Галлюцинации у аутистов в 2 года бывают. Генетическая теория аутизма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Богдашина О.
Аутизм: определение и диагностика

Шизофрения

В прошлом (в некоторых странах — в настоящее время)некоторые исследователи рассматривали аутизм как разновидность шизофрении, и считали, что детская шизофрения и аутизм являются одним и тем же синдромом, и что аутизм ребенка развился в шизофрению взрослого (Bender, 1947, Сухарева, 1937; 1974; Башина, 1975; 1980; 1938 и некоторые другие).

В настоящее время большинство исследователей и специалистов в области аутизма признают, что аутизм является отдельной самостоятельной патологией, отличающейся от шизофрении и других нарушений.

Существуют некоторые общие черты между шизофренией и аутизмом, поскольку оба эти нарушения проявляются в спектре. Чрезмерная самоизоляция и ухода себя от социальных и эмоциональных контактов, характерные для тяжелых форм шизофрении могут казаться симптомами аутизма. Однако, есть ряд различий, которые могут помочь клиницистам отличить аутизм от шизофрении.

В большинстве случаев, при шизофрении бывают периоды ремиссии и нормального функционирования, в то время, как аутичные люди, обычно, не проявляют подобных колебаний в функционировании (Wing, Attwood, 1987).

Специфические нарушения развития речи(элективный мутизм, нарушение рецептивной речи и т.д.)

Аутизм может быть похожим на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных симптомов аутизма (и обычно, первый симптом, который волнует родителей) — это отставание речевого развития или полное отсутствие речи.

Очень часто родители детей, которым впоследствии диагностируют аутизм, обращаются, прежде всего, к логопедам-дефектологам, которым предстоит решить, страдает ли ребенок аутизмом или же каким-то другим нарушением развития речи. Чтобы понять природу трудностей развития речи ребенка, необходимо, прежде всего, изучить историю развития ребенка и проанализировать его интересы, отношения с другими людьми и стиль его игры.

Если у ребенка отсутствует речь, то проблема состоит в том, чтобы определить, является ли это элективным мутизмом или аутизмом. Дети с мутизмом проявляют некоторые навыки привлечения внимания других к тому предмету, который их интересует (указание на предмет с целью попросить его, подача или показ предмета другим людям с целью показать свой интерес к нему и т.д.) Дети с аутизмом редко используют жесты для общения.

Если у ребенка наблюдается задержка речевого развития, чтобы отличить аутизм от другого специфического нарушения речевого развития, необходимо, прежде всего, проанализировать, используется ли речь для коммуникации и взаимодействия с людьми, и определить, в каких аспектах языка и речи наблюдаются отклонения; этот анализ должен проводиться с учетом уровня общего развития ребенка.

Аномалии языкового и речевого развития аутичного ребенка (эхолалия, метафорический язык, неологизмы, игра слов, перестановка местоимений; необычная интонация и т.д.) отражают нарушения в когнитивной, социальной и коммуникативной сферах, в то время, как трудности экспрессивной и рецептивной речи неаутичных детей со специфическими нарушениями речи, показывают хотя незрелое и медленное, но относительно нормальное социальное развитие, такие дети могут использовать другие средства для выражения своих нужд и интересов, те они могут общаться.

Иногда очень трудно исключить нарушение развития речи при диагностировании аутизма у высокофункциональных аутистов. Для дифференциации аутизма и специфического нарушения развития речи разработаны специальные дифференциальные карты, которые помогают специалистам выяснить различия между аутизмом и нарушениями речи (например, Aarons, Gittens, 1993) (Специальная карта оценки языковых и речевых проблем аутичных детей, разработанная Обществом содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом «От отчаяния к надежде», приводится в Части II).

Аутизм vs шизофрения

Эта страница находится в процессе накопления разрозненных постов разных лет (sic!) После этого неплохо было бы еще и причесать это, для общей осмысленности.

