Волонтеры правила движения для инвалидов. Роль добровольчества в организации социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эти правила для добровольцев и людей с инвалидностью написал 29-летний Алексей Карлов, человек с ДЦП. «Говорю невнятно, передвигаюсь на коляске, перебирая ногами, руки слушаются плохо, пишу только на ноутбуке и на мобильнике», — его состояние, по его же словам. Алексей ведет блоги в «Живом журнале» и на нескольких других открытых площадках, где рассказывает свою историю и без устали пишет послания в помощь другим людям.

Волонтёр – это человек, который помогает не ради денег, а ради своей совести или по зову души и получает удовольствие от помощи тому, кто в ней нуждается. Волонтёр состоится только в том случае, если он хочет быть волонтёром; волонтёров по принуждению не бывает.

Волонтёр не должен навязывать своё вероисповедание, но и человек с инвалидностью, которому волонтёр помогает, не должен навязывать свою религию. Вряд ли будет приятным общение двух людей, каждый из которых яростно отстаивает свою веру. По этой причине большое раздражение у людей, нуждающихся в помощи, вызывают бабушки, которые без конца ведут разговоры о Боге и назойливо учат читать молитвы – как будто их подопечные дикари, а они миссионеры.

Однако и инвалиды-атеисты иногда ведут себя некорректно по отношению к верующим. Хорошо бы, чтобы каждый оставался при своей вере и при своем Боге: православные, католики, мусульмане, иудеи, атеисты (атеизм — это тоже вера: в отсутствие Бога).

Волонтёр не может быть брезгливым. Что я имею в виду: у людей с инвалидностью часто есть проблемы, не знакомые здоровым людям. Это неконтролируемое слюнотечение, сильное искажение мимики, гиперкинезы – резкие неконтролируемые движения, не позволяющие самостоятельно и аккуратно есть, как положено, ножом и вилкой (вместо этого приходится есть исключительно ложкой и предварительно мельчить еду в тарелке). Также при приеме пищи инвалиды часто пачкаются и кашляют от того, что подавились.

Также волонтёра не должны шокировать необычные способы передвижения инвалидов (перебирая ногами в коляске, скрючившись в ходунках, ползком по полу) или способы письма (например не рукой, а ногой или ртом).

Волонтёру надо научиться понимать того человека, которому он помогает. Многие люди с ДЦП страдают дизартрией, выражающейся в смазанной, невнятной и поначалу непривычной устной речи, с подчас не поддающейся контролю мимикой (мимикой болезни, а не человека).

Кроме того, общение с человеком с ДЦП затрудняется отсутствием возможности показать что-либо жестами. Виной этому – гиперкинезы, из-за которых руки вообще живут своей собственной жизнью. И волонтёру надо стараться понять не только речь инвалида, но и его мировоззрение, интеллектуальные пристрастия: что читает, что слушает, какие фильмы смотрит, что хотел бы увидеть и услышать, что любит, а чего терпеть не может.

В свою очередь, инвалид, со своей стороны, должен понимать своего волонтёра: например, если доброволец начисто лишен слуха и чувства ритма и не любит музыку, то какой смысл делиться с ним аудиозаписями?

Волонтёру стоит узнать о «своем» инвалиде как можно больше: что он за человек, какой болезнью болеет, есть ли родственники, и чем волонтёр может помочь. Но ни в коем случае не приставать с расспросами и «не лезть в душу». Если человек с инвалидностью не хочет поддерживать какой-либо разговор или отвечать на неприятные ему вопросы, то лучше его оставить в покое. Тем для бесед много, и наверняка найдутся интересные для обоих дела.

Волонтёр не должен ни унижаться, ни возвышаться над человеком, которому он помогает , и этот человек не должен ни унижать, ни возвышать себя перед волонтёром. Конечно, когда доброволец и инвалид становятся друзьями, можно и пооткровенничать, но «плакаться в жилетку» друг другу не стоит: «жилетки» быстро устают от плакальщиков, а плакальщикам потом становится стыдно за свою слабость и излишние откровения.

