У ребенка не развит фонетический слух. Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Игра « Пропустим мы во двор слов особенных набор»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи - главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.

Что такое фонематический слух

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.

Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

Ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;

Ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;

Он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой - правильно пользоваться ею.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного - с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

Ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог - это сочетание согласного и гласного звуков);

Ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения - это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму - то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Как развить фонематический слух

Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:

Правильно ставить ударение;

Делить на слоги;

Понимать смысл и значение каждого звука в слове;

Выделять согласные и гласные звуки.

Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения - учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с малышами приведены ниже. Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:

Основа фонематической тренировки - узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

Различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

Различение отдельных слогов;

Различение отдельных звуков речи;

Освоение азов анализа и синтеза слов.

Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей. Осталось заготовить раздаточный материал для занятий по развитию фонематического слуха (фото и вырезанные из журналов картинки, звучащие предметы и пр.) и изучить методику работы.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

. «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

. «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

. «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

. «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

. «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов - большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

. «Правильно - неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова - борова, вместо стул - фтул, вместо чашка - кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

. «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Четвертый этап

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

. «Выйди вон». Задача ребенка - услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап - правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

. «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

. «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения - это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).

Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень - аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

. «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио - 3 звука).

. «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

. «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л - палка, ф - вафля).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

С каким восторгом слушают родители лепет своего малыша, когда ему 1–2 года! Хотя набор слов в этом возрасте совсем неразнообразен. Постепенно ребёнок начинает произносить всё больше звуков, складывать их в слова, а перед мамами и папами встаёт задача разобрать, что же их чадо пытается донести. К дошкольному периоду речь ребёнка становится разборчивее, однако ряд трудностей произношения всё же сохраняется. И чтобы в школе у ребёнка не было проблем с речью, нужно с раннего возраста развивать фонематический слух малыша.

Особенности фонематического слуха у дошкольников

Фонематический слух играет ключевую роль в формировании правильной речи ребёнка

Ребёнок начинает различать именно речевые звуки после 1 месяца жизни.

Развитие речи ребёнка - сложный и долгий процесс. Кроме того, что малышу нужно узнать огромное количество слов, от него требуется чёткое и правильное произношение звуков. Кстати, ошибочным является мнение некоторых родителей, утверждающих, что если малыш знает все буквы алфавита, то проблем с речью у него не может быть. Дело в том, что артикуляционный аппарат человека, отвечающий за речевой акт, должен быть достаточно развитым, чтобы правильно и чётко произносить звуки. В это понятие входят:

  • сила и точность артикуляционных движений;
  • подвижность и гибкость губ, нижней челюсти, языка;
  • координация артикуляционных движений (то есть ритм и темп произношения).

Процесс формирования

Формирование фонематичсекого слуха происходит в несколько этапов

Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, и начинается этот процесс с момента рождения.

  • Первый этап. В этом периоде развития фонематического слуха происходит восприятие звуков как речевого, так и неречевого характера (то есть звуков окружающего мира).
  • Второй этап заключается в усвоении ритмико-слоговой структуры речи. Даже не понимая смысла слов, малыш начинает связывать отдельные слова с определёнными ассоциациями (к примеру, мама говорит: «ням-ням», значит, нужно идти на кухню);
  • Третий этап - самый длительный по времени - период звукопоризношения. Ребёнок начинает подражать взрослым и пытается артикулировать те или иные звуки.

Отдельно нужно отметить тот факт, что развитие речевого слуха проистекает постепенно, и не существует чётких границ, когда кроха переходит с одного уровня формирования на другой - усвоение навыков происходит параллельно. Однако к 2 годам дети уже полностью различают все особенности речи взрослого, кроме восприятия шипящих и свистящих звуков. А к дошкольному возрасту и эти нюансы малыши должны постичь.

У всех детей до 5–6 лет наблюдается физиологическое косноязычие: из-за того, что малыш пока не может управлять своим артикуляционным аппаратом, он произносит только те звуки, которые ему удобны. Поэтому отдельно ребёнок может называть все буквы алфавита, а в словах всё равно подменять одни звуки на другие. И чтобы помочь крохе как можно быстрее овладеть правильной речью, с 1,5–2 лет нужно регулярно заниматься развитием у него фонематического слуха, то есть формировать умение выделять, различать и воспроизводить звуки речи. Если же у ребёнка в 5–6 лет нарушены процессы формирования произносительной системы родного языка, то возникают проблемы, связанные не только с говорением (понять малыша могут только родители, так как он не связывает понятие со звуковым образом слова), но и со следующими процессами:

  • письмом (кроха повторяет ошибки в речи и в письменных текстах);
  • чтением (в сознании ребёнка нет точной ассоциации между буквой и её звуковым образом, следовательно, ребёнок либо совсем не умеет читать, либо связывает одни и те же комбинации букв в разные сочетания звуков).

В результате этих нарушений развития возникают проблемы общего характера, такие как:

  • замкнутость (ребёнок становится малообщительным, потому что сверстники его речь не понимают);
  • нервозность (малышу трудно подобрать слова для выражения своих эмоций, от этого он начинает нервничать);
  • снижение успеваемости (отсутствие элементарных навыков чтения и письма существенно отразятся на успеваемости маленького школьника).

