Сильная зубная боль при грудном вскармливании. Зубная боль у кормящей мамы: что предпринять? Доступные народные средства

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Начнем с определения, ибо сам термин "новорожденный " - понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее - с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, - дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, - дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу - предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных - тема специфическая, требующая акцента не столько на "умениях", сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: "родился 8-9 баллов по Апгар". Не все знают, кто такой или что такое "Апгар", многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар - это фамилия такая с ударением на первой букве "А", принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе - получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар - это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет... Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов - вовремя получить информацию. Есть и второй способ - попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего - что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка - не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного - мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза - не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света - реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома - слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий - вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим - уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на "невкусные" лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано - плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс - очень высокая восстановительная способность - заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность - повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой - не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, - малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного - узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос - уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия - чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного - один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно - практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала - поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней - светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое - 4-5 раз в сутки - это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет - 10-15 мл "собралось" и достаточно - пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) - отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее - меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют "физиологические рефлексы новорожденных" . Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг "созревает", они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой - ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение - способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого - не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Что должен уметь новорождённый малыш в 1 месяц? Вовремя ли появились условные рефлексы? Ответы на эти вопросы помогут понять молодым родителям, правильно ли развивается кроха, всё ли в порядке с его здоровьем.

Ориентируйтесь на данные педиатров, сравнивайте показатели, но не паникуйте, если по некоторым параметрам новорождённый слегка отстаёт от нормы. Своевременно обратитесь к детскому врачу для коррекции рациона, режима дня.

Общая информация

Первый месяц – период, когда ребёнок адаптируется к окружающей среде. Малыш восстанавливается после родового процесса, постепенно забывает о перенесённом стрессе.

Первое время не требуйте от крохи ответной реакции на ваши действия, не расстраивайтесь, если новорождённый слабо реагирует на вашу улыбку. Мягкие, приятные интонации, ласковый голос не менее важны, чем достаточное количество молока у мамы.

Безразличие, нежелание разговаривать с ребёнком («он ведь всё равно мало что понимает») повышают тревожность, снижают чувство защищённости у новорождённого. Первый месяц – это не только бесконечные кормления и не проходящая усталость, но и период налаживания контакта между мамой, папой и младенцем, постепенное осознание нового состояния – «родители».

Уровень развития ребёнка в первый месяц

Что умеет ребенок в 1 месяц? Для оценки педиатры применяют несколько критериев. Родителям важно знать, правильно ли развивается кроха, при заметных отклонениях вовремя обратиться за помощью.

Зрение

Особенности:

  • глазки ещё развиваются, крохе трудно сконцентрировать взгляд, зрение ещё нечёткое;
  • к концу первого месяца малыш хорошо видит предметы, удалённые от него на 20–30 см. Вот почему яркая вращающаяся игрушка над кроваткой – хорошая тренировка зрительного нерва;
  • через 3–4 недели новорождённый различает лица взрослых при близком общении: во время кормления, процедур по уходу за младенцем;
  • в 1 месяц ребёнок умеет следить за движущейся перед глазами игрушкой. Одно условие – перемещайте предмет (лучше погремушку) медленно.

Слух

Особенности:

  • слышит младенец намного лучше, чем видит;
  • кроха легко понимает, откуда идёт звук, реагирует, поворачивает головку;
  • через 2–3 недели новорождённый различает голоса. Особенно приятны крохе высокие звуки. Вот почему мамин голос вызывает больше внимания, чем папин;
  • речевой аппарат развивается, к концу четвёртой недели новорождённый произносит первые «слова». Звуки совершенно не походят на речь взрослых людей, напоминают воркование голубей. Говорят, что ребёнок «гулит».

Совет! Обязательно общайтесь с грудничком, пойте колыбельные, включайте тихую, спокойную музыку. Крики, резкие звуки, громкая, агрессивная музыка пугают младенца, часто вызывают плач.

Рост и вес

О правильном развитии новорождённого говорят эти важные показатели. Развитие каждого малыша имеет свои особенности, но общие тенденции учитывайте обязательно.

Педиатр подскажет, достаточно ли граммов набрал новорождённый за первый месяц жизни или он отстаёт в весе. На показатели также влияет наследственность: у крупных родителей ребёнок вряд ли будет страдать от излишней худобы.

