Проект волонтерской работы с детьми инвалидами. Особенности волонтерской деятельности детей с особыми потребностями

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

">

Организация обучения привлеченных волонтеров для развития добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Описание проекта


Задачи проекта:



Коммуникабельность

Активная лидерская позиция

Социальная мотивация:



общественных движений, которые проходят обучение на курсах ">
центр"

1..Вводный блок

2.


3 .

4.

5. упражнения»

Блок тренинговых занятий

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Блок практических занятий

">

В процессе взаимодействия «ребенок - инвалид - волонтер» у последних зачастую возникали сложности в построении коммуникаций и понимании особенностей поведения детей с нарушениями развития. Поэтому возникла необходимость в проведении предварительной подготовки волонтеров, работающих с «особыми» детьми, приобретении ими теоретических и практических навыков работы с данной категорией детей.

Проект развития добровольческой деятельности «Не будем в стороне!» на базе БУ «Лангепасский реабилитационный центр» призван решить сразу несколько задач. Во-первых, это включение детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь посредством организации взаимодействия со здоровыми сверстниками. Во-вторых, формирование у подростков-волонтеров активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Задачи проекта:

1) Организация обучения привлеченных добровольцев (волонтеров) инновационным социальным технологиям и моделям работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями, их здоровыми сверстниками и их семьями;

2) Разработка и внедрение моделей интеграционных форм взаимодействия детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, здоровых детей и их семей;

3) Организация единого пространства по развитию добровольческой деятельности, направленной на социальную адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в городе Лангепас;

4) Содействие в проведении культурно-развлекательного досуга, включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в культурно-развлекательные мероприятия, в том числе и интегративного характера.

Отбор волонтеров осуществляется по критериям:

Коммуникабельность

Активная лидерская позиция

Наличие опыта волонтерской деятельности -желание заниматься волонтерской

Социальная мотивация:

Желание улучшить жизнь людей в обществе;

Следование традиции оказания помощи нуждающимся людям;

Желание быть моделью поведения для других;

Желание показать свое неравнодушие к проблеме; - применение собственного опыта, знаний, навыков и приобретение новых - самореализация, личностный рост, самоутверждение;

Выполнения работы, приносящей удовольствие; - интересное проведение времени;

Механизм взаимодействия городских и общественных структур по реализации мероприятий программы

Реализация мероприятий проекта предполагает совместную работу учреждений, выработку единого плана мероприятий по интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. В учреждении развита система взаимодействия с городскими и общественными структурами города по реализации мероприятий социальной адаптации детей-инвалидов. Действуют соглашения о взаимодействии и взаимном сотрудничестве.

К реализации проекта привлечены волонтеры и добровольцы городских
общественных движений, которые проходят обучение на курсах "Школа
волонтеров" на базе БУ"Лангепасский реабилитационный
центр"

1..Вводный блок

Круглый стол «Роль волонтеров в организации помощи детям – инвалидам»

Цель: Раскрыть роль волонтёрского движения в оказании

семейно – центрированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, в организации культурно – развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

– что такое добровольческая инициатива, её развитие;

– оказание помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, со стороны общества;

– развитие социальной активности семьи;

социальная адаптация детей-инвалидов;

2. «Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с разными категориями детей с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров знаний об особенностях организации и содержания коррекционно – развивающего обучения разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

– аспекты медико-социальной работы

– основные направления и этапы психолого-педагогической коррекции;

– принципы и методы психолого-педагогической коррекции;

– специфика коррекционной работы с детьми с сенсорными дефектами и нарушениями речи;

– особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– организация коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью;

– специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями

эмоционально-волевой сферы и поведения.

– правила сопровождения ребёнка в процессе прогулок, сопровождения до мест лечения, обучения, досуга; правила поведения на дороге;

3 .«Как установить контакт с разными категориями детей с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров умения устанавливать контакт с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

– знакомство волонтёров с методами развития профессиональной наблюдательности и формами общения с ребёнком;

– отработка таких навыков как установление контакта с ребёнком, невербальная коммуникация как способ эмоциональной подпитки ребёнка, физический контакт с ребёнком;

– пристальное внимание в общении с ребёнком.

4.«Организация развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями»

Цель: Формирование у волонтеров целостного представления о структуре организации развивающего досуга ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

– этапы организации развивающего досуга ребёнка;

– основные сюжетные игры с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

– совместная досуговая деятельность как средство гармонизации детско-родительских отношений;

– развитие крупной и мелкой моторики, координации движений рук, кистей рук, глаз посредством досуговой деятельности, использование игрушек при организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.«Игра как средство воспитания. Релаксирующие игры и упражнения»

Цель: Знакомство волонтеров с системой релаксирующих игр и упражнений, направленных на оптимизацию процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

– аспекты теории и практики использования игры в целях оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

– принципы организации игровой деятельности, её содержательная характеристика

Блок тренинговых занятий

Тренинг «Общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Обучение игре детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тренинг «Влияние арт-терапевтических упражнений на развитие чувственного познания»

Блок практических занятий

Отработка теоретических знаний, полученных в ходе обучения, на практике. Организация мини-практик на базе групп отделения дневного пребывания БУ «Лангепасский реабилитационный центр», проведение акций и совместных мероприятий с применением технологий: мульттерапия, сказкотерапия, игротерапия, глинотерапия.

