Социальное обеспечение инвалидов в рф. Пенсионное обеспечение инвалидов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый человек имеет право на труд. Однако не все люди могут воспользоваться этим право. Многие люди из-за увечий и болезней полностью или частично лишаются возможности заниматься трудом. Таких людей называют инвалидами. Чтобы инвалиды могли получать стабильный доход и полноценно развиваться, правительство Российской Федерации ввело определенные меры социальной поддержки инвалидов.

Федеральный закон 181 и поправки к нему

Чтобы помочь инвалидам, в 1995 году был принят ФЗ №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В этом законе давалось юридическое определение термину "инвалид", вводилось понятие медико-социальной экспертизы, которая должна была определять степень инвалидности, оговаривался вопрос социальных пособий и выплат инвалидам, вносились поправки в Трудовой кодекс и так далее. Со временем в этот закон также вносились некоторые поправки и изменения. Больше всего изменений внес пакет поправок №419, который был принят после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Узнаем о том, какими особенностями обладает 419 федеральный закон о социальной защите инвалидов в 2019 году:

  • Подчеркивается необходимость создания условий, повышающих доступность различных культурных благ и ценностей (музеи, концерты, театральные постановки и так далее) для инвалидов.
  • Подчеркивается необходимость пополнения библиотечных фондов специальными книгами для слепых и слабовидящих людей.
  • Дискриминация по признаку инвалидности объявляется вне закона (в том числе - и осужденных инвалидов и инвалидов, находящихся под следствием).
  • Создается государственный реестр инвалидов.
  • Вводится понятия об абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Создание федеральных программ по обеспечению инвалидов бесплатным жильем, если они в нем нуждаются.
  • Расширяется соцзащита инвалидов.
  • Некоторые другие постановления.



Социальная защита инвалидов

Социальная защита и реабилитация инвалидов подразумевает реализацию различных программ:

  • Социальная помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы в виде денежных выплат. Выплаты осуществляются в виде пенсий и выплат. Различают социальную и трудовую пенсию, а тип пенсии и ее размер определяется в зависимости от наличия трудового стажа, группы инвалидности, типа профессии, наличия на содержании у инвалида иждивенцев и так далее. Под выплатами подразумеваются определенные федеральные и региональные программы - , ДЕМО и другие.
  • Предоставление инвалидам определенных товаров и услуг. Это могут быть лекарства, технические средства (например, протезы и инвалидные коляски), различные медико-реабилитационные программы и так далее. От части товаров и услуг, реализуемых в форме ПСУ, можно отказаться в пользу денежных выплат.
  • Возможность поступления в образовательные учреждения на льготных условиях.
  • Создания специализированной инфраструктуры.
  • Предоставление бесплатного жилья нуждающимся инвалидам.
  • Некоторые другие виды социальной защиты инвалидов.

31.03.2019

В Пермском крае меры социальной поддержки получают 221 тыс. инвалидов. Из них около 30 тысяч человек являются получателями страховых пенсий по инвалидности, что составляет 4 % от общего количества получателей страховых пенсий.

Размер такой пенсии зависит от возраста инвалида, продолжительности трудового стажа, среднего заработка, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. К страховой пенсии инвалидам устанавливается фиксированная выплата, которая зависит от группы инвалидности, наличия иждивенцев и места жительства инвалида. Средний размер страховой пенсии по инвалидности в настоящее время в Прикамье составляет 8171 руб.

Кроме страховых пенсий по инвалидности законодательством предусмотрено установление пенсий по государственному пенсионному обеспечению - социальные пенсии. На сегодняшний день размер социальной пенсии составляет: для детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы -13 894,37 руб.; инвалидов с детства II группы - 11 578,80 руб.; инвалидов I группы - 11 578,80 руб.; инвалидов II группы - 5789,39 руб.; инвалидов III группы - 4920,98руб.

Отдельным категориям граждан пенсионным законодательством предоставлено право на одновременное получение двух пенсий. К такой категории относятся инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с указами Президента РФ установлены: компенсационная выплата за уход за нетрудоспособными гражданами (инвалидами 1 группы) в размере 1380 руб., а родителям или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте 18 лет и за инвалидами I группы с детства, ежемесячная выплата - 6325 руб. (с учетом районного коэффициента 1,15).

