Слух у новорожденного ребенка и старше — проверка, полезная информация. Когда новорождённый начинает слышать, видеть, ощущать запахи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Подробное описание поведения ребенка, которое поможет Вам определить как развивается слух

Проверка состояния слуха ребенка много раз упоминалась в темах про речь. Собственно говоря, если у ребенка не появляется лепет, или малыш лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос про состояние слуха. Как же определить, слышит ли ребенок?

Самый простой способ – это наблюдение за поведением ребенка. Новорожденный малыш различает только громкие высокие звуки и практически не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука. С 9 месяцев ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего неречевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.

Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:

0- 6 недель

  • Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
  • Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать

6 недель — 4 месяца

  • Перестает плакать, когда вы разговариваете
  • Перестает сосать, когда вы разговариваете
  • Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
  • Замирает, когда раздается новый звук
  • Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)

4-7 месяцев

  • Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
  • Поворачивает голову на ваш голос
  • Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
  • Улыбается, когда к нему обращаются

7-9 месяцев

  • Любит музыку
  • Поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого
  • Поворачивается, когда его зовут по имени
  • Лепечет много разных звуков
  • Выражает разными звуками различные потребности
  • Ребенок начинает понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока».
  • Реагирует на звуки средней громкости

9-12/13 месяцев

  • Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
  • Понимает слова «нет» и «нельзя»
  • Появляются лепетные слова
  • Оборачивается, когда его окликают сзади
  • Поворачивает голову к тому кто разговаривает
  • Пытается имитировать звуки

12-18 месяцев

  • Пользуется несколькими лепетными словами
  • Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
  • Понимает простые просьбы, например «Брось мячик» .
  • Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
  • Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
  • Поворачивает голову на тихие звуки

2 года

  • Говорит не меньше 10 слов
  • Выполняет ваши просьбы не стараясь смотреть вам в лицо (если ребенок внимательно смотрит на ваше лицо, возможно, он читает по губам)
  • Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть доступным ему способом (ав-ав, бах)

Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков, вы можете проверить слух следующими способами:

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек: сначала шарманкой, пищалкой затем дудкой и барабаном. Сделать это можно так:

Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева. Реакция ребенка — поворот головы в соответствующую сторону. Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.

Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста. В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании. При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.

ГОРОХОВЫЕ ПРОБЫ

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая — нелущеным горохом, вторая — гречкой-ядрицей и третья — манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке — пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять.

Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.

Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Читайте также:

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Родительское бессилие

Это интересно!

Просмотрено

Почему не нужно заставлять детей ходить в музыкальную школу и на танцы

Советы родителям

Просмотрено

Правильное воспитание детей — залог счастливого будущего

Это интересно!

Просмотрено

Детский садик и дом престарелых под одной крышей — это отличная идея!

Беременность и роды

Просмотрено

Акушеры предупреждают: слишком большой вес плода – проблема, как для матери, так и для ребенка!

Советы родителям

Просмотрено

Как помочь малышу, если у него нарушен режим сна

Советы родителям

Просмотрено

Приучаем малыша к порядку, аккуратности и чистоте

Миф

Точное тестирование слуха можно провести только когда ребенку исполнится 5-6 месяцев.

Факт

Современные технологии позволяет проводить точную оценку слуха у детей, уже через несколько часов после рождения. В некоторых государствах мира детей и мам не выписывают из больницы без подобного тестирования.

Зачем проверять слух ребенка?

У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности (формирование знаний, мышления, и суждений), необходимые для обучения. Дети с не выявленной потерей слуха, в возрасте 2 или 3 лет, могут страдать от постоянных нарушений речи и отставать в остальных навыках, присущих их сверстникам.

Раннее выявление нарушений слуха позволяет начать лечение своевременно и скорректировать проблемы, связанные с потерей слуха. Таким образом, речь и языковые способности у ребенка будут развиваться не хуже, чем у его сверстников.

Потеря слуха может варьироваться от легкой тугоухости до полной глухоты. Многие люди думают, что человек либо слышит, либо глух. Нередко так же происходит с детьми, когда он или она реагирует на звуки и голоса, родители считают, что со слухом у ребенка все в порядке. Тем не менее, есть много тонких градаций между нормальным слухом и глухотой, и потому частичную потерю слуха ребенка не всегда можно определить без специального тестирования.

Например, очень часто у ребенка с умеренной потерей слуха речь и языковые навыки развиваются нормально, без видимых отклонений, однако при этом он или она не слышит половины того, что говорится. Ребенок в такой ситуации явно оказывается в невыгодном для себя положении относительно процесса обучения.

