Проявление и лечение разных форм психозов у детей. Приступы мании и депрессии у ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Редко встречается до пубертатного периода. Несомненно, однако, что уже у детей дошкольного возраста и у младших школьников наблюдаются периодические эндогенные расстройства настроения, в большинстве случаев кратковременные, принимающие форму капризов, причуд непослушания, школьной неуспеваемости. Обычно их рассматривают как реактивные явления или как результат соматических недомоганий. Как отмечает Пипер, конституционально-депрессивное предрасположение и лабильность настроения наблюдаются и вне наследственного циркулярного круга.

Короткое фазовое течение свойственно также пубертатным циклотимиям. Поразительно, как в течение нескольких часов маниакально-экспансивный шалун и несносный сорванец превращается в угнетенного и сокрушающегося грешника. Роль энцефалопатии в возникновении, форме и течении психотических эпизодов в детском возрасте и в период пубертатных сдвигов часто бывает трудно определить.

Особенностями циркулярных психозов детского возраста вплоть до юности - помимо краткости отдельных фаз - являются сравнительно более частая (чем у взрослых) смена маниакальных и депрессивных эпизодов и некоторая атипичность клинической картины, в которой отражены опять-таки фазовые особенности. Так, например, на переднем плане могут быть импульсивные состояния и черты тревожно-страдальческой агрессивности, дурашливое, напоминающее гебефрению поведение, многообразные механизмы навязчивости. Сообщалось также об онероидно-делириозных или близких к аментивным картинах. Переживания изменения или отчуждения и их пубертатно-негативистическая форма выражения, галлюцинаторные и параноидные краевые симптомы могут затруднить отграничение от юношеской шизофрении, поскольку в этом возрасте смешанные картины вообще довольно часты.

Первичные расстройства настроения у детей переходят иногда в шизофренный процесс. Из 6 катамнестически исследованных случаев ранней мании в двух обнаружен был впоследствии переход в шизофрению, а в одном, в 32-летнем возрасте, - хроническая гипоманиакальность.

Шизофрения . С тех пор как определенные психозы, отличающиеся специфической наследственностью и совпадающие друг с другом в ряде признаков их клинической картины и течения, были объединены в понятие шизофренных, начались попытки обнаружить ранние формы этих заболеваний и связать их с уже описанными раньше формами "простого раннего слабоумия нормальных детей". Если прежде высказывались сомнения в возможности шизофренных психозов в детском возрасте, то теперь никто уже этого не оспаривает, хотя в клиническом определении этого понятия нет никакого единства.

В настоящее время диагноз шизофрении детского возраста ставится в Европе почти всегда в случае эндогенного изменения психики, которое с точки зрения симптоматики и динамики течения до известной степени может быть отграничено от других психозов. Некоторые авторы основывают этот диагноз на наличии прогрессирующего аффективного опустошения. В США диагнозом шизофрении часто злоупотребляют (что критиковалось уже самими американскими авторами), распространяя понятие шизофрении на массивные расстройства поведения, невротические развития или тяжелые криминальные действия в детском возрасте. В одной из больниц Нью-Йорка диагноз шизофрении был поставлен у 10% всех находившихся там детей.

Частота заболевания . По данным Блюрера (эти данные безусловно нуждаются в пересмотре в свете более современных нозологических представлений), у 4% больных шизофрения начинается до 15-го, а у 1% - до 1-го года жизни.

Распределение по возрастным группам следующее: инфантильная (до 10-летнего возраста), предпубертатная (10-14 лет) и юношеская (14-18 лет).

Симптоматология . На первом плане стоит потеря контакта с окружающим миром (аутизм), иногда при сохранности своеобразного аффективного отношения к отдельным лицам и вещам. Сюда относятся и аффективные расстройства: изменение основного настроения в сторону тревожной недоверчивости, лабильность настроения или эмоциональная притупленность, неадекватность аффектов и регрессия форм их выражения вплоть до появления филогенетически преформированных норм поведения. Часто наблюдаются пароксизмальные состояния тревоги, по содержанию связанные с переживаниями космических катастроф ("солнце рушится с неба") или со странными соматическими опасениями (10-летний больной: "мой пупок лопается, артерия разрывается" и т. п.). Чувство изменения проецируется вообще преимущественно в соматическую сферу. В двигательной области наблюдаются общая дисгармонизация (неповоротливость, угловатость), иногда каталептические явления или ритмические стереотипии. В области речи отмечается то повышенная говорливость, вербигерация, симптомы эхо (эхолалия, фонографизм), словесная вычурность и т. п., то мутизм. У детей могут обнаруживаться и все те особенности письма и рисунка, которые характерны для взрослых больных шизофренией.

Бредовые идеи при ранних формах шизофрении редки (Мишаукс объясняет это слабой у детей способностью образовывать понятия и психической неустойчивостью этого возраста). Бывают, однако, несистематизированные бредовые построения. При предпубертатной и юношеской шизофрении нередки галлюцинации (в разных областях чувств), но при инфантильной форме они являются исключением. Чем ближе клинически детский психоз к шизофрении взрослых, тем больше вероятность, что мы имеем дело с экзогенным психозом. Начало болезни часто сопровождается фобической или навязчиво-невротической симптоматикой. Пубертатные процессы налагают сильный отпечаток на содержание и течение психоза.

Для ранней шизофрении характерно глубокое расстройство переживания как своей личности, так и окружающего мира, дезинтеграция и регрессия возрастной психики, часто определяемая как слабоумие раннего детства.

Преморбидная личность заболевших шизофренией детей во многих случаях отличается слабой контактностью, робостью, недетской серьезностью, склонностью к уединению и тому подобными преимущественно шизоидными чертами. Баквин сообщает о рано проявляющейся сенсорной сверхчувствительности (например, к красному цвету), Камп отмечает преждевременное сенсорное развитие и преждевременную двигательную зрелость.

