Меры по сохранению репродуктивного здоровья. Сохранение и повышение уровня репродуктивного здоровья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

К сожалению, человеческого языка не понимают наши органы. Но если быть более внимательным к своему организму и к себе, можно очень легко заметить даже незначительные сигналы, которые посылаются изнутри о помощи. Необходимо знать, на какие изменения в организме стоит обращать особое внимание, что бы всячески избежать развития тяжёлых болезней.

Сохранение репродуктивного здоровья, то есть профилактика.
Никто из женщин не застрахован от различных заболеваний. Поэтому каждой современной, любящей себя женщине очень важно соблюдать элементарные меры предосторожности:

Предохраняться от инфекций, которые передаются половым путём.
У женщины, должно быть, правило: постоянный партнёр (лучше всего, что б это был супруг). Если вы не придерживаетесь этого правила, тогда вам необходимо быть всегда на чеку. В сумочке у каждой современной женщины, рядом с прочими мелочами, должен находиться презерватив. На всякий, так сказать, непредвиденный случай.

Необходимо обязательно помнить о том, если у вас всё-таки состоялся половой акт с партнёром без применения презерватива, и вы в этом партнёре не уверены, то от случая заражения половыми инфекциями необходимо принять в обязательном порядке экстренные меры защиты.

Предохранятся от случая нежелательной беременности.
Необходимо стараться всеми возможными силами и способами избегать искусственного прерывания беременности, то есть абортов, так как это не только может нарушить ваше здоровье, в последствии чего вы навряд ли сможете иметь детей, но это также очень большой грех, который приравнивается к убийству.

Соблюдать основные правила гигиены.
Как известно ещё с детства, чистота - это залог здоровья. Поэтому очень важно регулярно подмываться и не только, но и два раза в неделю принимать ванну или душ.

Стоит знать, что возбудители таких заболеваний, как микоплазмоз и хламидиоз, передаются через воду. Поэтому для подмывания половых органов рекомендую использовать профильтрованную или кипячёную воду.

Держите ноги в тепле.
Простыть очень легко, особенно зимой. Иммунная система в этот период ослаблена, а для развития инфекции, которая попала в организм, это идеальные условия. Если вы будете стараться поддерживать иммунитет физическими упражнениями и витаминами, то можно в несколько раз уменьшить риск заражения инфекциями, которые передаются половым путём.

Посещать два раза в год гинеколога.
Каждая женщина хотя бы два раза в год должна быть в обязательном порядке осмотрена гинекологом. Некоторые эндокринные и инфекционные заболевания протекаю бессимптомно на начальной стадии. То есть вы можете не знать ничего о своём заболевании, хотя вы болеете уже несколько месяцев. Намного легче предупредить развитие той или иной болезни, нежели проходить сложное и длительное лечение.

Обращать внимание на регулярность менструаций.
Многие молодые девушки и женщины не обращают никакого внимания на регулярность своих месячных. А ведь это может оказаться первым сигналом, которое говорит о серьёзных нарушениях функции яичников местного или центрального происхождения, что впоследствии может вызвать бесплодие.


Содержание
Введение……………………………………………………………………...........
Глава 1. Репродуктивное здоровья………………………..
1.1 Понятие репродуктивного здоровья и факторы риска, влияющие на состояние репродуктивного здоровья……………………….
1.2 «Репродуктивное здоровье» как его составляющая и показатели их нарушения……………………………………...........................
1.3 Факторы окружающей среды, влияющие на репродуктивное здоровье населения……………………………………………………………......................
1.4 Влияние лекарственных веществ на репродуктивное здоровье.................. Глава 2. Болезни, передающиеся половым путём……………………..............
2.1 Венерические заболевания………………………………….........................
2.2 Профилактические меры в борьбе с инфекциями, передающимися половым путем………………………………………………………………………………………
2.3 Процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью………………………………..
Глава 3. Исследование отношения молодежи к своему здоровью и здоровью будущих детей.……………….
Выводы…………………………………………………………….................…..
Использованная литература………………………………………….................