Дополнительным стрессом для ребенка с нарушением слуха может быть то, что он или она не понимает, почему, казалось бы, простой материал дается с трудом.

Степень потери слуха часто определяет, какое влияние это окажет на всю жизнь ребенка. Тем не менее, при раннем выявлении и своевременном лечении, последствия данного дефекта могут быть уменьшены.

Каковы причины, факторы риска и признаки потери слуха у детей?

Есть ряд факторов риска потери слуха у детей, а также ряд причин, по которым следует провести проверку слуха вашего ребенка.


Общие признаки необходимости проведения проверки слуха:

· задержка в развитии речи и языковых навыков
· частые или рецидивирующие инфекции уха
· семейный анамнез потери слуха (потеря слуха может наследоваться)
· синдромы, связанные с потерей слуха (например, синдром Дауна, синдром Алпорта и синдром Крузона)
· инфекционные заболевания, приводящие к потере слуха (например, менингит, корь и цитомегаловирус [ЦМВ-инфекции])
· медицинские процедуры и лекарства, которые могут вызвать потерю слуха, в том числе антибиотики и некоторые агенты химиотерапии
· плохая успеваемость в школе
· низкий вес при рождении (менее 2 фунтов) и / или преждевременное рождение
· вспомогательная вентиляция легких (проводимая в течение более 10 дней после рождения)
· низкие показатели по шкале Апгар
· желтуха после рождения
· болезни матери во время беременности (например, краснуха)
· гидроцефалия

Некоторые родители начинают подозревать, что их ребенок плохо слышит, когда ребенок не отзывается на свое имя или переспрашивает слова, фразы и предложения. Другим знаком того, что ребенок плохо слышит, может быть отсутствие реакции на звуки внешней среды.

В среднем, только половина всех детей с диагнозом «потеря слуха» на самом деле полностью теряют слух. Это происходит тогда, когда причина потери слуха не определена вовремя. Поэтому, во многих штатах в США ввели универсальное тестирование слуха. Все новорожденные дети проходят такую проверку перед выпиской из больницы.

Какой специалист проверяет слух ребенка?

Специалист, который проверяет слух, называется отоларинголог. Отоларингологов обучают диагностическим методикам проверки слуха и слуховой реабилитацией детей и взрослых. Однако тестирование слуха у детей требует специального оборудования и специальных навыков, поэтому не все отоларингологи могут проверять слух у детей. Когда ребенка отправляют на такое тестирование, следует удостовериться, что врач имеет подходящую специализацию и оборудование, чтобы проводить тест. Детские аудиологи специализируются на работе с младенцами и детьми младшего дошкольного возраста.

Может ли любой маленький ребенок пройти слуховой тест?

Ребенок любого возраста может пройти проверку слуха. Тип теста зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Некоторые слуховые тесты не требуют поведенческой реакции ребенка, в то время как другие тесты, проводимые в виде игры, рассчитаны на интерес ребенка. Самое главное – правильно подобрать индивидуальный тест для каждого ребенка.

Как тестируют слух у младенцев или маленьких детей, которые не могу следовать специальным инструкциям?

И послушные и беспокойные малыши, а также дети младшего дошкольного возраста (от 5 месяцев до 2 с половиной лет) часто тестируются при использовании метода, аудиометрии подкрепленной визуально. Во время такого теста, ребенок сидит на коленях у врача в центре комнаты.

Колонки располагаются справа и слева от ребенка. Под колонками в темных коробках подвешиваются игрушки, которые могут анимироваться в ходе тестирования. Ребенок должен поворачивать голову в ту сторону, откуда исходит звук, если ребенок правильно поворачивает голову, коробка подсвечивается, а игрушки начинают двигаться. Так поощряется участие ребенка в процессе тестирования. Во время теста определяется самый тихий звук, который слышит ребенок. Дети (и взрослые) автоматически поворачиваются лицом в ту сторону, откуда идет новый звук, поэтому этот тест является эффективным для детей в возрасте от 5 месяцев. Этот метод также может быть использован с маленькими наушниками, которые позволяют проверить слух в каждом ухе отдельно. Ниже изображена схема установки для VRA тестирования (аудиометрия, подкрепленная визуально).

