Социальные права детей-инвалидов в рамках законодательной базы российской федерации. В законодательстве, регулирующем медицинское обслуживание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Детство является самым светлым и ярким периодом жизни практически каждого человека. Но, порою случается так, что отпрыск рождается или становится не совсем полноценным.

Конечно, детство таких малышей существенно отличается от детства обычных детишек. Поэтому, государство старается помочь им, так как по жизни они уже ущемленные лица.

Власти нашей страны разработали множество льгот и пособий, которые предоставляются детям с отклонениями. Они относится к незащищенной категории граждан, поэтому имеют свои индивидуальные привилегии по конвенции о правах детей инвалидов.

Дополнительно на законном уровне установлены льготы для семей с такими детишками. Кроме всего этого, они имеют равные .

Детьми с ограниченными возможностями считаются лица, не достигшие восемнадцати лет и имеющие различные отклонения физического и психологического плана. Подобные нарушения не дают шанса детям жить полноценно, как остальным малышам.

Инвалидом несовершеннолетнее лицо может признать только специальная комиссия. Она находится в государственном учреждении медицинской социальной экспертизы в населенном пункте проживания отпрыска. Документы на эту процедуру подают родители либо опекающие малыша лица.

Условия, при которых малыш признается инвалидом:

  • присутствие сбоя функции организма связанное с заболеванием либо травмами и дефектами;
  • отсутствие самостоятельного обслуживания: двигаться, учиться, работать;
  • необходимость в реабилитации.

Детям инвалидность утверждается на один, два, пять лет либо до восемнадцатилетнего возраста. После чего, такой отпрыск обязан пройти процедуру переосвидетельствование повторно.

Несовершеннолетнее лицо официально признается инвалидом с дня регистрации соответствующего статуса и получения удостоверения. Законодательством утверждены определенные права и льготы детей инвалидов.

Права детей с ограниченными возможностями

Государство позаботилось об этой незащищенной категории лиц и предусмотрело ряд индивидуальных прав и льгот для них.

Конвенция о правах детей инвалидов содержит основные пункты, регламентирующие привилегии несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями.

Права ребенка инвалида на жилье . За счет государства семьи с такими отпрысками обеспечиваются жильём в первую очередь, если присутствует нужда.

Порядок его предоставления регламентирует на региональном уровне. Обычно устанавливается норма квадратных метров на одного члена семьи.

Права ребенка инвалида на образование . Государство обеспечивает всех детей нашей страны образованием. Оно общедоступно. Сейчас бесплатно можно получить образование такому несовершеннолетнему лицу в следующих учреждениях:

  • детский сад;
  • средние образовательные учреждения;
  • высшие учебные заведения.

Права ребенка инвалида в школе связаны с тем, что он может обучаться: как в стандартном, так и коррекционном заведении.

Дополнительно такому малышу оказывается психолого психологическая помощь.

Тоже касается и права ребенка инвалида в детском саду. Такой малыш вправе посещать дошкольное учреждение со всеми детишками.

Права ребенка инвалида в поликлинике намного больше, чем у обычного малыша. Такие дети вправе получать безвозмездно:

  • лекарства по рецепту доктора;
  • санаторное лечение один раз в год, в том числе оплата проезда туда и обратно;
  • медицинские принадлежности;
  • медицинское лечение.

Также существуют и другие права детей инвалидов в России:

  • на получение информации;
  • на трудовую деятельность;
  • на социальную реабилитацию и обслуживание;
  • полноценное участие в культурных мероприятиях;
  • на алиментное содержание;
  • на достойное проживание и обеспечение;
  • федеральные и областные выплаты.

Государственные власти признают, что такие дети должны наравне с другими людьми вести достойный образ жизни. Это обеспечит их достоинство и будет способствовать уверенности, что облегчит пребывание в обществе. Поэтому, права детей инвалидов в РФ регламентируются законодательство довольно широко.

Какие льготы предоставляет государство

Детишки, у которых есть отклонения, относится к одной из самых незащищенных категорий лиц. Поэтому, государство старается помощь таким семействам. Существует ряд льгот и дотаций, предоставляемых этой категории лиц.

Пенсионные

Детям с ограниченными возможностями положена пенсия, размер которой зависит от сложности инвалидности. Эти выплаты оформляет родитель либо опекун один раз. Впоследствии деньги поступают ежемесячно на указанный в заявлении банковский счет.

Лицо, ухаживающее за таким малышом, получает доплату в сумме шестьдесят процентов от минимальной зарплаты. Родитель, воспитывающий такого малыша вправе пойти на пенсию с пятидесяти лет, если его стаж труда пятнадцать лет.

Жилищные

Кроме того, что детишки с отклонениями имеют первостепенное право на жилье, государство предоставляет им еще ряд льгот этого уровня:

  • скидка пятьдесят процентов на платежи по коммунальным платежам;
  • такие семейства ставят первыми на очереди в получении жилого помещения.

