Гигиена чтения. Возрастная дальнозоркость

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все мы знаем, что аксакалы на Кавказе имеют великолепное зрение и после ста лет. В чем же то-гда причина возникновения «старческого зрения»?

Многие говорят, что мы теряем зрение оттого, что приходится заниматься работой, которой в прежние времена не было: читать мелкий шрифт, различать изображение на экране монитора. А дер-жал кто-нибудь в руках бабушкины вышивки кре-стиком? Эта работа требовала напряжения глаз и филигранной точности. Что касается чтения, то вспомните какой-нибудь молитвенник XVII века, рукописный или отпечатанный на неровной шеро-ховатой бумаге витиеватым славянским шрифтом. Эту книгу каждый христианин читал ежедневно, и явно не при стоваттной лампочке, а при невер-ном свете сальной свечи. Тем не менее, зрение у лю-дей в стародавние времена было гораздо лучше.

А современный человек избалован различными приспособлениями, ослабляющими естественные функции глаз. Зрение зачастую ухудшается уже в возрасте 40 лет, когда для того, чтобы разглядеть текст книги, человек стремится отодвинуть его подальше, на расстояние вытянутой руки. Если и это-го оказывается недостаточно, прибегают к помощи очков. Мы надеваем очки, и потеря зрения стано-вится неизбежной, потому что сила глазных мышц и их работоспособность постепенно снижаются.

В среднем возрасте мы имеем слабое зрение и пользуемся очками, в последующем можно ожидать катаракту, глаукому или еще хуже - дистрофию сетчатки. Наверное, не плоды цивилизации, а не-правильное отношение к глазам и вредные привыч-ки являются причиной ухудшения зрения. Многие считают, что причиной появления пресбиопии (старческого ослабления аккомодации глаза) явля-ется вовсе не старение, а напряжение глаз, которое накапливается с годами, и обусловлено оно недос-татком отдыха.

ДИАГНОСТИКА

С возрастом способность хрусталика изменять свою кривизну постепенно снижается. К 45 годам в большинстве случаев здоровый глаз не может чет-ко различать буквы на расстоянии ближе оптималь-ного (30-35 см).

Оптимальное расстояние до текста можно опре-делить следующим способом (вспомните школьные плакаты). Сидеть нужно так, чтобы между грудной клеткой и краем стола проходила ладонь; поставь-те локти на стол, а кончиками пальцев коснитесь висков. Так достигается нормальное расстояние для чтения. Тем, кто хочет сохранить зрение до самых преклонных лет, нужно стараться читать на таком удалении текста от глаз. Если же на этом расстоя-нии читать становится тяжело, буквы расплывают-ся - это означает, что у вас появляется возрастная дальнозоркость. В случае если минимальное рас-стояние от текста до глаз возрастает до 60 см, вам придется читать в очках плюс 1 диоптрия. Если это расстояние увеличится до 70 см - плюс 1,25, а при минимальном расстоянии в 90 см придется менять очки на плюс 1,5 диоптрии.

ЛЕЧЕНИЕ

Основной способ лечения пресбиопии - это на-значение очков определенной оптической силы. Можно, конечно, порекомендовать и широко рек-ламируемую сейчас лазерную коррекцию, но эта операция не решит главной проблемы. Ведь прес-биопия - это результат того» что хрусталик теряет свою эластичность. Люди, которые еще не столкну-лись с проблемой старческого зрения, уверены, что дальнозоркие люди и старики якобы хорошо видят отдаленные предметы. Однако на самом деле дале-ко расположенные предметы различаются при даль-нозоркости немногим лучше, чем то, что находит-ся совсем рядом. Лазерная операция сделает воз-можным хорошее зрение только на определенном расстоянии, а то, что расположено ближе или даль-ше, вы все равно будете видеть нечетко.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ

Знайте: даже если признаки пресбиопии уже име-ются, то можно не только приостановить дальнейшее ухудшение зрения, но и добиться его восстановления систематическими ежедневными упражнениями.

