Патологическая тревожность. Повышенный уровень тревоги

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
… из всего спектра эмоций, которые переживает человек, тревога является не самой приятной, но она бесспорно необходима, так как позволяет нам заранее почувствовать опасную ситуацию, приготовиться к ней, возможно, в это же время принять решение и наметить план своих дальнейших действий.

… у здорового человека чувство тревоги является временным ощущением.

… многие ученые и исследователи, занимавшиеся проблемой тревоги, – например, Фрейд, Гольдштейн и Хорни, - утверждают, что тревога является расплывчатым опасением и что главное отличие страха от тревоги заключается в том, что страх представляет собой реакцию на конкретную опасность, в то время как объектом тревоги является опасность неконкретная, «неопределенная», «лишенная объекта»; особенностью тревоги является ощущение неуверенности и беспомощности перед лицом опасности.

_________________________________________________

Тревога – это система готовности реагировать на новое как на потенциальную угрозу организму или виду в целом, носящая адаптивный характер .

Различают два вида тревожной реакции: физиологическую и патологическую .

Физиологическая («нормальная») тревога связана с угрожающей ситуацией, усиливается адекватно ей – в условиях субъективной значимости выбора, при недостаточности информации, в условиях дефицита времени, иными словами - физиологическое значение тревоги состоит в мобилизации организма для быстрого достижения адаптации. Если интенсивность тревоги чрезмерна по отношению к вызвавшей ее ситуации или она не обусловлена внешними факторами (обусловлена внутренними причинами), ее рассматривают как патологическую.

Патологическая тревога , как правило, длительна во времени (более 4 недель). Таким образом, в отличие от нормальной патологическая тревога всегда более продолжительна и выражена, приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.

С позиции адаптивности-дезадаптивности выделяют следующие виды тревоги :
конструктивная тревога - способствует мобилизации возможностей для достижения реальных задач;
деструктивная тревога - проявляется в неадекватной оценке трудностей, выраженностью вегетативных компонентов;
дефицитарная тревога - характеризуется отсутствием адекватной реакции в реально опасных ситуациях, отсутствием прогноза к последствиям.

Тревожность разделяют также по периодичности - эпизодическая или хроническая, по происхождению - врожденная или ситуативная, по степени осознанности, а также по уровню, силе, коморбидности и т.д.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента , в силу того, что в отличие от животных человеку свойственна тревога не только как способ реагирования на ситуацию угрозы, но и как личностное свойство, которое обозначается как тревожность.

Таким образом, необходимо дифференцировать два вида тревожности :
тревожность как свойство личности - личностная тревожность - устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге; она «активизируется» при восприятии определенных «угрожающих» стимулов, связанных со специфическими ситуациями: потерей престижа, снижением самооценки, утратой самоуважения индивида и др.;
тревожность как состояние, связанное с конкретной ситуацией - ситуативная тревожность - состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке.

Для экспресс-диагностики уровня ситуативной тревожности у школьников юношеского возраста и взрослых используется шкала ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина .

Шкала позволяет количественно и качественно измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Шкала самооценки включает 20 вопросов - суждений. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности: до 30 баллов - низкая; 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

Следует отметить тот факт, что для лучшего различения ситуационной и личностной тревожности Спилбергер создал два опросника , первый для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, а второй для определения личностной тревожности, обозначив первую как «Т-состояние », а вторую - «Т-свойство ». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний. Так перед ответственным событием у большинства людей она (ситуативная тревожность) значительно выше, чем во время обычной жизни. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Но если ситуация, провоцирующая возникновение тревожности, связана с тем, что другие люди ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида, различия в уровне ситуативной тревожности проявляются в максимальной степени.

Тревожность непосредственно связана с риском возникновения неврозов. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение высших психических функций.

Учитывая, что наиболее часто в неврологической и терапевтической практике встречается и тяжелее всего протекает генерализованная тревога, была разработана ее экспресс-оценка, которая включает два вопроса :
чувствовали ли Вы большую часть времени за последние четыре недели беспокойство, напряжение или тревогу?
часто ли у Вас бывает ощущение напряженности, раздраженность и нарушения сна?

Если хотя бы на один из этих вопросов пациент предъявляет утвердительный ответ, то далее необходимо проводить углубленный его расспрос с целью активного выявления симптомов генерализованной тревоги и последующего адекватного лечения.

В клинической практике тревожность рассматривают как склонность организма к возникновению тревоги в разнообразных проявлениях, вплоть до возникновения тревожных расстройств.

Двумя наиболее распространенными тревожными расстройствами являются адаптивное расстройство с тревожным настроением и генерализованное тревожное расстройство . В свете вышеизложенного, возможно провести следующие аналогии - адаптивному расстройству с тревожным настроением соответствует ситуативная тревожность, а генерализованному тревожному расстройству соответствует личностная тревожность.

Теряя свое адаптивное значение, она становится единым радикалом, на основе которого строятся отличные друг от друга патологические системы. По мнению Е.В.Вербитского (2003 г.), когда «опасность не осознаваема, когда она представлена в виде безобъектной угрозы, тогда и возрастает способность реагирования тревогой, т.е. формируется тревожность». Н.В.Инадворская (2006 г.) полагает, что у патологической тревоги, как у чувства неопределенной опасности, есть важнейшая функция – стремление к определенности, конкретизации, что ведет к снижению уровня тревоги. В результате реализации данного механизма формируются те или иные варианты тревожных расстройств.

В некоторых случаях тревожное расстройство может протекать в виде панических приступов (атак). Панический приступ (атака) – это сильное ощущение страха и/или внутреннего дискомфорта, возникающее у человека неожиданно, обычно без симптомов - предвестников и сопровождающееся пугающими физическими симптомами в виде внезапно начавшегося сердцебиения, удушья, боли в груди, головокружения, сильной слабости, чувства нереальности происходящего и собственной измененности. При этом почти всегда появляется страх внезапной смерти, утраты контроля над собой или страх сойти с ума.

