Спорт в жизни ребенка-инвалида. Спорт для людей с ограниченными возможностями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Москве работает свыше 100 тысяч кружков, спортивных секций, творческих студий, школ искусств. Занятия охватывают/включают широкий диапазон тем и рассчитаны на людей разных возрастов.

В подведомственных Департаменту культуры города Москвы и культурных центрах действует порядка 7 тысяч кружков и секций, рассчитанных на различные вкусы и интересы людей разных возрастов и функционирующих на бюджетной и платной основах.

2. Какое направление выбрать?

Школы искусств

Вы можете записать себя или своего ребенка в одну из Департамента культуры.

Кружки в школах или организациях дополнительного образования

Чтобы выбрать подходящий кружок, воспользуйтесь сервисом поиска Департамента образования и науки города Москвы. Кружки доступны для посещения в утреннее, дневное или вечернее время. Занятия могут проходить как в сложившемся творческом коллективе, так и во вновь создаваемом.

Экологические кружки и секции

Поучаствовать в различных кружках и секциях экологической направленности вы можете, придя в государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосприрода» , управляющее всеми московскими природными парками и заказниками.

Спортивные секции

Все городские спортивные секции действуют под эгидой окружных центров физкультуры и спорта. Чтобы узнать, какие секции есть в вашем округе, перейдите на сайт центра своего Сайты окружных центров физкультуры и спорта:

">административного округа.

Кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья

В Москве существуют специальные кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Один из важных центров по работе с детьми и взрослыми с ОВЗ - центр «Интеграция» , где функционирует более 20 профильных кружков и секций.

3. Как записаться в секцию, кружок или дом творчества?

Записать ребенка либо записаться самому в кружок, секцию или дом творчества можно двумя способами:

Футбольные поля

В Москве сотни стадионов и отдельных футбольных полей. Выбрать подходящий стадион можно на : при клике на площадку вы узнаете адрес, режим работы стадиона, есть ли рядом с полем раздевалка, медпункт или кафе.

Спорт для людей с ОВЗ

Каждый год в столице проходит более 450 спортивных событий, в которых участвуют маломобильные граждане: межокружная спартакиада «Мир равных возможностей», параспартакиада, фестиваль спорта «Воробьевы горы».

Для маломобильных спортсменов приспосабливают существующие спортивные объекты, а новые строят с учетом их потребностей. Город закупает спецтранспорт, оборудование, тренажеры.

При городских спортшколах также работают отделения инваспорта, где спортсменов готовят к участию в Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх. График работы спортивных секций можно уточнить в города Москвы и в окружных центрах физкультуры и спорта. Все услуги предоставляются бесплатно.

6. Какие спортивные мероприятия можно посетить, а в каких - поучаствовать?

Ежегодно в Москве проходят десятки профессиональных чемпионатов международного уровня. На этих спортивных мероприятиях можно побывать в качестве зрителей.

Есть масштабные спортивные мероприятия, в которых могут участвовать простые граждане и спортсмены разных уровней подготовки. Самое популярное событие - День московского спорта в «Лужниках», собирающий больше сотни тысяч участников. В один день здесь проходят чемпионаты Москвы по футболу, BMX и маунтинбайку, фристайлу, турнир по уличному футболу и прочее.

В разное время дня и года в столице проводят велопарады . Принять участие можно на любом велосипеде и с любым уровнем подготовки. С лета по осень в городе проходят этапы Московского марафона , а главным зимним соревнованием каждый год становится массовая лыжная гонка «Лыжня России». Эти мероприятия доступны также для маломобильных граждан.

Муниципальная автономная общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

пгт Серышево имени Сергея Бондарева

«Физическая культура и спорт для детей с ограниченными возможностями Серышевского района»

Журавлева Виктория Владимировна,

учитель химии и биологии

МАОУ МОШ №1

пгт Серышево

имени Сергея Бондарева

Введение………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………..4

1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом………………………….….………………………………………...4

1.2. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов……..…………6

1.3. Физические возможности детей-инвалидов. Вовлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в Серышевском районе …………………………………………………….8

1.4. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов. Паралимпийское движение………………………………………………………...…………..10

Заключение………………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………...………12

Приложение …………………………………………………….……..12-18

Введение

Эпиграф к работе " Одним из показателей

цивилизованного общества является его

отношение к инвалидам", профессор П.А. Виноградов.

