Панические атаки у ребенка 9 лет. Стадии панического расстройства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы понять, что ребенок страдает приступами паники, необходимо внимательно следить за его поведением, так как детские психологи считают, что панические атаки у деток являются достаточно серьезной проблемой. Очень часто дети не умеют рассказать о своем состоянии родителям, и поэтому эти приступы могут развиться в более серьезные психические заболевания.

Признаки панической атаки у детей

Как же распознать признаки панической атаки у ребенка? Известно, что в современном мире дети часто испытывают огромное давление на психику. Это выражается в том, что от ребенка многое требуют родители, воспитатели, учителя, он постоянно находиться под пристальным вниманием, ему регулярно указывают на ошибки, заблуждения. При этом требуют очень многого: послушания, соблюдения правил, выполнения заданий. Кроме этого, он должен развиваться, познавать окружающий мир и так далее. Находясь под этим давлением, ребенок иногда начинает испытывать страх и панику, что он не соответствует ожиданиям родителей, воспитателей, он начинает думать, что его будут меньше любить.

Очень часто взрослые не замечают, что ребенок не в состоянии справиться со всем, что от него требуют, и у него постепенно происходят нарушение психологического состояния, которое затем может проявиться неврозами и серьезными психическими проблемами.

Если родители заметили, что ребенок изменился, стал замкнутым или же, наоборот, слишком нервным, начал бояться темноты или чудовища под кроватью, поговорите с ним, возможно, он испытывает приступы паники и ему необходима помощь специалиста.

Если родители не понимают, что происходит с ребенком

Случается, что, общаясь с родителями, ребенок не в состоянии рассказать им о своих настоящих чувствах, о том, что он испытывает страх или тревогу. Родители же сами не понимают, что происходит с ребенком, так как не видят, в чем причина его панического состояния, думая, что это просто попытки привлечь их внимание. В случае, если родители не могут сами разобраться и понять, что ребенок не просто избалован, лучше всего обраться к специалисту, который поможет разобраться в ситуации. Детский психолог либо же развеет подозрения, либо поможет ребенку успокоиться и обрести равновесие.


Признаки паники проявляются не только в психологическом состоянии ребенка, но и в чисто физических проявлениях. К проявлениям паники относятся: одышка, повышенная частота сердечных сокращений, дрожь в теле, ощущение головокружения, тошнота, чувство опустошения, тревога. Явным признаком, что с ребенком явно что-то происходит, так же является внезапная злость, приступ ярости либо грусть без причины, депрессия.

Предупреждение приступов паники

Чтобы избежать повторения приступов паники у ребенка, постарайтесь уделять ему побольше внимания, физические упражнения также хорошо помогают снять приступы паники. Кроме того, нужны спокойная домашняя атмосфера, дружелюбие и понимание родителей, а также какое-либо увлечение, например, рисованием, лепкой, игрой на музыкальном инструменте.

Самое главное для ребенка – любовь родителей и внимательное отношение к нему, не стоит также перегружать ребенка и ожидать от него свехуспехов и гениальности, все дети разные и необходимо любить и ценить собственного малыша за то, что он есть такой, как есть, а не за его успехи.

Паническая атака – это состояние повышенной мучительной тревоги в сочетании со страхом и неприятными соматическими симптомами. Подобные явления появляются именно в подростковом возрасте, когда нервная система человека очень уязвимая.

Этот вопрос входит в компетенцию психологов и психотерапевтов, а не каких-то других врачей. Поэтому, если приступы паники случаются слишком часто и мешают полноценной жизни, следует обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

В подростковом возрасте человек сталкивается с проблемой становления личности, но еще не может четко определить свои взгляды и цели. На него давят множество факторов – критика учителей и родителей, общение с ровесниками, влияние интернета и улицы.

Негативные переживания накапливаются и провоцируют внезапные выбросы негативных эмоций. Контролировать панические атаки трудно даже зрелому человеку, подростки же переносят такие состояние особо тяжело.