Панический приступ развивается быстро, его симптомы достигают максимальной интенсивности обычно в течение 5-10 минут и затем также быстро исчезают. Таким образом, панический приступ длится приблизительно 10-20 минут и проходит сам собой, не оставляя никаких следов и не представляя реальной угрозы для жизни пациента.

О клинических аспектах тревоги см. также статьи «Тревожно-фобические расстройства» в разделе «психиатрия» и «Паническое расстройство» в разделе «неврология и нейрохирургия» медицинского портала сайт.

В клинической картине патологической тревоги имеются три группы симптомов: психические , поведенческие и соматические (вегетативные).

К психическим и поведенческим симптомам тревоги относят : беспокойство по незначительному поводу, ощущение напряженности и скованности, неспособность расслабиться, раздражительность и нетерпеливость, «пребывание на грани срыва», невозможность сконцентрироваться, ухудшение памяти, трудности засыпания и нарушения ночного сна, быструю утомляемость, страхи. Больные с тревожными расстройствами часто предъявляют жалобы на подавленное настроение, раздражительность, беспокойство или даже чрезмерную активность. Обычно такие больные крайне неусидчивы и испытывают потребность постоянно что–то делать.

Соматические проявления тревоги проявляются в виде вегетативной полиморфной гиперактивации и моторных нарушений: суетливость, мышечное напряжение с болевыми ощущениями различной локализации, тремор, неспособность расслабиться.. Облигатной особенностью соматических проявлений тревоги является их полисистемный характер. Заинтересованность различных систем организма обусловлена вегетативной дизрегуляцией с последующим нарушением адаптации к условиям внешней среды и формированием психовегетативного синдрома.

Среди соматических проявлений тревоги выделяют :
сердечно–сосудистые : учащенное сердцебиение, тахикардия, экстрасистолия, неприятные ощущения или боли в груди, колебания артериального давления, предобморочные состояния, приливы жара или холода, потливость, холодные и влажные ладони;
дыхательные : ощущение «кома» в горле или «непрохождения» воздуха, чувство нехватки воздуха, одышка, неравномерность дыхания, неудовлетворенность вдохом;
неврологические : головокружение, головные боли, предобморочное состояние, тремор, мышечные подергивания, вздрагивания, парестезии, напряжение и боль в мышцах, нарушения сна;
желудочно–кишечные : тошнота, сухость во рту, диспепсия, понос или запоры, боли в животе, метеоризмы, нарушения аппетита;
мочеполовые : учащенное мочеиспускание, снижение либидо, импотенция;
терморегуляторные : беспричинные субфебрилитеты и ознобы.

Дифференциальную диагностику тревожного расстройства проводят с депрессивными расстройствами, шизофренией, биполярным расстройством, расстройством личности, а также с расстройством адаптации с тревогой, с соматическими и неврологическими заболеваниями, сопровождающимися тревожными состояниями (стенокардия, инфаркт миокарда, пролапс митрального клапана, синдром гипервентиляции, гипогликемия, гипертиреоз, карциноидный синдром). В группу заболеваний, с которыми следует проводить дифференциальную диагностику при наличии у пациента тревожного расстройства, также входят расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Использование адекватных методов терапии, как правило, позволяет добиться значимой редукции тревожного расстройства; для лечения используются :
социально-средовые методы (обучение пациента) :
педагогические, дидактические методы;
семейная терапия;
группы самопомощи;
научно-популярная литература для пациентов;
средства массовой информации;
методы психотерапии :
релаксационный тренинг;
биологическая обратная связь;
когнитивная психотерапия;
поведенческая психотерапия;
другие виды психотерапии;
методы фармакотерапии :
бензодиазепиновые анксиолитики;
небензодиазепиновые анксиолитики;
трициклические антидепрессанты;
ингибиторы моноаминооксидазы;
ингибиторы обратного захвата серотонина;
бета-адреноблокаторы.

Часто наилучшим способом лечения является сочетание когнитивно-поведенческой психотерапии с фармакотерапией. Однако значительная часть тревожных расстройств могут быть излечены без применения фармакотерапии, поэтому медикаментозное лечение рекомендуется назначать тогда, когда нефармакологические методы не дали результата, а также для оказания неотложной помощи и в начале курса психотерапии.

Психотерапия может проводиться индивидуально, в группе или в семье. Когнитивная психотерапия помогает пациенту научиться распознавать мысли и чувства, вызывающие симптомы тревоги, а также иначе реагировать на стрессогенные ситуации. Поведенческая психотерапия помогает пациенту заменить саморазрушающее поведение более позитивным, уменьшить уровень напряженности и научиться справляться со стрессом. Когнитивные и поведенческие методы психотерапии успешно сочетаются друг с другом и могут применяться параллельно.

О принципах лечения тревожного расстройства см. также статью «Лечение панического расстройства» в разделе «неврология и нейрохирургия» медицинского портала сайт.

»

Ощужение повышенного уровня тревожности, на сегодняшний день, наиболее распространены в крупных городах. Это пограничное психическое состояние сопровождается ощущением либо четко выраженных ощущений

тревожности, когда человек ярко ощущает это состояние, либо может проявляться в виде не четко оформленного состояния, когда врачу-психиатру, психотерапевту (врач-психотерапевт), приходится выяснять этот факт посредством проведения специальных методик обследования.

Тревога – аффект ожидания какого-либо неприятного события, переживание напряженности и страха, опасения.

Состояние длительной тревожности представляет собой патологическое состояние, характеризующееся ощущением опасности и сопровождающееся соматической симптоматикой, что связано с гиперактивностью вегетативной нервной системы.

Дифференциальная диагностика

Повышенную тревожность следует дифференцировать от страха, который возникает в ответ на конкретную угрозу и является биологически оправданной реакцией высшей нервной системы.

Тревога является одним из наиболее часто встречающихся в медицинской практике психопатологических состояний.

