Основные модели инвалидности преимущества и недостатки. Социальные ограничения инвалидов и модели инвалидности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема 1

Сформировавшиеся в обществе стереотипы в отношении инвалидов лежат в основе подхода к понятию инвалидности, которое в свою очередь и определяет социальную политику в отношении инвалидов и их положение в обществе.

Стереотип можно определить как устойчивое представление о ком-либо или о чем-либо, основанное на жизненном (личном) опыте или отсутствии его. Стереотипы формируются, как правило, с детства, и в той или иной степени присутствуют у всех людей. Например, «гаишник – взяточник», «чиновник – коррупционер, бюрократ» и т.д. Стереотипы могут носить как негативную, так и позитивную окраску.

Существуют два основных стереотипных подхода к инвалидности – это «традиционный», или как его еще называют, «медицинский» подход (необходимо отметить, что название «медицинский» не имеет никакого отношения к медицине), и социальный подход.

Медицинский – это подход, концентрирующийся на дефекте, существующем у человека, его соматических или психических нарушениях.

На вопрос, что делает человека инвалидом (ограничивает его возможности), согласно традиционному подходу ответы будут следующими: «Люди являются инвалидами из-за того, что они не могут ходить, слышать, видеть, говорить и т.д.»

С позиций такого подхода закономерным будет вывод о том, что «инвалиды всегда больны», «инвалиды не подпадают под определение нормы и поэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не могут иметь детей, являются иждивенцами и обузой».

Соответственно, если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельный жизненный выбор (он же не врач, не специалист), и становится «больным», «опекаемым», на жизнь которого специалистами наложено множество ограничений. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов, созданию представления о том, что инвалиды не считаются полноценными членами общества.

Социальный подход – это подход, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека, ограничивающих реализацию его прав и возможностей, и на самих этих возможностях. Таким образом, ответ на вопрос, что делает человека инвалидом (человеком с ограниченными возможностями), с позиций социального подхода будет звучать следующим образом: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗы, из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т.д.». Инвалидность с позиций данного подхода – это основной вопрос, касающийся прав человека.



Для того чтобы увидеть различия между этими двумя подходами и тем, как они влияют на отношения в обществе, достаточно обратиться к одному простому примеру.

Давайте представим человека на коляске, который хочет взять книгу в общественной библиотеке. Почему он не может попасть в библиотеку? Рассматривая эту ситуацию через призму медицинской модели, логичным ответом на вопрос будет: «Потому что он на коляске». Проблема заключается в коляске. Суть проблемы – в самом инвалиде, поэтому мы должны «починить» его. Но если это невозможно сделать, и большинство людей с инвалидностью не могут быть «починены»? Ну, тогда он не сможет попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко разрешить.

Однако если взглянуть на ту же ситуацию с точки зрения социальной модели, мы увидим совершенно иную реальность. Становится очевидным, что человек не может попасть в библиотеку из-за ступенек, которые он не может преодолеть на инвалидной коляске. И это единственная причина, почему он не может попасть в библиотеку. Архитекторы, планировщики, строители, которые строили здание библиотеки, не считали людей с инвалидностью частью общества, не учли их потребностей. Отношение и действия этих специалистов создали среду, ограничившую возможности человека с инвалидностью. Если бы был построен пандус, очевидно, что этот человека в данной ситуации не считался бы инвалидом, и потому мог бы посещать библиотеку, как и все остальные, «неинвалиды». Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако эта модель предлагает не рассматривать инвалидов исключительно как объект медицинского вмешательства.

Таким образом, можно привести следующее определение инвалидности с позиций социальной модели: «Инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Исходя из приведенного определения, международное движение за права инвалидов рассматривает инвалидность как одну из форм социального неравенства.

В контексте социального подхода к инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.


Медицинская модель инвалидности.

