Психика как свойство высокоорганизованной материи. Мозг и психика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Соотношение физиологического и психологического

Сознание и мышление человека, его идеалы и духовные потребности, планы и образы окружающей действительности, какие бы возвышенные чувства у нас ни вызывали, прозаически связаны с функционированием вещественного, материального органа - мозга. Понять и доказать это позволили исследования по физиологии высшей нервной деятельности. Ознакомление с ее данными имеет для того, кто хочет понять психологию, эвристическое значение. Рассуждения и определения психологии выглядят зачастую малопонятной схоластикой, но до тех пор, пока не будет понята их связь с работой мозга. Из словесных упражнений они превращаются в образы, в мысленное видение психологической реальности.

Среди ученых, признающих связь психики и физиологии мозга,наиболее распространены три точки зрения на характер этой связи.

Первая - ее именуютпсихофизиологическим монизмом, - полагает, что связь мозговых физиологических явлений с психологическими жестко однозначна: первое напрямую определяет второе, какова физиология, такова и психология. Происходит, таким образом, их отождествление, сведение всего к физиологии, т. е. по существу отрицание психики как особого явления в мире.

Известно, что имеются разные формы движения материи: механическая, электрическая, химическая, физиологическая и другие, в том числе и психологическая. Высшие формы нельзя свести к низшим и представить как некую сумму последних. Так, про физиологические процессы можно было бы сказать, что это химические процессы обмена веществ, физиологические изменения температуры, перемещения частиц, ионов и др.Но физиология человека - это не простая химия и физика, а иная - физика и химия живого тела. Она подчиняется законам функционирования целостного организма. Распад организма, смерть прекращают всю эту физику и химию и ее особые свойства и закономерности.

Современная теория систем рассматривает свойства систем как не сводимые к свойствам образующих их элементов или их простой сумме. Это особые, качественно иные - системные - свойства. Примеры: известная всем химическая формула воды состоит из двух атомов водорода и одного - кислорода. Водород и кислород - газы со своими свойствами. Вода же - жидкость, обладающая совершенно иными свойствами. Электронный конденсатор - кусочек металла и изолятора, но, включенный в схему телевизора или радиоприемника, обнаруживает способность к накоплению и отдаче энергии, работая синхронно с другими элементами и подчиняясь целостным свойствам технической системы. Последняя же - не просто сумма электронных деталей, ибо ни одно из них не обладает удивительным свойством - воспроизводить звук или изображение на основе электромагнитных волн. На это способна лишь вся их совокупность, организованная и функционирующая по строго определенной схеме.



Психика как свойство мозга - тоже особое, системное свойство и его невозможно сложить, как кубики, из более простых физиологических явлений. Системные в отношении к физиологическим, психологические явления вступают во взаимодействие между собой на более высоком, системном, психологическом уровне, обнаруживая новые, психологические закономерности и механизмы взаимодействия между собой.

Сведние высшего к низшему, системного к элементарному, разложение целого на «части, кусочки» в любых явлениях научно некорректны. Это проявление примитивизма, механицизма, редукционизма и асистемного похода. Применительно к человеку оно приводит к биологизаторству, к сведнию всего к физиологии, к постановке знака равенства между человеком и животным, к объяснению человеческого поведения только биологическими механизмами.

Вторая точка зрения -психофизиологический параллелизм - диаметральная противоположность первой. Она придает качественному своеобразию психики исключительное значение. Признавая чаще всего, что материальным субстратом психики является мозг, сторонники этой позиции не усматривают никаких иных взаимосвязей между ними. Практически получается, что физиологические и психологические явления функционируют параллельно, рядом, не соприкасаясь между собой. Вольно или невольно такую позицию занимает немалое число обществоведов, педагогов, юристов и еще больше - практиков. В решении вопросов организации жизни, труда, управления, воспитания они забывают о физиологии человека - свойствах его нервной системы, утомлении, здоровье, задатках и т.д. - в ложном убеждении, что правильным воздействием, волей, приказом, принуждением можно решить все. Такое мнение - проявление волюнтаризма и некомпетентности.

Третья точка зрения -психофизиологическое взаимодействие, системность. Она не отрывает психологическое от физиологического в фукционировании мозга и не сводит одно к другому. Их взаимоотношения рассматриваются диалектически, во взаимосвязях, в переходах количества в качество, в системных взаимоотношениях элементов и целого. Психологические явления, сознание, возникая на основе физиологических явлений и определенным образом завися от них, несводимы к ним. Физиологические закономерности проявляются в психике не механически, не прямолинейно, не однозначно, а, как выражаются, «в снятом виде». Психологические закономерности, взаимодействуя между собой на системном уровне, в свою очередь влияют на проявление физиологических, включая их в свою системность и ставя под влияние своих свойств и закономерностей. Психофизиологическое взаимодействие выражается в том, что не только физиологическое влияет на психологическое, но и обратно - второе влияет на первое. Отечественная психологическая наука и большинство зарубежных теорий реализуют третий подход.

Знание основ физиологии высшей нервной деятельности, излагаемых ниже, позволяет глубже понять и внутренне принять эти, возможно, выглядящие сложными, а то и спорными, но Чрезвычайно важные в мировоззренческом, теоретическом и прикладном плане положения.