Оптимальные показатели:

  • достаточный набор массы тела – от 400 до 900 г. К концу 4-й недели девочки должны весить от 3,5 до 4, 8 кг, мальчики – от 3,7 до 5,2 кг;
  • активный рост – признак нормального развития крохи. Рост увеличивается от 2 до 4 см, достигает у мальчиков от 52 до 57 см, у девочек – от 50 до 56 см;
  • к объёму головы и грудной клетки также должно добавиться пару сантиметров.

В первые 2–4 дня после рождения кроха теряет лишнюю жидкость, вес уменьшается почти на 10%. При достаточном количестве молока у мамы, за несколько недель малютка восстановит вес, наберёт нужные граммы. Потеря веса на протяжении двух недель может свидетельствовать о тяжёлых патологиях пищеварительной системы. Обязательна консультация педиатра и гастроэнтеролога.

Реакция на окружающий мир

Особенности:

  • к месяцу малыш замечает, когда к кроватке подходит знакомый человек: двигает ножками, ручками, слегка агукает «по-своему»;
  • мимика постепенно развивается, малыш морщит личико, если что-то ему не нравится или корчит смешные рожицы, пытаясь показать эмоции;
  • иногда близким людям кажется, что младенец улыбается, но чаще всего, это происходит случайно, неосознанно. Полнее выражать свою радость, удовлетворение ребёнок начнёт чуть позже.

Физическая активность

Особенности:

  • после рождения мышечный тонус повышен, движения плохо скоординированные. По этой причине малыш дёргает ручками и ножками, не может до конца расслабиться;
  • большую часть времени кроха спит. Многие детки предпочитают «позу лягушки»: лёжа на спинке, ребёнок сгибает и поднимает ручки, сжимает кулачки. Ножки также согнуты, но слегка раздвинуты. При напряжении мышц такая поза не доставляет новорождённому неудобств;
  • переверните кроху на животик. Малыш чуточку приподнимет голову, 4–5 секунд будет держать её на весу, слегка поворачивать в стороны.

Важно! Если ребёнок в 3–4 недели, лёжа на животике, даже не пытается приподнять голову, обязательно обратитесь к педиатру, чтобы выяснить причины мышечной слабости.

Особенности нервной системы

Родители должны знать, какие безусловные (приобретённые) рефлексы должны появиться у малыша в 1 месяц. Правильный набор рефлексов помогает новорождённому быстрее освоиться в новом мире.

Если вы отметили, что один или несколько рефлексов слабо проявляются, посетите детского невролога для выяснения причины отклонений. Не стоит паниковать, возможно, нужно активнее общаться с крохой, уделять развитию младенца больше внимания.

Набор рефлексов, свидетельствующих о здоровье нервной системы:

  • сосательный. Рефлекс заложен с рождения. Ребёнок ритмично сосёт любой предмет (палец, сосок, пустышку), попавший в крохотный ротик;
  • поисковый. Прикоснитесь к щеке или уголкам губ. Малыш повернёт голову, слегка откроет ротик в поисках пищи;
  • хватательный. Прикоснитесь к ладошке, слегка погладьте её: кроха цепко сожмёт кулачок, попытается удержать палец или предмет;
  • автоматической ходьбы. Поддерживайте кроху, поставьте на твёрдую поверхность. Даже в месяц ребёнок будет перебирать, дёргать ножками, будто «идёт»;
  • защитный. Рефлекс не позволяет малышу захлебнуться, если новорождённого положить на животик. Младенец тут же повернёт головку набок, будет спокойно дышать;
  • рефлекс Моро. Стукните по кровати, на которой лежит кроха, примерно в 25 см от малыша. При правильном развитии ребёнок разведёт ручки (пальчики разогнуты), затем примет первоначальное положение;
  • ползания. Положите новорождённого на животик, прикоснитесь к ступням. Реакция будет незамедлительной: кроха слегка оттолкнётся от ваших рук;
  • рефлекс Бабинского. Попробуйте погладить внешний край крохотной стопы. О правильной нервной регуляции свидетельствует реакция: стопа повернётся в сторону, пальчики растопырятся.

