Лапчатка гусиная гормоны. Лапчатка гусиная, лечебные свойства и противопоказания, применение в народной медицине

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение.

1. Признаки гиперактивности у ребенка.

2. Причины гиперактивности.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев. Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины появления симптома гиперактивности у детей и определить пути коррекции.

Задачи:

  • рассмотреть признаки гиперактивности у ребенка;
  • изучить причины гиперактивности;
  • определить пути коррекции гиперактивности, способы взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.

1. Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют “моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают, бегают, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство - явление сиюминутное, поэтому, как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов “зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

2. Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

  • генетическая предрасположенность (наследственность);
  • биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
  • социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

3. Пути коррекции гиперактивности. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они “без тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: - недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; - недостаток твердости и контроля в воспитании; - неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, “борются”. Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом, развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с мотором”, никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например “горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

  • Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.
  • Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.
  • Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Заключение

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное - искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность - ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Список использованной литературы

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
  3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
  4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.
  5. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или ;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано , применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие , наркотиков, курения в период вынашивания плода.

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

Ответов

Свойства этой травы еще в Средние века успешно использовались лекарями и знахарями для лечения различных болезней и даже увековечены в легендах. До наших дней дошло сказание о том, что запах кореньев гусиной лапки, выросшей у родника, из которого решил напиться уставший от бесконечного лежания на печи Илья Муромец, вдохновил его на победу над Соловьем-Разбойником.

Из множества видов этого растения наибольшей популярностью пользуется лапчатка гусиная, признанная не только народной, но и научной медициной в качестве надежного биологически активного средства для наружного и внутреннего применения.

Это уникальное растение, известное как дубровка гусиная, судорожная трава, жабник, лапка, лепешник, мартынова рука и гусеница, излечивает целый букет заболеваний. Помимо противосудорожного действия оно обладает способностью останавливать кровотечения. Лапчатка гусиная является одним из ингредиентов башкирского бальзама «Капова пещера» и широко используется в домашней магии для очищения и защиты от злых духов.

Общая характеристика

Латинское название лапчатки гусиной - Ротепtilla anserina L. Многолетнее травянистое растение, относящееся к семейству Rosaceae (розоцветных), отличается толстым и коротким корневищем и ползучими «усами», побеги которых могут достигать в длину до 70 сантиметров.

Гусиная трава распространена повсеместно в умеренных широтах Северного полушария (на европейском и постсоветском пространстве), за исключением высокогорных районов. Она выбирает влажную почву и яркий свет, интенсивно укореняясь рядом с водоемами, жильем и в местах, где выпасают скот. Растение устилает луга роскошным ковром и легко распознается по продолговатым и гладким зеленым листьям, характерно опушенным волосками.

В период цветения с мая по август растение выглядит невероятно привлекательным благодаря возвышающимся и приятно пахнущим желтовато-золотистым цветкам, которые произрастают из пазух листьев. Цветок-медонос состоит из пяти лепестков, а плоды гусиной лапчатки представляют собой гроздья сухой семянки. Благодаря своей красоте растение нашло применение в ландшафтном дизайне, в частности, широко используется при декорировании альпийских горок.

Сбор и заготовка

Все части растения, включая траву, цветы, семена и корневище нашли применение в медицине. Сбор гусиной травы открывается с началом ее цветения в мае и длится до самого его завершения в августе. Сбор травы ведется вдали от автодорог. Сушат ее в тени или специальных сушилках, а также в хорошо проветриваемых помещениях.

Семена лапчатки начинают собирать после созревания плодов, примерно в конце августа, а корневище выкапывают ранней весной или осенью, после высыхания наземной части растения.

При правильных условиях хранения (в коробках, в хорошо проветриваемых помещениях) сборы не теряют своих лечебных свойств в течение двух лет.

Химический состав и калорийность

Гусиная лапчатка отличается уникальным составом биологически активных компонентов, полный спектр которых пока что не до конца изучен. Помимо витаминов и , в частности, и , в растении обнаружены и жирные кислоты, эфирные масла и гликозиды с ( , рамноза), а также горечи.