Тревогой в этом случае называют преувеличенную реакцию, не соответствующую степени угрозы. Кроме того, тревога развивается, когда источник опасности не ясен или не известен. Чаще всего тревога возникает в ответ на какой-либо условный раздражитель, связь которого с самой опасностью вытеснена из сознания или забыта пациентом.

Необходимо отметить широту диапазона проявлений тревоги – от легких невротических нарушений (пограничного уровня психических расстройств) и генерализованного тревожного расстройства , до выраженных психотических состояний эндогенного происхождения. Тревожные состояния относятся к сфере переживаний человека, трудно переносимым эмоциям и выражается в ощущении мучительности. Не редко, когда человек находит предмет своей тревоги или «придумывает» этот объект, то у него возникает страх, который в отличие от тревоги появляется в ответ на конкретную причину. Страх следует квалифицировать как патологическое состояние только в том случае, если он переживается в связи с объектами и ситуациями, обычно не вызывающими его.

Симптомы повышенной тревожности

  • Дрожь, подергивание, сотрясение тела, боль в спине, головная боль, головокружения, приливы, расширение зрачков, обмороки.
  • Мышечное напряжение, нехватка воздуха, учащенное дыхание, повышенная утомляемость, дисфункция вегетативной нервной системы (часто называемое вегетативно-сосудистая дистония, ВСД, покраснение, бледность.
  • Тахикардия, учащенное сердцебиение, потливость, похолодание рук, диарея, сухость во рту, учащенное мочеиспускание, ощущения онемения, покалывания, мурашек, затруднение при глотании.
  • Желудочно-кишечные расстройства, поносы, запоры, рвота, гастриты, язвенная болезнь, дискинезии, изжога, вздутие, синдром раздраженного кишечника .

Психологические симптомы повышенной тревоги

  • Ощущение опасности, снижение концентрации внимания.
  • Сверхнастороженность, расстройство сна, снижение либидо, «ком в горле».
  • Ощущение тошноты («мутит от страха»), тяжести в желудке.

Тревожность – психологическое понятие, которым выражается аффективное состояние, которое характеризуется чувством неуверенности и общего беспокойства. Часто сравнивается, а иногда используется как синоним понятия невротический страх. При состоянии тревожности отсутствуют физиологические или соматические проявления, такие как, например, удушье, потение, увеличение пульса, онемение и т.д. Состояние повышенного уровня тревожности в большинстве случаев принимается за легкую форму невроза, при которой именно тревожность преобладает в жизни пациента. Как правило, эта форма невроза лечится психотерапевтическими методиками, без применения лекарственных препаратов. Обычно, лечение таких психологических состояний, не превышает десяти сеансов психотерапии.

У маленьких детей тревожность появляется в следующих случаях: боязни темноты, животных, одиночества, чужих людей и пр. У детей старшего возраста тревожность связана с чувством страха наказания, страхом неудач, болезнями или контактом с близкими. Такие состояния, как правило, определяются как тревожные личностные расстройства и хорошо поддаются психотерапевтической коррекции.

Кроме пограничных психических расстройств, тревога может сопровождать и более глубокие психические расстройства, связанные с эндогенными патологиями головного мозга и проявляться в виде тревожно-параноидного синдрома.

Тревожно-параноидный синдром

– Сочетание аффекта тревоги, сопровождающегося ажитацией и спутанностью, с бредовыми идеями отношений или преследования, вербальными иллюзиями и галлюцинациями. Наиболее часто проявляется при шизофрении и органических психозах.

Диагностика повышенной тревожности

При диагностике тревожных состояний как пограничного психического состояния, обращают внимание на такие основные критерии как:

  • Чрезмерная тревога и беспокойство в связи с различными событиями или видами деятельности, наблюдающаяся более 4 месяцев.
  • Невозможность или трудность в попытке справиться с тревогой самостоятельно, посредством усилий собственной воли.
  • Тревога сопровождается, по меньшей мере, тремя из следующих симптомов (у детей – достаточно только одного симптома):
  • Беспокойство, суетливость или нетерпеливость.
  • Быстрая утомляемость.
  • Расстройство концентрации внимания или памяти.
  • Раздражительность.
  • Мышечное напряжение.
  • Нарушение сна (трудности при засыпании, ночные пробуждения, ранние пробуждения, нарушения продолжительности сна, сон, не приносящий чувства свежести).

Врачу-психотерапевту необходимо точно установить предмет повышенного уровня тревоги или беспокойства, так как существуют определенные критерии, которые имеют значение при определении вида тревожности.

Наличие повышенного уровня тревоги вызывает значимые нарушения в социальной, трудовой или иных сферах деятельности, что снижает качество жизни человека.

Повышенная тревожность не имеет прямой связи с наличием воздействия психоактивного вещества (наркотики, лекарства, алкоголь) и не связаны с другими органическими расстройствами, тяжелыми расстройствами развития и эндогенными психическими заболеваниями.

Группа расстройств с повышенной тревожностью

Группа психических расстройств, в которой тревога вызывается исключительно или преимущественно определенными ситуациями или объектами, в настоящее время не являются опасными. Лечение повышенного уровня тревожности всегда успешно. Обеспокоенность пациента может концентрироваться на отдельных симптомах, таких как, например, сердцебиение, ощущение дурноты, болях в желудке или области живота, головных болях, и часто сочетается с вторичными страхами смерти, потери самоконтроля или сумасшествия. Тревога не уменьшается от сознания того, что другие люди не считают данную ситуацию столь опасной или угрожающей. Одно лишь представление о попадании в фобическую ситуацию обычно заранее вызывает тревогу предвосхищения.

Тревога часто сосуществует с депрессией. При чем, тревога почти неизменно усиливается во время преходящего депрессивного эпизода. Некоторые депрессии сопровождаются фобической тревогой, а

пониженное настроение часто сопутствует некоторым фобиям, особенно агорафобии.