В основе лечения возрастной дальнозоркости ле-жит принцип релаксации, поэтому для того чтобы вернуть нормальное зрение, нужно научиться со-хранять свои глаза в спокойном и расслабленном со-стоянии. Попробуйте сначала дать отдых глазам, расслабить тело, успокоиться. Потом научитесь рас-слаблять мышцы глаз. И, наконец» нужно повысить силу и выносливость косых мышц глаз. Попробуй-те регулярно выполнять упражнения с наручными и настольными часами.

Поставьте настольные часы-будильник на таком расстоянии, чтобы можно было рассмотреть цифер-блат. Закройте один глаз и посмотрите на цифру 1 на циферблате настольных часов, затем на цифру 1 на наручных часах. Циферблат наручных часов дол-жен быть хорошо освещен. Старайтесь не напрягать глаз. На секунду прикройте оба глаза и сделайте вдох. На выдохе снова посмотрите на свои наручные часы. Закройте глаза и мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону.

Теперь пришло время посмотреть на цифру 2 - сначала на будильнике, а затем на наручных часах. Цифра на наручных часах на этот раз должна вы-глядеть четче. Если вам кажется, что этого не про-исходит, не унывайте. Снова повторите цикл - за-кройте глаза, сделайте повороты головой, глубоко вдохните, а потом посмотрите на цифру 3 сначала на будильнике, а затем на наручных часах. Повто-ряйте упражнение, пока не посмотрите на все циф-ры на циферблате, и тогда вы сможете увидеть циф-ры на наручных часах намного четче.

При появлении признаков пресбиопии полезно читать текст попеременно одним и другим глазом на максимально близком расстоянии. Читать надо без очков. Через некоторое время следует несколь-ко раз подряд отдалить и приблизить текст и про-вести контрольные измерения расстояния от глаза до текста при хорошем ровном освещении.

Однако ни в коем случае не напрягайте глаза. Будет шрифт четким или расплывчатым, зависит от способа, которым вы смотрите на него. Если вы по-смотрите на него с напряжением, он покажется вам неразборчивым. Взгляните на него легко, сделав глубокий вдох, и шрифт станет четче.

Глаза должны отдыхать. Только в этом случае мышцы способны прийти в состояние, необходимое для восстановления нормальной способности хру-сталика изменять кривизну. Для того чтобы дать глазам отдохнуть, просто закройте их на какое-то время. Это отличная помощь уставшим мышцам глаз, и к ней надо прибегать в первую очередь.

Индийские йоги советуют на восходе и на зака-те смотреть на солнце. Они уверены, что это хоро-шее средство в борьбе с нарушениями зрения.

Также очень полезно для отдыха глаз (и нервной системы) смотреть на линию горизонта и на зеленые луга, лес, голубое небо, облака, воду.

Чтение и зрение

  1. Ни в коем случае не читайте лежа!
  2. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см.
  3. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
  4. Во время чтения не забывайте делать перерывы от трех до пяти минут.
  5. Чтобы разгрузить глазную мышцу выполните несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Телевизор и зрение

  • Если вы смотрите программы по телевизору днем, то желательно затемнить помещение, а вечером, наоборот, включить свет сбоку или сзади сидящего.
  • Расстояние до телевизора должно быть в пять раз больше, чем диагональ экрана.
  • Младшие школьники могут смотреть телевизор не более часа в день, старшие - 1,5 часа.

Компьютер и зрение

Исследования зрительных функций у людей, постоянно работающих за компьютерами, показали, что отклонения от нормы у них встречаются гораздо чаще по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. Даже за рабочую смену происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная (так называемая ложная) близорукость.

Не так давно в офтальмологии утвердился термин "компьютерный зрительный синдром".

Характеризуется он следующими симптомами: жжение и ощущение песка в глазах, боль при движении глаз, покраснение глазных яблок, затуманивание зрения, замедленная перефокусировка с ближних объектов на дальние и обратно, двоение предметов, быстрое переутомление при чтении. Если вы заметили, что у вас наблюдается хотя бы один из симптомов, то необходимо обязательно обратиться за консультацией к врачу-окулисту.

