Классные часы экологической направленности. Классный час на тему "экология"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Экологический час

Тема: "Я хочу дружить с природой"

(4 «А» класс, учитель: Прокофьева Е.В.)

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, фонограммы (по сценарию).

І. (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, ученик читает стихотворение ).

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(С. Смирнов)

Учитель: - Часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.

Посмотрите слайды картин художников пейзажистов.

(Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года” )

Учитель: - Почему же мы зачастую равнодушно скользим взглядом по пейзажу, изображённому знаменитым художником, стараемся, не читая, перелистать страницы с описанием природы в книге известного писателя, обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, ночного озера, освещённого луной? Обычно нам “некогда”. Часто мы и не знаем, какую радость может принести общение с природой.

Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

(Звучит ритмическая музыка. Выходит группа ребят, ведёт непринуждённый диалог )

  1. Эй, вы там, как живёте?
  2. Хорошо живём.
  3. Школьные проблемы решаете?
  4. Решаем.
  1. А что, много проблем?
  2. Хватает.
  3. Как вам дышится?
  4. Отлично.
  1. Как вам плавается?
  2. Прекрасно.
  3. А как гуляется на природе?
  4. А где природа?

Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей среды.

Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире “Там-там новости”.

(Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных. )

Мальчик: - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

Девочка: - “Покорять природу и не ждать от неё милости”– это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Мальчик: - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети ХХІ века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

Девочка: - Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. При анализе воды некоторых рек обнаружено наличие ртути.

Мальчик: - А сколько бродячих собак и кошек в нашем городе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручаем”.

Девочка: - У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Учитель: - Давайте вспомним растения, которые занесены в Красную книгу (Облепиха, мать-и-мачеха, пижма, бадан.)

(Дети показывают рисунки этих растений .)

Учитель: - Сегодня мы проводим экологический турнир между командами “Родничок” и “Капелька”. Каждой команде досталось вот такое облетевшее “деревце”. За каждый правильный ответ на нём будут “распускаться листочки”.

Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Предлагаю I тур, который мы посвятим цветам.

I ТУР

Викторина “Ромашка”

На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.

1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик.

Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).

2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”.

Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” )

3. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои,
Цветики степные!

(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой )

4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена.

О каком цветке идёт речь? (Одуванчик )

5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей

О каком цветке идёт речь? (О розе )

6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов )

7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка )

8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек )

Задание для гостей:

Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )

II ТУР

Учитель: - Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картинки. Сейчас перед вами развернётся выставка работ очень известных художников, а вы должны вспомнить точное название оригинала и имя художника.

(Дети показывают сценки )

III ТУР

Учитель: - Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс “Знатоки природы”.

Задания для команды “Родничок”:

1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )

2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )

3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )

Задания для команды “Капелька”.

1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )

2. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )

3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )

IV ТУР

Экологическое буриме

Учитель: - Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы ценить прекрасное в природе, должным образом выражать свои чувства.

Представители от каждой команды прочитают своё стихотворение, которое они сочинили на заданные рифмы.

1 команда

2 команда

листопад-звездопад

Дуб -вокруг

калина-паутина

пень-день

дубравы-травы

воробей-соловей

василёк-мотылёк

Козы-берёзы

мальчик-одуванчик

Забота-работа

Стихотворения

Отшумел листопад,

В аллее рос прекрасный дуб

Закружился снегопад.

И радовал он всех вокруг.

Не цветёт уж василёк,

Но вот в один осенний день

И не летает мотылёк.

Остался от него лишь пень.

Лишь вдали краснеет калина,

И загрустили птицы от такой беды,

И слетела с берёз паутина.

Их песен больше не услышишь ты.

Накрыл снег дубравы,

Поля, холмы и травы.

Не ходит теперь в лес мальчик,

Чтоб посмотреть на одуванчик,

Потому что до весны

Уснули крепким сном цветы.

Сценка “Два микроба” .

Учитель: - Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.

Команде победительнице – “Драконов зуб” (чеснок )

Проигравшим – “Поточим зубки” (морковь ).

Учитель: Вот и закончился наш турнир. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем представителям фауны и флоры, кто ещё жив. Ибо, махнув рукой на одних, мы создаем неизбежную цепь потерь и, в конечном счете, можем оказаться на планете в одиночестве.

Ученик: - Но мы верим – настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь именно это- главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле.