Транспортные

Семьям с такими детишками предоставляется право безвозмездного проезда на городском транспорте. Исключения составляют такси. В период с первого октября по пятнадцатое мая ежегодно, дети с ограниченными возможностями вправе использовать скидку пятьдесят процентов на покупку билетов междугороднего транспорта.

Когда в семье есть малыш от пяти лет, с нарушениями опорно двигательного аппарата, государство может обеспечить ее специальным оборудованным автомобилем. Кроме того, такой автомобиль освобождается от транспортного налога.

Трудовые льготы предоставляются матерям, ухаживающим за детишками с ограниченными возможностями младше шестнадцати лет. Женщина вправе трудиться неполную рабочую неделю по закону.

Работодатель оплачивает работу пропорционально отработанных часов.

Нельзя привлечь такую женщину к сверхурочной работе и командировке без ее разрешения. Уволить мать отпрыска с ограниченными возможностями можно только при общей ликвидации предприятия.

Налоговые

Когда в семействе есть отпрыск с ограниченными возможностями оба родителя вправе претендовать на двойной налоговый вычет. Родители такого малыша вправе подать декларацию на возврат НДФЛ за дорогое лечение. Если такой малыш является собственником недвижимости, он освобождается от оплаты налога на имущество.

Льгота на поступление в ВУЗ предоставляется несовершеннолетнему лицу, если он прошел вступительные экзамены.

Детишек с ограниченными возможностями зачисляют в высшие учебные заведения вне конкурса.

Для этого при сдаче документов требуется принести справку об установленной инвалидности.

Существует множество льгот для семей имеющих отпрысков с ограниченными возможностями. Чтобы их оформить, требуется обращаться в соответствующие инстанции.

К примеру, налоговые льготы оформляются в инспекции по месту проживания. При этом для каждой из льгот придется подтвердить наличие инвалидности удостоверением либо справкой.

Ни одна инстанции не вправе отказать в предоставлении льгот. В противном случае родитель или опекун может подать жалобу на ущемление прав несовершеннолетнего лица с отклонениями.

Защита прав детей с ограниченными возможностями

Права детей инвалидов и их родителей устанавливаются на законодательном уровне. При этом контролируют их исполнение родители и опекуны. Когда происходит ущемление прав таких детей, следует обратиться в вышестоящую организацию с жалобой.

Защита прав детей инвалидов проходит через суд. Виновные лица, отвечают по статье 32 ФЗ 181 от 24 ноября 1995 года .

Все споры и разногласия относительно детей с ограниченными возможностями и нарушения их прав разбираются в судебной инстанции на основании заявления истца.

Дети с ограниченными возможностями являются одной из самых уязвимых категорий людей, поэтому законодатель предусмотрел права ребенка инвалида и льготы. Также же государство обеспечивает защиту таким семьям.

Заключение

Лица с ограниченными возможностями в жизни сталкиваются со многими проблемами. Им сложно их решить без помощи и поддержки родных и близких людей.

Но, существует много таких детишек, которые оставались без опеки родных людей. Им намного сложнее жить, поэтому основная задача властей сделать их существование комфортным и безопасным.

Такие дети должны понимать, что для них есть место в жизни. Они смогут трудиться и получить жилье, когда вырастут. Поэтому государство устанавливает права детей инвалидов на жилье и другие льготы

Конечно, это не решает всех проблем. Взрослому человеку сложно сталкиваться с безразличием, что уж говорить о таких детях. Ведь они намного ранимей обычного человека. Дополнительно государство осуществляет защиту прав ребенка инвалида, но для этого опекун должен обратиться в суд.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Конвенция - первый документ о правах человека в новом тысячелетии - должна принести концептуальные изменения в отношении к инвалидам, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод . Документ закрепляет социальный подход к инвалидности, каждая его статья направлена на защиту от дискриминации и на включение инвалидов в общество.

Первоначально с идеей принятия Конвенции соглашались немногие, так как считалось, что существующих механизмов защиты прав человека для инвалидов вполне достаточно. Однако поддержка общественных организаций и мониторинг соблюдения прав человека в отношении инвалидов способствовал признанию необходимости разработки отдельного документа о правах инвалидов. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., после ратификации 20-й страной. 5 августа 2008 г. Президент Дмитрий Медведев подписал Распоряжение «О подписании Конвенции о правах инвалидов» .