Для профилактики "компьютерного синдрома" необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Используйте специальные капли для глаз, замещающие слезу;
  2. Ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день;
  3. Делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут;
  4. Правильно организуйте рабочее место
  • верхний край монитора должен быть немного ниже уровня глаз.
  • установите монитор так, чтобы экран не отсвечивал
  • давайте отдых своим глазам. (Время от времени фиксируйте взгляд на каком-нибудь отдаленном объекте, не ближе 10 метров. Вы сразу почувствуете, как отдыхают глаза).
  • регулярно протирайте экран влажной тряпочкой (ни в коем случае не используйте моющие средства, они сотрут специальное защитное покрытие).

Пользуйтесь специальными очками с прогрессивными линзами. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК дает снижение зрительного утомления и улучшение показателей аккомодации по сравнению с обычными очками в 85% случаев.

Не менее важное условие сохранения зрения - правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А. Это, как правило, тушеная морковь, морковный салат, но обязательно со сметаной или маслом, так как витамин А является жирорастворимым. Обязательно присутствие в пище капусты, лука, укропа, различных салатов, винегрета.

Для снятия напряжения с мышц глаза, воспользуйтесь несложными упражнениями

Комплекс 1
  1. Зажмурьте глаза на 5 секунд, а затем откройте их на 5 секунд. 5 - 10 раз.
  2. Быстро поморгайте глазами в течение 1-2 минут.
  3. Смотрите прямо перед собой 2-3 секунды, затемпоставьте палец руки на расстояние 25-30 см от глаз и переведите взгляд на кончик пальца. Смотрите на него 3-5 секунд, затем опустите руку. 10 - 12 раз.
  4. Закрытые веки слегка помассируйте круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя две секунды снимите пальцы с века 3- 4 раза.
Комплекс 2
  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. 10 раз.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. 10раз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. 10 раз.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. 1-2 минуты.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 10 раз.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого поставьте палец к переносице и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". 10 раз.
  7. Частое моргание глазами. 1-2 минуты.
  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Комплекс 3
  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. 10 раз.
  2. Перемещайте ручку(карандаш) от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. 10 раз.
  3. Наклейте на стекло круглую метку диаметром 3-5 мм таким образом, чтобы она располагалась на уровне глаз. Переводите взгляд с любого удаленного предмета за окном на метку и обратно. 10 раз.
  4. Открытыми глазами медленно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. 5-7 раз в каждом направлении.
  5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. 10 раз.
  6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. 5 - 7 раз в каждом направлении.
  7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. 5 - 7 раз
Комплекс 4
  1. Поморгать не напрягая глазные мышцы. 1 минута.
  2. Не поворачивая головы с закрытыми глазами, посмотреть направо, затем налево, прямо. Поднять глаза вверх, опустить вниз и перевести взгляд прямо. Не менее 5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, потом перевести взор. Не менее 5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль. 1 - 2 раза.

22-08-2011, 06:44

Описание

Во времена Гражданской войны в Америке доктор Герман Снеллен разработал таблицу для проверки зрения с расстояния двадцати футов (6 м). И до сей поры таблицы, разработанные по образцу , украшают стены в кабинетах окулистов и школьных медсестер.

В девятнадцатом веке специалисты в области зрения определили, что мы должны быть способны видеть с расстояния двадцати футов (6 м) буквы высотой немного меньше, чем 1,25 см. Считается, что те, кто может видеть буквы такого размера, имеют совершенное зрение - то есть 20/20.

С того времени утекло много воды. Мир изменился кардинальным образом. Произошла научно-техническая революция, был побежден полиомиелит, человек побывал на Луне, появились компьютеры и сотовые телефоны.

Но, несмотря на самые современные технологии лазерной глазной хирургии, разноцветные контактные линзы, несмотря на постоянно увеличивающиеся требования к зрению, предъявляемые Интернетом, повседневная забота о глазах по сути остается на том же уровне, что и таблица доктора Снеллена, созданная почти сто пятьдесят лет назад.

