Требования к проведению массажа при дизартрии. Массаж языка пальцами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Массаж Это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.

3 слайд

Описание слайда:

Цель логопедического массажа при устранении дизартриии Устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата

4 слайд

Описание слайда:

Задачи логопедического массажа при дизартрии Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; Стимуляция положительных кинестезий; Улучшение качества артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость и др.); Увеличение силы мышечных сокращений; Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения;

5 слайд

Описание слайда:

Три комплекса дифференцированного логопедического массажа Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус). Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия). Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).

6 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме Цель: Обеспечение успокаивающего действия, приведение мышц в состояние полного покоя Рекомендации: Движения должны быть очень легкими; Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию; Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела; Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует;

7 слайд

Описание слайда:

Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц плечевого пояса. Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

8 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 2 Цель: приведение мышц лба в состояние покоя. Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

9 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 3 Цель: обеспечение расслабления мышц лба. Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

10 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 4 Цель: расслабление щечной мышцы. Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек. Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день. Вращательные движения по часовой стрелке

11 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыль­ям носа. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7-10 раз, 2-3 раза в день

12 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 6 Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3-4 раза, 2-3 раза в день

13 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 7 Цель: расслабление скуловых мышц Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

14 слайд

Описание слайда:

Массаж губ Упражнение № 8 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта. Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день

15 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 9 Цель: расслабление губ. Описание: легкое описание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть интенсивными. Движения выполняются 3-4 раза, 1 раз в день

16 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта. Описание: поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

17 слайд

Описание слайда:

Массаж языка Упражнение № 11 Цель: расслабление мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6-8 раз 2-3 раза в день

18 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12 Цель: расслабление корня языка. Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти. Методические рекомендации: Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3-4 секунд 2-3 раза в день

19 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме Рекомендации: Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц; Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки; Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела;

20 слайд

Описание слайда:

Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса. Описание: производят круго­выми движениями поглажива­ния шеи сзади и с боков сверху вниз. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими

21 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 2 Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка. Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6-10 раз, 2-3 раза в день

22 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 3 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба. Методические рекомендации: Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6-10 раз 2-3 раза в день

23 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 4 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба. Методические рекомендации: Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3-4 раза, 2-3 раза в день

24 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускула-туры. Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими

25 слайд

Описание слайда:

Массаж области глазниц Упражнение № 6 Цель: расслабление мышц окружности глаз. Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4- 6 раз, 2-3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц

26 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 7 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу. Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации: Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день

27 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж щек Упражнение № 8 Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. Методические рекомендации: В зоне точки ИН-СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки СЯ-ГУ­АНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР-МЭНЬ массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем - к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день

28 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 9 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день. Движения должны быть очень легкими

29 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3-4 раза, 1 раз в день

30 слайд

Описание слайда:

Массаж губ Упражнение № 11 Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрел­ке. Массажные движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

31 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12 Цель: расслабление мышц губ. Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

32 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах Упражнение № 13 Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре. Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева. Методические рекомендации: Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд

33 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 14 Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре. Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на противоположной стороне. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются подушечками указательных пальцев

34 слайд

Описание слайда:

Массаж языка Упражнение №15 Цель: расслабление продольных мышц языка. Описание: легкое похлопывание кончика языка к корню языка. Методические рекомендации: Похлопывание осуществляется при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

35 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 16 Цель: расслабление поперечных мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

36 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж языка при гиперкинезах Упражнение №17 Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка. Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке

37 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 18 Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка. Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Методические рекомендации: Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего лальцев или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт

38 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 19 Цель: расслабление корня языка, подавление гиперкинезов. Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки. Методические рекомендации: Указательным пальцем провести легкие вибрирующие движения под подбородком в области подчелюстной ямки в течение 4-5 секунд

39 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме Цель: Укрепление мышц Рекомендации: Движения проводятся интенсивно, с нажимом; Применяются растирания, разминания, пощипывания;

40 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 1 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: поглаживание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Массажные движения вы­полняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

41 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 2 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: разминание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Разминания осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. Разминающие движения выполняются 6-8 раз, 2 раза в день

42 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 3 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Растирания осуществляются первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба должен натягиваться. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

43 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 4 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам. Методические рекомендации: Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4-6 раз, 1 раз в день