Конституция РФ (п. 4 ст. 15) декларирует примат международного права, и российское законодательство в соответствующей области должно опираться на подписанные Россией международные договора и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права . Перечислим кратко основные международные документы и соответствующие их статьи и разделы, которые можно условно считать необходимым минимумом такого рода в сфере, касающейся прав и жизненного устройства детей-инвалидов: они формируют правовую позицию международного сообщества по этим вопросам -- позицию, к которой законодательно присоединилась современная Россия. К этим документам относятся:

1. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.): Принципы 5, 7,10;

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.): статья 1.1, пп. a), d); статья 3, пп. a), d); статья 4, п. с); статья 9;

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.): статья 2, п. 1; статья 23, пп. 1-3; статья 28, пп. 1 а), 2; статья 29, п. 1 а), d), п. 2; статья 31, пп. 1, 2; статья 39;

6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года: Задачи, п. 11; Обязательства, пп. 6-7;

7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96): Введение, ст. 23; Правило 2. Медицинское обслуживание, п. 5; Правило 3. Реабилитация, пп. 2-3; Правило 6. Образование, абзац 1, пп. 1, 2, 4-6, 8; Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности, п. 1; Правило 15. Законодательство, п. 2.

С 1992 г. на федеральном уровне было принято более 3000 нормативных правовых актов (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств), направленных на защиту интересов детей-инвалидов. Важные положения содержатся, после Конституции, в Семейном кодексе, «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (определившие доступность и порядок оказания медицинской помощи) , законах «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» , «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (регламентирующий, в частности, выплату социальных пособий, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг и т. д. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида) , «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) , а при отсутствии такой возможности -- в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; таким образом законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Такие дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

Государство возлагает на опекуна (попечителя) ребенка обязанность воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. К сожалению, законодательством не предусмотрено никакого ограничения числа подопечных детей у одного опекуна (см. раздел «Изменение положения детей в психоневрологических интернатах»).

Качество жизни в семье государство поддерживает системой социальных льгот. Так, например, в соответствии с законодательством, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Ребенку-инвалиду и сопровождающему предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Родителям компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств; по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Существует также ряд льгот и дополнительных прав для таких семей в сфере жилищного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

Особое значение для семьи детей-инвалидов имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» и «Об образовании», впервые в отечественной практике создавшие юридическую основу и определившие механизмы для интеграции детей с нарушенным развитием в общество. В этих правовых актах государство закрепило свою обязанность обеспечить детей-инвалидов необходимыми им образованием и реабилитацией. Причем оно готово выполнить это обязательство двумя способами.

1. В «натуральной» форме -- непосредственным предоставлением необходимых реабилитационно-образовательных услуг в государственных учреждениях.

2. В денежной форме (компенсация) -- если в данном регионе необходимые услуги государством еще не оказываются или если родители нашли более качественные услуги вне рамок государственной системы реабилитации и образования и оплатили их сами.

Таким образом, закон, имея в виду дефицит необходимых услуг для некоторых категорий детей в государственном секторе, обеспечивает право семьи на выбор способа получения услуг. Подобное законодательство, с одной стороны, призвано способствовать росту и развитию реабилитационно-образовательной инфраструктуры, а с другой -- дает возможность родителям находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана. Столь либеральная правовая модель свидетельствует о высокой степени понимания ситуации законодателем и осознания своей ответственности за тех членов общества, которые нуждаются в максимальной помощи и особой заботе государства. Более того, законодатель с уважением относится к семье, предоставляя ей возможность проявить ответственность и самостоятельность в поиске и выборе услуг, приносящих наибольшую пользу ребенку. Приняв основополагающие в этой области законы, государство задало определенные рамки для конструктивного взаимодействия органов социальной защиты и образования с семьей, чтобы обеспечить особому ребенку воспитание, образование, необходимую реабилитацию, профессиональную подготовку -- все, что вкладывается в понятие «нормальная жизнь».

Статьей 18 названного закона установлены требования к воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, а также на дому. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Порядок зачисления ребенка-инвалида в образовательное учреждение прямо законом не оговорен, в связи с чем оно осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

Статьей 17 этого же закона определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств .

Аналогичным образом для семей, имеющих детей-инвалидов, законодательством предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление вышеуказанных льгот носит заявительный характер, то есть предусматривает самостоятельное обращение граждан по данному вопросу в органы местного самоуправления по месту их жительства.

Согласно Конституции, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .

Очевидно, что для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

В соответствии с законом № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» .

Организация и осуществление реабилитации ребенка-инвалида, а также возмещение семье затрат на реабилитационные мероприятия базируется на механизме составления и выполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР), понятие, содержание и назначение которой определяется статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ как «комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности» .