Дети-инвалиды – одна из самых уязвимых социальных групп. Теоретически, люди с ограниченными возможностями получают всестороннюю поддержку государства, и во многих случаях находятся целиком под его опекой. В реальной жизни они оказываются абсолютно беспомощными, отвергаемые чиновниками и обществом. И помощь детям инвалидам жизненно необходима.

Количество детей-инвалидов с каждым годом растет. За несколько последних десятилетий их число выросло в 13 раз. Еще в 1980 году их было зарегистрировано около 50тыс., в 1990 году – уже 155 тыс., а к 2005 году это число возросло до 593тысяч. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

Зачем далеко ходить, такие дети есть и у нас в Серышевском районе. Обратите внимание, что количество таких детей общее практически не меняется. (Приложение №1, данные предоставлены специалистом социальной защиты Макаровой Ириной Ивановной)

Среди заболеваний, которые характерны для детей- инвалидов нашего района:

1 место – психические заболевания (олигофрения, умственная отсталость);

2 место – заболевания нервной системы (ДЦП, эпилепсия);

3 место – рожденные пороки развития (ВПС (врожденные пороки сердца, аномалии развития внутренних органов, аномалии лицевой части черепа- расщелина верхнего неба);

4 место – заболевания обмена веществ (сахарный диабет, галактодемия, ожирение, фенилкетонурия);

5 место – все остальные (заболевания глаз, заболевания опорно – двигательного аппарата, онкологические заболевания).

Если соотнести в процентном соотношении мальчиков и девочек – инвалидов: мальчиков 59% и девочек 41%.

Данные предоставлены заведующей детской консультацией Подтынной Оксаной Александровной и службой социальной защиты.

Мне стало интересно, ведется ли у нас в районе работа по формированию здорового образа жизни у детей ограниченными возможностями.

Цель исследования : изучение физических возможностей детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом в Серышевском районе.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме, интернет – источники о физических возможностях детей инвалидов;

2. Изучить понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья» и провести сравнительный анализ понятий «инвалид» и «человек с ограниченными физическими возможностями».

3. Выяснить особенности детей – инвалидов и как они адаптированы в нашем Серышевском районе.

Методы исследования:

1. Анализ научной, методической и медицинской литературы по проблеме исследования и интернет-источников.

2. Изучение статистики Серышевского района о детях-инвалидах и анализ, полученных данных.

Основная часть

Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом

Как много людей, которые не знают, чем отличаются понятие «инвалид», «инвалидность» и «человек с ограниченными возможностями». Первое с чего надо начать, так это развести все эти понятия.

Мне понадобилось обратиться к Википедиии, в которой даны следующие определения:

Инвали́дность (лат. invalidus - букв. «несильный», in - «не» + validus - «силач») - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвали́д - человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано следующее определение:

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Мне стало интересно, а как ученики нашей школы относятся к инвалидам и знают о них что-либо. Было проведено анкетирование в 5-х, 9-х, 11 классе и им были предложено ответить на вопросы.

Вопросы анкетирования

Результаты анкетирования

1 вопрос: «Как ты понимаешь словосочетание дети-инвалиды? Кто это?»

2 вопрос: «Ты знаешь детей-инвалидов»

3 вопрос: «Какие чувства ты испытываешь по отношению к детям-инвалидам?»

4 вопрос: «Как, по-твоему, где живут дети-инвалиды»

5 вопрос: «Как ты думаешь, где должны жить дети-инвалиды?»

6 вопрос: «Как ты думаешь, хорошо ли о них заботятся?»

7 вопрос: «Как ты думаешь, дети-инвалиды должны учиться? Если «да», то где?»

8 вопрос: «Как ты думаешь, о чем мечтают такие дети?»

9 вопрос: «Ты хотел бы дружить с ребенком-инвалидом? Почему?»

1 воп рос - люди с ограниченными возможностями, ответила большая часть обучающихся;

2 вопрос – да 64, нет 75

3 вопрос - сочувствие, жалость – 47, желаю помочь – 78

4 воп рос - в больницах -66, в домах 83

5 вопрос – дома -90, в больнице - 39

6 вопрос да – 49, хорошо – 17, очень хорошо - 41

7 вопрос – да – 89, в спецшколе – 73, в школе - 15

8 вопрос - вылечиться – 88, не быть инвалидом – 71, чтобы их любили – 21, быть как все- 37

9 вопрос - да – 76, нет 12, нет ответа – 23

Вывод: в тестировании принимало 133 обучающегося, которые ответили на 9 вопросов. Мы видим, что наши обучающиеся знают проблемы инвалидов, но они еще не готовы общаться с такими детьми, т.к. нет четкого представления о таких детях, о их проблемах и причинах появления таких людей в обществе. Сколько бы мы ни говорили о толерантности нашего общества, все это остается только словами, т.к. наши дети не общаются с такими детьми и не представляют их обучения в общеобразовательной школе.