Повышенный уровень тревоги

Наличие повышенного уровня тревоги, при нарастании, часто вызывает панические состояния, которые часто называются людьми как панические атаки. Основным признаком панических атак являются повторные приступы тяжелой тревоги (паники), которые не ограничиваются определенной ситуацией или обстоятельствами и поэтому не предсказуемы. При панических атаках доминирующие симптомы сильно варьируют у разных людей, так же как и при иных , но общими являются неожиданно возникающие сердцебиение, боли в груди, ощущения удушья, головокружение и чувство нереальности (деперсонализация или дереализация). Практически неизбежны и вторичные страхи смерти, потери самоконтроля или сумасшествия. Обычно панические атаки продолжаются лишь минуты, хотя временами эти состояния могут сохраняться и дольше. Частота и течение панических атак имеют множество вариаций проявления. Наиболее часто, люди, при проявлениях приступа панической атаки, испытывают резко нарастающий страх, переходящий в паническое состояние. В этот момент начинают нарастать вегетативные симптомы, которые приводят к дальнейшему нарастанию тревоги. Как правило, большинство людей при этом стараются как можно быстрее покинуть место своего пребывания, сменить обстановку, окружение. В дальнейшем, для предотвращения проявлений панической атаки , люди стараются избегать мест или ситуаций, которые были в момент проявления панической атаки. Приступ панической атаки приводит к ощущению постоянного страха возникновения последующего приступа паники.

Для установления патологической тревоги (пароксизмальная тревожность, панические атаки), необходимы следующие условия, при которых проявляются тяжелые приступы вегетативной тревоги и которые возникали на протяжении месяца:

  • при обстоятельствах, не связанных с объективной угрозой;
  • панические атаки не должны быть ограничены известными или предсказуемыми ситуациями;
  • между паническими атаками состояние должно быть сравнительно свободным от тревожных симптомов, но тревога предвосхищения является обычной.

Лечение повышенной тревожности

Лечение повышенной тревожности определяется, прежде всего, истинными причинами формирования комплекса проявляемой симптоматики. Причины формирования этой симптоматики должны быть определены в ходе дифференциальной диагностики.

Как правило, при формировании лечебного плана необходимо начинать с быстрого снятия ведущей симптоматики, что наиболее тяжело переносится пациентом.

В ходе лечения повышенной тревоги врач, в течение всего периода терапии, должен внимательно следить за состоянием пациента и при необходимости проводить корректирующие мероприятия которые могут заключаться как во внесении коррекции в нейрометаболическую терапию, так и в психотерапевтический план.

Заключение

Важным моментом в лечении тревоги является то, чтобы непосредственно всем лечебным процессом руководил только врач, не допускается какая-либо самодеятельность психологов. Категорически запрещается самостоятельное лечение повышенного уровня тревоги психологами или иными людьми без наличия высшего медицинского образования. Нарушение этого правила всегда приводит к весьма серьёзным осложнениям и возникновению препятствий для полноценного лечения расстройств с проявлениями повышенного уровня тревожности.

Любые состояния с проявлением тревожности поддаются лечению.

Не стоит бояться и бояться, снова и снова. Разорвите «замкнутый круг».

Звоните +7 495 135-44-02

Мы сможем оказать Вам необходимую и безопасную помощь.

Вы снова почувствуете все краски настоящей, качественной жизни.

У Вас многократно повысится работоспособность, Вы сможете сделать успешную карьеру.

С тревогой знаком каждый из нас. Это смутное, неприятное эмоциональное состояние, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна , в то время как страх предполагает наличие вызывающего его объекта, человека, события или ситуации.

Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом . С одной стороны, тревога и тревожность являются признаками стресса, а с другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.

· Шкала самооценки тревоги Шихана

· Личностная шкала проявления тревоги

· Госпитальная шкала тревоги и депрессии

· Шкала Цунга для самооценки депрессии

Умеренное чувство тревоги знакомо каждому человеку. Что может быть естественней, чем волнение перед важным жизненным событием, переживание за близких людей, беспокойство о своем здоровье и благополучии? Однако, случаются ситуации, когда чувство необъяснимой тревоги полностью овладевает человеком, начинает управлять его мыслями и поступками, превращая жизнь в постоянное ожидание опасности.

Как отличить здоровое беспокойство от таких серьезных состояний, как расстройство личности, тревожная депрессия, паническая атака или социальное тревожное расстройство? Какие проблемы можно решать самостоятельно, а когда требуется профессиональное лечение?

Где находится грань между нормальным беспокойством и болезненной тревогой?


Прежде чем паниковать и переживать о своем психическом здоровье, следует понять, насколько серьезны ваши тревожные ощущения. Здоровая тревога способна уберечь человека от потенциально-опасных ситуаций или, наоборот, мотивировать его на выполнение действий, ведущих к благоприятному исходу события. Тревога всегда направлена в будущее и состоит из нескольких эмоций: чувства вины, печали и страха. Плохая подготовка к экзамену или халатное выполнение дипломной работы дают естественные основания тревожиться перед сдачей. Если в прошлом вас укусила собака, опасаться повторения ситуации нормально. Как проявляется патологическая тревожность? Человек испытывает постоянное напряжение, которое мешает нормальной работе и семейной жизни, при этом причины такого волнения он не осознает, и самостоятельно не может противостоять этим чувствам. Человек боится, что произойдет нечто негативное, причем катастрофические последствия и опасности он ожидает отовсюду. Так обычно проявляется тревожно-депрессивный синдром. Если человек старается избегать обычных повседневных ситуаций и дел, которые его нервируют, – это может быть тревожное расстройство личности. С паническими атаками связаны повторяющиеся приступы внезапного учащения сердцебиения на фоне острой тревоги, которые могут накатывать на человека без особой причины.

Почему возникают тревожные расстройства?


