Чтобы усилить сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям следует. Витамины для профилактики и лечения простуды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Острые респираторные вирусные инфекции (или ОРВИ) - проблема, с которой приходится сталкиваться каждому человеку. Бороться с ними всегда очень неприятно, особенно, если они приходят не вовремя. Вместо того, чтобы работать в полную силу, человеку приходится мириться с тем, что он заболел. Остается два выхода: либо мужественно ходить на работу или учебу во время простуды, либо лежать дома. Конечно, ОРЗ - заболевание не смертельное, но часто оно может нарушить все планы. Из-за насморка, кашля и повышения температуры любое публичное мероприятие может оказаться под вопросом. Важно не только вылечиться самому, но и не заразить других. Поэтому не случайно многие задумываются о том, какой витамин повышает сопротивляемость организма простудам.

    Немного о простудных заболеваниях

    Безусловно, следует принимать определенные меры для профилактики простудных заболеваний, чтобы «липучая» инфекция не застала вас врасплох. Известно, что сезонные пики опасности заболеть приходятся на осень и весну. Также эпидемиологический сезон гриппа часто наступает в период с февраля по март. Это важно знать для того, чтобы усилить бдительность и вовремя пополнять запасы тех веществ, которые являются действенными для предупреждения инфекции.

    Осенью и весной наш организм часто страдает от отсутствия витаминов, которые мы можем получать естественным путем, в теплое летнее время. Отсюда и снижение иммунитета - по причине сезонного гиповитаминоза. А вирусы, поскольку распространяются очень быстро, никогда не упустят возможности оказаться в том организме, сопротивляемость которого слабая.

    Распространение любого вируса происходит воздушно-капельным путем, при кашле, чихании, постоянном контакте с болеющими. Также высокая опасность «подцепить» очередное ОРЗ имеется в местах большой скученности людей (на работе, в магазине, общественном транспорте).

    Для того чтобы повысить уровень сопротивляемости нашего организма к простудным заболеваниям, можно пить специальные поливитаминные комплексы. Однако их прием связан с некоторыми тонкостями, о которых обязательно следует знать. Витамины при простудных заболеваниях лучше не принимать без назначения врача. Более того: часто их недостаток помогают восполнить некоторые продукты. Для повышения иммунитета как у взрослых, так и у ЧБД (часто болеющих детей) бывает достаточно правильно скорректировать питание, дополнив рацион необходимыми продуктами.

    Аптечные витаминные комплексы: правда и мифы о них

    Как только наступает осень, весна или очередная эпидемия гриппа, многие люди сразу бегут в аптеку с целью приобрести витамины для профилактики простуды. Часто приходится наблюдать в аптеке, как человек долго и старательно консультируется с фармацевтом о том, какой витамин повышает сопротивляемость организма простудам, какие витамины при ОРВИ являются лучшими и какие из них самые эффективные. Конечно, разговор с фармацевтом может частично пролить свет на состав и действие, которыми обладает тот или иной комплекс.

    Однако есть серьезные моменты, которые, к сожалению, не всегда учитываются людьми, желающими как можно скорее приобрести эффективные витамины против простуды:

    • Все витаминизированные и поливитаминные комплексы - это, прежде всего, медицинские препараты. Как и любое лекарство, они имеют ряд показаний и противопоказаний. В нашей статьи мы уже упоминали, что принимать витамины от инфекции или в целях ее предупреждения следует только проконсультировавшись с лечащим доктором. Без консультации врача невозможно «на глаз» определить, каких веществ не хватает конкретному человеку. Употребляя препарат бесконтрольно, вы рискуете получить побочные эффекты, которые могут иметь не смертельные, но весьма неприятные последствия.
    • В летнее время и в начале осени вы естественным образом можете восполнить необходимое количество нужных веществ свежими овощами и фруктами. Они имеют первостепенную важность для естественного повышения иммунитета ребенка и взрослого. Поэтому первым делом стоит подумать о них, не прибегая к тому, чтобы сразу искать подходящие витамины для профилактики простуды в аптеке.
    • Каждый поливитаминный комплекс, который продается в аптеке, является специфическим препаратом. Один предназначен для часто болеющих, другой - для лиц старшего и пожилого возраста, третий может употреблять ребенок, а четвертый назначается людям, ослабленным после длительного лечения антибактериальными средствами. Противопоказания есть у каждого средства, и невозможно легко определить, что подойдет конкретному человеку. Поэтому одной консультации с фармацевтом при покупке будет далеко недостаточно.