(Дети читают стихотворения )

1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь …
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!

2. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить …
Природой, называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

3.Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым …
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!

4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда …
Природой, называется всё это,
Давайте же её любить всегда!

Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?

(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту )

Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой )

Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!


Классный час на экологическую тему «Судьба планеты в наших руках!» для старшеклассников.

Сценарий классного часа на тему «Судьба планеты в наших руках!»


Биткова Людмила Васильевна, учитель математики первой категории, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесная средняя общеобразовательная школа», посёлок Лесной Зубово – Полянского района Республики Мордовия.
Описание материала: Классный час разработан для учащихся старших классов. Мероприятие актуально в настоящее время, так как каждый человек, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы, учителям географии. Классный час с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.
Возрастная категория участников: учащиеся 10 класса.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: тематический классный час.
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.
Задачи:
- познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
- способствовать воспитанию любви к родной природе;
- пополнение знаний учащихся по экологии.
Предварительная подготовка:
-проведение в классе конкурса рисунков на тему «Планета заболела»;
-подбор материала к классному часу,
-подготовка учащимися кратких сообщений об одной из экологических проблем;
- подбор стихотворений, музыки;
- распределение материала между учащимися;
- составление презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся, сигнальные карточки, картинки с изображением природы,
Оформление класса: на доске выставка рисунков учащихся; прикрепить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи; на доске записать тему и эпиграф к классному часу.
Ресурсы: Компьютерная презентация.

План классного часа.

I. Организационный момент
1.Вступительное слово классного руководителя.
II.Основная часть
1.Выступление учащихся.
2.Экология леса и здоровье человека.
3.Животные и растения в опасности.
4.Свалки - гигантские «гнойники» на теле Земли.
5.Вода – начало всех начал.
6. Конкурс « знатоки – экологи».
III Заключительная часть
IVПодведение классного часа (рефлексия)

Ход мероприятия.

I. Организационный момент

(звучит музыка Ю. Антонова «Колокол тревоги»)
Вступительное слово классного руководителя: (Слайд 1)
Ребята! Сегодня у нас классный час, посвящён экологии. Экология… Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? (Ответы детей) «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура.
Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтёках, выбиты стёкла, сломаны двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса. Мутные отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.
Мы живем странно, неправильно. Охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям.
Набатным колоколом звучит слово «экология» на данный момент. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса. Меня, как и весь народ, волнует этот вопрос. Посмотрите на рисунки (выставка рисунков) и вы увидите страшную картину нашей планеты. Нам нужна такая планета? (Слайд 2)


«Экологическая бомба» для человечества так опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Александр Твардовский одним из первых обратил внимание на взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде. Он писал: Ибо в природе шагу не ступить, Чтоб тот час, так ли сяк, Ей чем - нибудь не заплатить, За этот самый шаг…
Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш классный час «Судьба планеты в наших руках!» . (Слайд 3) Эпиграфом классного часа я взяла слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету».
Послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Стон Земли».

II.Основная часть

Ученик: (Слайд 4)
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!
Ученик: Экология леса и здоровье человека. (Слайд 5)
Экологическая катастрофа – это словосочетание знакомо сейчас всем. Перед человечеством стоит много нерешённых проблем, но одна из главных экология и здоровье. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. «Возвращается» ей не менее 20 миллиардов тон твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Зелёное одеяние земли ежегодно сокращается на 1%. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха, всё больше городов в завесах смога. Почему исчезают леса? Бедность и жадность – движущая сила всего этого. Демографический бум и потребность в сельскохозяйственных землях. Площадь пустынь каждые 10 лет увеличивается на 600 тысяч километров квадратных. И, как следствие, разворачивается генетическое загрязнение планеты, возникают «болезни цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно - психических заболеваний, злокачественных опухолей. Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.


Ученик: (Слайд 6)
Моя планета человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: « Больше не могу!»…(Слайд 7)


Учитель: Многие серьёзные специалисты в тревоге. Они указывают на распространившиеся повсюду « опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, трупы рыб в отравленных реках, завесу смога над городами, птицы в мазуте (слайд 8)


Ученик: Словно гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. (Слайд 9)

Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов:
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик - до 5 лет.
Консервная банка - 10 лет.
Шерстяной носок - 1 год.
Деревянная палка - 4 года.
Деревянная окрашенная доска - 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки - никогда.