Я не приветствую волонтёров, которые смотрят на инвалида (причем как на ребенка, так и на взрослого) не как на человека, а как на игрушку. Сначала этим «играющим» занятно, они навещают, привозят гостинцы, ведут беседы, затевают общие интересные дела, а потом волонтёрство им надоедает. И срабатывает невеселая схема: наигрались, охладели, бросили. Причем эти горе-волонтёры, как правило, исчезают бесследно и даже не отвечают на телефонные звонки, оставляя привязавшихся к ним людей в недоумении.

Волонтёры! Смотрите на своих подопечных как на людей. Перед тем как много обещать и клясться в вечной дружбе, подумайте, как будет больно вашему подопечному, который уже воспринимает вас как друга, когда вы «испаритесь».

Есть люди, которые считают, что помощь нужна только детям, а взрослые инвалиды сами справятся, персонал и родные им помогут, поэтому волонтёры должны посещать только детские приюты и интернаты для детей-инвалидов. Но это не так. Хоть дети и взрослеют, им все равно требуется помощь. Так что волонтёры нужны и в стационарах для взрослых, и в семьях, где есть взрослый инвалид и его стареющим родителям уже трудно справляться самим.

Во многих интернатах человека с инвалидностью не понимают и не воспринимают как личность. Почему? А потому что там живет слишком много народу и персонала на всех не хватает. И я думаю, что и здесь нужны волонтёры: они помогут окружающим понять человека с инвалидностью как личность, повысить его самооценку и постоянно повышать его духовность.

Волонтёр может значительно помочь инвалиду, живущему в стационаре, реабилитироваться в социальном плане. Он может научить его лучше ориентироваться по городу, познакомить с достопримечательностями. И самому человеку с инвалидностью, если он будет знать свою родную местность, будет легче осознать, что он часть этого общества. И когда он покинет стены своего стационара и появится на улицах своего населенного пункта, окружающие тоже будут осознавать, что инвалидность – естественное явление.

Волонтёров часто просят помочь с покупками на деньги инвалида: ведь самому человеку, которому нужна помощь, сложно выбираться в магазины. Или просят разменять крупные купюры для расчетов друг с другом. НО! Волонтёр не обязан помогать деньгами «своему» инвалиду, и инвалид не должен предлагать волонтёру деньги за его услуги. Платные услуги — это уже не волонтёрство, а подработка.

Лучше было бы, если бы волонтёров предварительно обучали, как помогать людям со значительными физическими ограничениями. Я полагаю, было бы разумно периодически организовывать общие выездные лагеря для инвалидов и волонтёров. И подобный комплексный лагерь, реабилитационный и интеграционный одновременно, надо устроить таким образом, чтобы инвалиды там занимались и общались, а волонтёры обучались: приобретали бы навыки работы с больными, которые не передвигаются самостоятельно, плохо владеют руками и с трудом могут объясниться устно.

Надо сделать так, чтобы волонтёрство в нашей стране стало престижным, как оно престижно в зарубежных цивилизованных странах. И стоит создать организацию, объединяющую всех волонтёров, чтобы волонтёры там могли обсуждать свои проблемы и обмениваться опытом.

В заключение выскажу личные пожелания. Я бы хотел иметь волонтёра-друга, чтобы и ему и мне было удобно и комфортно, чтобы нас связывали общие интересы и интеллектуальные запросы. Чтобы мы могли куда-либо пойти вместе: в театр, на концерт, в музей, на экскурсию, на прогулку в парк или по историческим местам. Да просто побродить (для меня это «побродить» означает катиться в коляске) по московским улицам, любуясь старой и новой архитектурой.

Я бы хотел, чтобы он мог ходить по моей просьбе в районную библиотеку и менять мне книги, то есть приносить новые и возвращать прочитанные. И чтобы волонтёрство было полезным для нас обоих, чтобы мы оба росли духовно.

<\> код для сайта или блога

    Жанна

    Удачи вам, Алексей! Вы сильный духом, умный и тонко чувствующий человек. Мне кажется, у вас есть Будущее — вы сможете осуществить свои мечты, многого добиться. Вы прекрасно пишете, может быть — творчество это ваш путь? Еще раз — удачи!

