Основной фактор риска нарушения здоровья. Факторы риска нарушения психологического здоровья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Потренируйтесь:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание экспертам : Оцените ответы выпускников,
Примеры ответов выпускников на задания типа С1-С4,требующие развернутого ответа.

С1. Как в «Капитанской дочке» показана трагедия «русского бунта»?

Ответ №1. «В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина показана трагедия «русского бунта». Подобная проблема затрагивается в произведении этого же великого поэта и писателя А. С. Пушкина «Дубровский». Все бунты обречены на обвал. Также и в Капитанской дочке» похож Пугачева и его казаков привел их в тупик. Все пугачевцы были повешены, а предшествовала этому происшествию песня, распеваемая казаками. В песне есть слова, которые дают читателю представление о дальнейшей судьбе пугачевцев:»…среди поля хоромами ли высокими, что двумя столбами с перекладиной». Итак, трагедия «русского бунта» заключается в казни бунтарников, с самого начала обреченных на гибель».

Ответ №2. « В «Капитанской дочке» очень ярко показана трагедия «русского бунта».Эта тема является сквозной темой для всего произведения. Уже в завязке А. С. Пушкин говорит читателю, что бунт будет подавлен («… какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице»), но в то же время он показывает решительных. Храбрых и готовых бороться за свои цели людей. Возможно, они понимают неосуществимость своих планов и понимают, какое наказание должны будут нести, однако бунтари не отступаются. Именно поэтому в произведении А.С. Пушкина очень сильно ощущается трагедийность «русского бунта».

С2. В каких произведениях отечественной классики затрагивалась проблема «русского бунта»?

Ответ №1 .В отечественной классике эта проблема затрагивалась неоднократно. В качестве примера можно привести «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, где главный герой-Раскольников- поднимает бунт против себя, против своей совести и своих принципов. Также примерами могут служить «Война и мир» Толстого, «Гроза» Островского (там психологический бунт против самодурства), «Метель» и «Дубровский» Пушкина.
Ответ№2. Пушкин в своем романе «Капитанская дочка» описал трагедию «русского бунта». Он показал, как многие крестьяне не хотели подчиняться Пугачеву и в итоге расплачивались своими жизнями. Так произошло и с родителями Марьи Ивановны. Тем, кто боялся потерять жизнь приходилось вставать на сторону Пугачева, что и сделал Швабрин. Такая же проблема была затронута Пушкиным в своем произведении »Дубровский». Эта история двух друзей - Дубровского и Троекурова. Троекуров вскоре решил отнять у Дубровского имение. Но крестьяне подняли бунт, не желая, чтобы их новым хозяином становился Троекуров, так как они были верны Дубровскому. Сам Дубровский понимал, что имение ему не вернуть больше назад и он поджег его, решив, что дом не достанется никому.
С3. Что придает стихотворению А. С. Пушкина «Узник» философское звучание?

Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» написано в годы ссылки. Поэтому стихотворение пронизывает идея свободы, побега из «темницы сырой». Находясь в одиночестве, лирический герой находит себе друга, единомышленника- орла, который стремится улететь на волю и тоже хочет сбежать. В этом стихотворении мы видим, что А. С. Пушкин, размышляя о своем положении, стремится вырваться на свободу. Все это придает стихотворению «Узник» философское звучание.

С3. Как можно определить настроение стихотворения С. А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных..»?

Настроение прощания: осеннее, предсмертное. Есенин как будто прощается с лирической героиней. Осень поселилась в его душе, распевчатость стихотворения, его монотонность, воспоминания прошлого намекают на близкий конец чего-то. Возможно любви, возможно жизни. Но при этом стихотворение С. А. Есенина не мрачное, а наоборот светлое. Светлая печаль поселяется в его строчках. Есть некое сходство с А. Блоком и его одиночеством в этом мире, также с Гумилевым и его «Озером Чад»….

С4. Какие стихотворения поэтов ХХ века тематически близки этому стихотворению С. А. Есенина?