1.2. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов

Понятие "дети с ограниченными возможностями" позволяет рассматривать данную категорию лиц, как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Никто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности, что ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы физическая форма была на высоком уровне, в течение всей жизни, необходимы систематические занятия. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для ребенка-инвалида.

Физическая культура решает следующие задачи:

Общие: укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование двигательных способностей, улучшение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды, формирование устойчивого желания и осознанного отношения к выполнению физических упражнений.

Коррекционные : нормализация двигательной деятельности заключается в восстановлении мышечной силы, предупреждение развития атрофии мышц, профилактике и лечении пластичности мышц, контрактур и деформации костно-суставного аппарата, выработке способности самостоятельного передвижения и навыков быстрого обслуживания.

Специальные : создание стройной системы оптимальных объемов и режимов двигательной активности, способствующих развитию компенсаторных механизмов в организме инвалидов, восстановлению способности к манипулятивным действиям.

Основными формами физического воспитания инвалидов являются:

1. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм и коррекционные упражнения с использованием методических материалов).

2. Групповые занятия (уроки) физической культуры.

3. Занятия в спортивных секциях по видам спорта.

4. Инвалидный спорт (организация и проведение спортивных соревнований по доступным видам спорта среди инвалидов).

Основные направления в этой работе :

    создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

    открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

    разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

    подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

    разработка и издание специализированных методик и программ.

Особую роль в реабилитационных воздействиях на детей-инвалидов оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с индивидуальным бережным подходом к каждому ребенку. Для этого необходим особый талант и чуткое сердце, помноженные на опыт и знания.

Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации. К сожалению, содержание физического воспитания в массовых общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах для детей оставляет желать лучшего в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. Чаще всего занятия проходят чисто формально, нагрузки на них далеко не соответствуют потребностям развивающегося молодого организма. Причины этого - отсутствие квалифицированных педагогов в сфере адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в данной области медицинских сведений о патологии занимающихся, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья детей с ограниченными возможностями. Статистика говорит о низком уровне физической подготовленности выпускников массовых школ, а среди выпускников спецшкол-интернатов этот процент еще ниже, что недопустимо, так как в решении многочисленных проблем детей-инвалидов процесс повышения их двигательной активности и уровня физической подготовленности посредством систематической целенаправленной коррекционной работы - одно из ведущих условий подготовки детей к жизни и трудовой деятельности, процессам их реабилитации и интеграции в современное цивилизационное общество.

1.3. Физические возможности детей-инвалидов. В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в Серышевском районе

Последние годы отношение к людям с инвалидностью со стороны государства и общества имеет явную тенденцию к улучшению.
На международной спортивной арене мы вышли на передовые позиции как на Паралимпийских, так и Сурдлимпийских играх – благодаря передовым и прогрессивным регионам и, прежде всего, энтузиастам адаптивного спорта в них, людям не равнодушным, с добрым сердцем. Но, к сожалению, дело вглубь не пошло. Разрыв между спортивными достижениями на международном уровне и массовостью спорта инвалидов, а также между темпами ее прироста и требованиями Стратегии-2020 по развитию массовости спорта инвалидов углубляется.Число инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом за последние 4 года хотя и возросло на 56 тысяч человек и достигло 267 тысяч, но темп прироста составил в среднем всего 14 тыс. чел в год.

В числе спортивных районных мероприятий проводимых для данной категории граждан нашего Серышевского района и с их участием: турниры по шахматам, шашкам, дартсу. В данной категории хотелось бы отметить следующих спортсменов – любителей: Захарова Л.П., Богуш Л.А., Сосновская М.С., Воронкин Н.Е., Кирее С.П., Золотов А.Н. Ежегодно команда Серышевского района принимает участие в областной Спартакиаде инвалидов Амурской области. В сентябре 2014 район представляли 4 участника.

Многие взрослые инвалиды посещают кружки и объединения по интересам, занимаются вокально-хоровым творчеством, декоративно-прикладным искусством. В районе действует 129 клубных формирований, в которых 37 участников – жители из числа инвалидов.