Результаты проекта

.


Весенняя Неделя добра

8 июня 2018 года Акция «Добровольцы детям»: проведение игровой программы «Если с другом вышел путь" .="">


">

За 2017 год обучены 11 волонтеров . Организованы совместные мероприятия: 06.06.2017 - Организация и проведение досугового мероприятия «В стране детства», 16.06.2017, 20.06.2017, 23.06.2017 - Организация и проведение игровой программы. 28.07.2017 - Проведение социально - познавательного мероприятия «Мы разные, но мы вместе». 25.08.2017 - Организация и проведение игровой программы. 07.04.2017 - Участие в акции «Всемирный день здоровья», 21.06.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия, 15.09.2017 - Организация и проведение спортивно-оздоровительного мероприятия. Охвачены: несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья – 37, дети-инвалиды - 39

За первое полугодие 2018 года обучено 50 волонтеров, проведены следующие мероприятия:
17.02.2018 Акция «День проявления доброты»

Мероприятие направлено на формирование у подрастающего поколения основ доброго отношения к окружающему миру, готовность бескорыстно прийти на помощь нуждающимся. Приняли участие 17 воспитанников, 5 волонтеров.

15.03.2018 Проведение мастер-класса по изготовлению персонажей, декораций к мультфильму «Планета Земля». Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей. Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 7 воспитанников, 4 волонтера.

21.03.2018 Акция «Дети Солнца», приуроченная к Международному дню человека с синдромом Дауна.Распространение среди жителей города информационных флаеров, с целью привлечение внимания к проблемам людей с синдромом Дауна. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и желтые воздушные шары. Приняли участие 7 волонтеров.

2 апреля 2018 года Социальная акция «Запуск синих шаров», приуроченная к Всемирному дню аутизма. Волонтеры раздали жителям города флаеры в количестве 55 штук и синие воздушные шары с целью привлечение внимания к проблемам людей с РАС. Приняли участие 4 воспитанника, 3 работника, 5 волонтеров.

Организация двигательной активности несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни. Приняли участие 43 воспитанника, 5 волонтеров.

Весенняя Неделя добра

17 апреля 2018 года игровая программа для воспитанников. Организация досуга несовершеннолетних, расширение социальных контактов детей.Организация мероприятия позволила создать благоприятную атмосферу. Приняли участие 19 воспитанников,10 волонтеров.

8 июня 2018 года Акция «Добровольцы детям»: проведение игровой программы «Если с другом вышел путь". Волонтеры из аниматорского отряда «Фиеста» совместно с несовершеннолетними изготовили ромашки. Мероприятие направлено на формирование позитивных эмоций, расширение социальных контактов. Приняли участие 9 воспитанников, 9 волонтеров.
Разработан Сборник материалов по работе с волонтерами в рамках проекта "Не будем в стороне",буклеты, памятки. Практика по привлечению волонтеров публиковалась в справочнике Выпуск №1 "Лучшие практики привлечения добровольцев (волонтеров) в организации социального обслуживания Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры."

В рамках реализации проекта "Не будем в стороне!" достигнуты следующие результаты;

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями в подростковой среде;

Снижение изолированности детей-инвалидов и их семей;

Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

Развитие коммуникативных навыков детей инвалидов.

Усвоение этого смысла не всегда происходит быстро и просто: дети не знают, как вести себя с волонтером, как говорить, как относиться к нам. Часто непосредственную работу в рамках мероприятий приходится подкреплять личными беседами по поводу того, что приемлемо, а что нет в общении ребенка и волонтера. Этот процесс обычно трудоемкий для обеих сторон. Однако чаще всего удается достичь внедрения роли волонтера в набор социальных ролей ребенка. На вопрос третьего лица «Кто это?» ребенок отвечает «Это волонтеры, мой друг/подруга». Появление волонтера соотносится у ребенка с ожиданием нового опыта, новых практик.

Кроме того, важным компонентом значения роли волонтера является безвозмездная и добровольная природа его работы. Этот феномен часто является уникальным даже для сотрудников учреждений, которые на протяжении некоторого времени не могут принять тот факт, что волонтер не получает денег за свою работу. Что касается детей, то для них новизной обладает тот факт, что волонтер работает, не имея обязательств перед ними или перед учреждением (он не сотрудник, не родитель и даже не воспитанник).