«Шрамы» на Земле – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. «Спаси!!!» - просит природа. «Помоги!!! » - умоляет она.
Ученик: Вода – начало всех начал.
Ежедневно человек расходует 150 литров воды. Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2 процента, причем 3/4 из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Все чаще можно слышать о нависшем над человеком питьевом голоде. На привозной воде существует целое государство Алжир. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Нехватка воды ощущается в Греции, где она ценится дороже вина.
Реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря и океаны! Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Затуманились «глаза Земли» - озёра, моря, океаны.
Ученик: (слайд 10) Средиземное море. Океанографы предсказывают, что эта закрытая акватория без приливов и отливов уже 20 лет может превратиться в большой мёртвый водоём! Неужели это мрачное пророчество – верный прогноз?
Ученик: (слайд 11) В предынфарктном состоянии сегодня Чёрное, Азовское моря, которые уже охватил обширный инфаркт. Критические точки там, куда впадают Дунай, Дон, содержащие в своих водах всю таблицу Менделеева и особенно много ртути.


Ученик: Северное море. (Слайд 12) Принц Чарльз, наследник английского престола, назвал его большой клоакой, заявив, что, пока мы будем ждать диагноз врачей, пациент может умереть. А вот диагноз, поставленный учёными – экологами Балтийскому морю. «Балтика похожа сегодня на непомерно тучного страдающего отдышкой человека». Главные враги Балтики – городские и промышленные сбросы: фосфор и азот, попадающие с городскими стоками, вызывают бурный рост водорослей, поглощающих кислород.
Ученик: (слайд13) Буквально задыхается сегодня от сточных вод и чистейшее когда-то Ладожское озеро. Несколько лет назад вся Ладога зацвела! Сине - зелёные водоросли захватили даже центр озера, чего не было никогда.


Ученик: (слайд 14)
Очаг экологического бедствия – Аральское море , «испарившееся» на глазах одного поколения. Когда – то богатое рыбой. Оно ныне на огромных пространствах представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли. Уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии. Как будто бы про Аральское море Федерико Гарсиа Лорка написал: «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня – осталась».


Ученик: Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становятся непригодным для жизни. Такая ситуация в Тюменской области, где добывают нефть. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух. К третьему тысячелетию наступил кризис в отношениях между человеком и природой. Мы живём, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомба замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. «Человек рубит сук, на котором он сидит».
Ученик:
Ты человек, ты только часть природы!
В ответе за планету ты всегда.
Так почему же ты, пусть даже ради пользы,
Приносишь ей так много горя и вреда!
Ученик: (Стихи Р. Рождественского)
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице, летящей во тьму.
Вместе со всею своею немыслимой мощью
Не навреди ненароком себе самому…
Не обольщайся цифирью немедленных Выгод,
реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть,
Лучше остынь и подумай. Не навреди…
Конкурс « знатоков – экологов». (Слайд 15 -16)
Классный руководитель: «Знание – сила» – справедливо утверждает пословица. Сегодня мы убедимся в этом на конкурсе «знатоков – экологов» (У учащихся сигнальные карточки 1, 2, 3).
Тест:
1.Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:
1)пластмасса, 2) стекло, 3) металл.
2.Чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
1) компостировать, 2) сжечь при специальных условиях ,3) переплавить.
3. Вредные выбросы оказывают влияние:
1) только на те регионы, где появилось загрязнение, 2) на близлежащие регионы, 3) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
4. Самая страшная «добавка» к воде:
1) бытовой мусор, 2) пестициды, 3) минеральные удобрения.
5. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1) газы, 2) жидкости, 3) твердые вещества.
6. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей ёмкость. Как вы поступите:
1) выльете свои реактивы туда же, куда и он, 2) объясните ему, почему этого не следует делать, 3) расскажите о его действиях учителю.
7. Человек разбил градусник. Как ему поступить:
1) выбросить остатки градусника в окно, чтобы их не увидели родственники, 2) вызвать представителей ДЕЗ, 3) оставить всё, как есть (убрав разбитое стекло градусника).
8. Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоёма, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
1) очистили берег, выбросив ведро в воду, 2) не обратили бы внимания, 3) отнесли ведро на близлежащую свалку или закопали его в землю.
9. Из-за превышения нормы азотных удобрений, внесённых в почву, у двух человек, работающих в поле, произошло отравление нитратами. Как и должен поступить работодатель:
1) запретить использование минеральных удобрений на полях, 2)посчитать происшествие случайностью, 3) сократить количество вносимых в почву нитратных удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами.
10. В какую почву лучше всего вносить фосфорные удобрения:
1) щелочную,2) кислую, 3) нейтральную.
Классный руководитель:
Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом. Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Ученик:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Чёрные сотрёшь ли, человек?
Ученик:
Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести,
На многое смотрели и… не видели.
Мы думали тогда: так было надо.
Мы рьяно жгли, сушили и рубили.
И, вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля на гниль и пыль сменили.
Ученик: Настало время каждому осознать, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Человек должен понять: всё живое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, всё для нее любимые дети: и человек, и тоненькая гусеница, и крошечная божья коровка. Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой- либо ниточки несущественно. Заблуждение! «Ткань» становится менее прочной и менее яркой, и возвратить потерянное невозможно.
Ученик:
Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная созидательная помощь озеленять, очищать, отмывать, спасать. Беречь и приумножать богатства нашей родной Земли - долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, будет ли плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба. (Слайд17)
Ученик:
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь. (И. Ландо)