Предпосылками для развития повышенной тревоги могут служить биологические особенности организма, в частности, увеличенная выработка определенных нейромедиаторов или генетическая предрасположенность. Многие исследователи склоняются к психогенной природе возникновения тревожных расстройств: изначально чувство тревоги возникает как условный рефлекс на устрашающий раздражитель, после этого повышенное беспокойство может появляться само по себе. Социальное тревожное расстройство часто является следствием травмирующего опыта. Если чувствительный подросток был отвергнут сверстниками, испытал унижение с их стороны или получил другую психологическую травму, в будущем у него может развиться социофобия. У людей с меланхоличным темпераментом, обусловленным наследственностью, а также у тех, кто в детстве подвергался критике и неприятию со стороны родителей, чаще, чем у других, развивается тревожное расстройство личности. Ажитированная депрессия обычно диагностируется у людей пожилого возраста. Тяжелые соматические болезни и нарушения в работе эндокринной системы также могут спровоцировать у человека тревожно-депрессивное расстройство. На возникновение психических заболеваний с повышенным чувством тревоги часто влияет сочетание генетических, социальных и психологических причин.

Типичные признаки патологической тревоги


По МКБ-10 заболевания с повышенной тревожностью относятся к классу невротических, связанных со стрессом и соматизированных расстройств. Ключевым признаком является наличие высокого уровня тревоги и необоснованного страха при отсутствии адекватной этому состоянию причины. Часто сочетается с такими симптомами эмоциональной сферы, как чувство опустошенности, пессимистический настрой, повышенное нервное напряжение и раздражительность, трудности сосредоточения, ожидание опасности. У каждого больного наблюдаются также характерные соматические симптомы тревожного расстройства:

  • нарушение сна, вялость, высокая утомляемость;
  • сдавливающие головные боли, напряжение в мышцах, головокружение;
  • дрожь в руках и ногах, ажитированная депрессия также сопровождается двигательным и речевым беспокойством;
  • ощущение трудности дыхания, одышка, обильное потоотделение;
  • боли в желудке, диарея, повышенное мочеиспускание;
  • учащенный пульс, учащенное сердцебиение, давящее чувство в области грудной клетки.

Характер течения разных форм тревожных расстройств


В зависимости от степени выраженности чувства тревоги по отношению к другим симптомам, наличия других сопутствующих психических заболеваний и характерной симптоматики, можно выделить разные типы течения тревожных расстройств:

  • Генерализованная форма расстройства характеризуется наличием стойкой тревоги без привязки к конкретным ситуациям или объектам. Протекает волнообразно с периодическим обострением ключевых симптомов: вегетативной гиперактивности, моторного напряжения, опасения. Часто связано с хроническим стрессовым влиянием среды.
  • Расстройство с паническими атаками протекает приступообразно, сопровождается вспышками немотивированного страха и мучительной тревоги с характерными соматическими симптомами.
  • Избегающее расстройство личности отличается стремлением человека замыкаться от социальных контактов и его повышенной чувствительностью к критике со стороны окружающих.
  • При тревожно-фобическом расстройстве преобладающим или единственным симптомом является иррациональный страх. Если у человека преобладает боязнь социальных действий и внимания со стороны других людей, то диагностируют социальное тревожное расстройство.
  • Часто сочетаются тревога и депрессия, в такой ситуации диагноз зависит от того, симптомы какого расстройства являются преобладающими.

Повышенная тревога при депрессии


Нередко встречаются ситуации, когда чувство тревоги является симптомом депрессивного расстройства. У женской половины населения тревожная депрессия встречается чаще. В группе риска также находятся люди, живущие в неблагоприятных социально-экономических условиях и пенсионеры. Люди в возрасте склонны к сильным переживаниям из-за своей социальной ненужности, резкого снижения качества жизни, нехватки общения. Вследствие этого у них часто развивается инволюционная ажитированная депрессия, которая проявляется излишней суетливостью, нарушением речи, стереотипными движениями, дрожанием рук. Человек постоянно твердит о надвигающемся несчастье, повторяет одни и те же фразы без перерыва, не может усидеть на месте, мечется. Ажитированная депрессия возникает из-за снижения с возрастом способностей нервной системы справляться с негативными ситуациями. Черепно-мозговые травмы, а также воспаления и опухоли в левой височной доле головного мозга часто приводят к тому, что у больного возникает тревожная депрессия. При этом человек постоянно меняет положение тела, вздыхает, оглядывается с опасением, плохо спит, беспокоится, что с ним случится нечто плохое. Лечение таких расстройств проводит психотерапевт с применением антидепрессантов.

Уклоняющееся личностное расстройство


При данном типе расстройства человек стремится замкнуться от окружающих, избегает социальных контактов, остро реагирует на критику в свой адрес, часто ощущает себя неполноценным. Человек, у которого есть тревожное расстройство личности, считает себя непривлекательным для окружающих в плане общения, старается избегать взаимодействия с обществом, так как боится унижения, высмеивания, опасается вызвать неприязнь. Проявляется уклоняющееся расстройство обычно в позднем юношеском возрасте. Такие люди отличаются чрезмерной робостью, очень низкой самооценкой, неловкостью в социальных ситуациях. Основная их проблема состоит в том, что они нуждаются в социальных контактах, но стараются их избегать, из-за боязни быть отвергнутыми. Такие люди заводят отношения с окружающими только в том случае, если полностью уверены, что их не отвергнут, они слишком обеспокоены собственными недостатками. Тревожное расстройство личности часто возникает у тех, кто сталкивался с постоянным неприятием со стороны родителей, сверстников. Накопленный негативный опыт вызывает настолько болезненные ощущения, что одиночество кажется лучшим решением.

Социофобия или боязнь социальных действий


Если человек испытывает необоснованный страх до дрожи в коленях перед выступлениями на публике, опасается случайных взглядов в свою сторону, ничего не способен сделать, когда на него смотрят, скорее всего, у такого человека развивается социальное тревожное расстройство. Люди с социофобией предъявляют к себе завышенные требования, всегда стараются произвести положительное впечатление на других. Они зациклены на своей внешности и поведении в обществе, а в глубине души испытывают истинный ужас и панику от того, какой оценкой их наградят окружающие. Постоянное прокручивание в голове возможных вариантов развития событий вызывает сильную тревогу и стресс. Такой человек редко смотрит собеседнику в глаза. Социальное тревожное расстройство сопровождается физиологическими проявлениями: аритмией, тремором конечностей, одышкой, тошнотой, слезами, обильным потоотделением. Часто протекает одновременно с депрессией, приступами паники и другими психическими расстройствами.