Особенно неблагоприятное положение с охватом занятиями спортом детей- инвалидов. Из каждых 100 спортивных школ страны в 93-х нет ни отделений, ни групп для детей - инвалидов. На 230 детей, занимающихся спортом в спортивных школах, приходится только один спортсмен – инвалид (по соотношению числа детей-инвалидов к числу всех детей в стране их должно быть минимум в 20 раз больше).

Сегодня у нас в стране по статистике около 1 % детей-инвалидов с детства. Причинами инвалидности является следующие: инвалидность в следствие врожденных травм, в результате полученных аварий и травм, перинатальная патология, в следствие перенесенных болезней, врожденная.

Хотя, если проследить статистику детей- инвалидов по школам (приложение №3). То в наших школах района обучается 3267 обучающихся, из которых 96 детей инвалидов (с умственной отсталостью – 12 человек, слабовидящие – 1, опорно - двигательная система -5 и это не считая детей с задержкой психического развития (7вид) их у нас по школам 40 человек и 8 вид – 24 обучающегося. На дому обучаются дети с умственной отсталостью 10 человек и 4 человека с заболеванием опорно –двигательной системой). При этом все школы оснащены пандусами, настенными поручнями, в нашей школе есть информационный киоск, бегущая строка, модульное покрытие. (Данные предоставлены специалистом РОО Подолянкой Галиной.Валентиновной.)

Вывод: мы видим, что в наших школах обучаются дети инвалиды. Такое количество детей –инвалидов обучаются в школах Серышевского района, которые не вовлекаются в культурно-массовые мероприятия, не участвуют в спортивных мероприятиях района. Хотя ежегодно у нас проводят шахматные и шашечные турниры, настольный теннис, «Лыжня России», «Кросс – нации», где нужно только учитывать характер заболевания данной группы детей. Если взять нашу школу, в которой 6 детей – инвалидов, только одна Тимощенко Екатерина, ученица 8 класса, принимает активное участие в конкурсах и олимпиадах: 4 класса – 2 место по олимпиаде по английскому языку, дистанционной, районная научно- исследовательская конференция школьников «Парад наук», 2012 год, 1 место, «Запоминание английских слов»; районный конкурс 2014 год среди инвалидов 1 место «Мир моих увлечений».

Если говорить о взрослых инвалидах, то для них на основании заключенного договора МБУК Серышевского района «Социально-культурный центр» с ГБУК «Амурский областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих» в межпоселенческой районной библиотеке открыт пункт выдачи специализированной литературы для незрячих и слабовидящих пользователей (книги с крупным шрифтом и диски для прослушивания). В 2014 году 4 читателям выдано 13 книг.

С целью устранения информационного барьера, организовано предоставление услуги по библиотечному обслуживанию в альтернативной форме – с выездом на дом, в учреждения социального обслуживания. 79 человек из числа инвалидов, тяжелобольных обслуживается библиотекарями на дому. Специалисты осуществили 168 выездов с выдачей 457 экземпляров книг.

Для раскрытия творческих способностей, жители категории с ограниченными возможностями здоровья приглашаются для участия в районных и областных выставках народного творчества «Аллея мастеров», «В сердце моём - Приамурье родное». В учреждениях культуры района для них были проведены акции «Радуга здоровья», «Твори, добро!», информационные кампании по вопросам прав и гарантий граждан, были организованы в поздравления на дому участниками «Новогоднего поезда». (Данные предоставлены специалистом Администрации «Комитета по молодежной политике и спорту» Малышевой Юлией Александровной)

Активизация работы с детьми инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение. Если говорить о нашем районе, то для детей инвалидов у нас в районе ничего не проводится.

      Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов.

Паралимпийское движение.

В России начало преобразованию окружающего мира инвалидов с учетом их потребностей положено 2 октября 1992 года Указом Президента «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» . В Конституции РФ эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (ст.15), участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей -инвалидов (ст.18), государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физической культурой и спортом, производящих спортивные технические средства для инвалидов (ст.26), предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений (ст. 31).

Физкультура и спорт должны стать толчком, который может помочь восстановлению или установлению контакта инвалидов с окружающим миром, тем самым облегчая и ускоряя их возвращение в общество, признание в качестве равноправных граждан. Действительно, существуют такие виды спорта, в которых инвалиды могут принять участие, сидя в креслах-колясках: стрельба из лука, настольный теннис, баскетбол, некоторые виды легкой атлетики (гонки на колясках на определенную дистанцию, толкание ядра, метание диска и др.); вне коляски- волейбол (сидя), плавание, тяжелая атлетика и др. Для ампутантов, помимо перечисленных видов спорта, - прыжки в высоту и длину (легкая атлетика), волейбол (стоя), лыжные гонки, слалом и слалом-гигант, футбол. Приложение № 4

В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов с ограниченными возможностями на занятиях физической культурой и спортом.