Листья растения содержат более 220 мг витамина С, до 30 мг , а также эллаговую кислоту (кумарины), дубильные вещества, флавоноиды и лейкоантоцианидины.

Корневище лапчатки также богато (более 105 мг). Корни растения содержат пигменты и , а также достаточно большое количество и , что обуславливает его использование помимо медицины еще и в кулинарии. Наличие в листьях и корневище лапчатки дубильных веществ (до 25%), а также флавоноидов позволяют использовать растение при дублении кожи и в качестве красителя.

Пищевая ценность сухого сырья (измельченные цветы, листья, стебли и корни растения) составляет около 140 ккал на 100 г. Если говорить о питательных элементах, то их содержание выглядит следующим образом: 20 г белков, 5,1 г и 6,9 г углеводов.

Если говорить о микроэлементах в сухом сырье, то это, прежде всего, (6,1 мг) и (7,4 мг). Первый необходим для того, чтобы поддерживать в тонусе сердечную мышцу и нормализовать частоту сердечных сокращений. Кроме того, он обладает антигистаминными свойствами, облегчая проявления аллергии, и помогает поддерживать водный баланс в организме. Кальций же несет ответственность за состояние костной и зубной ткани. Его недостаток негативно сказывается на состоянии кожи и волос. Также кальций необходим для нормальной свертываемости крови и нормализации деятельности нервной системы.

(2,5 мг) вместе с кальцием ответственен за структуру костной ткани и ее прочность. Его недостаток «бьет» по почкам и пищеварительной системе. Необходим этот элемент для того, чтобы помочь организму справляться со стрессовыми ситуациями и эмоциональными перегрузками. Кроме того, магний является профилактическим средством против появления конкрементов в почках и желчном пузыре.

Цинк (2,02 мг) помогает улучшить состояние кожи, предупредить воспаление, шелушение, аллергические реакции. Также он нормализует работу сальных желез. Его недостаток приводит к бессоннице, повышенной нервозности, паническим атакам.

Использование в медицине народов мира

Целебные свойства лапчатки гусиной с давних времен успешно использовались народными целителями разных народов при лечении огромного количества недугов.

Тибетским и монгольским лекарям хорошо были известны антисептические свойства этой травы, которой они лечили заболевания ЖКТ, диарею и диспепсии, а также угревую сыпь и утероптоз.

Болгарские медики исцеляли гусиной травой язвы и катары желудка, герпес и применяли ее для лечения дизентерии, женских заболеваний и при тяжелом протекании беременности.

Карельские лекари применяли судорожную траву для лечения целого «букета» заболеваний. Ее использовали для лечения ангин и трещин губ, туберкулеза, гастритов, мигреней, артритов, ревматизмов и при ушибах и укусах змей.

В народной медицине Венгрии знали о свойстве жабника очищать кровь и помогать при депрессии, неврозах и эпилепсиях, а также при головных и зубных болях, отеках и заболеваниях суставов.

Немецкие целители предлагали отвары травы при диарее и коликах, судорогах в мышцах, при разного рода внутренних кровотечениях и болезненном протекании менструаций.

Украинские целители использовали гусиную траву для лечения столбняка.

Индейцы использовали это растение для лечения желтухи.

Болгары, венгры и румыны успешно применяли лапчатку для лечения эндокринной системы.

Рецепты народной медицины

Как уже отмечалось выше, лапчатка широко используется в народной медицине в качестве компонента отваров и настоев, предназначенных для лечения самых разных хворей.

При заболеваниях ЖКТ

Залейте 20 г измельченных корневищ и травы литром кипятка. Через час профильтруйте. Принимайте трижды в день по ¾ стакана. Продолжительность курса составляет от 14 дней до месяца.

Для лечения ран

Извлеките из бульона мясо и приправы. Бульон процедите, поставьте на огонь и доведите до кипения, после чего добавьте овощи. Обратите внимание, забрасывать их в кастрюлю следует с пятиминутным интервалом в следующей последовательности: сначала картофель, потом морковь, потом крапиву. Через четверть часа добавьте остальную зелень, а через пять минут снимите кастрюлю с огня. Посыпьте щи петрушкой или зеленым луком, добавьте сметану. Фаршированные яйца кладутся в тарелку со щами перед подачей.