III Заключительная часть

Классный руководитель:
- Какие признаки грозной беды являются для планеты?
1.Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.

-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)
-Какие меры по защите планеты вы считаете необходимо применять?
1.Пресечение браконьерской деятельности;
2.Разумное освоение и использование территорий;
3.Охрана редких и исчезающих видов животных и растений;
4.Уменьшение загрязнения окружающей среды.

- А, что вы делаете, чтобы сохранить нашу планету?
Ученик: В нашей школе организовано лесничество. Мы убираем мусор в посёлке, в лесу, по берегу реки Вад.
Огораживаем муравейники.

Делаем скворечники и развешиваем их на деревьях.


Ученик: Ухаживаем за родником.


Ученик: Не рубим деревья, а наоборот сажаем. Ходим на посадку деревьев в лесничество.
Ученик: Не разводим костры в лесу. А если разжигаем, то затем гасим костер, применяя все правила предосторожности, чтобы не возник пожар. В жаркие летние дни следим, чтобы не было возгораний.


Ученик: Бросаем мусор только в контейнеры. Мы должны помнить, что для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия.
Ученик: (слайд 18) Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждой в отдельности! Земля с её биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня! Мир спасёт надежда, она остаётся жить в каждом человеческом сердце.
Ученик:
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость, вдохновенье и заботы,
Древнего родства живые свойства.
Дерево надежды, беспокойства.
Откровения земли и неба.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради.
Это слово из моей тетради.
Всё дарю! И все от вас приемлю,
Только берегите эту Землю!


Ученик:
Всё имеется у вас
На потом и на сейчас
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег.
И я, Земля, одна на всех.
Всё отдать я вам бы рада,
Но обижать меня не надо!
И останусь я тогда
Вся для вас и навсегда.

Подведение классного часа: (рефлексия)

Классный руководитель: Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами классного часа?
Ответы: Тревога. Ощущение опасности. Вера в разум и совесть человека. Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу.
Классный руководитель: Экология! Экологическая катастрофа. Это слово, словосочетание мы слышим часто по телевизору. Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей». И я призываю вас, относитесь к природе сознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению. Планета заболела! Мы должны её вылечить!
Помните: (Слайд 19)
Земля - единственная планета,
На которой возможна жизнь!
Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!
Звучит песня «Звёздная страна».

Презентация на тему: Судьба планеты в наших руках

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: экология - это здоровье, нам жить в этом мире, стране, городе, молодому поколению растить детей, значит, мы должны учить молодежь осознанно защищать и охранять природу, бережно относиться к воде, воздуху, земле, сохранять эти богатства. А что делает человек?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Экологическое воспитание».

Цель : формирование экологического сознания и развитие экологической культуры детей.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру природы.

2. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете, на которой ты живешь.
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю.
Предварительная подготовка: организовать фотовыставку «Красота родной природы»

АКТУАЛЬНОСТЬ
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: экология - это здоровье, нам жить в этом мире, стране, городе, молодому поколению растить детей, значит, мы должны учить молодежь осознанно защищать и охранять природу, бережно относиться к воде, воздуху, земле, сохранять эти богатства. А что делает человек ?

Ход Классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

Международный день охраны озонового слоя Земли.

День леса.

