспитание интереса к физкультуре» , д/в 2/06, с.34.
  • «Воспитательно – оздоровительная работа» д/в №9/03, с.23; 6/04, с.9; 10/04, с.9; 2/05, с.33.
  • «Комплексный подход к физвоспитанию» д/в «6/03, с.7; 3/09, с.37; 10/06, с.31; 11/06, с.14;, 2/07
  • Т.Верясова «1, 2, 3, 4, 5 вышли пальчики гулять» .
  • «Учим детей общению» .

2. Просмотр открытых мероприятий и проведение практических занятий с педагогами и детьми:

  • Практическое занятие «Я занимаюсь гимнастикой» (Квиткова С. В.)
  • Игровое занятие с элементами пальчиковой гимнастики (Колесова Н. А.)

3. Подготовка консультаций для педагогов:

  • «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» (Станиславова М. В.)
  • «Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно – оздоровительной работе ДОУ» (Квиткова С. В.)
  • «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста» (Тимофеева О. Л.) .

4. Тематический контроль по теме педсовета.

5. Диагностика знаний, умений и навыков детей по разделу: «Физическое воспитание» .

6. Экспресс – опрос педагогов.

7. Анкетирование родителей.

Домашнее задание:

Изготовление папки – передвижки по теме педсовета.

План проведения педсовета:

  1. Выполнение решения предыдущего педсовета.
  2. Вступительное слово заведующей ГБДОУ Пошехоновой О. В. о значении повышения качества физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
  3. - Анализ состояния физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

(Итоги тематического контроля) Шумакова Г. А., старший воспитатель ДОУ.

Итоги анкетирования родителей. Шумакова Г. А., старший воспитатель ДОУ.

4. Выступление Хлопиной Н. В. .

5. Выступление на тему: «Эффективные формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ»

6. Выступление на тему: Квиткова С. В., воспитатель.

7. Выступление на тему: «Нетрадиционные методы оздоровления детей» . Тимофеева О. Л., воспитатель.

8. Педагогическая разминка. Шумакова Г. А., старший воспитатель ДОУ.

9. Разное: принятие основной образовательной программы ГБДОУ д/с №1.

10. Проект решения педагогического совета.

Правила педсовета:

  1. На вопросы по теме отвечать кратко, грамотно, оперируя педагогическими понятиями.
  2. Вносить дополнения и предложения коротко, ясно и убедительно.
  3. Следить за ходом выступлений, выделять главное, анализировать.

Ход педсовета.

1. Выполнение решения предыдущего педсовета.

Слушали: Заведующего ГБДОУ «Детский сад №1» Пошехонова О. В. Она рассказала, что на предыдущем педсовете были приняты годовые задачи на 2014-2015 учебный год. Задачи, поставленные в годовом плане, решаются согласно плана.

Решение: Продолжить выполнение годового плана для разрешения поставленных задач.

  • Вступительное слово заведующего ГБДОУ «Детский сад №1» Пошехоновой О. В. о значении повышения качества физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие» . И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.

Ведь совсем не зря А. Шварценеггер говорит: «Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений. Мы выяснили, что, когда дети обладают этими навыками, физическая подготовка и спорт становятся второй натурой. Большинство детей еще не овладели этим, поэтому они так неохотно двигаются» .

В этих словах есть доля правды.

Развитие двигательных навыков имеет огромное значение не только для занятий спортом или физической подготовкой. Эти навыки необходимы и в таких, казалось бы, совершенно различных видах деятельности, как работа хирурга, управление самолетом, танцы, занятия лепкой, автогонки. Человек, двигательные навыки которого развиты недостаточно, вряд ли сумеет полностью реализовать свои желания в широком спектре человеческих профессий.

До того, как ребенку исполнится 6 лет, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы ребенок овладел широкой гаммой двигательных навыков.

Это – необходимое условие построения фундамента жизни ребенка, которое и обеспечит ему возможность заниматься спортом, и откроет доступ к самым различным видам человеческой деятельности, и просто позволит наслаждаться сильными, уверенными и ловкими движениями собственного тела.

  • Анализ методической литературы по данному вопросу, отбор наиболее необходимой и интересной, в которой можно найти большое количество методов и приемов по внедрению физкультурно – оздоровительной работы в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.

Решение: использовать в работе методическую литературу по данному вопросу.

3. Анализ состояния физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

Слушали: Шумакову Г. А., старшего воспитателя ДОУ, она познакомила педагогический коллектив со справкой о проведении тематической проверки по теме педсовета.

/справка прилагается/

4. Итоги анкетирования родителей.

Слушали: Шумакову Г. А., старшего воспитателя. Она познакомила педагогов с итогами анкетирования, зачитала отчет по данному вопросу с рекомендациями (отчет и анкеты прилагаются) .

Решение: Регулярно проводить всеобуч для родителей по воспитанию физически здоровой личности.

5. Выступление старшей медсестры Хлопиной Н. В. «Пути снижения заболеваемости и правильное питание детей дошкольного возраста» : «Профилактика заболеваний сотрудников детского сада» .

6. Выступление на тему: «Формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ» . Станиславова М. В., воспитатель.