44 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: постукивание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук. Постукивающие движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

45 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 6 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: пощипывание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Пощипывания осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

46 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 7 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы. Методические рекомендации: Растирания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

47 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 8 Цель: укрепление мышц щек. Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек. Методические рекомендации: Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам в течение 6-8 секунд, 2 раза в день

48 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 9 Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта. Описание, вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации: Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются против часовой стрелки, 8-10 раз, 2-3 раза в день

49 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Описание: спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Методические рекомендации: Движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются по спирали 8-10 раз, 2-3 раза в день

50 слайд

Описание слайда:

Упражнение №11 Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу. Описание: пощипывание щек. Методические рекомендации: Пощипывающие движения (осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывания выполняются по кругу 6-8 раз, 2- 3 раза в день, против часовой стрелки

51 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12. Точечный массаж, вариант № 1. Цель: активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта. Активизация и укрепление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: массаж производится одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. Методические рекомендации: В зоне точки ИН-СЯН массаж производится подушечкой большого пальца, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ - подушечкой указательного пальца и в зоне точки ЭР-МЭНЬ - подушечкой среднего пальца. Сначала производят поглаживания точек, затем легкие пощипывания или легкие постукивания точек. Движения выполняются против часовой стрелки. Особенность: пощипывания следует производить с силой, по степени терпения ребенка, поглаживания необходимо производить с ослабевающей силой

52 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 13. Точенный массаж, вариант № 2. Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих верхнюю губу, угол рта, мышц, поднимающих угол рта. Укрепление и активизация большой скуловой мышцы, щечной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А. Затем массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до точки ЦЗЯ-ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ. Методические рекомендации: Все массажные движения осуществляются подушечкой указательного пальца, способом поглаживания. Осуществляется примерно десять прохождений по всем отрезкам. Поглаживания выполняются против часовой стрелки

53 слайд

Описание слайда:

Упражнение М 14. Точечный массаж, вариант № 3 Цель: укрепление и стимуляция мышц лица. Описание: проводится поочередный массаж точек БАЙ-ХУ-ЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ. Методические рекомендации: При массировании этих точек производятся импульсивные резкие надавливания, но в то же время поверхностные и кратковременные по 2-3 секунды, с последующим отрывом пальца от точки на 1-2 секунды. Используются так же способы вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Массаж выполняется подушечкой указательного пальца. Вращательные движения осуществляются против часовой стрелки. Массаж одной точки не должен превышать 4 секунд Логопед выбирает только один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.

54 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 15 Цель: укрепление скуловой мышцы. Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

55 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 16 Цепь: укрепление скуловой мышцы и мышцы, опускающей угол рта. Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.

Польза



Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.

Корректировка включает в себя следующие задачи:

  • происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
  • приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
  • снижение эмоционального перенапряжения;
  • корректировка заикания, дизартрии , ринолалии, нарушения голоса;
  • увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
  • уменьшение повышенного слюноотделения ;
  • работа над артикуляционным аппаратом;
  • закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.



Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.

Показания к процедуре

  1. Первое и самое важное показание , если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
  2. Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
  3. Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
  4. Нарушение голоса – ребенок устает говорит ь, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
  5. Дизартрия. Нарушение, скорее , психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
  6. Усиленное слюноотделение т акже является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
  7. Дети с ДЦП.

Однако не всегда можно делать логопедический массаж.


Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).

Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.

Разновидности

Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.



  • Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
  • Массаж губ . Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
  • Массаж шеи . Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
  • Массаж ушей . Стимулирует артикуляционный аппарат.
  • Массаж для рук . Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
  • Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.



Условия для проведения

В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.



Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.



Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.

Техника проведения на дому

Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.


Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

Язык

Выполняется от кончика язычка к его корню.

  1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
  2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
  3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
  4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
  5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
  6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
  7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.



Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.

Губы

Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

  1. Растирание губ пальцами.
  2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
  3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
  4. Пощипывание губ и области вокруг.
  5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
  6. Легкие шлепки пальцами.



Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

Руки

Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

  1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
  2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
  3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
  4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
  5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.


– это дефект речи, возникающий при поражениях нервной системы, а именно – иннервации речевого аппарата. При этом проявляются проблемы с артикуляцией, затрудняется подвижность мягкого неба, губ и языка.