Мы определяем силу наших мышц четкого зрения, измеряя, насколько хорошо мы можем видеть крошечные буквы на близком расстоянии.

Пятнадцатилетние подростки с нормальным зрением способны разглядеть мелкие буквы с трех или четырех дюймов. С возрастом, однако, эти силы начинают уменьшаться. В результате естественного процесса старения в возрасте где-то за тридцать мы теряем половину нашей силы четкого зрения и способны держать фокус на расстоянии от четырех до восьми дюймов (от 10 до 20 сантиметров). В течение следующих десяти лет мы снова теряем половину нашей силы, и наш фокус сползает до шестнадцати дюймов (40 см). В следующий раз мы теряем половину нашего четкого зрения обычно между сорока и сорока пятью годами. В этот период фокус увеличивается до тридцати двух дюймов (80 см), и внезапно наши руки оказываются слишком короткими, чтобы позволить нам читать. Хотя множество пациентов, которых я видел, утверждали, что проблема заключалась скорее в их руках, чем глазах, все они предпочли обзавестись очками для чтения, нежели подвергнуться хирургической операции по удлинению рук.

Однако не только пожилые люди нуждаются в увеличении силы зрительных мышц. Иногда я встречаю молодых людей и даже детей, которым необходимо значительно увеличить эту силу, чтобы читать или учиться, не испытывая усталости. Чтобы сразу же получить представление о силе вашего собственного зрения, закройте один глаз рукой и приблизьтесь к таблице для определения остроты зрения на близком расстоянии так, чтобы вы могли рассмотреть буквы на строке 40. Теперь закройте другой глаз и повторите процесс. Если вы носите очки для чтения, во время проверки наденьте их. После того, как вы позанимаетесь упражнениями для тренировки четкого зрения в течение двух недель, повторите проверку аналогичным образом и отметьте, произошли ли какие-либо изменения.

Гибкость

Те, у кого предметы расплываются перед глазами в течение первых нескольких секунд, когда они оторвутся от книги или от компьютера, испытывают трудности с гибкостью мышц четкого зрения. Если ваши хобби или работа требуют частой перемены фокусировки глаз и очертания предметов приобретают четкость не мгновенно, то вы, вероятно, потеряли уже много часов в ожидании, когда ваше зрение снова станет четким. Например, студенту, которому требуется больше времени, чем другим, чтобы, переведя глаза от доски, сфокусироваться на своей тетради, потребуется больше времени, чтобы сделать задание, написанное на доске.

Выносливость

Как я уже говорил раньше, недостаточно уметь назвать полдюжины букв на таблице во время проверки. Вы должны уметь сохранять четкость зрения в течение какого-то времени, даже если вы можете прочитать строку 20/10. Тем, у кого есть проблемы с выносливостью, трудно сохранять четкость зрения при чтении или управлении автомобилем. Обычно они видят предметы нечетко, у них воспаляются глаза и даже бывают головные боли, когда им необходимо в течение долгого времени что-либо тщательно рассматривать. Степень легкости, с какой вы можете выполнять упражнения, описанные во второй половине этой главы, даст вам представление и о гибкости, и о выносливости вашего зрения.

В я рассказал историю о Билле и о том, как его зрение ухудшилось из-за долгого сидения в Интернете. Это был пример того, как зрение 20/20 можно назвать хорошей стартовой позицией, но это лишь стартовая позиция. Наличие зрения 20/20 не гарантирует, что предметы будут четкими, когда мы оторвем глаза от книги или от монитора компьютера, или что мы не будем страдать от головных болей или неприятного ощущения в желудке при чтении. Наличие зрения 20/20 не гарантирует, что мы можем хорошо рассмотреть, что написано на дорожных знаках ночью, или видеть так же хорошо, как и другие люди.

Самое большее, что может гарантировать зрение 20/20, - это то, что мы можем, находясь на расстоянии от таблицы, созданной в девятнадцатом веке, удерживать зрение в фокусе достаточно долго, чтобы прочитать шесть или восемь букв.

«Так почему же мы должны соглашаться на зрение 20/20 ?» - спросите вы.