Степень развития ребёнка возрастом 4 недели должен оценить врач, но родителям будет полезна информация, чтобы понимать, все ли рефлексы присутствуют. Проведите предложенные тесты, понаблюдайте за реакцией малыша. Вы не только оцените состояние новорождённого, но и больше узнаете о крошечном создании.

Уход за младенцем в 1 месяц

Патронажная сестра и детский врач подскажут, как правильно купать, кормить кроху, сколько грамм должен набрать новорождённый на протяжении месяца. Придерживайтесь определённых правил, осторожно обращайтесь с малышом: ребёнок достаточно слаб.

Помните: не все действия, допустимые в полгода, разрешены в 1 месяц. Например, не поднимайте крохотное тельце только за ручки, обязательно придерживайте голову. Не допускайте запрокидывания головы назад.

Для правильного развития, укрепления здоровья соблюдайте следующие правила:

  • правильно держите новорождённого: кладите тельце на одну руку, второй рукой аккуратно придерживайте ножки. Голова ни в коем случае не свисает, а лежит на согнутом локте;
  • мягко массируйте спинку, грудку новорождённого. Круговыми массажными движениями разминайте каждый пальчик, затем – ножки и ручки. Сильно не давите, действуйте осторожно. Проводите массаж через день в течение нескольких минут;
  • тщательно обрабатывайте кожные складочки. В 1 месяц малыш слабо двигает ручками и ножками, не до конца разгибает их, в складках накапливается пот. При недостаточном уходе может развиться потница и более тяжёлая форма – опрелости у новорождённых. Частые мочеиспускания и опорожнения кишечника нередко вызывают раздражение нежной кожи на ягодицах и паховых складках. Обрабатывайте складочки кипячёной водой, насухо вытирайте, слегка припудривайте;
  • утром обязательно очищайте глазки, носик, область между пальцами. Регулярная гигиена – обязательный элемент профилактики кожных заболеваний. Помните: больной малыш хуже развивается, страдает от проблем с кишечником из-за несовершенства многих систем на начальном этапе жизни.

В 1 месяц кроха немного приспособился к новому миру, но многие функции организма ещё не проявились в полную силу. Общайтесь с младенцем, показывайте яркие картинки, пойте песенки, делайте лёгкий массаж.

Теперь вы знаете, как обеспечить полноценное развитие новорождённому малышу. Важен правильный уход, спокойная, доброжелательная обстановка в семье. Помните: от первого месяца жизни во многом зависит дальнейшее развитие маленького человечка, его здоровье и активность.

Подробнее о развитии месячного ребенка в следующем видеоролике:

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.


Первое взвешивание крохи было еще в роддоме. Теперь нужно отслеживать динамику веса

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

С момента рождения малыш сильно изменился

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова - ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Уход

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.


Малыш ведет себя гораздо спокойнее в присутствии мамы

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.


Все упражнения для развития должны происходить в свободное время. Это лишь рекомендации, ваше хорошее самочувствие и хорошее настроения важнее всего для крохи

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой, которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик.
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.


Привлекайте папу к играм и поцелуям малыша

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.


Развивает ребенка даже ваша ласковая речь, больше делайте комплиментов крохе

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.


В воду можно добавить настой ромашки, который успокоит кожу и настроит ребенка на крепкий сон

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Частые проблемы

Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:

  • Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
  • Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
  • Колики . Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
  • Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.

При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.

Для новоиспеченных родителей появление малыша вызывает бурю эмоций, в которых смешаны счастье, радость, переживание и тревога о том, чтобы все сделать правильно. Это совершенно нормальные ощущения, не нужно стесняться или скрывать свои эмоции. Природные инстинкты, советы старшего поколения, рекомендации врачей в родильном доме и детской поликлинике, а также полезная литература поможет вам получить необходимые знания для того, чтобы вы смогли понимать желания ребенка и правильно за ним ухаживать.

Наша статья собрала самую полную и необходимую информацию для родителей, о том, что должен уметь ребенок в месяц, а также этапы развития девочек и мальчиков до 1 месяца.

Сантиметры и граммы

Сообщение для родственников и близких, о том, что у вас родился малыш, звучит примерно так: «Мальчик, 3500 г, 52 сантиметра». Килограммы веса и сантиметры роста - это самые важные первые показатели новорожденного, по которым детский врач неонатолог может оценить физическое состояние ребенка. Нормой для появившихся на свет являются:

  • Рост в приделах 45-56 см;
  • Вес 2500-4100 г;
  • Окружность головы 33,5-36 см;
  • Окружность груди 31,5-34 см.