Медицинская модель рассматривает инвалида как проблему. Мы должны сами адаптироваться к миру, насколько это возможно. Если это невозможно, тогда нас нужно отправить в какое-нибудь специальное заведение или изолировать дома и удовлетворять только самые насущные потребности. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым, инвалидность вызывает жалость, страх и желание опекать. Обычно все внимание концентрируется на самом нарушении, а не на реальных потребностях человека. Все усилия изменить нас лежат в медицинской плоскости, ассоциируются с медиками, которые говорят о лечении, нормализации и науке. Часто наша жизнь просто отдана им.

Другие люди, обычно профессионалы, которые сами не имеют инвалидности, оценивая нас, обращают внимание, прежде всего, на то, какое образование мы получили, в какую школу ходили, где мы живем, можем мы или не можем работать, какую работу мы можем делать. Они решают, рождаться ли нам на свет и можно ли нам позволить иметь потомство. Подобный контроль над нашей жизнью ощущается и в тех барьерах, которыми полна окружающая среда, сводящая до минимума наши возможности. С этими барьерами мы встречаемся повсюду - в школе, на работе, на отдыхе, даже дома, в своих собственных семьях, и именно эта практика и делает нас настоящими инвалидами.

Социальный поход

Нарушения и хронические болезни существуют и создают для нас реальные трудности. Движение за права инвалидов охватывает инвалидов и тех, кто их поддерживает и понимает, что они, несмотря на какие-то определенные нарушения, постоянно испытывают давление со стороны остального мира. Мы придерживаемся точки зрения, что положение инвалидов и дискриминация, которую мы испытываем, искусственно созданы обществом. Это не имеет отношения к нашим нарушениям. Как инвалида, тебя постоянно вынуждают чувствовать вину за то, что ты не такой, как все. Разница в какой-то части или частях тела или рассудка ограничивает возможности этих органов. Это нарушения. Но они не делают нас менее полноценными людьми. Однако большинство людей воспитаны с сознанием, что это именно так и есть. Страх, невежество, предрассудки и дискриминация - это то, что на самом деле ограничивает наши возможности. Понимание этого процесса позволяет инвалидам лучше думать о самих себе, побуждает начать борьбу за свои права.

Движение за права инвалидов считает, что «лечение» проблемы инвалидности лежит в плоскости общества. В отличие от медицинского лечения, которое сконцентрировано на отдельном человеке и его нарушениях, цель движения за права инвалидов вполне достижима и принесет пользу большому количеству людей. Такой подход, который называется социальной моделью, предполагает, что индивидуальные и общие неудобства, которые испытывают инвалиды, возникают благодаря давно сложившейся сложной системе дискриминации, в которую входят такие формы, как сексизм, расизм и гетеросексуализм.

К тому же, стремление найти медицинский способ лечения, отвлекает нас оттого, чем вызваны наши нарушения. В широком понятии, большинство нарушений вызваны деспотическими обществами, создающими плохие условия для жизни: голод, недостаток чистой воды, тяжелая эксплуатация, войны, опасности, плохое обращение с детьми. Ясно, что такие мысли подразумевают участие системы образования, в особенности младшей и средней школы . Основанный на предрассудках подход к инвалидам и, на самом деле, к представителям любых меньшинств, не передается по наследству. Поэтому, чтобы прекратить дискриминацию, мы должны начать со школ.

Наша борьба за интегрированное обучение всех детей, даже тех, у кого есть тяжелая форма инвалидности, будет бессмысленной до тех пор, пока не будет понята разница между медицинским и социальным подходом.

«Социальная модель и устранение барьеров, препятствующих участию инвалидов в жизни общества»

Исходя из реалий сегодняшней жизни, инвалиды должны создать что-то вроде плана своего освобождения. Если мы сами не отойдем от медицинской модели, то мы будем только усугублять свое угнетение, принимая традиционное отношение к инвалидности. Мы не говорим о том, что мы преуменьшаем важность медицинского лечения, просто мы выступаем против «замедицинивания» наших жизней.

Медицинская и связанные с ней административные и благотворительные модели неверны, так как они не могут определить причин нашей изоляции, даже такие внутренние факторы, как ненависть к себе, которая изолирует нас от самих себя. В то время, как социальная модель может быть достаточно незрелой в формальном смысле - т. е. она не охватывает все, что касается инвалидности, и ни одна модель не может все охватить, - она прекрасно помогает работать с теми факторами, которые являются причиной социальной отделенности людей с инвалидностью.