Составление ИПР -- установленный законом универсальный механизм определения комплекса реабилитационных услуг, необходимых инвалиду. Служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), на которую государство возложило эту обязанность , в лице соответствующих бюро (БМСЭ) обязана в месячный срок с момента установления инвалидности (или очередного переосвидетельствования) оформить инвалиду карту ИПР. В карту ИПР должны быть внесены все мероприятия медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, которые жизненно необходимы инвалиду для максимального развития его способностей и реализации возможностей и которые имеют конечной целью наиболее полную интеграцию инвалида в обществе. Таким образом, в соответствии с законом ИПР является своеобразным «реабилитационным паспортом» инвалида, куда вносятся все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, и определяется их исполнитель (организация или частное лицо). Если включенные в ИПР реабилитационные услуги уже получены и оплачены инвалидом, либо заключен договор на их оказание и выставлен счет, закон предусматривает непосредственное оформление и получение компенсации.

Однако Правительством РФ до сих пор так и не принята Федеральная базовая программа реабилитации -- гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств бюджета, и соответственно, не определен объем гарантированных государством реабилитационных мероприятий. Таким образом, в России на сегодняшний день гарантируется реализация всех включаемых в ИПР реабилитационных мероприятий, и оплата их за счет средств инвалида должна возмещаться государством.

В понятие «социальное государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка на бесплатное образование. Тем самым, государство, как и в случае реабилитации, приняло на себя обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств .

В настоящее время крайне остро стоит проблема реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования .

В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Правительство РФ установило размеры компенсаций затрат родителей при обучении детей-инвалидов на дому или в негосударственных образовательных учреждениях в рамках, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов, где обучаются различные категории детей (с нарушениями и без них). Норма похожего содержания включена и в Закон РФ «Об образовании» , она дает право на оформление «семейного» образования и аналогичной компенсации для любого ребенка школьного возраста, не обучающегося в государственном образовательном учреждении, вне зависимости от того, где и каким образом родители осуществляют его обучение.

В Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 говорится: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов .

Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Специальное образование - это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.

В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество .

Следует отметить, что в вышеупомянутом Письме Министерства образования и науки РФ рассматриваются, по сути, вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение». Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование». «Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей» .

В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится «новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни»; «понятие инклюзии по содержанию означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий» .

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения, что имеет место в настоящее время. «Принцип инклюзивного образования означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность» .

С точки зрения права, «инклюзивное (включающее) образование можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права детей с ограниченными возможностями на образование. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное (а не формальное) равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик» .

Таким образом, основные права детей-инвалидов определены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество.

Права российских инвалидов в первую очередь регулируется российским законодательством. Кроме этого, существуют и международные документы, которые охраняют права инвалидов. Так, «Конвенция о правах инвалидов» направлена на всестороннюю защиту людей с инвалидностью. Стоит заметить, что Конвенция и другие подобные документы международного значения, должны быть приняты официально конкретной страной и ратифицированы. Тем не менее, каждое государство определяет права инвалидов согласно международной практике и с учетом социально-культурной специфики страны.

В России инвалиды имеют права практически во всех социальных и общественных сферах:

  1. В трудовом законодательстве;
  2. В жилищном законодательстве;
  3. Гражданском и семейном законодательстве;
  4. В законодательстве, регулирующем образование граждан;
  5. В законодательстве, регулирующем медицинское обслуживание;
  6. В законодательстве, регулирующем деятельность культурных учреждений;
  7. В законодательстве, регулирующем сферу социального обслуживания;
  8. В пенсионном законодательстве;
  9. В юридической и налоговой сферах.

Права инвалидов в области трудового законодательства

  1. (1, 2 группы) положен семичасовой рабочий день (или 35 часов в неделю) с получением полной зарплаты.
  2. Работнику-инвалиду работодатель обязан предоставить трудовой отпуск протяжённостью в тридцать календарных дней. В дополнение к этому инвалид может в течение года брать неоплачиваемый отпуск (общая сумма отпускных дней не может превышать 60 дней).
  3. Работодатель не имеет права привлекать работающих инвалидов на сверхурочные, ночные и иные работы без письменного на то согласия работника.
  4. Инвалидам, которым необходимы особые трудовые условия, работодатель должен оснастить рабочие места устройствами, организовать им рабочее место, отвечающее положениям, прописанным в программе реабилитации.
  5. Работодатели должны держать квоты на рабочие места для инвалидов, этим обеспечивается трудовая деятельность инвалидов.
  6. Работодатель не может увольнять и сокращать сотрудников с инвалидностью во время сокращения штатов или численности работников.

Права инвалидов в области жилищного законодательства

1.Права на дополнительную жилплощадь имеют:

  • в активных формах (любых органов и систем);
  • , при которой необходимо обязательное наблюдение врачей;
  • Инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на колясках;
  • Инвалиды, перенесшие трансплантацию костного мозга и внутренних органов;
  • Инвалиды с тяжелым поражением почек.
  1. Инвалидам предусмотрено право получить жилплощадь по льготной очереди.

3. Инвалиды имеют право на 50%-ю скидку при оплате коммунальных услуг.