В детстве последствия для словообразования при дизартрии будут более выражены, вплоть до недоразвития речи. Важно помнить, что это не основное заболевание, и начинать лечение нужно не с него. Но коррекция нарушений речи также очень важна. Одним из способов коррекции и лечения при дизартрии является массаж.

Логопедический массаж способствует коррекции речи при дизартрии. Также он благоприятно воздействует на психологическое состояние детей с дефектами речи.

В процессе лечебной манипуляции задействуются мышцы, входящие в состав речевого аппарата, нормализуются их функции, повышается эластичность, сила, тонус мышц околоязычной области и в целом мышц, участвующих в процессе речи, глотания, жевательных мышц.

Данная процедура способствует ликвидации патологии голосовых связок, улучшает кровоснабжение за счет расширения капилляров (происходит так называемая кислородная терапия) и лимфоток в органах и тканях, нормализует секрецию кожного покрова.

После полного курса у пациента сокращается количество спазмов речевых мышц, патологических непроизвольных движений, парезов, параличей, улучшается произвольность и членораздельность речи.

Виды массажа

По факту, логопедический массаж при дизартрии делится на две группы: классический массаж и самомассаж.

В понятие классического массажа входят различные манипуляции логопедом на поврежденный участок либо на область рядом с ним. Применяют как ручные действия в виде поглаживаний, растирания, вибрации, разминания, так и инструментальные, когда в роли предмета выступают зубные щетки, соски, зонды и пр.

Запатентованный метод Новиковой Е. В., при котором для лечебного эффекта используются специальные авторские приспособления – зонды. Все зонды в наборе из 8 штук уникальны, имеют различную форму (шарик, топорик, усики) и свою область применения. Таким образом, зондовый массаж дает возможность оказывать влияние именно на пораженный участок, особенно полезен при .

Он улучшает артикуляцию, активизирует мышечную активность и подвижность языка, нормализует тонус мышц, благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние. Тем самым звуки становятся более четкими и понятными. Также он полностью безболезнен.

Как и любая из лечебных процедур, имеет противопоказания:

  • раны на участке, подвергаемом воздействию;
  • возраст ребенка до 6 месяцев;
  • заболевания крови;
  • тромбоз;
  • активная форма туберкулеза;
  • отек Квинке;
  • эпилепсия, судороги, припадки;
  • простуда, грипп.

Техника проведения проста. Он проводится курсами по 2-3 недели с промежутками в 1,5 месяца. Упражнения зависят от формы зонда. Так, вилочковым зондом покалывают язык, щеки, губы и небо. «Восьмеркой» растирают мышцы, не затрагивая язык. «Крестовиной» логопед нажимает на язык, провоцируя сокращение его мышц.

Массаж зубной щеткой

Кроме набора зондов, массаж при дизартрии у детей проводится и другими приборами, вплоть до обычных бытовых предметов. Таких, как зубная щетка. Важно, чтобы щетинки не повреждали слизистую рта, потому надо выбирать самую мягкую щетку.

Перед началом процедуры ребенку под язык кладут марлевую салфетку. В силу обильного слюнотечения, салфетки придется менять каждые несколько минут.

Для эффективного массажа язык должен быть расслаблен. При напряжении специалист массирует подчелюстную ямку. Движения щеткой не должны быть сильными и грубыми. Допустимы круговые движения, а также прерывистые, при чистке всей площади языка, хорошо применять при .

Логопед внимательно следит за реакцией ребенка. Обычно для него этот вид массажа приносит только положительные эмоции и волнения не вызывает, так как зубная щетка не провоцирует страх, но бывают исключения.

Этот вид логомассажа необходимо проводить обязательно в перчатках, теплыми руками, ногти должны быть коротко подстрижены. Также снимаются все украшения.

Процедура начинается с расслабления пациента легкими поглаживаниями, разработки мышц шеи медленными поворотами головы ребенка из стороны в сторону, после чего можно перейти на область лица.