7. Выступление на тему: «Эффективные методы и приёмы в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Квиткова С. В., инструктор по физической культуре.

8. Выступление на тему: «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми» . Воспитатель Тимофеева О. Л.

9. Старший воспитатель Шумакова Г. А. педагогическая игра-викторина «Расти здоровым, малыш!» .

«Педагогическая разминка» .

Даются задания:

  • Назвать пословицы и поговорки о спорте, смелости и храбрости (по 5 штук)

Примерные пословицы и поговорки:

Кто смел, тот и на коня сел.
- Кто смел, тот первый поспел.
- Бой отвагу любит!
- Смелость города берет!

Любого за пояс заткнет.
- Где смелость, там и победа!
- Один за всех и все за одного!
- Спорт не опасен, если ты мужеством красен!

Берись дружно – не будет трудно.
- Сильный скачет, а слабый плачет.
* Продемонстрировать Физминутки (по 2 штуки)
* Загадать загадки (по 5 штук)

Примерные загадки:

Скажи какой железный мяч

Одной рукой толкнул силач? (ядро)

* Взял дубовых два бруска
Два железных полозка,
На бруски набил я планки
– Дайте снег! Готовы… (санки) .

* Это птица – не синица
Не орел и не баклан,
Это маленькая птица
Называется… (волан) .

* Тучек нет на горизонте
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился… (парашют) .

* Под гору - коняшки
В гору – деревяшки. (лыжи)

* У меня есть два коня
По воде везут меня,
А вода – то тверда,
Словно каменная. (коньки) .

* Когда весна берет свое
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее
Или она через меня. (скакалка) .

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке (удочка)

* Кто из вас ребята знает
Что закалке помогает
И полезно нам всегда? (солнце, воздух, вода) .

* Стоит мой конь
Как вкопанный,
Копытами не топает (гимнастический конь) .

  • Продекламировать стихотворения о спорте (по 2 штуки)

Примерные стихи:
Мы зарядку делали,
Прыгали и бегали.
Стали загорелыми,

Сильными и смелыми.
Мы зимой катались с горки,
Летом плавали в реке,
Чтоб потом у нас пятерки

Зазвенели в дневнике.
Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки.
Даже утром самым хмурым

Веселит нас физкультура.
И конечно очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый.
Для занятий, как известно,

Обруч нам необходим.
И красиво, и полезно
Упражненья делать с ним.
Через прыгалку поскачем

По дорожке далеко.
Не сумел бы даже мячик
Так подпрыгнуть высоко.
Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Чтоб расти и закаляться

Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься нужно нам
Педагогические ситуации.

Примерные педагогические ситуации:

  • Кушай сейчас же! И чтоб ничего на тарелке не оставлять, - настаивает мама. Она очень огорчается, когда трехлетняя дочь отодвигает тарелку с недоеденной пищей.

Очень мало ест, не то, что Игорек, - ест наравне со взрослыми! – вздыхает она. Пусть ест больше, здоровее будет!

Права ли мать, считая, что объем пищи ребенка должен быть не меньше, чем у взрослого? Каков должен быть объем пищи ребенка дошкольного возраста? Какие советы вы можете дать матери?

  • Шестилетний Виталик оправдывает свое опоздание к обеду тем, что он еще не проголодался.

Но ведь тебя звали домой! – говорит мама. – Почему не послушал?

Ну и что? Я еще не хочу есть, ведь только что мне печенье давали.

Вечером Виталика невозможно вызволить от соседа – сверстника. Снова пререкания:

Не хочу спать! Еще рано!

Лишь категорическое вмешательство отца заставляет сына подчиниться родительским требованиям. Со слезами и причитаниями, наспех умытый, Виталик небрежно сбрасывает с себя одежду и отправляется в постель. Долго не засыпает, ноет: «Ведь я говорил, что не хочу спать!»

Чем объяснить непослушание Виталика, его нежелание вовремя есть, спать? Приучен ли Виталик к режиму? Какую работу Вы проведете с родителями Виталика?

  • Валина мама жалуется врачу, что ее дочь часто болеет.

Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются на санках, лыжах. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Наверное, такая уж она слабенькая от природы? Советуют: надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!

Права ли мать? Можно ли укрепить здоровье ослабленного ребенка? Как донести это до мамы?

  • Когда Сережины мама и папа работают до поздна, мальчик остается на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и разрешает ему смотреть все телевизионные передачи. («Пусть ребенок получит удовольствие!» )

Приходит время сна, и Сережа со скандалом идет в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно. Вот и сегодня утром с трудом встал с постели.

Настроение понурое, ел плохо, капризничает.

Уж не заболел ли? – беспокоится бабушка. И прежде чем вести в детский сад, меряет Сереже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.

Врач детского сада, осмотрев ребенка, сказал:

Мальчик здоров.

Бабушка теряется в догадках: что за причина Сережиного самочувствия?

В чем причина пониженного тонуса Сережи? Какие телевизионные передачи можно смотреть ребенку дошкольного возраста? Сколько времени ребенок может проводить у телевизора? Объясните, почему.

«Грамматика фантазий»

Представьте себе, что Вы:

  • мяч и кроссовок – ваш диалог

Ракетка и волан – ваш диалог.

