труд это что такое труд: определение — социология.нэс. Труд: его значение в общественном развитии и жизни человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Труд

целесообразная материальная общественная орудийная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе Т. человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе Т. природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Т. представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой. В историческом материализме Т. рассматривается как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект Т.) с помощью созданных им орудий Т. преобразует предмет Т. в необходимый ему Продукт. Продукт Т. обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт Т. существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс Т., подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости Т являются орудия Т. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения Т. Кроме того, в процессе Т. возникают особые отношения между людьми - производственные отношения. Поскольку Т. - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах ее организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий Т. и производственных отношений. Эти характеристики Т. существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Марксу и Энгельсу рассмотреть Т. в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез). Проблема возникновения человека, мыслящего, говорящего, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом Т. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования ее неспециализированных навыков, для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс). Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий Т. Производство орудий Т. - процесс коллективный, который является его важнейшим определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия Т. с помощью орудий Т. Даже самые примитивные орудия Т. закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях Т., их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия Т. заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы Т. В процессе обучения овладение орудиями Т. становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия Т. были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», т. е. появилось, что сказать другому. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру - это и стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природнобиологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса Т., в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Т. становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе Т. формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни - к обществу. Язык не просто фиксирует (для запоминания) определенные смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом возникает новая, надбиологическая, протосоциальная целостность. Т. связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создает как ее субъекта и творца, т. е. как общественного человека. В Т. и посредством Т. удовлетворяются все потребности человека. Т. становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В Т. совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в Т. создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект Т. - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать: «Труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм Т. от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободнотворческих нашел свое отражение процесс прогрессивного развития человечества. Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учеными, в том числе и отечественными, она признается недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретенных признаков. Эта ситуация стимулирует ученых к поиску новых версий возникновения человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

сознательный процесс человеческой деятельности, фактор производства, все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Специфика условий сельскохозяйственного труда обусловливает его большую сезонность (особенно в земледелии) в результате несовпадения периода производства и рабочего периода, многообразия выполняемых работ в сельском хозяйстве. Конечные результаты труда в сельском хозяйстве во многом зависят от природно-климатических и социально-экономических условий, территориального размещения предприятия. Аграрный труд имеет особенности, обусловленные спецификой производственной среды и экономических отношений в сельском хозяйстве. Поэтому аграрный труд отличается большей сложностью и вероятностным характером его результатов по сравнению с промышленным трудом, что накладывает существенный отпечаток на его организацию и эффективность. Аграрный труд социально неоднороден: он используется как в общественном производстве сельскохозяйственного предприятия, так и в личном подсобном хозяйстве работников села. В условиях рыночных отношений человек - субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, т. е. когда он выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке; либо как наемный работник, предлагающий свои услуги товаропроизводителю, субъекту собственности. В этом случае совершается обмен по принципу: квалификация и рабочее время работника на заработную плату и прибыль. Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса: какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены; как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, с помощью каких технологий; для кого эти продукты должны быть произведены. Следовательно, первый вопрос предопределяет труд как сознательную деятельность, второй - как целесообразную, рациональную деятельность, третий - как общественно полезную деятельность. Виды труда: живой и овеществленный; необходимый и прибавочный; физический и умственный; конкретный и абстрактный. Предметы труда: земля, сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и пр. Средства труда: машины, различное оборудование и передаточные устройства, приспособления, организационная оснастка рабочего места и др. Особенности труда в сельском хозяйстве: труд в сельскохозяйственном производстве направлен на выращивание растений и обслуживание животных, что требует элементарных знаний биологических закономерностей, учета их требований, внимательного и заботливого отношения, использования накопительного опыта; труд связан с различными рисками; в отрасли значителен удельный вес ручного труда; ограниченные сроки выполнения работ вызывают необходимость осуществлять рабочие процессы при неблагоприятных погодных условиях; сезонный характер производства вызывает неравномерность использования труда (чрезмерная нагрузка в одни периоды и недогрузка в другие); труд в сельском хозяйстве осуществляется в течение года, а результат, т. е. произведенная продукция, получается раз в год, как правило, это продукция растениеводства; труд используется как в общественном, так и в личном подсобном хозяйстве, которое является значительным источником доходов населения при относительно низком уровне заработной платы; одно и то же количество одинакового качества и интенсивности на разных по плодородию почвах дает неодинаковое количество продукции, при этом в одинаковых условиях по плодородию, но в разные по погодным условиям годы результаты труда также различны.

