Профилактика распространения инфекционных заболеваний среди учащихся. Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ИНСТРУКТАЖ

Профилактика инфекционных заболеваний

ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Воздушно-капельные инфекции (ВКИ) - это инфекции, которые передаются при чихании и кашле. К ним относятся: острые респираторные вирусные заболевания, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха, коклюш, менингококковая инфекция.

  1. Неоценимое значение в профилактике заболеваний имеет закаливание организма. Дети, занимающиеся спортом, гимнастикой, водными процедурами, значительно меньше подвержены заболеваниям и воздействию вируса, и даже если заболеют, то заболевание протекает значительно легче.
  2. Необходимо строгое соблюдение санитарного минимума , как в домашней обстановке, так и в общественных местах. Убирать помещение нужно влажным способом.
  3. Нужно соблюдать личную гигиену: мыть руки с мылом, пользоваться личным полотенцем; следить за чистотой воздуха в помещениях, которые нужно проветривать 3-4 раза в день, не менее 30-40 минут каждый раз, так как свежий воздух губительно действует на вирусы.
  4. Своевременное лечение кариозных зубов и хронического воспаления миндалин также важно для профилактики.
  5. При появлении первых признаков заболевания нельзя посещать школу.
  6. При эпидемии не следует посещать общественные заведения .
  7. Любая инфекция - это большая нагрузка для организма, перенося инфекцию на ногах, вы можете причинить себе большой вред - болезнь может дать тяжелые осложнения.
  8. Больной не должен сам идти в поликлинику, необходимо вызвать врача на дом! Без назначения врача принимать какие-либо лекарства нельзя.
  9. Пытаться с помощью ацетилсалициловой кислоты или анальгина «сбить» температуру не рекомендуется. Повышенная температура - нормальная защитная реакция организма.
  10. Больной должен иметь отдельную посуду, которую необходимо тщательно мыть с хозяйственным мылом.
  11. Немаловажное значение во время эпидемии и до нее приобретают правильный режим питания, калорийность пищи , ее насыщенность витаминами.
  12. Необходимо понимать, что воздушно-капельная инфекция может передаваться на расстоянии 1,5-3 метра. Больному при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком.
  13. При появлении больного в доме рекомендуется надевать четырехслойную марлевую повязку, которая должна закрывать рот и нос.
  14. Не следует долго разговаривать с больным , садиться на его кровать, целовать и т.д. после соприкосновения с больным или его вещами необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Выполнение всех мер, предупреждающих распространение и развитие инфекционного заболевания - лучшее средство в борьбе с вирусом.

ОПАСАЙТЕСЬ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ!

Дизентерия и сальмонеллезы, брюшной тиф, холера, иерсиниозы и пищевые токсикоинфекции , возникающие при попадании в организм различных кишечных бактерий и токсинов очень опасны для здоровья. Как минимум, они вызывают дисбактериоз желудочно-кишечного тракта, брюшной тиф и холера при отсутствии своевременной медицинской помощи могут привести к смерти.

Вполне возможно защититься от кишечных инфекций при соблюдении достаточно простых санитарных правил:

  1. Конечно же, необходимо тщательно мыть руки после посещения туалета, возвращения с улицы, а также перед тем как готовить или употреблять еду.
  2. Необходимо употреблять только кипяченую воду, где бы вы не находились.
  3. Молоко и молочные продукты также могут нести заразу. Именно по этой причине рекомендуется (особенно в жаркое время года) употреблять их только после термической обработки. Молоко прокипятите, творог используйте для приготовления сырников и запеканок.
  4. Мясо, мясные продукты, кур, куриные яйца тоже подвергайте длительной термообработке. Хуже они не станут, но зато вреда здоровью не принесут.
  5. Овощи и фрукты очень нужны организму. Они содержат необходимые витамины и микроэлементы. Но они часто бывают загрязнены различными кишечными бактериями. Не поддавайтесь соблазну съесть их, не отходя от прилавка магазина или рынка. Побалуйте себя только после того, как Вы хорошо вымоете приобретенные овощи фрукты чистой проточной водой.
  6. Защищайте продукты от мух - разносчиков заразы.
  7. Если все же заболеете - значит где-то нарушили достаточно простые правила защиты от болезни. Здесь уже ничего не остается, как срочно обратиться за помощью врача. И не нужно заниматься самолечением. Это ни к чему не приведет, кроме вреда для здоровья.
bn Приложение 1

Анкета

Анонимно (не подписывай себя)

    Моешь ли ты руки с мылом всегда перед едой в столовой? ДА НЕТ

    Употребляешь ли ты еду на переменах, не помыв руки? ДА НЕТ

    Есть ли у тебя в сумке своё средство для обработки рук? ДА НЕТ

    Грызешь ли ты ногти или ручку? ДА НЕТ

    Сделал ли ты в этом году прививку от гриппа? ДА НЕТ

    Что такое педикулёз? _____________________________________________________________________

    Назови самые опасные места в школе,где можно встретиться с инфекцией?____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что надо делать, чтобы не заболеть гриппом? _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какими инфекционными заболеваниями ты можешь заболеть в школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение.

Актуальность темы .

Среди всех заболеваний, встречающихся у детей младшего школьного возраста, наиболее частые - инфекционные заболевания. Этому способствуют скопление большого числа детей в школьном помещении и несоблюдение учениками правил личной гигиены. Ведь школьные книги, тетради, наглядный материал и другие учебные предметы могут стать источниками инфекции. К тому же они самые труднодоступные для обработки.

Я выбрала тему «Почему болеют дети?», потому что считаю эту проблему очень важной, потому что такие инфекции как грипп, приводят к ежегодным массовым вспышкам. Не от всех инфекций можно сделать прививку, например, защититься от кишечной инфекции можно лишь, соблюдая гигиенические правила.

Цель моей исследовательской работы : выявить знают ли и соблюдают ли меры профилактики инфекционных заболеваний мои сверстники - ученики младших классов.

Гипотеза : Соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний зависит от уровня их знаний.

Задачи :

1.Найти в литературе информацию о самых распространенных инфекционных заболеваниях в школе.

2.Изучить их пути передачи.

3.Выявить эффективные методы профилактики инфекционных заболеваний в школе.

Методы исследования :

анкетирование учеников 2-хи 3-х классов моей школы.

Основное содержание.

По данным статистики, взятой из журнала «Педиатрия» за 2015 год, наиболее часто встречаются среди школьников младших классов следующие инфекции:

Острые респираторные заболевания и грипп

Педикулез

Острые кишечные заболевания

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) и грипп.

Причиной этих инфекций являются многочисленные вирусы.

Заразиться этими вирусами можно от больного ученика или сотрудника школы, если они придут в школу с температурой, насморком, кашлем, чиханием. При чихании вирусы распространяются до 3 метров вокруг. При кашле и чихании выделяется частички мокроты с вирусами, которые оседают на ладонях чихающего. Именно их он переносит на дверные ручки, школьные предметы, мебель.

Поэтому самым эффективным методом профилактики ОРЗ и ГРИППА являются:

Частое мытье рук с мылом;

Не дотрагиваться грязными руками до своих глаз;

Не грызть ручки, карандаши и др. предметы;

Не слюнявить пальцы при перелистывании учебника;

Проветривание классов на переменах;

Ежегодно делать вакцину от гриппа.

По результатам моего анкетирования, проведенного среди учеников 2-гои 3-его классов,

на вопрос «Сделал ли ты прививку от гриппа?» из 45 учеников только 16 учеников ответили, что они привились.