Второй важной формой, в которой альтернативные социальные практики транслируются ребенку волонтером, является восполнение социокультурных лакун через личный опыт волонтера. Очень часто знакомство будущего волонтера со спецификой работы начинается с удивления, вызванного тем, что определенные социальные и моральные феномены, очевидные для человека «из большого мира», совершенно не очевидны для воспитанника детского учреждения. Такие социокультурные и этические лакуны касаются, прежде всего, трех основных групп понятий: во-первых, семья и личные отношения, во-вторых, материальные ценности и имущество, в-третьих, социальные обязанности и моральная ответственность.

Часто в реальном опыте общения волонтера и ребенка все эти три группы понятий тесно переплетены. Например, для воспитанника учреждения чаще всего абсолютной абстракцией является понятие стоимости вещей, а также необходимость зарабатывать деньги ежедневным трудом для покупки той или иной вещи. Понятие работы, должностных обязанностей также являются скорее абстрактными, т.е. сами выражения «ходить на работу», «занят на работе» являются для воспитанника своего рода клише, которое конвенционально принимается, но зачастую не понимается, не соотносится с эмоциональным опытом (усталость, занятость, озабоченность и т.п.), с понятиями обязательств и ответственности. Этому способствует также тот факт, что большинство профессий и видов деятельности являются чуждыми, неизвестными для воспитанников учреждений. Похожая ситуация наблюдается и с понятием семьи, которое, несомненно, знакомо детям, но также является неким клише, не соотносимым с каким-либо реальным эмоциональным опытом, с понятиями ответственности за близких, особенностями быта и взаимоотношений внутри семьи и т.п. Закономерно, что наиболее очевидной этической лакуной для ребенка, воспитывающегося вне семьи является понятие ответственности – моральной, материальной, социальной, личной и т.п. Это проявляется в отсутствии бережного отношения к материальным объектам, в более выраженном детском эгоизме, в непонимании требований честности в общении с волонтером и т.п.

Частичное и постепенное восполнение этих лакун происходит в различных формах: в процессе живого общения и скорее бессознательного освоения ребенком определенных конвенций «большого мира» на примере волонтера, в форме целенаправленных разговоров на соответствующие темы, в форме мероприятий, посвященных тем или иным фрагментам социальной реальности (будь то массовые познавательные мероприятия или личная переписка волонтера с ребенком, включающая рассказы о профессии волонтера, о смысле его работы, об особенностях семейного быта и т.п.).

Из всего вышесказанного можно сделать еще несколько выводов, которые носят более универсальный характер. Это важность фигуры волонтера, во-первых, как психосоциального опыта другого, а во-вторых, как носителя социальной мобильности.

Волонтер как психосоциальный опыт «другого».

Значимость феномена «другого» в процессе познания и самопознания индивидом была в полной мере осознана и доказана широким спектром социогуманитарных наук ХХ века, закреплена во множестве художественных форм. Таким образом, на сегодняшний день, априорная необходимость «другого» в формировании «я» является аксиомой. В контексте социальных и медицинских учреждений для детей «другой», хотя и не исключен полностью, но сильно редуцирован. Ограниченное пространство учреждения способствует постепенному снижению степени «другости» (по крайней мере, социальной) в фигурах воспитанников и сотрудников учреждения. Иные же стандартные социальные роли, как указывалось выше, являются скорее фрагментарными, а часто, вообще, отсутствуют. В этой ситуации важность волонтера как абсолютного «другого» не вызывает сомнений. Для ребенка волонтер как «другой» одинаково значим и в социальном, и в психологическом смысле. Если о социальной составляющей подробно говорилось выше, то психологическая составляющая развития заключается, прежде всего, в том, что, познавая «другого», ребенок лучше и эффективнее познает себя: свои предпочтения, проявления своего характера, свои желания, способности и т.п.

Волонтер как проявление социальной мобильности.

Эта категория – социальная мобильность – также важна, прежде всего, для становления личности ребенка, для его познания и самопознания. Обсуждая типичный набор социальных ролей, в рамках которых разворачивается первичная социализации ребенка, мы не отметили еще одной важной их особенности: все эти роли, как правило, являются строго закрепленными и ограниченными. Например, роль сотрудника учреждения (воспитателя, директора, доктора) имеет официальный характер, и носитель этой роли редко (хотя это и не исключено) входит в личное пространство ребенка, становится, например, его другом, наставником, близким человеком. С другой стороны, друг редко может выступать в качестве учителя, наставника, помощника. Роль волонтера гораздо более подвижна, мобильна в социальном плане. Волонтер может выступать как спонсор, как опекун, как учитель, как друг, как помощник, как воспитатель, как официальное лицо. Все эти проявления не закреплены ни обязательной последовательностью, ни какими-либо иными обязательными факторами. Чаще всего степень мобильности социальной роли волонтера зависит от конкретных условий, в которых осуществляется его общение с ребенком. Для ребенка это открывает значительно большие возможности познания мира, выходящего за рамки учреждения, а также возможности самопознания.