И объясняется, для чего он применяется и каких видов бывает.

Огонь

Огонь является неотступным спутником человека на протяжении многих тысячелетий. В древние времена он давал людям возможность согреться холодной зимой, защититься от диких животных, приготовить мягкую пищу, которую могли употребить старики и дети, подать сигнал бедствия и, в конце концов, осветить помещение.

Сложно сказать, когда именно наши предки впервые начали использовать огонь и добывать его самостоятельно и сколько было ситуаций, когда это знание и умение терялось. Если говорить о способе, который просуществовал затем многие века, то, вероятно, его происхождение таково: при обработке каменных орудий кто-то заметил отлетающие от заготовки искры и решил попробовать развести огонь с их помощью, а не посредством трения дерева о дерево, что является необычайно длительным и трудоёмким процессом.

Позже этот метод претерпел изменения, и вместо одного из камней люди стали использовать полоску из железа с насечками, а материал для розжига заменил специальный заранее подготовленный трут. Именно так и появилось огниво. Но каким он бывает и как его изготавливают? Об этом мы и поговорим.

Определение

Трут - это материал, который используется для добывания огня с помощью огнива. Как правило, он очень легко воспламеняется или же начинает тлеть даже от незначительных искр. В качестве трута могут выступать ветошь, распушенная вата, высушенные еловые шишки, бумага, натертая воском или же пропитанная парами горючих веществ, и многое другое. Но если разбирать значение слова «трут», то название его произошло от гриба-трутовика, который произрастает практически на всей территории России и части Европы и издревле использовался в качестве материала для добычи огня. Со временем слово «трут» стало нарицательным и используется для обозначения любых веществ, которые используются в комплекте с огнивом.

Теперь же рассмотрим процесс изготовления трута из гриба и некоторых других материалов.

Изготовление

Вторым по популярности материалом для изготовления трута выступала горелая хлопчатобумажная ткань. Для придания нужных свойств ее «запекали» в огне, поместив в огнестойкую ёмкость, к примеру, в глиняную плошку или жестяную банку. После этого такой трут очень легко воспламенялся от даже незаметных искр. Так что теперь мы знаем, что такое трут.

Но все же изначально и исторически трут изготавливался из гриба-трутовика. Для этого необходимо нарезать его губчатую, пористую часть на тонкие ломти. Затем их смешивали с древесной золой, заливали водой и варили на слабом огне несколько часов. После варки сам отвар сливали, а получившуюся субстанцию разминали, отбивали до блинообразного состояния и просушивали. После всех этих процедур такой трут можно было легко поджечь с помощью искр, а затем раздуть тлеющее пламя и поджечь им любой другой материал. Теперь мы точно знаем, что обозначает слово «трут».

Огниво

Как уже говорилось, в роли трута могли выступать различные материалы естественного происхождения, но, поскольку добыча огня с помощью огнива требовала сноровки, наши предки предпочитали заготавливать трут заранее и из таких материалов, которые воспламенялись наиболее просто и легко. Ведь порой развести костер нужно было под сильным ветром или же в сырую погоду. С тем, что такое трут, мы разобрались, теперь же рассмотрим детали самого огнива.

  • Кресало . Обычно оно представляет собой полоску из прочного металла, поверхность которого покрыта мелкими насечками на манер напильника. Сделано это для облегчения процесса добычи искр. При ударе им о поверхность «кремня» от последнего откалываются мельчайшие частицы, которые воспламеняются на воздухе и имеют температуру примерно в 900-1000 градусов по Цельсию. И, попадая на трут, эти частицы заставляют его воспламеняться или тлеть.
  • Кремень . В качестве этого предмета издревле применялся кусочек сульфида железа - пирита. Его подбирали с учетом удобства удержания, отсутствия трещин (пирит очень хрупок) и отсутствия больших пор, так как из-за них он будет постоянно намокать. Точно неизвестно, когда именно наши предки стали использовать именно сульфид железа. По одной из версий, рудокопы раннего Средневековья заметили, что в результате удара кайлом об этот минерал образовывалось значительное количество ярких и горячих искр, и это свойство пирита было затем использовано в механизме добычи огня.
  • Трут . Что это такое, мы уже разобрали. Но за неимением заранее подготовленного специального горючего материала в качестве такового могла быть использована сухая трава, шерсть, вата, мох, птичий пух и все, что могло воспламениться от искр.