Приступ паники имеет следующее симптомы :

  • спутанность мыслей, потеря контроля над речью и эмоциями;
  • тяжелое дыхание, отдышка;
  • частый пульс, скачки давления;
  • тремор, дрожь, озноб;
  • потливость;
  • тошнота и головокружение;
  • онемение конечностей;
  • сухость во рту, бледность кожных покровов;
  • страх сойти с ума или умереть.

У человека может проявляться несколько признаков сразу, а также появляется бессонница, депрессия, угнетенное состояние. При этом внутреннее напряжение может сохраняться достаточно длительное время. Это явление нельзя игнорировать , поскольку оно может закончиться нервным срывом или даже суицидом. В подростковом периоде человек начинает воспринимать мир враждебно, чувствует себя одиноким и брошенным.

На фоне паники возникают необоснованные страхи , которые часто перерастают в серьезные фобии. Паническим атакам у подростков способствуют поведенческие стереотипы, навязанные с детства. Когда ребенок пытается выразить эмоции, родители его ругают, говоря – «закрой рот!» или «хватит реветь!».

В более старшем возрасте они учат его, что в любой ситуации нужно вести себя сдержано и прилично. Большинство родителей проводят такое воспитание на повышенных тонах, в грубой пугающей форме. В результате самооценка ребенка падает , он боится выразить свое мнение, проявить себя в социуме. Он подавляет чувства и эмоции, что в будущее выливается в панические атаки.

Часто с виду тихие и спокойные подростки совершают глупые спонтанные поступки, проявляют агрессию и жестокость.

Взрослые считают, что такое поведение им не свойственно, однако, подобные проявления чаще всего случаются именно в закомлексованных подростков, таких себе «серых мышек». Вулкан постоянно подавляемых эмоций должен найти куда-то выход . Неплохим вариантом могут быть спортивные секции, танцы или другие занятия, требующие физической активности. Таким образом подросток через тело выбрасывает душевный негатив и напряженность.

Хорошим способом трансформации эмоций психологи считают творчество . Оно позволяет освободиться от переживаний, придавая им другую форму (музыка, стихи, проза, картины). Если же подросток не находит путей для выхода своих эмоций, они уничтожают его изнури. На фоне этого возникают конфликты с родителями, учителями, друзьями и близкими. Подростку трудно разобраться, кто его поддерживает, а кто пытается навредить. Нередко он компенсирует дисгармонию алкоголем и наркотиками.

У девочек панические атаки случаются гораздо чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что женский пол от природы более чувствителен и эмоционален . Не стоит воспринимать это, как дамские капризы. Если девочка стала нервной, плаксивой, у нее часто меняется настроение и желания – это тревожный сигнал и для родителей, и для самого подростка.

Прогноз лечения таких состояний хороший. От них возможно избавиться, не прибегая к медикаментозным средствам. Иногда достаточно нескольких бесед с психологом. Однако, благоприятный исход возможен только при условии доверительных отношений родителей и ребенка. Ведь нездоровая обстановка в семье – это первый фактор развития неврозов и других психических нарушений у подростков. Если родители не уделяют ребенку должного внимания, не стремятся понять и услышать его, он находит утешение в сомнительных компаниях и субкультурах.

Если паническая атака все же случилась?

Следует помнить, что она может возникнуть совершенно внезапно, поэтому надо быть готовым ее встретить. Вот некоторые способы борьбы с приступом паники:

  • Контроль дыхания

Попробуйте замедлить дыхание так, чтобы его частота не превышала 4-5 вдохов в минуту. Руки положите на верхнюю часть живота. Глаза при этом лучше закрыть. Можно потренироваться этому упражнению дома в спокойной обстановке.

  • Отвлекающий маневр

Можно вспомнить что-то приятное или даже смешное. Конечно, переключиться с негативного состояния очень трудно, но стоит повернуть свои мысли в другое русло, перестать думать о том, что собственно и вызвало атаку.

  • Съесть что-то или выпить (но не алкоголь). Нужно разорвать замкнутый круг паники, переведя внимание организма на другие действия.

Периоды между паническими атаками могут характеризоваться как полным отсутствием негативных признаков, так и хронической тревожностью и напряжением. Блокирование панических проявлений успокоительными препаратами только усугубляет проблему.