Массаж лица начинаем поглаживаниями, руками движемся по направлению от бровей к линии роста волос, дугообразными движениями по лбу к вискам. В области глаз совершаем легкие движения от внутреннего угла глаза к наружному сверху и, наоборот, снизу глаза. Зону щек также сопровождаем дугообразными движениями по траектории от крыльев носа к скуловой кости и круговым движением по самой щеке. Массаж губ производят от центра губы к углам, а от них – в сторону уха. Уши массажируют поглаживающими движениями, подбородок растирают. Завершают массаж в области носогубного треугольника. Массаж показан при .

Если у пациента наблюдается асимметрия лица, то более интенсивные движения совершаются с пораженной стороны.

Каждое движение повторяют 2-5 раз, а в ходе работы массажист выполняет контакт с ребенком, может ему петь, читать стишки и рассказывать сказки. Можно включить спокойную инструментальную музыку.


Массаж языка пальцами

Логопедический массаж языка при лечении дизартрии способствует снятию гипертонуса мышц. Он очень важен, так как дети часто не могут удерживать язык вне ротовой полости. Проводится с использованием марлевой салфетки, лоскута ткани, также бывают специальные напальчники. Длительность процедуры составляет от 6 до 20 минут.

Непосредственно перед массажем проводят упражнения для расслабления мышц языка. Логопед обхватывает язык тремя пальцами (большой – сверху) и вращает его в одну и другую сторону, подтягивает на себя и отпускает.

Если массаж назначен для расслабления мышц, то движения должны быть более спокойными и медленными, если для усиления работы мышц – активными и интенсивными.

Начинают процедуру с постукивания пальцем области над верхней губой сначала справа налево, затем слева направо. Ту же манипуляцию проводят и с нижней губой. С помощью указательных пальцев сводят губы в трубочку, а потом растягивают обратно.

Затем средним пальцем нажимают на ямку под подбородком, а указательный заводят за щеку ребенка. Круговыми движениями массируют щеки, двигаясь вдоль них. Указательный палец с внутренней стороны щеки и большой с внешней двигаются одновременно, создавая давление. Постепенно переходят к языку, осуществляют поднятия и опускания его, проводят перетирающие движения подъязычной и щечной мышц, а затем губ. При напряжении мышц языка движения производят от корня языка к кончику, можно применять при .

Можно ли самостоятельно проводить сеансы дома

Логопедический массаж при дизартрии можно проводить также и в домашних условиях. Только перед этим необходимо проконсультироваться с логопедом-дефектологом, чтобы он дал разрешение на такую процедуру. Желательно также пройти специальные курсы по логомассажу.

Для проведения курса массажа не обязательно покупать набор зондов, достаточно изучить пальцевой массаж, а также массаж при помощи зубной щетки, чайных ложек. Если ребенку позволяет возраст и состояние здоровья, со временем можно обучить его приемам самомассажа.

Дизартрией (от греч. dys – расстройство, arthroo – произношу членораздельно) называют расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких-либо поражений мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».

Это заболевание у взрослых не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения слухового восприятия речи, письма и чтения. А вот детском возрасте дизартрия часто приводит к нарушению самого произношения слов и, соответственно, к нарушениям письма и чтения, а также к общему недоразвитию речи. Такие недостатки можно исправить посредством занятий с логопедом.

Причины

Дизартрия возникает в результате поражения речевого аппарата, причём "очаг поражения" локализован в определённом отделе центральной нервной системы.

1. У детей причиной этого нарушения речи может стать:

  • органическое поражение подкорковых структур (ранняя стадия церебрального паралича).
  • перенесённое в раннем детстве воспалительное заболевание головного мозга (менингит и энцефалит);
  • травма или кислородное голодание головного мозга в процессе родов;
  • токсикоз беременных.

2. Причины, характерные для взрослых:

  • новообразования головного мозга (злокачественные и доброкачественные);
  • интоксикации (алкогольная, наркотическая, лекарственная и др.);

Классификация логопедов

По степени выраженности поражения головного мозга и нервов, ответственных за речевой аппарат различают:

  • анартрия - полная утрата способности произносить членораздельные звуки;
  • выраженная дизартрия - устная речь возможна, но она нечленораздельная, малопонятная. Грубые нарушения звукопроизношения, дыхания, голоса и интонационной выразительности.
  • "стёртая" - все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме.

Стёртую дизартрию часто путают с дислалией. Разница в том, что при первом варианте можно наблюдать очаговую неврологическую микросимптоматику.