День моря.

День защиты животных.

День 6иологического разноо6разия.

Всемирный день воды.

День птиц.

Дни заповедников и национальных парков.

День Земли.

День охраны окружающей среды.

День борьбы с опустыниванием и засухой.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

2.КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»

А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта;
  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;
  3. ласточки и стрижи летают высоко;
  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
  7. раскрыты цветы кувшинки;
  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;
  10. крот нагребает высокие холмики;
  11. паук усиленно плетет паутину;
  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

3.Вопросы о птицах и животных – экологический марафон:

  1. У какой птицы мешок под клювом? (пеликан )
  2. Что делает страус при приближении опасности? (прячет голову в песок)
  3. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)
  4. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев)
  5. Самое большое в мире животное. (синий кит)
  6. Самое большое наземное животное (слон )
  7. Самый быстрый зверь (гепард)
  8. Самая крупная птица в мире (страус)
  9. Самая маленькая птичка (вес 2 г). (колибри)
  10. Какая птица считается санитаром леса? (дятел)
  11. Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (голубь)
  12. Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает в Антарктиде. (пингвин)
  13. Ара, какаду. Всё это… Кто? (попугай)
  14. Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (павлин)
  15. Кто лучше всех в лесу поёт? (соловей)
  16. Какая птица выше всех летает? (орёл)
  17. Назовите красногрудых птиц, которые питаются горькой рябиной (снегири)
  18. Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она взлетает, тем звонче её голос. О какой птице идёт речь? (о жаворонке).

4.Чтение стихотворений.

Берёза

Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

(Т. Шорыгина)

Хоровод берёз

Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

(Т. Шорыгина)

усский лес


Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(С. Никулин)

5. Заключительное слово

Приближается время, когда планета не сможет обеспечить всех ее жителей чистым воздухом, водой, почвой. Жизнь на Земле станет невозможной. Но у нас еще есть шанс сохранить эту жизнь. Мы должны научиться беречь богатства планеты. Научиться быть экологически сознательными. Может быть, именно «зеленая идея» сможет объединить всех нас и стать общенациональной идеей России в третьем тысячелетии.

6. Рефлексия.

Игра «Собираем дерево» (у каждого ребенка на столе есть листочки с дерева, необходимо написать пожелание всем окружающим, и листочек приклеить к уже нарисованному дереву на доске)


МКОУ «Муромцевский лицей» Омской области

классный час на тему «Экология».

Моя малая родина.

выполнила учитель начальных классов Виноградова Наталья Николаевна

Цели и задачи:

1.Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углубить знания детей в области природоведения.

2.Развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную культуру.

3.Воспитывать любовь к родному краю.

4.Привлекать к природоохранной работе.

5.Формировать у учащихся понимания единства человека и природы.

Здравствуйте, ребята. Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Мы сталкиваемся с природой каждый день, привыкаем к ней так, что не удивляемся ничему. А удивляемся только чему-то новому. А ведь нас окружают такие чудесные места. Послушайте несколько строк из стихотворения нашего земляка.

Родное Муромцево наше

Посёлок вовсе небольшой.

Для многих ты столицы краше,

Тебя мы любим всей душой.

Ребята, а кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о нашем посёлке)

Совершенно верно, но не только о посёлке, а ещё и о том, как сберечь окружающую нас природу.

А кто знает, как называется наша страна? (Россия)

А вы знаете, где вы живёте? (Название посёлка, области, улицы, номера вашего дома)

Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его — дом, в котором мы живем.

У нас над головой общая крыша — голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.

В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.

А у нас с вами нашим родным домом является наш посёлок, наша малая родина. Наш земляк Б.А. Дмитриев посвятил нашей малой родине большую книгу со своими стихами. На протяжении всего нашего урока мы будем знакомиться с творчеством нашего земляка, учителя и писателя Б.А. Дмитриева.

А как вы думаете, почему он написал очень много стихов о нашем крае? (Он любил наш посёлок и природу, которая нас окружает).

Свою книгу он назвал «Край ты мой косачиный. Послушайте стихотворение о нашем родном крае, который так любил наш земляк. С какой любовью он пишет это стихотворение!

Читает ребёнок.

Раздевались осины, платья в лужи бросая,

Месяц плыл на смотрины, спящий лес обнимая.

Как над Тарой рябины, стол для птиц накрывая,

С грустью смотрят в долины, журавлей провожая

Дует холод с ложбины, всё в туман наряжая,

Как никак именины у родимого края.