Кроме этого неработающим инвалидам, доход которых не достигает прожиточного минимума (в 2017 году - 8473 руб.), устанавливается федеральная социальная доплата.

Наряду с пенсиями органы ПФР назначают и выплачивают инвалидам ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), размер которых зависит от группы инвалидности. С 1 февраля 2017 года размеры ЕДВ с учетом стоимости набора социальных услуг установлены: инвалидам 1 группы - 3538,52 руб., 2 группы - 2527,06 руб., 3 группы - 2022,94 руб., дети - инвалиды - 2527,06 руб.

В 2017 году ПФР запускает масштабный проект - Федеральный реестр инвалидов. Это единая база данных для всех ведомств и организаций, которые занимаются вопросами реабилитации инвалидов. В рамках проекта человеку будет доступен личный кабинет инвалида. В нем можно будет получить информацию о группе и сроке инвалидности, индивидуальной программе реабилитации, ее исполнении, услугах и др. В личном кабинете можно будет узнать о размере и виде назначенной пенсии, а также обо всех соцвыплатах, установленных по линии ПФР. Полный перечень всех льгот и услуг будет представлен в личном кабинете к концу 2018 года.

Приведение российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов

Правительством России на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов.

С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», установивший правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

Законом определены обязательные для исполнения всеми собственниками объектов и поставщиками услуг конкретные требования по созданию инвалидам равных со всеми их получателями условий жизнедеятельности.

Документ устанавливает недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ и принятыми подзаконными актами создана правовая база для значительного расширения возможностей по защите прав инвалидов, в том числе, в административном и судебном порядке, а также установлены правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

С этой целью принято 36 нормативных правовых актов Правительства России и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Внесены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг.

В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ в 2015-2016 годах принято 715 законодательных актов о внесении изменений в отдельные региональные законы, регулирующие правоотношения по предоставлению населению услуг в различных сферах.

На всех уровнях организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений (включая негосударственный сектор) по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги. Данная работа проведена при активном участии общероссийских общественных организаций инвалидов.

Теперь сотрудники учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. К примеру, для слабовидящих все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечивать инвалидам помощь сопровождающих лиц, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др.

С целью неукоснительного выполнения Конвенции и требований законодательства Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов и услуг Минтрудом России подготовлен и Правительством России внесен в Государственную Думу законопроект об установлении системы контроля и надзора за их соблюдением и наделении для этого контрольно-надзорными полномочиями соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Например, на федеральном уровне Ространснадзор будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере воздушного, автомобильного, городского наземного электрического и внутреннего водного транспорта, Росздравнадзор - в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, Рособрнадзор - в образовательных организациях, Роструд - в учреждениях занятости и социальной защиты, Роскомнадзор - в сфере связи и информации.

На региональном уровне предусматривается установление уполномоченным органом контрольно-надзорных полномочий в сферах социального обслуживания; услуг легкового такси; доступности региональных объектов культуры; регионального жилищного надзора; регионального строительного надзора.

Реализация данных мер позволит улучшить условия интеграции в общество не только для инвалидов, но для широкого круга других маломобильных граждан (оценочно до 40 млн человек). Вместе с членами их семей действие закона обеспечит более комфортные условия жизнедеятельности для 70-80 млн человек.

Федеральный реестр инвалидов

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», также установлена необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов. Оператором федерального реестра определен Пенсионный фонд России.

Для формирования федерального реестра разработана информационная система, которая предусматривает для каждого инвалида доступ к личному кабинету. В нем будет отражаться информация о денежных выплатах, мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации.

Личный кабинет обеспечит получение государственных услуг инвалидами в электронной форме, направление отзыва об их качестве и, при необходимости, подачу жалобы. На первом этапе можно будет обратиться за пятью услугами:

Система обеспечит создание единого информационного ресурса, который позволяет как самим инвалидам, так и различным заинтересованным органам власти и организациям пользоваться достоверными и актуальными сведениями.

Например, данные федеральные реестра позволят выявить категории инвалидов, для которых характерны проблемы при трудоустройстве, еще до обращения гражданина в органы службы занятости.