Основные процессы, механизмы и закономерности высшей нервной деятельности

Физиология как наука изучает материальные (физиологические) процессы жизнедеятельности живого организма. Физиология нервной системы, являясь одной из отраслей ее, изучает эти процессы в нервной системе - специализированной системе организма. Нервная система выполняет две основные функции: 1) управления другими системами и элементами организма, координации их функционирования и поддержания нормальной внутренней среды в нем, 2) обеспечения взаимодействия всего организма с внешней средой. Соответственно есть и два вида физиологии нервной деятельности: 1) низшая (управление самим организмом и 2) высшая (обеспечение взаимодействия организма с окружающей средой). Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) - это и особая физиологическая реальность и отрасль физиологической науки. Именно они имеют отношение к психике, а научные данные этой отрасли выступают естественно-научной основой психологической науки. Большая заслуга в разработке учения о физиологии высшей нервной деятельности принадлежит отечественным ученым - И.М. Сеченову (1829- 1905) и И.П. Павлову (1849-1936)*.

* Еще при жизни И.П. Павлова, а после его смерти и особенно в последнее время, появились критические оценки его идей. Не будет, однако, преувеличением сказать, что значительная доля их носила недобросовестный характер. Цепляясь за некоторые недоработки, критики раздували их, вульгаризировали его взгляды, по существу приписывали ему недостатки, чтобы удобнее критиковать. Нельзя думать, что современные последователи павловского наследия застыли на уровне первой четверти XX в. и просто повторяют его. Выполненные научные исследования и у нас, и за рубежом заполнили имевшиеся пробелы, осовременили, значительно продвинули, обогатили, усилили его достижения. Ныне оно включает самые современные достижения физиологической науки, отнюдь не противореча им. Современная отечественная физиология высшей нервной деятельности - одна из наиболее полных, системных, согласованных во всех звеньях теорий среди существующих в мире, в наибольшей степени отвечающая отечественной научной традиции.

Анатомически нервная система образована периферической и центральной нервной системами. Обе состоят из нервных клеток (нейронов) с нервными отростками, с помощью которых они связаны между собой. Первая проникает во все части тела, выполняет функции восприятия различных.воздействий от них, трансформации в физиологические процессы (сигналы) в нервных клетках и распространения (передачи сигналов) в центры и обратно. Вторая, образуемая большими скоплениями, «сгустками» нервных клеток с богатейшими связями между собой, именуется мозгом или центральной нервной системой (ЦНС) и выполняет управляющую функцию (переработка сигналов в ответные реакции, проявления и регуляцию активности).

ЦНС состоит из спинного мозга - центра низшей нервной деятельности, выработки простейших реакций (например, коленного рефлекса), и головного мозга - главного управляющего центра организма, материального субстрата высшей нервной деятельности (ВНД), физиологической основы человеческого сознания, психики. Головной мозг в свою очередь имеет сложное анатомическое строение (отделы, расположенные по вертикали один над другим: продолговатый мозг, промежуточный мозг, мозжечок, средний мозг, большие полушария с покрывающей их корой), но функционирует как единое целое.

Нервные клетки и их образования имеюттри уровня функциональной активности (рис. 2.4):

Относительный физиологический покой, при котором в них протекают процессы обмена веществ, восстанавливающие и поддерживающие работоспособность и готовность к реагированию;

Возбуждение - процесс повышенной активности, возникающий как реакция на воздействие (раздражение) какого-то фактора (раздражителя) на нервную ткань;

Торможение - процесс сдерживания, ослабления или прекращения реагирования нервной ткани на воздействия.

Состояния нервной ткани и процессы в ней сопряжены с явлениями физико-химической природы: перемещениями положительно и отрицательно электрически заряженных ионов калия и натрия, поляризацией, возникновением и распространением электрических потенциалов (порядка до 100 мВ), изменениями проницаемости для ионов оболочек клеток, точек их соприкосновения (синапсов) и др. По окончании действия раздражителя возбуждение или торможение в нервной клетке или группе их сохраняется некоторое время, т. е. обнаруживается последействие, следовый процесс - физиологическая основа памяти. Длительность сохранения может быть от нескольких секунд или минут (в спинном мозгу) до нескольких десятков лет (в коре больших полушарий). Следовые процессы - физиологический механизм человеческой памяти.

Динамика возбуждения и торможения проявляется в основном в том, что импульс возбуждения, дошедший от периферии до коры головного мозга, вызывает в ней возбуждение определенной группы нервных клеток, так называемый очаг возбуждения. Благодаря богатым связям нервных клеток в коре между собой (преимущественно по «горизонтали»), возбуждение от очага растекается, распространяется (иррадиирует) по ней. Иногда оно охватывает всю или большую часть коры, что мобилизует возможности мозга для выработки ответа на важные (физиологически сильные) раздражители. Но такая (генерализованная) иррадиация может вызвать перевозбуждение и сказаться отрицательно. Например, студент на экзамене, находясь в таком состоянии, не может показать даже ту подготовку, которую имеет; практик в очень волнующей обстановке снижает качество даже неплохо отработанных профессиональных действий, у него может возникнуть тремор.

Ослабление или прекращение возбуждения нервных клеток больших полушарий приводит к «свертыванию»: область возбуждения уменьшается, сжимается, постепенно ограничиваясь теми местами, где оно было наиболее сильным, оставляя здесь наиболее устойчивый след. Этот процесс называется концентрацией возбуждения. Аналогичное происходит при процессах торможения.