В настоящее время работают с инвалидами три международные спортивные организации:

    Международная спортивная организация для лиц с физическими недостатками (ISOD) объединяет инвалидов после ампутации конечностей и отнесенных к категории «Прочие».

    Международная спортивная организация для лиц с травмами позвоночника и спинного мозга (ISMWSF).

    Международная спортивная организация для спортсменов с нарушением мозговой двигательной деятельности (СР-ICRA).

Паралимпи́йские и́гры (параолимпи́йские игры) - международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями (кроме инвалидов по слуху.) Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1988 - на тех же спортивных объектах; в 2001 эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Летние Паралимпийские игры проводятся с 1960, а зимние Паралимпийские игры - с 1976. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской.

Приоритетным для Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.

Первые Паралимпийские летние игры состоялись в 1960 году в Риме, а зимние игры прошли в 1976 году в шведском городе Орнсколддсвик. Но только в 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних паралимпийских играх. Информация об участии российских спортсменов в Паралимпийских играх представлена в Приложении №5

Заключение.

Изучив тему «Физическая культура и спорт для детей с ограниченными возможностями здоровья» я обратила внимание, что у нас в Серышевском районе для детей-инвалидов, проживающих на территории района, только работники культуры организуют ежегодные новогодние встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, а больше ни какие мероприятия для них не проводятся. Из тех детей инвалидов, которые рождаются в нашем районе только 33 человека имеют умственные отклонения, а остальные дети, 70 человек, такие же как и мы, но только со своими недостатками. Ведь они хотят быть в нашем обществе, общаться с нами и реализовывать свои мечты. Я бы хотела, чтобы эти дети посещали школу, дополнительные занятия по физической культуре и спорту и в дальнейшем увидеть их на Паралимпийский играх. Ведь спорт для детей-инвалидов имеет огромную значимость в их жизни, а именно то, что физическая культура и спорт должны стать толчком, который может помочь восстановлению или установлению контакта инвалидов с окружающим миром, тем самым облегчая и ускоряя их возвращение в общество, признание в качестве равноправных граждан.

Список литературы:

    Башкирова М. М. Физическое активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. 1999. № 1-2.

    Васильева Т. В жизни всегда есть место спорту. // Социальное обеспечение. 1997. № 7.

    Вернер Д. Реабилитация инвалидов. М., 1995.

    Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М., 1996.

    Википедия, wikipedia.org/wiki

    http://sochi.snowrock.ru/para

    http://www.olympic-champions.ru/paralympic/sochi-2014/medalists/

    http://www.rezeptsport.ru/paralympic

    Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Приложения:

Приложение №1 Количество детей –инвалидов по администрациям Серышевского района

Администрации

Аргинская

Большесазанская

Водораздельненская

Казанская

Лиманновская

Лебяжьевская

Лермонтовская

Новосергеевская

Озерненская

Полянская

Сосновская

Украинская

Фроловская

Широкологская

Серышево 1

Серышево 5

Приложение №2 Результаты анкетирования обучающихся МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

№ вопрос

5 класс (66 человек)

9 класс (44 человека)

11 класс (23 человека)

Больные и беззащитные

Дети с ограниченными возможностями

Люди с ограниченными возможностями;

Они неполноценные;

Дети, которые болеют

Дети, которые имеют тяжелые заболевания, больной человек, недееспособны, ограниченные возможностями,

С недостатком физическим, больны и нуждаются в помощи

Сочувствие, жалость – 36

Желаю помочь – 38

Сочувствие, жалость- 32

Желаю помочь – 24

Желание помочь-16

Сочувствие, жалость- 15

Сострадание – 9

В больницах, приютах- 33

В обычных домах – 35

В пансионатах- 30

В обычных домах- 29

В больнице – 23

В интернате- 14

В обычных домах- 19

В больнице- 10

В интернате -10

В больнице-15

В больнице- 13

В центрах- 10

В центрах – 11

В больнице- 1

Очень хорошо- 32

Хорошо- 11

Очень хорошо- 9

Да- 40, в спецшколе- 30, дома – 19

Нет 6, Нет ответа - 1

Да- 32, в спецшколе- 27

Наверно- 2, в школе- 11

Да – 17, в спецшколе – 16, дома и в школе по 4

Наверно- 4

Вылечиться- 46

Не быть инвалидом- 29

Быть как все- 14

Не быть инвалидом – 28

Вылечиться – 27

О том, чтобы их любили- 14,

быть как все - 16

Вылечиться – 15, не быть инвалидом- 14, быть как все – 7, о том, чтобы их любили - 7