Поэт с ностальгией вспоминает образ когда-то любимой им женщины. Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» передает читателю настроение легкой грусти. Автор щедр на метафоры («Со снопом волос твоих овсяных»). О героине произведения он говорит: «На закат ты розовый похожа» Это сравнение придает стихотворению легкость и нежность. Поэт также использует цветопись: «в кустах багряных», « с алым соком», « на закат ты розовый похожа», «синий вечер». От стихотворения веет слабым теплом прощальных лучей заходящего солнца.

Несмотря а пафос эпохи, Есенин остался верен себе и продолжал традиции дореволюционной русской поэзии. Подобному стилю посвятили свое творчество такие художники слова, как Мандельштам и Ахматова.

С 1. Что лежит в основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе»?

В основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе» лежит борьба закрытого, живущего по патриархальным устоям мира и веяний новой жизни. И хотя явно это в поэме не отражено, здесь показаны несостоятельность и постепенное разрушение старого бытового уклада под влиянием приближающихся социальных изменений.
С 2. В каких произведениях русской классики изображены подобные конфликты?

Подобные конфликты изображены и во многих других произведениях русской классики. Такими произведениями можно назвать комедию Грибоедова «Горе от ума» и «Недоросль» Фонвизина. И несмотря на то, что в них преобладают черты классицизма, а не реализма, как в «Грозе», проблемы, поставленные в них, и по социальному, и по нравственному аспектам близки затронутым в пьесе Островского.
С 3. Что для А.Блока является главным в характеристике Руси? (Стихотворение «Россия»)

Стихотворения А.Блока о России являются одними из лучших образцов его патриотической лирики. В них описывается уникальность и постоянство русского духа. Образ России связан в произведении с образом женщины. Это традиционная аналогия для творчества Блока. Авторское отношение к родине можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, это искреннее чувство бесконечного любования красотой родной земли, которая связывается и с необъятностью русских просторов (реками, лесами, полями) и с обаянием русских женщин, и с великолепием народного творчества (грустными, мелодичными песнями и причудливыми узорами рукоделий). Природа видится поэту неповторимой и загадочной. Но чувства А.А.Блока, связанные с образом родины, противоречивы и не всегда радужные. Он обострённо ощущает сострадание к её глубокой нищете.

С 4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема России?

Тема России звучит и у Некрасова, и у А.А.Ахматовой, у Есенина.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки изоб­ра­же­ны герои, свя­зан­ные при­я­тель­ски­ми отношениями, и в чём эти герои могут быть со­по­став­ле­ны с Пе­чо­ри­ным и Вернером?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.

Что до меня касается, то я убеждён только в одном... - сказал доктор.

В чём это? - спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

В том, - отвечал он, - что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

Я богаче вас, сказал я, - у меня, кроме этого, есть ещё убеждение - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.

Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, - и мы оба замолчали.

Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово - для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.

Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Пояснение.

Печорин и Вер­нер схо­дят­ся на водах. Они сразу за­ме­ча­ют друг друга, так как оба вы­де­ля­ют­ся на фоне «водяного общества»: «отличили в толпе друг друга». Герои умны, наблюдательны, критичны, кажется, что они с по­лу­сло­ва по­ни­ма­ют друг друга, хо­ро­шо раз­би­ра­ют­ся в людях. Од­на­ко при всей их общ­но­сти они разные. И эти раз­ли­чия на­столь­ко сильны, что функ­ции в ро­ма­не им от­во­дят­ся разные: док­тор - лишь со­про­вож­де­ние Печорина, ко­то­рый и яв­ля­ет­ся на­сто­я­щим участ­ни­ком жизни, Вер­нер - ее свидетель.