На первом этапе работы реестра, с 1 января 2017 года, в нем будут содержаться сведения, находящиеся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, ПФР, ФСС России, Роструда, Минздрава России, Минобрнауки России. Остальные сведения будут размещаться, начиная с 1 января 2018 года.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2016 году объем средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составил 29,3 млрд рублей. Аналогичный объем финансирования сохранен и в 2017 году.

Уровень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, по оценкам Минтруда России, в 2016 году будет не ниже уровня 2015 года, равного 86,6 %.

Ведется работа по повышению качества предоставляемых инвалидам услуг и технических средств реабилитации.

В 2016 году Минтруд России завершил работу по определению на 2017-2018 годы единственного поставщика услуг по сурдопереводу. Им, в соответствии с распоряжением Правительства России от 09 ноября 2016 г. № 2369-р. признана Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» с ежегодным объемом услуг в пределах 358,7 тыс. часов. Данная мера позволит повысить не только качество оказываемых услуг по сурдопереводу, но и привлекательность профессии «сурдопереводчик».

Также с целью повышения качества предоставляемых инвалидам средств реабилитации Минтруд России ведет работу по утверждению типовой документации на закупку технических средств реабилитации, которая включает непосредственно типовой контракт (содержащий в том числе условия о гарантийном сроке, сервисном обслуживании, доставке и др.), а также унифицированные технические задания по отдельным видам средств реабилитации серийного производства, разработанные с учетом ГОСТов, а также иных документов в сфере стандартизации.

Типовым контрактом предусмотрено условие о необходимости установления поставщиком (организацией-изготовителем средств реабилитации) гарантийного срока с учетом установленных Минтрудом России сроков пользования техническими средствами реабилитации до их замены, что позволит получателям в указанный период обращаться к поставщику с претензией (при выявлении каких-либо недостатков или поломки). Это будет способствовать повышению уровня ответственности поставщика перед получателями (инвалидами), а также заинтересованности поставщика в предоставлении качественных изделий с целью исключения случаев обращений к нему инвалидов при частых поломках.

Существенным плюсом типовой документации является урегулирование вопроса приемки поставленного товара, а также доставки средств реабилитации.

Кроме того, Минтрудом России ведется работа по установлению дополнительных требований к поставщикам изделий, которые позволят исключить возможность заключения контрактов с поставщиками, не имеющими опыта поставок аналогичных товаров надлежащего качества.

Концепция развития ранней помощи

Распоряжением Правительства России от 31 августа 2016 года №1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты), с учетом накопленного регионами опыта и лучших практик.

В документе ранняя помощь определена как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.

Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьей и ребенком (сопровождение). Реализация концепции предусматривает три этапа.

На первом этапе в 2016-2017 годах будет сформирована система нормативных правовых актов, регламентирующих межведомственное взаимодействие, стандарты оказания услуг ранней помощи, разработана типовая региональная программа создания (развития) и реализации программы ранней помощи.

На втором этапе реализации концепции в 2018 году в двух пилотных регионах, отобранных в рамках Государственной программе «Доступная среда», будет проведена апробация стандартов оказания услуг в сфере ранней помощи и типовых решений. В «пилотах» будут отработаны системные подходы к формированию ранней помощи и по итогам подготовлены предложения по внесению необходимых изменений в федеральное и региональное законодательство.

На заключительном этапе в 2019-2020 годах из федерального бюджета будет оказываться поддержка регионам в формировании программ ранней помощи при создании системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы

С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», которая по решению Правительства России в 2015 году продлена на период до 2020 года.

В рамках госпрограммы сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов.

При этом госпрограмма не ставит целью приспособление всех существующих объектов в стране и направлена на устранение препятствий и барьеров во всех наиболее значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности: образовании, здравоохранении, социальной защите, спорте и физической культуре, информации и связи, культуре, транспортной инфраструктуре, с 2016 года в перечень приоритетных сфер добавлены сферы занятости и пешеходной инфраструктуры.

При активном участии самих инвалидов были выработаны механизмы отбора наиболее часто посещаемых инвалидами объектов и апробированы подходы к формированию условий доступности для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, по зрению, по слуху.

Так, в госпрограмме предусматривается приспособление различных социальных объектов для инвалидов - поликлиник, больниц, музеев, театров, спортивных сооружений, многофункциональных центров и др.