Нужна профессиональная коррекция психолога. В подростковом возрасте вообще не рекомендуют принимать какие-либо медикаменты в борьбе с психологическими нарушениями. Нестабильность нервной системы подростков – это естественное явления, которое можно регулировать без помощи фармакологии.

Важно вовремя заменить расстройство и начать эффективную терапию, иначе такие явления чреваты тяжелой депрессией, которая способна сломать человека изнутри. Хронические неврозы сильно ограничивают личностное развитие и заметно понижают качество жизни.

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки » в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Панические атаки могут бывают:

  • спонтанными;
  • спровоцированными.

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

  • озноб;
  • дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • повышение артериального давления;
  • сухость во рту;
  • бледность, а затем гиперемия кожных покровов с повышенной потливостью и одышкой.

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

При преобладании в кризах эмоционально-аффективных расстройств последние чаще представлены фобическими пароксизмами. В этом случае ведущим клиническим проявлением становится страх. У детей это страх темноты, одиночества, отрыва от матери, больницы; у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы, падения, возможности «сойти с ума», заболеть неизлечимым заболеванием. В связи с этим могут предприниматься защитные формы поведения: не выходят на улицу, постоянно моют руки, требуют присутствия рядом родственников. В последующем страх перестаёт быть конкретным и проявляется общей тревогой, напряжённостью, немотивированной агрессией. К сожалению, такие приступы имеют и более отдалённые последствия, так как становятся фоном для формирования психопатологических черт характера, поскольку в динамике имеют тенденцию полностью не купироваться в межприступном периоде.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.

– внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки » как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство », «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха , ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница .

Осложнения

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы , эпилепсию , заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки , сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии , формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра , детского невролога , но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр . Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог . Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию .
  • Психотерапия . Используются когнитивно-поведенческие методы , дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз и профилактика

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии . Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта , приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.

Детские панические атаки часто случаются после пережитых нервных потрясений, хронических стрессов. Особенно часто расстройствами страдают дети, проживающие в неблагополучной семейной обстановке. Паническим атакам способствует алкоголизм родителей, бедность, безответственность. Еще фактором стресса может служить непонимание в школе, физическое насилие, сложности с учителями.

Консультанты клиники "IsraClinic" будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных.

- нормальная реакция организма на страх - ситуацию, опасную для жизни или здоровья. Под воздействием страха происходит быстрая мобилизация функций организма -происходит выброс адреналина, учащается пульс и ускоряется сердцебиение, подключается инстинкт самосохранения. Тело готово помочь человеку преодолеть экстремальную ситуацию. Но под воздействием стресса, повышенной тревоги или других негативных факторов происходит сбой, и механизм самосохранения включается без объективных причин - это и называется панической атакой. Сегодня, по статистике, паническим атакам подвержено от 3 до 5% населения земного шара, в основном - жители больших городов. Панические атаки испытывают не только взрослые, но и дети, в основном школьного возраста. В последнее время возраст панических атак все более снижается, это связано с повышением психоэмоциональных нагрузок на ребенка, все более ранней его социализацией, семейными проблемами и т.д.

Панические атаки у детей, причины возникновения

  • Гиперопека родителей, прививание повышенной тревоги при воспитании ребенка, постоянный контроль, над личным временем, учебой, здоровьем ребенка.
  • Семья, где у родителей присутствует та или иная форма химической зависимости (алкоголизм, наркомания), из-за чего нередки конфликты.
  • Эмоциональная изоляция ребенка в семье происходит, когда родители не уделяют достаточно внимания детям, и у ребенка отсутствует эмоциональный контакт с одним или обоими родителями.
  • Постоянные конфликты в семье между родственниками по различным причинам: психологическая несовместимость, бытовые проблемы, измены и т.д.
  • Внешние факторы: высокая конкуренция в школе, страх насмешек, непонимания, страх ошибки и.д.
  • Детские страхи: страх темноты, страх быть брошенным и т.д.
  • Физиологические причины: переутомление, соматические заболевания и т.д.