Трут. Проверочное слово

Если говорить об этимологии, то в данном случае проверочным словом является «трутовик» или «трутник» - вид грибов, из которых исторически и изготавливали этот горючий материал для огнива.

Современные огнива

Несмотря на то, что в наше время добыча огня давно перестала быть проблемой, огнивом все равно продолжаются пользоваться охотники, туристы, рыбаки и жители особо удаленных таежных деревень. Но кресало и «кремень» современного огнива изготавливаются из специальных металлических сплавов, которые дают целые снопы горячих искр, и поджечь ими можно без труда даже крупную бересту.

сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Т. включает в себя простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам Т., 2) предмет Т., 3) средства Т., 4) результат Т. (Ф. Энгельс). Отсюда вытекают основные черты Т. человека: его опосредствующая роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеально представленного результата, который предваряет трудовой акт. Важно также подчеркнуть, что, воздействуя при помощи средств Т. на его предмет, человек изменяет этот предмет сообразно поставленной цели. Достигая ее,.человек удовлетворяет какую-либо из своих потребностей, а осознание цели связано с мотивом Т. Т. требует планирования: до начала трудовых действий человек должен установить их последовательность и время выполнения с учетом объективных условий и личностных возможностей. В планировании и осуществлении трудовых действий участвуют все познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др. Причем, по мере усложнения техники роль этих процессов все больше возрастает. На пути к результату Т. встречаются препятствия, для преодоления которых необходимы волевые усилия и произвольное внимание. Без них Т. невозможен. Т. является источником чувств человека, в которых он высказывает отношение как к самому Т. и его элементам, так и к окружающим людям. В зависимости от этого у человека формируется та или иная степень удовлетворенности Т. Трудовая деятельность требует от человека предварительной подготовки. Поэтому в Т. важную роль играют знания, умения и навыки. Не овладев ими, человек не может трудиться. Т. формирует личность, он - главный ее воспитатель. В процессе Т. рождаются и развиваются жизненные установки личности, развиваются способности, укрепляется воля, складываются черты характера, совершенствуются те психологические процессы, которые участвуют в трудовой деятельности. В Т. человек вступает в разнообразные отношения с природой и другими людьми. Т. изначально обладает общественным характером и как деятельность присущ только человеку. Общение людей в процессе Т. происходит с помощью речи. Т. издавна принято делить на физический и умственный, хотя такое деление условно. Результатом физического Т. являются материальные продукты, результатом умственного Т.- идеальные продукты (мысли, идеи, знания и т. п.). Постепенно грани между этими видами Т. стираются; материальной базой этого процесса являются комплексная механизация и автоматизация производства. С точки зрения используемых орудий и средств Т. делится на ручной, механизированный и автоматизированный. Работники автоматизированного производства обычно называются операторами. Их труд носит специфический характер и имеет качественно различные формы осуществления трудовой деятельности (см. Типы операторской деятельности). Т. оператора предъявляет повышенные требования к психической деятельности человека. Необходимость ее изучения и привела к возникновению инженерной психологии.

ТРУД

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это "...прежде всего , совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует между собой и природой. Веществу природы он противостоит как природы. Для того чтобы присвоить природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 188–189). Т. привлекал к себе со времен древности и рассматривался в самых различных аспектах (см. Практика). Последовательно науч. Т. как определяющей силы обществ. развития – заслуга марксизма (см. Исторический материализм), рассматривающего Т. как осн. форму жизнедеятельности человеч. общества, исходное условие его бытия, определяющий способ отношения человека к миру. "...В с я и с т о р и я есть не что иное, как образование человека человеческим трудом..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, 1929, с. 632). Т. обусловил выделение общества из природы. Он лежит в основе всех др. сторон обществ. жизни, в т.ч. и различных духовной жизни.

Всякий процесс Т. включает в себя три момента: целесообразную деятельность человека, Т. и орудия Т. Труд есть сознательно осуществляемый процесс воздействия человека на предмет Т. с помощью заранее созданных орудий, в результате к-рого предмет Т. преобразуется в продукт Т. Результат процесса Т. обусловлен исходным материалом предмета Т., характером орудий Т., а также заранее поставленной целью и способом ее реализации. Целенаправленность человеческого Т. отличает его от инстинктивных действий животных. Цель предваряет во времени и регулирует сам процесс Т. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189).