С этой целью реализуются мероприятия, направленные на повышение как доступности объектов (установка пандусов, поручней, расширение дверных проемов; оборудование санитарно-гигиенических помещений; создание специально отведенных парковочных мест для инвалидов; закупка автомобильного и городского наземного электрического транспорта доступного для перевозки инвалидов и других МГН), так и доступности услуг (приобретение информационно-навигационных систем для слепых и слабовидящих людей; установка светодиодного табло для слабослышащих; оборудование специальным звуковым сигналом для слабовидящих, закупка книг со шрифтом Брайля, тифлофлешплееры и др.).

С 2011 года к реализации госпрограммы подключились субъекты Российской Федерации. Если в 2011-2012 годах участниками программы были только три пилотных региона - Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области, то в 2013 году - 12 регионов, в 2014 году - 75 регионов, в 2015 году - 71 регион, в 2016 году - 81 регион.

По результатам проделанной работы к концу 2016 года количество дооборудованных объектов составит 19 тысяч (51,8 % от 38 тысяч приоритетных объектов).

Также важным направлением реализации госпрограммы является формирование безбарьерной школы.

За пять лет реализации госпрограммы количество школ, в которых могут обучаться дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза - с 2 тыс. (2,5%) в 2011 году до 9,6 тыс. (21,4%) к концу 2016 года.

При этом создается не только физическая доступность школ, но и отрабатываются подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей детей-инвалидов, для чего проводится обучение руководителей образовательных организаций и педагогов.

С 2016 года к мероприятиям госпрограммы подключились учреждения дошкольного, дополнительного, высшего образования.

Благодаря поддержке, которую оказывает госпрограмма спортивным учреждениям по адаптивному спорту инвалидов, их количество возросло в стране с 15 в 2011 году до 57 учреждений в 2016 году (в 53 субъектах РФ).

Для обеспечения доступности информационного пространства организовано скрытое субтитрирование телевизионных программ на шести общероссийских телеканалах. За 2011-2016 годы увеличилось количество субтитров с 3 до 14 тыс. часов в год. Это составляет почти 30% от эфирного времени каналов.

В рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», направленной на формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне всей страны.

В рамках подпрограммы в течение 2016 года Минтрудом России ведется разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В частности, разработаны проекты стандартов по таким основным направлениям реабилитации как социальная (социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая) и профессиональная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам (позволит обеспечить принцип ранней помощи, преемственность в работе и сопровождение), проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.

На 2017-2018 годы запланирована апробация данных документов. По результатам проведенного Минтрудом России конкурсного отбора определены два пилотных региона - Свердловская область и Пермский край, с которыми и будет продолжена работа в данном направлении.

Реформирование системы медико-социальной экспертизы

В 2015 г. осуществлен переход на новые классификации и критерии при установлении инвалидности людям. Они предусматривают оценку степени выраженности нарушенных функций организма в процентах, от 10 до 100 процентов, с шагом в 10 процентов, что позволяет на основе нормативно закрепленных параметрах более объективно подходить к установлению инвалидности.

В течение 2016 г. Минтрудом России также, как и в 2015 году, проводился мониторинг принятых решений об отказах в установлении инвалидности. Мониторинг проводился главными бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации в отношении всех принятых решений первичными бюро медико-социальной экспертизы по детям-инвалидам под контролем со стороны Федерального бюро МСЭ и Минтруда России во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, пациентскими и родительскими организациями.

С учетом итогов мониторинга, Минтрудом России издан приказ о внесении изменений, в части уточнения оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеванием фенилкетонурия.

С 2010 года идет работа по реформированию системы медико-социальной экспертизы, направленная на повышение прозрачности и объективности решений по группе инвалидности.

В целях повышения качества услуги по проведению медико-социальной экспертизы Минтрудом России совместно с общественными организациями инвалидов разработан проект плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы на период до 2020 года.

В проекте «дорожной карты» выделены два основных направления.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического обеспечения медико-социальной экспертизы, подготовку новых методик обоснования экспертного решения с учетом современных методов диагностики и лечения.

Второе направление включает общеорганизационные мероприятия, в том числе кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений медико-социальной экспертизы; формирование открытости деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; повышение ответственности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы за соблюдение этики и служебного поведения.