Мой ответ, конечно же: «А действительно, почему

Зачем соглашаться на воспаленные глаза или головные боли во время работы на компьютере? Зачем соглашаться на дополнительные усилия, которые исподволь изматывают нас, когда мы читаем, и заставляют нас чувствовать себя в конце дня как выжатый лимон? Зачем соглашаться на напряжение, с которым мы стараемся разглядеть дорожные знаки, когда двигаемся вечером в потоке транспорта? Разве не нужно было похоронить эту ветхозаветную таблицу для проверки зрения еще задолго до конца двадцатого столетия? Короче говоря, почему мы должны соглашаться с тем, что наше зрение не соответствует эре Интернета?

Что ж, если вы хотите, чтобы качество вашего зрения соответствовало требованиям двадцать первого века, - тогда пришло время поработать над гибкостью ваших глазных мышц.

Но прежде чем начать, позвольте мне предостеречь вас. Как и в случае с любыми другими упражнениями, испытание ваших глазных мышц может вначале вызвать боль и неприятные ощущения. Ваши глаза могут гореть от напряжения. Вы можете почувствовать небольшую головную боль. Даже ваш живот может воспротивиться упражнениям, потому что им управляет та же самая нервная система, что управляет фокусировкой ваших глаз. Но если вы не отступитесь и будете продолжать заниматься в течение семи минут в день (по три с половиной минуты на каждый глаз), боли и неприятные ощущения постепенно уйдут, и вы перестанете их испытывать не только во время выполнения упражнений, но и в течение остального времени дня тоже.

Точность. Сила. Гибкость. Выносливость . Вот какие качества ваши глаза приобретут в результате занятий фитнесом для глаз.

Ну что ж. Сказано уже достаточно. Давайте приступим. Даже если вы решите сначала перелистать всю книгу целиком, а заниматься начнете позже, я все же рекомендую вам сразу попробовать выполнить упражнение «Четкое зрение I» - просто чтобы получить представление о том, как работают ваши глазные мышцы. Или если вы предпочитаете не вставать с места, то попробуйте сделать упражнение «Четкое зрение III» - только не очень напрягайтесь.

Когда вы будете знакомиться с упражнениями, приведенными в этой книге, не читайте описание всего упражнения сразу. Прежде чем читать описание следующего этапа упражнения, выполните предыдущий. Лучше выполнять упражнение, а не просто читать о нем. Так вы не запутаетесь, и у вас все получится.

Комплекс упражнений «Четкое Зрение»

Четкое зрение 1

Предлагаю вам три таблицы для тренировки четкости зрения: таблицу с большими буквами для тренировки дальнего зрения и две таблицы (А и В) с маленькими буквами для тренировки ближнего зрения. Вырежьте их из книги или сделайте копии.

Если вы не нуждаетесь в очках, это прекрасно! Для этих упражнений они вам не понадобятся. Если вам прописали очки для постоянного ношения, то будьте в них, выполняя упражнения. Если у вас очки с небольшими диоптриями и ваш врач сказал, что вы можете носить их, когда хотите, и вы предпочитаете обходиться без них, то и упражнение попробуйте выполнять также без очков.

А если вы предпочитаете их носить, то и упражнение выполняйте также в них.

Выполняйте упражнение в следующем порядке:

1. Прикрепите таблицу для тренировки дальнего зрения к хорошо освещенной стене.

2. Отойдите от таблицы на такое расстояние, чтобы вы могли хорошо видеть все буквы - примерно от шести до десяти футов (1,8 м до 3 м).

3. Держите таблицу для проверки ближнего зрения в правой руке.

4. Закройте левый глаз левой ладонью. Не прижимайте ее к глазу, а согните так, чтобы оба глаза оставались открытыми.

5. Приблизьте таблицу А так близко к глазу, чтобы вам было удобно читать буквы - примерно от шести до десяти дюймов (15 см до 25 см). Если вам больше сорока лет, то вам, вероятно, придется начинать с шестнадцати дюймов (40 см).