Жюри выставляет баллы.

10. Обсуждение и принятие основной образовательной программы ГБДОУ д/с №1.

Решение педагогического совета.

1. Всю работу педагогического коллектива направить на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости через включение в работу эффективных форм физкультурно – оздоровительной работы.

Срок: постоянно

Ответственные: все педагоги.

  • Расширить практику применения нетрадиционных методов оздоровления посредством обновления воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Срок: постоянно

Ответственные: все педагоги.

Использовать их постоянно в работе.

Срок: постоянно

Ответственные: все педагоги.

  • Организовать консультации для родителей с целью оказания помощи в воспитании физически развитого и здорового ребенка, заинтересованного в здоровом образе жизни.

Срок: 01. 01. 2015г.

Ответственные: все педагоги

2. Принять и ввести в работу основную образовательную программу ГБДОУ д/с №1 сроком на 5 лет.

об итогах проведения тематической проверки в ГБДОУ д/с № 1

на тему:

«Система работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни: двигательная активность детей в режиме дня дошкольного учреждения»

Согласно плану работы ГБДОУ «Детский сад №1» на 2014 – 2015 учебный год комиссией в составе:

  • Пошехонова О. В., заведующий ГБДОУ «Детский сад №1»
  • Шумакова Г. А., старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад №1»
  • Хлопина Н.В., старшая медсестра

с 10. 11. 2014 года по 21. 11. 2014 года была осуществлена тематическая

проверка «Двигательная активность детей в режиме дошкольного учреждения в ГБДОУ «Детский сад № 1» .

Цель: Анализ системы работы по обеспечению двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения.

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

    сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

    воспитание культурно гигиенических навыков;

    формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» *.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Продолжать под руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8-10 минут.

Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1 -3 минуты.

Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование: зимой кататься на санках, скользить по ледяным дорожкам, ходить на лыжах; в теплый период кататься на двухколесном велосипеде, самокате, роликовых коньках.

При наличии условий организовывать обучение детей плаванию и элементам гидроазробики.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания.

Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие.

Раскрыть возможности здорового человека.

Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.

Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Образовательная область «Физическая культура»

    развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

    накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

    формирование у воспитанников потребности вдвигательной активности и физическом совершенствовании».*.

Развитие физических качеств,

накопление и обогащение двигательного опыта

Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Закреплять умение лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

Совершенствовать умение прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.

Закреплять умение сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.

Закреплять умение ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы; кататься на двухколесном велосипеде; кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой); ориентироваться в пространстве.

Знакомить со спортивными играми и упражнениями, с играми с элементами соревнования, играми-эстафетами.

Формирование потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании

Развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений.

Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для физических упражнений, убирать его на место.

Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни страны.

Проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью 25-30 минут; два раза в год-физкультурные праздники длительностью до 1 часа.

Во время физкультурных досугов и праздников привлекать дошкольников к активному участию в коллективных играх, развлечениях, соревнованиях.

Примерный перечень основных движений,

подвижных игр и упражнений

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 мпримерно за 5-5,5 секунды (к концу года -30 м за 7,5-8,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза) чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, una нога вперед - другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь ~еред, в высоту с места прямо ибоком через 5-6 предметов - поочередно пез каждый (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой - 20см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30-40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4-6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5-9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, тю трое; равнение в затылок, в-колонне, в шеренге. Размыкание в колонне - на вытянутые руки вперед, в шеренге - на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением,

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх; поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса; наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пола; наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, рукив стороны), стоя на одной ноге, руки на поясе.

Спортивные упражнения

Катание на санках. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Выполнять повороты приспуске.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1-2 км.

Игры на лыжах. «Кто первый повернется?», «Слалом». «Подними», «Догонялки».

Катание на велосипеде и самокате. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

Плавание. Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте; лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками з воде. Скользить на груди и наспине, выполнять выдох в воду. Плавать произвольным способом.

Игры на воде. «Фонтан», «Коробочка», «Море волнуется!», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Поймай воду», «Волны на море».

Гидроаэробика. Двигаться в воде, выполняя повороты, прыжки.

Спортивные игры

Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 3-4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м).

Элементы баскетбола. Перебрасывать мячдруг другу двумя руками от 7 уди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч вкорзину двумя руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой илевой ногой в заданном направлении. Обводить мячвокруг предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направле-юм. закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу другдругу в парах,

Подвижные игры

С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и шука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные наученье».

С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок?», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».

Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч,не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Ктобыстрее?», «Кто выше?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.

Направление «Социально-личностное развитие»

Образовательная область «Социализация»

    развитие игровой деятельности детей;

    приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

    формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Поощрять расширение выбора тем для игры; учитьразвивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.

Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности (участие взрослого, изменение атрибутики или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.

Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения.

Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

Подвижные игры

Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.

Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

Театрализованные игры

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще -никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенци-детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Дидактические игры

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека. Закреплять умение выполнять правила игры.

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).

Побуждать к самостоятельности вигре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.

Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(в том числе моральным }

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.



Рассказать друзьям