Что делать при подозрении тревожного расстройства?


Если вы замечаете за собой или за кем-то из близких признаки тревожного расстройства, следует обязательно проконсультироваться с практикующим психологом либо психотерапевтом. За усиленным чувством тревоги может скрываться более серьезное заболевание, только врач сможет точно поставить диагноз и назначить соответствующее лечение. Конечно, не всегда тревожные чувства являются признаком патологии, но если уровень ежедневного беспокойства негативно отражается на вашей работе, семейных отношениях и образе жизни в целом, то консультация специалиста очень важна. Лечение тревожных расстройств, как правило, проводится с использованием методов психотерапии, только в особо тяжелых случаях требуется медикаментозная поддержка. Снизить уровень тревоги в обычной жизни можно и самостоятельно. Хорошо помогают физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, регулярный здоровый сон и сбалансированное питание. Не стоит перегружать себя обязанностями, переутомляться и работать без выходных. Лучше полностью отказаться от алкоголя и сигарет или хотя бы уменьшить их потребление. Постарайтесь восстановить эмоциональное равновесие, избегайте стрессовых ситуаций, найдите в близком кругу человека, которому сможете доверить ваши переживания.

Классификация и диагностика

Литература

Заключение

О некоторых актуальных направлениях развития и проблемах в сфере психологической интервенции при депрессивных расстройствах уже шла речь; в заключение приведем еще несколько. Особого внимания сегодня заслуживает адаптация когнитивно-поведенческих и интерперсональных терапевтических методов к лечению депрессий в детском и подростковом возрасте (Reynolds & Johnston, 1994); участились также и попытки использовать терапевтический потенциал этих методов для лечения хронических и терапевтически резистентных больных, страдающих депрессией (Mason, Markowitz & Klerman, 1993; Zimmer, 1995). В последнее время значительно возросло внимание к профилактике рецидивов у пациентов с депрессией, поэтому на первый план сейчас выходят попытки дальнейшего проведения психологической интервенции в течение некоторого времени после устранения депрессивной симптоматики (Frank, Johnson & Kupfer, 1992, Herrle & Rühner, 1994). Некоторые исследователи полагают, что когнитивно-поведенческие стратегии следует использовать для первичной профилактики - для предупреждения развития депрессивного расстройства у людей с повышенным риском к ним (Munoz & Ying, 1993).

Проблемы, которые стоят перед фундаментальным терапевтическим исследованием, не менее сложны и многогранны, нежели проблемы, которые предстоит решить клинической практике. Например, как можно объяснить тот факт, что воздействия как различных психологических методов терапии депрессии, так и медикаментозного лечения в общем и целом одинаковы? А как объяснить тот факт, что преимущество комбинированного психологически-медикаментозного терапевтического подхода оказалось явно меньше, чем должно было быть? Сегодня является общепризнанным (в смысле концепции «final common pathway» (Whybrow, Akiskal & McKinney, 1984), что депрессивные расстройства есть результат развития, которое может быть обусловлено психологическими, психосоциальными и физиологическими предпосылками; поэтому вышеизложенные данные, кажется, подтверждают гипотезу «общего терапевтического финального пути». Однако до сих пор у нас недостаточно знаний о том, какие пути ведут к этому финальному пути, какие специфические и/или общие факторы воздействия лежат в основе достигнутых эффектов. Результаты соответствующих детальных эмпирических анализов пока еще весьма разнородны (Rehm, 1995; Blöschl, 1996). Таким образом, и в интересах теоретического познания, и в интересах широкой практики необходимо продолжать и стимулировать научно-исследовательские работы в этом направлении.



Abramson, L. Y., Seligman, M. E. P. & Teasdale, J. D. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74.

Beach, S. R. H. (1996). Marital therapy in the treatment of depression. In C. Mundt, M. J. Goldstein, K. Hahlweg & P. Fiedler (Eds.), Interpersonal factors in the origin and course of affective disorders (pp. 341-361). London: Gaskell.

Beck, A. T. (1970). Depression. Causes and treatment. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1994). Kognitive Therapie der Depression (4. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Becker, R. E., Heimberg, R. G. & Bellack, A. S. (1987). Social skills training treatment for depression. New York: Pergamon.

Bemporad, J. R. (1992). Psychoanalytically orientated psychotherapy. In E. S. Paykel (Ed.), Handbook ofaffective disorders (2nd ed., pp. 465-473). Edinburgh: Churchill Livingstone.

Blöschl, L. (1986). Verhaltenstherapie. In S. K. D. Sulz (Hrsg.), Verständnis und Therapie der Depression (S. 105-121). München: Reinhardt.

Blöschl, L. (1996). Zum Vergleich und zur Kombination psychologischer und medikamentöser Depressionsbehandlung: Zwischenbilanz und Ausblick. Editorial. Zeitschrift für Klinische Psychologie, 25, 79-82.

Buchanan, G. M. &Seligman, M. E. P. (Eds.). (1995). Explanatory style. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum.

Cappeliez, P. (1993). Depression in elderly persons: Prevalence, predictors, and psychological intervention. In P. Cappeliez & R. J. Flynn (Eds.), Depression and the social environment. Research and intervention with neglected populations (pp. 332-368). Montreal; Kingston: McGill-Queen"s University Press.

Evans, M. D., Hollon, S. D., DeRubeis, R. J., Piasecki, J. M., Grove, W. M., Garvey, M. J. & Tuason, V. B. (1992). Differential relapse following cognitive therapy and pharmacotherapy for depression. 802-808.

Fava, M. & Rosenbaum, J. F. (1995). Pharmacotherapy and somatic therapies. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 280-301). New York: Guilford.