Противопоказания к применению

Поскольку лапчатка - трава с высокой биологической активностью, подходить к ее использованию следует ответственно.

Прежде всего, в связи со свойством растения понижать показатели артериального давления, гипотоникам его следует использовать с осторожностью. Также использование лапчатки не рекомендуется при повышенной свертываемости крови.

Тем, у кого были выявлены камни в почках, использовать средства на основе лапчатки следует очень осторожно, поскольку крупные конкременты могут при выходе застрять в мочеточнике.

Кроме того, гусиная трава способна раздражать слизистую оболочку желудка, поэтому от употребления ее в любом виде следует отказаться при обострении гастрита.

Многих интересует ответ на вопрос, можно ли принимать препараты на основе лапчатки при беременности. Формально запрета на употребление отваров и настоев этой травы нет. Тем не менее, следует предварительно посоветоваться со своим врачом, поскольку гусиная трава является растением с высокой биологической активностью.

А вот кормящим матерям от препаратов лапчатки лучше отказаться, чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию у новорожденного.

Когда утро началось с положительных эмоций, то и напряженный день пролетает лучше и приятнее. Выращивание растений очень приятное хобби, которое подарит хорошее настроение не только собственнойсемье но и всем окружающим. Гуляя мимо уголка невозможно не остановить внимание на какой-нибудь экзотический плод. И обычно приходит мысль, а может необходимо и у себя разводить что-то цветущее? Растения это отличное украшение для изысканного интерьера.

Лекарственные растения

Как распознать лапчатку гусиную?

Существует много разных видов лапчатки, но только листья лапчатки гусиной непарноперистые, крупнозубчатые, снизу (иногда сверху) белошелковистые, как бы серебристые. Прикорневые листья расположены розеткой. Высота этого лекарственного растения примерно 30 см. а его ползучие побеги порой достигают одного метра.

Цветки одиночные, на длинных цветоножках. Венчик из 5 золотисто-желтых лепестков . Чашечка из 5 внутренних и 5 наружных чередующихся долек. Ночью цветки закрываются. Обычно растение цветет в мае-августе, в редких случаях - в начале сентября.

Где растет лапчатка гусиная?

Лапчатка гусиная широко распространена во всей Европе, за исключением мест, расположенных выше 1700 м над уровнем моря. Растение предпочитает влажную плодородную почву , особенно глинистую. Лапчатка гусиная растет на лугах, межах полей, вдоль дорог, в сорных местах. Собирают используемые части растения только во время цветения, так как именно тогда в них содержится наибольшее количество активных веществ.

Показания к применению лапчатки гусиной

  • Понос.
  • Желудочная или кишечная колика.
  • Болезненные месячные.
  • Колика во время менструации.

Лечебные свойства гусиной лапчатки

В средневековых книгах о лекарственных растениях содержатся те же показания к применению лапчатки гусиной, что и в сегодняшней фитотерапии, т.е. ее используют в качестве вяжущего и болеутоляющего средства. Это лекарственное растение , не оказывающее никакого побочного действия, применяется для лечения желудочной и кишечной колики. Его употребление показано, например, при гастрите, энтерите и колите (воспалении желудка, тонкой и толстой кишки). Особенно эффективно действуют смесь лапчатки гусиной с другими лекарственными растениями. В силу своего спазмолитического и болеутоляющего действия лапчатка гусиная применяется и при очень болезненных менструациях. Чай из лапчатки гусиной рекомендуется регулярно пить уже за несколько дней до начала месячных. Гомеопатическое лекарство Potentilla anserina, изготовленное из цветущего растения , употребляется в качестве настойки для лечения недомоганий, вызванных менструациями.

Какие части лапчатки гусиной используются в медицине?

Обычно используется все растение целиком. Заготовка надземной части проводится во время цветения.