    Пппппппп

    Лешенька, вы бесплатного раба хотите? Не многовато ли вам должны? А может вам просто надо научиться быть благодарным людям, которые тратят на вас свое время? Волонтеров сейчас днем с огнем не сыскать, поэтому надо уметь говорить спасибо даже тем "неидеальным" волонтерам, которые есть. Привыкайте — вам никто ничего не должен. Все люди разные, каждый человек со своими тараканами, да. Просто надо уметь закрывать глаза на недостатки других, точно так же как люди закрывают глаза на вашу несовершенную походку, руки, которые не слушаются и т.д. Ну и обязательно — взаимное уважение и доброжелательность.

    Пс. Атеизм это не вера. Там на веру ничего не принимается, только знание. А наука пока существование бога достоверно и официально не подтвердила.

    Ппс. А как вы думаете поднимать престиж такого замечательного дела как волонтерство?

    Алексей — пожалуйста, перестаньте сравнивать инвалидов как "больных" со "здоровыми". Эти слова на Западе уже не пользуются, т.к. они считаются оскорбительными.

    Кстати, глухие могут наслаждаться музыкой — если не через слух, то через вибрации. Есть и глухие, которые любят музыку больше, чем люди с нормальным слухом.

    Если интересно, в Канаде живет женщина с ДЦП — она пишет блог на: http://www.doitmyselfblog.com/ . Она в основном все делает сама, пользуется помощью, когда нужно.

    Также на Западе есть законы, которые обязаны предлагать платные услуги людям с ограниченными возможностями — за которые оплачивает или государство или организации (вузы, работадетели, организаторы мероприятий, т.д.). Там есть волонтеры, но в основном платные услуги, обязательные по законам.

    На Западе инвалиды имеют право на независимость и пользоваться услугами на счет государства (как в Европе) или частных мероприятий (как в Штатах).

    По ту сторону забора | Филантроп

    […] добрым ангелом на инвалидной коляске. Он недавно написал прекрасный материал, «заповеди добровольцу», в котором транслировал свой социальный заказ. […]

  1. Татьяна, 27 лет.

    У меня проблема!!! на своей странице в одноклассниках размещаю фото больных детишек! Перечисляю свои личные деньги на их счета. Делаю перепосты! каждый день, каждый час! уже три, так называемых друга меня удалили из друзей! Аргументируют это тем что они не могут смотреть на больных детей, боятся что у них такие же будут, или боятся что у них будет скверное настроение после просмотра фото! Я конечно плевать на них хотела, дело не в этом! Всё это занятие действительно ОЧИЩАЛО МОЮ ДУШУ! Я это чувствовала! Но позовчера поняла что устала! В нашей группе умерли 5 малышей, у них рак! Я расстроилась! У меня какая то каша в голове! я решила в яндексе почитать откровения волонтеров, им тоже сложно, НО! Они сильные, чуть хладнокровные! Мне стало легче! Ваша статья тоже мне помогла! Спасибо Алексей!

    Помогите! Мальчику с дцп,правосторонний гемипарез нужен инструктор по ЛФк и просто физкультуре. Я,пенсионерка,одна воспитываю двоих детей,папа денег почти не дает,а ребенок очень перспективный.Платить по 1500 за час я не могу,но с удовольствием согласилась бы на помощь волонтера или за небольшие деньги.Мы живем в Перово г.Москва. 89262740383

    Мария

    Да-да, Алексей, это все правда, только одно НО- с моей точки зрения: слово "должен" в названии статьи. Оно немного.. раздражает, дело в том что никто никому ничего не должен.

15 июня 2017 году в Ресурсном центре НКО по Северо-Западному административному округу г. Москва состоялся обучающий семинар для волонтеров по работе с инвалидами. Данный семинар состоялся в рамках социального проекта «Вместе с тобой (подготовка волонтеров для работы с инвалидами)», получившего экспертную поддержку на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме».

Ведущими семинара были Екатерина Жимаева (руководитель социального проекта «Вместе с тобой (подготовка волонтеров для работы с инвалидами)», Александр Мягков (директор АНО «Доступ открыт», организатор «Московского фестиваля волонтеров»), Араксия Манукян (руководитель социальных проектов «Жизнь глазами инвалида», «Неделя Дружбы и Доброты», волонтер параолимпиады Сочи-2014), Наталья Королева (независимый общественный деятель).