Т. сыграл определяющую роль в происхождении человека. Рассматривая роль Т. в процессе перехода от человекообразной обезьяны к человеку, Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. в разделении функций передних и задних конечностей, в формировании специфически человеческих органов речи и мозга, в развитии всех познават. способностей. Преобразуя предметы в процессе Т., человек постигал их внутр. , осваивал логику их бытия. Познание и Т. т.о. изначально связаны между собой. Сознание – это неотъемлемый идеальный Т.: в нем зарождается и развивается, в нем же оно воплощается и объективируется (см. Идеальное). То, что в сознании выступает как , в Т. объективируется как материализованная форма. Характеризуя взаимоотношение субъекта и объекта в процессе Т., произ-ва, Маркс отмечал, что если , с одной стороны, "...является присвоением объектов субъектами, то, с – оно в такой же мере есть формирование объектов, подчинение объектов субъективной цели, превращение объектов в результаты и воплощения субъективной деятельности..." (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 478).

Как целесообразная деятельность человека Т. начался с изготовлением орудий Т., произ-во и употребление к-рых составляет "...специфически характерную черту человеческого процесса труда..." (Маркс К., там же, т. 23, с. 191). В опосредствовании целей Т. применением все более разветвленной системы средств орудия являются моментом непосредств. отношения между человеком и предметом Т., они представляют собой искусств. органы субъекта, через к-рые он взаимодействует с объектом. В форме и функции орудий воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых действий людей. Наличие этого социального и вместе с тем идеального содержания отличает орудия человеческого Т. от "орудий" животных. Определ. орудия диктуют человеку способ их применения, форму воздействия на предмет Т.: чем выше уровень развития орудий, тем больше их "требования" к человеку. От каменного рубила и до совр. логич. автоматов – таков орудий Т. Овладение навыками пользования орудиями Т. представляет собой процесс приобщения индивида к нормам культуры.

Т. в совр. условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом Т. (широкое проникновение науки в процесс произ-ва – см. Научно-техническая революция), насыщением произ-ва механизмами и такими орудиями, как, напр., информационные управляющие устройства. Если раньше орудия Т. являлись как бы продолжением и усилением рук человека, то теперь кибернетич. устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга (см. Кибернетика). Трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля.

В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой – производственные отношения, от характера к-рых зависит и характер Т. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей (см. Разделение труда). Т. связывает между собой его участников, опосредует их взаимное . В истории человеческого общества существенным образом менялись характер Т., его стимулы, обществ. его осуществления, отношение к нему со стороны различных социальных групп и классов. Возникнув в своей первонач. форме в условиях первобытного человеческого стада, Т. в процессе своей истории поднялся до коммунистич. форм, где он выступает как первейшая и определяющая потребность каждого человека (см. Коммунистический труд).

Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, Т. имеет и нравственно-эстетич. . Т. как характеризует осн. бытия человека в мире. Эстетич. Т. выражается в чувстве радости, в наслаждении игрой физических и умственных сил человека, покоряющего природу и общество.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 5; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Плеханов Г., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949; Нуаре Л., Орудие труда и его значение в истории развития человечества, пер. с нем., X., 1925; Ладыгина-Котс Η. Η., Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Бахта К., К вопросу о структуре первобытного производства, "Вопр. истории", 1960. No 7; Огурцов А. П., Проблема Т. в филосефии Гегеля, "Научн. труды Моск. технол. ин-та легкой пром-сти", 1960, сб. 15; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Ρогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гурьев Д. В., Предшествовал труд сознанию?, "ВФ", 1967, No 2.

А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ТРУД - целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой - в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности. Труд есть “...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам” {Маркс К; Энгельс Ф. Соч., τ. 23, с. 195).

Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря ему развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека, расширился круг его восприятий и представлений. Как целесообразная деятельность труд начался с изготовления орудий, становился из-за разделения труда частным, односторонним, отчужденным и монотонным. Обязательными моментами процесса труда являются целесообразная деятельность, или собственно труд, предметы труда и средства труда. В процессе труда люди вступают в определенные отношения между собой - производственные отношения, характер которых определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства. В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (напр., слесаря, портного и т. д.) и создает потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще, независимо от его качественных различий многообразных видов, абстрактный труд, создающий стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее



Рассказать друзьям