Классификация неврологов

По месту поражения двигательного аппарата речи в мозге выделяют

Согласно этой классификации существует 5 форм дизартрии:

  • бульбарная - проявляется при заболеваниях продолговатого мозга. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушено глотание любой пищи, жевание тоже затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно.
  • псевдобульбарная - наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма близка к бульбарной форме дизартрии, но возможности коррекции и положительного прогноза при терапии псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
  • экстрапирамидная (подкорковая) - диагностируется при поражении подкорковых узлов. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, её темп.
  • мозжечковая возникает вследствие поражения мозжечка; Эта форма характеризуется скандированной, растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью.
  • корковая проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов.

Симптомы

К речевой симптоматике относят нарушения:

  • звукопроизношения;
  • интонации;
  • фонематических функций;
  • чтения и письма;
  • лексико-грамматического построения предложений;

К неречевым симптомам дизартрии относят нарушения:

Диагностика

В постановке диагноза участвуют несколько специалистов:

  • логопед исследует особенности нарушения звукопроизношения, даёт характеристику другим сторонам речи, после чего отражает состояние пациента в специальной речевой карте.
  • практический психолог исследует общее интеллектуальное развитие, исключает психосоматику и влияние психотравм.
  • после этого врач-психоневролог, опираясь на мнение логопеда и практического психолога, ставит диагноз.

Коррекция, методы лечения

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие. Логопедическая коррекция обязательно производится в сочетании с ЛФК и медикаментозным лечением.

Комплексная методика лечения дизартрии состоит из:

  • лекарственных препаратов;
  • лечебной физкультуры, физиотерапии, иглотерапии;
  • закаливающего и поддерживающего лечения;
  • логопедической работы по развитию и исправлению речи;
  • лечения сопутствующих заболеваний.

Работа логопеда направлена на разработку органов артикуляции. Такое воздействие включает в себя:

  • работу над выразительностью речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • массаж языка.

Логопедический массаж языка при дизартрии

Значительную роль в лечении (в особенности это касается стёртой формы дизартрии) занимает массаж языка. Логопедический массаж языка оказывает благотворное воздействие на весь организм, а также вызывает позитивные изменения в системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе (в мышечной системе и нервной системе).

Основное воздействие логопедического массажа направлено на:

  1. нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  2. активизацию групп тех мышц периферического речевого аппарата, которые имеют недостаточную сократительную способность;
  3. стимуляцию проприоцептивных ощущений;
  4. подготовку условий к формированию произвольных и скоординированных движений языка и других органов артикуляции;
  5. уменьшение слюноотделения;
  6. укрепление глоточного рефлекса;
  7. афферентацию (передачу возбуждения от периферических нейронов к центральным нейронам) в речевые зоны коры головного мозга. Это стимулирует речевое развитие при задержке формирования речи.

Проведение массажа языка противопоказано при:

  1. инфекционных заболеваниях (например, при гриппе и ОРВИ);
  2. заболеваниях кожи;
  3. герпесе на губах;
  4. стоматите;
  5. конъюнктивите;
  6. людям с эписиндромом (судорогами) логопедический массаж языка следует назначать с большой осторожностью.

Профилактика и прогноз

Прогноз в терапии дизартрии чаще всего неопределённый. Чем раньше начата систематическая работа пациента с логопедом, тем более вероятен положительный результат. Наиболее благоприятный прогноз в лечении заболевания возможен в случае лечения основного заболевания, усилий самого пациента-дизартрика и поддержки таких усилий его окружением.

В случае стёртой дизартрии при подобном подходе к терапии можно рассчитывать на фактически полную нормализацию речи. Овладев необходимыми навыками правильной речи, человек в дальнейшем может успешно обучаться и работать, периодически получая необходимую ему логопедическую помощь в поликлиниках.

При тяжелой форме возможно только улучшить состояние речевой функции. Особое значение для социализации людей с дизартрией имеет совместная работа логопеда, психоневролога, практического психолога, невролога, массажиста и специалиста по ЛФК.

Профилактика дизартрии у детей с перинатальными поражениями головного мозга должна осуществляться с первого месяца жизни. Дальнейшая профилактика и у детей, и у взрослых, заключается в предупреждении травм головного мозга, нейроинфекций и токсических воздействий на нервную систему.