Однако для VRA теста существуют некоторые ограничения. Для точности теста, ребенок должен активно участвовать в процессе и быть заинтересованным в нем. Кроме того, если для тестирования слуха используются только колонки, невозможно различать порог восприятия звуков для одного уха. Разве что подавать звук в одно ухо, в то время как второе изолировать от звуков (например, с помощью наушников). Чтобы проверить оба уха, вместе с VRA тестированием часто проводится отоакустическая эмиссия (OAE). (OAE тестирование описывается ниже в данной статье).

Дети 3-5 лет, которые могут выполнять более сложные задания проходят проверку слуха с помощью теста игровой аудиометрии. Например, ребенок держит брусок возле щеки, а когда слышит звук, кладет брусок на специальную доску.

Проверка порога восприятия речи может быть дополнена использованием картинок, например, ребенок указывает на ту картинку, которую аудиолог называет. В процессе тестирования врач говорит все тише и тише, таким образом, определяется порог восприятия речи. В этом тесте от ребенка требуется активное участие. Преимущество этого формата в том, что результаты, получаемые в ходе такого исследования не менее детальные, чем результаты тестирования взрослых.

Как проводится проверка слуха у детей, которые не могут сотрудничать?

Некоторые дети не могут сотрудничать во время проверки слуха, из-за возраста или задержки развития (например, дети с умственной отсталостью) В настоящее время существуют два разных метода, позволяющих осуществить проверку слуха у детей, которые не могут сотрудничать. Один из этих методов называется оценка ответов ствола мозга на слуховые раздражения (ABR) и заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на звуковые сигналы. Это метод проверяет целостность слуховой системы по направлению от уха к мозгу. Во время теста к голове ребенка прикрепляются четыре или пять электродов, после чего различные звуки передаются ребенку через небольшие наушники. Электрическая активность, вырабатываемая нервом, записывается посредством электродов и передается на экран компьютера. Аудиолог контролирует громкость каждого звука и определяет самый тихий звук, который ребенок слышит.

Для ABR тестирования существует ограничение – ребенок должен вести себя тихо и спокойно. Любое движение мышц, в том числе моргание, может помешать проведению теста; Поэтому, дети обычно тестируются в спящем состоянии. Дети в возрасте до 3 месяцев, могут быть проверены в процессе естественного сна. Детям старше 3-х месяцев, как правило, дают седативное средство (под наблюдением врача), обеспечивающее час принудительного сна. Общепринятым седативным средством, использующимся в таких случаях, является хлоралгидрат.

Второй тип тестирования слуха называется отоакустическая эмиссия (ОАЕ). Этот тест может быть проведен в качестве дополнения к ABR, или в качестве начального тестирования слуха. Отоакустический тест представляет собой акустический ответ, который является отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. В ходе испытания, в ухо ребенка помещается небольшой зонд, который содержит микрофон и динамик.

Во время исследования ребенок сидит или лежит неподвижно, звуки генерируются в зонде и регистрируются ответы, которые вернулись из улитки. После того как улитка обработает сигнал, электрический импульс направляется в ствол мозга, но, кроме того, есть второй, отдельный звук, который не передается по нерву, а возвращается в ушной канал ребенка. Этот "побочный звук" является отоакустической эмиссией. Эмиссия записывается с помощью зонда и представляется графически на экране компьютера.

Аудиолог может определить какие звуки дали ответ/эмиссию и установить силу ответов. Если эмиссия наблюдается на звуках критичных для восприятия речи, значит ребенок «прошел» тестирование слуха. Как дополнение к ABR, OAE помогает либо подтвердить нормальный слух, либо зафиксировать отклонения. OAE проверяет работоспособность органа слуха, а именно, - позволяет диагностировать функцию улитки внутреннего уха, но не проверяет другие органы слуха. Поэтому OAE часто совмещается с ABR или с поведенческим тестом, оценивающим реакцию ребенка на звуки.

Результаты исследований ABR и OAE могут предсказать, развитие слуха ребенка, определить степень тугоухости, а также помочь при принятии решений относительно лечения.

Существуют ли какие-либо дополнительные анализы при педиатрической оценке слуха?

Тимпанограмма
– это объективный метод подтверждения нарушения способности барабанной перепонки и косточек среднего уха передавать волны звукового давления.

Причины нарушения:

Жидкость за барабанной перепонкой
отверстие или перфорация барабанной перепонки, или
жесткость барабанной перепонки или косточек среднего уха (например, отосклероз).