Введение

В современных условиях в России возрастает социальная значимость здоровья с точки зрения гуманистических идеалов гражданского общества, национальной безопасности и экономической эффективности здравоохранения. Вторая половина XX века характеризуется интересом к проблеме нормальной жизнедеятельности, здоровья человека, профилактике болезней и продвижению здоровья. Это выразилось в росте числа публикаций по данной проблеме не только профильного медицинского характера, но и философского, социологического как в России, так и за рубежом.
В научном сознании факторы здоровья населения стали оцениваться в контексте демографических процессов и факторов обороноспособности государства. Это инициировало разработку новых, выходящих за пределы медицины и здравоохранения методов изучения данной проблемы, ее описания и осмысления. В последнее время появились отдельные работы отечественных авторов в области социальной гигиены, организации здравоохранения, социологии медицины, посвященных вопросам социологического анализа здравоохранения и медицины. Тем не менее, темы здоровья и коммуникации по поводу здоровья остаются практически неисследованными в отечественной социологии.
Сохранение репродуктивного здоровья молодёжи является одной из основных задач современного общества. Особо пристальное внимание вызывает молодая семья, которая является важной социально-демографической группой населения. Формирование здорового образа жизни должно выражаться в закреплении в молодёжной среде комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, исключающих пагубные привычки.
Цели:
1 Раскрыть исторические и теоретико-методологические предпосылки возникновения и формирования социологии здоровья;
2 Выявить особенности репродуктивного здоровья и превентивного поведения подростков в России, а также детерминирующие их факторы.
3 Изучить отношение молодёжи к своему здоровью и к здоровью будущих детей.
4 Проанализировать важность сохранения репродуктивного здоровья для конкретного человека и общества в целом.
Объектом исследования данного исследования является человек, подросток, способный к воспроизведению потомства.
Предметом исследования выступает репродуктивное здоровье молодёжи и подростков, как социальное явление.
Гипотеза: российская молодежь и подростки в силу своих возрастных особенностей не достаточно учитывают последствия вредных привычек, влияющих на их репродуктивное здоровье.
База исследования: В исследовании принимали участие студенты ВУЗов, колледжей, читатели библиотек, а так же юноши и девушки на улицах города. Их вниманию была предложена анонимная анкета, состоящая из

Глава 1. Репродуктивное здоровья

1.1 Понятие репродуктивного здоровья и факторы риска, влияющие на состояние репродуктивного здоровья

Репродуктивное здоровье, в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представляет собою состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (рождению детей) и самостоятельному решению вопросов планирования семьи. Предусматривается право мужчин и женщин на информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным по цене и приемлемым методам регулирования рождаемости, не противоречащим закону. Утверждается возможность доступа к соответствующим услугам в области здравоохранения, позволяющим женщине благополучно перенести беременность и роды, создающим оптимальные условия для рождения здорового ребенка.
Состояние здоровья зависит от целого комплекса факторов, которые могут обусловить те или иные нарушения в состоянии здоровья человека, в том числе и здоровья репродуктивного.
В настоящее время на первый план выдвинулись те заболевания, которые преимущественно связаны с гиподинамией, избыточным и неправильным питанием и чрезмерными психическими нагрузками. Все эти факторы риска могут быть эффективно устранены целенаправленной и умело организованной двигательной активностью.
1. Недостаточная двигательная активность
Движение является для живого организма такой же физиологической потребностью как потребность в безопасности. Неудовлетворение этой потребности в течение длительного времени приводит к развитию серьезных отклонений в состоянии здоровья, преждевременному старению и смерти.
Некоторые последствия, к которым приводит длительное уменьшение физической активности:
Развиваются застойные явления в органах малого таза с нарушением их функции и, как следствие, снижается репродуктивная способность (способность производить здоровые половые клетки), уменьшается половое влечение и потенция.
Тяжелая переносимость беременности вследствие снижения общего функционального состояния организма, большая длительность родов и высокий риск родовой смертности, а также слабое состояние здоровья родившегося ребенка.
Снижается тонус мышц, что ведет к нарушению осанки. Нарушение осанки, в свою очередь, приводит к смещению внутренних органов.
Уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, что приводит к снижению массы сердечной мышцы и нарушению протекания процессов обмена веществ в клетках сердца.
Слабость мышц брюшного пресса ведет к снижению внутрибрюшного давления. Возрастает риск опущения органов брюшной полости.
Развитие эмоциональных стрессов, а в дальнейшем - психосоматических заболеваний.
Из сказанного ясно следует, что длительно малоподвижный человек - это больной человек, или человек, который неизбежно станет больным.
2. Ожирение
О тесной взаимосвязи количества жировой ткани и функционирования репродуктивной системы свидетельствует тот факт, что масса тела является критическим фактором, регулирующим половое развитие. Ожирение - это хроническое заболевание, тесно связанное с развитием не только экстрагенитальных заболеваний, но и с возникновением гинекологических заболеваний, сопряженных с высоким риском нарушений менструального цикла, развития бесплодия, патологических изменений в яичниках и эндометрии. Ожирение оказывает неблагоприятное влияние и на генеративную функцию: ........