Динамика процессов возбуждения и торможения составляет основу всех процессов высшей нервной деятельности. Они могут распространяться, концентрироваться, вступать во взаимодействие, усиливаться или ослабевать, конкурировать друг с другом, вступать в противоборство.

При всем многообразии процессов ВНД не хаотична. Для нее существуют причинно-следственные закономерные зависимости. Главные из них - рефлекторные закономерности, теоретически обозначаемые какрефлекторный принцип в высшей нервной деятельности. Рефлекс (от лат. reflecsus - повернутый назад, отраженный) - ответ организма на воздействия из внешней среды. Рефлекс осуществляется на основе нервного пути, называемого дугой рефлекса (рис. 2.5). Раздражитель (свет, звук и другое) воздействует на нервное окончание (рецептор), находящееся на коже, во рту, в глазу, носу и т.д., и трансформируется в возбуждение. Последнее распространяется от него к центру по специальному нервному пути, именуемому афферентным (восходящим, центростремительным, сенсорным). В центральной нервной системе полученный сигнал после соответствующей обработки поступает к началу другого нервного пути, называемого эфферентным (нисходящим, центробежным, двигательным). По нему он доходит до эффектора (мышцы, органа, железы и т.д.), реализующего ответ организма.

Все рефлексы делятся на две большие группы: безусловные и условные. Безусловные рефлексы - врожденные, не требуют выработки, так как нервный путь, лежащий в их основе (дуга рефлекса), - неотъемлемый элемент строения нервной системы. Новорожденный обладает безусловными рефлексами: сосательным, дыхательным, глотательным, пищеварительным и др. Они - основа инстинктов: полового, родительского, оборонительного и иных. Безусловность такого рефлекса в том, что при действии раздражителя произойдет обязательно и соответствующий ответ на него.

Безусловные рефлексы целесообразны, важны, но их одних человеку мало. Представляя собой стереотипные реакции на стереотипные раздражители, они не в состоянии обеспечить адекватное поведение каждого индивида в постоянно меняющихся, бесконечно разнообразных условиях и ситуациях, которые характерны именно для его жизни и диктуют необходимость гибкого реагирования. Для этого ему нужны более гибкие и разнообразные рефлексы, которые у него и вырабатываются прижизненно под влиянием индивидуальных особенностей жизни.

Условный рефлекс - прижизненно сформировавшаяся при определенных условиях связь между каким-то раздражителем и определенным ответом на него. Условных рефлексов нет у новорожденного. У него есть только широкий набор рецепторов, нервных путей, эффекторов, часть которых объединяется при определенных условиях в дугу рефлекса. Образование условного рефлекса - это образование новой дуги, элементы которой соединяются прижизненно образованными связями. В результате возбуждение, вызванное новым, ставшим понятным и значимым раздражителем (событием, признаком и др.), начинает «бежать» по проложенному новому «руслу», не растекаясь в стороны и достигая нужного эффектора.

Основные условия образования условных рефлексов таковы (рис. 2.5 б, в): активное, деятельное состояние коры головного мозга; подкрепление (совпадение по времени) нового, неизвестного, незнакомого (незначимого) раздражителя со значимым, т. е. таким, на который человек уже реагирует (при образовании первых условных рефлексов подкрепление осуществляется безусловным раздражителем); многократность совпадения по времени незначимого раздражителя со значимым; отсутствие посторонних сильных раздражителей.

Все эти условия имеют значение при формировании чего-то нового у человека: он должен находиться в активном состоянии; новое усваивается человеком лучше, если опирается на его опыт, имеющиеся у него знания, подкрепляется доводами, которые уже имеют для него значение, когда нет отвлекающих помех; закрепляются при повторениях и многократных упражнениях.

Описанная схема образования условного рефлекса, в которой подкрепление производится безусловным раздражителем, относится к так называемым рефлексам первого порядка. Такие рефлексы в чистом виде у взрослого человека встречаются очень редко. На базе их всегда возникают более сложные рефлексы, которые называются рефлексами высшего (второго, третьего,..., пятого и т.д.) порядка. Условия образования их те же, но в качестве подкрепления выступает уже выработанный ранее рефлекс: при выработке рефлекса второго порядка - рефлекс первого, при выработке третьего - второго и т.д. (рис. 2.5 в). Так, студент, изучая новую тему, опирается на знание предыдущей и у него образуются условно-рефлекторные связи более высокого порядка. У человека возможно образование условно-рефлекторных связей до двадцатого порядка, в то время как у высших животных - только до пятого.

Образовавшиеся у данного человека условные рефлексы:

Включают в систему ВНД все новые и новые поведенческие реакции на неизвестные ему с рождения явления и события окружающего мира и она все более и более приобретает условно-рефлекторный, а не генетически обусловленный, инстинктивный характер;

Обеспечивают все более правильное, соответствующее реальной действительности и ее особенностям поведение;

Индивидуализируют ВНД людей и их поведение.