Участниками семинара стали представили волонтерских организаций (РЦ «Мосволонтер») территориальных центров социального обслуживания (ЦСО районов «Раменки», «Можайский», «Фили-Давыдково», «Очаково-Матвеевское»), научного (ФГБНУ «Институт изучения проблем детства, семьи и воспитания РАО») и вузовского сообщества (Московский городской психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет), а также представители общественных организаций (АНО «Молодежный центр «Здоровье нации», «Доступ открыт», интернет-портал «DISLIFE»), сообщества молодых людей с инвалидностью (общество инвалидов района Щукино, «Молодежная площадка инвалидов ЗАО «Дорога вместе»).

Обучающий семинар состоял из двух частей. Вначале с приветственным словом к собравшимся обратились начальник отдела по работе НКО СЗАО г. Москва Наталья Белова и руководитель отдел инновационного развития волонтёрских программ РЦ «Мосволонтер» Ксения Кондаранцева. Затем ведущие семинара совместно с его участниками обсудили основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при взаимодействии с окружающим миром, специальные способы общения и специализированные технические средства и приспособления, используемые людьми с различными категориями инвалидности в повседневной жизни, а также правила взаимодействия и оказания помощи людям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями.

В ходе обсуждения этих тем ведущие и участники семинара делились друг с другом личными историями взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность. Наиболее яркими и запоминающимися выступлениями стали выступления А. Мягкова, директора АНО «Доступ открыт», который рассказал участникам о его деятельности по организации досуга молодых людей с инвалидностью, а также выступление К.Кондаранцевой, которая поделилась личным опытом взаимодействия с человеком с ментальными нарушениями.

Кроме того, в ходе первой части семинара участникам семинара был показан видеоролик, рассказывающий об эволюции отношения к людям с инвалидностью.

Во второй части семинара его участникам предлагалось пройти квест, направленный на понимание инвалидности. В ходе него участники должны были посчитать деньги с завязанными глазами, пройти какое-то расстояние, используя при этом только одну ногу, объяснить жестами, что им необходимо купить в магазине.

После прохождения квеста, участники семинара поделились с ведущими и друг другом своими впечатлениями. В частности, они отметили, что семинар прошел в очень дружелюбной, теплой атмосфере, которая располагала к общению и взаимодействию с людьми, имеющими инвалидность. Кроме того, присутствующие признались, что полученные знания очень помогут им в ситуациях взаимодействия с людьми с инвалидностью.

">

Организация обучения привлеченных волонтеров для развития добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Описание проекта


Задачи проекта:



Коммуникабельность

Активная лидерская позиция

Социальная мотивация:



общественных движений, которые проходят обучение на курсах ">
центр"

1..Вводный блок

2.


3 .

4.

5. упражнения»

Блок тренинговых занятий

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Блок практических занятий

">

В процессе взаимодействия «ребенок - инвалид - волонтер» у последних зачастую возникали сложности в построении коммуникаций и понимании особенностей поведения детей с нарушениями развития. Поэтому возникла необходимость в проведении предварительной подготовки волонтеров, работающих с «особыми» детьми, приобретении ими теоретических и практических навыков работы с данной категорией детей.

Проект развития добровольческой деятельности «Не будем в стороне!» на базе БУ «Лангепасский реабилитационный центр» призван решить сразу несколько задач. Во-первых, это включение детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь посредством организации взаимодействия со здоровыми сверстниками. Во-вторых, формирование у подростков-волонтеров активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Задачи проекта:

1) Организация обучения привлеченных добровольцев (волонтеров) инновационным социальным технологиям и моделям работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями, их здоровыми сверстниками и их семьями;

2) Разработка и внедрение моделей интеграционных форм взаимодействия детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, здоровых детей и их семей;

3) Организация единого пространства по развитию добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в городе Лангепас;

4) Содействие в проведении культурно-развлекательного досуга, включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в культурно-развлекательные мероприятия, в том числе и интегративного характера.