    Итак, не стоит искать некие «универсальные витамины при простуде» или для ее предупреждения. Лучше всего подобрать комплекс индивидуально с учетом возраста, специфики вашего питания, образа жизни, профессии и иных индивидуальных особенностей. Если подобрать витамины верно, вы правильно получите те вещества, в которых реально нуждаетесь и недополучаете с питанием. А если принять тот или иной препарат «на глаз», можно серьезно себе навредить.

    Как действуют витамины

    Конечно, никогда не помешает знать о том, какие вещества способствуют укреплению нашего иммунитета. Например, знакомая всем повышает устойчивость к простудным заболеваниям, помогая организму вырабатывать те клетки, которые не дают вирусам проникать внутрь и размножаться.

    Среди фруктов рекордсменами по содержанию «аскорбинки» являются все цитрусовые. Но количество употребляемой «дозы» и должно быть ограничено во избежание появления аллергических реакций. Более гипоаллергенным фруктом, в данном случае, послужит .

    Витамины группы В содержатся в , бобовых культурах, черном и сером из грубой муки. Также ими богаты , и . Витамин Е присутствует в и растительных маслах. Витамином А богаты печень трески, курага, .

    Для оптимальной профилактики ОРВИ и гриппа и врачи, и травники настоятельно рекомендуют пить отвары и настои, приготовленные из ягод шиповника. Шиповник богат всеми витаминами, которые повышают наш иммунитет (С и группы В), растет везде, продается и в аптеках, и в магазинах, а напиток из него получается не только полезным, но и вкусным. Главное - правильно его приготовить.

    О поливитаминных комплексах

    Витамины при простудных заболеваниях и при их профилактике должны назначаться врачом. Вы можете ознакомиться с самыми популярными комплексами, а потом посоветоваться с доктором по поводу того, подойдет ли какой-либо из них для вас или вашего ребенка.

    • Специфический препарат Направит , в состав которого входят витамины С,А и вытяжки из растений, можно пить в периоды сезонных обострений вирусных инфекций. Направит ускоряет выздоровление.
    • Шипучие таблетки с аскорбиновой кислотой можно принимать при частых ОРВИ в целях повышения иммунитета и общего тонуса организма. Обычно принимается однократно в день.
    • ТераФлю Иммуно состоит из эхинацейного экстракта, витамина С и цинка, хорошее профилактическое средство. Удобен тем, что порошок не требует растворения в воде, и его можно употребить в сухом виде, просто высыпав в полость рта из пакетика.
    • Мультитабс Иммуно Плюс также хорош при частых ОРЗ, рекомендуется в восстановительном периоде после ОРВИ, при постоянных простудах, так как в его состав входят специальные бактерии, которые стимулируют в нашем организме выработку белков-иммуноглобулинов. Принимается раз в день, курс приема - месяц.
    • Самбукол Иммунофорте - биодобавка на основе аскорбинки, цинка и бузины. Защищает клетки от проникновения вирусов, минимизирует воспалительный процесс. Примечателен тем, что его можно добавлять в чай и минеральную воду. Можно пить детям старше шести лет.

    Если вам назначены поливитамины

    Если вы посоветовались с врачом и начинаете принимать витамины, воздержитесь на время приема от алкоголя и курения. Алкоголь и никотин уничтожают нутриенты, поступающие в ваш организм. Также, если вам назначены антибактериальные препараты, имейте в виду, что они очень плохо совмещаются со всеми витаминами группы В.