В статье содержится перечень федеральных льгот и социальных гарантий для инвалидов в РФ.
КонсультантПлюс предоставляет некоммерческую версию своей
системы, где вы можете бесплатно знакомиться со всеми федеральными законами РФ в их последней редакции: https://www.consultant.ru/online/ .

Также можно получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере расходов на медицинские услуги и лекарственные препараты (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ). Опять же при условии, что в течение налогового периода (года) у вас были доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13% (например, зарплата). Медицинские услуги, по которым можно заявить вычет, перечислены в постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Это постановление предусматривает два перечня медицинских услуг:

  • перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета;
  • перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета.

При этом размер вычета по медицинским услугам из первого перечня ограничен, предельное значение установлено в ст. 219 НК РФ. А расходы на дорогостоящее лечение учитываются в сумме социального вычета по НДФЛ без ограничения размера.

Перечень лекарственных препаратов, по расходам на которые можно получить социальный вычет, установлен постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201.

Социальный вычет по НДФЛ предоставляется в размере фактически понесённых расходов, но не может превышать 120 000 ₽ в совокупности с другими социальными вычетами (на обучение налогоплательщика (его братьев (сестер)); медицинские услуги, лекарственные препараты и страховые взносы по договорам ДЛС; негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни; дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию).

Напомним, что по дорогостоящему лечению размер социального вычета не ограничивается (абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц (п. 1 ст. 407 НК РФ) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.

Налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у следующих категорий налогоплательщиков (п. 5 ст. 391 НК РФ):

  • инвалидов I и II группы;
  • инвалидов с детства.

Пунктом 2 статьи 333.38 НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) инвалидов I и II группы на 50 процентов по всем видам нотариальных действий.

Социальная защита инвалидов

Обязательно прочитайте Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Ссылка на правовую систему, где вы можете ознакомиться с законодательством – http://www.consultant.ru/online/ . Ниже представлены выдержки из данного закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий , принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

  1. инвалидам I группы – 2 162 рублей;
  2. инвалидам II группы, детям-инвалидам – 1 544 рублей;
  3. инвалидам III группы – 1 236 рублей.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов :

  • платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
  • платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса , рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Социальная пенсия

Обязательно прочитайте Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” . Ссылка на правовую систему, где вы можете ознакомиться с законодательством – http://www.consultant.ru/online/ .

Социальная пенсия – один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пп. 5 п. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ). Она включает:

  • социальную пенсию по инвалидности, которая назначается инвалидам I, II и III групп, в том числе инвалидам с детства, а также детям-инвалидам;
  • социальную пенсию по случаю потери кормильца, получателями которой могут быть дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в образовательных организациях, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
  • социальную пенсию по старости, которая назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно для мужчин и женщин), постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии, и гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин), а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ не менее 15 лет и достигших указанного возраста (ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ).

Люди с ограничением по здоровью в Российской Федерации получаются статус инвалида. Он дает право на определенные гарантии от государства, обусловленные невозможностью полноценно трудиться и обеспечивать себя и членов семейства.

Социальная помощь инвалидам в России предоставляется на федеральном и региональном уровнях. Часть преференций одинакова по всей стране. Эти льготы определены Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995.

Законодательство не запрещает региональным властям разрабатывать и внедрять на подведомственной территории дополнительные меры господдержки данной группы граждан.

Скачать для просмотра и печати:

Кто является инвалидом

На соцподдержку за бюджетные средства могут претендовать граждане с серьезными нарушениями функций организма. Их состояние фиксируется официально медико-социальной экспертизой - государственным органом, имеющим специальное разрешение на свою деятельность. Социальная поддержка инвалидов обусловлена двумя факторами:

  • степенью поражения организма, то есть группой инвалидности;
  • причинами утраты трудоспособности.
  1. Инвалидов делят на три группы, ориентируясь на возможности человека трудиться и себя обслуживать. Кроме того, выделяют инвалидов с детства. Это люди, получившие врожденные заболевания, увечья, травмы.
  2. Причины возникновения нарушений определяются факторами, повлиявшими на организм. Среди них выделяют:
    • общие заболевания;
    • травмы и увечья, полученные в ходе трудовой деятельности;
    • заболевания, возникшие под влиянием:
      • техногенных факторов;
      • взаимодействия с вредоносными факторами во время трудовой деятельности;
    • участие в боевых операциях.