Для того, чтобы контролировать развитие ребенка необходимо ежемесячно производить измерения роста, веса, окружности головы и груди. Всемирная организация здравоохранения и данные отечественных педиатров составили таблицы с показателями верхних и нижних границ важных замеряемых показателей грудничков после одного месяца жизни.

Что делать, если ребенок не соответствует значениям, приведенным в таблицах? Отставить панику! Нужно проанализировать пропорции отклонений. При минимальном отклонении одного показателя нет поводов для обращения к специалистам, при отклонении двух и более параметров рекомендуется пройти консультации и обследования.

На прибавку в росте и в весе малыша влияет его наследственность, питание ребенка, качества и условия его жизни. Если родители высокие, то велика вероятность того, что их малыш будет быстрее вытягиваться, рост может не соответствовать верхней границе усредненных показателей, а быть больше. Средний показатель прибавки роста за первый месяц жизни считается 3-3,5 см.

Набираем вес в первый месяц существования

На протяжении первой недели жизни малыш может потерять в граммах, потому как на свет ребенок появляется с дополнительным запасом жидкости, 10% от массы тела грудничка может уйти. Во время второй недели вся отечность уже сошла, и малыш начнет набирать по 15-30 граммов в день. Нормой считается прибавка в весе за первый месяц:

  • Для девочек 400-900 г;
  • Для мальчиков 400-1200 г;
  • Средний показатель 750 г.

Рефлексы и навыки ребенка в 1 месяц

После того, как малыш попадает в наш мир он кажется совершенно беспомощным, но это обманчивое мнение, природа снабдила его массой рефлексов, которые помогают окружающим понимать потребности ребенка. Врожденные рефлексы заложены на бессознательном уровне, часть из них пропадет со временем, часть трансформируется в приобретенные с опытом. Чихать, моргать, зевать - ваш малыш может с первых секунд жизни, и эти рефлексы сохранятся навсегда. Врачи педиатры выделяют семь основных рефлексов, которые проверяют у новорожденного:

  • Рефлекс Моро. После рождения малыша кладут на спину, ребенок рефлекторно разводит и сводит руки в сторону, вытягивает ноги.
  • Рефлекс «шагать». Ребенка поддерживают вертикально, и он начинает переставлять ножки.
  • Рефлекс Бабинского. Это еще один рефлекс, который проверяет врач-педиатр у только что рожденного. Проводят пальцем по ступне малыша, ступня поворачивается, а пальчики расходятся.
  • Сосательный рефлекс. Этот рефлекс заложен природой, но усовершенствуется со временем. Если соской провести по губам, то станут заметны сосательные движения. В первые дни жизни ребенок научиться сосать грудь.
  • Поисковый. Если малыша погладить по щеке, он машинально повернет голову в поисках соски и пищи.
  • Новорожденный будет совершенно одинаково сжимать пальцы если ему класть разные предметы на ладошку. Только к четырем месяцам малыш сможет контролировать хватательный рефлекс, благодаря приобретенным навыкам хватания.
  • Плавательный. Малыш, которого перевернули на живот начинает выбрасывать руки и ноги словно плывет.

Рефлексы заложены абсолютно всем малышам, но поведение у них может отличаться. Некоторые дети, которых кладут на живот могут лениво ждать, когда их поднимут или перевернут обратно, а другие очень активно начнут «плыть». Также у малышей может быть разный уровень развития сенсорно-двигательного аппарата. Зачастую, преждевременно появившиеся малыши ведут себя более беспокойно, хаотично машут руками и ногами, вздрагивают от малейшего шума. Есть груднички, которые с первых дней уверенно кладут руку в рот и их движения выглядят «осознанными». Правильная забота и уход помогут своевременно развиваться ребенку и исключат отставание развития.

Что видит, слышит и чувствует месячный ребенок?

Ваш малыш готов получать новую информацию через все свои органы. Но обманчиво думать, что уже в первый месяц он видит и слышит вас также, как вы его.