Активные вещества в лапчатке гусиной

Лапчатка гусиная содержит дубильные вещества (до 10%), торментол. Однако идентифицировать вещество, содержащееся в растении, и оказывающее спазмолитическое действие, до сих пор не удалось.

Применение лапчатки гусиной

Экстракт этого растения входит в состав многих лекарственных препаратов. Эффективное действие оказывает также чай из самой лапчатки гусиной и из ее смесей с другими лекарственными растениями. Кроме того, последний способ намного дешевле.

Если вы нашли заросли лапчатки гусиной. то собирайте только листья растений, так как они содержат наибольшее количество активных веществ. Их содержат также цветки и побеги. Все части растения следует быстро и хорошо высушить при температуре, не выше 45°С, так как в противном случае полезные вещества могут испариться.

Болеутоляющий чай с лапчаткой

  • Чайную ложку высушенной травы залить стаканом кипятка.
  • Настоять в течение 10 мин.
  • Пить чай горячим, без сахара, 3 стакана вдень.

Чай с лапчаткой от колики

  • В стакан насыпать по половине чайной ложки лапчатки гусиной, мелиссы и мяты перечной .
  • Залить кипятком и настоять в течение 10 мин.
  • Пить небольшими глотками.

Краткая информация про лапчатку

  • Место произрастания: влажные плодородные почвы всей Европы, но не выше, чем 1700 м над уровнем моря.
  • Описание: растение высотой 30 см. с желтыми цветами и ползучими побегами, достигающими 1 м.
  • Используемая часть: все растение.
  • Побочные действия: не выявлены.

Лапчатка гусиная или гусиная лапка

Гусиная лапка (трава) или лапчатка гусиная

Лапчатка гусиная или гусиная лапка (Ротепtilla anserina L.)

Семейство розоцветных — Rosaceae.

С лечебной целью используется трава, плоды и свежий сок растения.

Растет на лугах, берегах рек и у дорог, почти по всей территории России , в том числе на Украине. Лапчатка гусиная — многолетнее травянистое растение, имеет ползучие длиной 10 — 15см стебли, в узлах укореняющиеся. Листья перистые, многопарные — 6-10 пар листочков, сверху голые, снизу, а иногда сверху, белошелковистые: листочки пильчатозубчатые.

Цветки у лапчатки гусиной одиночные, на длинных цветоножках в узлах стебля, довольно крупные — до 20см в диаметре, желтые. Плоды — сборные орешковидные семянки. Вкус листьев терпкий, запах цветков приятный. Цветет растение в мае — сентябре; траву собирают во время цветения, а плоды — созревшими.

Применение. Считается болеутоляющим, тонизирующим, вяжущим и очищающим кровь средством.

Применяют при астеническом состоянии, при желудочно-кишечных недомоганиях: спастических болях, при энтероколите и поносах; при болезнях печени и желчного пузыря.

Наружно употребляют свежий сок и настой лапчатки для промывания ран, для компрессов и примочек.

В народной медицине лапчатка гусиная считается хорошим средством для лечения болезненных менструаций у молодых женщин.

В народной медицине используют при простуде, воспалительных процессах слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, для промывания трудно заживающих ран, при фурункулах. гнойниках, чирьях и других кожных болезнях, связанных с нарушением обмена веществ (Флоря, 1975).

Растение является хорошим противосудорожным, спазматическим средством. В Сибири отвар травы пьют при сильных маточных кровотечениях, болезненных менструациях, мочекаменной болезни, как противорвотное средство, при токсикозе беременных. Корни лапчатки помогают при болях в сердце, при грыже, опухолях, опущении матки, болях в суставах, эпилепсии.

Наружно настой или отвар травы используют для полоскания при зубной боли, воспалительных процессах в полости рта, в глотке, а также для укрепления десен.

Для приготовления отвара 2 столовые ложки травы кипятят 5 минут в стакане молока или воды, настаивают 2 часа. Принимают по 1/4 стакана 2 раза в день до еды (Сурина, 1974).

Удается получить положительные результаты при лечении бронхиальной астмы и дерматитов.