Аутизм не шизофрения

Дифференциальный диагноз - эта не академическая забава, а сама суть медицины. Можно добавить - это суть психологии и описания развития ребенка.
Майкл Руттер

Разведение аутизма и шизофрении не является попыткой смягчить травму матерей и заработать на муссировании темы особенного пути аутистического мышления. Часто низкофункциональное аутистическое состояние хуже для социальной адаптации, чем мягкие формы шизофрении. Но попытка слить в единое эти два процесса неестественна для самой медицины, для врачебного мышления. Мы уже говорили — цирроз вследствие гепатита В и алкогольный цирроз заканчиваются печеночной недостаточностью- но их никто не пытается свести в единый процесс. Туберкулезная пневмония и стафилококковая пневмония — это пневмонии, но никому не приходит в голову объединять их иначе как через воспалительный процесс в альвеолах, да и то разный по гистологии. Тема коморбидности аутизма и шизофрении, неаутистических первазивных расстройств, переходных форм крайне интересны для врача, но не с целью слияния, а наоборот- с целью дифференциации. Ещё более слабой аргументация психиатров выглядит при признании большого процента неэффективности нейролептической терапии как при аутизме, так и при том, что принято называть шизофренией. (Мы сразу оговоримся, что «за» использование нейролептиков при наличии показаний при аутизме, только показания эти должны быть уточнены и соотнесены с результатами такого ведения ребёнка). Этот факт — посмотрите процент рефрактерности к нейролептиками — должен был бы указать на качественное различие между состояниями устойчивыми и чувствительными к терапии нейролептиками. Именно это бы надо понять — чем различаются эти две группы.

Два отдельных состояния

Слияние ранней детской шизофрении с ранним детским аутизмом не конструктивно: это два отдельных состояния и их разведение улучшит диагностику и того, и другого. Шизофрению можно подозревать при классических позитивных (продуктивных) симптомах (галлюцинации, бред), а так же при:

  • речевой ассоциативной «окрошке»- характерной речевой гиперпродукции,
  • уплощении эмоционального и аффективного реагирования с когнитивным дефектом и отсутствием интенций,
  • характерном фантазировании,
  • гебойдным поведением,
  • гебефренией.
  • Эти симптомы (синдромы) качественно отличаются от аутистических симптомов. Сам аутизм при аутизме — не тенденция к изоляции, а нарушение способности к коммуникации. Это разный психический вектор. При шизофрении основным участком поражения является префронтальная кора. Наиболее частой анатомической находкой является увеличение размеров желудочков, что свидетельствует об убыли массы лобных долей. При аутизме страдают связи пара-лимбической системы. Шизофрения и аутизм могут быть у одного ребенка. До возникновения типичной картины шизофрении у ребенка могут быть «продромальные симптомы», но они оцениваются так лишь post factum.

    Эпидемиологический аргумент

    Заявлять, что аутизм и шизофрения идентичны, противоречит одному из самых распространенных утверждений психиатров: процент пациентов с шизофренией устойчив в популяции. Тогда следует признать, что мы имеем не всплеск рождаемости аутистов, а нарушение популяционной устойчивости субгруппы шизофрении.

    Miloserdie.ru

    Основные научные работы

    • Работы известных английских (не американских) детских психиатров Руттера и Колвина 1971 -72 года на основании каких фактов не следует считать аутизм и шизофрению идентичными публикация ОК
    • Статья Юдифь Рапопорт является лучшей из современных попыток отделить аутизм от шизофрении.
    • В статье Руттера также описывается основное прагматическое отличие аутизма и шизофрении.

    • При аутизме мы должны пытаться обучить ребенка - социальным шаблонам, речи, проявлениям эмоций и физической активности.
    • При шизофрении необходимо помочь человеку вернуть утраченный баланс психической активности.
    • Это замечание крайне точно описывает основную (глобальную) задачу ведения ребенка как с аутизмом, так и с шизофренией. (пост ОК)

      Кататония и псевдокататония

      Кататонические симптомы взрослых шизофреников и детей с аутизмом различаются. Так как аутизм — болезнь развития нервной системы, то подкорковые и стволовые нарушения являются правилом. Тем не менее кататония шизофреническая явно отличается от аутистических моторных симптомов. Синдромы растормаживания при аутизме разнообразны. К сожалению они не выделены в отдельную группу и идентифицируются как кататонические.