Тимпанограмма выполняется с помощью зонда, который плотно вставляется в ухо, создавая вакуум. Звуковые колебания вызывают изменения давления, воздействуя на барабанную перепонку. Таким образом, определяется суммарная жесткость, создаваемая напряжением барабанной перепонки и других структур уха. Это быстрое, безболезненное и объективное тестирование (хотя иногда дети плачут, пока им в ушки вставляют зонд).

Когда громкий звук поступает в здоровое ухо, барабанная перепонка сокращается - это своего рода встроенный механизм защиты (хотя не очень эффективный). Такое сокращение барабанной перепонки называют акустическим рефлексом. Отсутствие этого рефлекса также подтверждает наличие проблемы среднего уха и может помочь определить или подтвердить диагноз. Акустические рефлексы проверяются, как правило, одновременно с тимпанограммой.

Очень часто педиатры выполняют такую проверку в отделениях во время скрининг-теста, чтобы диагностировать инфекции уха или выпоты (жидкость в пространстве среднего уха).

Что происходит после того, как ребенку диагностировали потерю слуха? Какое лечение назначается в таком случае?

После диагностирования потери слуха, прежде всего, следует определить причины, вызвавшие это отклонение. Во многих случаях, потеря слуха может быть вызвана инфекцией уха. В этой ситуации, педиатр назначают антибиотики для лечения инфекции. Если инфекция стойкая, и потеря слуха все еще наблюдается после лечения инфекции, то ребенка должны направить к врачу, который специализируется на болезнях уха и слуховой системы (отоларингологу или ЛОРу). Отоларинголог назначит дополнительные тестирования слуха, а в некоторых ситуациях, может рекомендовать дополнительные радикальные меры лечения, такие как хирургия. Если потеря слуха является стойкой или связанна с нервом или проблемами внутреннего уха, отоларинголог часто рекомендуют обратиться к сурдологу для подбора слухового аппарата и назначения реабилитационной терапии.

Какие самые современные способы тестирования слуха ребенка?

Один из новейших тестов, использующихся для проверки слуха, называется «ответ на постоянный модулированный тон» (ASSR). Это тест используется в сочетании с ABR. Тест проводится, когда ребенок спит, или находится в состоянии покоя. В это время производится регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны. Генераторы для этого теста обычно очень похожи на ABR. Одним из преимуществ теста является то, что ASSR проверяет слух ребенка на конкретные частоты, что позволяет отоларингологу прогнозировать уровень слуха для широкого диапазона звуков с повышенной точностью. Кроме того, ASSR тест не занимает много времени и имеет более широкий диапазон уровней громкости, чем ABR, что позволяет установить разграничения между серьезными и легкими проблемами со слухом. Следует отметить, однако, что сложно провести разграничение между незначительной потерей слуха и нормальным слухом, поэтому существует вероятность неправильного диагноза для детей с незначительной потерей слуха.

Определение потери слуха у ребенка

Слух можно проверить у ребенка любого возраста.
Есть несколько факторов риска, связанных с потерей слуха, в том числе инфекции уха, недоношенность, болезни и синдромы.
Раннее выявление нарушений слуха позволит предпринять эффективные меры, благодаря которым дети не будут отставать от своих сверстников по развитию речи и другим навыкам.
ABR (ответы ствола мозга на слуховые раздражения) и OAE (вызванная ото-акустическая эмиссия) - эффективные тесты для проверки слуха младенцев и детей младшего дошкольного возраста, которые не могут дать обратную связь при традиционных методах оценки слуха.
Аудиометрия, подкрепленная визуально и игровая аудиометрия - это два поведенческих метода тестирования, используемые для тестирования детей, которые могут дать обратную связь.
Проверка среднего уха – тестирование, которое должны проходить все дети, у которых проверяют слух.

Если тугоухость обнаружена, ребенка должны отправить на консультацию к отоларингологу (ЛОРу), чтобы определить причину потери слуха. Дальнейшие рекомендации могут быть сделаны ЛОРом.

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

При рождении у каждого ребенка обязательно проверяют слух в род доме. Также слух проверяют в месяц при прохождении всех врачей. В нашей статье речь пойдет о том как проверить слух у ребенка и зачем это делается.

Очень важно вовремя заметить и определить, что малыш плохо слышит или вообще не имеет такой возможности. Слух является одним из самых важный органов чувств у каждого человека. Если ребенок плохо слышит, то ему будет очень сложно научиться говорить и понимать окружающих людей. Если вы замечаете, что малыш не поворачивает голову на звук, не обращает внимания на погремушки или на ваш голос, когда вы к нему обращаетесь, то стоит задуматься все ли в порядки с его слухом.