Литература

1. Бардакова Л.И. Репродуктивные права и репродуктивное здоровье в свете реализации Программы действий Международной конференции в Каире// Народонаселение. - 2011. - №3. - С.28 - 36.
2. Гапличник Т.И. Репродуктивное сексуальное поведение, мотивы, установки подростков и молодежи// Социология, - 2012, - №3, - С. 77.
3. Герман И. Ухудшение репродуктивного здоровья - цена сексуального невежества молодежи / И. Герман. - 2011. - N 9. - С. 77-80.
4. Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья// Социологические исследования, - 2012, - №11, - с. 51 - 56.
5. Кулаков В. И. Репродуктивное здоровье в РФ / Владимир И. Кулаков, Ольга Г. Фролова // Народонаселение. - 2011. - N 3. - С. 60-66
6. Леонова Т. А. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья детей и подростков / Т. А. Леонова. - 2011. - N 9. - С. 30-32.
7. Мельничук И.А. Педагогический аспект проблемы репродуктивного здоровья молодежи// Социально-педагогическая работа, - 2012, - №2, - с. 89 - 93.
8. Покровский В. В. Социально значимые инфекции в ХХI веке / Вадим В. Покровский // Народонаселение. - 2012. - N 3. - С. 93-96.
9. Сергеев А.С. Болезни, передающиеся половым путем: краткая энциклопедия. - Минск: Юнипресс, 2011. - 128 с.
10. Смоленко Е.Д., Прищепа И.М.Репродуктивное здоровье женшины: Учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп / Е.Д. Смоленко, ИМ Прищепа. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. - 60 с.
11. Ревич Б. А. Экологическая эпидемиология: Учебник для высш. учеб. заведений / Б.А.Ревич, С.Л.Авалиани, Г.И.Тихонова; Под ред. Б. А. Ревича. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.
12. Роженко О.В. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем, - 2012, - №1, с. 12-13.