Этиология . Наследственные факторы имеют самое решающее значение и для возникновения ранних шизофрении. Бендер нашел гомологическое заболевание одного из родителей в 40% случаев, а обоих родителей - в 10%, что соответствует и нашим наблюдениям. Однако, по мнению Бендера, чтобы детская шизофрения проявилась, необходимо содействие экзогенных факторов (мозговых повреждений, психических травм). Многие англо-американские авторы часто указывали на ранние психические травмы, как на причину детской шизофрении . Однако родители детей, больных шизофренией, насколько позволяет судить наш опыт, совсем не являются людьми холодного, эмоционально-тупого типа с бездушно-сухими воспитательными принципами, как это утверждают Камерон и Старр. Исследования Корроза показывают, что психический "климат" не имеет решающего значения в возникновении детских психозов, не говоря уже о том, что столь глубокое изменение психики (значительная утрата контакта с действительностью, глубокая диссоциация возрастной психики и массивные явления регрессии у ребенка-шизофреника) психогенетически не может быть понято. Объявить инфантильную шизофрению просто-напросто крайне фазово-специфической формой бунта против воспитательного гнета значит дать натянутое и одностороннее толкование клиническо-эмпирических фактов.

Развитию болезненных явлений явно благоприятствуют процессы и изменения форм в разных фазах. Поразительно часто наблюдаются вспышки психоза вслед за каким-либо (неспецифическим) соматическим заболеванием, что отмечалось и другими исследователями. У детей, больных шизофренией, находили значительное увеличение меди в сыворотке крови.

Течение . На основании продольных исследований Бендера и др. можно сформулировать следующие прогностические правила. Чем раньше проявилась болезнь, тем хуже прогноз; это относится и к склонности к ремиссиям, и к глубине дефекта личности. Различий в течении болезни у обоих полов не установлено (однако, по нашим собственным наблюдениям, ранние формы шизофрении у мальчиков наблюдались в 3 раза чаще, чем у девочек). Легкие клинические формы шизофрении со сравнительно благоприятными прогнозом встречаются и до 10-летнего возраста в виде аутохтонных расстройств настроения, детской нервности, псевдоневротических состояний или кратковременных тревожно параноидальных окрашенных эпизодов. Значительные аномалии преморбидной личности ухудшают прогноз. Из 23 наших больных с острым началом психоза благоприятный исход оказался у 17, а из 27 с медленно прогредиентным началом - только у 7. Симптоматика начальной фазы также позволяет делать некоторые прогностические заключения. Ослабление контактности, неадекватность или притупленность аффекта, аномалии волевых функций и моторики, а также массивные нарушения в поведении чаще наблюдались в случаях с неблагоприятным исходом, чем в случаях с социальной или полной ремиссией. Хотя вспышка болезни до 10-го года жизни считается дурным предзнаменованием, все же и ранние шизофрении могут давать сравнительно благоприятный исход. Так, катамнестическое обследование 51 ребенка показало, что в 47% случаев имелась социальная или полная ремиссия (правда, в значительном большинстве это были дети от 11 до 14 лет).

Аутизм раннего детства . В 1943 г. Каннер впервые описал врожденные, распознаваемые уже на первом году жизни характерологические странности, центральный симптом которых состоит в своеобразном качественном изменении отношения к окружающему миру. У этих аутистических детей даже в младенческом возрасте взгляд устремлен куда-то вдаль, они не проявляют никакой потребности в эмоциональных контактах, приход или уход близких не производит на них никакого впечатления, словом, они живут "как бы в своей скорлупе". Впоследствии они поражают наличием навязчивостей и неизменностью своих игровых навыков, неумеренной привязанностью к отдельным объектам и изумительной ловкостью в выполнении некоторых двигательных функций (например, метание в цель, влезание на дерево и т. п.). Приблизительно у 1/3 таких детей наблюдается общее отставание в развитии речи, но большинство начинает говорить необыкновенно рано. Бессмысленное повторение имен, эхолалия и неправильное употребление местоимений также встречаются часто, равно как и странные импульсивные действия и криптогенные пароксизмы тревоги. По катамнестическим данным Каннера, это состояние в общем остается без изменений. Дети с отставанием в развитии речи сохраняют свою изолированность, дети же с нормальной речью достигают некоторой социальной приспособленности. Около 23% таких детей нуждается впоследствии в призрении. Перехода в шизофренные процессы, по-видимому, не бывает.

Это заболевание, ранее редко описывавшееся и нозологически сильно оспариваемое (Каннер за 19 лет наблюдал всего 150 случаев), в настоящее время диагностируется очень часто.

В течение последнего десятилетия при среднем годовом количестве около 500 детей в год (стационарных и амбулаторных, но без шизофренных заболеваний) мы обнаружили "аутистическое поведение" как ведущий симптом только в 23 случаях. Из них, по нашему мнению, "аутизм раннего детства" можно было диагностировать только у 10 детей, трех следовало считать аутистическими психопатами, а у остальных 10 детей аутизм был лишь побочным симптомом, сопутствовавшим слабоумию или энцефалопатии.

Несмотря на то что наследственность аутизма раннего детства не доказана и процессуальность при нем отсутствует, Бендер видит в этом состоянии наиболее раннюю форму детской шизофрении. Другие авторы объясняют эти состояния "эмоциональной блокадой" в самом раннем возрасте, обусловленной отсутствием эмоциональной теплоты со стороны матери, сухим педантизмом отца и т. п. Третьи же и эту гипотезу подвергают законному сомнению. Как бы то ни было, своеобразие клинической картины оправдывает признание за аутизмом раннего детства нозологической самостоятельности.

Лечение эндогенных психозов раннего детства . При шизофренных психозах, начиная с допубертатного и пубертатного периодов, рекомендуется инсулиновая и электросудорожная терапия. При аутизме раннего детства оба эти метода неэффективны, а при коротко фазовых, как правило, аффективных психозах без них можно обойтись. Что касается их ценности при шизофрениях у детей, то вследствие различия нозологических критериев и различной интенсивности лечения мнения расходятся. Согласно наблюдениям Марбургской клиники. шоковые методы лечения, которые показаны в таких случаях не в меньшей степени, чем для взрослых, могут сократить продолжительность отдельного острого приступа и, возможно, даже предотвратить опасность рецидива и потери контакта. Тем не менее удельный вес социальных полных ремиссий у леченых больных оказался не намного выше общего статистического (т. е. по отношению ко всем больным - как леченым, так и нелеченым).

Возможности применения психотерапии при всех детских психозах разнообразны. От нее, как и от лечебной педагогики, не следует отказываться прежде всего в начале лечения.

Столь же важно терапевтическое использование среды.