    Это может показаться удивительным, но при употреблении витамина С нужно отказаться от и , если они входят в ваш рацион питания, потому что вещества, входящие в их состав, разрушают «аскорбинку».

    Если речь идет о витаминах, которые следует употреблять для того, чтобы повысить вашу сопротивляемость простудным инфекциям, не спешите сразу в аптеку. Не стоит сгоряча покупать популярный препарат, о котором вы услышали в рекламном ролике. Лучше всего стараться восполнять дефицит тех или иных веществ, корректируя свое питание.

    При желании точно узнать, требуется ли вам прием того или иного специализированного витаминного комплекса, посоветуйтесь с лечащим врачом. Это поможет правильно скорректировать поступление в ваш организм всех необходимых веществ и избежать неприятных последствий в виде и аллергии.

    Во первых нужно избавиться от все вредных привычек: курение, чрезмерное употребление алкоголя и т.п.
    Если не хотите – дальше можно уже не читать! Толку не будет!

    2 шаг

    Далее нужно начать бегать. Бегать нужно 2 раза в неделю, а лучше через день. Бегать нужно начинать с малых дистанций, а затем если вы уже уверены, что сможете больше – увеличивайте дистанцию.Но не перебарщивайте с этим. На счёт скорости: слишком быстро не начинайте бежать, бегите в спокойном темпе и потихоньку, в зависимости от вашего состояния, нарастайте скорость.

    3 шаг

    Если зима, то катайтесь на лыжах. Начинайте кататься классикой, ну а если надоест кататься медленно, пробуйте кататься коньком.

    4 шаг

    Так же советую подтягиваться и отжиматься, чтоб не быть слишком слабым. Если есть дома турник, то это хорошо. Если же нет, то купите (не будете же вы на улице зимой подтягиваться!). Для начала проверьте сколько вы максимум подтягиваетесь/отжимаетесь. Запомните этот результат, каждый месяц проверяйте на сколько вы продвинулись. Далее каждый день в свободное время (например, когда вы делаете уроки, смотрите телик, за компом сидите, ну или че там вы еще делаете я не знаю) через определённый промежуток времени подтягивайте/отжимайтесь. Поставьте себе какую-нибудь норму и выполняйте её каждый день(можно через день), но не так, что подтянулся и час не подтягиваешь, возьмите промежуток после нагрузки от 5 до 12 минут, в зависимости от того сколько вы подтягиваетесь/отжимаетесь. Этот шаг скорее для поддержания ваших мышц в хорошей форме. Ах да пресс качать не забудьте.

    5 шаг

    Результат: эффект будет, но не сразу. Болеть будете реже. Через 1-2 года будете болеть 1 раз в год, а то вообще не будете (зависит от организма).
    Конечно это сложно – заставить себе всё это делать, но я советую этой сделать. Сначала будет сложно, потом привыкнете и для вас это будет проще простого. Сам на этом убедился!

    Наступление холодов всегда провоцирует появление большого количества различных инфекций

    Однако, как вы могли заметить, не все люди подвержены заболеваниям. Почему же так получается? Как повысить защитные силы своего организма к простудам? Мы постараемся подсказать, что же нужно делать, чтобы уберечься в период холодов и укрепить свой иммунитет.

    Вспомните о витаминах. Вы же отлично знаете, что организм от простуд защитит витамин С. Если его мало в организме - это и становится причиной заболевания. Огромное количество указанного витамина в цитрусовых, болгарском перце, киви. Однако мы советуем вам дополнительно принимать витамин С в драже. Иммунитет также хорошо поддержит витамин В, который содержится в мясных продуктах, рыбе.

    Неплохо будет включить в свой рацион такие продукты:

    Пивные дрожжи, ведь в них содержатся полезные для нашего организма витамины, которые способны в несколько раз повысить сопротивляемость организма к простудам;

    Прополис. Всем известны чудодейственные свойства продуктов пчеловодства. Именно прополис содержит в своем составе витамины, минералы, а также нуклеотидные кислоты, укрепляющие иммунитет;

    Морская капуста. Она положительно воздействует на иммунную систему, а также способна очистить кровь, восстановить клетки тканей.