Необходимость формирования института подготовки волонтеров с целью актуализации социокультурного и психологического потенциала роли волонтера в работе с детьми.

Сегодня, когда, несмотря на одобрение волонтерства на официальном уровне, этот институт по-прежнему остается спорным, накопленный опыт волонтерства все же позволяет судить о значительной пользе такой работы. Пользе обоюдной – как для самого волонтера, так и для учреждения и его воспитанников. Пользе, которая во многом обусловлена именно тем, что этот труд носит добровольный и безвозмездный характер, что является значимым фактором не только и не столько с экономической, сколько с моральной и социальной точек зрения. Актуализация волонтерского участия должна касаться, прежде всего, создания и укрепления института профессионального волонтерства. Профессиональное волонтерство подразумевает объединение накопленного на данный момент значительного опыта практической работы, его концептуализацию и систематизацию с целью выявления и развития наиболее важных и продуктивных аспектов, а также с целью улучшения проблемных аспектов, которые также, несомненно, существуют. Волонтерская работа может и имеет все основания стать неотъемлемой частью психологической реабилитации и социализации детей-сирот, детей в сложной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, приносящей гораздо более ощутимые результаты, нежели применение исключительно традиционных методов.

Направления и формы работы волонтеров с детьми

Конкретные формы работы волонтеров с детьми определяются рядом факторов:

    особенности аудитории: возраст, состояние здоровья, количество детей в группе и т.п.

    роль, которую отводят волонтеру в том или ином учреждении/детском коллективе: бытовая помощь, помощь в учебе, в организации досуга, в реабилитационной работе и т.п.

    режим и особенности работы учреждения: эти факторы определяют количество работающих волонтеров, возможность/невозможность определенных форм работы в соответствие с санитарными и прочими нормами и др.

    специализация работы волонтеров: специально подготовленные волонтеры (специалисты в той или иной сфере) либо обычные люди и т.п.

    прочие факторы: сезонность, географическое расположение и т.п.

В целом, можно выделить следующие наиболее общие направления деятельности волонтеров в отношении детей:

1. сопровождение пребывания в медучреждениях (больницах и т.п.): возможность такой работы значительно варьируется в разных субъетках РФ. В Самарской области, в основном, эта форма работы возможна только в форме оказания материальной помощи (денежной либо натуральной).

2. способствование поиску семьи : сотрудничество с органами опеки, информационная работа, формирование потенциальных опекунов из числа волонтеров.

3. организация досуга (на базе учреждений либо вне учреждений): всевозможные досуговые, развивающие, развлекательные мероприятия – от праздников и кружков по интересам до организации поездок и т.п.

4. реабилитационная работа : мероприятия с применением различных реабилитационных методик в соответствие с возрастом, задачами, состоянием здоровья и т.п. (арттерапия, сказкотерапия, анималотерапия, игровая терапия и многое другое).

5. материальная поддержка : сбор денежных средств или натуральной помощь в пользу учреждений, поиск спонсоров, информационная работа и т.п.

6. постинтернатное сопровождение , т.е. помощь выпускникам детских учреждений социального профиля. Это направление, пожалуй, наименее представлено как на уровне государственной работы, так и со стороны общественных организаций, волонтеров, благотворителей. Между тем, это очень важное направление работы, т.к. выпускники детских домов и интернатов, как правило, абсолютно не интегрированы в общество. Более подробно об этой проблеме – из проекта Региональной общественной организации волонтеров Самарской области «Домик детства» «Концепция адаптационного центра для выпускников детских учреждений социального профиля»:

«Ежегодно российские детские дома и школы-интернаты покидают тысячи сирот, которые выходят за порог казенных учреждений в большой мир… о котором они, увы, ничего не знают. На сегодняшний день в сфере сиротства сложилась парадоксальная ситуация: детские дома и интернаты уже забыли, что такое материальные проблемы – в каждом есть плазменный телевизор, подаренный спонсором, и запас развивающих игр, привезенный общественными организациями. Дети одеты, сыты, с ними работают специалисты и волонтеры, заботясь не только об их реабилитации и развитии, но и о том, что бы у них были друзья. Сирот возят на экскурсии и даже на море, проводят по несколько сотен праздников в год, на новый год заваливают подарками. Но… приходит время начинать самостоятельную жизнь, и тут оказывается, что все самое сложное – впереди. В детском доме сироту кормили готовой едой – хлеб всегда нарезан, чай всегда заварен. Его одевали в готовую одежду – подобран размер и сезонность, материал, цвет и качество. Сирота никогда самостоятельно не распоряжался деньгами, не совершал необходимых в быту покупок, он даже не знал, из чего приготовлен его борщ. Например, история двух братьев Вовы и Никиты С. из Самары, выпускников детского дома, которые пришли в свою сгоревшую и непригодную для жизни квартиру, в которой они, однако, прописаны и за которую обязаны выплатить несколько десятков тысяч долгов, к сожалению, не уникальна. И если бы только быт! Нужно где-то учиться, как-то искать работу, собирать какие-то документы. Нужно знать, куда идти, если поднялась температура, и к кому обратиться, если протекла крыша. Нужно знать, что за свет тоже платят – причем, чем чаще оставлять его включенным, тем больше сумма. И так далее, и тому подобное. Весь тот мир, который кажется для нас привычным, но все равно таит множество проблем и загадок, для вчерашнего воспитанника детдома – абсолютно чужая вселенная. Постаравшись представить это, начинаешь лучше понимать, откуда берется ужасающая статистика о том, что 90% сирот спиваются, попадают в тюрьму, занимаются проституцией, умирают.