Что касается новейших психофармакологических средств, то в настоящее время трудно еще перечислить все их показания и терапевтическую эффективность. Как и все прочие терапевтические средства, они не гарантируют полного излечения, но имеют большую паллиативную ценность.

Женский журнал www.

Сегодня речь пойдет:

Обидным словом «псих» могут назвать агрессивного или странного человека, чье поведение не отвечает общепринятым нормам. А знаете ли вы, что животные психическими заболеваниями не страдают? Это значит, что всех «психов» порождает общественная среда. Приблизительно 15% населения земного шара сегодня нуждаются в профессиональной помощи психиатра.

Психоз и его классификация

Под психозом подразумевают тяжелое психическое расстройство, сопряженное с выраженными нарушениями психической деятельности в виде бреда, галлюцинаций, помрачнения сознания. Почти всегда это состояние сопровождают аффективные (основанные на возбуждении крайней степени) особенности поведения. Человеку, страдающему от психоза, нужна срочная психиатрическая помощь.

Психозы бывают экзогенными и эндогенными

Экзогенные расстройства психики возникают в результате воздействия на человека каких-либо факторов окружающей его среды. К ним относят:
  • черепно-мозговые травмы;
  • острые инфекционные заболевания;
  • интоксикацию организма наркотиками или алкогольными напитками;
  • специфическое состояние женской психики после рождения ребенка;
  • болезни внутренних органов и систем.
Эндогенные психозы вызваны причинами внутреннего, личного, характера. Очень часто истоки таких расстройств можно найти в генеалогическом дереве пациента. В зависимости от внешней клинической картины эти психозы классифицируют на следующие виды:
  • галлюцинаторный психоз;
  • бредовый;
  • галлюцинаторно-бредовый;
  • аффективный (хорошее или плохое настроение сочетается с сильным возбуждением);
  • шизоаффективный (сильное возбуждение на почве шизофрении);
  • истерический;
  • алкогольный.
Психозы экзогенной этиологии случаются, как правило, один раз в жизни – после адекватного лечения проблема исчерпана. Эндогенные нарушения психики могут повторяться и в конечном итоге превращаются в хроническое заболевание.

Основные симптомы психоза


Независимо от причины, по которой развился тот или иной вид психоза, всем психическим расстройствам свойственны следующие симптомы:
  • Бред. Это состояние, когда далекие от истины суждения и мысли кажутся больному правдивыми умозаключениями, и убедить его в обратном невозможно. Самыми распространенными бредовыми расстройствами являются психозы на почве ревности, преследования и величия.
  • Галлюцинации. Больное воображение заставляет человека видеть, слышать и ощущать то, чего на самом деле не существует. По степени запущенности галлюцинации делят на простые и сложные. Подчиняясь простым галлюцинациям, больной видит и слышит сиюминутные эпизоды искажения реальности. При сложных галлюцинациях больной становится участником некого действа, общаясь с людьми, которых видит только он. Эту «игру» он считает объективной реальностью.
  • Расстройства двигательной активности внешне проявляются ступором (резкая заторможенность) или же чрезмерным возбуждением. Больной и минуты не может усидеть на месте, много говорит (чаще всего несет околесицу или высказывается адекватно, но совершенно не по делу), манерничает и может удивить или напугать окружающих непредсказуемыми действиями.
  • Расстройства настроения выражены маниакально-депрессивным восприятием действительности. Пребывая в маниакальном состоянии, человек испытывает эйфорию: радостное настроение, «наполеоновские» планы на будущее, мечты, которые никогда не воплотятся в реальность, и, как следствие, неадекватное поведение. При депрессивном состоянии души все с точностью до наоборот: мир настолько плох – не лучше ли добровольно расстаться с жизнью? Настроение больного меняется непроизвольно, внешние обстоятельства на него никак не влияют.
  • Очень часто даже после успешного лечения психоза некоторые психические функции у пациента «выпадают», например, любовь и теплое отношение к членам семьи сменяется полным безразличием. Эти психонегативные признаки психоза остаются у человека на всю жизнь и могут стать для него серьезной преградой для полноценного общения с окружающими.

Лечение психоза

Коррекция этого тяжелого психологического состояния возможна исключительно в стенах медицинского учреждения. Самодеятельность со стороны родных пациента недопустима: больной может быть опасен как для себя самого, так и для людей, которые находятся с ним рядом.
Своевременность – главное условие успешного исхода лечения психоза. Для облегчения состояния больного применяют комбинированную терапию с использованием различных психотропных медикаментов (нейролептиков и антипсихотиков). Лекарство подбирают в индивидуальном порядке, ориентируясь на симптомы, которые в поведении пациента являются доминантными. Борьба за будущее человека без психоза продолжительная: случается, что выбранный препарат не приносит ожидаемого эффекта, тогда его заменяют другим и все начинается сначала.

Медикаментозное лечение признано самым действенным способом избавления человека от психоза. Тем не менее, одними лекарствами врачи зачастую не ограничиваются. Закрепить положительные результаты от медикаментозной терапии хорошо помогают психотерапевтические сеансы и работа по социальной реабилитации и адаптации больного.

При адекватном лечении существенное улучшение состояния больного отмечают уже через 6–8 недель после его обращения за помощью. Коррекция запущенного психоза растягивается на неопределенный период времени.

Психоз: оцениваем проблему объективно


ПоМедицине приводит ответы на вопросы, которые чаще остальных задают люди, близкий человек которых страдает психозом.

Невроз и психоз – одно и то же? Может ли невроз осложниться до состояния психоза?

Эти расстройства являются абсолютно самостоятельными заболеваниями. В основе психоза кроются в основном биологические механизмы, в то время как невроз возникает на почве внутриличностного конфликта. Трансформироваться в психоз невротическое расстройство не может.

Можно ли полностью вылечить психоз

Все зависит от того, какой фактор спровоцировал развитие психоза. Например, психотические состояния, появившиеся на фоне сильного стресса, «белой горячки», инфекции или тяжелого физического заболевания, полностью устраняются своевременным и правильным медицинским вмешательством. При этом остаточные признаки заболевании не сохраняются.

Несколько иначе обстоит дело с лечением хронических психозов, которые появляются на почве шизофрении или биполярного аффективного расстройства. Борьба с психическим расстройством такого характера может растянуться на годы. В течение этого времени больной переживает моменты просветления (ремиссии) и моменты обострения психоза, которые чередуются между собой.