      Отметим отсутствие симптома «каталепсия» (восковая ригидность) у детей при наличии других симптомов кататонического ряда. Несмотря на то, что дети с кататоническими симптомами встречаются регулярно, мы ни разу не видели именно восковой ригидности.

      brainstormwiki.org

      Шизофрения у детей

      Детская шизофрения – психическая болезнь, протекающая хронически. Характеризуется нарушениями, которые несут в себе признаки аутизма, выраженные сложностью общения с окружающими, отсутствием или снижением эмоциональности, а также наличием психопатологических симптомов – галлюцинациями, бредом и т.п.

      Статистика показывает, болезнь способна заявить о себе даже в грудном возрасте, однако в большинстве случаев диагностируется от семилетнего возраста. Шизофрения у детей в четырнадцатилетнем возрасте выявляется в 1.6 процентов случаев на тысячу.

      Детская шизофрения проявляется по-разному в зависимости от возраста. Первое, что замечают родители и окружающие ребенка люди – его замкнутость, отсутствие интереса к предметам, которые доставляли ему радость прежде, нарушение логики. До трехлетнего возраста присутствовать кататонические приступы. Ребенок начинает кружить, бегать, повторяя какую-то траекторию, сидя качаться в разные стороны или истерично смеяться или плакать.

      Для детей постарше характерно наличие тревоги, на фоне страха у ребенка нарушается логическое мышление, он замыкается, сокращая круг общения. Отказывается от контактов с друзьями, близкими родственниками, нежеланием разговаривать и находиться с родителями. После двенадцатилетнего возраста на фоне развития болезни происходят бред и галлюцинации.

      Шизофрения характеризуется отсутствие эмоциональности. Ребенок может оставаться абсолютно безучастным и не проявлять никаких эмоций, когда окружающим смешно, например, от шутки или эпизода в фильме. Более тяжелый вид шизофрении – олигофреноподобная. Случается лишь в тех случаях, когда происходит нарушение познавательных способностей. Как правило, диагностируется у детей, страдающих данной болезнью с первых лет жизни.

      Конкретно о патологиях, сопутствующих заболеванию и в чем они выражаются:

      • Паранойя – уверенностью ребенка в том, что все окружающие, включая родителей, говорят и судят о нем как о плохом человеке.
      • Галлюцинации – видением образов, вещей, предметов, которых в реальности не существует.
      • Неряшливость – безразличием к гигиене, отказ от умывания, мытья рук, ношение нестиранной или не выглаженной одежды, отход ко сну на полу.
      • Тревожность – жалобами на присутствие инопланетян, монстров, чудовищ, притаившихся в доме и т.д.
      • Капризность – затяжной истерикой при отказе купить ему что-либо.
      • Нарушение речи – потерей (внезапно или постепенно) способности к диалогу, когда ребенок, который мог изъясняться простыми предложениями, вдруг лишается этой способности.
      • Родителям надо знать, шизофрения у детей диагностируется не по указанным выше симптомам, они весьма условны, а специалистом. Поэтому самостоятельно определять наличие болезни не рекомендуется.

        Хотя болезнь известна давно, но еще недостаточно изучена. Многочисленные исследования в этой области показывают, что детская шизофрения может быть спровоцирована следующими факторами:

      • наличием этого заболевания у близких родственников;
      • поздней беременностью. С возрастом беременной возрастает риск рождения малыша-шизофреника, например, у сорокалетних он возрастает до 50 процентов.
      • условиями жизни ребенка. Шизофрения у детей может развиться при сильных стрессах, таких как развод родителей, тиранство в воспитании.
      • недоедание беременной. Провоцирующим фактором выступает именно регулярное недоедание, или проще голодовка, а не скудное питание.
      • наркотики, алкоголь, препараты психотропного действия. Злоупотребление ими также способно спровоцировать развитие шизофрении.
      • Конечно, наличие какого-либо фактора у ребенка – не повод утверждать, что он нездоров. И от больных шизофренией рождаются вполне здоровые дети, и у питающейся «хлебом да квасом» беременной может родиться упитанное дитя. При возникших подозрениях – следует обращаться только к врачу.