6. В этом положении (с закрытым ладонью левым глазом, стоя на таком расстоянии от таблицы для проверки дальнего зрения, чтобы вы свободно могли читать ее, и с таблицей А, приближенной к глазам так близко, чтобы вам было удобно читать ее) прочитайте первые три буквы на таблице для проверки дальнего зрения: Е, F, Т.

7. Переведите глаза на таблицу для проверки ближнего зрения и прочитайте следующие три буквы: Z, А, С.

9. Закончив чтение таблиц правым глазом (и потратив на это три с половиной минуты), возьмите ближнюю таблицу в левую руку, а правый глаз закройте ладонью, опять же не нажимая на него, а так, чтобы он под ладонью оставался открытым.

10. Прочитайте таблицы левым глазом, по три буквы за раз, так же, как вы читали их правым глазом: Е, F, Т - дальняя таблица, Z, А, С - ближняя таблица и т.д.

Во время выполнения упражнения «Четкое зрение I» вы заметите, что сначала, переводя взгляд с одной таблицы на другую, вам будет требоваться несколько секунд, чтобы сфокусироваться на них. Каждый раз, когда вы смотрите вдаль, вы расслабляете глазные мышцы и напрягаете их, когда рассматриваете что-то на близком расстоянии. Чем быстрее вы можете перефокусировать взгляд, тем выше гибкость ваших глазных мышц. Чем дольше вы можете выполнять упражнение, не испытывая усталости, тем больше выносливость ваших глазных мышц. Работая с таблицами, вы держите их на удобном для себя расстоянии, для того чтобы привыкнуть напрягать и расслаблять глазные мышцы, не напрягая при этом глаза. По крайней мере вначале, работайте с этим упражнением не дольше семи минут в день - по три с половиной минуты каждым глазом. Постепенно отодвигайтесь все дальше от большой таблицы, а маленькую подносите к глазам все ближе. Как только вы сможете выполнять это упражнение, не испытывая дискомфорта, вы готовы переходить к упражнению «Четкое зрение II».

Четкое зрение 2

Целью упражнения «Четкое зрение I» было научиться быстро и без напряжения перемещать фокус зрения на разные расстояния. Этот навык также поможет вам удерживать фокус при чтении, при вождении автомобиля или когда вам нужно рассмотреть детали какого-либо объекта. Выполняя упражнение «Четкое зрение И», вы еще больше расширите диапазон четкости и увеличите силу и точность зрения.

Работая над упражнением «Четкое зрение II» , следуйте той же процедуре из десяти шагов, что и в упражнении «Четкое зрение I», лишь за некоторыми исключениями, а именно: в шаге 2 отойдите от большой таблицы на такое расстояние, пока едва сможете распознавать буквы. Например, если в упражнении «Четкое зрение I» вы могли легко видеть буквы, стоя на расстоянии десяти футов (3 м) от таблицы, теперь встаньте на расстояние двенадцать футов (3,6 м) от нее. По мере того как вы начнете видеть лучше, продолжайте отодвигаться от таблицы, пока не сможете читать буквы на расстоянии двадцати футов (6 м).



Аналогичным образом в шаге 5: вместо того чтобы держать маленькую таблицу в руках так близко, чтобы вам было удобно читать ее, теперь придвиньте ее к глазам на несколько сантиметров ближе, то есть на такое расстояние, чтобы вам нужно было прилагать усилия, читая буквы. Работайте, пока не сможете читать таблицу на расстоянии около четырех дюймов (10 см) от глаз. Если вам больше сорока лет, вероятно, вы не сможете читать таблицу на расстоянии четырех дюймов. Вам, возможно, придется тренироваться на расстоянии шесть (15 см), или десять дюймов (25 см), или даже шестнадцать дюймов (40 см). Вы сами должны будете определить нужное расстояние. Убедитесь только, что вы держите таблицу на столь близком расстоянии от глаз, что можете едва различать буквы. По мере тренировок вы расширите ваш диапазон четкого зрения.