Отбор волонтеров осуществляется по критериям:

Коммуникабельность

Активная лидерская позиция

Наличие опыта волонтерской деятельности -желание заниматься волонтерской

Социальная мотивация:

Желание улучшить жизнь людей в обществе;

Следование традиции оказания помощи нуждающимся людям;

Желание быть моделью поведения для других;

Желание показать свое неравнодушие к проблеме; - применение собственного опыта, знаний, навыков и приобретение новых - самореализация, личностный рост, самоутверждение;

Выполнения работы, приносящей удовольствие; - интересное проведение времени;

Механизм взаимодействия городских и общественных структур по реализации мероприятий программы

Реализация мероприятий проекта предполагает совместную работу учреждений, выработку единого плана мероприятий по интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. В учреждении развита система взаимодействия с городскими и общественными структурами города по реализации мероприятий социальной адаптации детей-инвалидов. Действуют соглашения о взаимодействии и взаимном сотрудничестве.

К реализации проекта привлечены волонтеры и добровольцы городских
общественных движений, которые проходят обучение на курсах "Школа
волонтеров" на базе БУ"Лангепасский реабилитационный
центр"

1..Вводный блок

Круглый стол «Роль волонтеров в организации помощи детям – инвалидам»

Цель: Раскрыть роль волонтёрского движения в оказании

семейно – центрированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в организации культурно – развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

– что такое добровольческая инициатива, её развитие;

– оказание помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, со стороны общества;

– развитие социальной активности семьи;

социальная адаптация детей-инвалидов;

2. «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с разными категориями детей с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров знаний об особенностях организации и содержания коррекционно – развивающего обучения разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

– аспекты медико-социальной работы

– основные направления и этапы психолого-педагогической коррекции;

– принципы и методы психолого-педагогической коррекции;

– специфика коррекционной работы с детьми с сенсорными дефектами и нарушениями речи;

– особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью;

– специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями

эмоционально-волевой сферы и поведения.

– правила сопровождения ребёнка в процессе прогулок, сопровождения до мест лечения, обучения, досуга; правила поведения на дороге;

3 .«Как установить контакт с разными категориями детей с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров умения устанавливать контакт с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

– знакомство волонтёров с методами развития профессиональной наблюдательности и формами общения с ребёнком;

– отработка таких навыков как установление контакта с ребёнком, невербальная коммуникация как способ эмоциональной подпитки ребёнка, физический контакт с ребёнком;

– пристальное внимание в общении с ребёнком.

4.«Организация развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров целостного представления о структуре организации развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

– этапы организации развивающего досуга ребёнка;

– основные сюжетные игры с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

– совместная досуговая деятельность как средство гармонизации детско-родительских отношений;

– развитие крупной и мелкой моторики, координации движений рук, кистей рук, глаз посредством досуговой деятельности, использование игрушек при организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.«Игра как средство воспитания. Релаксирующие игры и упражнения»

Цель: Знакомство волонтеров с системой релаксирующих игр и упражнений, направленных на оптимизацию процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

– аспекты теории и практики использования игры в целях оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

– принципы организации игровой деятельности, её содержательная характеристика

Блок тренинговых занятий

Тренинг «Общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Обучение игре детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Влияние арт-терапевтических упражнений на развитие чувственного познания»

Блок практических занятий

Отработка теоретических знаний, полученных в ходе обучения, на практике. Организация мини-практик на базе групп отделения дневного пребывания БУ «Лангепасский реабилитационный центр», проведение акций и совместных мероприятий с применением технологий: мульттерапия, сказкотерапия, игротерапия, глинотерапия.

Результаты проекта

.


Весенняя Неделя добра

8 июня 2018 года Акция «Добровольцы детям»: проведение игровой программы «Если с другом вышел путь" .="">


">

За 2017 год обучены 11 волонтеров . Организованы совместные мероприятия: 06.06.2017 - Организация и проведение досугового мероприятия «В стране детства», 16.06.2017, 20.06.2017, 23.06.2017 - Организация и проведение игровой программы. 28.07.2017 - Проведение социально - познавательного мероприятия «Мы разные, но мы вместе». 25.08.2017 - Организация и проведение игровой программы. 07.04.2017 - Участие в акции «Всемирный день здоровья», 21.06.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия, 15.09.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия. Охвачены: несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья – 37, дети-инвалиды - 39

За первое полугодие 2018 года обучено 50 волонтеров, проведены следующие мероприятия:
17.02.2018 Акция «День проявления доброты»

Мероприятие направлено на формирование у подрастающего поколения основ доброго отношения к окружающему миру, готовность бескорыстно прийти на помощь нуждающимся. Приняли участие 17 воспитанников, 5 волонтеров.