Мы являемся экспертами о самих себе и мы должны громко и четко об этом заявить. С помощью этого мы начинаем работать над своим освобождением. Именно поэтому Международная Организация Инвалидов в 2001г. году назвала международный конгресс: «Ничего для нас без нашего участия».

Что можно сделать, чтобы люди с инвалидностью приняли социальную модель.

Проводить обучение по пониманию инвалидности.

Направлять усилия на такие ясные примеры угнетения, как отсутствие физического доступа, отсутствие доступа к средствам связи, дискриминация при приеме на работу, негативные образы инвалидов в мышлении общества и т. д.

Единственное, как мы можем сделать социальную модель действующей, так это через действие. Какие требуются действия - определяется самими инвалидами для их конкретной социокультурной ситуации. Очень важно подчеркнуть, что каждое общество исключает инвалидов из общественной жизни или привлекает их к ней по-разному. Поэтому важно определить формы исключения, которые часто не лежат на поверхности.

Социальная модель и общество.

Для распространения данной модели среди различных представителей общества необходимо:

Проводить обучение по пониманию инвалидности в основных секторах, работающих с людьми с инвалидностью - службах социального обеспечения, службах здравоохранения.

Лоббировать и вводить законодательства, которые охватывают вопросы дискриминации.

Инвалиды являются обузой.

Понимая, что медицинская модель определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать, становится легче увидеть, почему общество организовало специальные учреждения, принимало определенные законы и строило свою политику таким образом, чтобы изолировать людей с инвалидностью от большей части жизни общества. Когда на людей с инвалидностью смотрят через очки медицинской модели, инвалиды просто не являются частью этой жизни общества.

Еще раз о социальной модели.

В противоположность медицинской модели, инвалиды и их организации разработали социальную модель, которая, как мы убеждены, более точно рассматривает реальность инвалидности. Через «культуральные очки» этой модели мы видим инвалидность по-другому и с намного более позитивным отношением. Более того, понимание инвалидности с этой стороны помогает нам приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами, будь то физические, институциональные, юридические или отношенческие барьеры, не позволяющие нам полноценно участвовать в жизни наших сообществ. Короче говоря, этот способ понимания инвалидности является первым шагом к разрешению реальных причин нашего угнетения.

Таким образом, на тот же самый вопрос, заданный ранее, «Что делает человека инвалидом?», человек, видящий мир через призму социальной модели ответит:

- «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде».

- «Люди являются инвалидами из-за отсутствия доступа к информации и общению».

- «Люди являются инвалидами из-за отсутствия доступа в обычные школы и вузы».

- «Люди являются инвалидами из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы».

- «Люди являются инвалидами из-за недоступного жилья».

- «Люди являются инвалидами из-за недоступного транспорта».

- «Люди являются инвалидами из-за систематической дискриминации».

С помощью этих примеров мы приходим к пониманию того, что инвалидность - это, в основном, вопрос, касающийся прав человека и его социальных возможностей. Это и является основным отличием социальной модели инвалидности от медицинской.

Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако эта модель говорит, что нас не надо рассматривать, как объекты медицинского вмешательства. Что делает невозможным для нас функционировать, как другие люди, что делает нас инвалидами? Не наши нарушения, а скорее негативное отношение общества и способ организации общества. Понимая и объясняя другим суть социальной модели, взирая на мир через эти освободительные очки, мы можем начать избавляться от навязанного нам угнетения и одновременно начать изменять те вещи в обществе, которые делают нас инвалидами.

Медицинская модель гласит, что изменять надо нас самих.

Социальная модель гласит, что изменять надо общество и отношение общества.