Когда вы можете стоять на расстоянии десять футов (3 м) от таблицы для проверки дальнего зрения и четко видеть все буквы, острота вашего зрения будет составлять 20/20. Если вы сможете отступить от нее еще немножко - на тринадцать футов (3,9 метра) и все еще видеть буквы, ваше зрение будет равно приблизительно 20/15. И, наконец, если вы можете четко видеть буквы на таблице на расстоянии двадцать футов (6 м), это значит, что острота вашего зрения удвоилась по сравнению с теми близорукими учеными девятнадцатого века, то есть ваше зрение составляет 20/10 - вы можете видеть с двадцати футов то, что они могли увидеть лишь с десяти.

Четкое зрение III

Упражнение «Четкое зрение III» предназначено для того, чтобы еще больше увеличить точность, силу, гибкость и выносливость ваших глаз в пределах досягаемости вытянутой руки. Его можно легко выполнять, сидя за рабочим столом.

Используйте таблицу «В» для определения четкости ближнего зрения. Если у вас есть очки для чтения, выполняйте упражнения в них. Если таблица В слишком мала, чтобы вы могли разглядеть на ней буквы даже в очках, тогда используйте таблицу А.

Выполните следующие шаги.

1. Закройте один глаз ладонью.

2. Приблизьте к другому глазу таблицу В так близко, чтобы вам удобно было читать буквы.

3. Мягко моргните и посмотрите, сможете ли вы приблизить к себе таблицу еще немного, но так, чтобы вы могли все же удерживать фокус.

4. Затем отодвиньте от себя таблицу так далеко, чтобы вам было все еще удобно читать буквы - по возможности на расстояние вытянутой руки.

5. Мягко моргните и посмотрите, сможете ли вы отодвинуть от себя таблицу еще немного, но так, чтобы вы могли все же удерживать фокус.

7. Закончив выполнять упражнение одним глазом, закройте его ладонью и повторяйте всю процедуру другим глазом в течение еще трех минут.

8. Наконец, в течение одной минуты, открыв оба глаза, перемещайте таблицу то дальше, то ближе к глазам.

Закончив упражнение «Четкое зрение I», вы можете чередовать упражнения, выполняя в один день упражнение «Четкое зрение II», а в другой - «Четкое зрение III», тратя на каждое по семь минут.

График выполнения упражнений

Подробнее о графике ваших занятий я расскажу в главе 10, но если вы хотите приступить сейчас, то работайте с упражнениями по семь минут в день, в одно и то же время. В этом случае вы уже будете на пути к лучшей тренированности вашего зрения даже раньше, чем закончите читать эту книгу.

Статья из книги:

В школе, особенно в младших классах, большое количество времени на уроках отводится на чтение и письмо. Эта работа связана не только с деятельностью коры головного мозга, но и с работой глаз, как органа, который воспринимает изображения букв, слов и целых фраз. Чтобы процесс чтения протекал нормально, необходимо, чтобы шрифт книги имел достаточную величину и точные и чёткие очертания. Не менее существенно, чтобы при чтении книга была хорошо освещена и расположена от глаз читателя на определённом расстоянии, зависящем от величины шрифта и остроты зрения читающего лица.

В процессе зрительного восприятия принимает активное участие не только нервный аппарат, но и мышечный, связанный с аккомодативными функциями глаза. Чем больше приходится глазным мышцам приспособлять глаз для того или иного зрительного восприятия, тем быстрее наступает утомление мышц глаз. Это бывает чаще всего в тех случаях, когда книга находится слишком близко от глаз. Необходимо взрослому человеку с нормальным зрением держать книгу на расстоянии 30-35 см, а для детей и подростков, учитывая относительно большую их дальнозоркость, на расстоянии 35-40 см. Минимально допустимое расстояние книги от глаз - 30 см. При этом книга не должна лежать горизонтально на столе. Её следует держать в наклонном положении.

При чтении на уроке наклонное расположение книги обеспечивается конструкцией парты, имеющей наклонную крышку стола. В домашних условиях или при работе в библиотеке с целью облегчения детям и подросткам чтения книг и снижения утомления глаз можно применять специальные подставки. Обязательным требованием гигиены чтения является соблюдение правильной посадки.