Зрение

С первых минут своей жизни малыши видят все в тумане, но постепенно глаза начинают адаптироваться к новому миру. Зрение новорожденного в 20 раз хуже, чем у взрослого. Оптимальное расстояние, на котором ребенок может что-то увидеть 25-30 см. Некоторые ученые считают, что щурить глаза при ярком свете, дети умеют еще в утробе матери. При рождении малыш действительно умеет различать свет и темноту, будет щуриться от яркого света.

Ошибочно считать, что ребенок пытается вас рассмотреть и проявляет особую заинтересованность. Неонатологи утверждают, что детям нравится «рассматривать» живые лица, а не предметы. Если говорить о цветах, то они должны быть контрастными, чтобы ребенок мог обратить на них внимание, черный и белый, красный и синий. Если вы возьмете яркую однотонную погремушку или игрушку, желательно овальной формы и будете двигать ее на небольшом расстоянии от глаз, то ребенок будет пытаться сфокусироваться на ней. За счет того, что глазные мышцы еще очень слабые, кажется, что у ребенка косоглазие.

Косоглазие в возрасте до 1 года не является медицинской проблемой, а тем более на первом месяце жизни. Мышцы, которые двигают глазное яблоко еще только развиваются. Если со зрением есть какие-то проблемы, то на плановом осмотре окулист это обязательно выявит.

Слух

Врачи, которые занимаются внутриутробным развитием ребенка утверждают, что слух закладывается с 15 по 20 неделю беременности, и уже на 16 неделе советуют маме и папе чаще говорить с животиком.

После рождения малыши могут отчетливо реагировать на звуки, поворачивают голову в сторону говорящего. Если будет доноситься раздражающие звуки или что-то повторяющееся, то ребенок отвернется от них. Самым сладким звуком, конечно же, для малыша будет голос его мамы, к которому он давно привык, ведь еще в мамином животе ее голос был его колыбельной.

Учеными доказано, что спокойная и мелодичная музыка позитивно влияет на грудничков, им она нравится больше рока и эстрадной музыки. Но слух на первом месяце еще размыт, находится в процессе формирования. Если включить музыку прямо перед малышом, он не сможет четко понять откуда он доноситься, не будет фокусироваться на нем.

Обоняние

Это чувство развивается лучше и раньше тех, что описаны выше. Именно по запаху, уже на третий день жизни, ребенок способен узнать свою маму. Самым приятным ароматом для младенца является запах материнской груди и ее молока.

Вкус

В первый месяц жизни вкусовые рецепторы только формируются, горькое и соленое груднички еще не научились распознавать. Сладкий вкус они узнают из грудного молока и даже успевают его полюбить. Если смочить губы ребеночка кипяченой водой, с добавлением глюкозы, малыш с удовольствием начнет сосать.

Осязание и тактильные ощущения

С первых минут жизни тактильный контакт занимает очень важную роль в жизни ребенка. Материнские прикосновения приносят ряд положительных ощущений для матери и дитя, а именно:

  • Способны успокоить ребенка, дать ощущение безопасности;
  • При контакте с малышом у женщины выделяются гормоны счастья - окситоцин, а также гормон, вырабатывающий молоко - пролактин;
  • У ребенка нормализуется температура тела;
  • На руках и возле материнской груди у ребенка уменьшается кортизол - гормон стресса.

Легкое поглаживание способно усыпить ребенка, а похлопывание либо растирание махровым полотенцем заставит его активничать и бодрствовать.

Сколько, как и когда должен спать одномесячный ребенок

Идеальным считается режим дня, в котором шесть кормлений через каждые 3 – 3,5 часа. Но добиться такого режима смогут далеко не все и не сразу. Первые две недели жизни малыш проводит 17-21 час во сне, перерывы и время бодрствования в этот период составляют не более 20 минут.

Со второй по четвертую неделю жизни младенец может спать от 16 до 18 часов, просыпаясь на интервалы до 60 минут.

Длительность ночного сна должна составлять 8-10 часов, это время включает в себя перерывы на смену подгузника и кормление. Днем ребенок должен спать 6-8 часов, длительность сна может варьироваться от 15 минут до 3 часов, просыпаясь 4-8 раз.

Главный посыл для мамочки - до полугода вы должны спать 1-2 раза днем вместе с малышом для того, чтобы поддерживать свое физическое и эмоциональнее состояние в норме.