15.03.2018 Проведение мастер-класса по изготовлению персонажей, декораций к мультфильму «Планета Земля». Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей. Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 7 воспитанников, 4 волонтера.

21.03.2018 Акция «Дети Солнца», приуроченная к Международному дню человека с синдромом Дауна.Распространение среди жителей города информационных флаеров, с целью привлечение внимания к проблемам людей с синдромом Дауна. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и желтые воздушные шары. Приняли участие 7 волонтеров.

2 апреля 2018 года Социальная акция «Запуск синих шаров», приуроченная к Всемирному дню аутизма. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и синие воздушные шары с целью привлечение внимания к проблемам людей с РАС. Приняли участие 4 воспитанника, 3 работника, 5 волонтеров.

Организация двигательной активности несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни. Приняли участие 43 воспитанника, 5 волонтеров.

Весенняя Неделя добра

17 апреля 2018 года игровая программа для воспитанников. Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей.Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 19 воспитанников,10 волонтеров.

8 июня 2018 года Акция «Добровольцы детям»: проведение игровой программы «Если с другом вышел путь". Волонтеры из аниматорского отряда «Фиеста» совместно с несовершеннолетними изготовили ромашки. Мероприятие направлено на формирование позитивных эмоций, расширение социальных контактов. Приняли участие 9 воспитанников, 9 волонтеров.
Разработан Сборник материалов по работе с волонтерами в рамках проекта "Не будем в стороне",буклеты, памятки. Практика по привлечению волонтеров публиковалась в справочнике Выпуск №1 "Лучшие практики привлечения добровольцев (волонтеров) в организации социального обслуживания Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры."

В рамках реализации проекта "Не будем в стороне!" достигнуты следующие результаты;

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями в подростковой среде;

Снижение изолированности детей-инвалидов и их семей;

Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

Развитие коммуникативных навыков детей инвалидов.

В современных условиях волонтерское движение является одним из действенных средств реализации государственных программ социальной работы с населением. Несмотря на то, что сегодня быстрыми темпами растет количество детей с особыми потребностями, необходимо менять и совершенствовать подходы к понятию «волонтерства». В частности, привлекать детей с особыми потребностями к данному виду деятельности, ведь в современном понимании волонтер - это сознательный гражданин, который активно участвует в жизни сообщества.

Волонтерство позволит сделать упор, в первую очередь, на развитие сильных качеств и талантов детей, а не на их физические или умственные проблемы. Взаимодействие с другими детьми будет способствовать когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети-волонтеры будут демонстрировать соответствующие модели поведения, и мотивироваться к целенаправленному использованию новых знаний и умений. Волонтерская деятельность будет способствовать налаживанию между детьми дружеских отношений, благодаря чему дети будут учиться естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, быть более чуткими и готовыми к помощи.

Волонтерская деятельность предусматривает следующие этапы работы:

  • Этап предварительной подготовки - на котором будут формироваться общие понятия о сущности волонтерской деятельности, ее основные виды и формы, содержание, особенности, будут усваиваться необходимые знания относительно общения, диагностики их проблем и оказания того вида помощи, в котором они нуждаются. Кроме того, волонтеры знакомятся с правилами поведения, приобретают необходимые знания, умения и навыки;
  • Углубление знаний и формирования умений, навыков, которые необходимы для самореализации в процессе волонтерской деятельности.
  • поупражняться в умениях и закреплении навыков на этом этапе есть тренинги и метод ролевой игры - закрепление и совершенствование умений в различных условиях и трансформации их в навыки (практическая волонтерская деятельность). Именно в процессе волонтерской работы раскрывается внутренний субъективный мир человека, его индивидуальность, проявляются духовные и нравственные качества индивида. Кроме этого, волонтерская работа выполняет функцию социального воспитания - укрепления в обществе, в молодой среде фундаментальных ценностей, таких, как: добро, милосердие, сострадание, гражданственность, свобода выбора, справедливость, солидарность, взаимопомощь.