  1. Инвалиды имеют право в первую очередь получить для ведения садоводческих работ, подсобного хозяйства. При этом участок должен находиться на максимально близком расстоянии от места проживания инвалида.

Права инвалидов в гражданском и семейном законодательствах

  1. При процедуре наследования инвалид имеет право на обязательное получение наследства (даже если он не указан в завещании) не меньше 2/3 от общего наследства. Если завещание не составлялось, то инвалиду причитается наследство в равных долях с остальными наследниками.
  2. В случае развода с супругом инвалид имеет право на получение алиментов от бывшего супруга, т.е. на материальное содержание.

В законодательстве, регулирующем образование граждан

1. Дети с инвалидностью имеют право на посещение специальных (коррекционных) образовательных – дошкольных, школьных – учреждений, если есть на это медицинское и педагогическое заключение.

2. При обучении в общеобразовательных учебных заведениях дети с инвалидностью имеют право на обеспечение их спецсредствами для получения образования, на обучение по специальной программе, на обеспечение свободного доступа в учреждение и его помещения с помощью архитектурных решений (пандусов, поручней, автоподъёмников и прочих средств).

3. При поступлении в профессиональное учебное заведение абитуриенты с инвалидностью имеют право на зачисление их вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов.

4. Студенты с инвалидностью имеют право получать специальные технические средства (слепые – тифлотехническими средства, учебники шрифтом Брайля), а также на обучение по , на получение социальной стипендии.

5. При сдаче экзаменов студенты с инвалидностью имеют право получать дополнительное время для подготовки ответа.

В законодательстве, регулирующем медицинское обслуживание

1. Инвалиды пользуются правом на льготное лекарственное обеспечение. Это значит, что согласно заболеванию, в результате которого приобретена инвалидность, инвалид может получать бесплатные лекарства по специальному перечню.

2. Один раз в год инвалиды получают в профильный санаторий с оплатой проезда в две стороны.

3. Инвалиды пользуются правом бесплатного протезирования, обеспечения.

4. Инвалиды получают бесплатно медико-технические средства, предметы личной гигиены согласно ИПР.

В законодательстве, регулирующем деятельность культурных учреждений

1. Инвалиды имеют право посещать ряд учреждений культуры на льготных основаниях. К примеру, в музеях билет приобретается или с 50%-й оплатой или вход для него бесплатен.

2. Граждане с инвалидностью имеют право на беспрепятственный доступ в социокультурные учреждения, которые обязаны обеспечить входы специальными архитектурными и техническими приспособлениями (пандусы, подъёмники и так далее).

3. Инвалиды могут воспользоваться правом получать информацию в доступных форматах ( во время просмотра телеперадач обеспечиваются сурдопереводом и бегущей строкой; слепые и слабовидящие в библиотеках имеют возможность получать книги в специальных форматах).

Права инвалидов в области социального обслуживания

Инвалиды могут воспользоваться следующими услугами:

  • Социальным обслуживанием на дому;
  • Социальным обслуживанием в рамках дневного (ночного) стационара;
  • Пребыванием в пансионатах, домах-интернатах и подобных учреждениях;
  • Срочным обслуживанием;
  • Консультативной помощью в целях адаптации, социализации.

Права инвалидов в пенсионном законодательстве

1. Инвалиды, не наработавшие страхового стажа, получают до момента достижения ими пенсионного возраста.

2. Инвалиды, которые наработали хотя бы один день страхового стажа, получают трудовую пенсию по инвалидности.

Права инвалидов в юридической сфере и налоговом законодательстве

1. Инвалиды освобождены от выплаты налогов на недвижимость, при подаче иска до одного миллиона рублей, на земельные участки.

2. Инвалид имеет право бесплатно воспользоваться юридической помощью.

3. Работающие инвалиды имеют право воспользоваться социальным налоговым вычетом (размер 500 рублей).

Для некоторых категорий граждан РФ предусмотрены привилегии и льготы. К подлежащим государственной помощи относятся инвалиды первой группы. На законодательном уровне установлен ряд мер по их социальной поддержке, позволяющий улучшить качество жизни. Инвалиды нуждаются в ежедневной помощи, кроме того, состояние их здоровья требует значительных денежных средств на медикаменты и медицинские процедуры. В связи с этим были разработаны льготы инвалидам 1 группы в 2018 году, помогающие поддерживать достойный уровень их жизни.

1 группа инвалидности

К числу людей с первой группой относятся те, кто получил непоправимые телесные повреждения либо имеют врожденные физические ограничения для полноценной жизнедеятельности. Ограниченная дееспособность человека может возникнуть вследствие тяжелого заболевания или травмы. Кроме этого, 1 группу получают люди, не способные самостоятельно ориентироваться в пространстве, требующие специального ухода со стороны других людей.