Frank, E., Johnson, S. & Kupfer, D. J. (1992). Psychological treatments in prevention of relapse. In S. A. Montgomery & F. Rouillon (Eds.), Long-term treatment of depression (pp. 197-228). Chichester: Wiley.

Gotlib, I. H. & Colby, C. A. (1987). Treatment of depression. An interpersonal systems approach. New York: Pergamon.

Grawe, K., Donati, R. & Bernauer, F. (1994). Psychotherapie im Wandel. Von der Konfession zur Profession. Göttingen: Hogrefe.

Hautzinger, M. (1993). Kognitive Verhaltenstherapie und Pharmakotherapie bei Depressionen: Überblick und Vergleich. Verhaltenstherapie, 3, 26-34.

Hautzinger, M. & de Jong-Meyer, R. (Hrsg.). (1996). Depression (Themenheft). Zeitschrift für Klinische Psychologie, 25 (2).

Hautzinger, M., Stark, W. & Treiber, R. (1994). Kognitive Verhaltenstherapie bei Depressionen. Behandlungsanleitungen und Materialien (3. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Herrle, J. & Kühner, C. (Hrsg.). (1994). Depression bewältigen. Ein kognitiv-verhaltenstherapeutisches Gruppenprogramm nach P. M. Lewinsohn. Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Hollon, S. D., DeRubeis, R. J. & Evans, M. D., Wiemer, M. J., Garvey, M. J., Grove, W. M. & Tuason, V. B. (1992). Cognitive therapy and pharmacotherapy for depression. Singly and in combination. Archives of General Psychiatry, 49, 774-781.

Hoofdakker van den, R. & Berkestijn van, J. (1993). Biologische Behandlung. In F. A. Albersnagel, P. M. G. Emmelkamp & R. van den Hoofdakker (Hrsg.), Depression. Theorie, Diagnostik und Behandlung (S. 145-190). Göttingen: Verlag für Angewandte Psychologie.

Jarrett, R. B. (1995). Comparing and combining short-term psychotherapy and pharmacotherapy for depression. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 435-464). New York: Guilford.

Kanfer, F. H. (1971). The maintenance of behavior by self-generated stimuli and reinforcement. In A. Jacobs & L. B. Sachs (Eds.), The psychology of private events (pp. 39-59). New York: Academic Press.

Klerman, G. L. & Weissman, M. M. (1982). Interpersonal psychotherapy: Theory and research. In A. J. Rush (Ed.), Short-term psychotherapies for depression (pp. 88-106). Chichester: Wiley.

Klerman, G. L. & Weissman, M. M. (Eds.). (1993). New applications of interpersonal psychotherapy. Washington, DC: American Psychiatric Press.

Lewinsohn, P. M. (1975). The behavioral study and treatment of depression. In M. Hersen, R. M. Eisler & P. M. Miller (Eds.), Progress in behavior modification (Vol. 1, pp. 19-64). New York: Academic Press.

Lewinsohn, P. M., Antonuccio, D. O., Steinmetz, J. L & Teri, L. (1984). The Coping with Depression Course. A psychoeducational intevention for unipolar depression. Eugene, Oregon: Castalia Publishing Company.

Lewinsohn, P. M. & Gotlib, I. H. (1995). Behavioral theory and treatment of depression. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 352-375). New York: Guilford.

Lewinsohn, P. M., Hoberman, H., Teri, L. & Hautzinger, M. (1985). An integrative theory of depression. In S. Reiss & R. R. Bootzin (Eds.), Theoretical issues in behavior therapy (pp. 331-359). Orlando, Florida: Academic Press.

Mason, B. J., Markowitz, J. C. & Klerman, G. L. (1993). Interpersonal psychotherapy for dysthymic disorders. In G. L. Klerman & M. M. Weissman (Eds.), New applications of interpersonal psychotherapy (pp. 225-264). Washington, DC: American Psychiatric Press.

McLean, P. (1981). Remediation of skills and performance deficits in depression. Clinical steps and research findings. In J. F. Clarkin & H. I. Glazer (Eds.), Depression. Behavioral and directive intervention strategies (pp. 179-204). New York: Garland.

McLean, P. D. & Hakstian, A. R. (1979). Clinical depression: Comparative efficacy of outpatient treatments. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 47, 818-836.

McLean, P. D. & Hakstian, A. R. (1990). Relative endurance of unipolar depression treatment effects: Longitudinal follow-up. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 58, 482-488.

Munoz, R. F. & Ying, Y.-W. (1993). The prevention of depression. Research and practice. Baltimore: The Johns Hopkins University Press.

Paykel, E. S. (Ed.). (1992). Handbook of affective disorders (2nd ed.). Edinburgh: Churchill Livingstone.

Rehm, L. P. (1977). A self-control model of depression. Behavior Therapy, 8, 787-804.

Rehm, L. P. (1988). Self-management and cognitive processes in depression. In L. B. Alloy (Ed.), Cognitive processes in depression (pp. 143-176). New York: Guilford.

Rehm, L P. (1995). Psychotherapies for depression. In K. D. Craig & K. S. Dobson (Eds.), Anxiety and depression in adults and children (pp. 183-208). Thousand Oaks, Calif.: Sage.

Rehm, L. P., Kaslow, N.J. & Rabin, A. S. (1987). Cognitive and behavioral targets in a self-control therapy program for depression. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 55, 60-67.

Reynolds, W. M. & Johnston, H. F. (Eds.). (1994). Handbook of depression in children and adolescents. New York: Plenum.

Seligman, M. E. P. (1974). Depression and learned helplessness. In R. J. Friedman & M. M. Katz (Eds.), The psychology of depression: Contemporary theory and research (pp. 83-113). New York: Wiley.

Seligman, M. E. P. (1992). Erlernte Hilflosigkeit (4., erw. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union. Sulz, S. K. D. (Hrsg.). (1986). Verständnis und Therapie der Depression. München: Reinhardt.