Есть у нас болотины, есть тайга вековая,

А тайгой в луговины лось бредёт, отдыхая.

Край ты мой косачиный,

Жизнь зачем мне другая?

Горсть таёжной калины попрошу умирая.

Как бы ни был красив наш край, у нас загрязняются реки и озёра, гибнет рыба, животные и растения. Как сберечь эту красоту мы и будем говорить сегодня. Как помочь окружающей нас природе не погибнуть.

Нашу малую с вами родину называют «Маленькой Швейцарией» и это за ту красоту, которая вокруг нас и которая гибнет от рук человека. Решению маленьких экологических задач посвящён наш классный час.

Читают дети.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране. (1)

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит, (2)

Растворяет сахар в чае

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда! (3)

Без нее нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею Вам я доложить –

Без воды нам не прожить! (4)

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни. (5)

Скажите, а где мы используем воду? (Ответы детей)

Викторина.

    А кто знает, как называется наша речка? (Тара).

    Как называется начало и конец реки? (Исток и устье)

    Какие озёра находятся на территории нашего района? (Данилово, Линёво, Щучье, Шайтан)

    А чем они знамениты? (Они лечебные)

    А что нужно сделать, чтобы эта красота, которая лечит людей и радует наш глаз, не исчезла? (Соблюдать простые правила поведения на природе)

А теперь давайте поговорим и о животных, птицах, растениях которые есть в нашей местности и которых мы тоже должны оберегать.

Викторина «Про зелёные леса и лесные чудеса».

1. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)

2. Почему дятла называют лесным доктором? (Лечит деревья от вредителей).

3. Какую пользу приносят стрекозы? (Уничтожают мух).

4. Чем полезны муравьи? (Муравьиный яд используют в медицине, санитары леса).

5. Значение леса в жизни человека (Ответы детей).

6. Роль леса в природе (Ответы детей).

7. Почему сломанное дерево погибает? (Не поступает питание к дереву)

8. Вы пришли в лес и увидели птенчика выпавшего из гнезда, ваши действия. (Ответы детей).

А теперь отгадайте несколько загадок про животных, которые живут в нашей местности. Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (Лиса)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень)

Молодцы, мы, очень хорошо поработали.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни. (Читает ребёнок)

Действительно, наша с вами малая родина – это маленькая частица нашей огромной страны. И нам нужно стараться, чтобы природа нашего общего дома не только сохранилась, но и стала богаче и краше. И вот, что пишет о нашей богатой природе наш земляк в стихотворении, которое он посвятил нашей тайге, нашему посёлку.

Здесь бегают лоси, медведи встречаются,

К посёлку вплотную приблизился лес,

Таёжная речка весной разливается,

В себе отражая, глубины небес.

А летом – пожары вокруг земляничные,

Смородина рядом с малиной растёт,

И бор зачарованный песнями птичьими,

Волшебною сказкой над речкой встаёт.

Оставьте вы город с дымящими трубами,

С дурманящим чадом, завода СК,

Летите в деревню лесными пичугами,

Решайтесь — вас с радостью примет тайга.

Она вам откроет такие сокровища,

Каких в городах не сыскать и вовек,

Каких и во сне – то не видел никто ещё

Из тех, кто всю жизнь «Городской человек».

Как после таких слов можно приносить вред нашей богатейшей природе? Как не любить её?

А теперь посмотрите сценку, которую приготовили ребята нашего класса.

Действующие лица: Фея, 1 турист, 2 турист, 3 турист, 4 турист, лесовичок.

Фея (выходит на сцену).

Сегодня в лес тебя зову я музыкой своей,

Там желтоглазую сову увидишь средь ветвей

Ежа у мшистого пенька и дятла на суку,

Услышишь ты издалека весёлое «ку-ку».

То нежной трелью соловья, то хрустом по тропе,

В лесу дорогу буду я указывать тебе.

Звенеть заставлю я ручей, и шелестеть листву.

Иди за музыкой моей!

Ау – ау – ау.

1 турист.

Сегодня мы пришли гулять

Благо лес — рукой подать

Закупили всё подряд: пищу, спички, лимонад.

2 турист.

Свежий воздух возбудит наш здоровый аппетит,

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё простит.

Он ведь ничей?

3 турист.

Расположимся скорей

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей.