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 1.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ 1.2. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ 2.1.ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ 2.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность темы исследования. Многие ученые современную демографическую ситуацию в нашей стране считают кризисной. С середины 60-х годов в России низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простое воспроизводство. Сокращается количество браков, так же увеличился средний возраст вступления в брак и процент разводов . Уменьшение численности населения в России, к сожалению, социальные реалии последнего десятилетия . Все больше женщин откладывают рождение детей на более поздний срок. Об этом свидетельствуют статистические данные и результаты социологических исследований. С 2008 г. максимальный уровень рождаемости в нашей стране сместился из возрастной группы 20-24 года к 25-29 годам . Отношение к репродуктивному здоровью является одним из важнейших элементов культуры общества. Безопасная беременность, способность женщин к зачатию, здоровье новорожденных, сексуальные отношения без последствий (угроза заболеваний), возможность планирования следующего ребенка – все это, по определению Всемирной организации здравоохранения, является компонентами репродуктивного здоровья . В связи со сложностью становления полового воспитания в нашей стране в первую очередь нужно обращаться к репродуктивному здоровью подростков, которое продолжает ухудшаться. Заболеваемость болезнями репродуктивной сферы у подростков за последнее десятилетие увеличилось в 5-7 раз, а венерическими, например, сифилисом – в 34 раза. Все это вызывает необходимость обращения к проблеме полового просвещения . Необходимо объединение усилий по созданию и распространению социальной деятельности и взаимодействия общества в области сохранения репродуктивного здоровья молодежи, проектирование чреды позитивных целей в области репродуктивного поведения . Цель исследования - определить основные проблемы сохранения репродуктивного здоровья в современном обществе. Объект исследования – девочки-подростки Предмет исследования- репродуктивное здоровье подростков Задачи исследования: Рассмотреть понятие и характеристика репродуктивного здоровья молодого поколения в современном обществе; Определить Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье девочек-подростков; Выявить последствия нарушения репродуктивного здоровья; Проанализировать формы и методы профилактического воздействия. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. От социологических и психологических характеристик, ценностных ориентаций и предпочтений современных подростков зависит дальнейшее развитие демографической ситуации в России. Психологические особенности и здоровье подростков, их представления о семейнобрачных отношениях, половом поведении, а также роль репродуктивных установок подростков важны, так как данный контингент населения представляет собой ближайший экономический, социальный и репродуктивный резерв . Несмотря на существенную модернизацию службы охраны репродуктивного здоровья в последние годы, наблюдается сохранение тенденции к увеличению числа заболеваний органов репродуктивной системы девочек. В данном аспекте стоит упомянуть, что в России подростками считают лиц в возрасте от 10 до 18 лет (МЗ РФ 2001). Классификация ВОЗ предусматривает разделение на подростков - лиц в возрасте от 10 до 18 лет; на молодежь - лиц в возрасте от 10 до 24 лет; а в возрастном промежутке от 15 до 24 лет - молодые люди. При такой градации подростковый возраст может быть подразделен на два чрезвычайно важных этапа - период полового созревания и период социального созревания, когда человек формируется как личность . Подростковая беременность сопряжена с риском для новорожденного. У ребенка, родившегося у материподростка, вероятность умереть в первый месяц жизни на 50 процентов выше, чем у ребенка, родившегося у более взрослой матери. Чем моложе мать, тем большей опасности подвергается ее ребенок16. На долю девочек-подростков в возрасте 15–19 лет приходится 15 процентов всех небезопасных абортов в странах с низким и средним уровнем дохода17. В 2008 году на долю девочек в возрасте 15–19 лет в развивающихся странах приходилось, по оценкам, 3,2 млн. небезопасных абортов, и подростки сильнее страдают от осложнений, чем более взрослые женщины. Небезопасные аборты являются причиной материнской смертности примерно в 13 процентах всех случаев, причем доля, приходящаяся на подростков, непропорционально велика20. На долю молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет приходится 41 процент всех новых случаев инфицирования ВИЧ по миру в целом. Девочки-подростки подвергаются гораздо большему риску заразиться ВИЧ, чем мальчики-подростки. На долю девушек приходится 64 процента всех новых случаев инфицирования среди молодых людей во всем мире. Это объясняется не только их большей физиологической подверженностью инфицированию: они также подвергаются повышенному риску сексуального насилия и изнасилования как в браке, так и вне брака. Девочки-подростки, состоящие в браке или сожительстве, нередко практически не могут повлиять на решение вопроса о том, следует ли применять противозачаточные средства и вступать ли вообще в половую связь.