    Проводите чистку носа при помощи морской воды. Так вы сможете предупредить развитие насморка. Спринцевание следует проводить 2 раза в сутки.

    Следите за чистотой ваших рук. Ведь вирусы, которые провоцируют развитие простудных заболеваний, очень часто передаются от больного человека к здоровому именно через руки. И если вы поднесете руку к лицу и вдохнете, то не исключено, что произойдет заражение болезнетворными микробами.

    Одевайтесь тепло, выходя на улицу зимой. Если вы почувствовали, что руки или ноги начинают замерзать, надо срочно искать возможность их согреть. На холоде нос и рот должны быть прикрыты, например, шарфом. Потому что если вы вдыхаете слишком холодный воздух, есть вероятность снижения активности иммунной системы.

    Обратите особое внимание на продукты, содержащие железо. Ведь иногда простуда наступает, если в организме наблюдается нехватка этого элемента. При недостаточном количестве железа человек выглядит бледным, быстро утомляется. Рекомендуется есть продукты, богатые железом - это яйца, мясо, рыба.

    Выделите больше времени на отдых. Если организм уставший, то ему трудно сопротивляться вирусам. Гуляйте на свежем воздухе, не нервничайте, больше спите.

    Откажитесь от употребления калорийной пищи. В холодное время года люди начинают есть больше пищи, притом калорийной. Такое ощущение, что они думают, будто калории смогут их согреть. Но это не так. Избыток калорий приводит к истощению организма, он начинает слабеть и возрастает риск заболеваний.

    Принимайте эхинацею. Данное растение способно повысить иммунитет, защитить организм от респираторных заболеваний. Перед началом эпидемии стоит принимать эхинацею каждый день в течение 20 дней. Эхинацею можно купить в виде настойки, тогда прием будет равен 50 каплям 3 раза в день, или в виде таблеток - их надо принимать по 325 мг каждый день.

    Резистентность организма - это устойчивость организма к действию различных болезнетворных факторов (физических, химических и биологических).

    Резистентность организма тесно связана с (см.).

    Резистентность организма зависит от его индивидуальных, в частности конституциональных, особенностей.

    Различают неспецифическую резистентность организма, т. е. устойчивость организма к любым патогенным воздействиям, независимо от их природы, и специфическую, обычно к определенному агенту. Неспецифическая резистентность зависит от состояния барьерных систем (кожи, слизистых, и др.), от неспецифических бактерицидных веществ крови (фагоцитов, лизоцима, пропердина и т. д.) и системы гипофиз - кора надпочечников. Специфическая резистентность при инфекциях обеспечивается реакциями иммунитета.

    В современной медицине широко применяются методы повышения как специфической, так и неспецифической резистентности организма - (см.), аутогемотерапия (см.), (см.) и т. д.

    Резистентность организма (от лат. resistere - оказывать сопротивление) - устойчивость организма к действию патогенных факторов, т. е. физических, химических и биологических агентов, способных вызывать патологическое состояние.

    Резистентность организма зависит от его биологических, видовых особенностей, конституции, пола, стадии индивидуального развития и анатомо-физиологических особенностей, в частности уровня развития нервной системы и функциональных отличий в деятельности желез внутренней секреции (гипофиза, коры надпочечников, щитовидной железы), а также от состояния клеточного субстрата, ответственного за продукцию антител.

    Резистентность организма тесно связана с функциональным состоянием и реактивностью организма (см.). Известно, что во время зимней спячки некоторые виды животных более резистентны к воздействию микробных агентов, например к столбнячному и дизентерийному токсинам, возбудителям туберкулеза, чумы, сапа, сибирской язвы. Хроническое голодание, сильное физическое утомление, психические травмы, отравления, простуда и др. снижают резистентность организма и являются факторами, предрасполагающими к заболеванию.