Из написанного выше следует точное определение, кто относится к первой группе: люди, которые не способны к самостоятельному обслуживанию и уходу за собой. Такие лица не могут самостоятельно приготовить себе еду, выполнить гигиенические процедуры, свободно перемещаться в пространстве (из-за нарушения опорно-двигательного аппарата). Для помощи им нужен опекун, которым зачастую становится родственник (для ребенка – родитель).

Если у человека дезориентация в пространстве, первую группу инвалидности ему дают лишь на 2 года, после чего проводится повторное обследование, на основании которого ее продлевают или нет. При наличии перечисленных нарушений у несовершеннолетнего гражданина, ему присваивается статус «инвалид детства первой группы». В России ежегодно происходит соответствующая индексация ежемесячных выплат для незащищенных категорий граждан: повышение в 2018 году составит 4-5%.

Права инвалидов 1 группы в России

Статус инвалида первой группы определен Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. Согласно данному документу, инвалидность присваивают лицу с нарушениями функционирования органов и систем, вызванных течением заболеваний или травмами. Вследствие этого происходит ограничение жизнедеятельности, что вызывает необходимость реабилитации и мероприятий социальной защиты.

Основное право лиц с инвалидностью заключается в социальной защите. Согласно действующему законодательству государства, это неотъемлемое право недееспособных, малоподвижных людей. Поскольку инвалидность 1 группы дается лицам, имеющим тяжелые расстройства здоровья и работы организма, меры по соцзащите по отношению к таким людям являются крайне необходимыми. Это гарантии со стороны государства в обеспечении правовых. экономических, социальных мер в отношении поддержки недееспособного лица в процессе его жизнедеятельности.

Мероприятия, касающиеся социальной защиты, направлены на максимально возможную реабилитацию лица, на компенсацию ограничений, вызванных состоянием здоровья. Данные меры должны максимально приблизить возможности лица с инвалидностью к возможностям здорового человека. Правами инвалида 1 категории в других областях являются:

  • право на медицинскую помощь;
  • на доступ к информации (обеспечивается изданием книг для слепых/слабовидящих, аудио-изданий, предоставлением доступа к технике улучшения слуха, специализированным услугам тифлосурдо- и сурдопереводчиков);
  • на проектирование новых зданий и сооружений, обеспечивающих беспрепятственный доступ лицам ограниченно дееспособным (установка пандусов в зданиях, специальные места для парковки автомобилей, пр.);
  • на доступ к объектам социальной инфраструктуры города (любые социальные, административные, торговые учреждения обязательно оборудуются пандусами, сами недееспособные граждане обеспечиваются собаками-поводырями, инвалидными колясками, помощью соцработников);
  • на образование (предлагается проходить обучение на дому, образование положено бесплатно);
  • на получение жилья (кроме обеспечение жилплощадью, лица с ограниченной дееспособностью имеют право на льготные коммунальные тарифы);
  • на труд (обеспечивается сокращенной длительностью трудовых часов – 35 в неделю и 7 часов в день);
  • на государственную материальную поддержку (реализуется посредством пенсий по инвалидности, социальных денежных доплат, компенсаций за вред, страховых выплат, пособий, пр.);
  • на социально-бытовое обслуживание (предоставление бытовых, медицинских услуг по месту жительства, помощь в обеспечении препаратами, протезировании, приобретение продуктов питания, предоставление юридической и нотариальной помощи, пр.);
  • на стационарные, полустационарные услуги при нахождении лица в доме-интернате или пансионате, учреждении социального обслуживания.

Что положено инвалидам 1 группы

На территории РФ законодательно предусмотрены льготы для людей с инвалидностью первой группы. Они затрагивают социальную, трудовую, медицинскую, образовательную сферы. Привилегии регламентируются внушительным списком перечнем законодательных актов, нарушение которых влечет уголовную ответственность. Кроме этого, действуют дополнительные программы, устанавливаемые на уровне регионов. Это часто несет определенные трудности при рассмотрении привилегий для лиц с данной категорией инвалидности.

Выплаты

Для граждан, не достигших пенсионного возраста установлена ежемесячная социальная пенсия. В 2018 году сумма выплаты составляет 2974 рублей. Такая материальная помощь инвалидам 1 группы выплачивается на расчетный счет из средств Пенсионного Фонда страны ежемесячно. Размер пенсии установлен на федеральном уровне, он подлежит ежегодному повышению с учетом инфляции.

Для граждан пенсионного возраста положен другой размер пенсии по старости. В 2018 году это 11903 рубля, включая социальные выплаты. Данная помощь выплачивается вне зависимости от того, сколько больному ­лет. После присвоения первой группы лицу назначается ежемесячная дотация. Даже студенты в праве рассчитывать на пенсию. Кроме нее, недееспособные каждый месяц получают компенсационные выплаты. В 2018 году их размер составил 3137,6 рублей, причем деньги можно тратить на любые нужды без ограничений.