        Шизофрения у детей лечится комплексно – наряду с применением лекарств, проводятся групповые занятия с психологами, логопедами, а также индивидуальные – на дому. Кроме этого используется творческая терапия. О комплексном подходе подробнее:

        Антидепрессанты, нейролептики. Современные препараты, в отличие прежних аналогичных средств, более мягко корректируют психическое состояние ребенка и эффективно купируют приступы шизофрении, не сдерживают умственное и физическое развитие. Однако существенным недостатком препаратов последнего поколения является необходимость постоянного контроля инсулина, так как их прием повышает риск развития сахарного диабета.

        Нейролептические препараты способствуют уменьшению патологических проявлений расстройств психики. Врожденная недостаточность нервной системы в большинстве случаев присуща детям, страдающим шизофренией в раннем возрасте. Стандартную схему лечения нейролептиками необходимо дополнять ноотропными препаратами:

        Это снизит побочные эффекты нейролептиков, например, судороги, тремор конечностей, заторможенность

        Они эффективно избавят ребенка от серьезных признаков болезни, А вот от тревожности целесообразно назначение Левомепромазина. Если шизофрения у детей имеет смазанную клинику, симптомы проявляются не остро, назначаются более мягкие нейролептики – Эглонил, Сонапакс.

        Сеансы психотерапевта

        Необходимо, чтобы ребенок старше семи лет, осознавая свою особенность, принял диагноз и смирился с этим. Прекрасно помогают групповые занятия – они учат детей правилам общежития, без посторонней помощи глушить приступы агрессии, подготавливают к социуму.

        Хотя заболеванию присуща хроническая форма, в большинстве случаев многие ее симптомы удается с помощью комплексного лечения держать под контролем.

        При ухудшении здоровья родители не должны оказываться от помещения ребенка в стационар. Это позволит своевременно и эффективно оказать необходимую помощь.

        В нашей стране если ты не такой как большинство, значит ты ненормальный, а чем шизофрения на ранних стадиях отличается от аутизма? Не задумывались над этим, я несколько раз проходил обследование в психиатрической клинике, и наблюдал как взрослые люди вытворяют такие вещи… Со мной лежал парень, его звали Александр 30 лет, в разговоре умный парень, работал бухгалтером, заработался до такой степени что у него случился приступ, вызывали скорую помощь. Сказали на почве стресса, ага как же, готовил годовую отчетность. Как он описывал свои приходы, чтобы для нас простых обывателей это было понятно:

        Ты не можешь заснуть одну ночь, вторую ночь, тебе плохо, ты вялый, сонный, но не засыпаешь, и в результате не достаточности серотонина, на 3-4 бессонную ночь, начинаются творится интересные вещи. В его случае он начинал слушать голоса двух женщин, не просто слышать он мог с ними разговаривать. И более того пересказывал их истории.

        Я это слушал так в пол уха, не придавая этому значения, но в обеденный перерыв, он лежал на кровати и смотрел в потолок, а когда я его отвлекал по каким нибудь вопросам, он отвечал. Сейчас, я договорю… (хотя он лежал молча, но мог улыбаться, как будто слушал интересную историю.)

        Отличие и сходство аутизма и шизофрении

        Шизофрения и аутизм - это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении - в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.

        Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.

        Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина - основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.

        Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.

        Детские психозы

        Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.

        Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.

        Общие клинические особенности

        Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность - общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.

        Существует два основных критерия для аутизма:

      • постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
        ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
        Основными критериями для шизофрении выступают:
      • галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
        негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
        Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.
      • Особенности аутического расстройства

        Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:

      • нарушение исполнительных функций;
      • проблемы с абстрактным мышлением;
      • неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.
      • Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.

        Шизофреническое расстройство

        Шизофрения - это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

        К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

        На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

        Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

        Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

        Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

        Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

        Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

        Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

        Проблемы диагностики

        Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:

      • более поздний возраст развития отклонений;
      • меньшее влияние на интеллектуальные способности;
      • легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
      • усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
      • периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.
      • У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.

        Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.

        Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.

        За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.

        Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.

        Аутизм это детская шизофрения

        Хочу рассказать про дурацкие диагнозы в детской психиатрии.

        Вообще их есть целый список у меня, но буду по одному выдавать. Диагноз — очень важная вещь. Диагноз — это не только выбор терапии, не только понимание того, что с человеком происходит. Это еще и отношение.

        В учебниках середины 20го века можно было увидеть фотографии людей с психическими расстройствами (как правило люди эти выглядели очень неприглядно – растрёпанные, с нелепыми выражениями лиц, одетые в больничные робы), которые были подписаны словами «эпилептичка», «шизорфеничка», «сифилитик», «олигофрен». Подобные образы, конечно, были связаны с общим отношением к людям в психиатрии. Пренебрежительное, опекающее и неуважительное отношение получали они в системе помощи и в целом от людей вокруг. Диагноз и название человека становился инструментом отношения к нему.

        Сейчас конечно врачи говорят так редко, чаще кулуарно, в учебниках такого не пишут. Но часто используют диагнозы, которые можно назвать именно плохими инструментами (я их называю «дурацкими диагнозами») которые соответственно определяют и плохое отношение к человеку.

        Один из таких диагнозов, который сам по себе дурацкий, да еще и тянет за собой ужасное отношение к человеку – «детская шизофрения». Вот про него сегодня немного расскажу.

        Идея очень простая – ребенок имеет шизофрению, но так как он маленький и у него не сформированы определенные психические умения (например, умение абстрактно мыслить и обобщать), шизофрения у него проявляется не так, как у взрослых. У взрослых шизофрения проявляется психотической симптоматикой (то есть бредом, галлюцинациями), а у ребенка будет проявляться в тех областях, которые ему по уровню развития доступна (например, искаженными эмоциями, нарушениями движения). В итоге такой подход, вот эта приставка «детская» оправдывает невероятные отличия в поведения людей с шизофренией от поведения тех детей, которым диагноз «детской шизофрении» ставят.

        В итоге диагноз «детская шизофрения» стали ставить (и продолжают ставить) в буквальном смысле всем, тем, кто ведет себя как-то странно и необычно. Странно двигается (взмахивает руками, раскачивается)? Шизофрения. Очень холоден и неэмоционален? Шизофрения. Слишком плохо себя ведет? Шизофрения. Выравнивает предметы в ряд и остервенело разглаживает складки на одеяле перед тем, как заснуть? Шизофрения.

        Это, конечно, все не так. От термина детская шизофрения отказались, его место на полке «история психиатрии» и пользоваться им нельзя.

        Что есть вместо?

        Во-первых, действительно есть шизофрения. Это заболевание с определенными (очень четкими критериями) диагностики. Это заболевание проявляется бредом и галлюцинациями и может быть любом возрасте – у детей, у подростков, взрослых и пожилых. Им всем поставят диагноз шизофрении, но, конечно, не будут уточнять, что у них какая-то особенная подростковая или пожилого возраста шизофрения. Да, шизофрения у детей бывает очень редко (примерно 1 на 10-15 тысяч), но бывает и именно в том виде, в котором бывает у взрослых, с такими же проявлениями.

        Но чаще же то, что называют детской шизофренией является одной из ситуаций расстройств аутистического спектра. Единственное, что будет объединять людей с шизофренией и людей с РАС является некоторая необычность и странность поведения, все остальное же будет совершенно разным. У людей с РАС нет бреда и нет галлюцинаций, у них нет приступов обострений, которые характерны для течения шизофрении.

        В-третьих, детской шизофренией часто называют обсессивно-компульсивное расстройство. Это нарушение при котором у человека есть очень много навязчивостей (повторяющиеся воспоминания, мысли, импульсы, которые при этом по тем или иным причинам мешают) и много ритуалов (то есть действий, с помощью которых они эти навязчивости пытаются прогнать).