Приятельские от­но­ше­ния свя­зы­ва­ют Оне­ги­на с Ленским, ко­то­рые по­доб­но ге­ро­ям Лер­мон­то­ва «от де­лать не­че­го друзья». Они, по сути, яв­ля­ют­ся антиподами, хотя на фоне де­ре­вен­ско­го об­ще­ства ка­жут­ся похожими. Как и Вер­нер с Печориным, они вы­де­ля­ют­ся в «толпе», по­то­му и ста­но­вят­ся приятелями. Лен­ский - мо­ло­дой поэт, пыл­кий влюбленный, романтик, да­ле­кий от ре­аль­ной действительности. Оне­гин - реалист, под­вер­жен хандре, устал от свет­ско­го об­ще­ства и пу­стой жизни. Лучше, чем сам Пушкин, о про­ти­во­по­став­ле­нии своих ге­ро­ев не ска­жет никто:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Разность Вер­не­ра и Пе­чо­ри­на при­во­дит к тому, что они рас­ста­ют­ся до­воль­но холодно, Пе­чо­рин при этом остал­ся «холоден, как камень». Кон­фликт между Оне­ги­ным и Лен­ским во­об­ще трагичен: дуэль.


Главным качеством, характеризующим Андрея Штольца, является трудолюбие. Он с отличием окончил университет, поступил на службу, стал зарабатывать деньги, после начал развивать собственное дело. Поэтому его можно назвать "деятельным".

В поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" также представлен "деятельный" персонаж. Чичиков, следуя завету отца "береги копейку", всю свою жизнь посвящает зарабатыванию денег. С этой целью он стремится совершить аферу с мёртвыми душами. Оба героя делают своё состояние, однако Штольц зарабатывает его законными, честными способами и это не является целью и смыслом его жизни. Чичиков же напротив, поставил себе цель и идёт к неё любыми способами. Герой абсолютно лишён каких-либо моральных качеств и представлений.

"Деятельным" персонажем можно назвать и Евгения Базарова из романа И.С.

Тургенева "Отцы и дети". Так же, как и Штольц, Базаров трудолюбив. Он преследует цель стать лекарем и все средства направляет на её достижение. Подобно Штольцу, герой не равнодушен к учёбе. Помимо занятий в университете, он читает соответствующую литературу, проводит опыты. Все его мысли и действия направлены на извлечение практической пользы. Впоследствии Базаров оказывает помощь Павлу Петровичу, излечивает ребёнка Фенечки.

Данных персонажей объединяет стремление извлечь как можно больше пользы из своих действий. Однако, Штольц способен существовать в гармонии разума и чувств, а Базаров пытается подчинить чувства разуму. Штольц, способный восхищаться произведениями искусства, развит духовно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • В чем двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»? и В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народного бунта и в чем их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

Ряд исследований посвящен изучению факторов риска и факторов укрепления (благополучия) психологического здоровья (Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. Д. Демина, И. В. Дубровина, А. В. Карпов, Л. В. Куклина, Л. М. Митина, Г. С. Никифоров, И. А. Ральникова, Е. В. Руденский, О. В. Хухлаева, В. Франкл, К.-Г. Юнг и др.). Выделение таких факторов способствует более четкому разграничению понятий «психологическое» и «психическое» здоровье.

Анализируя тенденции современного общества, Б. С. Братусь делает вывод, что для большего числа людей становится характерным диагноз: «Психически здоров, но личностно болен» . Любое из нарушений психологического здоровья, таких как стресс, кризис, тревожность, утомление, не проходят бесследно. Прежде всего, пропадает интерес к деятельности, снижается дисциплинированность, работоспособность, ухудшаются интеллектуальные возможности, возрастает психическое напряжение, повышается агрессивность, изменяются личностные особенности, резко падает самооценка, снижается творческий потенциал. Проблема стресса становится особенно серьезной для менеджера, если ему присущ так называемый личностный стиль поведения, который отличается настойчивой устремленностью к успеху, конкурентностью, центризмом, стремлением сделать все в ускоренном темпе, высокой работоспособностью . У психологически здорового менеджера психические процессы отвечают следующим требованиям: максимальное приближение субъективных образов отображаемым объектам действительности; адекватное восприятие самого себя; знание себя; в сфере психических состояний доминируют эмоциональная устойчивость; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; сохранность привычного самочувствия [там же].