Питание новорожденного до одного месяца

К тому как кормить, как правильно прикладывать к груди малыша маму будут готовить еще в роддоме. Вопрос питания один из самых важных в жизни ребенка. Идеально, если малыша будут кормить грудью и молока будет хватать, но возможно и замещение грудного молока смесями, а также совмещение смесей с молоком.

Кроме питания не забывайте следить за опорожнением. Грудничок может какать и 10 раз за день и один раз в 7 дней. Цвет опорожнения может быть светло-коричневый и даже темно-зеленый, главное, чтобы не было запоров и малыша не тревожил кишечник.

Лактация и кормление грудью

Лактация - это образование и выведение молока молочными железами. Молоко у матери может появиться не сразу. Нормальным считается приход молока на протяжении первых трех дней, матерям необходимо прикладывать ребенка к груди как можно чаще. Кормящим женщинам нужно придерживаться строгой диеты, чтобы молоко было питательным, вкусным и не вызывало проблем в желудочно-кишечном тракте, а также аллергических реакций.

Послеродовой стресс может повлиять на выработку окситоцина и пролактина, гормонов, отвечающих за лактацию. Оберегайте свой психо-эмоциональный фон.

  • Прикладывать ребенка к груди не реже 10 раз в день;
  • Следить, чтобы положение мамы и ребенка во время кормления было комфортным;
  • Меняйте грудь каждые 2 часа;
  • Не отнимайте грудь сразу после того, как ребенок заснул. Сосательный рефлекс поможет ему «доесть»;
  • Учитывайте, что количество молока в груди пропорционально спросу на него;
  • До 6 месяцев не нужно вводить никаких других прикормов.

Больше всего молока вырабатывается у женщин с 2ух до 5ти часов ночи, кормите ребенка и в ночной период.

Грудное вскармливание

Что должен уметь ребенок по месяцам!

1 месяц

Должен уметь ребенок
– лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
– фокусировать взгляд на лице;
– реагировать на общение с ним – переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.

Может также уметь
– провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
– лежа на животе, поднимать голову на 45°;
– издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
– улыбаться в ответ на вашу улыбку.

2 месяца

– улыбаться в ответ на вашу улыбку;
– издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).

– лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;

– держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
– тянуться к предметам;
– соединять руки;
– смеяться вслух; – визжать от восторга.

3 месяца

– лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.


– рассеянно улыбаться;
– поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
– поворачиваться на голоса, особенно голос матери; – издавать фыркающий звук.

4 месяца

– лежа на животе, поднимать голову на 90°;
– громко смеяться;
– провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

– переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
– сидеть без опоры;
– возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

5 месяцев

– твердо держать голову в вертикальном положении;
– переворачиваться (в одну сторону);
– обращать внимание на очень маленький предмет;
– «петь» звуки, меняя интонацию.


– стоять, держась за кого-либо или что-либо;
– прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
– перекладывать предмет из одной руки в другую;
– искать упавший предмет;
– подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
– лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

6 месяцев

– произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
– сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).

– подтягиваться в стоячее положение из сидячего;


7 месяцев

– сидеть без опоры;
– издавать влажный фыркающий звук.

– играть в «ку-ку» (к 7 месяцам и ¼ месяца);

– подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
– отчетливо произносить «мама» или «папа».

8 месяцев

– перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
– искать упавший предмет.

– стоять, держась за кого-то или за что-то;
– подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
– ходить, держась за мебель;
– короткое время стоять без посторонней помощи;

9 месяцев

– прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.

– играть в мячик(катить вам его обратно);
– пить из чашки без посторонней помощи;
– отчетливо произносить «папа» или «мама»;
– отвечать жестом на короткую команду, типа «Дай это мне».

10 месяцев

– стоять, держась за что-либо;
– пытаться встать из сидячего положения;
– возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
– неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
– играть в «ку-ку».

– отчетливо произносить «папа» (к 10 месяцам) или «мама»(к 11 месяцам);
– хорошо стоять без посторонней помощи;
– пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
– произносить еще одно слово, кроме «мама» или «папа», «дай»;
– ходить.