    Различают неспецифическую и специфическую резистентность организма. Неспецифическая резистентность организма обеспечивается барьерными функциями (см.), содержанием в жидкостях организма особых биологически активных веществ- комплементов (см.), лизоцима (см.), опсонинов, пропердина, а также состоянием такого мощного фактора неспецифической защиты, как фагоцитоз (см.). Важную роль в механизмах неспецифической резистентности организма играет адаптационный синдром (см.). Специфическая резистентность организма обусловливается видовыми, групповыми или индивидуальными особенностями организма при особых воздействиях на него, например при активной и пассивной иммунизации (см.) против возбудителей инфекционных заболеваний.

    Практически важно, что резистентность организма может быть усилена искусственным путем при помощи специфической иммунизации, а. также введением сывороток или гамма-глобулина реконвалесцентов. Повышение неспецифической резистентности организма использовалось народной медициной с древнейших времен (прижигания и иглоукалывания, создание очагов искусственного воспаления, применение таких веществ растительного происхождения, как женьшень и др.). В современной медицине прочное место заняли такие методы повышения неспецифической резистентности организма, как аутогемотерапия, протеинотерапия, введение антиретикулярной цитотоксической сыворотки. Стимуляция резистентности организма при помощи неспецифических воздействий - эффективный способ общего укрепления организма, повышающий его защитные возможности в борьбе с различными возбудителями болезней.

    2.3. Адаптация и сопротивляемость организма

    Все чаще стали говорить о горьких «плодах» цивилизации: об экологической обстановке в большинстве регионов Земли, о факторах, вызывающих стресс и увеличивающих болезни людей, о том, что приходится искать все новые средства, повышающие сопротивляемость организма экстремальным воздействиям.

    К счастью, уже накоплен немалый опыт, позволяющий утверждать о способности человека повышать свою устойчивость, приспосабливаться к обстановке. Пример тому – адаптация при закаливании и тренировке к перепадам температуры, физическим нагрузкам, гипоксии и другим стрессовым раздражителям, вызывающим различные заболевания у людей ослабленных, неподготовленных, незакаленных.

    В повышении общей сопротивляемости организма общепризнанна роль гипоксии. Это такое состояние, которое наступает в организме при недостаточном снабжении тканей и внутренних органов кислородом или при нарушенной утилизации в них кислорода в процессе биологического окисления .

    Кора головного мозга особенно чувствительна к недостатку кислорода. При гипоксии происходит возбуждение клеток головного мозга, от этого активизируется функция аппарата внешнего дыхания, следовательно, повышается количество эритроцитов в кровяном русле и кислородная емкость крови увеличивается. Это позволило предположить, а затем и доказать, что после предварительной тренировки в условиях умеренной гипоксии улучшается сопротивляемость организма разнообразным патогенным факторам, повышается его устойчивость.

    Способность организма переносить гипоксию в определенной мере может зависеть от врожденных индивидуальных особенностей, времени года, хронотипа.

    На основе тщательного изучения реагирования на гипоксию и гиперкапнию (повышенное содержание двуокиси углерода в артериальной крови) большого числа здоровых и больных людей ученые И.Б.Заболотских и В.А.Илюхина обнаружили, что различные физиологические системы организма по-разному проявляют гипоксическую устойчивость. Выделились 4 уровня приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии (использовалась проба Штанге – произвольная задержка дыхания после глубокого вдоха): низкий (до 30 сек.); умеренный (от 31 до 60 сек.), высокий (от 61 до 90 сек.); очень высокий (более 90 сек.) .

    Оказалось, что низкий уровень показывает и низкую устойчивость организма к стрессу. При низком уровне приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии проявилась чрезмерно высокая реактивность физиологических систем организма.

    Известно, что высококвалифицированные спортсмены перед ответственными соревнованиями выезжают для тренировок в условия среднегорья, чтобы повысить устойчивость к гипоксии и свою работоспособность. Успешно используется в спорте и барокамерная подготовка. В медицине в настоящее время широко используется дыхание газовой смесью, обедненной кислородом. Прерывистое воздействие газовой смесью (10% кислорода и 90% газообразного азота, 3-5 мин. – дыхание смесью и 3-5 мин. воздухом, по 4-10 сочетаний в серии) дает значительный прирост гипоксической устойчивости.