        В-четвертых, часто наличием детской шизофрении объясняют выраженные расстройства поведения. Это ситуации, когда у человека какое-то очень сильно проблемное поведение, когда очень высокий уровень протестов, агрессии, когда есть малопонятные побеги или воровство в большом масштабе. Как правило механизмы этих проблем поведения довольно понятны (наличие высокого уровня импульсивности, СДВГ у ребенка, не очень высокий интеллект, сложная домашняя и школьная ситуация, наличие депрессии), но почему-то вместо того, чтобы разбираться в том, что именно человека приводит к такому поведению, могут поставить такой вот диагноз и все начать объяснять тем, что человек, мол, «сошел с ума».

        Ну и в-пятых, часто диагноз «детской шизофрении» могут получить люди с не очень простыми характерами и формирующимися особенностями личности, особенно тогда, когда их формирование связано с проблемным поведением. Например, я встречался с тем, что подростку с эмоциональной неустойчивостью (это иногда называют пограничным расстройством личности), поставили диагноз шизофрении из-за нередко встречающихся при пограничном расстройстве личности резких интенсивных перепадов настроения.

        И, конечно, есть и в-шестых и в-седьмых, и в-восьмых. Вообще эта концепция детской шизофрении (с невероятно размытыми границами) очень предрасполагает к тому, чтобы ей обзывали все на свете. Будет проще тогда, когда на использование этого термина будет наложен строгий запрет.

        Клинические особенности

        Основой шизофренического аутизма является специфическая шизофреническая диссоциация, процессуальная дезинтеграция психики и личности. Это проявляется как в поведенческих особенностях и данных психологического обследования, так и при их сопоставлении. При медленном развитии процесса удаётся, как правило, проследить динамику формирования аутизма на основе многообразных, но характерных проявлений диссоциации. Трудности адаптации диссоциированной личности значительно увеличивают вероятность возникновения психотравмирующих ситуаций и значение психогений для развития аутизма.

        При клинико-психологическом обследовании удается отметить связанную с диссоциацией структурную неоднородность аутизма. С одной стороны, отчётливо проявляется отгороженность, автономность, ограничение общения, снижается или утрачивается связь содержания мышления с реальностью, возникают асоциальные деструктивные тенденции. С другой стороны, больных характеризует потребность быть понятыми, поиск особо глубоких и тесных контактов, парадоксально высокая откровенность ("аутизм наизнанку"),мышление может утрачивать самостоятельность. Эти противоположные тенденции сосуществуют у одного больного, близки к тенденциям амбитендентности-амбивалентности и отражают диссоциативный характер нарушений общения.

        Проведенное изучение показало, что аутизм может возникать на разных этапах течения шизофрении и в разных соотношениях с продуктивной психопатологической симптоматикой и что эти его особенности коррелируют с типом течения шизофренического процесса. При непрерывно-прогредиентном течении процесса аутизм может в течение более или менее длительного времени определять клиническую картину. В случаях вялого, минимально-прогредиентного течения особенно ярко выявляется генетическая связь аутизма с диссоциацией. В последующей на фоне аутизма и в связи с ним может развиваться продуктивная симптоматика. Этот тип аутизма мы условно обозначаем как "первичной".

        Приступообразно-прогредиентная шизофрения дебютирует, как правило, продуктивной симптоматикой. С интенсивностью, глубиной и содержанием последней связаны и совпадают интенсивность и глубина аутизма. Изучение динамики становления ремиссий в таких случаях обнаруживает уменьшение аутизма по мере дезактуализации продуктивных расстройств. Этот тип аутизма мы обозначаем как "вторичный".

        Черты "первичности" и "вторичности" аутизма отчётливо прослеживаются на начальных этапах течения шизофрении. В дальнейшем, особенно - при злокачественном течении, они сплавляются в едином синдроме аутизма, к которому присоединяется психогенная (по В.В. Коваливу) аутизация. Углубление аутизма входят в понятие о шизофреническом регрессе. Однако, и самому аутизму присуща регрессивная динамика, проявляющаяся в указанном структурном усложнении и содержательном обеднении, внутреннем запустевании мира аутистических переживаний. Соотношение диссоциации, аутизма и продуктивной симптоматики схематически показано на рис.1.