11 месяцев

– самостоятельно садиться из положения на животе;
– подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
– понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

– играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
– произносить 3 (или больше)слова, кроме «мама» или «папа»;
– отвечать жестом на короткую команду, типа «дай это мне»;
– хорошо ходить.

12 месяцев
– ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
– понимать слово «нет»;
– выполнять несложные просьбы;
– знать, как его зовут.

– хорошо ходить;
– произносить 5 и больше слов, кроме «мама»,«папа»;
– играть в «Сороку-ворону»;
– активно рисовать каракули карандашом или мелками.

Словарный запас ребенка

3 месяца
– появляются отдельные гласные звуки, позже к ним присоединятся звуки «м» «г», «к», «н».

6 месяцев
– из звуков рождаются слоги: ма, ба, да.

10 месяцев
– появляются 2-3 «лепетных» слова: «мама», «баба», «ляля».

2 года
– словарный запас составляет от 20 до 100 слов. Ребенок умеет показывать части тела.

2 года 6 месяцев
– правильно использует в речи местоимения, повторяет две цифры в правильной последовательности.

3 года
– словарный запас от 300 до 800 слов. Использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы.

4 года
– в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги, союзы. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

5 лет
– запас слов увеличивается до 2500-3000. Активно употребляет обобщающие слова(«одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.

5-7 лет
– словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.

Как развивается речь с развитием ребенка:

1 месяц


- услышав звук, настораживается, прислушивается,
- реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом;
- при спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой;
- следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого


- в течение дня включай разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, слушать вокальную музыку, подпевать;
- общайся с ребенком, подражать его звукам;
- если тебя нет дома в течение дня, сделай аудиозапись своей речи, пусть ребенок слушает.


- ребенок никогда не кричит перед кормлением;
- у младенца проблемы с сосанием. В процессе сосания и произнесения звуков задействованы одни и те же мышцы, поэтому дети, испытывающие трудности в кормлении в последствие могут страдать дизартрией - нарушением произношения из-за недостаточности иннервации артикуляционного аппарата.

2 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- улыбается при общении с родителями;
- сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

Чтобы стимулировать развитие речи:
- продолжай поддерживать разнообразную звуковую среду, общайся с ребенком;
- комментируй свои действия.

3 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».

Чтобы стимулировать развитие речи:
- повторяй то, что делает ребенок с театральным преувеличением. Гримасничай вместе с младенцем. Развитию артикуляционного аппарата очень способствуют игры с высовыванием языка. Если ребенок долго держит язык высунутым, слегка прикоснись к кончику языка.
- веди беседы с наследником. Он(она) тебе: «О-о!», а ты: «Конечно, О-0!, точно». Выдержи паузу для ответа младенца. Получив новое «высказывание», отвечай в том же духе. Так ты формируешь способность к нормальному диалогу.
- называй ребенка по имени.

4 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- продолжает гулить;
- в ответ на эмоциональное общение со взрослым издает смех - повизгивание, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- когда говоришь, положи ручку ребенка на свои губы, шею, чтобы он ощутил движение и вибрацию звука;
- каждый раз называй предметы и действия, показывая их. Ребенок лучше воспринимает ритмичные и рифмованные тексты. Например: «водичка-водичка, умой мое личико!» (во время купания). Не стесняйся придумывать свои тексты: важно, чтобы в них были повторения и ритм.

Нужно обратиться к специалисту, если:
- ребенок никогда не улыбается, когда с ним заговаривают.

5 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. это основа для выразительной речи, в которой четко выделяются вопросительные и утвердительные фразы.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- в конце повторяющихся присказок делай паузу, давая ребенку возможность закончить фразу.
- попробуй «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет («Где папа? „).

6 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- поворачивает голову на звон колокольчика;
- произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает;
- произносит звуки: «м-м-м» (плачет), произносит первый слог «ба» или «ма»;
- прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- озвучивай предметы, животных, движения: что-то упало - «бух!», скрылось из виду: «ку-ку», собака лает: «ав-ав!». Стучи и говори при этом «ба-ба-бам». Делай это эмоционально, весело. Прием озвучения движения используют даже в реабилитации взрослых, потерявших речь!
- покажи кукольное представление.

7 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;
- говорит слоги: «ба», «да», «ка» и т.п. Пока это односложный лепет.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- имитируй животных и предметы.
- покажи картинки с изображением животных и игрушки, расскажи, как они «говорят».