Вывод: больше половины моих одноклассников могут заболеть гриппом.

На вопрос «Что необходимо делать, чтобы не болеть гриппом?» из 45 учеников

9-не знают ответа,

17-ответили, что надо мыть руки,

13-ответили, что надо прививаться,

21-ответили, что надо теплее одеваться.

Вывод: не все ученики знают, основной путь передачи гриппа через грязные руки.

Педикулез (вшивость) - это заболевание, при котором на волосистой части головы заселяются вши и питаются кровью человека.

Вши передаются от больного ученика при касании волос, при использовании чужих расчески, резинки, ободка, заколок, при использовании чужой одежды.

В целях профилактики педикулеза:

1.нельзя меняться шапками и шарфами с одноклассниками;

2.нельзя пользоваться чужими заколками, резинками, расческами и не давать никому свои;

3.девочкам с длинными волосами необходимо туго заплетать косы или делать пучок.

По результатам моего анкетирования из 45 учеников младших классов только 6 учеников знают, что такое педикулез и как он переносится.

Вывод : ученики младших классов могут заболеть педикулезом,так как не знают меры профилактики.

Острые кишечные инфекции - очень опасные инфекции, вызываются разными бактериями.

Пути передачи:

    При употреблении зараженной бактериями пищи, которую неправильно хранили или не помыли, например фрукты.

    Через грязные руки, особенно при приеме пищи.

    При употреблении грязной водопроводной воды.

Для профилактики острых кишечных заболеваний необходимо:

    Не пить водопроводную воду, пить только из кулера или из бутылки.

    Всегда мыть руки с мылом перед едой.

    Не грызть ногти.

    Обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

По результатам моего исследования на вопрос «Моешь ли ты руки перед едой в столовой?» из 45 учеников 40-ответили «ДА» и лишь 5 учеников не моют руки.

А вот на следующий вопрос «Моешь ли ты руки перед перекусами на переменах и на улице?» уже 17 учеников ответили, что не моют руки.

Вывод: без контроля со стороны учителей, не моют руки перед едой больше учеников.

На вопрос «Грызешь ли ты ногти или карандаш?» из 45 учеников 10 имеют такую привычку.

На вопрос «Носишь ли ты с собой средства для обработки рук (гель, влажные салфетки) только 12 учеников дали положительный ответ.

Вывод : среди учеников младших классов имеется риск развития кишечной инфекции.

Заключение.

Таким образом, моя гипотеза, что соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний, зависит от уровня их знаний, подтвердилась.

Это доказывают результаты моего опроса, на мой вопрос «С какими инфекционными заболеваниями ты можешь заразиться в школе?» из 45 учеников только

1 ученик ответил - острые кишечные инфекции,

40 учеников написали - грипп,

5 учеников не знают ни одной болезни.

Исходя из результатов моего исследования, предлагаю: повысить уровень знаний учеников младших классов об эффективных методах профилактики инфекционных заболеваний:

1.Повесить большой плакат с изображением кишечной палочки на дверях туалета с вопросом: «А ТЫ СМЫЛ С РУК КИШЕЧНУЮ ПАЛОЧКУ?»

2.Предложить родителям на родительских собраниях обеспечить своим детям собственные средства для обработки рук.

3. В целях повышения уровня знаний учащихся об инфекционных заболеваниях, которыми можно заразиться в школе, и мерах их профилактики провести наглядное выступление в классах начальной школы.

Список литературы .

2.Журнал «Педиатрия»/под ред.А.А.Баранова,В.К.Таточенко,М.К.Бакрадзе.-М.,Союз педиатров России.2015.

Школьная научно-практическая конференция школьников

Секция: Биология

Подсекция: Медицина

Название работы:

Гайнанова Аделя Анваровна

г.о.Тольятти, МБУ «Школа№ 79», 2 «В» класс

Научный руководитель:

Чернова Любовь Борисовна,

учитель начальных классов

Тольятти

Введение:

Актуальность________________________________________________________3

Цель исследования___________________________________________________3

Гипотеза____________________________________________________________3

Задачи______________________________________________________________3

Метод исследования__________________________________________________3

Основная часть:

Острые респираторные заболевания и грипп_____________________________4

Педикулез__________________________________________________________5

Острые кишечные инфекции__________________________________________5

Заключение___________________________________________________________6

Список литературы_____________________________________________________7

Приложение __________________________________________________________8

Описание.

Введение
1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика
2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация
2.1 Первичная профилактика
2.2 Вторичная профилактика
2.3 Третичная профилактика
2.4 Вакцинация
3. Профилактика инфекционных заболеваний в школе
Заключение
Список литературы

Выдержка из работы.

Введение……………………………………………… ……………………...3

1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика… ..5

2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация………8

2.1 Первичная профилактика…………………… ………………………….8

2.2 Вторичная профилактика…………………… …………………………..8

2.3 Третичная профилактика…………………… …………………………..8

2.4 Вакцинация…………………………………………………… …………9

  1. Профилактика инфекционных заболеваний в школе………………...11

Заключение………………………………………… ………………………16

Список литературы…………………………………………………… ……18

Введение

Инфекционные заболевания - это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов . Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью (ядовитостью; лат. virus - яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие - освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу .

Профилактика (prophylaktikos - предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Инфекционные заболевания - не случайные эпизоды, а закономерные явления в истории человеческого общества, которые развиваются и изменяются вместе с ним. На смену одним инфекциям приходят другие, а с ними - новые проблемы их профилактики.

Особую опасность инфекционные заболевания представляют в коллективах (общежитиях, лагерях, школах и т. д.).

Охрана здоровья учащихся, как физического, так и психического, является одной из основных задач работы школы. Поэтому очень важна в школе проводимая профилактика инфекционных заболеваний, просветительская работа среди учащихся и их родителей.

Целью нашей работы является рассмотрение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю вопроса предупреждения инфекционных заболеваний;

Рассмотреть виды профилактики инфекционных заболеваний, вакцинацию, используемые в Российской Федерации;

Рассмотреть мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика

Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую роль сыграло распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины.

Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине профилактической».

В разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с инфекционными болезнями, важную роль сыграли отечественные ученые (П.Н. Бургасов, В.А. Башенин, В.Д. Беляков, Л.В. Громашевский, И.И. Рогозин, К.Н. Токаревич). Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости имеет большое значение в организации профилактических мероприятий по снижению заболеваемости трансмиссивными болезнями. Крупные успехи в изучении вирусологии (В.М. Жданов, Л.А. Зильбур, В.Д. Соловьев, АА. Смородинцев, В.Д. Тимаков, М.П. Чумаков) способствовали совершенствованию системы мероприятий по борьбе с вирусными инфекциями.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Основным принципом деятельности органов российского здравоохранения является профилактическое направление.

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы - общие и специальные.

К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.

  1. мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание (или устранение);
  2. мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи;
  3. мероприятия по повышению невосприимчивости населения.

В настоящее время все профилактические мероприятия разделяются на три основные группы: санитарно-гигиенические, дезинфекционные и дезинсекционные.

1. При кишечных инфекциях с фекально-оральным механизмом заражения (брюшной тиф, паратиф, дизентерия, холера) основными факторами передачи возбудителя служат пища и вода, реже - мухи, грязные руки, предметы обихода. Общесанитарными являются коммунально-санитарные мероприятия, пищевой, школьный и промышленный санитарный надзор, повышение уровня и санитарно-гигиенической культуры населения. А также дезинфекция, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, а также в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты) независимо от наличия инфекционной болезни.