Психоз – наследственное заболевание

Существует мнение, утверждающее, что чем ближе родство, тем выше риск столкнуться с расстройством психики в виде психоза. Спешим внести поправку: унаследовать можно не саму болезнь, а лишь предрасположенность к ней. Развитие самой болезни зависит от совокупности многих факторов. Сегодня наука еще не располагает возможностью определять вероятность развития психоза, если им страдал родственник. Однако если болезнь поразила обоих родителей, риск ее развития у ребенка составляет 50%, если только у одного – 25%.

Опасен ли человек, страдающий психозом, для окружающих

Да, опасен, если заболевание находится в острой стадии: галлюцинации и бред мешают больному адекватно воспринимать и понимать реальность. Человек не может контролировать свое поведение и отвечать за свои поступки. В такой ситуации его близкие люди должны вести себя очень осторожно: не пытаться спорить с больным, чтобы убедить его в нереальности тех картин, которые он видит, не выспрашивать у него подробности его ощущений, спрятать в доме все острые, режущие и прочие травмоопасные предметы. Если успокоить больного собственными силами не получается, нужно вызывать скорую помощь.

Могут ли работать люди, страдающие психозом

Психоз, как и любое другое физическое заболевание, привносит некоторые ограничения в социальную жизнь человека. Из-за психического расстройства у больного отсутствует побуждения к действиям, поэтому трудовая деятельность порой представляет для них непосильную задачу. В то же время работа для такого человека – мостик, соединяющий его с реальностью. Трудовые обязанности помогают больному сохранить и даже восстановить способность думать. В некоторых случаях страдающий психозом может выйти на работу после того, как пройдет курс комплексного лечения.

Своевременная и адекватная врачебная помощь дает человеку с психическим расстройством возможность жить полноценно: получать образование, заниматься любимым делом, создавать семью и заводить детей.

В разговорной речи понятие психоза у детей подразумевает проявление истерик или возрастных кризисов. С точки зрения медиков, суть данного явления намного серьезнее. Такое обнаруживается редко. Важно своевременно выявить болезнь и провести адекватную терапию.

Трудности в постановке диагноза

Психоз у детей не имеет ничего общего с громким плачем и катанием по полу, которое время от времени наблюдается почти у каждого малыша. Такое душевное расстройство характеризуется определенным набором симптомов. Чтобы поставить этот диагноз, пациента должны осмотреть доктора различных специальностей. Почему так сложно выявить психическое отклонение у несовершеннолетних? Дело в том, что свидетельством нарушения душевного равновесия являются проблемы с мышлением и речью. Так как эти процессы у маленьких пациентов сформированы слабо, доктору трудно определить характер отклонения. Единственным критерием диагностики будет поведение.

Специалисты не уверены в том, что надо разграничивать психоз у детей и у лиц пубертатного возраста. Некоторые доктора полагают, что подростковые душевные расстройства следует выделить в особую категорию. Их проявления будут отличаться от признаков поведенческих отклонений у малышей.

Еще одной трудностью диагностики считается схожесть симптоматики психоза, истерических черт личности и неврозов. В целом, все душевные расстройства приводят к отсутствию адекватного восприятия и трудностям в социальной жизни.

Какие факторы способствуют развитию патологии?

Сегодня у специалистов нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть данные о том, что признаки психоза у ребенка возникают из-за следующих обстоятельств:

Данное расстройство может начаться как в дошкольном, так и в более позднем возрасте. Как правило, патология, которая была спровоцирована каким-либо фактором (например, серьезным недугом), проходит сама по себе после исчезновения симптомов основного заболевания. Когда организм малыша восстанавливается, душевное равновесие тоже приходит в норму. В некоторых случаях психоз у детей возникает без воздействия обстоятельств внешней среды. Специалисты полагают, что это можно объяснить биохимическими нарушениями. Они развиваются в результате тяжелого родоразрешения, употребления матерью спиртных напитков или лекарств. Неблагоприятные обстоятельства лишь провоцируют симптоматику душевных расстройств, к которым пациент был предрасположен.

Признаки патологии

При психозах у детей симптомы наблюдаются следующие:


Психоз у детей в возрасте 1 года

У младенцев душевные расстройства обнаружить очень трудно. Заподозрить отклонения можно при наличии аутистических тенденций в поведении. Малыш не улыбается, у него отсутствует проявление эмоций. Задерживается развитие процесса речи. Наблюдаются навязчивые действия (например, хлопки в ладоши). Младенец не интересуется окружающими предметами, не показывает привязанности к родственникам. Когда пациенты с таким отклонением становятся старше, диагностика психоза у детей не является столь сложной задачей для специалистов.

Проявление душевного расстройства в двухлетнем возрасте

Как правило, данное состояние связано с влиянием провоцирующих факторов. К таким обстоятельствам относятся различные инфекционные патологии, употребление медикаментов, высокая температура, плохая работа иммунной системы или нехватка полезных веществ. Важную роль играет генетика. Течение психозов у ребенка 2 лет может быть острым, при этом они возникают внезапно и ярко проявляются. Иногда болезнь имеет затяжной характер или периодически провоцирует ухудшение состояния.

Согласно отзывам, в некоторых случаях патология дает о себе знать на протяжении долгого времени.

У двухлетних пациентов заподозрить психоз можно при наличии апатии, расстройства сна, отказа от еды, приступов боли в голове и сильного сердцебиения. Так как недуг нередко связан с телесными заболеваниями, ребенка должны обследовать специалисты разных профилей. Например, нужно проверить, насколько правильно работают органы зрения, нет ли у малыша нарушений слуха и процесса речи.

Проявления в трехлетнем возрасте

Заболевание характеризуется отклонениями в поведении, отсутствием логики в высказываниях. Пациент совершает странные поступки. Психоз у ребенка 3 лет можно также заподозрить при наличии резких перемен настроения. Реакции на внешние обстоятельства у пациента неадекватны. Например, он может разозлиться на безобидное замечание, выдумать новые слова или смеяться в той ситуации, когда надо грустить. Кроме того, ребенок видит или ощущает то, чего нет.

Иногда родителям трудно отличить фантазии от галлюцинаций различного характера. Естественно, мальчик может играть в принца, который спасает красавицу от дракона. Однако, если пациент действительно видит монстра, он испытывает ярко выраженные эмоции, например сильный страх, и ведет себя соответствующим образом.