В целом недостаточная развитость фонематического слуха отражается на всех уровнях формирования личности ребёнка.

Способы развития

Ведущей линией деятельности ребёнка является игра. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной форме. Перед родителями стоит задача научить ребёнка:

  • узнавать неречевые звуки (как звучат музыкальные инструменты, журчит вода, шумит лес);
  • отчётливо произносить гласные и согласные (исключения составляют сонорные, свистящие и шипящие звуки);
  • различать тембр, высоту одинаковых звуков (например, как мяукает котёнок и взрослый кот);
  • отличать звуковой состав похожих слов (к примеру, кот-рот).

Неречевой этап: упражнения

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа. Первый - так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача родителей - познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на знакомство со звуками:

  • «Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
  • «Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.

Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В эту группу занятий входят такие игры, как:

  • «На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.
  • «Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго - прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребёнка слуховое внимание.
  • «Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.

Речевой слух требует постоянной работы и совершенствования. Поэтому, чтобы автоматизация звуковосприятия и звукоразличения происходила эффективнее, следует регулярно уделять внимание играм на закрепление умения.

  • «Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.
  • «Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

Речевой период: игры

Придумывайте постановки для паличикового театра - это также очень полезно для речевого развития ребёнка

Второй этап - речевой - ставит своей целью помочь ребёнку развить фонематический слух, слуховую память. Упражнения на знакомство с материалом на этом этапе, как правило, рекомендованы для детей с 3 до 6 лет и включают следующие игры:

  • «Кто за дверью?». Один взрослый стоит за дверью и произносит: «Мяу!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Второй взрослый спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе они находят среди игрушек кошку и ещё раз повторяют «мяу-мяу».
  • «Собаки». Ребёнку демонстрируются две собаки - большая и маленькая. Большая живёт в большом доме и громко говорит: «Гав!», а маленькая живёт в крохотном домике и тихо говорит: «Гав». Затем взрослый имитирует разные по силе звуки, а задача малыша отгадать, какая именно собака подала голос.
  • «Кто это говорит?». Читая сказку ребёнку, начните говорить голосом того или иного персонажа, а малыша попросите угадать, кто это говорит.

Умение воспринимать звуки и повторять их лучше тренировать с помощью таких занятий:

  • «Принеси игрушку». Взрослый просит ребёнка: «Маша, принеси мяч». Малыш приносит игрушку и проговаривает её название. Так речь развивается на зрительно-образной основе. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными могут быть предметы.
  • «Кто в домике живёт?». Перед ребёнком раскладываются картинки со звучащими животными. Взрослый произносит звук (например, «кря-кря»), а малыш показывает на изображение утки. Задание можно усложнить, попросив кроху найти звучащую зверушку не только на картинке, но и среди своих игрушек.
  • «Найди картинки». Малышу представляются картинки, произносится звук, задача ребёнка отобрать все предметы, в которых этот звук встречается.

Закреплению звуковых образов, а также соотнесению их с буквами и слогами помогают упражнения:

  • «Игры со звуками». Облегчённый вариант игры в города. Малыш должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
  • «Волшебники». Предложите ребёнку менять по очереди по одной букве в слове так, чтобы каждый раз получалось новое слово (например, кот-кит).
  • «Найди самое короткое слово». Произносится ряд слов, малыш должен на слух определить самое короткое.
  • «Исправь ошибки». Взрослый произносит предложение (к примеру, «В лесу стоит большой зуб»), ребёнок должен исправить ошибку («не зуб, а дуб»).
  • «Корзинки». Для этого упражнения потребуются карточки с предметами, в названиях которых есть твёрдые и мягкие пары согласных. Ребёнок должен прослушать слова, а затем разделить карточки по двум корзинам: с твёрдым звуком и с мягким.

Кроме того, существует большой выбор логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребёнка. Среди наиболее эффективных:

  • «Логопедическое лото» (помогает научить малыша определять позицию звука);
  • «Путешествие от А до Я» (учит определять первый звук в слове);
  • «Готов ли ты к школе?» (тесты на определение тех или иных звуков в словах).

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

(Visited 5 056 time, 1 visit today)

ГБДОУ д/с № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.
Учитель-логопед: Кузьменко Л.Н.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых
звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
« Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

Приступим! Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будут проходить и наши занятия, но носить обучающий характер. По сути, они являются «Работой над ошибками», предотвращая их появление. Такую « Работу над ошибками» делать весело, а придя в школу, малыш напишет диктант без ошибок.

Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному.

С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос) – плач. В 7-10 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.

А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введения их в речь при одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.

Но, если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это, в свою очередь, сильно затрудняет, а иногда и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках при письме.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания:

1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа . Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

  • Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа .
  • Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа? ».

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

  • Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
  • Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3. азличение слов, близких по звуковому составу;
  4. различение слогов;
  5. различение звуков;
  6. анализ звукового состава слова.

Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха у Вашего малыша!