    Повышению гипоксической устойчивости способствуют и активные занятия физическими упражнениями.

    Можно ли в условиях школьных занятий помочь школьникам приспособиться к окружающей среде, повысить сопротивляемость организма? Многие ученые рекомендуют в процессе занятий использовать серии задержек дыхания. Рекомендуется следующая методика: у каждого определяется проба Штанге, затем полученная величина делится на 2. Это – доза задержки дыхания в каждой серии. Серия состоит из 4-5 разовых задержек дыхания с отдыхом между задержками в 5-6 циклов (вдох и выдох). Между сериями – обычное дыхание 3-5 мин.

    Подобная рекомендация была проверена на группах 9-12-летних девочек, тренирующихся в беге на короткие дистанции. Программа тренировок была одинаковой для двух групп, но в одной группе применялась задержка дыхания: серия – 4 повторения после разминки, затем в середине урока 2 серии и одна в конце урока перед заключительной частью.

    Девочки занимались три раза в неделю, эксперимент длился в течение 1,5 месяцев. Контрольные нормативы до и после эксперимента (бег 30 м с хода, бег 200 м, проба Штанге) позволили установить, что в экспериментальной группе показатели пробы Штанге существенно повысились: от 51,3 сек. ± 3, 74 сек. до 64,7 ± 2,62. Значительных изменений результатов в беге на 30 м не выявлено, а в беге на 200 м результаты улучшились с 39,8 сек. до 37,6. Во второй группе в беге на 30 м также не было существенных сдвигов, а в беге на 200 м результаты изменились с 40,2 сек. до 39,3, проба Штанге – от 45,0 сек. до 47,5.

    Но не только упражнения по воздействию гипоксии могут способствовать повышению сопротивляемости организма и его работоспособности.

    Детям с низкими показателями пробы Штанге следует рекомендовать занятия плаванием, лучше подводным.

    Погружаясь в воду, человек испытывает незабываемое ощущение собственной невесомости. Упражнения, выполняемые в водной среде, исключают риск травм и повреждений, способствуют закалке организма. Полезно плавать с ритмическими ныряниями или погружениями головы в воду, при которых происходит задержка дыхания. Осуществляются эти задержки при пустых и полных легких. Они стимулируют внутриклеточное дыхание, усиливают накопление энергии в организме, помогают организму выйти на режим работы по самовыравниванию энергии, самоисцелению, самогармонизации. Глубокое и редкое дыхание повышает дыхательную способность, обогащает кровь кислородом, способствует расслаблению за счет повышения в крови уровня эндорфинов – гормонов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее действие. Разность температур между воздушной и водной средой благотворно воздействует на кожу и сердечно-сосудистую систему. Прохладная вода закаливает организм, увеличивает его тонус и сопротивляемость болезням, стимулирует кровообращение.

    Занятия в естественных и искусственных водоемах могут успешно решать важнейшую задачу сегодняшнего дня – борьбу с гиподинамией.

    Возможности школьного урока велики и, посте­пенно познавая их, учитель активно влияет на адап­тационные способности организма детей, а значит улучшает состояние их здоровья.

    У адаптации есть одно удивительное свойство – перекрестная устойчивость, так называемая перекрестная резистентность. Благодаря этому свойству, организм, приспособившийся, например, к высоте, лучше переносит холод, жару, недостаток кислорода, изменения атмосферного давления, избыток солнечной радиации, перемену диеты; повышена его устойчивость к действию болезнетворных микробов, ионизирующего излучения, других факторов. Прекращение тренировки запускает механизмы обратного процесса – работающие «вхолостую» клетки уменьшаются в объеме.