Видео по теме

В видео демонстрируется комплекс артикуляционной гимнастики, которую можно делать самостоятельно:

Ребенок только начинает свою жизнь, он готовится стать полноценным членом социума. Речь – это один из важнейших способов общения.

Ребенок с хорошо развитыми навыками речи сможет без труда взаимодействовать с другими людьми, добиваться высот и успешно строить свою дальнейшую жизнь.

Родители должны поспособствовать тому, чтобы их малыш как можно раньше начал осваивать невербальные коммуникации, практиковать обмен эмоциями, изучать обозначения предметов и явлений, вступать в диалог с близкими.

Невербальное общение очень важно в нежном возрасте, когда малыш еще не умеет говорить, но уже показывает окружающему миру свои эмоции. Например, зевающий ребенок – это признак усталости, а улыбка на устах крохи говорит о его хорошем настроении и желании общаться.

Родители, правильно реагирующие на такие невербальные знаки, показывают ребенку, как он важен для них, и тем самым провоцируют его на дальнейшее общение.

Описание вслух материальных предметов или природных явлений стимулирует развитие речевой функции у подросшего ребенка. Он учится воссоздавать логические цепочки, рассуждать, применять свой еще небольшой опыт на практике. Полноценный диалог с малышом также влияет на развитие речи, а благоприятная атмосфера способствует общению.

Что дает хорошо развитая речь:

  • развитие мыслительных процессов;
  • формирование функций центральной нервной системы;
  • быстрое чтение и грамотное письмо;
  • четкое восприятие информации;
  • повышается способность к обучению и дальнейшему развитию;
  • правильное изложение собственных мыслей.

В борьбе с задержкой речевого развития

Задержка речевого развития обычно диагностируется на третьем-четвертом году жизни. Причин отставания от речевой нормы может быть множество.

В зоне риска дети, получившие родовую травму, имеющие заболевания слухового аппарата, повышенное внутричерепное давление, а также недоразвитость лицевых мускул и определенные расстройства психики.

При задержке речевого развития дает очень хороший результат. Простые манипуляции мама может производить сама в домашней обстановке.

Для развития речи очень эффективен точечный массаж. Эту процедуру осуществляет специалист. Он точечно стимулирует язык, губы, мочки ушей, щечки и кисти рук ребенка.

Терапия также включает в себя массу игровых упражнений: песни, подражания звуковые, сказки, скороговорки, гимнастические элементы для мышц лица, занятия для мелкой моторики.

Заниматься с ребенком, отстающим в речевом развитии от сверстников, нужно каждый день

Если такого малыша «запустить», то проявляются очень серьезные последствия:

  • У ребенка отмечается задержка интеллектуального, эмоционального, психического развития.
  • С течением времени это отставание выражается все ярче.
  • После поступления в школу у ребенка возникают непреодолимые трудности с освоением материала. Нередко такого ученика переводят в коррекционный класс.

Зондовый массаж, как способ коррекции звуков

Наиболее распространенное нарушение речевого развития называется дизартрией. При этом у ребенка появляются большие сложности с артикуляцией, произношением звуков. При дизартрии логопеды назначают курс зондового массажа по нетрадиционному, но весьма действенному методу известного логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Для его проведения массажист использует восемь специальных приспособлений, которые также были разработаны автором методики. Называются они зондами.

Зонды применяются в четкой последовательности. Каждый из них воздействует только на ту зону, которая остро нуждается в коррекции. Массажист определяет сам силу нажатия и чередует ее на разных участках.

Болезненные ощущения при массаже по Новиковой исключены. Дети, страдающие гипертонусом мышц, могут почувствовать напряжение. Чтобы снизить дискомфорт, посадите ребенка в удобное кресло или уложите на кушетку.

Зондовый массаж корректирует нарушение речи, способствуя следующим улучшениям:

  • состояние голоса улучшается;
  • речевое дыхание приходит в норму;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • тонус мышц нормализуется;
  • звукопроизношение исправляется;
  • нервная система успокаивается.

Показания и противопоказания

Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания.