Было бы неверным, однако, искать в каждом действии человека проявление какого-то условного рефлекса, каким бы сложным он ни был*. ВНД и поведение человека - не чреда сменяющих друг друга реакций на внешние раздражители, а активизация и широкое проявление условно-рефлекторных связей, регулирующих и направляющих их и формирующих новые, более высокие по порядку. Условнорефлекторность проявляется не столько в том, что в ответ на внешнее воздействие возникает какое-то внешне выраженное движение, сколько в том, что активизируется какая-то из образованных условно-рефлекторных связей, а на основе ее еще одна и т.д. В этой условно-рефлекторной цепочке совершаются анализ возникшей ситуации и ее воздействий, их оценка, подготовка, принятие решений, а затем только их практическая реализация. По словам И. М. Сеченова:

В мысли есть начало рефлекса, продолжение его и только нет, по-видимому, конца - движения. Мысль есть первые две трети... рефлекса.

* В истории психологической науки такие попытки были. В 20-е годы XX в. в России пытались создать «рефлексологию» и «реактологию». Одно из зарубежных направлений в психологии - бихевиоризм - в основу своих теоретических построений и практических решений кладет связь «стимул - реакция».

Все это станет еще более ясным после рассмотрения системной деятельности мозга.

Системные закономерности в высшей нервной деятельности

Окружающий человека мир многогранен и сложен и адекватное ему поведение не может свестись к последовательному реагированию на отдельные раздражители по рефлекторной цепочке. Высшей нервной деятельности присущи более сложные закономерности, повышающие уровень ее системности и целостного реагирования.

На человека всегда действуют не отдельные раздражители, а множество их, что ставит перед центральной нервной системой проблему - на какие раздражители реагировать, а на какие - нет. Так, на сидящего в аудитории студента действуют оформление аудитории, действия преподавателя, посторонние звуки, температура в помещении и ее освещенность, запахи и др. Очевидно, что его реакция должна быть результатом синтетической оценки их и выбора главного - ориентации на лектора при одновременном отключении от других раздражителей. Каким образом мозг делает это? Важная роль принадлежит закону доминанты.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения (или система их и их связей), подчиняющий себе в данный момент деятельность мозга, подавляющий очаги от других раздражителей, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Она играет роль и силы, мобилизующей возможности мозга на реакцию на главное в данной ситуации. На каждом временном отрезке у каждого человека есть такая доминанта, которая, однако, не всегда соответствует ситуации и может мешать. Например, серьезная проблема, возникшая в семье студента, может занимать его мысли (доминанта) и во время занятий, подчинять себе работу мозга и отвлекать от внимательного слушания лекций. Интерес, внимание, настойчивость в решении задачи, увлеченность, озабоченность, влюбленность и др. - проявления доминант.

Окружающий человека и постигаемый им мир наряду с постоянной изменчивостью характеризуется и известной повторяемостью (типичностью, стереотипностью) каких-то условий, факторов (раздражителей), их комплексов, ситуаций, повторяемостью и реакций, и действий человека. Таковы, например, повторяющиеся элементы образа жизни, распорядка дня, режима работы и отдыха, привычных действий и т.п. Многократным повторениям раздражителей и действий соответствует и повторяющийся у человека комплекс соответствующих условно-рефлекторных проявлений и процессов в ВНД, функционирование которого в результате все более налаживается и закрепляется. Физиологически это уже не простой процесс распространения возбуждения по каналу, цепочке, а целостная сеть закрепившихся и слаженно протекающих физиологических процессов, охватывающих уже почти весь мозг. Она называетсядинамическим стереотипом. Динамические стереотипы - физиологическая основа навыков, умений, привычек, стиля, почерка, походки, манер и другой системности.

Человек коренным образом отличается от животных тем, что обладает сознанием, развитой речью, способностью к труду и произвольному поведению. Физиологию, да и психологию этого принципиального отличия не понять, не зная о наличии в ВНД человекадвух сигнальных систем и закономерностей их функционирования.

Все нервные процессы, возникающие в центральной нервной системе и детерминированные непосредственными раздражителями (светом, звуком, запахом и пр.), относятся к так называемой первой сигнальной системе ВНД. Она схожа у человека и животных. Вторая сигнальная система - речевая система, выраженная в нервных процессах, протекающих при использовании слова (его восприятии на слух, прочтении, написании, произнесении вслух и про себя) и других видов символики (цифр, условных знаков, схем, графиков и т.п.), используемых людьми.

Каждое слово приобретает свое сигнальное значение для индивида в процессе его личной жизни. Слова не имеют значения для новорожденного, как и слова неизвестного языка - для взрослого, или неизвестные, например, научные термины. Чтобы слово приобрело сигнальное значение (стало понятным), должны быть образованы соответствующие условно-рефлекторные связи. Основное условие обычное: многократное совпадение по времени двух очагов возбуждения в коре больших полушарий - одного от слова, второго - от непосредственного раздражителя, который оно должно обозначать.

К примеру, одно из первых слов, которым овладевает ребенок, - слово «мама». Мать, ухаживая за ребенком и лаская его, очень часто произносит слово «мама». У ребенка многократно, совпадая по времени, возникают два очага возбуждения: от зрительного восприятия облика матери и восприятия звука слова (рис. 2.6 а). Это вскоре приводит к образованию условнорефлекторной связи между ними. В результате, когда ребенок слышит, например, слова: «Где мама?», он начинает реагировать. Процесс таков: звук слова вызывает очаг возбуждения в слуховой области коры; возбуждение от этого очага распространяется (иррадиирует) по условно-рефлекторному «каналу» в зрительную область, где активизирует следы зрительного образа матери; ребенок начинает крутить головой в поисках матери и, найдя ее, расплывается в улыбке.