        Диссоциативные изменения предпосылок общения создают тот индивидуально различающийся, но в целом особый и присущий шизофрении рисунок коммуникативного поведения, тот общеклинический контекст, который придаёт шизофреническому аутизму особое качество (Г.К. Ушаков). Нарушения общения тотальны и диссоциированы. При наличии потребности в установлении особо глубоких и тесных контактов нарастает погружение в мир болезненных переживаний с отгороженностью от реальности. Психотическая трансформация психики изменяет способы и пути общения. Качественным изменениям подвергаются средства общении (речь, мимика, пантомимика). Нарушается познавательная сторона общения. Общение становится всё более формальным и утрачивает регулятивное влияние на мышление и поведение. При раннем - до 5 лет - начале шизофрении перечисленные особенности не только сохраняют свою актуальность, но в ряде случаев выступают и более рельефно.

        Нередко можно наблюдать своеобразные проявления шизоидного или прешизофренического аутизма в виде "сверхсоциальности". Это - тихие, незаметные, не беспокоящие родителей и воспитателей дети, которых поэтому часто считают "образцовыми". Родители иногда говорят, что "не заметили", как ребёнок вырос. Однако, эти дети мало реагируют или не реагируют на направленные педагогические воздействия. Их "хорошее" поведение лишено необходимой гибкости, за ним часто не удаётся выявить соответствующей личностной позиции. Детальный клинико-психологический анализ показывает, что их внутренний мир переживаний и внешнее поведение либо относительно независимы, либо противоположны. Отправляясь от известной метафоры Э. Кречмера можно сказать, что эти дети похожи на дом с нарисованными окнами, за постоянно благополучной панорамой которых идет своя скрытая от посторонних глаз внутренняя жизнь. Их "образцовость" является своеобразным аутистическим барьером, защищающим от необходимости общения на личностном уровне. Изучение спонтанного творчества и поведения, обследование при помощи некоторых методик (например, по ТАТ) позволяют выявить своеобразие личностных установок, диссоциативные феномены, аналоги немотивированной агрессии и т.д. Эти особенности становятся явными при переходе к процессуальному течению, признаки которого отчётливо определяются клинически.

        В этом мире нет ничего хорошего. Люди обворовывают друг друга, мучают, убивают, увлекаются сомнительными вещами, а всё это сопровождается болезнями. Совершенно не факт, что так уж нужно и общение. Не случайно же подвижники всегда стремились куда-то скрыться - в скит или пещеру. Социум только мешает постижению истины. Нужно пойти и записаться в аутисты.

        Шизофрения и аутизм — совершенно разные состояния, но некоторые признаки могут быть общими

        Мнение о том, что шизофреники страдают аутизмом не совсем верно. Правильно говорить о том, что больным присущи признаки расстройств аутического спектра. А уж аутизм и шизофрения - это совсем не одно и тоже. Само по себе расстройство считается следствием нарушения развития головного мозга и проявляется ещё в самом раннем возрасте. Страдающие им дети не могут, а не не хотят, общаться со сверстниками и взрослыми. Исключение могут составлять только родители. У них узкий круг интересов, они склонны выполнять повторяющиеся действия, к примеру, упорядочивать предметы тем или иным способом.

        Шизофрения тоже может проявляться в детском возрасте. Случаются премьеры в 10-12 лет, такое бывает. Но в таком случае ребёнок может просто уйти в себя, поскольку внутренние переживания у него становятся особыми и захватывают внимание.

        Аутизм и шизофрения во взрослом возрасте выглядят примерно так. Больной видит перед собой кого-то и воспринимает в первую очередь все его негативные черты. Обычный гражданин может даже не заметить прыщика на носу, неприятного запаха, глупости, которую скажет собеседник. А для шизофреника субъект напротив него станет сущим наказанием. Какое-то время он может потерпеть. Но уже в следующий раз предпочтёт не оказаться в ситуации необходимости быть рядом с другими людьми. Возьмём обычную заводскую столовую. Ребята в спецовках, пахнет потом и чем-то ещё неприятным, из варочной валит пар, люди толкаются в очереди, а потом чавкают. Обычный человек просто потерпит, а то и не обратит внимания на неудобства. Шизофреник предпочтёт принести с собой «термосок», забиться в уголок и перекусить бутербродами.