Средства выделяются из федерального бюджета в Пенсионный фонд, а тот переводит их на индивидуальный счет гражданина. Так как не все инвалиды способны получить деньги самостоятельно, за них это могут делать попечители или опекуны, назначенные судом при признании человека недееспособным. В роли опекунов выступают члены семьи, близкие или дальние родственники, посторонние люди, обеспечивающие уход за недееспособным.

Набор социальных услуг

Поскольку права лиц с инвалидностью 1 категории защищены законодательно, за ними закреплено право получения ежемесячной выплаты одновременно с набором бесплатных социальных услуг. От последних человек имеет право отказаться в пользу денежных средств, но зачастую граждане получают НСУ. Набор соцуслуг включает предоставление лекарственных средств по рецепту бесплатно в любой государственной аптеке или аптечном пункте, сотрудничающем с медицинскими учреждениями по социальному договору. Материальная компенсация НСУ лишает человека этого права.

Законодательство РФ обеспечивает недееспособным 1 категории получение набора соцуслуг одновременно с ежемесячными выплатами, а не вместо них. В 2017-2018 году положенный набор включает:

  • бесплатный проезд в городском транспорте;
  • обеспечение медикаментозными средствами по рецепту врача;
  • бесплатную путевку в профилакторий, санаторий для лечения (предоставляется ежегодно).

Льготы для инвалидов 1 группы в 2018 году

Не могут претендовать на получение инвалидности 1 категории лица, сами себе нанесшие вред из-за употребления наркотических средств или алкоголя. Так, если экспертиза установила, что во время получения травмы или хронического заболевания, повлекшего ограничение работы органов и систем, человек находился в состоянии опьянения, то ему могут отказать в получении инвалидности. Все остальные граждане, получившие или имеющие первую группу, в 2018 году получат следующие льготы:

  • бесплатное медицинское обслуживание, необходимые медикаменты и средства реабилитации;
  • право безочередного вступления в садовое товарищество;
  • скидка на оплату электроэнергии в размере 50%;
  • право на получение билета в санаторий для лечения основной болезни (срок путевки – от 18 до 42 суток, зависимо от степени тяжести патологии);
  • бесплатные протезы, ортопедическая обувь;
  • свободный проезд в общественном городском транспорте (кроме такси);
  • 100% компенсация стоимости билетов в обе стороны при поездке на курортно-санитарное лечение;
  • доступ к инфраструктурам города (при необходимости выдается обученная собака-поводырь, средство передвижение для инвалидов-колясочников);
  • бесплатное протезирование зубов с будущим обслуживанием и заменой материалов;
  • скидки на авиа-билеты.

Образовательные

Законодательно закреплены права инвалидов 1 группы на бесплатное образование, включая средне специальные и высшие учебные заведения. Другие льготы на образование для данной категории граждан:

  • при успешной сдачи экзаменов маломобильный человек может получить высшее или средне специальное образование вне конкурса);
  • увеличенная на 50% стипендия;
  • предоставление специальной литературы, других дополнительных средств для обучения;
  • услуги сурдопереводчика при обучении в среднем профессиональном или высшем учебном заведении (бесплатно).

Жилищные

Лица с ограниченными возможностями вправе требовать улучшения условий проживания на законных основаниях. К примеру, колясочники должны быть обеспечены специальными пандусами к дому, а также расширенными дверными проемами на общедомовой территории и непосредственно в квартире. Чтобы это реализовать, необходимо обращаться с письменным заявлением в Управление соцзащиты населения либо органы опеки и попечительства. От имени льготника могут обратиться попечители/опекуны и члены его семьи.

При невозможности реализации данного права может предлогаться смена места проживания на более подходящее. Кроме улучшения жилищных условий, лицам с ограниченной дееспособностью разрешено не платить налог на имущество физлиц, это распространяется и на недвижимость, включая земельные участки. Льгота распространяется исключительно на недееспособного, а члены его семьи от уплаты не освобождаются.

Законы РФ предполагают возможность получения земли для ведения частного подворного хозяйства либо индивидуального строительства жилья инвалидам 1 категории без очереди. Земельный участок выделяется при этом из числа муниципальных земель бесплатно. Другие жилищные льготы:

  • скидка 50% на оплату коммунальных услуг;
  • бесплатное улучшение условий проживания (установка пандусов, держателей, расширение проемов);
  • предоставление отдельного жилья из-за патологии (при общем заболевании хронического типа);
  • освобождение от налоговых выплат на недвижимость (начиная с 2018 года);
  • льгота при уплате госпошлины во время совершения сделки по купле-продаже недвижимости.