При гинекологических заболеваниях более эффективным считается отвар семян лапчатки гусиной. Чайную ложку семян кипятят в стакане молока, процеживают и принимают по 1/2 стакана утром и вечером.

Настой всего растения (20 гвысушенного сырья на1 лводы) принимают по стакану 3 раза в день (Фруентов, 1974).

Также принимают лапчатку гусиную при спазматических болях желудка, болезнях печени, при запорах.

Сок из свежего растения лапчатки гусиной, смешанный с соком из зеленой ржи, принимают по 3 столовые ложки в день как средство от желчных и печеночных камней. Свежим соком промывают раны для быстрого заживления (Носаль, 1960).

Трава лапчатки способна снимать боли и спазмы гладкой мускулатуры желудка и кишечника и вызывать послабляющий эффект. Настой на молоке, особенно на козьем, оказывает мочегонное действие (Пастушенков, 1989).

Лапчатку гусиную применяют при нервных, сердечных заболеваниях, при болезнях почек, мочевого пузыря, при удушье, судорогах икроножных мышц, экземе, сыпях, язвах, ожирении. нарушении обмена веществ (Свиридонов, 1992).

В Болгарии лапчатку гусиную применяют при катарах желудка и кишечника, при язвенной болезни желудка, поносах, дизентерии, белях (Гесь, 1976).

В Болгарии на опытах установлено выраженное подавляющее действие водных экстрактов на вирус герпеса (Петков, 1988).

В Карелии корневища лапчатки гусиной применяют при ангине, трещинах губ. Траву - при туберкулезе, гастрите, энтероколите, мигрени, ревматизме, артритах, ушибах и укусах змей (Юдина, 1988).

На Украине лапчатку гусиную применяют при столбняке (Попов, 1973).

В тибетской и монгольской медицине корневища лапчатки гусиной применяют при диспепсии, утероптозе, угрях и как антисептическое средство. Из корней травы готовят мазь и порошок, из молодых листьев - сок («Растительные ресурсы», 1987).

В народной медицине лапчатку гусиную применяют в основном в виде отвара из трав при судорогах различного характера (даже при столбняке). Лучше применять отвар как профилактическое средство, так как он действует медленно. Кроме того, растение считается вяжущим средством и отчасти болеутоляющим. Рекомендуется — лапчатка гусиная при спазмах и болях в желудке. Препараты из нее регулируют функциональную деятельность толстых кишок и предупреждают запоры, несмотря на то, что в растении есть вещества, обладающие вяжущим действием.

Такой же отвар пьют при сильных маточных болях и болезненных менструациях в сочетании с компрессом из этого растения на низ живота. Эффективнее действует отвар не из травы, а из плодов лапчатки гусиной на молоке (одна чайная ложка семян на стакан молока). Отвар пьют в течение дня в два приема.

Отвар из травы на козьем молоке является сильным мочегонным средством.

При желчнокаменной болезни и болезнях печени еще более эффективен свежий сок растения, смешанный поровну со свежим соком зеленой ржи. Принимают смесь по одной столовой ложке три раза в день.

Способ применения. Отвар: 20,0 — 200,0; по две-три столовые ложки три раза в день.

Приготовление. Настой готовят из расчета 2 столовых ложек травы на 2 стакана кипятка (суточная доза).

«При болезненных менструациях считается более эффективным отвар на молоке 1 чайной ложечки семян гусиной лапчатки на стакан , кипятят 5 минут и выпивают в 2 приема – утром и вечером.

Сок из свежего растения, смешанный в равных частях с соком из зеленого растения ржи, принимают по 3 столовые ложки в день как средство от желчных и почечных камней» (МА. Носаль, И.М. Носаль).

Способы приготовления и использования

1. Столовую ложку измельченных корневищ лапчатки гусиной заливают стаканом воды, доводят до кипения, кипятят на слабом огне в течение 10 мин настаивают до полного охлаждения, процеживают. Назначают внутрь по 2 столовые ложки 3-4 раза в день до еды.