Заключение

Итак, в современной России состояние репродуктивного здоровья детей и подростков признано одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем и факторов национальной безопасности. Данная проблема важна для всех детей, но так как девочки рассматриваются мировым сообществом истинным резервом воспроизводства, то проблема сохранения их общего и репродуктивного здоровья имеет в современных условиях развития России первостепенную важность . Это связано с тем, что все чаще подростки рано начинают половую жизнь, увеличивается число случаев заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), растут число абортов у подростков, распространенность курения и употребления алкоголя, а женщины репродуктивного возраста все чаще обращаются к гинекологу по поводу бесплодия. Главные проблемы репродуктивного здоровья в основном связаны с недостаточными знаниями о сексуальности человека, с не соответствующим современным требованиям обслуживанием в области сохранения репродуктивного здоровья, а также некачественной и недоступной информацией. От социологических и психологических характеристик, ценностных ориентаций и предпочтений современных подростков зависит дальнейшее развитие демографической ситуации в России. Психологические особенности и здоровье подростков, их представления о семейнобрачных отношениях, половом поведении, а также роль репродуктивных установок подростков важны, так как данный контингент населения представляет собой ближайший экономический, социальный и репродуктивный резерв . Несмотря на существенную модернизацию службы охраны репродуктивного здоровья в последние годы, наблюдается сохранение тенденции к увеличению числа заболеваний органов репродуктивной системы девочек. В данном аспекте стоит упомянуть, что в России подростками считают лиц в возрасте от 10 до 18 лет (МЗ РФ 2001). Классификация ВОЗ предусматривает разделение на подростков - лиц в возрасте от 10 до 18 лет; на молодежь - лиц в возрасте от 10 до 24 лет; а в возрастном промежутке от 15 до 24 лет - молодые люди. При такой градации подростковый возраст может быть подразделен на два чрезвычайно важных этапа - период полового созревания и период социального созревания, когда человек формируется как личность . Происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной социальной самостоятельности. В связи с тем, что дети от природы гораздо больше предрасположены к переходу от здоровья к болезненному состоянию, они оказались наиболее беззащитной и уязвимой частью современного российского социума . ВОЗ определяет репродуктивное здоровье как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех аспектах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов . Это понятие означает возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь, возможность для воспроизводства, а также принимать решения о целесообразности, времени и частоте воспроизводства. Социальная и медицинская статистика указывает на наличие неблагоприятных явлений в вышеперечисленных сферах жизнедеятельности подростков. Ранняя сексуальная активность подростков и ее последствия стали одной из важнейших социальных проблем России. По данным Ю.А. Гуркина , среди опрошенных подростков возраст сексуального дебюта крайне вариабелен: среди 13-летних девочек сексуальный дебют отмечается у 10%, среди 15-летних половую жизнь начали 34%, а среди 16-летних половой жизнью уже живут 47% девушек. Опросив 324 несовершеннолетних девочек, Ю.А. Гуркин и соавт. , установили, что у ряда респонденток было несколько половых партнеров (у 6,6% - более 6 партнеров). В компаниях, где принят определенный стиль сексуальных взаимоотношений, молодые люди начинают подражать друг другу, сводя все многообразие интимной жизни человека к примитивному сексу «с кем и как придется». Как показали исследования, если с подросткового возраста, особенно у девочек, наблюдается промискуитет, то в дальнейшем у многих из них сохраняется потребность в постоянной смене половых партнеров, что мешает созданию прочной семьи . Кроме того, наличие 2 партнеров и более - независимый фактор риска инфицирования подростков вирусом папилломы человека . Так, по данным Н.С. Симоновой и соавт. , среди ВПЧ-инфицированных 1 половой партнер был у 38,1%, 2 половых партнера - у 14,3%, 3 половых партнера - у 47,6% девушек. При этом наличие 3 половых партнеров и более увеличивается риск развития инвазивного рака шейки матки в 2,5 раза. Молодые люди часто не готовы к половой жизни ни физиологически, ни психологически, у них нет достаточных знаний об ИППП, о возможности отрицательных последствий раннего начала половой жизни и прерывания беременности .