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками

8 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- реагирует недовольством, испугом или плачем на незнакомое лицо
- лепечет, т.е. повторяет одинаковые слоги: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- попробуй читать стихотворения со звукоподражанием, делай паузы в конце знакомых стишков, оставляя ребенку возможность закончить. Один из любимых детьми стихов - „Гуси-гуси“:

Гуси-гуси! - Га-га-га
- Есть хотите? - Да-да-да!…

Играй с ребенком в прятки, говори „ку-ку“, когда прячешься сам или „прячется“ ребенок

9 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- активно общается с помощью жестов, с радостью играет в „ладушки“;
- произносит слоги, имитирует звуки;
- откликается на свое имя: поворачивает голову, улыбается;
- понимает запрет: „Нет!“, „нельзя!“ (понимает - не значит слушается)

Чтобы стимулировать развитие речи:
- спрашивай ребенка, чего он хочет. сделай паузу, постарайся дождаться ответа. „Будем кушать?… Да?“ Кивай при слове „да“
- Спрашивай, где находятся знакомые предметы: „Где наша большая ложка?“ Вместе оглядитесь по сторонам. Если ребенок смотрит в нужную сторону, похвали его, и проговори: „Правильно. Ложка на столе. Давай возьмем ложку!“
- читайте вместе книжки-малышки с яркими картинками. Давай ребенку полистать книжку. Книжки выбирай из плотного картона или пластика. Ребенок лучше воспримет картинки с четко очерченным контуром, на контрастном фоне.

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может повторить за взрослым звукосочетания и слоги

10 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- использует в общении как минимум 1–2 „лепетных слова“ (типа „мама“, „папа“, „ляля“, „баба“), понятных в конкретной ситуации;
- машет рукой „До свидания!“, играет в ладушки, в прятки (произносит „ку-ку“)

Чтобы стимулировать развитие речи:
- играй с ребенком в ритмичные игры со стихотворным сопровождением;
- говори правильно, четко, артикулировано, не смазывай произношение;
- объясняй значение слов снова и снова;
- при виде разных животных всякий раз изображай, как они „говорят“: „Смотри, собачка. Как собачка лает? Ав-ав!“

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может махать головой в знак отрицания или согласия или помахать ручкой в знак прощания.

11 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит как минимум 2 слова, кроме слов „папа“, „мама“
- дает игрушку в ответ на просьбу;

Чтобы стимулировать развитие речи:
- спрашивай ребенка обо всем, что с ним происходит. если ребенок не отвечает, говори за него, но после паузы: „Пойдем гулять? …. Да? … Да!“ (кивни)

1 год-1 год и 3 месяца

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит как минимум 3 слова, кроме слов „папа“, „мама“;
- дает несколько предметов, услышав их название ответ на просьбу.

Чтобы стимулировать развитие речи:
- составляй вместе с ребенком рассказы по картинкам.
- читай коротенькие истории и сказки из ярких книжек. Лучше всего подойдут книжки, сделанные по принципу: фраз - иллюстрация к фразе. Из сказок можно порекомендовать „Репку“.


- после 1 года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
- к году и 3 месяцам не может адекватно употреблять слова „мама“ и „папа“.

1 год и 3 месяца- 1 год и 6 месяцев

Речь развивается нормально, если ребенок:
- говорит от 6 до 58 слов. Говорит слова из трех слогов, например: „капака“ (собака)
- выполняет простые инструкции из двух-трех слов. Начинает справляться с двуступенчатыми командами, например: „принеси и поставь кружку!“;

Чтобы стимулировать развитие речи:
- читай как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждай ребенка заканчивать строки, хвали за каждую попытку;
- научи ребенка дуть (это умение пригодится для правильного произношения звуков „с“, „ш“, „з“ и других). Покажи, как ты складываешь губы и дуешь (сдувай кусочек ваты, парашютики одуванчика, бабочку из тонкой бумаги). Попроси ребенка подуть, „сделать ветерок“. Пусть первый выдох будет хотя бы носом, главное - увидеть результат.

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
- к концу полутора лет не может произнести 6 осмысленных слов; не может показать части тела, которые ему называет взрослый.



Рассказать друзьям