Важно подчеркнуть, что без полного принятия социальной модели инвалидности не было бы Всемирной Программы Действий по Проблемам Людей с Инвалидностью, принятой в 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН. Эта программа « ... подчеркнула право людей с инвалидностью иметь те же возможности, что и другие граждане, иметь в равной доле право на улучшение условий жизни, что является результатом экономического и социального развития . Также в этой программе впервые инвалидность была определена как функция взаимоотношения между людьми с инвалидностью и их окружающей средой».

Нам еще придется долго работать, прежде чем мы сможем полностью высвободиться из инвалидизирующего объятия медицинской модели инвалидности и множества ее вариантов. Несмотря на то, что социальная модель существует уже более тридцати лет, и, несмотря на то, что без скрытого или явного ее принятия многими правительствами мы не увидели бы за последнее время такого множества различных национальных антидискриминационных законов, касающихся инвалидов, все же представления и отношения в обществе меняются очень медленно. Люди с инвалидностью все еще продолжают сталкиваться с дискриминацией, на них все еще взирают как на объекты благотворительности, инвалидам все еще говорят, что мы менее ценны, и люди с инвалидностью продолжают считаться людьми второго или третьего сорта. Если эта ситуация должна измениться, то только сами люди с инвалидностью, работая через свои организации, могут изменить ее. И мы сможем добиться перемен только в том случае, если мы будем видеть и понимать реальность инвалидности не так, как медицинские эксперты, терапевты, благожелатели и большая часть остального общества хотят, чтобы мы понимали, а как социальное угнетение, которой она действительно является. Через освободительный взгляд, который предлагается социальной моделью инвалидности, мы можем определить истинные причины инвалидности. И только тогда мы сможем бросить вызов тем социальным структурам, учреждениям и отношениям, которые делают нас инвалидами.

Социальный подход к инвалидности и безбарьерная среда

В настоящее время существуют и, вольно или невольно, применяются на практике два основных подхода к пониманию инвалидности. В каждом из них заложены представления о том, что является определяющим началом в слове "инвалид".

Например, если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельные жизненные выборы (он же не врач, не специалист!) и становится "больным" и "опекаемым", на жизнь которого специалистами наложено множество ограничений. Его жизнь зависит от чужого мнения, и он находится в категории "специальных" людей. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов и не способствует включению их в жизнь общества.

Существует и иной, так называемый социальный подход к инвалидности. В рамках этого подхода инвалидность рассматривается, прежде всего, как проблема несовершенства, неприспособленности окружающей среды. Под таким несовершенством понимается весь комплекс физических, социальных и психологических барьеров, мешающих людям с инвалидностью пользоваться теми же правами, какими пользуются другие люди. Представьте себе, что по четным числам недели мужчин не пускают в общественный транспорт (то есть они не могут им пользоваться) только потому, что они мужчины. Абсурд! Но многие инвалиды не могут пользоваться общественным транспортом только потому, что он не приспособлен для людей, передвигающихся на колясках. Конечно, никто не издавал специальных запретов на использование инвалидами общественного транспорта, мало того: инвалидам можно бесплатно ездить в нем. Но мало кто задумывался о том, чтобы приспособить автобус, вход в магазин, подъезд многоэтажного дома для тех, кто передвигается несколько иначе, чем большинство людей.

При таком подходе, действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение и внешних, и внутренних барьеров, мешающих включению, участию инвалидов в жизни общества. Применение социального подхода приведет к уравниванию возможностей людей с инвалидностью и откроет им дорогу к полноценной жизни. Мы можем привести множество примеров тому, как изменение среды способствует изменению условий жизни человека, его активности.

Самый свежий и яркий пример - москвичка Юля, 18 лет, передвигается на коляске. Много лет она жила в пятиэтажке на четвертом этаже без лифта. Она привыкла к тому, что не может без помощи папы выйти на улицу и зайти в подъезд. В прошлом году благодаря удачному стечению обстоятельств и своим талантам (Юлю пригласили участвовать в одной телепрограмме вместе с вице-мэром), семья, наконец, получила квартиру в новом доме и на первом этаже. Добровольцы построили у подъезда пандус. Одна большая проблема была решена. Недавно Юля уехала в Соединенные штаты, выиграв конкурс на годичное обучение в одном из колледжей . Она быстро адаптировалась в новой среде. Каждый день она ездит на учебу совершенно самостоятельно, и не на такси, а на обычном автобусе. Университет приспособлен для людей на колясках, и теперь преград к тому, чтобы Юля получила образование, нет. Но такие условия существовали в Штатах не всегда, за это долго боролись организации инвалидов, и теперь это стало нормой.