2. При инфекции дыхательных путей (корь, краснуха, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, грипп и др.). Для пресечения путей передачи возбудителя представляет большие трудности. В механизме передачи этих инфекций по воздуху принимают участие бактериальные аэрозоли (капельная и ядерная) и бактериальная пыль, поэтому предупредительными мерами являются санация воздушной среды помещений и применение респираторов. Дезинфекцию производят лишь при скарлатине и дифтерии.

Наряду с повышением общей неспецифической резистентности организма к таким мероприятиям относится специфическая профилактика, заключающаяся в создании искусственного иммунитета (активного или пассивного) против инфекционных болезней.

2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

2.1 Первичная профилактика

Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2.2 Вторичная профилактика

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

2.3 Третичная профилактика

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

2.4 Вакцинация

Вакцинация - введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия. Антигенным материалом могут служить: живые, но ослабленные штаммы микробов; убитые (инактивированные) микробы; очищенный материал, такой как белки микроорганизмов; существуют также синтетические вакцины.

Действенность вакцинации была впервые обнаружена народной интуицией. С древних времён в Индии и Китае практиковалась инокуляция - прививание жидкостью из пузырьков больных лёгкой формой оспы. Недостатком инокуляции являлось то, что несмотря на меньшую патогенность вируса Variola minor, он всё же иногда вызывал летальные случаи. Кроме того, случалось, что по ошибке инокулировался высоко патогенный вирус.

Французскому микробиологу Луи Пастеру удалось целенаправленно ослабить болезнетворность возбудителей других заболеваний и приготовить из них препараты для прививок. В 1881 он создал прививку против сибирской язвы, а в 1885 -- против бешенства.

Именно Пастер предложил называть такие препараты вакцинами, а процедуру их применения - вакцинацией.

В настоящий момент жители России обеспечены бесплатной вакцинацией от многих болезней, однако имеют право отказаться от прививок.

Состав препарата вакцины:

· Антигенный материал;

· Вспомогательные лекарственные вещества (адъюванты), помогающие активировать иммунные клетки (обычно ионы алюминия)

· Консерванты

· Нежелательные примеси, могут вызывать аллергию.

Все вакцины подразделяются на живые, убитые и химические.

Живые вакцины готовят из микробов с ослабленной вирулентностью.

Убитые вакцины получают из культур микроорганизмов, убитых нагреванием, действием формалина или других химических веществ. Убитые (гретые) вакцины применяются против кишечных инфекций, коклюша, сыпного тифа, Ку-лихорадки, энцефалитов. Иммунность и эффективность убитых вакцин - значительно ниже, чем живых. Они создают иммунитет продолжительностью от 6 до 12 мес. И для длительного поддержания невосприимчивости организма к инфекции должны вводиться повторно.

Химические вакцины содержат специфические антигенные компоненты, извлеченные из микробных клеток различными способами. Химические вакцины, состоящие из полных антигенов возбудителей брюшного тифа и парафитов, применяются для специфической профилактики тифо-паратифозных инфекций.

Широкое применение получают ассоциированные вакцины, состоящие из нескольких антигенов и позволяющие вакцинировать одновременно против нескольких инфекций. К ним относятся адсорбированная коклюшно-дифтерийно- столбнячная (АКДС) вакцина, тифо-паратифозно-столбнячная вакцина.

Прививки проводят в плановом порядке, независимо от наличия тех или иных инфекционных болезней. Они могут быть общими, и выборочными, которые делаются лицам профессиональных групп.

Очень важно установление противопоказаний к проведению прививок

Значение предохранительных прививок заключается в снижении заболеваемости среди привитых, а в случае заболевания - в более легком его течении и тем самым снижении летальности.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу;

3. Повышение иммунитета у детей.

Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Основы профилактики инфекционных заболеваний, распространение которых связанно с образованием детских коллективов

2 Эпидемический процесс передача возбудителя заболевания от человека к человеку Источник инфекции Восприимчивый организм Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи микроорганизмов, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида. Существуют три фазы перехода возбудителя из одного организма в другой: 1) выделение микробного агента из организма в окружающую среду; 2) нахождение возбудителя в окружающей среде;



4 Все элементы окружающей среды, участвующие в передаче возбудителей от источника к восприимчивому организму, называются факторами передачи. К ним относятся вода, воздух, почва, пищевые продукты, предметы обихода и другие объекты, на которых могут оказаться возбудители, выделенные источником. Членистоногие, посредством которых осуществляется перенос (передача) возбудителя от источника к восприимчивому организму, называются переносчиками возбудителя.


5 Путь передачи возбудителя - совокупность факторов, участвующих в передаче возбудителя инфекции в определенных условиях, места и времени, составляет. Каждый механизм передачи может реализоваться посредством одного или нескольких путей передачи. Аспирационный механизм это передача возбудителя воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Фекально-оральный механизм передачи может реализоваться водным, пищевым (алиментарным) и бытовым (через контаминированные возбудителем руки и предметы обихода) путями и т.д.


7 Классификация инфекционных По этиологии болезней По основному хозяину По месту локализации возбудителя Вирусные антропонозы Инфекции наружных покровов бактериальные Инфекции дыхательных путей риккетсиозы зоонозы Кишечные инфекции микозы Инфекции кровотока Гельминтозы И т.д. сапронозы Инфекции с множественной локализацией


8 Модификации эпидемического процесса


9 Дезинфекционные мероприятия включают: профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию плановую (ПП) при отсутствии выявленного источника возбудителя инфекции, профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию по эпидемиологическим показаниям (ПЭ), очаговую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию (текущую и заключительную), обеззараживание и стерилизацию изделий медицинского назначения (ИМН), гигиеническую обработку рук.


10 Учитывая эпидемиологические особенности инфекционных заболеваний, при отсутствии выявленного источника возбудителя инфекции, необходимо проводить профилактическую плановую (ПП) дезинфекцию; при выявлении инфекционных больных профилактическую дезинфекцию по эпидемиологическим показателям (ПЭ), текущую дезинфекцию в окружении больного, обеззараживание и стерилизацию изделий медицинского назначения, гигиеническую обработку рук персонала. Проведение заключительной дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах определяется эпидемиологическими особенностями конкретной инфекции.


11 Организация и проведение дезинфекционных мероприятий определяются следующими эпидемиологическими особенностями инфекционных заболеваний: источником (резервуаром) возбудителя инфекции; механизмом передачи возбудителя; биологическими особенностями возбудителя: - выживаемостью на объектах окружающей среды, -устойчивостью к физическим и химическим - обеззараживающим средствам, - патогенностью (опасностью) для человека, наличием специфической профилактики.