        Как шизофрения, так и аутизм могут проявляться в детском возрасте

        В ходе эпизода, или на этапе инициализации, может возникнуть симбиоз из признаков аутизма, агорафобии, каких-то ещё фобий на фоне депрессии. Но нам нужно понимать, что каждый человек имеет право на одиночество. Абрахам Маслоу указывал на стремление к уединению в качестве признака реализовавшихся личностей. Всё дело не в том, стремится ли человек к самоизоляции, а в методах достижения этого, ограничении жизнедеятельности от этого и, конечно же, в том, что с ним будет происходить в одиночестве.

        Вечная пустота изнутри

        Шизофрения - это аутизм, который может не проходить и тогда, когда больной находится в обществе. Он всё равно ощущает себя одиноким, а это чувство сопровождается даже соматоподобными эффектами. Какой-то холодок в груди, странное ощущение «колпака» на голове и подобными.

        Шизофреник амбивалентен даже по отношению к собственному аутизму. Не нужно думать, что он вот ушел в себя и не желает выходить. У многих в определённый момент всё меняется и тяга к изоляции превращается в стремление высказаться, облегчив тем душу. Самое интересное тут в том, что она точно так же неожиданно меняется на противоположность. В беседе это выражается так. Больной резко перешёл с рассуждений о чём-то на рассказ о своих переживаниях. Он был достаточно эмоциональным, но вдруг поток прерывается и вновь возникает замкнутость.

        Поведение людей, страдающих шизофренией, может быть аутическим

        Аутизм шизофреников называется так, потому что не было нужды создавать для описания характерных симптомов новой терминологии, но он не имеет ничего общего с автономным аутизмом детей, а потом и взрослых. Если же мы ведём речь о бредовом расстройстве психики, то основными критериями и являются бред, галлюцинации, а не всё то, что этому сопутствует.

        Выделение шизофрении в отдельный вид синдромов произошло в силу того, что была замечена общая для больных особенность расщепления потока сознания. Изнутри это не выглядит кусками. Больные ощущают бесконечную пустоту. Если они активны, то это способ бегства от внутренней пустоты, а если пассивны, то в силу понимания тщетности любых усилий. Разумеется, все эти описания имеют отношение в первую очередь к параноидной форме.

        Основные правила тут просты.

        1. Не нужно пытаться искусственно менять привычки и манеру поведения больных. Забился в угол - пусть там и будет, раз ему там нравится.
        2. Нужно вырабатывать методы, которые позволят снизить ограничение жизнедеятельности. Если больной вообще из дома не вылезает, то придумайте, как ему получать продукты и другие необходимые вещи. Через социальную службу или как-то ещё.
        3. Стремитесь к тому, чтобы он был самостоятельным, независящим от членов семьи и других близких людей.
        4. Не навязывайте своего или чьего-то ещё общества.

        Аутизм — это особенность личности, а не болезнь

        Шизофрения выворачивает мир наизнанку. Лечение депрессии нужно только в самом крайнем случае. А аутизм - это уже особенность личности, а она не болезнь. Лечить нечего.

        Шизофрения и аутизм - это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении - в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.

        Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.

        Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина - основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.

        Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.

        Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.

        Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.

        Общие клинические особенности

        Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность - общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.

        Существует два основных критерия для аутизма:

        • постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
          ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
          Основными критериями для шизофрении выступают:
        • галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
          негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
          Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.

        Особенности аутического расстройства

        Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:

        • нарушение исполнительных функций;
        • проблемы с абстрактным мышлением;
        • неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.

        Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.

        Шизофреническое расстройство

        Шизофрения - это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

        К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

        На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

        Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

        Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

        Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

        Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

        Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

        Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

        Проблемы диагностики

        Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:

        • более поздний возраст развития отклонений;
        • меньшее влияние на интеллектуальные способности;
        • легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
        • усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
        • периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.

        У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.

        Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.

        Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.

        За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.

        Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.



    Рассказать друзьям