2. Две-три столовые ложки травы лапчатки заливают 2 стаканами кипящей воды настаивают в течение 2 ч и процеживают. Рекомендуется по 1/2 стакана 3 раза в день до еды.

3. Чайную ложку семян лапчатки гусиной заливают 1 стаканом воды доводят до кипения кипятят в течение 5 мин, охлаждают, процеживают. Назначают два раза в день (утром и вечером) по 1/2 стакана.

4. Столовую ложку измельченных корневищ смешивают с 1 стаканом сливочного масла, доводят до кипения на слабом огне, кипятят в течение 6 мин, процеживают теплый отвар. Употребляется наружно для лечения ран, язв и трещин.

В листьях много витамина С - 260 мг%. Листья можно класть в супы, салаты. Клубнеобразные корни содержат много крахмала. Из них делают муку и пекут лепешки, блины. В Англии их используют в качестве приправы.

Зеленые щи готовят так же, как из крапивы: на 150-200 г листьев гусиной лапки берут50 гщавеля,10 гпетрушки, немного моркови, лук репчатый или зеленый. Листья лапчатки мелко режут, отваривают 3 минуты, добавляют к ним щавель или лесную кисличку, мелко нарезанные, пассерованные на масле морковь, петрушку, лук. Заправляют сметаной или майонезом.

Листья для пищевых целей берут до цветения. Траву для лечения берут во время цветения. Отвары ее применяют как обезболивающее, мочегонное, регулирующее солевой обмен веществ, при эпилепсии как противосудорожное. Настой применяют наружно при дерматитах. стоматите, зубной боли, для укрепления десен, кладут в ванны при кожных болезнях.

Травянистое растение лапчатка гусиная имеет толстое короткое корневище, укореняющиеся тонкие ползучие стебли «усы» длиной до 70 см. Листья растения непарноперистые гладкие, зеленые сверху и беловатые, сильно опушенные снизу. Пятилепестковые цветки желтого или золотистого цвета обладают приятным запахом. Плод – сухая семянка. Цветение лапчатки длится с мая по август.

В народе известна под названиями гусиные лапки, дубровка гусиная, гусиная трава, лапка, судорожная трава, гарлянка, лепешник, жабник и другие.

Лапчатка гусиная - невысокое растение, оно устилает землю своеобразным ковром. Так как цветки растения находятся выше, чем стебли, то в период цветения луга с лапчаткой выглядят очень красиво и ярко. Этот вид лапчатки и доступный.

На территории Европы и стран СНГ лапчатка гусиная распространена повсеместно. Любит глинистую, влажную почву. Много ее можно встретить на берегах водоемов, лугах, на лесных полянах, около дорог. В высокогорных районах этого растения не найти.

Сейчас лапчатку широко используют в ландшафтном дизайне , красиво она смотрится на альпийских горках . Свойства растения использовали при дублении кожи и для получения красителей.

Сбор и заготовка лекарственного сырья

Все растение – зелень, цветы, корневища и семена – используется для приготовления лекарственных средств.

Корни следует выкапывать очень раной весной или поздней осенью, когда наземная часть лапчатки уже высохла. Сушат их в сушилках или в проветриваемых помещениях. Траву собирают вдали от дорог и заготавливают в период цветения, обычно сушат в тени или в сушилках.

Химический состав

Лечебные свойства растения определяют, входящие в ее состав, вещества, которые еще не полностью исследованы. Но, тем не менее, лапчатка гусиная содержит дубильные вещества, витамины, жирные и органические кислоты, микроэлементы, эфирные соеденения, горечи, флавоноиды, углеводы, гликозиды. Большое содержание белка и крахмала имеется в корневищах растения, поэтому его широко используют в кулинарии.

Свойства лапчатки гусиной и применение в народной медицине

Препараты из лапчатки имеют такие свойства:

  • антисептическое,
  • ранозаживляющее,
  • кровоосстанавливающее,
  • болеутоляющее,
  • вяжущее,
  • мочегонное,
  • желчегонное,
  • тонизирующее,
  • противосудорожное.