12 Основные направления дезинфекционных мероприятий при различных группах инфекционных болезней Кишечные инфекции с фекально-оральным механизмом передачи Инфекции дыхательных путей с воздушнокапельным механизмом передачи Кровяные инфекции с трансмиссивным механизмом передачи Инфекции с множественной локализацией Дезинфекция многочисленных факторов передачи (вода, продукты, посуда, кух.инвентарь, выделения больных В некоторых очагах (туберкулёз) предметы обихода дезинсекция С учётом стадии инфекционного процесса Инфекции наружных покровов с контактным механизмом передачи Предметы обихода (чесотка), бельё, мягкая мебель, ванны (стрептоккоки, эпидермофития

13 Методы дезинфекции Маханические вытряхивание, выколачивание, пылесос, стирка, мытьё, проветривание, вентиляция, фильтрация воды, подметание уменьшение концентрации микроорганизмов -> уменьшение дозы возбудителя Физические уничтожение возбудителя воздействием физических факторов (температура, давление, УФО, радиация): сжигание, прокаливание, обжигание, кипячение, инсоляция Химические- примение химических препаратов, оказывающих бактерицидное, спороцидное, вирулецидное, фунгицидное воздействие. Это окислители, галоидные препараты,четвертичные аммониевые соединения, спирты, альдегиды и др. Комбинированные - физические + химические= газовые камеры:паровые, пароформалиновые, горячевоздушные, газовые (документы, актиквариат)


14 Дезинфекция собственно дезинфекция уничтожение возбудителя во внешней среде Текущая заключительная Механические Физические химические Виды дезинфекции Профилактическая Очаговая Дезинсекция уничтожение членистоногих, участвующих в передаче возбудителя Химические инсектициды, акарициды, рарвициды, овициды. Дусты, эмульсии, суспензии, дыла, мази, растворы, аэрозоли, ядоприманки, карандаши, лаки, краски Механическая Физические Биологические комбинированные Дератизация борьба с грызунами, являющихся источником инфекции Профилактические Истребительные Систематическая = профилактические + истребительные Механические Химические биологические

15 Режимы дезинфекции Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций


16 17.4. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. Рекомендуется один раз в год ковры подвергать сухой химической чистке Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживаются независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека, ежедневно. Горшки моются после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью) При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил. При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся противоэпидемические мероприятия персоналом дошкольной образовательной организации.

17 17.9. В теплое время года засетчиваются окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений допускается использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки) Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. По мере загрязнения их очищают от пыли. Очистка шахт вытяжной вентиляции проводится по мере загрязнения Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных образовательных организаций в присутствии детей Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37 С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе. Пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), используются только в качестве дидактического материала Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируется. Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в шкафах.


18 Белье после употребления складывается в специальный бак, ведро с крышкой, клеенчатый, пластиковый или из двойной материи мешок. Грязное белье доставляется в постирочную (или специальное помещение). Матерчатые мешки стираются, клеенчатые и пластиковые - обрабатываются горячим мыльно-содовым раствором Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки проветриваются непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки и периодически на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны. Рекомендуется один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере Мочалки для мытья детей (число мочалок соответствует количеству детей в группе) после использования замачиваются в дезинфицирующем растворе, промываются проточной водой, просушиваются и хранятся в чистых матерчатых мешках В дошкольной образовательной организации должны проводиться мероприятия, исключающие проникновение насекомых и грызунов. При их обнаружении в течение суток должны быть организованы и проведены мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий.


19 Специфическая профилактика инфекционных заболеваний - - это искусственное создание иммунитета у отдельный людей и на популяционном уровне. Активный с помощью вакцин Пассивный с помощью препаратов, содержащих антитела против какогонибудь возбудителя Искусственное воспроизведение естественных процессов, происходящих в организме при его борьбе с проникшим возбудителем. Не применяется при тех болезнях при которых иммунитет, как защитная функция организма ничтожен или не вырабатывается: грибковые заболевания, гельминтозы, сифилис


20 Современные проблемы вакцинопрофилактики Массовая вакцинопрофилактика остается одним из самых эффективных и доступных средств борьбы и предупреждения инфекционных заболеваний. Основная цель массовой вакцинопрофилактики: снижение заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний, против которых созданы эффективные вакцинные препараты (вирусный гепатит В, дифтерия, корь, столбняк, коклюш, полиомиелит, туберкулез, паротит, краснуха и др.).

21 Важность вакцинопрофилактики была подтверждена на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге при обсуждении вопросов борьбы с инфекционными заболеваниями ВИЧинфекциией, туберкулезом, гриппом, полиомиелитом, корью (в выступлении главного государственного санитарного врача Г.Г. Онищенко). Отмечена необходимость укрепления международного сотрудничества в области надзора и мониторинга за инфекциями, а также интенсификации научных исследований.

22 Основоположниками вакцинопрофилактики являются Дженнер и Пастер. В 19 веке было создано 5 первых вакцинных препаратов: против оспы, бешенства, брюшного тифа, холеры, чумы. В 20 веке было создано уже 32 вакцины (10 комплексных) против 22 инфекционных заболеваний. Благодаря успехам программ массовой вакцинации в мире к 1980 г. была достигнута глобальная ликвидация оспы, за последние годы в большинстве стран мира ликвидирован полиомиелит и планируется к 2010 г. ликвидировать корь.

23 Основные виды вакцин: Живые (аттенуированные) вакцины (против бешенства, туберкулеза, чумы, сибирской язвы, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, желтой лихорадки, натуральной оспы и других инфекций). Инактивированные вакцины (против коклюша, брюшного тифа, холеры, дизентерии, гепатита А и др.). Химические и искусственные вакцины представляют собой очищенные от примесей протективные антигены микроорганизмов, способные вызвать иммунитет. Анатоксины - получены при обезвреживании микробных токсинов с помощью формалина и тепла (дифтерийный, столбнячный анатоксины).

24 Ассоциированные (комбинированные) вакцины защищающие одновременно против нескольких инфекций (АКДС; MMR, Бубо-М и др.). Субъединичные или сплит-вакцины (против гриппа, созданные из отдельных антигенных детерминант геммагглютининов и нейраминидазы). Генно-инженерные вакцины (рекомбинантные) (против гепатита В и новые разрабатываемые вакцины). Вакцины с искусственным адъювантом для усиления иммунного ответа.

25 Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. Создана правовая и нормативная базы в области вакцинопрофилактики. Установлены правовые основы государственной политики в области вакцинопрофилактики: доступность прививок, их бесплатное проведение, контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов, а также права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений, Определяется, что обязательные профилактические прививки проводятся всем гражданам против гриппа, гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок. Декларирует принцип информированного согласия

26 Национальный календарь профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утв. Приказом Минздравсоцразвития от н. Утверждены календари профилактических прививок и по эпидемическим показаниям. Календарь определяет категории и возраст граждан, наименование прививки и порядок проведения. Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими препаратами, зарегистрированными в соответствии с российским законодательством. Допускает вводить инактивированные вакцины, применяемые в рамках 2 календарей, в 1 день разными шприцами в разные участки тела.

27 В случае угрозы эпидемий или возникновения массовых инфекционных заболеваний отказ от прививок для гражданина Влечёт неблагоприятные последствия в виде: ограничения прав на свободный выезд за пределы России (ч. 2 ст. 27), на образование (ст. 43), охрану здоровья (ст. 41), свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ).

28 Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825) 1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов. 6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных. 8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей. 9. Работы с больными инфекционными заболеваниями. 10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний. 11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека. 12. Работы во всех типах и видах образовательных учреждений.