Приступы мании и депрессии у ребенка

Данное состояние крайне редко встречается у несовершеннолетних. До наступления подросткового возраста патологию трудно выявить ввиду отсутствия симптоматики. Чаще всего недуг проявляется в пубертатном периоде из-за изменения баланса гормонов.

Маниакально-депрессивный психоз у детей может развиваться под воздействием таких причин:

  1. Плохая наследственность.
  2. Возраст матери и отца (чем старше родители, тем выше вероятность возникновения патологии).
  3. Расстройства сна.
  4. Психическое перенапряжение, стрессовые ситуации.
  5. Патологии инфекционного характера.

У детей с данной болезнью нет признаков мании. Но наблюдаются такие отклонения, как:

  1. Повышенная активность.
  2. Чрезмерная веселость.
  3. Ранний интерес к сексу.
  4. Агрессия.
  5. Возбуждение.

Такие симптомы присутствуют на протяжении определенного времени, а затем сменяются другими:


Последствия душевного расстройства

Данная патология не представляет прямую угрозу для жизни. Однако ее осложнения бывают весьма неприятными. Отзывы свидетельствуют, что ребенок становится отрешенным, необщительным, агрессивным, у него портится характер, нарушается интеллектуальная деятельность. Иногда родители списывают изменения в поведении на кризисы, которые проходят сами по себе. Однако такие отклонения не так безобидны, как может показаться. Психоз у ребенка 5 лет и старше плохо влияет на взаимодействие со сверстниками в учебных учреждениях (в детском саду, в школе).

Вспышки злости и неконтролируемые реакции затрудняют взаимодействие с окружающими.

Диагностика

Чтобы выявить данную патологию, нужно наблюдать за больным в течение длительного времени. Сначала осуществляется осмотр, беседа с ребенком и его родственниками. Затем специалисты должны сделать обследования, лабораторные анализы, тесты на определение умственных способностей, социальных умений, развития речи и слуха. В некоторых случаях необходимо осуществить диагностику недугов нервной системы. Для этого пациента помещают в стационар.

Терапия

При психозе у детей лечение зависит от причины, в результате которой возникло расстройство, симптомов и степени их выраженности. Часто подобные отклонения развиваются у несовершеннолетних пациентов под влиянием травмирующих событий. В данном случае патология исчезает сама по себе. Чем больше времени проходит с момента появления стрессового фактора, тем лучше становится состояние больного. В подобном случае помогают занятия с психологом и создание спокойной обстановки. Если душевное расстройство вызвано телесной патологией, доктор должен обратить внимание на терапию основного недуга. Лекарства назначаются лишь в тех ситуациях, когда пациент проявляет злость.

Что нужно делать родителям?

При наличии психоза у детей, симптомы и признаки которого описаны выше, отзывы рекомендуют придерживаться таких советов:

  1. Установить четкий распорядок дня для малыша.
  2. Оградить его от потрясений и резких перемен.
  3. Стараться избегать наказания, не применять насилие.
  4. Создать теплую и добрую обстановку в доме.
  5. При необходимости сменить образовательное учреждение.

Формы инфекционных психозов у детей

Инфекционные заболевания требуют пристального внимания детского психиатра. Психические нарушения встречаются не только при инфекциях центральной нервной системы, но и при многих общих детских инфекциях (грипп, малярия, скарлатина, корь и др.). Этим оправдывается общепринятая классификация инфекционных психозов по двум группам. Первая группа включает симптоматические инфекционные психозы – психотические расстройства, развивающиеся во время общих инфекций и являющиеся лишь одним из проявлений основного заболевания. В этих случаях нервная система поражается токсинами, циркулирующими в крови. Ко второй группе относятся органические психозы, возникающие при инфекциях, непосредственно локализующихся в головном мозгу.

Такое деление на симптоматические и органические психозы является искусственным, потому что в настоящее время многие общие инфекции (сыпной тиф, грипп, ветряная оспа, эпидемический паротит) рассматриваются не только как соматотропные, но и как нейротропные. Критерий обратимости психических расстройств, который берется за основу при отграничении симптоматических инфекционных психозов, часто не оправдан, поскольку и в этой группе могут наблюдаться различные исходы. Если чаще всего исход благоприятен и все нарушения обратимы, то в меньшей части случаев изменения в центральной нервной системе являются более стойкими. Однако принципиальное различие между этими двумя группами все же есть, и для практических целей деление на симптоматические и органические психозы удобно.

Еще в старых руководствах по общей психиатрии можно найти указание, что при высокой температуре у больных появляются вялость, адинамия или двигательное возбуждение с галлюцинациями и расстройством сознания – так называемый лихорадочный бред. Э. Крепелин обратил внимание на то, что возникновение психических расстройств при инфекциях нельзя объяснить только высокой температурой, так как отнюдь не всегда психоз развивается при подъемах температуры. Нередко психотические состояния наступают в тот период, когда уже нет повышенной температуры. Причиной инфекционного психоза, по мнению Э. Крепелина, является фактор, непосредственно связанный с патогенезом основного заболевания –аутоинтоксикация вследствие нарушений обменных процессов. Поэтому психоз часто возникает не на высоте заболевания, а в период его затухания. Клинические проявления симптоматических психозов неодинаковы, и эти различия Э. Крепелин объяснял специфическим действием той или другой экзогенной вредности.

Однако дальнейшие наблюдения показали, что при разных инфекциях и интоксикациях клинические проявления психоза нередко очень сходны или даже одинаковы. На этот факт обратил внимание К. Бонгеффер. Такие формы экзогенных психозов с этиологической аспецифичностью были им отнесены к «экзогенному типу реакции». В клинической картине этих форм экзогенных реакций К. Бонгеффер выделил пять синдромов: делирий, аменция, сумеречное состояние, эпилептическое возбуждение, галлюциноз. В продромальной стадии в клинической картине отмечаются симптомы астении, эмоциональной гиперестезии, раздражительной слабости. Характерным для постинфекционного периода К. Бонгеффер считал амнестические расстройства, корсаковский синдром. Что касается других психопатологических проявлений экзогенных психозов – маниакальных и депрессивных, кататонических, параноидных, – то они, по мнению К. Бонгеффера, должны рассматриваться как проявления промежуточного этиологического звена.