Для ребенка, его семья-это весь мир, и то какой климат в семье, насколько родители эмоционально связаны с ребенком, чувствует ли ребенок их любовь, во многом зависит его эмоционально-психическое состояние. Прежде всего, родителям он может рассказать о своих страхах и проблемах. Сегодня наиболее распространены панические атаки у детей, причиной которых являются именно различные страхи.

Панические атаки у детей, особенности приступа

Как правило, без видимых причин. Но со временем, ребенок начинает сопоставлять возникновение панической атаки с тем или иным местом или ситуацией и пытаться избегать их. В связи с этим у детей часто развивается агорафобия, или боязнь открытого пространства, общественных мест, боязнь посещения школы.

Основные симптомы панической атаки у детей

  • страх;
  • сильная тревога;
  • головокружения;
  • дрожь;
  • потоотделение;
  • дискомфорт в зоне грудной клетки;
  • рвота

Особенность приступов паники у детей заключается также в отсутствии жизненного опыта, невозможности объяснить себе и окружающим что с ним происходит. Во время приступа ребенок чувствует только безмерный ужас и страх. Для родителей приступ панической атаки у ребенка вызывает шок, панику и они вызывают скорую. Врачи, как правило, не сразу диагностируют паническую атаку у ребенка, проводятся обследования у множества специалистов (кардиолога, терапевта, невролога), а нередко наличие панической атаки у ребенка не устанавливается вообще, а ставится диагноз вегетососудистая дистония и назначается лечение, которое не приводит к желаемому результату. Именно поэтому лечение панических атак у детей важно доверить компетентному доктору в Израиле.

Диагностика и лечение панических атак у детей

Диагностика панических атак у детей также имеет свои особенности, связанные с возрастом маленького пациента и развитием организма. Прежде всего, психотерапевт центра «IsraClinic» исключает наличие физиологических заболеваний, симптомом которых могут быть панические атаки. Далее с помощью специальных методик клиники анализируются симптомы, продолжительность и частота приступов. Наиболее распространенными симптомами панических атак у детей наряду с выраженным страхом и тревогой выступает дискомфорт, боль в области груди, напряжение в мышцах, усиленное сердцебиение, озноб, дрожь, потливость, тошнота, нехватка воздуха и т.д. Эпизод паники длится от 10 до 20 минут. При возникновении приступов раз в неделю можно говорить о наличии панического расстройства у ребенка, вне зависимости от развития агорафобии.

Программа лечения панических атак у детей строится на комплексном подходе :

  • Медикаментозные средства применяются на первых этапах лечения при наличии тяжелой симптоматики. Необходимость применения медикаментов, дозировку и виды назначает исключительно врач.
  • Психотерапия:
  • когнитивно-поведенческая терапия, которая направлена на определение, осознание, объяснение ребенком своих страхов, учит отслеживать панические мысли, заменяя их положительными, в результате чего удается избежать приступов паники.
  • эмоционально-ориентированная терапия, направленная на развитие у ребенка оптимистическихэмоций и позитивного мышления.
  • арт терапия помогает определить бессознательные тревоги и страхи ребенка, учит давать выход негативным эмоциям, снимает страхи, стрессы.

Комплекс профессионально подобранных мер поможет ребенку навсегда освободиться от панических приступов и вести нормальный образ жизни.

Профилактика развития панических атак у детей

Как и любое заболевание, паническое расстройство у детей проще предотвратить, чем лечить. Здоровая атмосфера в семье, взаимопонимание между родителями и детьми - залог успеха их психического здоровья. Забота, любовь и поддержка родителей - лучший метод профилактики развития панических атак у детей. Уважение ребенка, его желаний, поддержка того, что делает ребенок здесь и сейчас, вне зависимости от результата, разграничение собственных ожиданий и желаний ребенка, общий досуг и отдых всей семьей. Важно помнить, что ребенку, особенно подверженному паническим атакам, нужно обеспечить не только его материальные нужды, но и спокойствие. Также для профилактики панических атак у детей важно обеспечить соблюдение режима дня, полноценный сон, регулярные физические нагрузки, хобби.



Рассказать друзьям