29 Характеристика инфекций дыхательных путей Реализуется воздушнокапельный механизм передачи т.к. возбудитель локализуется в дыхательной системе Пространство в котором оказываются выброшенные при разговоре (чихании, кашле) капельки, проецируется на пол в виде эллипса динамическая проекция, где происходит их оседание

31 Характеристика инфекций кишечных инфекций Основная локализация возбудителя в пищеварительном тракте организма хозяина, Реализуется водный пищевой, контактный путь передачи (примеры вспышек)


Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок 1. Профилактические прививки в рамках национального календаря профилактических прививок

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19.07.2011 г. Оренбург 619-п Об обеспечении мероприятий по предупреждению и ограничению распространения инфекционных заболеваний в Оренбургской

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 марта 2014 г. N 125н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК И КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ

Документ предоставлен КонсультантПлюс Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2014 г. N 32115 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 марта 2014 г. N 125н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" В

Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Зарегистрировано в Минюсте

Приказ Минздрава России 125н от 21.03.2014 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Национальный календарь профилактических прививок Категория и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации Наименование профилактической

Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство здравоохранения Республики Дагестан 367020, г. Махачкала ул. Абубакарова, 10, тел.:67-81-98, факс: 67-90-70 «_28» 05 2014 г. _02-36/_157 О национальном календаре профилактических прививок

Приказ 125н от 21 марта 2014 Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального

Приказ 125н от 21 марта 2014 Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить: o национальный

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" В

Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (ред. от 13.04.2017) "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Зарегистрировано

Азбука здоровья Обновление Национального Календаря профилактических прививок РФ Принят новый приказ, касающийся обновления Национального Календаря прививок (Приказ 125н Министерства Здравоохранения Российской

24 30 апреля Всемирная неделя иммунизации С 24 по 30 апреля 2016 года по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проводится Всемирная неделя иммунизации (ВНИ). Ежегодно в последнюю неделю

Вопросы по эпидемиологии для поступающих магистратуру 1. Понятие об эпидемическом процессе. 2. Дайте понятие факторам эпидемического процесса. 3. Роль социального фактора как развивающий фактор эпидемического

Иммунопрофилактика инфекционных болезней Иммунопрофилактика инфекционных болезней представляет собой систему мероприятий, направленных на ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней

Инструкция разработана в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования

Опыт работы центрального прививочного пункта по иммунизации лиц, выезжающих в страны, неблагополучные по карантинным и другим инфекционным болезням А.В. Иорданян, Г.М. Маненкова, А.С. Ершова, В.Ю. Кудряшова

1. Медицинские осмотры 3.1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники колледжа,

Редакция от 20 дек 2016 Федеральный закон от 17.09.1998 157-ФЗ Об иммунопрофилактике инфекционных болезней Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области инфекционных

Памятка населению «Как защитить себя и других от гриппа» Что вызывает грипп? Возбудители заболевания вирусы гриппа 3 типов: А, В, С. Восприимчивость к данным вирусам очень высока. Гриппом болеют люди всех

Национальный календарь прививок документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии

Министерство здравоохранения Российской Федерации ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 июня 2003 года N 129 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 октября 2016 г. 157 Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-прививки (Минздрав) «Отчет о проведенных

Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях Утверждаю Главный государственный санитарный врач Российской Федерации - Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

Организация и проведение дезинфекционных мероприятий в МКДОУ «Дьяченкоский детский сад «ЗВЕЗДОЧКА» на 2017-2018 учебный год. Дезинфекция - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов

Осторожно, сибирская язва! Сибирская язва - бактериальная инфекционная болезнь с контактным механизмом передачи, поражающая сельскохозяйственных животных и человека. Заболевание известно с древнейших времен

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ ПРИКАЗ от 27 июля 2005 г. N 49 О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЙ

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОМ КАБИНЕТЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1.Настоящее положение разработано на основе методических рекомендаций по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское

1 Зарегистрировано в Минюсте России 16 апреля 2014 г. N 32001 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю заведующий МБДОУ ЦРР детский сад 9 ст. Старощербиновская /С.А. Предит/ 20 Программа производственного контроля на 2017 год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр

Приложение 4 к постановлению администрации Краснозерского Новосибирской области от 21.02.2017г. 173 План мероятий по предупреждению заболеваний сибирской язвой среди людей и животных в Краснозерском районе

Противоэпидемические мероприятия в лечебно-профилактических учреждениях, направленные на профилактику внутрибольничных инфекций, предусматривают дезин фекцию объектов окружающей среды, имеющих значение

Памятка для населения по профилактике острых кишечных инфекций. С наступлением лета резко возрастает заболеваемость острыми кишечными инфекциями. Именно в это время создаются благоприятные условия для

"О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям" www.consultant.ru МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 июня

ЧТО ТАКОЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ? ЧЕМ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СПИДА? ВИЧ-инфекция это болезнь. Ее вызывает ВИЧ вирус иммунодефицита человека. Иммунодефицит состояние, при котором организм не может сопротивляться

Качество и безопасность медицинской деятельности.определения (323-ФЗ от 21.11.2011) Качество медицинской деятельности -совокупность характеристик, отражающих качество медицинской помощи, а также качество

Иммунизация Иммунизация является одним из самых успешных и эффективных по стоимости медико-санитарных мероприятий. Она защищает и предотвращает от осложнений, инвалидности и смертности людей, начиная с

УБОРКИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ Т.В. СОЛОМАЙ, кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Межрегионального управления ¹ 1 ФМБА России, г. Москва Уборки в медицинских

О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Е.А.Исаева Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области e-mail: [email protected] Состояние здоровья

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 04.05.2016 года 4-П "О проведении дополнительной иммунизации контингентов, принимающих участие в обслуживании и питании участников

5 мая Всемирный день гигиены рук Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провозгласила 5 мая Всемирным днем гигиены рук, который проходит под девизом: «Чистые руки спасают жизнь!». Дата «5.05» символ

Клиника ОАО «Медицина» Since 1990 Вакцинация 1 _.indd 1 08.11.2013 10:53:14 Вакцинация в клинике «Медицина» 2 _.indd 2 08.11.2013 10:53:16 Для пациентов Заботиться о здоровье необходимо заранее. В январе-феврале

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики

27 февраля 2002 года N 42-ОЗ ЗАКОН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ БЕШЕНСТВОМ Принят Законодательным Собранием ЕАО 27 февраля 2002

Новые санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы общественных бань и саун утвердил Роспотребнадзор. Они вступают в силу со 2 июня. Отныне

Воспитание здорового поколения. Качественное обновление содержания педагогического образования, предусмотренное Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации. Одной из задач педагогического образования является воспитание здорового поколения: привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом: образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека - в быту и в меняющейся экологической природной) среде.

Требования Государственного стандарта к уровню знаний педагогов включают:

Осознание педагогом здоровья как ценности;

Владение системой знаний о взаимосвязях здоровья человека с социальной и природной средой;

Усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков (умение управлять здоровьем детей), а также правильное поведение в опасных для жизни ситуациях;

Приобретение навыков по оказанию первой медицинскойпомощи.

В Государственном образовательном стандарте содержатся обязательные общепрофессиональные дисциплины, призванные расши-у рить мышление будущих педагогов и сформировать у них правиль­ные понятия и навыки охраны здоровья детей и подростков: s у - возрастная анатомия и физиология; * - основы медицинских знаний и здорового образа жизни; - безопасность жизнедеятельности.

Знание педагогом возрастных особенностей строения, функ­ционирования и регуляции процессов жизнедеятельности отдель­ных органов и систем, а также организма в целом позволяет ему эффективно использовать профилактические гигиенические ме­роприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка.

Организовать игры, занятия физкультурой, труд, питание, со­ставить расписание, провести уроки, оснастить классы светиль­никами, мебелью учителю помогут знания о функциональных возможностях организма, т. е. уровне его здоровья на данном воз-

растном этапе и характере влияния на него факторов экологичес­кой среды. Это позволит предупредить переутомление учащихся, которое лежит в основе развития той или иной хронической па­тологии, часто возникающей уже в школьные годы. Знание зако­номерностей физического и психического развития ребенка не­обходимо педагогам для правильной организации режимов труда и отдыха школьников.