Однако значение слова «мама» не ограничивается для него зрительным образом. Мать действует на ребенка не только как зрительный раздражитель, но и своим теплом, запахом, мягкостью тела, вкусом, устранением беспокоящих ребенка болей, освобождением от неприятных ощущений при мокрой пеленке, ощущениями ласки, любви, заботы, защиты и т.д. Поэтому очаг от зрительного восприятия окружается множеством других очагов (рис. 2.6 б), связывающихся в стереотипную «смысловую» сеть, комплекс, т. е. многогранный чувственный образ, существенно обогащающий первичное значение слова «мама». Но и этим дело не заканчивается.

Когда ребенок научается сам произносить слово «мама», то к слуховому очагу слова подключаются очаги возбуждения и связи от всех отделов речевого аппарата (языка, губ, гортани и др.), а когда овладевает со временем умениями прочтения и написания слова - очаги и связи и от них. Возникает «речевая» сеть, комплекс слова.

Оба комплекса, формируясь, одновременно прорастают взаимосвязями. В итоге возникает сложный динамический стереотип, охватывающий деятельность практически всего мозга, больших полушарий и их коры и именуемый энграммой (от греч. - запечатление) слова (рис. 2.6 в). Каким количеством слов владеет человек, столько у него и энграмм. Энграмма каждого слова имеет нечто общее для всех людей (значение слова), говорящих на одном языке (что и позволяет им понимать друг друга), но в них много индивидуального, отражающего особенности пройденного данным человеком жизненного пути - обучения, воспитания, образования, образа жизни, чтения, творчества, окружения, деятельности и поведения и др.). Поэтому личностный смысл одних и тех же слов для разных людей в большей или меньшей степени не одинаков. Так, значение слова «психология» в общем понятно всем, но его личностный смыл различен для человека, никогда не изучившего аналогичную по названию дисциплину, для человека, изучившего ее, и для специалиста-психолога, изучившего много психологических дисциплин и много прочитавшего самостоятельно. Несколько упрощая, можно сказать, что смысл слова для данного человека - это все, что человек может рассказать о его смысле.

По законам динамической стереотипии возбуждение любого участка энграммы ведет к растеканию (иррадиации) его по всей сети ее связей и участков. В результате слово слышимое, видимое, написанное, произнесенное вслух или про себя сопряжено с рефлекторной активизацией его «смысловой» сети и человек мысленно видит, чувствует все, что было сопряжено в опыте его жизни с этим словом. И наоборот: когда человек видит, например, какой-то объект, то в ВИД активизируется не только все, относящееся к «смысловой» части энграммы, но и весь речевой комплекс, речевые, слуховые, зрительные и двигательные связи слова. Человек по существу мысленно обозначает этот объект соответствующим словом, произнося его про себя, внутренне как бы слыша его, видя, хотя это часто не осознается. Все это не умозрительные фантазии, а экспериментально доказанные факты. Так, при задании испытуемому зрительно представить какое-то слово, как бы читать его, специальные приборы регистрируют активизацию биопотенциалов в мышцах речевого аппарата, а также в зрительном центре коры головного мозга и в слуховом.

Резюмируя вопрос о двух сигнальных системах, отметим, что слово:

Служит сигналом сигналов, т. е. замещает любой натуральный раздражитель. Человек реагирует на слово так же, как на натуральный раздражитель, обозначаемый им;

Для человека, владеющего речью, обладает силой подкрепления: им можно закреплять одни поступки и действия и устранять другие («хорошо» - «плохо», «можно» - «нельзя» и др.);

Богатое и сильное средство образования и оживления условно-рефлекторных связей в мозгу человека, как по широте (с помощью слова можно вызвать любой процесс), так и по скорости (реакции на слова могут вырабатываться после первого объяснения их значения с помощью других слов);

Действует не звуком, а заключенным в нем смыслом, понятийным содержанием. Звук слова не имеет ничего общего с объективными свойствами предмета, явления, обозначаемого им (один и тот же предмет на разных языках обозначается разными звуками). В этом коренное отличие реакций на слово человека и животных;

Обобщенный раздражитель. Оно выражает общее во многих предметах (например, «стол» - предмет определенного назначения независимо от того, круглый ли он, квадратный, прямоугольный, на четырех ножках или одной, черный, белый, высокий, низкий и т.п.). Слово - и отвлеченный раздражитель. Сидя, например, в учебной аудитории, можно обсуждать действия при хирургической операции, задержании вооруженного правонарушителя и др. и словно присутствовать при них. Эта особенность слова позволяет повысить уровень мышления от непосредственно наглядного (которым владеют и высшие животные) до абстрактного, строящегося на мысленных представлениях, на анализе и синтезе, обобщениях, вскрытии закономерностей, предвидении, планировании, творческом поиске;

Присущая только человеку универсальная форма хранения и передачи опыта жизни предшествующих поколений людей (филогенетического опыта) и накопления индивидуального (онтогенетического). Овладевая речью в детском возрасте, полным пониманием значения слов, обогащая их смысл, усваивая научные понятия, приобретая с помощью освоенного арсенала слов и их значений новые знания в ходе получения образования, обучения и личного опыта, человек практически преобразует свою высшую нервную и психическую деятельность, резко расширяя понимание мира, совершенствуя поведение и творческие возможности;

Основа человеческого мышления и произвольного поведения. Подчиняя последовательно произносимые слова законам грамматики, логики, научного познания, человек выводит высшую нервную деятельность из подчинения чисто биологических законов и подчиняет социальным.