Народная медицина использует лапчатку гусиную для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, а именно: язвы желудка, язвы двенадцатиперстной кишки, диареи, дизентерии, диспепсии, болей в животе, гастрита, энтероколита, геморроя. Вяжущие свойства его применению при поносах и коликах.

Лапчатка считается эффективным средством при лечении заболеваний печени, мочеполовой системы и женских болезней. Ее используют при маточных кровотечениях, климаксе, недомоганиях, связанных с менструацией.

Сильные мочегонные свойства способствуют удалению песка из мочевого пузыря, лапчатку гусиную применяют при цистите, нефрите, простатите, почечнокаменной болезни.

В давние времена настой лапчатки давали пить девушкам при первых менструациях. Женщины его принимали при судорогах, тяжести внизу живота, при сложном протекании беременности и при токсикозе.

Использовали лапчатку при удушье, судорогах, для лечения эпилепсии.

Народные целители препаратами из этого растения лечили депрессии, неврозы, головную и зубную боль, очищали кровь, снимали отеки и боли в суставах.

Эффективно использовали лапчатку для наружного применения для лечения гнойных ран и язв на коже, фурункулов, угрей, трещин на губах, разных сыпей и экзем, перхоти. Настой из лапчатки гусиной использовали для полоскания горла и полости рта при ангине, язвенном стоматите, кровотечении десен.

Лапчатку гусиную используют в комплексе с другими травами для заваривания чаев. Смесь корней лапчатки гусиной, солодки и одуванчика, листьев крапивы, шалфея, мать-и-мачехи, коры крушины используют для приготовления желудочного чая.

Хороший мочегонный чай получится, если к лапчатке добавить листья крапивы, березы, цветки терновника и бузины, плоды можжевельника и шиповника, траву чабреца, зверобоя , хвоща, корень лопуха.

Формы применения

Из лапчатки готовят настои, отвары, мази, эликсиры, используют ее в виде сока, порошка, измельченной зелени.

  1. Настой травы и корней лапчатки гусиной. 20 г корневищ и травы настоять в 1 литре кипятка в течение 1 часа и процедить. Такой настой употреблять при гастритах, поносе, дизентерии, болях в животе, язвенной болезни, холециститах, почечнокаменной болезни, маточных кровотечениях по 200 мл два-три раза в день. Такой настой используют для полосканий полости рта и для спринцевания при белях.
  2. Отвар травы лапчатки гусиной. 20 г травы проварить на слабом огне в 200 мл воды, настоять 2 часа и процедить. Отвар помогает при туберкулезе, грыже, цинге, опущении матки. Употреблять его следует перед едой по 50 мл трижды в день. Отвар применяется наружно в виде примочек при ранах, ушибах, экземах, геморрое, судорогах в мышцах и для полосканий ротовой полости при кровоточивости и воспалении десен, зубной боли.
  3. Отвар корней лапчатки гусиной. залить 1 ст. ложку сухих корней лапчатки 1 стаканом кипятка, 15 минут кипятить на маленьком огне, настоять 20 минут и процедить. Пить 4 раза на день по 2 ст. ложки.
  4. Отвар семян лапчатки гусиной. 5-10 г семян залить 1 стаканом молока и прокипятить 5 минут, процедить. Отвар помогает при маточных болях и болезненных менструациях. Употреблять 2 раза в день по ½ стакана.
  5. Сок из свежей травы. Пить 4 раза в день по 1 ст. ложке при мочекаменной и желчнокаменной болезни, кровохарканьи, климактерических кровотечениях. Соком обмывают гноящиеся раны, язвы и умывают лицо при угревой сыпи.

Применение в кулинарии

Свойства лапчатки гусиной применяются не только в медицине, а еще и в кулинарии. В салаты, пюре, супы добавляли листья и побеги лапчатки. Сушеные листья, корни и цветки использовали в качестве приправы к рыбным, мясным блюдам, кашам. Корни лапчатки в вареном виде были самостоятельным блюдом. Еще корни использовали для изготовления муки, которую вместе с ржаной и пшеничной мукой использовали для выпечки хлебобулочных изделий. Для приготовления киселя использовали крахмал, полученный из корней лапчатки гусиной.