Наше общество еще мало приспособлено для того, чтобы инвалиды были его неотъемлемыми и полноправными участниками. В наших городах увидеть на улице инвалида можно редко, еще реже - в музее, библиотеке, кинотеатре, университете, школе. Законы, которые обязывают проектировать и строить здания и объекты транспортной инфраструктуры доступными для инвалидов, приняты. Но далеко не везде эти требования соблюдаются. Во многих случаях решить проблему доступности того или иного объекта - сложная и долгая работа, которая требует продуктивного сотрудничества с архитекторами, собственниками и властью, а также дополнительных вложений. Этим занимаются с большим или меньшим успехом многие организации инвалидов по всей России, в том числе и "Перспектива", и ее партнеры.

Мы уверены, что усилия организаций инвалидов в скором будущем увенчаются успехом. Однако есть возможность сделать что-то менее масштабное - построить пандус у подъезда в доме, где живет инвалид, оборудовать детскую площадку , устроить бетонный съезд, перила... Есть много видов работ, которые могут делать люди без инженерно-строительного диплома, без переговоров на высшем уровне и больших затрат. Есть работа, которую может выполнить практически любой человек. Работа одного или группы добровольцев не перевернет все общество, однако, приблизит на шаг этот переворот: нескольким людям станет гораздо лучше жить - они получат возможность выйти на улицу, пойти в кино, дети смогут учиться и общаться. Доброволец тоже в выигрыше - он получает опыт, удовлетворение от того, что помог другому. Обе стороны общаются, становятся друзьями и партнерами, а это дорогого стоит. Общество видит, что ничего невозможного нет, и если захотеть, то своими силами можно сделать так, чтобы всем, кто живет здесь, было удобно.

САНАТОРСКИЙ СТИЛЬ РЕАБИЛИТАЦИИ

В санаторий для детей военнослужащих в городе Евпатории, расположенной на Крымском полуострове, родители привозили меня с 3 до 14 лет. Дети с различными поражениями опорно-двигательного аппарата, медработники, воспитатели, а впоследствии и школьные учителя - составляли первый социум, воспитывавший меня как физически, так и духовно как полноценную личность. Невзирая на то, что нас, в основном, тяжело больных детей, временно лишили родительской заботы и любви, благодаря вниманию взрослых, это потеря не чувствовалась так остро. На долгие месяцы, а то и годы, санаторий становился для нас вторым домом, в котором царил дух коллективизма. Метод лечебной педагогики, пропагандируемый французскими учеными Ноэль и Пьером Ботта, сотрудниками санатория воплощался на практике. К нам относились с терпеливой любовью, а не с унизительным покровительством или пренебрежением, поэтому воспитывали как нормальных детей, развивающихся, правда, несколько по иным законам. Не это ли принципы еще в 30-е годы провозгласил, К сожалению, так и не став кумиром советской педагогики. С помощью развивающих игр , чтения вслух литературы, пения под баян, театральных постановок из нас воспитывали людей с «силой воли», а не жалких инвалидов. Наши мудрые наставники не желали слышать от нас выражений - не можем, не умеем, не хотим, потому что ежедневно убеждали нас в обратном словосочетании - все постепенно осилите. Поэтому большинство из нас, бывших воспитанников санатория, все-таки приобрели статус социальной значимости - стали каждый в своей сфере профессионалами, а такой подход и составляет конечную цель всякого процесса реабилитации инвалидов.

ИНТЕРНАТСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИУМА

По поводу существования в России интернатской системы специального образования мнения отечественных ученых в последнее десятилетие разделись на «за» И «против». Как интернатский воспитанник с двенадцатилетним стажем, я противник искусственно смоделированного инвалидного социума но, как психолог, уверен, что директивное закрытие всех интернатов не во благо ни детям-инвалидам, ни государству. Только планомерная интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в среду здоровых сверстников - единственный путь гуманизации непросвещенного относительно инвалидов российского общества.

В моем сознании интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата остался в большей степени как негативный инвалидный опыт. Изначально по физическим параметрам - отсутствие навыков самообслуживания, под интернатские каноны я не подходил. К тому времени я на дому окончил первый класс и перешел во второй. Родители полагали, что приход учителя раз в неделю и изоляция от коллектива сверстников - не достаточные предпосылки для нормального развития и без того аномального ребенка. Для помощи мне отец, оставив престижную работу, устроился работать в интернат, правда, такая жертва лишь усугубила мое положение. Во-первых, по причине незнания украинского языка , меня приняли не во второй, а подготовительный класс; а во-вторых, парадоксально, но именно в интернате среди физически равных детей первая учительница презирала меня за тяжелую инвалидность. Сия классная дама, не брезгуя, порой, методой рукоприкладства, а вслед за ней и одноклассники, упрекала в том, что я переросток, что слишком толстый и беспомощный, что по любому поводу жалуюсь отцу. Четыре года младшей школы, таким образом, превратились в ад. До этого дома и в санатории меня приучили к мысли, что я любим таковым, каков есть, поэтому моя ранимая психика была не готова к испытанию жестокостью. Во втором классе я слег на два месяца с нервным стрессом. Поход отца к директору школы результатов не дал. Тогда он написал жалобы в районный и городской отделы народного образования. Комиссия народного контроля вскрыла ряд злоупотреблений директором служебного положения, ее сняли с должности. Но учительнице всего лишь объявили выговор. Пожалуй, впервые в жизни отец боролся с системой, в справедливость которой верил, но так и не добился истины.

Новый директор превратил интернат в образцово-показательное учреждение, куда привозили многочисленные комиссии, включая иностранные, полюбоваться, как замечательно в СССР живут дети-инвалиды. Хотя жили мы довольно скучно. Утренние линейки перед приездом очередной комиссии, на которых директор ругался за невычищенную обувь, или незавязанный галстук, уроки и выполнение домашних заданий - таков был наш удел в средних и старших классах. Отдельные кружки работали довольно не регулярно, в основном, в период подготовки вечера по конкретному школьному предмету. Но каждый вечер был театрализованным праздником и завершался танцами. Ведь даже дискотеки, на которых дети с ДЦП могут вволю подвигаться, директор запрещал.

Учителя и воспитатели относились к нам по-разному. Одни подбадривали относительно вне интернатского будущего. Другие наоборот пугали жестокостью самостоятельной жизни говоря, что мы не такие как все и что лучше, чем в интернате, нам нигде не будет. Третьим было все равно, что нас ждет. Еженедельно каждый воспитатель по инструкции проводил с классом политинформацию и беседу на свободную тему. К сожалению, получасовое время беседы практически не использовалось для нашей успешной социализации. Воспитатели видели свою миссию лишь в том, чтобы поругать нас за двойки и нарушение дисциплины, но никто особо не вникал в наши подростковые проблемы. Меня, например, воспитатели, знавшие, что я пишу стихи и посещаю литературную студию, отговаривали поступать на филологический факультет университета, а призывали сдать документы в инвалидный финансовый техникум, хотя математику я знал плохо. Но, вопреки их «компетентному» мнению, я все-таки решил попробовать.

Страница 2

Медицинская модель Медицинская модель рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, дефект психологический, физиологический, анатомический (хронический или временный). Медицинский подход оценивает инвалидность человека, исходя из степени потери им трудоспособности. Врачебно-трудовая экспертиза присваивает ему группу инвалидности. Традиционно понятия "инвалидность" и "нетрудоспособность" используются как почти равнозначные и взаимозаменяющие термины. Термин "инвалид" подтверждает это, так как в переводе с английского "инвалид" - "больной, неполноценный, нетрудоспособный" (от лат. "бесполезный"). Основным методом решения проблем инвалидности является реабилитационный (программы реабилитационных центров включают на ряду с лечебными процедурами сеансы и курсы трудовой терапии).