Возникновение и развитие второй сигнальной системы в ходе взросления и развития каждого человека - это не просто прибавка в его высшей нервной деятельности, но коренное преобразование ее. Один из психологов остроумно и очень верно сказал, что человек так же мало является животным, к которому прибавлена речь, как и слон - коровой, к которой приставлен хобот. Благодаря второй сигнальной системе и перестройке под ее влиянием всей высшей нервной деятельности человек приобретает возможности отвлечения, обобщения, предвидения, планирования и другие, специфически человеческие, возможности познания окружающего мира и сознательного регулирования поведения в нем.

Развитие второй сигнальной системы во взаимодействии с первой представляет одну из важнейших задач в прижизненном становлении каждого человека как человека.

Мозг и психика

1. Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение

Психика есть свойство или функция головного мозга. А будучи свойством мозга и завися от качества нервной системы, психика сама в свою очередь выполняет несколько функций:

1. Основная функция психики - отражение окружающего мира. При этом психическое отражение обладает рядом особенностей: ● отражение носит субъективный характер, ● отражение всегда активно, обладает избирательностью, ● отражение носит вневременной характер (возможно отражение прошлого, настоящего и будущего). Иными словами, психика есть субъективный образ объективного мира.

По мнению А.Н.Леонтьева, отражение - не просто результат воздействия объекта на субъект, а результат взаимодействия двух процессов: воздействие объекта на субъект и активность субъекта по отношению к воздействующему объекту.

2. С отражением связана вторая функция психики - регулятивная, суть которой в обеспечении той или иной целенаправленной и целесообразной деятельности и поведения.

Таким образом, психика – это отражательная (познавательная) и регулирующая поведение деятельность мозга.

3. И, наконец, только человеческой психике (сознанию), свойственна еще одна функция - проективная (планирование деятельности, прогноз или предвидение результата). Эта функция приобретается в процессе жизни и развития в человеческом обществе. Предвидение результата в психологии получило название опережающего отражения , а образ предстоящего действия - акцептора действия.

Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, опережающее отражение есть высший уровень отражения. Его возникновение он связывает с изменением характера деятельности, а именно с переходом от приспособительной деятельности к деятельности продуктивной (преобразующей), особенность которой заключатся в наличии цели, подчиняющей процесс выполнения деятельности.

В своих работах С.Л.Рубинштейн выделил три линии связи психики с миром: 1) по отношению к внешнему миру психика есть его отражение; 2) по отношению к мозгу – его функция; 3) по отношению к поведению – его регулятор на основе отражения внешнего мира и внутренних состояний.

В целом основные положения теории отражения, сложившиеся в отечественной психологии сводятся к следующим (Н.И.Чуприкова):

1. Мир – сложная закономерно развивающаяся система, в которой прошлое, настоящее и будущее связаны.

2. В мире существуют свойства и отношения, доступные чувственному познанию (познанию с помощью органов чувств) и не доступные, которые отражаются в мышлении.

3. Для организации адаптивного приспособительного поведения требуется постоянная интеграция результатов отражения внешней среды и внутренних состояний.

4. Отражение активно (например, на уровне чувственного познания – прислушивание, ощупывание, обнюхивание и т.п.).

5. Отражение избирательно, его результаты зависят от множества внешних и внутренних условий. Поэтому отражение одного и того же объекта в разных условиях и ситуациях может быть существенно различным, что обеспечивает адекватность отражения и поведения.

6. Психическое отражение имеет свои собственные законы.

7. У человека отражение связано с творчеством.

Соответственно поведение всегда таково, какова складывающаяся в мозге субъекта картина его внешнего и внутреннего мира. А особенность психологии в том, что она изучает психику не как нечто непосредственно данное, а опосредованно, через анализ ее внешних проявлений (поведение).


  1. Проблема локализации психических функций в коре головного мозга
Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий. В связи с этим фактом учеными активно разрабатывается проблема локализации психических функций в коре. Решение этого вопроса имеет почти двухвековую историю.

1. Первая попытка представить локализацию психических способностей была предпринята в начале XIX века французским ученым Галлем. Его точка зрения сводилась к следующему: у каждой способности есть свой участок коры головного мозга, который разрастается при развитии этих способностей. Им была разработана специальная область науки - френология, в соответствии с которой, по мнению Галля, на основе изучения выпуклостей на черепе можно делать выводы об индивидуальных способностях человека. Это было первым представлением о локализации психических функций в головном мозге.

Основу современного учения о локализации функций в коре головного мозга заложил французский исследователь Брока, выделивший в 1861 году двигательный центр речи (3-я лобная извилина левого полушария). Позднее ученый Вернике открыл другой центр - речеслуховой - височная зона левого полушария. Так, начиная с 70-х годов XIX века клинические наблюдения показали, что поражение отдельных участков коры головного мозга приводят к нарушению определенных психических функций. В результате в 1934 году немецкий психиатр К.Клейст составил «локализационную карту», в которой даже самые сложные психические функции соотносились с определенными участками коры головного мозга.