Противопоказания к применению лапчатки гусиной

Поскольку растение способно понижать артериальное давление, то его с осторожностью следует применять гипотоникам. Также стоит отказаться от лапчатки при сгущении крови. Если в почках имеются крупные камни, то нужно быть очень осторожным при их выведении, так как они могут застрять в мочеточнике.

Ботаническое описание

Лапчатка гусиная - низкорастущее травянистое растение со стелющимися красными столонами , достигающими 80 сантиметров в длину.

Слева направо: общий вид, лист, цветок

Химический состав

Содержит дубильные вещества, органические кислоты, флавоноиды, жирное масло. В корневищах много крахмала и белка.

Практическое использование

Используется как лекарственное растение. С этой целью собирают обычно листья, гораздо реже заготавливают также побеги и цветки. Настой и отвар лапчатки гусиной обладает противосудорожным, кровоостанавливающим, антисептическим, сильным вяжущим и мочегонным действием. В народной медицине лапчатка гусиная известна как действенное желудочное средство, которое применяют при поносах. Наружно настой употребляют для полосканий при воспалительных заболеваний горла и полости рта, а отвар - для обмываний и примочек при язвах, порезах, различных кожных воспалениях, сыпях, кровоточащих ранах. Из свежего цветущего растения изготавливают гомеопатическое средство «Potentilla anserina».

Медоносным пчёлам лапчатка гусиная даёт нектар и пыльцу .

Примечания

Литература

  • Всё о лекарственных растениях на ваших грядках / Под ред. Раделова С. Ю.. - СПб: ООО «СЗКЭО», 2010. - С. 205. - 224 с. - ISBN 978-5-9603-0124-4
  • Губанов И. А. и др. 742. Potentilla anserina L. - Лапчатка гусиная, или Гусиная лапка // Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т . - М .: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т технолог. иссл., 2003. - Т. 2. Покрытосеменные (двудольные: раздельнолепестные). - С. 378. - ISBN 9-87317-128-9

Ссылки

  • Лапчатка гусиная в Энциклопедии декоративных садовых растений (Проверено 19 сентября 2011)
  • Лапчатка гусиная : информация на сайте GRIN (англ.) (Проверено 19 сентября 2011)
  • Лапчатка гусиная : информация на сайте «Энциклопедия жизни » (EOL ) (англ.) (Проверено 19 сентября 2011)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лапчатка гусиная" в других словарях:

    Лапчатка гусиная Лапчатка гусиная Научная классификация Царство: Растения … Википедия

    лапчатка гусиная - žąsinė sidabražolė statusas T sritis vardynas apibrėžtis Erškėtinių šeimos vaistinis augalas (Potentilla anserina). atitikmenys: lot. Potentilla anserina angl. goose potentil; goose tansy; goose weed; goose grass; silver potentil; silver weed;… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    Лапчатка гусиная - 306. Potentilla anserina L … Флора Центрально-лесного государственного заповедника

    ЛАПЧАТКА ГУСИНАЯ (POTENTILLA ANSERINA L.) - см. Многолетник с мясистыми корнями и ползучими, укореняющимися в узлах побегами длиной 20 80 см. рывистоперистые, до 20 см длиной, с 6 10 (до 15) парами продолговатых листочков 1 4 см длиной, по краям пильчато зуб чатых, сверху зеленых, голых… … Лyговые травянистые растения

    Биологический энциклопедический словарь

    Род трав, кустарничков и полукустарников семейства розоцветных. Св. 300 видов, главным образом в Сев. Америке и Евразии лапчатка гусиная, или гусиная лапка, пригодна в пищу. Лекарственные (калган и др.) и декоративные растения; медоносы … Большой Энциклопедический словарь

    Лапчатка гусиная (Potentilla anserina), многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. Стебли ползучие, укореняющиеся в узлах. Цветки одиночные, крупные, жёлтые. Г. л. произрастает почти по всему земному шару. В СССР широко… … Большая советская энциклопедия



Рассказать друзьям