Концепция К. Бонгеффера вызвала много возражений. Э. Крепелин обратил внимание на то, что для развития экзогенного типа реакций требуются большая интенсивность и очень острое начало вредоносного воздействия. При более медленном воздействии вредности возникают маниакальные, депрессивные, параноидные и другие синдромы, характерные обычно для эндогенных психозов. Значение остроты и темпа вредоносного воздействия подчеркивал М. И. Шпехт.

Советские психиатры (В. А. Гиляровский, М. А. Гольденберг) отрицали концепцию К. Бонгеффера о наличии промежуточного этиологического звена, ссылаясь на его недоказанность. Не возражая против выделения «экзогенного типа реакции», они все же указывали, что в психопатологической картине экзогенного психоза можно отметить черты, типичные для того или другого этиологического фактора.

Вопрос о специфичности экзогенного типа реакций при воздействии различных токсических факторов правильно решается И. Г. Равкиным. Он считает, что общность психопатологических проявлений при экзогенных психозах является отражением единого типа реагирования, обусловленного особой чувствительностью к токсическим воздействиям таламогипоталамической системы. Клиническими и патологоанатомическими исследованиями доказано, что вегетативные центры гипоталамуса больше всего поражаются при токсическом воздействии, Поэтому под влиянием различных экзогенных вредностей возникает сходная психопатологическая симптоматика.

Но все же при наличии единого типа реагирования в психопатологической картине экзогенного типа реакций можно выявить и ряд симптомов, типичных для того или другого этиологического фактора.

Реакция ребенка на инфекционное заболевание в различные возрастные периоды

в развитии инфекционного психоза и формировании его клинических проявлений большую роль играют особенности возрастной реактивности. Дети в возрасте до 5 лет более чувствительны к токсическим воздействиям, под влиянием которых у них часто наступают судорожные состояния, гиперкинезы, оглушенность, более легко, чем у старших детей, переходящие в сопорозное и коматозное состояния. Выраженная продуктивная психопатологическая симптоматика у них бывают редко. Отмечаются состояния двигательного возбуждения или двигательной заторможенности, рудиментарные делириозные состояния, иллюзии. Чаще же наблюдаются пределириозные состояния, проявляющиеся в повышенной впечатлительности, гиперестезии, капризности, пониженной выносливости к внешним раздражителям и в приступах страха.

Также и в постинфекционном периоде в клинической картине наряду с астенией можно отметить следующие особенности, типичные для детского возраста: а) психопатоподобные изменения поведения: спокойные и послушные дети делаются упрямыми, грубыми, двигательно расторможенными, драчливыми; б) пуэрильные явления – детскость в поведении, не соответствующая возрасту (изменение речи, «сюсюканье», капризы и т. п.), истерические реакции, в возникновении которых большое значение имеют не только беспомощность и астеничность ребенка в этот период, но и атмосфера тепличности, которой его окружают родители; в) наклонность к страхам, часто появляющимся ночью, иногда в связи с обманом восприятия (иллюзии и галлюцинации), нередко с неприятными соматическими ощущениями; г) сумеречные состояния, в переживаниях которых нередко отражаются перенесенные в прошлом психические травмы (вследствие чего они часто неправильно трактуются как психогенные реакции); д) амнестический симптомокомплекс, который у детей выражен нерезко, хотя отдельные элементы его (снижение памяти на текущие события и недостаточная ретенция воспринятого) отмечаются у большинства больных. Корсаковский симптомокомплекс (потеря памяти на текущие события при сохранности памяти на давно прошедшие) в детском возрасте встречается реже, чем у подростков. У детей преддошкольного возраста под влиянием тяжелой инфекции может произойти задержка дальнейшего физического и психического развития.

Психические нарушения при инфекционных заболеваниях у детей

Характерный признак инфекционных психозов-наличие помраченного сознания. Но тип измененного сознания И степень помрачения неодинаковы при разных симптоматических инфекционных и токсических психозах. Здесь имеют значение Тяжесть заболевания, стадия его развития, индивидуальные и возрастные особенности больного. При грубых токсических воздействиях у детей младшего возраста чаще отмечаются состояния Оглушенности, которые иногда быстро нарастают и переходят в Сопорозные и коматозные состояния.

При оглушенности еще нет полного выключения сознания – отмечаются лишь резкая замедленность и обеднение всей психической деятельности. Порог раздражения повышен - внешние раздражители слабо доходят до больного, их анализ и синтез происходят очень медленно. Ответные реакции запаздывают или совершенно отсутствуют. При меньшей степени оглушенности дети сонливы, малоподвижны, на вопросы отвечают не сразу, лишь после нескольких повторений. Они медленно и с трудом ориентируются в окружающей обстановке, выполняют только элементарные задания. Осмысливание окружающего затруднено. Дети ко всему равнодушны и безучастны, мало реагируют даже на приход родных.

При более тяжелом течении болезни оглушенность быстро переходит в сопорозное состояние. Больной не реагирует на обращение к нему, у него сохранена реакция лишь на сильные раздражители и болевые ощущения.

При тяжелом течении болезни наступает коматозное бессознательное состояние, при котором больной не реагирует ни на какие внешние раздражители. В очень тяжелых случаях могут отсутствовать корнеальные и сухожильные рефлексы; возникают расстройства дыхания и сердечной деятельности.

Делириозные состояния у детей так же, как и у взрослых больных, сопровождаются дезориентировкой в окружающем, наплывом галлюцинаций (главным образом, зрительных), резким аффектом страха и двигательным возбуждением. Дети мечутся, пытаются спрятаться от устрашающих видений, просят о помощи. В отличие от делирия у взрослых больных, делириозное состояние у детей характеризуется большей выраженностью аффекта страха, а также кратковременностью и эпизодичностью его. Выраженные делириозные состояния наблюдаются главным образом у детей школьного возраста. У дошкольников отмечаются лишь двигательное беспокойство, гипнагогические устрашающие иллюзии и галлюцинации. В начальной стадии инфекционного заболевания чаще преобладает пределириозное состояние: ребенок становится раздражительным, капризным, у него появляются повышенная чувствительность, тревога, беспокойство, поверхностность восприятия, слабость внимания и запоминания, нередки гипнагогические иллюзии и галлюцинации. При малой интенсивности процесса ответная реакция может ограничиться пределириозным состоянием.