Социально - педагогическая работа с детьми и молодежью с особыми потребностями в реабилитационных учреждениях управления труда, социальной защиты населения и охраны здоровья

У детей и молодежи с особыми потребностями, в отличие от здоровых сверстников, другие возможности биологического, психического, общественного и духовного развития. Вместе с тем, дети и молодежь с недостатками физического и интеллектуального развития должны иметь условия для развития своих способностей, как и здоровые сверстники. Конечно, это непростая, многоаспектная проблема, требующая для своего решения специфических средств и методов комплексной реабилитации. С целью решения этих проблем создаются центры социальной реабилитации детей-инвалидов, в которых обеспечивают дневной уход, социально-бытовую реабилитацию, консультации и психологическую поддержку семей.

Основная задача данных учреждений - создать условия для формирования социально-адаптированной и социально-продуктивной личности, помочь найти свое место в жизни.

С целью повышения качества реабилитационных услуг в центрах создаются надлежащие условия для привлечения инвалидов в коллектив, где есть возможность избавиться от одиночества, преодолеть психологический барьер замкнутости, получить навыки социального поведения, общения и самообслуживания.

В работе с детьми-инвалидами специалисты центров используют практические и наглядные методы обучения. Во время обучения используются элементы различных обучающих и развивающих методик.

Помещения центров оснащены современным лечебно-оздоровительным, игровым оборудованием и средствами реабилитации. В группах дневного пребывания дети-инвалиды проходят курс реабилитации и социальной адаптации.

Важное место в работе центров предоставляется психологической коррекции. Основная цель работы - психологическое диагностирование детей и коррекция отклонений в их психическом развитии.

Одной из форм работы, направленной на формирование у детей бытовых умений и навыков, является обучение приготовлению пищи. Обучение трудовым навыкам самообслуживания проводится в специально оборудованных комнатах социально-бытовой ориентации, Которые в достаточном количестве обеспечены бытовым оборудованием.

Основные задачи физического воспитания детей-инвалидов состоят в том, чтоб развивать крупную и мелкую моторику, корректировать физическое развитие. Физическое воспитание осуществляется при проведении режимных процессов, утренней гимнастики, на прогулке, специальных занятиях по оздоровительной физкультуре. Развитие двигательной активности детей продолжается и на музыкальных занятиях.

Итог же всей коррекционно-воспитательной работы - детские праздники.

Специалистами центров проводятся обследования материально-бытовых условий семей, в которых воспитываются дети-инвалиды и мониторинг в лицах, нуждающихся в социально-педагогическом патронате с целью охвата социальными услугами большего числа детей-инвалидов.

25 августа в Российском государственном социальном университете при поддержке социально значимого проекта «Эконер» и Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ состоялся Круглый стол «Инвалиды и волонтёры: аспекты взаимодействия».

В мероприятии приняли участие около 30 человек, среди которых - представители некоммерческих организаций, ресурсных центров и фондов, волонтёрских сообществ, руководители различных социальных проектов. Вместе и выступающие, и слушатели разбирались в том, как осуществить взаимодействие между волонтёрами и инвалидами, как научить молодых добровольцев оказывать «правильную» помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, а инвалидов – претворять в жизнь свои навыки и умения, получать образование и работу.

Модератором Круглого стола выступила руководитель проекта «Эконер: стимулирование форм участия молодых граждан в социальной помощи людям с ограниченными физическими возможностями» Элина Ибрагимова. Она поприветствовала участников мероприятия и сказала пару слов о деятельности самого проекта.

«В рамках данного проекта мы провели ряд мероприятий, проводим различные мастер-классы для детей, у которых есть те или иные проблемы со здоровьем. Также мы разрабатываем методические пособия, которые могут быть полезны в Ваших Центрах и НКО».