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

  1. Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется? ».
  2. Используйте следующие игры:

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра « Солнце и дождик » достаточно простая, однако, очень нравится детям и проходит всегда весело!

Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького.
Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко - близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу» , меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко» .

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно» . Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге» ) или даже стихи:

Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).

Используйте драматизацию.

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?» . Малыш угадывает медведей.

Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?» .

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детьми постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши» . Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых пол звуковому составу,
Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап – различение звуков

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и» . Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах».

Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с… (Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).

6 этап – анализ звукового состава слова.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи . Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра « Пропустим мы во двор слов особенных набор».

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх:»Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, Выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот) .

Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»

Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества.

Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в школе. И Вам не пришлось устраивать некую школу на дому. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

Использованная литература:
Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха»,
Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»,
Борякова Н.Ю., Косицина М.А. «Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с ОНР».
Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под ред. Боряевой Л.Б. и Логиновой Е.А.

Многим детям после проверки уровня подготовки дается рекомендация развивать фонематический слух. Зачастую родители даже не знают, что это такое и как это сделать. В данной статье мы поможем разобраться с такими вопросами.

Итак, фонематический слух - это способность к распознаванию и дифференциации Если у ребенка он развит в недостаточной степени, то он неправильно воспринимает некоторые звуки, не различает их при произношении. Как следствие, возникают трудности с восприятием речи собеседника.

Некоторые специалисты в области детских выделяют несколько этапов овладения ребенком речи:

  1. Первый этап (дофонемный) характеризуется отсутствием понимания у ребенка речи и дифференциации звуков. В этот период у малыша также отсутствует собственная активная речь.
  2. На втором этапе ребенок может различать наиболее контрастные фонемы, но близкие по звучанию дифференцировать еще не способен. Если человек говорит неправильно, малыш этого еще не понимает. На данном этапе начинается развитие фонематического слуха у детей.
  3. Третий этап характеризуется возможностью различать звуки языка и слышать их правильно. Он понимает разницу между правильно произнесенными словами и их искаженной формой.
  4. На этом этапе фонематический слух достигает кульминации своего развития. Начинают преобладать новые, правильные формы восприятия звуков и их произношения. Активная речь становится практически во всех своих проявлениях правильной.
  5. Завершающий этап. Фонематическое развитие завершается. Малыш способен правильно слышать и говорить, дифференцировать близкие фонемы и правильно их воспроизводить.

Если у ребенка наблюдается недостаточный уровень развития фонематического слуха, затрудняется обучение письму и чтению: малышу тяжело перейти от чтения по буквам к полному восприятию слова. Сложности письма характеризуются обилием

Существуют игры на развитие фонематического слуха, которые должны проводить родители с детьми:

  • определение начального и заключительного звука в слове;
  • придумывание слов, которые начинаются на определенный звук;
  • игры с «цепочками слов»: игрок придумывает слово, а второй подбирает такое, которое должно начинаться на последний звук предшествующего (важно помнить, что речь идет не о буквах, а о звуках).
  • игра в «ловлю звуков»: мама или папа произносят слова, а ребенок должен хлопать в ладоши или стучать по какому-либо предмету палочкой тогда, когда услышит звук, оговоренный заранее.

Гармоничное развитие ребенка - это не только уровень фонематического восприятия и способность к произношению тех или иных звуков, но и возможность дифференцировать их в потоке речи. Для того чтобы обучить малыша грамоте, нужно развивать фонематический слух с раннего возраста.

Если у ребенка наблюдаются отклонения в речевом развитии, у него возникают сложности при обучении родному языку: он будет поэтапно усваивать артикуляционные движения, способы сочетания звуков между собой, различать слова и прочее.

Слух - это одно из главных условий формирования речи. Однако даже у детей с хорошим слухом наблюдаются нарушения произношения звуков. Причин может быть несколько: нарушение работы артикуляционного аппарата, низкий уровень развития фонематического восприятия, или же и одно, и другое.

Фонематическое восприятие - это развитие фонематического слуха и Если оно у детей на высоком уровне, тогда они рано начинают говорить, потому что хорошо и быстро воспринимают звуки речи.

В случае отклонений от нормы, у ребенка нарушается звукопроизношение, замедляется обучение чтению и появляются ошибки в письме. Тогда нужно обратиться за помощью к специалисту - логопеду.

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.

Но не только произношение беспокоит родителей, педагогов. То, насколько чисто говорит ребенок, зависит не только от умения выговаривать «коварные» звуки, но также от важной способности различать их. Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Конечно, мы говорим не о физиологической способности слышать или о музыкальных способностях. Умение улавливать отдельные, даже короткие элементы речи называется фонематическим слухом, именно о нем пойдет речь.

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют. Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух - это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух - реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.

Для малыша такое положение вещей - возрастная норма, но если подобные особенности сохраняются после двух лет, то следует обратиться за помощью к логопеду, поскорее начать занятия.

Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.

Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка, принять необходимые меры.

Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие - это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие - только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего - резкие, громкие. Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше - больше. Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  1. Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  2. Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  3. Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  4. К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него - символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей



Рассказать друзьям