При затяжных инфекционных заболеваниях с токсическим воздействием меньшей интенсивности (при ревматизме, малярии, мозговых инфекциях) чаще наблюдаются онейроидные состояния сознания. Как и при делириях, при онейроидных состояниях наблюдаются обманы восприятий, особенно часты псевдогаллюцинации – зрительные и слуховые. Больные видят сцены из своего прошлого опыта, прочитанных книг, считают себя участниками совершающихся событий, хотя внешне сохраняют в это время полную неподвижность. О характере их болезненных представлений можно судить лишь по выражению лица и мимике.

В том случае, когда при онейроидных состояниях имеется небольшая степень помрачения сознания, у ребенка нет грубой дезориентировки, в окружающем, у него в какой-то мере сохранена связь с реальностью. Иногда отмечается двойная ориентировка: дети считают себя участниками фантастических происшествий, происходящих в других местах и в то же время знают, что находятся в больнице. При более тяжело протекающих инфекционных заболеваниях, обычно в более поздних стадиях болезни при наличии физического истощения может наступить аментивное состояние. Оно характеризуется бессвязностью, спутанностью мышления, нарушением синтеза восприятия, полной дезориентировкой в окружающем и собственной личности. Наряду с выраженными аментивными состояниями у детей наблюдаются и рудиментарные, но и здесь отмечаются дезориентировка и двигательное беспокойство.

Течение и исход инфекционных психозов могут быть различными в зависимости от течения основного заболевания, его патогенеза, степени прогредиентности, а также особенностей реактивности мозга. Поэтому в одних случаях инфекционный психоз представляет собой легко обратимую реакцию, в других случаях возникают более или менее стойкие нарушения нервной системы с морфологическим субстратом, отражающим степень интенсивности и прогредиентности поражения головного мозга. В таких случаях инфекционные психозы должны рассматриваться как органические. Понятно, что характер инфекционного агента, отсутствие или наличие морфологических изменений, степень их выраженности и локализация в головном мозгу не одинаковы при разных инфекционных заболеваниях. Поэтому не одинаковы и психические нарушения, наблюдающиеся при разных инфекциях.

Диагностика инфекционного психоза у детей нередко бывает сложной. Диагностические затруднения чаще появляются в том случае, когда речь идет о психозах, возникающих при инфекциях с рецидивирующим и затяжным течением (малярия, ревматизм, бруцеллез и т. д.), так как их клинические проявления здесь имеют сходство с шизофренией.

Клиническим примером может служить следующая история болезни.

Маша 12 лет. Лицо напряженное, выражает не то удивление, не то страх. Девочка все время оглядывается по сторонам, что-то ищет, в беседу вступает охотно, дает себя осмотреть, небыстро отвлекается. Растеряна, тревожна, не ориентирована в окружающем. Речь бессвязная, с трудом понимает обращенный к ней вопрос. При задачах на счет в пределах 100 грубо ошибается, быстро истощается, не может докончить начатую фразу, опускает голову. Выражение лица утомленное. Настроение неустойчивое; ее легко рассмешить, но наряду с этим быстро начинает плакать, по-детски, всхлипывать, монотонно причитать: «Хочу к маме». Иногда окружающих принимает за знакомых. Временами. беспокойна, бежит к выходу.

При соматическом обследовании больной обнаружено удовлетворительное питание, слегка обложенный, суховатый язык, гиперемированный зев, увеличенные шейные лимфатические узлы; границы сердца не изменены, тоны несколько приглушены, пульс мягкий; небольшой цианоз кистей, живот безболезненный, печень у реберного края, селезенка увеличенная, мягкая. Неврологическое обследование не выявило грубых отклонений от нормы. В крови найдены плазмодии малярии (tertianae), лимфоцитоз, РОЭ 50 мм в час. Температура к вечеру в день поступления 39,9°, на следующий день и в последующие – нормальная.

Настоящее заболевание началось несколько дней назад. Девочка, придя из школы, стала жаловаться на головную боль. Побледнела. Ночью была высокая температура, 2 раза возникала рвота. На следующее утро не отвечала на вопросы, плакала, отказывалась от еды Высказывала идеи преследования Следующую ночь спала тревожно, что-то «казалось». Утром была возбужденной, кричала, не узнавала родных, бросала все, что попадало под руки, рвала на себе белье.

До настоящего заболевания девочка была спокойной, послушной общительной, ласковой, смышленой. В школе учится с 8 лет, старательная, прилежная, успеваемость хорошая. В 3 года перенесла скарлатину, осложненную отитом, затем корь и эпидемический паротит.

При установлении диагноза возник вопрос о малярийном психозе. Чтобы обосновать этот диагноз, остановимся несколько подробнее на вопросе о критериях диагностики инфекционного психоза вообще. При анализе клинической картины обычно пользуются для диагностических целей двумя критериями – соматическим и психопатологическим. Соматический критерий является одним из наиболее ценных при диагностике инфекционного психоза.

Тем не менее наличие инфекции еще не говорит о том, что данное психическое состояние является инфекционным психозом. В практике нередки случаи, когда инфекция лишь способствует развитию другого, эндогенного заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). Поэтому для обоснования диагноза в каждом отдельном случае необходимо доказать, что клинические проявления психических расстройств характерны именно для инфекционного психоза.

Симптомы, которые наблюдались у больной, чрезвычайно полиморфны. В начале заболевания отмечались двигательное и речевое возбуждение, бессвязность мышления, нелепое поведение, галлюцинации, бред в дальнейшем – растерянность, тревожность, возможно, обманы чувств. Однако весь полиморфизм симптомов включен в нечто единое: нарушенное сознание и большую лабильность эмоций с характером дистимии. Это сочетание наиболее типично для инфекционного психоза.

Таким образом, и особенности психических расстройств соответствовали диагнозу малярии.

Психоз – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется нарушением способности различать фантазии и реальность. Психоз не позволяет адекватно реагировать на происходящее. Психоз – это общее название для целой серии тяжелых нарушений психического здоровья.

Психоз любого типа может вредить жизни больного, особенно это важно, если это угрожает жизни ребенка. Психоз создает проблемы с мышлением ребенка, в области его организации, с использованием речи, с контролем над побуждениями, над проявлением эмоций и отношений с другими людьми.