4 турист.

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем.

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки.

2 турист.

Мы, цари – молчи природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

(разбрасывают повсюду мусор)

Лесовичок.

Что за шум в лесу моём?

Это вы здесь в четвером

Ветки все переломали,

Мусор всюду разбросали?

За такое поведенье вас судить — моё решенье!

3 турист.

Ты откуда здесь возник?

Пожалей нас, Лесовик!

Лесовик.

Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и всё что нас окружает, если выполнять несложные правила поведения на природе.

Фея, зачитай эти правила.

1. Не ломай ветки деревьев и кустов. Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать. Там, где много растений легко дышится (Слайд 1).

2. Не повреждай кору деревьев. Дереву от этого больно, оно перестаёт расти (Слайд 2).

3. Не рви цветов. Цветок в вазе – это пленник. Пусть это чудо радует глаз (Слайд 3).

4. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, тревожить лесных жителей.(Слайд4) 5. НЕ разводите костёр в лесу. Кострище – это раны на почве леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар (Слайд 5).

6. Не включай громкую музыку, не кричи. От шума звери и птицы покидают свои гнёзда и норы. Надо ценить тишину, уметь слушать музыку леса (Слайд 6).

7. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти соснам, елям. Ими питаются белки, лоси, сороки (Слайд 7).

8. Отдыхая в лесу помните, что вы находитесь в гостях у природы, а поэтому не оставляйте после себя беспорядок.

Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков. А осколки банки приносят травмы.

Лесовичок.

Вот мы вас, ребята и познакомили с правилами поведения в лесу. Вы хорошо запомнили их?

1турист.

Спасибо вам, лесные жители.

2 турист.

Ребята, давайте уберём всё за собой и приведём в порядок нашу лесную полянку.

О, человек!

Природа – мать ни рек и не морей от глаз твоих не прячет,

Ни рослых трав, ни синевы небес

Цени его, доверие природы

И в тёмный лес входи, как в храм под каменные своды.

Ребята, вот и заканчивается наш классный час.

Вам он понравился?

Что вы взяли для себя полезного? (Ответы детей)

Быстро летит время. Вы с каждым годом становитесь взрослее. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить?

Наша Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной. И как говорят учёные, только на земле есть жизнь. И мы с вами должны не только беречь её, но и добиваться того, чтобы она становилась краше и краше.

Дети вместе с учителем делают вывод.

– Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома.

Косачиным краем ты зовёшься,

Мы гордимся красотой твоей.

И едва ли место где найдётся –

Краше малой родины моей.

У тебя – целебные озёра

И загадка, Окунево есть.

Голубых наличников узоры

И резных карнизов всех не счесть.

Как красивы осенью рябины

И берёзы золотой листвой!

Серебром усыпаны равнины,

Словно в сказке, лес стоит зимой.

Село моё, ты – Родины частица

Родная муромцевская земля.

Твои амбары, полные пшеницей,

Вновь зеленеют озимью поля.

Внеклассное мероприятие в 6 классе «Экология и человек »

Цель : воспитание доброго, внимательного и бережного отношения к природе, живому миру.

Задачи : привлечь внимание школьников к экологической проблеме, познакомить учащихся с материалами загрязнения окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу.

Оборудование: Компьютер с экраном, презентации, сигнальные карточки

Ход мероприятия :

Учитель:

Здравствуйте! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии. Предлагаю посмотреть видеоролик (фрагмент театрализованного представления « Путешествие лучика»в исполнении учащихся нашей школы)(Приложение №1)

Где появился Лучик солнца?

Отчего больно белке?

Как отвечает Соловей?(Человек не знает меры)

Надеюсь, вы поняли, о чём мы сегодня будем говорить.

А как вы думаете, какая наука занимается вопросами защиты природы?

Правильно, экология. Оказывается,наука экология пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно сделать? Слово экология состоит из двух греческих слов: «ойкос» (жилище, дом) и «логос» (учение) ,

А что мы с вами называем общим домом?

Правильно, природу.

А какая она сейчас? Учёными подсчитано :

    За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;

    В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;

    Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;

    Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка- 90 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -2000лет.

Я предлагаю посмотреть несколько слайдов на одну и ту же тему. Что за тема объединяет эти слайды? (Приложение №2)

Правильно, тема загрязнения окружающей среды.