2. Позднее оказалось, что прямая локализация сложных психических функций в определенных участках коры головного мозга - несостоятельная идея. Было установлено, что поражение органических участков коры головного мозга, как правило, приводит к нарушению целой группы психических процессов. И как следствие появилась идея, в соответствии, с которой психические процессы являются функцией всего мозга в целом.

3. Последующие исследования, однако, показали несостоятельность и этой точки зрения. Было установлено, что кора головного мозга высоко дифференцированный аппарат. Так, затылочная область коры является зрительной зоной, обеспечивающей анализ и синтез зрительных раздражений; верхние отделы височной области - слуховая зона коры, осуществляющая анализ и синтез слуховых раздражений; передняя часть теменных отделов обеспечивает анализ и синтез осязательных раздражений и раздражений, возникающих в мышечно-суставном аппарате. Вместе с тем работы Александра Романовича Лурия и Петра Кузьмича Анохина доказали, что чем сложнее психическая функция, тем меньше она локализирована . Иначе говоря, в случае более сложных психических процессов, функция представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов. Например, такая сложная функциональная система как ходьба или чтение не может быть локализована.

Чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов нужно знать принципы функциональной организации человеческого мозга. Эти принципы были разработаны А.Р.Лурия. Согласно его точки зрения головной мозг человека обеспечивает прием, переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением и всегда работает как единое целое. Нарушение функционирования любой части неизбежно сказывается на его работе.

3.Учение о блоках мозга А.Р.Лурия

В головном мозге А.Р.Лурия выделил 3 блока, согласованное функционирование которых приводит к успешной организации сознательной деятельности человека, регуляции его поведения.

Итак, мозг имеет вертикальную дифференциацию.

I блок мозга (образование древней коры: гипоталамус, ретикулярная формация) - блок тонуса коры, энергетический блок мозга. Он способствует сохранению напряжения (тонуса), необходимого для работы высших отделов; обеспечивает процессы обмена и избирательную активацию (усиление сигналов, которые важны в данный момент). Нарушения этого блока приводят к усталости, высокой утомляемости, сниженного внимания и работоспособности, а в крайних вариантах и к гибели организма.

II блок мозга (задние отделы обоих полушарий: теменные, височные, затылочные) - блок приема, переработки и хранения информации, поступающей через органы чувств. Структурно этот блок неоднороден: первичные зоны обеспечивают анализ раздражителей, вторичные зоны - синтез информации; третичные зоны - ее хранение. Нарушения этого блока приводят к искажению информации, ориентации в пространстве, отсутствию логики.

III блок мозга (передние отделы полушарий - лобные доли) - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Он корректирует действия и поведение, сличая эффект выполнения с исходными намерениями. С ним связаны функции самоконтроля и саморегуляции посредством речи.

Поражение лобных долей не приводит ни к параличам, ни к нарушению движений и чувствительности. Наблюдения А.Р.Лурия показали, что двусторонние поражение лобных долей мозга приводит к тому, что теряется возможность удерживать намерения, сохранять сложные программы действий, тормозить не соответствующие программам импульсы и регулировать деятельность, подчиненную этим программам, у больных отсутствует возможность сличать результат и намерение, осознание ошибок.

4. Асимметрия мозга. Проблемы доминанты

Помимо дифференциации вертикальной мозг имеет и горизонтальную дифференциацию - межполушарную асимметрию. Известно, что кора головного мозга человека состоит из правого и левого полушария, сходных по анатомическому строению, но функционирующих по разному. Еще И.П.Павлов разделил всех людей на два типа: первосигнальных (художественный тип); второсигнальных (мыслительный тип).

Позднее ученые, установили, что одно полушарие (левое) считается главным (доминантным) в отношении важнейших психических функций (мышление, память, воля, речь, письмо, чтение, счет). Другое полушарие (правое) - вспомогательным (субдоминантным). Такое разделение получило название межполушарной асимметрии мозга.

Правое полушарие - чувственное, принцип его деятельности - чувственное отражение мира. Оно отвечает за восприятие своего тела (положение в пространстве) и в целом за ориентацию в пространстве и времени, за узнавание лиц, за ритмико-музыкальные способности. Это база конкретно-образного мышления, его работа связана с отрицательными эмоциональными состояниями. Левое полушарие - аналитическое, действует на основании анализа, подчиненного законам логики. Оно связано с деятельностью абстрактно-логического мышления, с понятиями, а также с положительными эмоциональными состояниями.

Вместе с тем применительно к каждому конкретному человеку можно говорить о трех видах мозговой доминанты: правополушарный тип; левополушарный тип; смешанный тип (амбидекстрия - отсутствие доминанты). При этом обнаружено, что с мозговой доминантой связана доминанта телесная (ведущий глаз, ведущая рука, ведущая нога). И эта связь носит перекрестный характер (к примеру, при доминировании правого полушария, ведущей рукой является левая).

Считается, что левополушарные люди в большей степени живут будущим, тогда как правополушарные – в основном ориентированы на прошлое.