Нет ответа - 18

Нет ответа - 5

Приложение №3 Количество детей –инвалидов по школам Серышевского района за 2013 – 2014 учебный год

Наименование образовательной организации

В обычных классах

Обучение на дому

Умственная отсталость

Слабовидящие

Опорно-двигательная

Умственная отсталостьь

Опорно-двигательная

Дети-инвалиды

МОАУ СОШ с.Б.-Сазанка

МОАУ СОШ с.Казанка

МОАУ СОШ с.Лебяжье

МОАУ СОШ с.Лермонтово

МОАУ СОШ с.Новосергеевка

Филиал ООШ с.Белогорка

Филиал ООШ

МАОУ СОШ с.Озерное

Филиал ООШ

МОАУ СОШ с.Поляна

МАОУ СОШ №1

Филиал ООШ

с.Украинка

Филиал ООШ

с.Белоногово

МАОУ СОШ №2

МОАУ СОШ с.Сосновка

Филиал ООШ

с.Водораздельное

МОАУ СОШ с.Томское

Филиал ООШ

с.Фроловка

Приложение № 4

Паралимпийские виды спорта

Летние виды спорта

    Академическая гребля;

    Баскетбол на колясках; (она же считается самой распространённой игрой для инвалидов)

  • Велосипедный спорт;

  • Гребля на байдарках (эта игра для инвалидов будет включeна в программу игр с 2016 года);

  • Лёгкая атлетика;

    Настольный теннис;

    Паратриатлон;

    Парусный спорт;

    Плавание;

    Пулевая стрельба;

    Регби на колясках;

    Сидячий волейбол;

    Стрельба из лука;

    Теннис на колясках;

    Тяжёлая атлетика;

    Фехтование на колясках;

    Футбол 5х5;

    Футбол 7х7.

Зимние виды спорта

    Горные лыжи (включает слалом, гигантский слалом, суперкомбинацию, скоростной спуск, пара-сноуборд);

    Кёрлинг на колясках;

    Лыжные гонки;

  • Следж-хоккей.

Приложение № 5

На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России, 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.

Выступление сборных команд России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г. Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место. Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет.

На зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей.

Паралимпийские игры 2004 года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых участвовали россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения по 10 видам спорта: легкая атлетика - 23 чел., плавание - 17 чел., футбол - 14 чел., дзюдо - 13 чел., волейбол (мужчины) - 14 чел., пулевая стрельба - 8 чел., пауэрлифтинг - 11 чел., настольный теннис - 6 чел., конный спорт - 6 чел., теннис – 1 чел.

В последнее время паралимпийский спорт стал очень популярен. Паралимпийцы из России делают достаточно высокие достижения, например в летних паралимпийских играх 2012 года в Лондоне русские спортсмены завоевали 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых медалей.

Также, в этом же году в Южной Корее в городе Пьёнчхан с 29 января по 5 февраля прошли Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады. Российские спортсмены наибольших успехов добились в шорт-треке (Алексей Семенчиков – три золотые и одна серебряная медали; Екатерина Зубова – золотая, две серебряные и бронзовая медали; Аннели Нийт – золотая, серебряная и бронзовая медали), горнолыжном спорте (Надежда Ерохина и Екатерина Сазонова – по три золотые медали), снегоступинге (Инна Иванникова – две золотые и серебряная медали, Вероника Балабонкина – две золотые и серебряная медали), сноуборде (Елена Сагалаева – две золотые медали; Равиль Хасанов – две золотые медали) и лыжных гонках (Станислав Черенков – золотая, серебряная и бронзовая медали; Алёна Колесник – золотая и серебряная медали).

Все эти достижения показывают, что человеческие возможности безграничны. Необходимо вовлекать подрастающее поколение с ограниченными возможностями здоровья в спорт, занятия физической культурой, паралимпийский спорт.

Известно, что в 2014 году в Сочи прошли олимпийские, а следом и паралимпийские игры.