Также отсутствие лепета или его однообразность является еще одним фактором, который вас должен насторожить.

Отвечая на вопрос как проверить слух у ребенка в домашних условиях, можно сказать, что ничего кроме вашего наблюдения за ним не поможет определить есть ли у малыша какие-то отклонения или нет. Давайте разберемся как правильно должен вести себя и реагировать малыш в различном возрасте:

  1. Первые две недели после рождения все дети очень плохо реагируют на звуки, вы можете спокойно пылесосить или слушать музыку, а малыш при этом будет спокойно спать.
  2. С двух недельного возраста и до полутора месяцев малыши уже начинают реагировать на громкие звуки. Они их могут разбудить или напугать. Ваш голос его привлекает, также малыш поворачивает голову в направлении погремушки, если ею трясти.
  3. От полутора до четырёх месяцев дети хорошо различают звуки и голоса. Они узнают мамин или папин голос, на добрую интонацию улыбаются и гулят.
  4. От четырех до девяти месяцев ребенок уже слышит даже самые негромкие звуки и пытается найти их, если они его заинтересуют. Также если вы позовете по имени, то малыш откликнется и посмотрит на вас.
  5. С девяти месяцев до полутора лет ребенок начинает подражать различным звукам. Он говорит первое слово, и различные слоги.
  6. С полутора до двух лет малыш уже знает несколько слов, около 10 штук. Может изображать какие звуки издают животные. Слышит все звуки отчетливо и хорошо. Если вы что-то просите сделать, то ребенок это выполняет.
Если вы хотите проверить слух самостоятельно, то вам на помощь могут прийти громкие погремушки или музыкальные игрушки.

Посадите ребенка к себе на колени и начинайте вне поля его зрения включать музыкальные игрушки или греметь погремушкой, ребенок должен повернуть голову в ту сторону откуда идет звук. Также можно при помощи баночек с различными крупами проверить слух дома. Для этого вам надо взять 3 банки и каждую наполнить горохом, гречневой крупой и манкой. После этого посадите малыша себе на колени или на диван и начинаете проверять слух каждого уха отдельно. Для этого сначала берете банку с манкой и трясете ею на расстоянии от уха примерно в 50 сантиметрах, затем банку с гречей, а затем с горохом. В это время надо обязательно следить за реакцией ребенка. Он должен как-то проявить интерес или замереть при этих звуках. Если никакой реакции не произошло или если ребенок толь от банки с горохом проявил интерес, то вам следует обратиться к педиатру и ЛОРУ.

Не стоит делать этот тест дома больше одного или двух раз. Так как в дальнейшем это может только затруднить проверку слуха у малыша.

Проверка слуха у детей на аппарате происходит только в поликлинике или больнице. Врач делает это с помощью звукореастата. Также ЛОР может направить вас к сурдологу, где проведут более комплексное обследование и поставят диагноз. Очень важно найти причину, если малыш плохо слышит или не слышит вообще. В современном мире есть различные технологии, которые позволяют решить эту проблему.

Давайте рассмотрим какие могут быть причины и формы нарушений слуха у детей. Стоит отметить, что это может произойти по трем причинам:

  1. Наследственность
  2. Врожденность
  3. Приобретенность

Также ребенок может слышать плохо или не слышать только одним ухом и обеими.

Как определить слух у ребенка? На этот вопрос ответит врач. Слух и умение слышать имеет большое значение в нашей современной жизни. Патологические заболевания, полученные в период внутриутробного развития плода, отражаются на состоянии здоровья, а также на развитие систем и органов. Среди них, зрение и слух. В этом текстовом материале подробно остановимся на вопросе относительно того, как проверить слух ребенка.

Как проверить слух у ребенка

Согласно статическим данным, в ходе обследования, сбой в работе слухового анализатора диагностируется у порядка 2% детей, значительная часть которых — раннего возраста. Не следует недооценивать проблему нарушения в работе слухового анализатора, ведь в зависимости от его развития осуществляется развитие малыша и адаптация к условиям окружающей среды. Детский слух выступает неотъемлемой частью в развитии речи и познавательных способностей. Детки с наличием тугоухости намного позже сверстников начинают разговаривать, не так активны в познании окружающего мира.

Однако, нет смысла расстраиваться. Любой родитель вправе помочь собственному ребенку — приобрести и вживить ему слуховой аппарат. Однако, прежде чем вести речь о нарушении в работе слухового анализатора есть смысл рассмотреть причины сбоя в работе слуха.