Типичное психотическое поведение трудно поддается описанию, потому что принимает различные формы. Одним из признаков психоза являются , при которых больной ребенок может видеть, слышать, осязать, ощущать на вкус то, чего в природе не существует.

Еще одним признаком психоза является бред – неверное толкование намерений или значений несуществующих предметов или образов.

Ещё одним показателем является придумывание слов, шуток, проявление веселья в ситуациях, которые не являются смешными. Дети с психозом проявляют раздражение по пустяковым поводам или без причин.

Галлюцинации и бред позволяют отличить детей с психозом от целого ряда других заболеваний. Например, сказка о золушке у девочки с нормальной психикой вызовет определенные эмоции: ей нравится золушка, она негативно относится к мачехе и мечтает о прекрасном принце. Девочка с психозом начинает верить, что она и есть та самая золушка, о которой написана сказка. Она начинает думать, что злая мачеха существует в действительности, находится рядом и не пускает её на прогулку.

Психиатры на протяжении многих лет ищут вопрос о возможности поражения психозом подростков. Науке известны факты детских и взрослых психозов, а подростковый период является упущенным в психиатрии.

Проявление психоза происходит по речевому описанию состояния человека. Поэтому психоз может диагностироваться у ребенка, овладевшего речью. При этом совершенно не ясно, в какой именно период появились у ребенка признаки психоза.

Психозы у детей могут возникать из-за кратковременных или, напротив, длительных состояний физического плана: повышение температуры, менингиты, нарушение гормонального равновесия, действие определенных групп лекарств, изменения в деятельности щитовидной железы, включая повышение или понижение функций.

Психоз, вызванный временными проблемными состояниями ребенка, заканчивается тогда, когда прекращаются эти самые проблемы. Иногда для полного психического выздоровления нужно дополнительное время. Получается, что, несмотря на то, что физическое состояние нормализовалось, мозгу необходимо дополнительное время для полного восстановления.

К психопатическим проявлениям могут привести многие заболевания. Психозы могут также появляться вне заболеваний и протекать по собственному сценарию: быстро и остро; быстро и вяло; долго с острыми проявлениями; долго и вяло. Иногда психозы могут затянуться не только на месяцы, но и на годы.

Длительные психозы чаще всего вызываются биохимическими отклонениями, которые могут быть у ребенка от рождения, а могут появиться значительно позже по причине применения лекарств или стрессовых ситуаций.

Чаще всего причиной врожденных психозов у детей является алкоголизация беременной матери или в период лактации. Таким же образом могут воздействовать некоторые группы лекарств.

Биохимические отклонения у отдельных людей могут привести к временным приступам проявления психоза, которые провоцируются внешними воздействиями – стрессами, болезнью.

У детей старшего дошкольного возраста могут встречаться галлюцинации, как ответная реакция на стрессовую ситуацию. Так, например, после смерти близких дети могут долгое время ощущать запах свечей или ладана, видеть силуэты умершего родственника, ощущать его прикосновения. В этом случае лучшим лекарем является время и правильное отношение близких людей.

Бывают случаи, когда без видимых причин у детей с рождения появляются признаки психоза, не исчезающие всю жизнь. Это подводит к выводу о том, что стрессы не являются единственной причиной появления психоза. Психиатры до сих пор не могут назвать истинные причины психозов у детей.

Обычно при появлении первых признаков в виде галлюцинаций и бреда ребенка обследует целый ряд врачей: психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед, психолог. Диагностика включает тщательное обследование состояния здоровья, развития (умственное, физическое, речевое), проверку слуха и речи, уровня развития мышления.

Ребенок может быть помещен в стационар для возможности более глубокого обследования. Вполне возможна ситуация, что причина психоза лежит в каком-либо серьезном заболевании. Поэтому важно не только констатировать наличие психоза, но и по возможности попробовать определить его причину, или хотя бы исключить заболевание ребенка, как причину психоза.

Симптомы психозов у детей

  • Двигательные расстройства: ступор или субступор, который проявляется у детей в застывании на месте с широко раскрытыми глазами, страдальческим выражением лица, немигающим взглядом. Часто ступор может смениться двигательным или речевым возбуждением, нередко с к окружающим.
  • Аффективные проявления: страх, эйфория, депрессия, иллюзорные расстройства, зрительные, слуховые, осязательные галлюцинации. Особенно часто у детей наблюдается аффект тоски, сопровождающийся озлобленностью, плачем, непонятной обидой, причитанием, рыданием.
  • Грубые проявления в поведении: , грубые шалости (порча чужого и своего имущества, грубое отношение к вещам и игрушкам), грубые слова и высказывания.
  • Проявления соматических расстройств: головные боли, сонливость днем и нарушение сна, быстрая утомляемость, сонливость. Очень часто эти проявления сменяют друг друга с поразительной скоростью, а могут проявляться одновременно. Соматика психоза часто напоминает лихорадку: зрачки расширены, губы сухие, кожа влажная с наличием холодного пота. Можно наблюдать перемены в артериальном давлении, одышку, учащение пульса.
  • Переменчивость аппетита: от жажды до полного отказа от пищи.

Периодические и эпизодические психозы

В острый период психоза отмечается частичная амнезия. Ребенок не может воспроизвести картины своего поведения. Обычно диагноз ставят по рассказам близких по ряду побочных явлений: травмы, интоксикации.

При периодических психозах наблюдается непродуктивность состояний: неловкость, угловатость движений нарушение координации движений. При этом отсутствуют появления радости, бодрости, внутреннего подъема.

При любых видах психозов возникает потеря в пространстве и времени. Обычно ребенок не может восстановить цепь событий.

Кратковременные эпизоды психозов, вызванные физическим состоянием или нарушением здоровья, проходят достаточно быстро, когда исчезает основное заболевание, являющееся причиной детского психоза. Однако глубоко пораженные психозом дети должны находиться под наблюдением у врача-психиатра, психолога и социального работника.

Некоторым детям достаточно нескольких встреч со специалистами, а другие нуждаются в длительном наблюдении и лечении. Обычно в качестве лечение психозов у детей применяют психотерапию, но часто этого недостаточно и больным детям назначается медикаментозное лечение. Лекарственные препараты призваны компенсировать биохимические нарушения.



Рассказать друзьям