    Планирование уроков физической культуры с использованием природных средств

    Каждый обладает практически неограниченными возможностями для закаливания. В отличие от других средств оздоровления многие закаливающие процедуры не требуют времени, специальных условий и оборудования.

    В начале учебного года в план урока необходимо включить небольшую беседу о пользе занятий на свежем воздухе, познакомить детей с методами и процедурами закаливания.

    Урок 1. Тема: «Гимнастика с закаливанием». Задачи учителя: обучать закаливанию на занятиях гимнастикой; осваивать с детьми поточный способ выполнения общеразвивающих упражнений, разви­вать выносливость; акцентировать внимание детей на сохранении правильной осанки при выполнении упражнений. Игровое название урока: «Наука босых ног». Игровая цель детей: выбрать для себя при­емы закаливания.

    Содержание. «Приближаются холода. Стоит по­думать, как уберечься от простудных заболеваний. Всем давно известно, что лучшая защита организ­ма – закаливание. Еще в Спарте дети воспитыва­лись в суровых спартанских условиях: ходили круг­лый год босиком, в легкой одежде и купались в холодной воде. Гимнастические упражнения пре­красно сочетаются с закаливанием. Например, мно­гие любят ходить и выполнять упражнения босиком. А на поверхности стопы имеются особые точки, ко­торые связаны со слизистой оболочкой дыхатель­ных путей. Если постепенно начать выполнять упражнения босиком (сначала можно в носках) на природе или в зале, но обязательно с открытой форточкой, то это будет хорошей подготовкой к лыжному сезону». (Сообще­ние о приемах закаливания, интересных при­мерах с закаливанием.)

    Урок 2. Тема: «Оздоровительный бег». Задачи учителя: рассказать ученикам о пользе бега, о его оздоровительном действии. Дать понятия: «Здоровый образ жизни», раскрывая понятия «здоровье», «здоровый режим жизни», «резервы человеческого организ­ма». Это поможет убедить учеников в необходимо­сти регулярных занятий физическими упражнения­ми, в следовании требованиям здорового образа жизни. Игровое название урока: «Дышите - не дышите». Цель: Научиться правильно дышать во время бега, контролировать свое состояние в зависимости от предлагаемой нагрузки, научиться определять частоту сердечных сокращений (ЧСС).

    Содержание. «Здоровый режим жизни – это режим, обеспе­чивающий сохранение и расширение резервов че­ловеческого организма. Под резервами человечес­кого организма академик Н.М.Амосов понимает раз­ницу в показателях работоспособности отдельного органа, системы, всего организма при максималь­ном напряжении и состоянием покоя. Например, в состоянии покоя сердце перекачивает 4-5 л крови в минуту. При напряженной работе этот объем у хорошо тренированных людей может достигать 40 л, т.е. резервный коэффициент равен 10 л.

    Резервы нужны человеку для успешного сопротивления болезням. При болезнен­ном повышении температуры до +40° обмен ве­ществ увеличивается в два раза. То есть в минуту сердце должно перекачивать 8 л крови. Человек, обладающий такими резервами, легко перенесет болезнь. Детренированное сердце, не обладающее такими резервами, увы, не справляется с возрос­шими требованиями. Человек умирает от «сердеч­ной недостаточности». Такое положение и с други­ми системами организма.

    Режим бега надо выбирать самому. Объективной оценкой правильности выбранного режима будет частота сердечных сокращений, которая определяется сразу после окончания бега и через 1 мин.

    Начинать бег нужно медленно, таким образом, чтобы все время хватало воздуха при дыхании только носом. Если при этом начинает недоставать воздуха и его приходится прихватывать, открывая рот, - надо немедленно снизить скорость бега до такого предела, чтобы хватало воздуха при дыхании только носом. Субъективные ощущения при этом режиме будут такими: ноги бегут сами, дыхание носовое, ничего не мешает, хочется увеличить скорость. Пульс во второй половине бега – 120-130 уд/мин., а замеренный сразу и через 1 мин. После окончания бега за 10 сек. Составит соответственно 20-22 и 13-15 ударов.