Thase, M. E. (1994). Cognitive-behavioral therapy of severe unipolar depression. In L. Grunhaus & J. F. Greden (Eds.), Severe depressive disorders (pp. 269-296). Washington, DC: American Psychiatric Press.

Wacker, H.-R. (1995). Angst und Depression. Eine epidemiologische Untersuchung. Bern: Huber.

Wahl, R. (1994). Kurzpsychotherapie bei Depressionen. Interpersonelle Psychotherapie und kognitive Therapie im Vergleich. Opladen: Westdeutscher Verlag.

Whybrow, P. C, Akiskal, H. S. & McKinney, W. T., Jr. (1984). Mood disorders. Toward a new psychobiology. New York: Plenum.

Wolpe, J. (1971). Neurotic depression: Experimental analog, clinical syndromes, and treatment. American Journal of Psychotherapy, 25, 362-368.

Wolpe, J. (1990). The practice of behavior therapy (4th ed). New York: Pergamon Press.

Zimmer, F. T. (1995). Forschungsstand und Strategien kognitiver Verhaltenstherapie bei chronischen und therapieresistenten Depressionen. In G. Lenz & P. Fischer (Hrsg.), Behandlungsstrategien bei therapieresistenter Depression (S. 93-101). Stuttgart: Thieme.

Глава 37. Тревожные расстройства

Розелинда Либ и Ганс-Ульрих Виттхен

Важнейшим условием классификации тревожных расстройств является, с одной стороны, как можно более тонкая дифференциация тревоги как первичной эмоции с ее аффективными, физическими и когнитивными компонентами, тревожности как свойства личности и дифференциальная диагностика различных форм патологической тревоги ,а с другой стороны, проведение границы между патологической тревогой и другими видами психических расстройств. Основными признаками патологической тревоги являются следующие: 1) тревожная реакция и избегающее поведение переживаются людьми, страдающими этим заболеванием, как необоснованные, неадекватно сильные и слишком часто возникающие, 2) они начинают избегать ситуаций, вызывающих тревогу, и теряют контроль над тревогой, 3) тревожные реакции возникают последовательно и продолжаются дольше обычного и 4) ведут к нарушению качества жизни. Патологическая тревога - это ведущий симптом тревожных расстройств. Однако она может возникнуть и при других психических расстройствах (например, депрессии), а также соматических заболеваниях (например, эндокринных расстройствах). Особенно часто тревожные состояния проявляются при острых аффективных расстройствах, протекающих в тяжелой форме (депрессиях и биполярных расстройствах), психотических заболеваниях (например, шизофрении) и прогредиентных стадиях зависимостей от психоактивных веществ (например, при абстинентном синдроме). Поэтому тщательно проведенная дифференциальная диагностика имеет большое значение при постановке диагноза «тревожное расстройство».

Отграничение нормальной тревоги и тревожности от различных форм патологической тревоги в последние годы стало проводить значительно легче благодаря введению четких диагностических критериев и алгоритмов постановки диагноза. Для этих целей в настоящее время используют две классификационные системы, теперь хорошо согласованные друг с другом и удобные для решения как исследовательских, так и практических задач, - МКБ-10 ВОЗ (World Health Organization, 1992), дополненную однозначно сформулированными диагностическими критериями исследования (World Health Organization, 1993), и четвертую версию DSM Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV ;American Psychiatric Association, 1994, 1996), содержащую значительно более дифференцированные, чем в МКБ, признаки расстройств. Табл. 37.1.1 дает представление о структуре классификации этих систем применительно к тревожным расстройствам и о некоторых различиях между ними. Так как DSM-IV значительно подробнее описывает картину расстройства, чем МКБ-10, то мы в своем последующем изложении будем опираться в основном на категории DSM-IV .В скобках приводятся соответствующие F-коды из МКБ-10.

Таблица 37.1.1. Классификация тревожных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV



Рассказать друзьям
Классификация МКБ-10 Классификация DSM-IV Основные отличия
F4 Невротические, стрессовые и соматоформные расстройства Тревожные расстройства В DSM-IV все рассматриваемые заболевания, за исключением помещенных в скобках, классифицируются как тревожные расстройства
F40 Фобические расстройства
F40.0 Агорафобия В DSM-IV даныболее подробные критерии и больше указаний для дифференциальной диагностики
.00 без панического расстройства Агорафобия без панического расстройства
.01 с паническим расстройством Паническое расстройство с агорафобией
F40.1 Социальные фобии Социальная фобия В DSM-IV выделено больше подтипов, особенно для фобий
F40.2 Специфические (изолированные фобии) Специфическая фобия
F40.8 Другие фобические расстройства
F40.9 Неуточненные фобические расстройства Неуточненное тревожное расстройство
F41 Другие тревожные расстройства
F41.0 Паническое расстройство.00 средней тяжести.01 тяжелое Паническое расстройство без агорафобии Если расстройство удовлетворяет критериям как агорафобии, так и панического расстройства, то симптоматическая картина классифицируется в МКБ-10 как агорафобия, а в DSM как паническое расстройство
F41.1 Генерализованное тревожное расстройство F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства Генерализованное тревожное расстройство (смешанное тревожное и депрессивное расстройство)
F41.8 Другие уточненные тревожные расстройства
F41.9 Неуточненные тревожные расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F42 Навязчивые расстройства
F42.0 Навязчивые мысли или размышления F42.1 Навязчивые действия или ритуалы F42.2 Смешанные навязчивые мысли и действия Навязчивое расстройство В DSM расстройство далее не классифицируется вместо этого выделяются подтипы по способности к инсайту
F42.8 Другие навязчивые расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F42.9 Неуточненные навязчивые расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
F43.0 Острая реакция на стресс Острое стрессовое расстройство Нарушения адаптации образуют в DSM отдельную группу расстройств, не входящую в тревожные расстройства
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство F43.2 Нарушения адаптации Посттравматическое стрессовое расстройство (нарушения адаптации)
F43.8 Другие реакции на тяжелый стресс F43.9 Неуточненные реакции на тяжелый стресс