Список литературы

1. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для студентов по специальности «Сестринское дело»./ В.Покровский. М. 2008. стр-426. 523-541. 2. Васильева Т.П. «Парадигма управления факторами, определяющими качество медицинской помощи». Иваново, МИК. 2009. 3. Гаврилова Л.Г. «Репродуктивное поведение населения Российской федерации в современных условиях». Москва. МедПресс, 2011. 4. Департамент Здоровья и развития ребенка и подростка Всемирной организации Здравоохранения / Ориентационная программа «Здоровье подростков» для медицинских работников. Модули В,С. Женева, ВОЗ.2005. 5. «Гигиена детей и подростков»/ Под редакцией Сердюковской Г.Н., Москва, Медицина. 2009. 6. Гуркин Ю.А. «Репродуктологические проблемы девушек-подростков» ,Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2010. 7. Дорофеева Р.М. «Семейная медицинская сестра», Москва, Триада-Х.2005. с. 249-280. 8. Горелова Л.Г. «Планирование семьи», Учебное пособие для медицинских колледжей. Ростов на Дону, Феникс, 2009г. 9. Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение». Москва, Академия. 2006 . 10. Каган В.Е. «Психо-сексуальное воспитание детей и подростков»,Санкт-Петербург, 2008. 11. Кулаков В.И. «Руководство по планированию семьи».Москва. РусфармМед.2008. с.239-266.,267-294. 12. Медицинская сестра. Журнал для медицинских сестер. №6;2008.с.40-41. 13. Международная организация труда. «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России». 2004-2008. /материалы проекта/ 14. Комплексная оценка репродуктивного поведения, здоровья и образа жизни семьи. УМП. Иваново. 2000. 15. Наумкин Б.И. «Введение в валеологию» .Егорьевск.2010. с. 94-103. 16. Сестринское дело. Журнал. № 3. 2007 / Л.Гаркуша. Здоровье подростков и факторы, влияющие на него./ с. 43-44. 17. Баранов А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты по материалам 9-го съезда педиатров России.2003. 18. Демография- судьба страны. Православный медико-просвещенческий центр «Жизнь». Москва.2004. 19. Демографический аспект полового воспитания. Некоммерческое партнерство «Родительский комитет». Москва.2004. 20. Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Ростов на дону.Феникс.2006.с.190-211. 21. Региональная программа «Репродуктивное здоровье подростков» г. Барнаул. 2007. 22. «Репродуктивное здоровье и социальное поведение детей и подростков в России в период социально-экономических реформ»./под редакцией Елизарова В.В./ МаксПресс.2005. с.101-111. 23. Рабочая программа электива «Планирование семьи»/ составитель Селищева С.Е. / Серпухов. 2007. 24. Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек. Журнал «Репродуктивное здоровье детей и подростков»,2005. №1, стр 52-56. 25. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. В. Марков. - М. : Академия, 2001. - 320 с. - (Высшее образование). - Гриф УМО. - ISBN 5-7695-0360-2. 26. Тер-Акопов, А.А. Безопасность человека: теоретические основы социально-правовой концепции: [монография] / А.А. Тер-Акопов. - М. : МНЭПУ, 1998. - 196 с. 27. Суматохин, С. В. Значение социокультурной среды в формировании у детей гендерной идентичности / С. В. Суматохин // Воспитание школьников. - 2013. - № 2 - С. 47-52. 28. Суматохин, С. В.Особенности психического и психосексуального развития подростков / С. В. Суматохин // Воспитание школьников. - 2013. - № 4 - С. 17-26

Сохранение репродуктивного здоровья.

Для продолжения жизни на Земле природа обеспечила всем живым существам способ-ность к воспроизведению - репродукции. Но только человек может решать вопрос о времени рождения детей, и их количестве. Но часто человек сталкивается с серьёзными проблемами, многие из которых связаны с незнанием элементарных фактов своего репродуктивного здоровья и возможности его сохранения.

Репродуктивное здоровье – это важнейшая составляющая общего здоровья человека, оно подразумевает состояние полного физического, психического и социального благополучия, характеризующее способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путём, гарантию безопасности беременности, родов, выживание и здоровье ребёнка, благополучие матери, возможность планирования следующей беременности, в том числе предупреждение нежелательной.

В современном цивилизованном обществе человеку должно обеспечиваться право на жизнь и охрану своего здоровья, в том числе и репродуктивного. Для предотвращения демогра-фического кризиса, характеризующегося снижением рождаемости, высокой заболеваемостью, необходимы:

* обеспечение гражданам возможности получения достоверной информации о своём здоровье,

Методах его сохранения, грамотных консультаций по вопросам планирования семьи,

Контрацепции, квалифицированной медицинской помощи во время беременности и родов,

Медицинского наблюдения за состоянием здоровья, обеспечение возможности диагностики

Заболеваний, их лечения, в том числе с использованием современных высокотехнологичных

Методов (например, лечения бесплодия с использованием ЭКО и других методов);

* возможность своевременной вакцинации для профилактики инфекционных заболеваний,

Пропаганда здорового образа жизни, контрацепции, планирования беременности;

* антипропаганда абортов, вредных привычек.