Детскому организму присущи две основные характеристики: рост и развитие. Рост всех тканей и органов протекает с неодина­ковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20 - 22 года, у мужчин в 23 - 25 лет. Рост и развитие протекают тем интенсив­нее, чем моложе ребенок. Первоначальный рост (рост при рожде­нии) удваивается к 5 годам и утраивается к 15. В младшем школь­ном возрасте длина тела увеличивается на 4-5 см, а в период полового созревания - на 6 -8 см в год.



Количественные и качественные показатели роста и развития детей зависят как от биологических (генетических), так и от со­циальных (образ, условия жизни, характер питания и т.д.) факто­ров. Изучение закономерностей роста и развития детей и подрост­ков позволило медикам разделить все детство на несколько пери­одов (см. 2.1).

На практике этапы зрелости индивида можно подразделить на три периода:

До 7 лет (до поступления в школу);

До 14 лет (половое созревание, получение паспорта);

До 18 - 21 года (окончание процессов роста, социальная зре­
лость).

В ходе индивидуального развития организма непрерывно из­меняются морфологические, физиологические и биохимические показатели. Они определяют его функциональную готовность к той или иной деятельности и условиям существования, а также биологическую зрелость.

Физическое развитие. Одним из показателей здоровья человека и его физической работоспособности является физическое разви­тие - процесс изменения морфологических и функциональных признаков, присущих данному человеку, формирующихся под влиянием наследственности (генотип) и экологической среды (фе­нотип). Особое значение показатели физического развития име­ют при оценке состояния здоровья детей.

Физическое развитие характеризуют следующие показатели:

1) соматометрические: рост, масса, окружность грудной клет­
ки, длина и окружность различных частей тела (рук, ног, груди,
голени и т.д.) и головы;



соматоскопические: развитие скелета, форма позвоночника,
грудной клетки, ног и стопы, осанка, развитие мускулатуры и
подкожно-жировой клетчатки, степень полового развития (для подростков), а для дошкольников - появление и смена зубов (оце­ниваются визуально);

3) физиометрические, или функциональные: жизненная емкость легких, мышечная сила, частота дыхания и сердечных сокраще­ний, артериальное давление и др.

Индивидуальная оценка физического развития проводится пу­тем сопоставления данных обследуемого со средними величина-jSlH (стандартами физического развития) для каждой возрастно-половой группы региона проживания. Стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и регио­на проживания ложатся в основу гигиенического нормирования (гигиенические требования к световой среде класса, размерам мебели для дошкольных учреждений и школ, одежде, обуви и всем другим предметам жизни, быта и труда детей и взрослых).

Чем моложе ребенок, тем интенсивнее его обмен веществ, т.е. тем больше требуется ему энергии и белка, которые затрачивают­ся на процессы роста и развития. Эти особенности детей в неблаго­приятных условиях экологической среды (недостаток кислорода, питания, двигательной активности и т.д.) значительно быстрее и #езче сказываются на состоянии здоровья, что в целом приводит к остановке их роста и развития. Кроме того, в детском и подрост­ковом возрасте не совершенны нервная и эндокринная (гормо­нальная) системы, это снижает возможности растущего организма адаптироваться к изменяющейся внешней среде.

Интенсивный обмен веществ, процессы роста и дифференци-ровки тканей у детей и подростков до 14 лет определяют возраст­ные особенности состава крови, низкую мышечную выносливость. G возрастом повышается выносливость при регулярной мышеч­ной тренировке.

Утомление мышц - это временное понижение их работоспо­собности после относительно большой физической нагрузки. Оно обусловлено процессами, происходящими в центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. После отдыха утомление исчезает. Мышечное утомление - нормальный физиологический процесс. Однако чрезмерное мышечное напря­жение вредно сказывается на состоянии организма (особенно сер­дечно-сосудистой системы) и может стать причиной тяжелых па­тологических нарушений.

С состоянием и развитием мышц связаны нормальная осанка и форма стопы. Под осанкой понимается привычное положение тела человека в покое и при движении (ходьба, стояние, сидение, работа). Формирование осанки связано с образованием и закреп­лением условных рефлексов (навыков) позы и начинается в ран­нем детстве под влиянием окружающих (если родители и учителя обращают внимание на осанку и поправляют позу учащихся). Нормальной считается осанка, наиболее благоприятная для функ-

ционирования как двигательного аппарата, так и всего организ­ма. Чтобы исключить вероятность смещения центра тяжести, приводящего к изменению правильного положения таза и его размеров, девочкам противопоказано ношение обуви на высо­ких каблуках.

Следует помнить, что искривление позвоночника не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу внутренних орга­нов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), что приводит к большой затрате сил и быстрому переутомлению как в покое, так и при движении.

Для формирования нормальной осанки большое значение имеет мебель, которой пользуются ребенок и подросток. Кровать ребенка должна быть достаточно жесткой, а рабочее место (стол и стул) - соответствовать его росту. Большое значение имеют системати­ческие физические упражнения, они способствуют развитию дви­гательного аппарата детей, повышают силу и выносливость мышц. Интенсивные умственные и физические занятия в школе (уро­ки труда, физкультуры и спортивные тренировки) могут приво­дить к повышению кровяного давления в конце учебного дня. Во время мышечной нагрузки у подростков и юношей величина максимального кровяного давления может возрастать до 180 - 200 мм рт. ст. Восстановление величины систолического давле­ния после физической нагрузки до исходной величины осуществ­ляется тем быстрее, чем старше ребенок. Работа сердца зависит не только от возраста, но и от общего физического развития, что, в свою очередь, зависит от образа жизни и места в нем двигатель­ной активности.

В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. В этот период поступление поло­вых гормонов в кровь ведет к дополнительному возникновению спазмов сосудов различных областей тела, в том числе сосудов го­ловного мозга и сердца. Все это может стать причиной появления у подростков при чрезмерных физических и психических нагрузках обморочных состояний, нарушения сердечных ритмов и других функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы.

Нормальному росту и развитию организма способствуют фи­зические нагрузки в разумных объемах, улучшающие кровообра­щение, снабжение органов и тканей кислородом и усиливающие обмен веществ. И наоборот, табакокурение, употребление нарко­тиков и алкоголя в этом возрасте усиливают имеющиеся функцио­нальные расстройства и нарушают нормальные процессы роста и развития.

Дыхание - жизненно важная вегетативная функция, которая имеет произвольную регуляцию. Человек может произвольно из­менять ритм и глубину дыхания, задержать его на определенное время, что говорит о влиянии сознания на данную функцию и^обеспечивает тонкое приспособление дыхания к текущим потреб-(||И>стям организма. Такая осознанная (условно-рефлекторная) ре­фляция дыхания у человека развивается в процессе выработки двигательных навыков, особенно совершенствуется она у спорт­сменов в процессе тренировок и проявляется в предстартовом "зменении глубины и частоты дыхания, имеющего приспособи- льное значение к повышенной физической нагрузке.

Грудная клетка в период полового созревания приобретает врму грудной клетки взрослого человека, хотя остается еще мень-ей по размеру. Формирование грудной клетки и типа дыхания канчиваются к 21 году, однако развитие органов дыхания и со-ершенствование его регуляции продолжается и у взрослых лю-ей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные раз-ичия в зависимости от того, занимается ли человек физическим ^Трудом, спортом или ведет малоподвижный образ жизни, курит, Р-употребляет алкоголь.