Показан курс детям, имеющим расстройства речевой функции. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы. Процедура назначается малышам, у которых стоит один из диагнозов:

  • Дислалия. Недуг характеризуется искажением произношения звуков. При этом ребенок имеет нормальный слух.
  • Дизартрия. Болезнь вызывает расстройство артикуляции, сбивает речевое дыхание, угнетает интонацию и окраску произношения. В итоге вместо членораздельных звуков получается невнятная «каша».
  • Задержка психического развития. Ребенок с ЗПР отстает в интеллектуальном и эмоциональном плане от детей своего возраста. Процесс отставания обратим при регулярных занятиях.
  • Задержка речевого развития. Замедленное освоение родного языка диагностируется в возрасте до 3 лет. Недуг характеризуется отсутствием фразовой речи к двум годам и связных предложений к трем.
  • Заикание.

Противопоказаниями являются:

  • фурункулы, гнойные ранки у массажиста или малыша;
  • грибковые заболевания;
  • синяки, ранки на массируемой зоне;
  • туберкулез в активной форме;
  • заболевания крови;
  • образование тромбов в сосудах;
  • отек Квинке;
  • крапивница;
  • злокачественны образования;
  • простудные заболевания, грипп или инфекции;
  • эпилепсия, судороги, тремор подбородка;
  • возраст до 6 месяцев.

Зондовый массаж по Новиковой

Массаж по Новиковой – несложная процедура, дающая хорошие результаты. Логопед продумала свою методику таким образом, чтобы каждым зондом задействовать пораженный участок языка, губ, щек и мягкого неба. Постепенно эти области реанимируются.

Предварительно специалист осматривает лицевую мускулатуру ребенка, определяет степень ее поражения. На основе этих данных массажист может сделать вывод о том, сколько сеансов понадобится для устранения дефекта.

Техника выполнения

Требования к специалисту : наличие опыта и практики.

Требования к зондам : оригинальность, только фирменные приспособления безопасны для ребенка.

Требования к родителям : не пропускать сеансы и заниматься дома.

Курс длится от двух до трех недель. Повторяют его через 40–45 дней. Каждое упражнение делают по 30–35 раз. В некоторых случаях вполне достаточно одного курса массажа для того, чтобы исправить речевые дефекты.

Ребенка перед массажем нужно подготовить к процедуре: дать подержать зонды в руках, рассмотреть их. К массажу ребенок обычно привыкает с первого же сеанса.

Зонд 1 – вилочковый

Заостренным концом зонда обкалывают язык, щеки, губы и мягкое небо. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Постепенно можно вводить покачивания.

Зонд устанавливают в точку и начинают покачивающие движения в разные стороны, затем вращают на одном месте по часовой стрелке в течение пяти секунд.

Зонд 2 – восьмерка

Приспособление работает на губах, щеках и языке. Мышцы растирают петелькой вверх и вниз. По мышцам языка зонд не перемещают, а нажимают на язык и покачивают.

Зонды 3,4 и 5 – большие, средние и малые саночки

Зонды отличаются размером, захватом массируемой зоны и силой надавливания. Этими приспособлениями стимулируют мышечные волокна языка, губ, щечек и мягкого неба.

Зонд 6 – топорик

Достаточно интенсивно работает с губами, языком, скулами. Используют элемент вдавливания мышц и скольжения по ним. Топорик восстанавливает нормальный тонус и подвижность мышц.

При гипотонусе сила нажатия больше, при гипертонусе – меньше. Давление длится не дольше пяти секунд.

Зонд 7 – крестовина

Основная область для массажа крестовиной – язык. Нажимая на него и отталкивая назад, специалист провоцирует сокращение мышц языка.

Зонд 8 – толкачик

Давление на язык этим зондом чередуется с расслаблением. Фаза нажима на язык длится пять секунд.

А теперь посмотрите видео с мастер классом зондового логопедического массажа языка для детей, а также артикуляционная гимнастика.

Заключение

Процедура логопедического массажа приносит несомненную пользу, но при условии соблюдения рекомендаций медиков. Зондовый массаж по Новиковой нельзя делать грудничкам младше полугодовалого возраста.

Логопедический массаж руками разрешен в любом возрасте, и при обнаружении проблем с речевой функцией приступить к сеансам ручного массажа нужно как можно раньше.



Рассказать друзьям