Каковы причины сбоя в работе слухового анализатора? Признаки тугоухости: как их определить? Для того чтобы выявить заболевание, врач проводит обследование ребенка.

У новорожденных и детей до года, как правило, тугоухость — наследственное и врожденное заболевание. Ввиду этого, если среди родственников есть те, кто страдает подобным заболеванием, есть смысл говорить о наследственности.

Тугоухость бывает:

  • наследственная;
  • врожденная;
  • приобретенная.

Развитие врожденной тугоухости происходит по следующим причинам:

  • Неблагоприятное протекание беременности. Если протекание беременности происходило с рядом трудностей, с наличием сильнейшего токсикоза, с угрозой выкидыша и преждевременными родами, ввиду этих обстоятельств следует осуществить проверку слуховых способностей. Наркотики, алкоголь и прием антибиотиков оказывает губительное влияние на развитие слуховых способностей малыша.
  • Роды с патологией. Все ныне существующие патологические отклонения становятся причиной к прекращению поступления кислорода к плоду, преждевременные, затяжные или же, наоборот, стремительные роды, частичная отслойка плаценты и прочее.

Проявление тугоухости происходит в комплексе со следующими заболеваниями:

  • глазные болезни;
  • почечные заболевания;
  • аномалии в работе наружного уха;
  • поражение кожи;
  • патологические отклонения в работе эндокринной и нервной системы;
  • заболевания опорно-двигательной системы.

Нарушения в работе слухового анализатора можно определить до года. Родители в домашних условиях, зачастую становятся первыми, кто заметил данное заболевание.

У малыша отсутствует реакция на звуки, а также возникают трудности при определении источника звука в домашних условиях. Как известно, младенец в возрасте около полугода способен определять, из какого места раздается звук.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет малыш не заговаривает.

Если родители минули этот период, то с детками должен заниматься сурдолог, который способен проверить слух у ребенка.

Врачом осуществляется проверка слуха у детей. Если выяснилось, что слух нарушен, то врач определяет методику лечения. Он может рекомендовать вживление слухового аппарата в наружное ухо. После данной процедуры ребенок окунается в мир большого количества звуков. Малышу в 3 лет и в 3-4 года — это сложно, такое обилие звуков вызывает стрессовую ситуацию, именно по этой причине помощь детям может оказать сурдолог.

Стоит осознать, что чем раньше будет обнаружена тугоухость и начнется реабилитация, тем быстрее будет осуществляться адаптация и тем меньше последствий у малыша будет в дальнейшем.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Как проверить слух у ребенка? Прежде чем отправлять ребенка к врачу, следует осуществить самостоятельные попытки проверки слуха в домашних условиях.

Следует осознавать, что слух по-разному проверяется у новорожденного, малыша 1 года, а также дошкольника и школьника.

У школьника и дошкольника слух проверяется посредством использования разговорной и шепотной речи. Этот способ проверки не дает 100% гарантии и зависит от субъективных факторов, качества голоса проверяющего.

И в домашних условиях слух следует проверять, исключая посторонний шум.

  1. Для осуществления проверки слуха следует стать на расстояние 7 метров. Делается это для того, чтобы ребенок не опознавал слова по губам говорящего.
  2. Так как разговорная речь громче шепотной, то контроль слуха начинают с шепота. Родители называют слова, ребенок осуществляет повторение сказанного.
  3. Если шепот ребенок не воспринимает, то процедуру следует повторить посредством разговорного тембра шепота.
  4. Подбираем словесный материал, ориентируясь на возраст ребенка.
  5. Врачи применяют при проверке слуха ребенка таблицы с подобранными словами. Чаще всего для этих целей применимы таблицы В.И. Воячека, Б.В. Богданова, Лангбека.
  6. Проверять слух каждого уха ребенка следует по отдельности. Для этого, просим ребенка закрыть ухо пальцем.

Проверяем слух младенца.

На протяжении 1 года жизни в домашних условиях применим метод гороховых проб. На раздающийся звук ребенок поворачивает голову или смотрит туда, откуда раздается звук.

Реакция на звук у ребенка возникает по прошествии 5 секунд.

Емкость с крупой меняется на громкие игрушки.

Большую часть информации на восприятие звука дают рефлексы и реакции ребенка: мигание, зажмуривание, раскрывание глаз, нахмуривание, вздрагивание, замирание, поворачивание головы и так далее.



Рассказать друзьям