Соревнования Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года прошли по пяти зимним видам спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках. В активе российской команды 80 медалей: 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых. На Играх в Сочи сборная России установила рекорд по количеству завоеванных медалей на зимних Паралимпийских играх. Ранее рекорд принадлежал австрийцам, которые в 1984 году завоевали 70 медалей на домашних Играх (среди них - 34 золотые). Главным героем Паралимпиады стал россиянин Роман Петушков, шесть раз поднимавшийся на высшую ступень пьедестала почета (в соревнованиях спортсменов в категории "сидя"). Три золотые медали 36-летний москвич выиграл в биатлонных гонках (на дистанциях 7,5, 12,5 и 15 километров) и три - на лыжной трассе (в стартах на 1 и 15 км, а также в открытой эстафете 4х2,5 км). Лишь однажды спортсмен не попал в призеры состязаний, заняв в заключительной лыжной гонке турнира (на 10 км) четвертое место. Лыжница и биатлонистка Лысова шесть раз выходила на сочинские трассы и неизменно занимала места на подиуме (категория - спортсмены с нарушением зрения). Представительница Нижнего Тагила трижды финишировала первой и трижды занимала второе место. Российские горнолыжники собрали богатые коллекции медалей на сочинских склонах. Больше всего наград выиграли Александра Францева из Петропавловска-Камчатского и красноярец Алексей Бугаев (по два золота, два серебра и одной бронзе). Инга Медведева (Петропавловск-Камчатский) завоевала две серебряные награды, а Александр Алябьев (Московская область) - одну бронзовую. Сборная России впервые выступала в паралимпийском турнире по следж-хоккею и с ходу выиграла серебряные награды.

Непредвиденные ситуации случаются с каждым, и несчастный случай может произойти где угодно. Именно поэтому проблема инвалидности сейчас стоит очень остро. Эти слова подтверждает официальная статистика Всемирной организации здравоохранения: на каждые 100 человек – 10 имеют инвалидность. К сожалению, эта ситуация не двигается в сторону положительных изменений. Для человека, оказавшегося в такой тяжелой жизненной ситуации, крайне важно адаптироваться к новым реалиям, хоть это и трудно, поскольку он становится практически маргиналом и находится на стыке двух образов жизни. Новый социальный статус заставляет человека сильно меняться, поскольку зачастую инвалидность приобретают уже в зрелом возрасте, когда есть какие-то привычки, от которых приходится избавляться, заменяя их на более подходящие новообразованному социальному положению.

Адаптация требует от человека колоссальных усилий, однако и общество тут играет не меньшую роль — как в организации жизни человека с ограниченными возможностями в общем, так и в области спорта. Последнее — важный социальный институт, который помогает развить новые навыки для повышения качества жизни и удовлетворить общественные потребности в общении и самореализации.

Для всего этого стали подстраивать физическую культуру и начали появляться адаптивные виды спорта. На данный момент, спорт для людей с инвалидностью широко развит и, подобно обычному, он имеет классификации, направления, федерации, как локальные, так и глобальные, чемпионаты, имеющие и международный статус, а также свои олимпиады, называемые Паралимпийские игры.

Направления определяются по виду инвалидности:

Люди с врожденными или приобретенными ампутациями конечностей и повреждениями спинного мозга;
Люди с церебральным параличом;
Лица с частичной и полной потерей зрения;
Люди с особенностью ментального развития;

Также есть несколько разновидностей соревнований адаптивного спорта:

Паралимпийское движение.
Специальное олимпийское движение.

Но наибольшую популярность сейчас приобрели именно Паралимпийские игры. Это объясняется тем, что используется традиционная модель соревнований, которая понятна большинству жителей любой страны. Также, благодаря этому, можно использовать основную теоретическую базу подготовки спортсменов, всего лишь видоизменяя ее, учитывая особенности здоровья. Известность самих видов спорта у широкой общественности и наибольший охват разновидностей патологий тоже способствовали широкому распространению паралимпийского движения по всему миру.

Наши спортсмены успешно выступают на Паралимпийских играх. Яркое доказательство этого — Сочи 2014. Еще одним плюсом проведения таких игр является создание полностью безбарьерной инфраструктуры целого города. Очень радостно, что в нашей стране сейчас начинает меняться отношение к людям, имеющим инвалидность. Для всех они теперь являются полноценными членами общества, которые имеют такие же права и возможности на самореализацию.