    Чтобы бег способствовал закаливанию, важно правильно одеваться, особенно в холодную, ветреную и сырую погоду. Зимой одежда подобна лыжной: свитер, рейтузы, тренировочный костюм, брюки и куртка из непродуваемой ткани, вязаная шапочка, варежки. Весной и осенью хорошо бегать в костюме из ткани «болонья», а летом – в тонком костюме или майке и трусах. В солнечные и жаркие дни необходима светлая шапочка с козырьком.

    При резком снижении температуры необходимо в начале тренировки бежать медленнее обычного, дышать неглубоко. Только после хорошего разогрева занимающимся простуда, как правило, не грозит. Наиболее опасная простудная зона сказывается в период, когда организм начинает активно остывать. В это время занимающийся чувствует нарастающую холодность и влажность одежды, замечает любое дуновение ветра, как бы увеличивающее холод воздуха. Поэтому в холодную, ветреную и сырую погоду, окончив бег и подсчитав пульс, следует быстро проделать гимнастику и вернуться в теплое помещение. Летом и теплой осенью сразу после гимнастики, пока разогрев еще не прошел, хорошо искупаться в открытом водоеме. При этом чем "горячее" спортсмен, тем лучше. Если уже началось остывание, нужно ждать его завершения не менее 1 часа и купаться очень недолго. Регулярные купания позволяют постепенно привыкнуть к охлаждающейся среде, хорошо закаливают. Купание можно заменить контрастным душем, несколько раз меняя температуру воды – от теплой к прохладной и со временем совсем холодной. Важно продолжать водные процедуры круглый год, и особенно зимой. При затруднениях утренний душ можно заменить мытьем ног в прохладной воде, постепенно увеличивая время пребывания в ней.


    Заключение

    Особенностью использования естественных средств природы в физическом воспитании школьников является включение в его содержание спортивных упражнений с элементами спортивных игр (ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.).

    В осенний период основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге, в прыжках со скакалкой, в длину, в высоту, с места, в метании предметов.

    В зимний период рекомендуется ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, бег. В зимний период дыхательные упражнения на воздухе не проводятся. Летом закрепляют и совершенствуют основные движения и упражнения, особенно плавание. Рекомендуются занятия в лесу, парке.

    Закаливание может быть поистине неисчерпаемым источником преумножения здоровья детей с самого раннего возраста. Благодаря использованию естественных сил природы достигаются:

    Улучшения здоровья и повышения запаса жизненных сил;

    Оптимизм;

    Стремление к целенаправленной созидательной деятельности;

    Живость ума и улучшение памяти;

    Творческая настроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желание приобщиться к красоте природы и искусству;

    Морально-волевая устойчивость против соблазнов, ведущих к вредным пристрастиям;

    Радость общения с людьми.

    Необходимо научить школьников сознательно управлять функциями собственного организма, повышать резервы здоровья, необходимые для самовыражения в созидательной деятельности. Без сознательного, деятельного стремления каждого к укреплению и развитию своего здоровья эффективность усилий педагогов и органов здравоохранения в этом направлении будет невелика.


    Исходя из опыта, накопленного физической культурой и проделанной работы, в настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей:

    2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

    3. занятия должны осуществляться систематически;

    4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

    5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года);


    В игровой или соревновательной форме. Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение двигательной активности детей с нарушением интеллекта и влияния игр в оздоровительной работе с младшими школьниками. К основным методам исследования отнесли: Констатирующий эксперимент, включающий проведение специальных диагностических процедур во время занятий физической культурой, прогулок...

    Подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы. (31) Глава 2. Анализ работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников 2.1 Содержание работы учителя по использованию средств массовой информации с целью формирования любознательности, ...

    Их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним. Глава 2. Организация и методы исследования 2.1 Организация исследования Целью нашего исследования явилось изучение особенностей влияния родителей на физическое воспитание школьников. В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи: 1. изучить освещенность данного вопроса в...

    С эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986). 1.3. Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты. Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи...



    Рассказать друзьям