Историй о ребятах, буквально выброшенных в большой мир, о котором они не знают ровным счетом ничего, множество. Да, на государственном уровне помощь сиротам оказывается до 23 лет, однако, как показывает реальный опыт сирот, эта помощь несистематична, оказывается точечно и, увы, в недостаточном объеме и часто не в наиболее актуальных направлениях. Постинтернатное сопровождение это сфера, в которой практически не ведется работа со стороны общественных организаций, но при этом сфера крайне востребованная и непростая.

Как справляются с вызовами самостоятельной жизни обычные молодые ребята, воспитанные в семьях? Они учатся самостоятельности постепенно. А на начальном этапе им помогают, прежде всего, родители. Мама ходит с ребенком в поликлинику, отец помогает выбрать университет. Родители переговорят с официальными лицами на пока еще не понятном для ребенка языке взрослых, а затем подскажут, в какой службе запросить ту или иную справку самому. Дети годами учатся в семье всем тем мелочам, без которых невозможна нормальная взрослая жизнь: как разморозить холодильник, как планировать бюджет семьи, как поменять подгузник малышу и так далее. И во всех этих мелочах подрастающего человека направляют родители. Конечно, адаптационный центр не сможет заменить и даже компенсировать этот естественный процесс становления. Но все же социальные родители (специальный термин, который мы вводим для обозначения будущих специалистов центра) смогут сделать интеграцию в мир взрослых гораздо менее болезненной и более эффективной для сирот.

Вот почему инициатива создания адаптационного центра для выпускников детских домов Региональной общественной организации волонтеров «Домик детства» получает одобрение и поддержку не только понимающих людей (общественных деятелей, самих бывших детдомовцев и тех, кто с ними работает, для кого они небезразличны). Эта инициатива, озвученная в докладе «Домика детства» на выездном совещании Совета при Правительстве РФ по попечительству в социальной сфере, состоявшемся 30.01.2013 в Самаре, получила всестороннее одобрение как со стороны чиновников, так и со стороны представителей крупных общественных и благотворительных организаций.

Мы считаем оптимальным создание такого центра именно на базе уже существующей и успешно работающей организации. Зачем начинать с чистого листа и тратить на это время, силы и деньги, если у нас уже есть опыт, есть команда, работающая в сфере сиротства, есть офис и определенные наработки. И что, возможно, даже важнее, есть четкое понимание острой актуальности этой большой и очень сложной работы. Безусловно, волонтерам почти не по силам выполнить ее в одиночку. В этой связи мы призываем к сотрудничеству представителей бизнеса, меценатов и благотворителей. Тем более сегодня, когда тема и сирот, и волонтеров муссируется в масштабах государства и даже мира, мы призываем обратить внимание на те истинные потребности, которые давно назрели и которые можно решать сообща – государству, общественности, бизнесу и благотворительному сектору ».

Лекция 5. Волонтеры и дети с ограниченными возможностями здоровья. (И. Кириллова)

Добровольчество становится всё более популярным среди молодого поколения, являясь эффективным способом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни, общественно полезного досуга. Возрастает роль и потенциал добровольчества в таких сферах общественной жизни, как образование, здравоохранение, спорт, культура, обустройство и развитие территорий, реализация городских, целевых программ. Причины, приводящие человека в волонтёрское движение, различны: это идеи о долге по отношению к нуждающимся в его помощи людям, общечеловеческой потребности к состраданию и милосердию, приобретение дополнительных навыков и квалификации, расширение профессионального опыта, получение необходимой информации, полезных связей.

СГОО ДИИД «Парус надежды» сотрудничает с волонтёрскими организациями различных образовательных учреждений г.о. Самара. Отлажен механизм взаимодействия с Центром развития добровольчества Самарской области, Добровольческим центром «дВЕРЬ В ДОБРО», организованным на базе МБУ г.о. Самара «Дом молодёжных организаций», Самарской региональной общественной организацией «Ласточки», Региональной общественной организацией волонтёров Самарской области «Домик детства», приоритетным направлением работы, которых является труд волонтёров, главная ценность – добровольная работа людей, желающих помочь детям.