Сегодня качество жизни людей с инвалидностью является для государства ведущейсоциальной задачей. Оно основывается, прежде всего, на реализации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, на получении профессионального образования и трудоустройстве. Такого мнения придерживается соорганизатор мероприятия, руководитель Ресурсного учебно-методического центра РГСУ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Анна Карплюк. Она отмечает, что главным двигателем в этом направлении могут стать конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс».

«Уже сегодня к движению присоединилось 75 субъектов РФ. Движение охватывает категорию участников от 14 до 65 лет, и в этом году соберет около 1000 участников».

Помимо региональных центров развития движения в каждом субъекте будут созданы центры компетенций. Они будут отвечать за методическую составляющую, формировать экспертное сообщество, привлекать работодателей. По словам Анны Карплюк, благодаря таким масштабным проектам люди, которые прежде не имели отношения к жизнеобеспечению инвалидов, теперь могут стать сопричастными к решению глобальных задач, связанных с их профессиональным образованием и трудоустройством.

Сегодня идёт активное движение по обучению работе с инвалидами как сотрудников волонтёрских организаций, так и их руководителей. Только такие программы, по словам руководителя волонтёрского центра РГСУ Леонида Носонова, смогут способствовать взаимодействию между волонтёрами и инвалидами, причём не только в крупных городах России, но и в регионах.

«Было поддержано решение передать программу обучения волонтёров в регионы. Сейчас уже подписано 60 соглашений с регионами по созданию волонтёрских центров на базе проекта «Абилимпикс», — отмечает Носонов.

Недавно была создана концепция развития добровольчества до 2025 года. Сейчас активно развивается инфраструктура для вовлечения молодых людей в волонтёрскую деятельность. Поддерживаются программы и социальные проекты на федеральных молодёжных форумах. Одним из таких проектов стало социальное движение под названием «Вместе с тобой», которое нацелено на обучение волонтёров взаимодействию с инвалидами. Проект рассказывает об эволюции отношения общества к инвалидам, о проблемах, с которыми сталкиваются «особенные» люди в повседневной жизни, и по итогам теоретической части проводит квест по пониманию термина «инвалидность».

«Идея проекта состоит в том, чтобы проводить в городах центрального федерального округа двухдневный обучающий семинар. Такие семинары у нас уже прошли в Туле, Калуге, Москве и Нижнем Новгороде. За время реализации проекта мы привлекли к участию более 25 различных организаций: 8 волонтёрских центров, 11 общественных организаций и 6 государственных организаций», - обозначила руководитель программы «Вместе с тобой».

Обучать можно и нужно не только волонтёров, но и людей с ограниченными возможностями здоровья. О том, как можно из человека с проблемами речи и слуха сделать творческую личность, почему важно заниматься такими проектами с людьми с ОВЗ, и как могут при этом помогать волонтёры, рассказала участникам мероприятия арт-педагог Фонда «Со-единение» Анастасия Тарасова.

«Успех наших проектов определяют несколько звеньев, каждый из которых очень важен. Самое главное звено – это люди с ОВЗ, на которых направлены наше внимание и забота, я вижу в этих людях какое-то безграничное желание что-то делать, учиться, интерес, оптимизм».

Таким проектом-надеждой для взрослых людей с инвалидностью стал «Тихий Дон», который научил слепоглухих людей совместной деятельности, взаимодействию друг с другом и добровольцами.

После выступлений в рамках Круглого стола и под руководством модератора Элины Ибрагимовой для всех желающих был организован мастер-класс «Школа доброй воли». Участники волонтёры и инвалиды поделились опытом взаимодействия друг с другом. Добровольцы рассказали о часто возникающих проблемах в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, о том, как они пришли в эту сферу деятельности и почему. Инвалиды высказали своё мнение о том, как можно решить различные проблемы коммуникаций самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Тема людей с инвалидностью и тема волонтёрства и добровольчества будет в России актуальна ещё долгое время. Пока общество не преодолеет барьер в общении с инвалидами, не научится оказывать им необходимую помощь, пока сами граждане не захотят быть добровольцами, а люди с ограниченными возможностями здоровья не станут помогать им в преодолении психологических барьеров, такие социально-общественные мероприятия будут существовать, развиваться и набирать обороты по всей стране.



Рассказать друзьям