Медицинские

Кроме бесплатного обеспечения медикаментозными средствами, входящего в набор соцуслуг, людям с инвалидностью предоставляются следующие льготы:

  • бесплатное протезирование отечественными материалами в медицинских учреждениях и клиниках страны;
  • свободный проезд к месту лечения без оплаты, вне зависимости от его удаленности от места жительства гражданина, но в пределах РФ;
  • обеспечение нужными вспомогательными устройствами типа костылей, коляски и ортопедической обуви;
  • выделение собаки-поводыря при ее наличии и необходимости;
  • бесплатный санитарно-профилактический ежегодный отдых (допускается 1 сопровождающий, которые тоже не оплачивает проживание).

Налоговые

В предстоящем 2018 году будут внесены некоторые изменения в сумме денежных выплат для разных категорий инвалидов. Государство увеличит материальную помощь примерно на 4-5% либо больше, зависимо от конкретного региона. Предоставляются скидки на приобретение продовольственных товаров первой необходимости. Данной категории граждан предлагаются такие льготы:

  • освобождение от уплаты налога на имущество;
  • если в собственности у лица с инвалидностью есть земельный участок, налог на него уменьшиться на 10 тысяч рублей;
  • при оплате нотариальных услуг размер льготы составит 50%;
  • при мощности автомобиля до 150 ЛС ставка налога снизится вдвое от базовой (налог не платится, если транспортное средство было куплено и предназначено исключительно для недееспособного гражданина);
  • люди с инвалидностью 1 группы освобождаются от пошлины по имущественным искам в размере 1 млн. рублей.

Льготы лицам, ухаживающим за инвалидом

Уход вправе осуществлять трудоспособные, незанятые лица: как родственники, так и посторонние (опекуны). Помощь такого рода получает:

  • недееспособный человек с инвалидностью 1 группы;
  • ребенок-инвалид и инвалид детства.

В 2017-2018 году любые выплаты лицам, взявшимся ухаживать за недееспособным человеком, осуществляются одновременно с пенсией по инвалидности. Стандартный размер выплат по уходу составляет 1200 рублей. Опекунам или родителям несовершеннолетнего инвалида положено 5500 рублей. Гражданам, проживающим в регионах со сложным климатом, дополнительно устанавливаются региональные коэффициенты.

Если человек ухаживает за двумя или несколькими лицами одновременно, выплаты положены за каждого из них. Если ухаживающее лицо имеет дополнительный доход, выплата компенсаций прекращается. При совместном владении имуществом с инвалидом 1 категории, человеку предоставляют такие льготы:

  • бесплатные путевки в санаторий;
  • отмена имущественного налога, снижение размера ставки земельной пошлины;
  • сокращение налога на транспорт на 50%;
  • льготы на коммунальные услуги (50%).

Льготы инвалидам в Москве

В 2018 году бюджет столицы выделил немало средств для индексации выплат граждан с инвалидностью первой группы. В таблице содержится более детальная информация по льготам для москвичей:

Название льготы

Периодичность

Сумма выплаты

Компенсация лицу, ухаживающим за ребенком-инвалидом.

Ежемесячно до достижения подопечным 23 лет.

12 000 рублей

Материальная компенсация неработающим родителям, которые имеют инвалидность 1 или 2 категории на ребенка до совершеннолетия.

Ежемесячно до 18-летия.

12 000 рублей

Выплата на приобретение комплекта одежды ребенку в период обучения.

Ежегодно.

10 000 рублей

Помощь участникам ВОВ 1941-1945 годов, получившим инвалидность, для компенсации покупки продуктов питания первой необходимости.

Ежемесячно.

  • паспорт и несколько копий;
  • справка с медицинским заключением и данных о присвоении инвалидности;
  • оригинал и пару копий трудовой книжки;
  • бумага с индивидуальной программой реабилитации (получить ее можно при оформлении группы инвалидности).

Бумаги нужно отнести в течение 3 суток в отделение Пенсионного Фонда по месту проживания. Лучше не пропускать сроков, иначе затягивание процесса приведет к тому, что будет назначено повторное получение свежих справок. Поскольку ежегодно индексируются не только пенсионные, но и социальные фиксированные выплаты, человек с трудовым стажем может получать еще специальную прибавку.

Для этого нужно обратиться в отделение Пенсионного Фонда и соцзащиты за уточнением актуальной информации по выплатам в конкретном регионе. Это важно сделать, чтобы добиться полной материальной помощи и льгот. Первая нерабочая категория инвалидности назначается безоговорочно при таких заболеваниях:

  • слабоумие;
  • полная утрата зрения (на обоих глазах);
  • олигофрения;
  • раковые опухоли в стадии метастазов;
  • ампутация конечностей;
  • паралич опорно-двигательного аппарата;
  • почечные патологии, повлекшие тяжелую хроническую недостаточность органа;
  • врожденное отсутствие внутренних органов.

Видео




Рассказать друзьям