Репродуктивная система человека закладывается, как и многие другие системы органов, ещё в период внутриутробного развития. Поэтому о репродуктивном здоровье ребёнка должны подумать, прежде всего, его родители. Залогом благополучного становления функционирования репродуктивной системы будущего малыша является нормальное течение беременности и родов у мамы. Оптимально, если родители будущего ребёнка здоровы. К сожалению, с возрас-том проблемы со здоровьем накапливаются. Поэтому оптимальным временем для первых родов считается период с 20 до 25 лет, а для последующих – возраст до 35 лет. После беременности и родов для полного восстановления необходимо около 3 лет – это оптимальный срок между беременностями.

Не следует забывать о прививках! Рождение здорового малыша – одно из главных событий в семейной жизни. Однако, данное ребёнку при рождении здоровье необходимо сохранить. Следует отметить, что некоторые, на первый взгляд безобидные детские инфекции могут вызывать осложнения, неблагоприятно влияющие на репродуктивную систему.

Например, одним из осложнений свинки (эпидемического паротита) у мальчиков является

орхит (воспаление яичка), хотя до 14 лет это осложнение встречается крайне редко. Такое же осложнение может развиться в более взрослом возрасте, если в детстве мужчина не переболел этой детской инфекцией и не был привит от неё. Последствием орхита может быть бесплодие.

У женщин, болеющих свинкой во взрослом возрасте, вирус эпидемического паротита может вызвать оофорит (воспаление яичника) или сальпингоофорит (с вовлечением в воспалительный процесс маточных труб, мастит (воспаление молочной железы). Последствием сальпингоофо-рита может быть сниженная функция яичников, образование спаек вокруг яичников и в маточ-ных трубах, что может явиться причиной бесплодия. Для не переболевших в детстве краснухой женщин существует угроза заражения этой инфекцией во время беременности, что опасно развитием тяжёлых пороков развития плода. Вот почему любому человеку желательно знать, какие детские инфекционные заболевания он перенёс, были ли выполнены плановые вакцина-ции или нет. Своевременная вакцинация от детских инфекций позволит выработать иммунитет

к возбудителям этих заболеваний и предупредит развитие столь грозных осложнений. Прививку от эпидемического паротита проводят в 12-15 месяцев и в 6 лет. В связи с особой опасностью краснухи во время вынашивания малыша, женщине, планирующей беременность (если она точно не знает, болела ли в детстве краснухой), необходимо выполнить анализ крови на опре-деление иммуноглобулина (антител) к вирусу краснухи. Наличие антител свидетельствует об имеющемся иммунитете. При отсутствии иммунитета необходимо сделать прививку от краснухи (на этапе планирования не менее чем за 3 месяца до беременности). В настоящее время прививку от краснухи делают малышам в возрасте 12-15 месяцев, в 6 лет и девочкам 12-14 лет, что предохраняет их от этой детской инфекции в течение основного репродуктивного периода (иммунитет после прививки от краснухи сохраняется до 20 лет).

Причины неблагополучия. Основными проблемами репродуктивного периода жизни человека (20-34 года) в сфере репродуктивного здоровья являются аборты, используемые многими как средство регуляции рождаемости, заболевания, передаваемые половым путём, вредные привычки, хронически заболевания и т.д.

Аборт – серьёзный удар по репродуктивному здоровью женщины: гормональный стресс, переживаемый организмом после прерывания развивающейся беременности, приводит к различным нарушениям. Частым осложнением аборта является воспаление, образование спаек, что в последующем может привести к трубной непроходимости, внематочной беременности. физического и психологического благополучия. аборт может привести в будущем к бесплодию. Наиболее гормональные изменения и воспалительные процессы после аборта вызывают нарушение функции яичников, эндометрия (внутреннего слоя матки, к которому прикрепляется плодное яйцо), недостаточность шейки матки, что в дальнейшем может привести к бесплодию, привычному не вынашиванию беременности. Развитие тяжёлых осложнений в течение следующих беременностей и в родах – печальная плата за сделанный когда-то аборт.

Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики способствуют возникновению стойкой и трудноизлечимой зависимости человека, а также (нанося существенный общему состоянию здоровья) наносят сокрушительный удар и по его репродуктивной функции. Наличие этих вредных привычек способствует развитию импотенции, несовместимо с нормальным течением беременности, вызывает задержку внутриутробного развития плода, формирование тяжёлых пороков развития, наличие наркотической зависимости у новорожденного, умственную отсталость, серьёзные нарушения психического и физического развития у ребёнка.

Лечить любую из сформированных зависимостей (от никотина, алкоголя, наркотических средств) чрезвычайно сложно.

Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП) – это другая значимая проблема.

В настоящее время их насчитывается около 30, и большинство из них отрицательно влияет на репродуктивную функцию. Ряд ИППП вызывает развитие воспалительных процессов в половой сфере, образование спаек, затрудняющих нормальное движение половых клеток, нормальное течение и вынашивание беременности, способствует развитию тяжёлых пороков и уродств плода. А такие заболевания как СПИД, гепатиты В и С угрожают не только репродуктивному здоровью человека, но и его жизни. При проявлении ИППП необходимо пройти полный курс терапии, назначенный лечащим врачом. И следует знать, что досрочное прекращение приёма прописанных лекарственных средств может способствовать переходу инфекции в хроническую форму, к формированию инфекции, устойчивой к воздействию самых сильных препаратов, затруднению выздоравливания и предотвращения осложнений болезни.

Хронические заболевания. Здоровье современного человека подвергается серьёзным испытаниям на прочность: неблагоприятная экологическая обстановка, малоподвижный образ жизни, широкое распространение вредных привычек, хронические стрессы, депрессии часто приводят к развитию хронических заболеваний. Общее состояние человека, дисбаланс в работе основных регулирующих систем организма (нервной, эндокринной) сказывается и на репродук-тивной функции. Поэтому при наличии хронических заболеваний необходимо постоянное наблюдение у специалиста, выполнение рекомендаций, регулярное прохождение курсов лечения или профилактики обострений, компенсация основного заболевания.

Для обеспечения репродуктивного здоровья важно также социальное благополучие населения.

09.07.2014 г.

Заведующий отделением медицинской

профилактики МУЗ «Старооскольская ЦРБ» Бежалов В.П.

План урока по ОБЖ для 8-го класса

Тема: Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья.

Цель урока :

1.Определить особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся.

2.Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека, оказывающих влияние на формирование его духовного, физического и социального благополучия, а также убеждение в том, что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие

Учебные вопросы:

1. Основные составляющие индивидуального здоровья человека.

2. Некоторые элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие.

3.Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение:

Учебники, план конспект.

Ход урока

I . Подготовительная часть 5 минут

Проверка наличия и готовности учащихся к уроку;

Довожу тему, цель, учебные вопросы урока;

Краткий опрос по предыдущему материалу:

1. Почему здоровье каждого человека зависит прежде всего от него самого?

2. Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?

3.Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?

4.Почему здоровье человека считают непременным условием его эффективной жизнедеятельности?

5.Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

II . Основная часть 35 минут.

1. Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. («психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции»)

Репродуктивная система - это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40-60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.

В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:

– о семье и любви как ценности;

– о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;

– о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;

– о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;

– о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;

– о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.

В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:

– соблюдать принципы здорового образа жизни;

– регулировать свое сексуальное влечение и поведение;

– сохранять свое репродуктивное здоровье;

– уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;

– владеть эмоциональной регуляцией.

Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором - родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.

III .Заключительная часть 5 минут

Напоминаю тему, цель, учебные вопросы урока:

1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?

2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?

3. Какова роль физических факторов в отношении состояния здоровья человека?

4. Какова роль социальных факторов в отношении состояния здоровья человека?

5. Какова роль духовных факторов в отношении состояния здоровья человека?

Выборочным опросом проверяю, как понята учащимися тема:

Подвожу итог урока.

Преподаватель Е. Орлов

Определение здоровья.

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Нормальное функционирование организма в системе «человек ― окружающая среда».

Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

Отсутствие болезни.

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.



Рассказать друзьям