Ноогенные неврозы (термин В. Франкла), связанные с так называемым экзистенциальным вакуумом, или чувством бессмысленности и опустошенности собственной жизни, могут быть обусловлены особенностями профессиональной деятельности, смысл и содержание которой не соответствуют ожиданиям человека. Также В коммунистических странах наблюдалось меньшее количество неврозов, что могло быть связано с перспективами и надеждами на будущее, но и с меньшей свободой. Причину неврозов, психических заболеваний К.-Г. Юнг видел именно в однобоком развитии индивидуальности: если человек развивает какую-либо одну функцию, он теряет себя; если развивает индивидуальность, то утрачивает связи с обществом, перестает соответствовать общественным нормам. Отсюда вытекает необходимость отыскать резервы для развития целостности личности. Юнг полагал, что основу психологического здоровья человека составляет то хрупкое равновесие, которое устанавливается между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего. Среди новых деструктивных типичных характеристик личности Е. В. Руденский выделяет следующие :

· фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);

· конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);

· агрессивные (адаптация посредством подавления других людей и устранение их как препятствий на своем пути);

· инверсионные (использование различных психологических масок для достижения собственных целей) и другие, которые также являются типичными для деятельности менеджера.

Можно говорить об объективных (обусловленных окружающей средой) и субъективных (обусловленных индивидуально-личностными особенностями) факторах риска для психологического здоровья. К факторам среды относятся факторы, связанные с профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране, семейными обстоятельствами и т. д. Описать влияние этих факторов на взрослых людей достаточно сложно. К внутренним факторам можно отнести определенную степень толерантности к стрессовым ситуациям, темперамент, тревожность, низкий уровень саморегуляции.

Л. В. Куклина предлагает также выделять такой фактор риска психологического здоровья как отсутствие систематической работы по формированию ценности психологического здоровья в трудовой деятельности .

Как отмечают многие исследователи, важнейшей характеристикой психологически здорового человека является стрессоустойчивость (В. А. Бодров, Ф. Е. Василюк, А. В. Карпов и др.). Личностные предпосылки стрессовоустойчивости перекликаются со структурными компонентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием. Личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу являются отсутствие стремления к развитию, недостаточно развитая рефлексия, негативная «Я-концепция», формирующаяся в результате неудовлетворенности собственным профессиональным трудом (его содержанием, результатом). В том случае, когда человек не знает своих жизненных программ и возможностей, развивается фрустрация и как результат - тревога или ее ожидание .

Анализ психологического здоровья в рамках психологии труда показывает многоаспектность этой проблемы. По данным исследований менеджеры отличаются низкими показателями психологического здоровья, и эти показатели ухудшаются по мере увеличения продолжительности труда . При этом большинство менеджеров не видят связи между своим здоровьем и эффективностью профессиональной деятельности. Потребность в сохранении и поддержании профессионального здоровья у них не актуализирована .

Профессия менеджера относится к профессиям, наиболее подверженным стрессогенным влияниям. Она отличается от других категорий труда постоянным нервно-психическим и эмоциональным напряжением, обусловленным как содержанием, так и условиями управленческой работы, о чем свидетельствует анализ теоретических и практических вопросов, касающихся психологических особенностей профессиональной деятельности менеджера. Поэтому в последнее время все чаще отмечается необходимость в развитии психотерапевтической функции руководителя. Ее суть - в создании руководителем своеобразного психологического комфорта в коллективе, основными элементами которого являются чувство безопасности, отсутствие тревоги, оптимистический взгляд на события.

В исследованиях Г. С. Абрамовой, Э. Ф. Зеер, Т. В. Форманюк, Ю. А. Юдчиц выделяется общий фактор, вызывающий нарушение психологического здоровья - низкий уровень профессионального самосознания (низкий уровень самоотношения, самоуважения, аутосимпатии, самооценки), что ведет к таким негативным явлениям как профессиональная деформация, синдром хронической усталости и эмоционального выгорания. Далее мы более подробно рассмотрим проблемы профессионального и эмоционального выгорания.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11



Рассказать друзьям