Социальная модель. Инвалидность рассматривается в терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень мобильности). Социальная модель предлагает решение проблем, связанных с инвалидностью, через создание системы социальных служб, помогающих человеку жить. Очень близкая к медицинской социальная модель характеризуется патерналистическим подходом к проблемам человека, имеющего инвалидность, поэтому социальные службы, организуемые согласно ей, предлагают клиентам ограниченный перечень услуг, как-то: доставку продуктов на дом, транспортные услуги на машине до поликлиники или больницы, уборка квартир и т.п. Специализированные учебные заведения также являются отражением социальной модели: образовательная служба "подтягивает" детей к себе, не имея возможности предоставить образовательные услуги на дому каждому нуждающемуся.

Политико-правовая модель. Широко используется общественными движениями людей, имеющих инвалидность, за независимую жизнь. Основные положения политического движения заимствованы из американского движения за права людей негритянской расы и за права женщин. Политическая модель рассматривает людей, имеющих инвалидность, как меньшинство, права и свободы которых ущемляются дискриминирующим законодательством, недоступностью архитектурной среды, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средствам коммуникации, спорту и досугу. Содержание данной модели определяется как равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества и должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой.

Культурный плюрализм. Модель идеалистическая. Она включается в программу всех общественных инвалидных движений, основанных на принципах философии независимой жизни. В своем стремлении к достижению совершенства человечество всегда ориентировалось на высокие идеалы. Модель культурного плюрализма отражает искреннее желание людей жить в совершенном, высокоорганизованном мире, в котором гармонично будут сочетаться общие интересы и интересы каждой отдельной личности. Все различия (цвет кожи, вера, традиции, языки, физические различия, возраст, способности и таланты и т.п.) будут рассматриваться в свете их положительного влияния на общество. Если политико-правовая модель ориентирует общество на защиту особых прав каждой отдельной социальной группы, то культурный плюрализм делает акцент на понятии равенства: все аспекты жизни общества будут одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от его отличия от других. Социальная значимость члена общества будет определяться его вкладом в общее дело.

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у...

Особенности социально-педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей
Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей-инвалидов и родителей, воспитывающих детей- инвалидов, является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их...


СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: В ДВУХ СЛОВАХ

Социальная модель была разработана при активном участии инвалидов. При этом был проанализирован огромный опыт самих инвалидов — что значит быть инвалидом в современном обществе.

Социальная модель была создана в противовес медицинской модели. Социальная модель провела черту, отделив дефекты, которые могут иметь люди, от инвалидности — ограничений, возведенных в отношении инвалидов современным социальным устройством общества.

Другими словами, социальная модель определила, что инвалиды не есть проблема! Проблема есть то, каким способом устроено !

Для более наглядного представления, что же принесло новое понимание инвалидности, выделим некоторые аспекты медицинской и социальной моделей.

Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:

  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!
  • Ваша требует лечения!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным неинвалиду!

Социальная модель инвалидности утверждает следующее:

  • «Инвалидность» не есть индивидуальная проблема!
  • Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!
  • Необходимо признание того, что «общество» (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!
  • Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!

Социальная модель предлагает способ думать об инвалидности в соответствии с опытом самих инвалидов быть инвалидами. Это означает, что инвалидность порождается предубеждениями и негативными стереотипами, а также физическими и коммуникационными барьерами, искусственно возведенными в отношении инвалидов, но никак не последствиями дефектов, которыми они обладают.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для тех, кто не знает, что означает «социальная модель инвалидности», рекомендуется ознакомиться со статьей «Социальная модель инвалидности: в двух словах», чтобы получить общее представление.

Для тех, кто желает ознакомиться с темой более основательно, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: что это такое?»

Истоки

Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные».

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

  • «несчастные» – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;
  • «бесполезные» – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;
  • члены «угнетенного меньшинства» – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как «отклоняющиеся от нормы» и «не похожие на других».