В качестве добровольцев выступают родители ребёнка с особыми нуждами, члены молодёжных организаций, студенты, школьники. Нельзя предусмотреть все варианты помощи добровольцев детям с особыми нуждами. В каждом конкретном случае это может быть что-то особенное. Важно организовать такую помощь и содействовать тому, чтобы она была регулярной, а не эпизодической.

Развитие волонтёрского движения по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью происходит в тесном партнёрстве СГОО ДИИД «Парус надежды» с Центром «Семья» Промышленного района. Это взаимодействие позволяет информировать большое количество семей данной категории о волонтёрстве, выявлять проблемы семей и совместно с волонтёрами искать пути их решения. Надо отметить устойчивость наших добровольческих кадров на протяжении длительного времени.

Привлечение труда добровольцев позволяет нам расширить спектр оказываемых услуг: это организация праздничных мероприятий, организация поздравлений на дому детей, передвигающихся на инвалидных креслах-колясках, физическая помощь при перевозке детей, сопровождение в школу, обучение английскому языку, пошив костюмов. Спектр услуг постоянно расширяется, благодаря запросу родителей и активной позиции добровольцев. Что мы предлагаем нашим семьям:

1. Творческая терапия - важная составляющая социальной реабилитации . Самодеятельный театр «Новое поколение» открыт для подростков старше 16 лет благодаря инициативе студентов-волонтёров Психологического факультета СаМГУ. В качестве актёров выступают подростки и молодёжь с инвалидностью, студенты и школьники Самары СамГУ и МОУ №96 Кировского района. За это время интегрированная труппа самодеятельного театра показала спектакли «Двенадцать подвигов Геракла», «Живу как в сказках Пушкина», «По басням Крылова» на различных городских площадках: Д/К Железнодорожник, Клуб ТТУ и др..

2. С 2007г. между СГОО ДИИД «Парус надежды» и факультетом специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии ведётся планомерная работа по подготовке семей к принятию услуг студентов-волонтёров. Для этого выявляются семьи, наиболее социально уязвимые, требующие особой помощи и поддержки. Это семьи, в которых дети не посещают образовательные учреждения или находятся на домашнем обучении, т.е. это ребята в любом случае, ограниченные в общении, обладающие незначительным социальным опытом. Координатор по работе с волонтёрами СГОО ДИИД «Парус надежды» и педагоги Центра «Семья» Промышленного района проводят предварительные встречи с родителями, информируют их о роли волонтёра в семье, о тех возможностях для ребенка, которые открывает волонтёрское движение, курируют работу добровольцев, постоянно поддерживая связь с семьёй.

Доброволец общается с ребёнком в том режиме, который удобен ему и семье: как правило, - это 1 раз в неделю по 2 часа. В зависимости от возраста ребёнка, его возможностей, потребностей, а также подготовленности добровольца выбираются различные формы взаимодействия с семьёй. Это может быть общение, игры, лепка из пластилина, рисование, прогулки.

3. Очень давние партнёрские связи у нашей организации с Самарской региональной общественной организацией «Ласточки», занимающейся организацией, координацией и реализацией международных проектов привлечения волонтерской помощи в различные организации города и области. В 2001 году Центр волонтерского движения «Ласточки» стал членом ICYE Федерации. Международный Культурный Молодежный Обмен или ICYE – это некоммерческая организация, способствующая развитию межкультурного обучения и международного волонтерства. ICYE организует долгосрочные проекты и краткосрочные программы в более чем 34 странах мира.

В настоящее время в Самаре не так много организаций, официально аккредитованных на прием волонтеров и получивших сертификат, подтверждающий их статус и полномочия. Это СРОО «Ласточки», СГОО ДИИД «Парус надежды», Вальдорфский детский сад, Госпиталь ветеранов войн, детский сад № 325 для детей с синдромом Дауна (Мехзавод). Объединяет их Общественная организация «Сальто», которая занимается разработкой, организацией и финансированием программ волонтерского обмена. К проблеме приема волонтерской помощи проявила интерес и организация «Альянс Франсез Самара», которая в настоящее время готовит документы для аккредитации.

Надо сказать, что эта волонтерская помощь очень востребована. Волонтеры из разных стран приезжают в Россию по различным проектам, которые организовывает для них принимающая сторона. В рамках этой работы во многие семьи приходят волонтеры заниматься или просто играть, общаться с детьми. Волонтерская помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, очень важна, поскольку у них есть возможность дополнительных развивающих занятий, общения (ведь есть дети, которые не посещают детский сад или обучаются по индивидуальной школьной программе на дому и испытывают острую нехватку в общении). Кроме того, для детей это еще и бесценный опыт общения с носителями другого языка, другой культуры, возможность узнать и научиться чему-то новому и интересному. Для родителей волонтерская помощь также помогает немного освободить время (пока ребенок занят с волонтером и находится под его присмотром) для того, чтобы сделать какие-то дела, на которые у них раньше не хватало времени.