Поскольку мы с вами говорим об экологии и об отношении человека к природе, давайте проанализируем следующие ситуации. Но до этого разделимся на 2 группы. Я вам раздам сигнальные карточки с цветами светофора. Красный цвет- нельзя совершить такое действие. Жёлтый- можно, но соблюдая определённые действия. Зелёный- можно.

Раздаются картины с изображением действий человека.

Учитель: Входя в наш собственный дом, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье. А вот в общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы итак немало врагов: это стихийные бедствия, типа ливней, засух, морозов, ураганов. Разрушения продолжаются, их наносит человек.

Учёные установили:

    Морские черепахи у берегов Центральной и Южной Америки погибли из- за того, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, выброшенные за борт пассажирами авиалайнеров;

    В Африканских джунглях уничтожаются десятки тысяч слонов, отравляющихся ядохимикатами от водоёмов, куда слоны приходят на водопой.

    Пингвины в Антарктиде гибнут от нефти;

А теперь я предлагаю следующую игру «Устами младенца ». В каждом задании с помощью пяти признаков вам необходимо отгадать определённый вид отходов.

Задание 1.

    При попадании в реки и озёра это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться

    Иногда этого бывает слишком много, оно становится настоящим бедствием

    Это необходимо компостировать

    В небольших количествах это используется в качестве удобрения

    Его производит домашние животные (навоз)

    Это бывает разноцветным, можно купить в любом магазине

    Если её поджечь,то появится чёрный едкий дым

    У нас очень много игрушек из этого материала

    Предметы, сделанные из неё, очень легки на вес.

    Её нельзя выбрасывать, так как в природе она практически не разлагается(пластмасса )

Задание 3

    Его делают из песка

    Если нагреть, становится тягучим, как тесто

    Чаще всего оно прозрачное

    Частенько оно становится причиной пожара в лесах

    Легко разбивается на мелкие осколки (стекло )

Задание 4

    Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог

    Это получается, когда становится старым или ломается

    Это можно сдать и получить за это деньги

    Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое

    Это бывает цветным (металлом )

Задание 5

    Это изобрели китайцы

    У нас это получают из древесины

    Это легко горит

    Улицы завалены этим мусором

    На этом мы обычно рисуем или пишем (бумага)

    Его очень много в больших городах

    От него люди болеют, нервничают

    Особенно силён он в промышленных городах, где много фабрик и заводов

    Его издают различные приборы и машины

    Он вызывает загрязнение окружающей среды.(шум )

По данному конкурсу можно раздать командам жетончики.

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что природа - это один живой большой организм. Она также, как мы с вами борется со своими болезнями. И чтобы избавиться от всех болезней, у неё один выход- отторгнуть человечество, как злокачественную опухоль. Я предлагаю свой лозунг сегодняшнему мероприятию « Нельзя покорять природу- с ней надо сотрудничать. А как с ней сотрудничать, как ей помочь, как с ней жить в ладу, в мире и согласии?

Важным событием в деле охраны природы стало создание красных книг.(показ Красной книги)Первая такая книга вышла в 1966 году.

Что означает красный цвет книги? (остановись, не губи..) В Красной книге находятся списки редких и находящихся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов.

По Чуваши тоже не так уж и давно вышли два тома Красной книги.

А как вы думаете, ребята, человек один сможет чем-то помочь природе? Ученик нашей школы восьмиклассник Терентьев Руслан неплохо справился с этим заданием. Посмотрите его презентацию и вы обязательно убедитесь в нём. (Презентация Терентьева Руслана. Приложение №3) Но а я предлагаю вам творческое задание: нарисовать природоохранный знак у леса(первой группе), у реки(второй группе), подготовить защиту своей работы.

Конечно, одному трудно справиться со всеми экологическими проблемами, которые есть на земле очень трудно. Я сейчас хочу попросить каждому из вас ответить на вопрос: а какая работа ведётся у нас в школах и деревнях по решению экологических вопросов?

Вам не кажется, что в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» Золотая рыбка является Природой- матерью. Концовку сказки все знаем. Попробуйте сочинить продолжение сказки и проинсценировать.

Рефлексия:

Поднимите зелёные карточки те, кто считает, что нужно проводить побольше таких мероприятий поучительного характера

Красные карточки поднимите те, кому не понравилось мероприятие, было скучно

Жёлтые карточки поднимите те, кому понравилось, но не всё было интересно.



Рассказать друзьям