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS – Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно:

«Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества».

Тот факт, что определение UPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвал тогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы. Хотя UPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своей компетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическими дефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группы инвалидов.

Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества.

Рождение социальной модели

Лишь в 1983 году ученый Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен ДиДжонг (Gerben DeJong), а также другими учеными.

Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всех инвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией «Дисейблд Пиплз Интернейшинал» (DPI – Disabled Peoples’ International).

Однако и по сей день окончательной точки в ответе на вопрос «Что же такое социальная модель инвалидности?» не поставлено. По-прежнему ведутся жаркие дискуссии, проводятся семинары, в результате которых расширяются рамки охвата модели, вносятся коррективы в уже существующие определения. Идет полным ходом обычный процесс доработки и развития идеи, в котором каждый желающий может принять участие.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Чтобы получить общее представление о том, что такое социальная модель инвалидности, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: в двух словах». В настоящей же статье эта тема рассматривается более детально.

Узнать об истории создания социальной модели инвалидности, ее истоках, вы можете в статье «Социальная модель инвалидности: история создания».

Вряд ли кто станет возражать против утверждения, что инвалиды обычно имеют меньше возможностей и более низкий уровень жизни, чем неинвалиды. Это особенно очевидно для Казахстана, впрочем, как и для остальных теперь независимых государств бывшего Советского Союза.

Успех любых акций, цель которых – улучшение жизни инвалидов, напрямую зависит от того, что считать проблемой. Существует два подхода для описания проблем, связанных с инвалидностью, так сказать – две модели. А именно:

  • медицинская (или индивидуальная) модель инвалидности;
  • социальная модель инвалидности.

Медицинская модель способствует тому, чтобы проблемы, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма, тогда как социальная модель способствует описанию в терминах характерных особенностей социального устройства общества, его организации.

Медицинская модель инвалидности

В соответствии с этой моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.

Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что «не так» с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные , специальные пособия, предоставляются специальные услуги.

Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.

Во-первых , поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека.

Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению.

Во-вторых , медицинская модель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.

Я считаю, что самым серьезным пороком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности.

Социальная модель инвалидности

Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская) модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества. Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами – являются последствиями социальной организации. Отсюда и фраза – «социальная модель».

Рассмотрим пример. У вас не работают уши, и вы не можете слышать – это дефект. Но вы не смогли принять участие в собрании (прослушать лекцию и т.п.), потому что вам не был предоставлен переводчик на язык жестов. Таким образом, вы стали инвалидом из-за несостоятельности социального устройства.

Социальная модель инвалидности делает важное различие между дефектом и инвалидностью. Приведенный выше пример есть яркая этому иллюстрация. Вот два ключевых определения социальной модели инвалидности:

Дефект

Травма, заболевание или врожденный недуг, который вызывает или потенциально может вызвать продолжительное воздействие на появление функциональных ограничений организма индивидуума, которые отличаются от общепринятых стандартов.

Инвалидность

Потеря или ограничение возможностей принимать участие в обществе наравне с другими из-за социальных барьеров, а также барьеров окружающей среды.

В этой модели, определения дефекта и инвалидности медицинской модели объединены как «дефект». Это означает, что и причина функционального ограничения, и само функциональное ограничение инвалида отделяются от внешних факторов.

Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается «барьерами» или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты.

Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.

Барьерами могут быть:

  • предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов;
  • отсутствие доступа к информации;
  • отсутствие доступного жилья;
  • отсутствие доступного транспорта;
  • отсутствие доступа к объектам социальной сферы и др.

Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены.

Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.

Социальный подход к инвалидности может эффективно использоваться для того, чтобы идентифицировать барьеры, которые приводят к инвалидности, а затем и полностью их устранять. В результате, становится возможным создать общество, в котором будут учитываться потребности всех его участников, то есть – СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ!

А в заключении, я бы хотела привести слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним».

Марина Фёдорова

Подготовлено по материалам сайта «За равные возможности!»



Рассказать друзьям