Важно: статус инвалида необходимо подтверждать регулярно:

  • 2 и 3 группы - раз в год;
  • 1 группы - раз в два года;
  • инвалидам с детства - один раз.

Меры соцподдержки граждан с инвалидностью

Государственные преференции людям с ограничениями по здоровью разнятся. Зависят они не только от группы, но и от того, в каких условиях была утеряна трудоспособность.

Это означает, что группе граждан, пострадавших в результате аварии на ядерных объектах, могут быть установлены отдельные льготы, не распространяющиеся на других обладателей той же группы инвалидности.

Важно: кроме справки МСЭ, в которой официально указана группа, отдельные лица получают еще и льготное свидетельство, подтверждающее принадлежность к определенному слою льготников.

К примеру, инвалидам боевых действий государство предоставляет намного больше гарантий, чем инвалидам общего заболевания.

Социальная поддержка инвалидов 1 группы

К этой группе относят граждан с устойчивыми нарушениями функций организма . Им предоставляются такие виды помощи за счет бюджета:

  • зачисление вне конкурса в учебные заведения с государственной аккредитацией при условии успешной сдачи вступительных тестов;
  • обеспечение стипендией, размер которой в два раза превышает показатель для данного образовательного учреждения;
  • сокращение размера рабочей недели до 35 часов в случае трудоустройства;
  • работающим инвалидам администрация предприятия обязана предоставлять дополнительный неоплачиваемый отпуск до 60 суток по первому требованию;
  • бесплатное пользование любыми видами городского транспорта (кроме такси);
  • льготы на пользование транспортными линиями в пределах региона;
  • снижение платы за пользование коммунальными услугами;
  • освобождение от налогообложения недвижимого имущества инвалидов, а также наследуемой собственности.

Всем инвалидам положено пенсионное обеспечение. Его размер зависит от степени утраты трудоспособности (группы).

Кроме того, эти люди получают дополнительные выплаты за счет бюджета. Для инвалидов 1 группы они таковы:

  1. Пособие по инвалидности в 2017 году составляет 3357,23 руб.
  2. Ежемесячная денежная выплата 3538,52 руб.
  3. Размер социальной пенсии, назначаемой при отсутствии официального трудового стажа, варьируется в зависимости от наличия иждивенцев:
    • на самого инвалида 1 группы - 9919,73 руб.;
    • если есть один иждивенец - 10637,50 руб.;
    • два - 12157,13 руб.;
    • три и более - 13767,78 руб.
Важно: ЕДВ - это выплата, заменяющая набор социальных услуг от государства. Если гражданин решит воспользоваться ими в натуральном виде, то размер выплаты сократится.

Преференции инвалидам 2 группы

Данные граждане имеют право получить все те же льготы, что перечислены выше. Особых отличий в преференциях, предоставляемых на месте службы (при трудоустройстве), в сфере образования, компенсации расходов на транспорт, оплату коммунальных услуг нет. Однако большая часть граждан с инвалидностью 2 группы является трудоспособными. Это влияет на размер пенсионных и иных платежей. А именно:

  • доплата к пенсии составляет 2397,59 руб.;
  • ЕДВ - 2527,06 руб.
  • социальная пенсия (если нет стажа) - 4558,93 руб.;
  • при наличии иждивенцев:
    • одного - 6078,57 руб.;
    • двоих - 7598,21 руб.;
    • троих и более - 9117,85 руб.
Внимание: гражданам с поражением органов зрения и слуха положены отдельные виды помощи.

А именно услуги:

  • сурдопереводчика;
  • тифлопереводчика;
  • аудиокомментирование.

Меры поддержки инвалидов 3 группы

Данной группе граждан в целом предоставляются такие же преференции за некоторым исключением. А именно, они не имеют права:

  • на внеконкурсное зачисление в образовательные учреждения;
  • повышенную стипендия;
  • освобождение от налогообложения.