4. В 2009 году было принято коллективное решение об открытии собственной редакции молодёжной газеты «Парус надежды» в помещении Центра «Семья». Участниками проекта стали молодые люди с ограниченными возможностями и волонтёры - журналисты Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Приобщаясь к издательскому ремеслу, журналистской деятельности, подростки и молодёжь расширяют кругозор, развивают коммуникативные навыки, творческие способности. Постепенно газета «Парус надежды» стала участником и победителем различных конкурсов. Специальный Диплом в номинации «Самая неожиданная информация» вручен от радиостанции «Эхо Москвы» в Самаре. В июле 2010 редакция газеты получила Благодарственное письмо от Агентства социальной информации «За освещение деятельности гражданского общества».

5. В настоящее время в организации отработан механизм включения родителей в волонтёрскую деятельность для чего выявляются возможности каждого и создаются необходимые условия для его деятельности. Так была открыта группа кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, волонтёр – мама с высшим педагогическим образованием, папа-волонтёр является инструктором в переплётно-брошюровочной мастерской. Благодаря активности родительской общественности, организовано предоставление транспорта, пошив костюмов, анниматорских услуг. По линии общественных организаций мы направляем заинтересованных родителей на обучение фандрайзингу, бухгалтерскому делу, пиар-технологиям, затем привлекаем к деятельности. Незаменим труд родителей в работе редакционного коллектива газеты «Парус надежды». Активных родителей мы обязательно чествуем, многие из них получили благодарственные письма от Правительства Самарской области за добровольческую деятельность, за победу в конкурсе «Подари улыбку детям», проводимого в рамках городской целевой программы «Мы разные – мы равные», есть те, кто удостоился медали в рамках областного праздника «Во славу отцовства».

6. Вовлечения волонтёров в организацию праздничных мероприятий: это только 12 крупных традиционных мероприятий на городских площадках, в которых задействовано до 14 образовательных учреждений г.о. Самара, например: День Нептуна в парке Победы; «Молодость улыбается весне; «День знаний»; «Новый год», «День защиты детей».

Налаженное сотрудничество СГОО ДИИД «Парус надежды» с Центром «Семья» Промышленного района, с Центром развития добровольчества Самарской области и другими учреждениями позволяет быть в курсе всех мероприятий, проходящих на уровне Самары и Самарской области. Это участие в ежегодной акции «Весенняя неделя добра», «Ярмарке добровольческих вакансий», участие в добровольческом форуме Приволжского федерального округа "Добрососедство". Администрация СГОО ДИИД «Парус надежды» вносит записи в личную книжку волонтёра и всегда отмечает их труд благодарственными письмами и уважительным отношением к их труду.

Волонтёры – это молодость, задор, креатив, позволяющий родителям укреплять веру в то, что общество готово к принятию «нетипичного» ребёнка. С одной стороны, волонтер как старший товарищ, как друг, на которого можно во многом положиться, у которого можно спросить совета и помощи, а с другой стороны, волонтер как представитель «большого мира», как человек, который готов делиться своими знаниями и опытом, человек, несущий в мир ребенка нечто иное.

С 2003года по настоящее время СГОО ДИИД «Парус надежды» накопила опыт, технологии, свидетельствующие о том, что добровольчество – это эффективная стратегия решения острых социальных проблем. Добровольцы помогают нам разрабатывать разнообразные реабилитационные программы, благодаря которым семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, перестают ощущать себя исключёнными из жизни общества.

От всех родителей и детей, к которым приходили волонтеры, выражаем огромную благодарность! Их терпение, понимание, труд и забота принесли в жизнь наших детей и нас самих много положительных эмоций, много новых знаний. Мы желаем вам дальнейших творческих успехов и будем ждать новых ребят в гости.

Лекция 6. Особенности работы добровольцев с детьми, имеющими особые образовательные потребности. (Е. Брыткова)

Чтобы помочь людям с ограниченными возможностями и инвалидам можно обратиться в одну из волонтерских организаций или в один из благотворительных фондов. Помогать нужно с умом: у волонтеров есть свои правила, которые необходимо знать и соблюдать.

Материалы по теме:

Какие организации помогают инвалидам?

Сегодня в Москве существует множество общественных организаций инвалидов, обществ и благотворительных фондов, да и просто объединений неравнодушных людей, которые оказывают самую разную помощь людям с ограниченными возможностями. Эти организации и люди имеют отношение к обеспечению нуждающихся , уходу и помощи лежачим больным, оказание медико-социальной помощи, психическая и физическая адаптация в обществе. Зачастую необходимую помощь оказывают волонтеры-добровольцы, которые хотят и могут потратить немного своих сил и времени на тех, кому это действительно нужно.