% . Заболеваемость. Заболевания органов дыхания занимают по ча-4"" стоте первое место во всех возрастных группах. Их возникнове-,*кяие не только связано с наличием соответствующего возбудителя, %$ю и зависит от состояния здоровья человека. В случае ослабле-я защитных сил организма (переохлаждение, переутомление, \|ютощение, травма, курение, алкоголь и т.д.) возникают так на­зываемые простудные заболевания. К их числу относят воспале-Шие носоглотки, гортани и бронхит, которые труднее лечить, чем f предупредить. Закаливание, занятия спортом, предупреждение ох-Ш"Лаждений, индивидуальная профилактика, т.е. ведение здорового Ц. образа жизни, - это эффективные меры предупреждения заболева-* ний органов дыхания.

Органы пищеварения ребенка имеют нежную слизистую обо­лочку, которая обильно снабжена кровеносными и лимфатиче­скими сосудами; этим обусловлены легкость возникновения раз-£дичных воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта более тяжелое их протекание. Определенную роль в возникно­вении этих заболеваний играют малая кислотность желудочного Гсока и небольшая переваривающая сила ферментов, а также не-" достаточно развитая функция печени. Это задерживает обработку " пищи и приводит к тому, что ферментативное разложение пищи заменяется бактериальным с образованием вредных продуктов. Все 1 эти особенности требуют внимания к качеству и гигиеническим условиям питания детей в школе, а также выработки у них правил застольного этикета.

Особенно большое значение в жизнедеятельности организма на любом возрастном этапе имеет взаимосвязанная регуляторная деятельность нервной и эндокринной систем. Среди желез внут­ренней секреции (эндокринных) особое место занимают гипо­таламус, гипофиз и надпочечники, образующие единую гипота-ламо-гипофизарно-надпочечниковую функциональную систему. Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов зависит от функционального состояния этой системы, способству­ющей мобилизации защитных сил организма, что обеспечивается ведением здорового образа жизни.

Функциональное становление гипоталамо-гипофизарно-надпо-чечниковой системы в процессе онтогенеза в значительной степе­ни зависит от двигательной активности детей и подростков, по­этому занятия физической культурой и спортом способствуют развитию адаптационных возможностей детского организма и яв­ляются важным фактором его сохранения и укрепления.

Гормональный баланс в организме человека оказывает сущест­венное влияние на характер его высшей нервной деятельности. В организме нет ни одной функции, которая не находилась бы под влиянием эндокринной системы, в то же время сами эндо­кринные железы испытывают влияние нервной системы, что обес­печивает единую нервно-гуморальную регуляцию процессов жиз­недеятельности. Большинство гормонов способно изменять функ­циональное состояние процессов возбуждения и торможения во всех отделах нервной системы, что может приводить к глубоким нарушениям всей высшей нервной деятельности. Повреждение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и нарушение ее функций чаще всего встречаются в подростковом возрасте и характеризуются расстройствами эмоционально-волевой сферы и морально-этическими проблемами. Подростки становятся грубы­ми, возможна наклонность к воровству и бродяжничеству, неред­ко наблюдается повышенная сексуальность.

Значительное влияние на процессы возбуждения и торможе­ния и работоспособность нервных клеток оказывают половые гор­моны. Недоразвитие половых желез вызывает ослабление нервных процессов и значительные нарушения психики с развитием ум­ственной неполноценности. Все это свидетельствует об огромной роли гормонов в жизни человека, и даже ничтожное их количе­ство в состоянии изменить наше настроение, память, работоспо­собность и пр. Союз нервной и эндокринной регуляторных си­стем, их гармоничное единство являются необходимым условием нормального физического и психического развития детей и под­ростков и связаны с ведением здорового образа жизни.

Ускорение темпов роста в подростковом периоде также связано с усилением функций половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие «физическое развитие» тесно связано с половым созреванием, и его оценка должна проводиться обязательно с учетом степени полового созревания.

Половые гормоны способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процес­сов, общей активности организма. Мышечная сила возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, под­кожного жирового слоя. В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека.

В подростковом возрасте на щитовидную железу и инсуляр-ный аппарат поджелудочной железы ложится основная нагрузка по перестройке обменных процессов в соответствии с новым ка­чеством - переходом от ребенка к взрослому, зрелому человеку. Наследственные и индивидуальные факторы в развитии ребенка определяют, справятся ли эти железы с предъявляемыми к ним повышенными требованиями или же возникнут заболевания эн­докринной железы, проявляющиеся в нарушении обмена веществ.

Чаще всего у подростков можно наблюдать: снижение функ­ций половых желез (гипогонадизм), увеличение (тиреотоксикоз) или понижение (гипотиреоз) функции щитовидной железы и не­достаточность инсулярного аппарата поджелудочной железы, ко­торая сопровождается заболеванием сахарным диабетом. Пред­располагающими моментами в развитии этих заболеваний может стать нарушение рекомендаций здорового образа жизни.

Из болезней обмена веществ, не связанных конкретно с той или иной железой внутренней секреции, следует отметить ожире­ние. У подростков оно встречается довольно часто, однако в по­давляющем большинстве случаев связано не с нарушением функ­ций эндокринных желез, а с обыкновенным алиментарным ожи­рением. В период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек жир откладывается с большей интенсивностью, чем в предыдущие годы, и у некоторых подростков в силу их конститу­циональных особенностей в организме накапливается больше жира, чем требуется. Пониженный расход энергии наблюдается у детей, предпочитающих занятия сидя и пренебрегающих подвижными играми. Ожирение - далеко не безобидное состояние: избыточ­ная масса тела и отложения жира в клетках внутренних органов затрудняют деятельность сердца, нарушают газообмен в легких и тканях, ухудшают работу кишечника и почек. Важно учитывать, что ожирение легче предупредить, чем лечить.

Как сохранить здоровье ребенка. Взрослым, имеющим отноше­ние к воспитанию и образованию детей, нужно помнить, что ребе­нок рождается с далеко не совершенной нервно-эндокринной ре­гуляцией и координацией рефлекторных реакций. Для детей ха­рактерны обилие ненужных движений и неэкономные вегетатив­ные реакции, так как ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга. Нормальное протекание процессов роста и развития ребен­ка, исключающее возможность возникновения срывов процессов адаптации вегетативных и психических функций, возможно при создании условий здорового образа жизни, таких, как рациональ­ное питание, достаточная двигательная активность, рациональные режимы труда и отдыха, активная познавательная деятельность.

Деятельность вегетативной нервной системы происходит вне сферы нашего сознания, однако нарушение ее функционального состояния существенно сказывается на общем самочувствии и эмоциональной реактивности человека: наблюдаются раздражи­тельность, расстройство сна, неадекватность поведения, растор-моженность инстинктивных форм поведения (повышенный аппе­тит, агрессивность, гиперсексуальность).

Координация движений ребенка должна развиваться и совер­шенствоваться постепенно и планомерно. Произвольные движе­ния человека приобретаются в процессе обучения и регулируются корой головного мозга, отдельные участки которой отвечают за деятельность различных частей тела (ноги, руки, голова, лицо, туловище и т.д.).

Наиболее широко вовлекаются в совместную деятельность различные отделы головного мозга при протекании психических процессов, связанных с образованием сложных функциональных. систем, состоящих из большого числа нервных структур, распо­ложенных в различных зонах коры головного мозга и подкорко­вых структурах. Поэтому негативное влияние табака, алкоголя, наркотиков в той или иной степени сказывается на высших пси­хических функциях человека, особенно растущего и находящего­ся в состоянии развития.