Спорт для людей с ограниченными возможностями является даже больше, чем просто возможностью укрепления своего тела. Это прекрасный шанс доказать всем, но в первую очередь самому себе, что какие бы не были проблемы в жизни, даже в самой трудной ситуации можно добиться многого и выйти победителем. Так что занимайтесь спортом, несмотря ни на что!


Спортивные комплексы, стадионы и любые другие объекты общественного значения должны быть доступны для посещения всем желающим. Категории спортивных учреждений включены в программу Доступная Среда - и это обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Это означает, что руководству таких учреждений необходимо устранить все барьеры и обеспечить доступ людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, а также людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложных нюансов. Инструкции и нормативы, которые могли бы помочь в решении этой задачи, программой Доступная Среда не предусмотрены. В условиях, когда руководства «к действию» нет, а здание имеет свои технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации – руководству учреждения приходится разрабатывать план мероприятий самостоятельно. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, при разработке списка оборудования для адаптации важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. Во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

Примерный список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для спортивных учреждений по программе Доступная Среда, включает:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации общественного спортивного объекта, на приведенный список оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация спортивных объектов: на что обратить внимание?

Комплексные меры по адаптации объектов – это не только устранение барьеров и препятствий. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • территории для зрителей . Люди с инвалидностью по зрению могут передвигать по территории с собакой-поводырем. Для нее должна быть оборудована специальная зона выгула собак.
  • трибуны . Помимо звуковой трансляции информации для зрителей также должны быть размещены дисплеи с текстовыми сообщениями;
  • для ориентации лиц с полной потерей зрения и слабовидящих . Тактильные полосы помогут людям легче ориентироваться и увереннее себя чувствовать. В дополнение к тактильным системам обязательно должны быть установлены прочные поручни;
  • бассейны и ванны . Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в мелкой части ванны бассейна следует установить пологую лестницу. Для инвалидов-колясочников требуется специальный подъемник для бассейнов. Края ванны бассейна по всему периметру должны быть выделены контрастной полосой;
  • залы для занятий слепых . Поручни, крепежные детали оборудования, регуляторов, электрических выключателей и прочие элементы должны заглубляться или устанавливаться заподлицо с поверхностью стен;
  • проходы . Дверные проемы должны быть не менее 1,2м по ширине для свободного доступа спортсменов на креслах-колясках.

Существует ли спорт для детей инвалидов? Какими именно видами спорта может заниматься ребёнок с ограниченными возможностями? Какие виды спорта для инвалидов выбрать? Ответы в статье.

Спорт – это жизнь. Абсолютно любой человек может найти для себя тот вид спорта, который ему подойдёт и придётся по душе. Касается это и детей, в том числе и с ограниченными возможностями. Да-да, именно так. Дети-инвалиды могут и даже должны заниматься спортом, так как это позволяет сохранять позитивный настрой, бодрость тела и духа, выносливость, а также дисциплину, которая важна при ограничениях здоровья.

Кроме того, занимаясь спортом, такие особые дети имеют возможность общаться с такими же, как и они, поддерживать друг друга, что крайне важно. Помимо всего прочего, достигая определённых успехов в том или ином виде спорта, ребёнок с ограниченными возможностями получает уникальный шанс доказать себе и окружающим, что даже такие люди могут проявлять себя и достигать высот, в отличие от многих полноценных людей. Таким образом, спорт также помогает стать уверенным в себе и сильным. Именно поэтому спорт для детей инвалидов очень полезен и важен.

Что касается того, каким именно спортом сможет заниматься ребёнок с ограниченными возможностями, то вариантов и альтернатив существует великое множество.

На данном этапе, к счастью, инвалидов не воспринимают, как обузу, поэтому процветают все сферы их жизни, в том числе и спортивная. Поэтому на данный момент очень многие виды спорта адаптированы для инвалидов. Например, к ним относятся очень многие командные виды спорта: баскетбол, волейбол, регби и даже водное поло. На инвалидных колясках, например, также можно даже танцевать, фехтовать. Но выбор того или иного вида спорта зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем имеют место быть у ребёнка.

Если это ограничения по зрению, то открыта дорога в борьбу, тяжёлую и лёгкую атлетику и так далее, но, конечно, правила имеют свои особенности. Также многие занимаются армреслингом.

В общем, как Вы уже успели понять, выбор огромен. И если ребёнок-инвалид показывает определённые результаты и имеет достижения, то это прямая дорога в Паралимпийские игры. Таким образом, существуют самые различные виды спорта для инвалидов, важно найти то, что под силу, по душе и будет доставлять удовольствие.



Рассказать друзьям