Выплаты гражданам с 3-й группой инвалидности тоже ниже:

  • доплата к пенсии - 1919,3 руб.;
  • ЕДВ - 2022,24 руб.;
  • социальная пенсия 2279,47 руб.;
    • 3799,11 руб. - если есть один иждивенец;
    • 5318,75 руб. - два;
    • 6838,39 руб. - три и более.
Важно: работающим инвалидам 3 группы компенсируют 50% затрат на приобретение лекарственных средств, приобретаемых по рецептам докторов.

Господдержка детей-инвалидов

В законодательстве РФ закреплены преференции для граждан с 0 лет, имеющих ограничения по здоровью. Они выражаются в следующем:

  1. Выплаты родителям детей-инвалидов, которые не в состоянии получать образование в обычных школах (садах). Данные деньги следует направлять на организацию индивидуального обучения.
  2. Компенсацию затрат на поездку к месту оздоровления раз в год ребенку с ограничениями и сопровождающему лицу.
  3. Услуги государственных больниц для лечения и реабилитации предоставляются бесплатно.
  4. Также родители не платят за лекарства, назначенные докторами этим детям, и средства технической реабилитации.

Дети-инвалиды получают в 2017 году ЕДВ в размере 2527,06 руб. Кроме того, их родителям оказывается поддержка из бюджета. В среднем ее размер составляет 13 тыс. руб.

Важно: опекуны детей с ограничениями по здоровью также имеют право на все выплаты и иные преференции, как биологические родители.

Социальная поддержка семей, воспитывающих ребенка-инвалида


Родители (опекуны) детей с ограниченными физическими возможностями тоже пользуются определенными преференциями от государства.

Законодательно закреплено несколько областей, в которых у этих людей есть льготы. А именно:

  1. На месте службы им по заявлению сокращают длительность рабочей недели, предоставляют дополнительное время отдыха без сохранения заработка.
  2. В области пенсионного обеспечения для них сокращен стаж обязательной выслуги на пять лет.
  3. Семейства, воспитывающие детей-инвалидов, обеспечиваются жилищными субсидиями, если нуждаются в улучшении условий проживания.
  4. Бесплатная медицина для ребенка, в том числе:
    • обеспечение средствами реабилитации по показаниям доктора;
    • скидки на приобретение медикаментов.
  5. Преференции в налоговой сфере заключаются в освобождении от некоторых платежей, а также предоставлении права на налоговый вычет (3000 руб. на одного ребенка-инвалида).
Важно: родителям, не имеющим возможности трудоустроится из-за необходимости постоянного ухода за больным ребенком, выплачивается пособие.

Меры по организации реабилитации и абилитации

В законодательной базе Российской Федерации в 2016 году произошли изменения, разграничившие термины «реабилитация» и «абилитация». Первый означает усилия, направленные на восстановление функций пораженного организма. Второй - работа с детьми, имеющими физические ограничения, направленная на формирование у них начальных навыков.

Внимание: все граждане с инвалидностью могут получить помощь по реабилитации.

В нее входят такие виды мероприятий:

  1. Медицинские процедуры, протезирование, санаторно-курортное лечение.
  2. Оказание помощи в получении подходящей профессии, трудоустройстве.
  3. Правовая поддержка на бесплатной основе.
  4. Психологическая помощь с целью организации нормального входа граждан в социальную среду.
Важно: в рамках указанных мероприятий гражданам предоставляются специальные технические устройства, в том числе, автомобили. Кроме того, им предоставляется информационная поддержка.

Абилитационные программы сводятся к:

  • медицинской поддержке с целью восстановления функций организма;
  • организации педагогического сопровождения детей;
  • созданию условий для получения необходимых знаний родителями.
Важно: в рамках государственной программы по обеспечению доступным жильем граждан Российской Федерации регионы разрабатывают мероприятия по созданию жилых комплексов для инвалидов.

Посмотрите видео о социальной поддержке инвалидов

Мар 14, 2019 10:53 сайт

Новости

  • 25 февраля 2019
  • 04 декабря 2018
  • 31 августа 2018
  • 18 августа 2018
  • 16 августа 2018
  • 16 августа 2018
  • 30 июля 2018
  • 04 июля 2018
  • 04 июля 2018
  • 09 июня 2018
  • 25 мая 2018


Рассказать друзьям