В целом на сегодняшний день гораздо лучше изучен мозг мужчин, поскольку мозг женщин стали изучать сравнительно недавно. При этом установлено, что у мальчиков и мужчин гораздо ярче выражена межполушарная асимметрия, тогда как мозг девочек и женщин более пластичен и, следовательно, сохранен, поскольку у них существует большая взаимозаменяемость полушарий. Это связано с тем, что в женском мозге лучше развито мозолистое тело (пучок нервных волос, соединяющий полушария друг с другом), поэтому информация легче поступает из одного полушария в другое, а в случае нарушения одного из полушарий, его функции легче берет на себя другое. Иными словами, мозговая асимметрия больше выражена у мужчин, их мозговая доминанта более стойкая, тогда как у женщин доминанта переходная и наблюдается более гибкое использование мозга.

Однако эти данные не общепризнанные, поскольку в ряде исследований различия не обнаружены. Кроме того, есть данные о перестройке мозговой функциональной асимметрии в процессе индивидуального развития человека, под влиянием его деятельности.

Филогенемз

Филогенемз, или Филогения (от греческого phylos -- племя, раса и geneticos -- имеющий отношение к рождению) -- историческое развитие видов, организмов .http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7 - cite_note-0 . Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия -- организмы от предка к потомкам -- разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут специализироваться относительно общего предка, сливаться в результате гибридизации или исчезать в результате вымирания.

Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. Онтогенемз (от греч. пнфпгЭнеуз: пн -- существо и гЭнеуз -- происхождение, рождение) -- индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении ) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении ) до смерти . Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году . В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей. Развитие психики в онтогенезе -- процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Психика является свойством мозга

“Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи”.

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь -- печени.

В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы -- серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга.

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)-5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Предмет;

Средства.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.


Таблица 3.2


Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.


Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)


Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:
1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
а) не всякая материя обладает свойством психического, психика – это особое свойство только головного мозга;
б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.
2. Сущность психики состоит в отражении. Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности:
а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно;
б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов;
в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность;
г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике;
д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.
3. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Основные функции психики. Формы проявления психики.
Структура психики
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная , форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная , форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, проявляющаяся у человека.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на: экзопсихику (часть психики человека, отражающая внешнюю по отношению к организму реальность), эндопсихику (часть психической реальности, отражающая состояние организма человека) и интропсихика (часть психики, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны).

Классификация психических явлений

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства (схема 4). Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Схема 4

Мир психических явлений

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Филогенез (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Термин «филогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений). Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных (прежде всего человекообразных обезьян) – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Онтогенез (анг. ontogenesis) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность . Периодизация психического развития – попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития – это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

Строение нервной системы

Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг. Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.
Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки , или нейроны , функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение (рис. 1). Нейрон состоит из тела клетки , дендритов – ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона – нервного волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Она обеспечивает проведение возбуждения в определенном направлении. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами.

Центральная и периферическая нервная система

По расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозга – управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам. Головной мозг не представляет собой сплошной массы. Он состоит из отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым мозгом , который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находится средний мозг , мозжечок , еще выше – промежуточный мозг . Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями, которые вместе с корой больших полушарий образуют конечный мозг . В продолговатом мозге находятся центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта. В среднем мозге расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств. В промежуточном мозге находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции.

Кора больших полушарий

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария. Большие полушария – парное образование, состоящее из правой и левой половин. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3 – 4 мм. Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Кора головного мозга имеет 7 слоев и состоит из новой коры, новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса). Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.
Кора головного мозга функционально организована. В ней выделяют лобные, височные, теменные и затылочные доли, поля головного мозга. В лобных долях находятся двигательные центры, речевой центр, представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи. В височных долях находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи, осуществляются экспрессивные функции речи. Теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод и т.д.). Здесь же находится центр музыкального понимания. Затылочные доли осуществляют анализ зрительной информации (свет, цвет).

Функциональная асимметрия головного мозга

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.

Понятие рефлекса. Классификация рефлексов по происхождению

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы.
Рефлексы по своему происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные , или, по классификации И. П. Павлова, безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т. д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Безусловные рефлексы являются функцией главным образом низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга – коры больших полушарий. Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения и выступает физиологической основой знаний человека.
Чтобы уяснить разницу нервных механизмов того и другого рефлекса, рассмотрим примеры. Маленький ребенок тянется рукой к блестящему белому чайнику. Обжегшись, малыш мгновенно отдергивает руку. Это безусловный рефлекс. Но вот он отдергивает руку при одном виде чайника. Это условный рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней.

Структура рефлекторного механизма

В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную . Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный орган и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой .
Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, поправляет) протекание третьей части – двигательной. Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному – центробежному – нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посылает обратный сигнал в центр – мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т. е. сообщает мозгу, в какой мере – правильно или неправильно – рабочий орган выполнил полученную из центра команду. Как только мозг обнаруживает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тут же посылает сигнал о соответствующей корректировке действия и направляет деятельность организма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторного акта получило название обратной связи.
Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.

Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга.
Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения . По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления их работоспособности. Такое же охранительное и восстановительное значение имеет сон как торможение, широко распространившееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истощения и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответствующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.
Существует два основных вида коркового торможения: внешнее (результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя) и внутреннее (проявление внутренних закономерностей работы коры).
Особой формой внешнего торможения является так называемое охранительное торможение . Оно возникает под влиянием очень сильных (или продолжительно действующих) раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, перевозбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охранительного торможения.
Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Сигналы – это, прежде всего, предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой . Она имеется у человека и животных.
Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой . Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.



Рассказать друзьям