Адаптация организма к природным, техногенным и социальным факторам среды обусловлена возможностью формирования у него в процессе жизни индивидуальных условных рефлексов, их мно­гообразием, прочностью и подвижностью, т.е. способностью к изменению, что и составляет приобретенный жизненный опыт человека - его знания, умения, навыки, привычки, вкусы, мане­ры, характер и т.д.

Кора головного мозга - наиболее позднее образование цент­ральной нервной системы, она отвечает за высшие психические функции (память, мышление, речь, воля и др.) и особенно чув­ствительна к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Вот почему факторы, разрушающие здоровье, в первую очередь оказывают повреждающее действие на кору головного мозга, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма и даже к потере уже имевшихся навыков.

Наше время характеризуется тем, что скорость изменения как природной, так и социальной среды в несколько раз превышает

скорость адаптации к ним человеческого организма, это зачастую приводит к срывам адаптационных процессов и возникновению ряда болезней, прежде всего сердечно-сосудистой и иммунно-эн-докринной систем.

Чтобы защитить свой организм от неблагоприятных влияний окружающей среды, поведение человека (и населения в целом) должно быть направлено на сохранение своего здоровья.

Так, для сохранения здоровья (жизни) человек должен питать­ся, т.е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения себя как вида должен размножаться, т. е. удовлетво­рять врожденную половую потребность и потребность воспитать ребенка; для ориентирования во времени и в пространстве - учиться, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потреб­ность; для создания условий обитания и жизни (дом, одежда, обработка земли и т.д.) - работать, т.е. удовлетворять соци­альную потребность, сочетающуюся с потребностью в мышеч­ном движении, и т.д.

Учитель должен знать, что ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. Организм ребенка по сравнению с организмом взрослого имеет существенные различия, делающие его более чувствительным и ранимым к воздействию неблагопри­ятных факторов окружающей среды. Большинство болезней со­матической и психической природы закладываются в детстве и отрочестве. Поэтому от того, в каких условиях происходит рост и развитие ребенка, какие факторы природной, социальной среды воздействуют на него, какой образ жизни он ведет, таким будет его здоровье. Создание благоприятной среды обитания учащихся в условиях школы - условий для труда и отдыха, питания и фи­зической активности - находится в руках педагогов и во многом зависит от их инициативы, основанной на понимании приори­тетной роли здоровья для молодого поколения.

Особенно следует подчеркнуть, что психические функции и социальная зрелость существенно отстают от анатомической и физиологической зрелости, что проявляется в незрелости мышле­ния, неспособности самостоятельно принимать решения, когда поведение детей и подростков подражательно и они склонны к внушению. Психика детей впитывает как губка все то, что их окру­жает: поступки, привычки, вкусы других людей становятся предме­том для подражания. Именно поэтому так важно правильно форми­ровать у них понимание здорового образа жизни, когда самой боль­шой ценностью является здоровье - свое и окружающих.

Поскольку любое поведение находится под влиянием окружа­ющей среды, то и поведение здорового образа жизни можно при­вивать и воспитывать. Но это требует усилий со стороны всех окру­жающих взрослых. Только тогда, когда родители, учителя, друзья, родственники своим примером будут утверждать здоровый образ

жизни как норму, можно будет существенно изменить в лучшую сторону здоровье наших детей, а значит, и будущее страны.

Человек индивидуален по своим наследственным качествам, стремлениям и возможностям. Поэтому система его жизненных установок и пути их реализации также индивидуальны. Чтобы быть здоровым и успешным, нужны собственные постоянные усилия, определяемые знаниями о факторах, формирующих и разруша­ющих здоровье, что, как и другие знания, должно закладываться в школе. Роль учителя здесь огромна. Именно родители и учителя являются главными примерами для подражания, их поступки и действия порой запоминаются на всю жизнь.

Вопросы и задания

1. Какой физиологический механизм лежит в основе определения
здоровья и болезни?

2. Дайте определение понятия «здоровье», принятого Всемирной орга­
низацией здравоохранения.

3. Перечислите, какие показатели характеризуют индивидуальное и
коллективное здоровье.

4. Какие факторы влияют на индивидуальное и коллективное здоровье?

5. Как называется форма поведения, позволяющая использовать про­
шлый опыт для решения новых задач?

6. Дайте характеристику условным рефлексам и укажите условия, в
которых происходит их формирование.

7. Что является результатом деятельности функциональной системы
любого уровня?

8. Дайте определение понятиям «функциональная система саморегу­
ляции» и «функциональная система поведения».

9. Назовите врожденные биологические потребности и врожденные
(инстинктивные) формы поведения.

10.Определите роль потребности и мотивации в формировании при­
обретенного индивидуального поведения человека.

11.Дайте определение здорового образа жизни с позиций теории
функциональных систем поведения.

12.Определите роль памяти в формировании индивидуального пове­
дения.

13.Сформулируйте основные принципы поведения с целью обеспе­
чения личной безопасности человека.

14.Перечислите основные периоды роста и развития детей и под­
ростков и их отличительные морфофункциональные особенности.

15.Какие закономерности роста и развития организма детей и под­
ростков вы знаете?

16.Какие факторы наследственности и окружающей среды влияют
на рост и развитие детей и подростков?

17.Перечислите факторы экологической среды человека и их роль в
формировании его здоровья.

II

ЧАСТЬ

ФАКТОРЫ СРЕДЫ,

ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

В этой части мы знакомим читателя с принципами формирова­ния здорового образа жизни - ведущими факторами, формирую­щими здоровье человека.

Напомним, что здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения, направленная на рациональное удовлетворе­ние биологических (пищевая, двигательная, познавательная, по­ловая и т.д.) и социальных (профессионализм, уровень образова­ния, уровень жизни, наличие работы, семьи и т.д.) потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профи­лактике болезней и несчастных случаев.

Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимуще­ственно от образа жизни семьи, в которой он воспитывается, то в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды. Поведение подростков мотивировано уже не только биологичес­кими, но и социальными потребностями, к которым можно отне­сти моду на какие-то пищевые предпочтения или диеты, пренеб­режение правилами безопасного репродуктивного поведения, чрез­мерное увлечение каким-либо одним видом деятельности (напри­мер, работой на компьютере), нерациональное построение режи­мов труда и отдыха и т.д. Все эти формы неправильного с точки зрения сохранения здоровья поведения приводят к возникнове­нию самых разных заболеваний, избавиться от которых очень слож­но, а порой просто невозможно.

Здоровье дается человеку от рождения, но, чтобы сохранить его на всю жизнь, он должен с раннего детства и до глубокой старости постоянно заботиться о его укреплении.

Однако у человека много соблазнов и велико стремление к при­ятным ощущениям, для многих это связано с тем, что не требует напряжения и усилий. Вместе с тем приятное для человека часто является неприятным для его собственного организма.

Основа здорового образа жизни - выбор полезного приспосо­бительного поведения: закрепление привычки сделать полезное при­ятным, уметь отказаться от моды и собственных желаний во имя нужного для организма вида деятельности. Следует с детства фор­мировать у ребенка и подростка понятия о том, что здоровый образ жизни требует от человека работы, а праздный - всегда влечет за собой ухудшение здоровья.

ГЛАВА 4 ПИТАНИЕ



Рассказать друзьям