В семейной обстановке наблюдение за правильной посадкой детей и подростков во время чтения также обязательно. Родители должны получить от учителя указания о правилах посадки детей и подростков.

В случае отсутствия в семье стола и стула, соответствующих росту детей, следует рекомендовать пользование подставкой для ног детей, имеющих малый рост, с целью обеспечения более устойчивой посадки и опоры для ног.

Чтение книг детьми и подростками в лежачем положении родители должны категорически воспретить, так как при этом не только нет возможности правильно установить книгу, но и нарушается нормальная работа глаз. Кроме того, при чтении лёжа обычно трудно обеспечить правильное естественное и искусственное освещение книги. Надо отметить и то, что чтение книг лёжа, как правило, имеет место в тех случаях, когда учащийся чувствует себя утомлённым. При чтении лёжа в таком случае утомление возрастает в ещё большей мере, а поэтому такое чтение не может быть терпимо.

Следует также предостеречь учащихся от вредной привычки чтения при езде в трамвае или автобусе. При езде книга дрожит в руках, в связи с чем затрудняется зрительное восприятие текста и утомляются глаза. Чтение книг или газет за едой также является вредным, так как при этом ребёнок и подросток, с одной стороны, отвлекается от еды, что отражается на пищеварении, и, с другой стороны, затрудняется зрительное и психическое восприятие материала книги или газеты.

Важнейшим требованием школьной гигиены является обеспечение учащихся при чтении достаточным количеством света и правильным направлением световых лучей, а также спокойной обстановкой. Когда в классе имеется правильное и достаточное дневное освещение, легко рассадить учащихся, чтобы свет падал на парты слева. При искусственном освещении, в случае неправильного расположения источников этого освещения и при отсутствии соответствующей требованиям гигиены арматуры, читаемая страница книги может оказаться в тени и, таким образом, процесс чтения затрудняется. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы места для чтения были всегда хорошо освещены. Желательной нормой освещённости мест для чтения является 75 люксов, минимальной 30-35 люксов.

Важно также ограничивать продолжительность чтения и устраивать перерывы для предоставления отдыха глазам, а при чтении вслух - и голосовому аппарату. Слишком продолжительное чтение (например, по два часа и более) подряд, без перерывов, может повлечь за собой появление давящих болей в глазах и во лбу, неясное восприятие читаемого материала и т. п. В этом случае чтение крайне затруднено. Через 20-30 минут чтения буквы начинают «прыгать» и затем сливаются, и чтение, таким образом, становится невозможным. С целью предупреждения таких болезненных явлений обязательно после 20-30 минут чтения устраивать перерывы и смотреть вдаль для отдыха глаз.

В гигиеническом отношении очень важно соблюдать некоторые требования к голосовой стороне чтения и вообще разговорной речи. Особенно важно не напрягать голосовые связки. Чрезмерное напряжение голосовых связок может повлечь за собою потерю голоса.

Большое значение в деле правильного развития речи имеет её систематическое упражнение. Замечено, что разговор во время беседы меньше утомляет голос, чем рассказ. В свою очередь рассказ обычно меньше утомляет голос, чем чтение. Причина этого заключается в том, что при чтении, как правило, приходится меньше останавливаться и делать паузы, чем при рассказе, а тем более при разговоре в беседе. В связи с этим речь при чтении, по сравнению с другими формами речи, наиболее утомительна.

Поэтому следует заботиться о том, чтобы процесс единовременного чтения вслух не был слишком продолжительным и чтобы он протекал медленно, с соблюдением интервалов, особенно на знаках препинания.

Особенно важно внедрять гигиену чтения среди детей, учащихся в младших классах , начинающих обучаться грамоте. Научить с первых же дней пребывания учащегося в школе правильно в гигиеническом отношении пользоваться книгой, уметь её правильно держать - очень важно, так как закреплённый с детства навык остаётся большей частью на всю жизнь. Учителю следует также давать указания родителям о необходимости соблюдения детьми и подростками правил гигиены чтения в семейной обстановке.



Рассказать друзьям