Деятельность этих организаций и волонтеров связана, порой неразрывно, и с другими сферами, где нужны «дополнительные руки». Об этом мы писали в статьях « » и « ». Те, кто занимается проблемами инвалидов, тесно взаимодействуют и коммерческими структурами, и со столичными органами власти.

Есть несколько сайтов-благотворительных организаций, через которые можно собрать необходимую информацию о помощи инвалидам. К таким относятся, например, Благо.ру и благотворительное собрание «Все вместе ». Эти ресурсы размещают информацию о благотворительных организациях, реализуют благотворительные проекты. Через них также можно перечислить деньги нуждающимся в помощи инвалидам.

Существует Автономная некоммерческая благотворительная организация «Центр социального развития и самопомощи Перспектива », которая занимается проблемами инвалидов по программе «Помощь в беде».

Для того, чтобы помогать, прежде всего, необходимо прочесть своего рода устав волонтера «Центра», который называется «Волонтерство как норма жизни». В частности в нем подчеркнуто, что: «Волонтеры могут помогать по-разному — это и психологическая поддержка и организация образовательных или игровых активностей, доставка продуктов питания, уборка, прогулка и другие формы. Если же у Вас есть желание поработать волонтером в Москве, мы с радостью подскажем Вам, как, и кому Вы можете помочь вместе с нами. В нашем Центре люди самого разного возраста, профессий и способностей могут найти волонтерскую активность по душе. И не бойтесь пробовать! Даже самая маленькая помощь может сделать мир светлее». В целом, эти слова относятся к волонтерскому движению вообще.

Чтобы стать волонтером в «Центре» необходимо для начала заполнить анкету на сайте организации.

Помогает инвалидам и православная служба помощи «Милосердие ». Волонтеры службы помогают в медицинских и реабилитационных учреждениях (осуществляется в больнице святителя Алексия, Первой городской клинической больнице им. Н. И. Пирогова, 2-й инфекционной больнице, Гематологическом научном центре и др.), осуществляют санитарно-гигиенический уход, оказывают моральную поддержку тем, кто в этом нуждается; оказывают посильную помощь персоналу медучреждений.

Также через службу «Милосердие» можно сделать и денежное пожертвование.

Сообщество «Тугеза » занимается волонтерской помощью по всем направлениям, в том числе и помогает инвалидам — детям и взрослым.

Общественная благотворительная организация «Российский Красный крест », которая оказывает помощь и инвалидам, регулярно ищет волонтеров. Согласно «Положению о добровольцах Российского Красного креста»: «Добровольческая деятельность не имеет политических или иных корыстных мотивов. Добровольцами РКК могут быть российские, иностранные граждане и лица без гражданства всех возрастов независимо от пола, расы и вероисповедания. Добровольцы РКК не являются членами Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест».

Доброволец — это физическое лицо, достигшее 14 лет, осуществляющее свою деятельность в форме безвозмездного труда в интересах и по поручению РКК.

Выполняя большую работу по оказанию помощи населению, добровольцы РКК играют важную роль в осуществлении и пропаганде идей милосердия, добра и гуманизма...»

Отдельно хочется рассказать об организации, которая готовит собак в помощники инвалидам — это учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов ». Центр является частной благотворительной организацией, деятельность которой посвящена социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями с помощью специально обученных собак. Можно поработать добровольцем и в данной организации — например, есть необходимость в людях, которые выращивают щенка в домашних условиях. И если вы раздумываете — брать вам собаку или нет — то можно взять «потренироваться».

Столичные власти также, помимо государственных мер соцподдержки, оказывают помощь тем, кто в этом нуждается; осуществляют патронаж над медицинскими, реабилитационными учреждениями и центрами для людей, с ограниченными физическими возможностями.

1 ноября 2012 года на заседании координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности мэр Москвы Сергей Собянин озвучил некоторые результаты проделанной за год работы: с 1 января 2012 года норматив финансирования обучения детей-инвалидов в детских садах и школах для ребенка-инвалида в 2 раза больше, а для ребенка с нарушениями — в 3 раза больше; в системе социальной защиты открыто 18 дополнительных отделений реабилитации, в том числе четыре отделения — для детей-инвалидов; на специальные рабочие места с начала года трудоустроено 2,2 тыс. человек; приспособлено для доступа маломобильных групп граждан более 3 тыс. общественных зданий.

К сожалению, государственной поддержки не хватает, а социальные службы не всегда справляются. Если есть возможность и желание, можно создать подобную группу в соцсетях самому и организовывать других неравнодушных людей. Помните, кем бы вы ни были, у вас есть возможность помочь тем, кто в этом нуждается. Главное, чтобы желание было.

15 июня 2017 году в Ресурсном центре НКО по Северо-Западному административному округу г. Москва состоялся обучающий семинар для волонтеров по работе с инвалидами. Данный семинар состоялся в рамках социального проекта «Вместе с тобой (подготовка волонтеров для работы с инвалидами)», получившего экспертную поддержку на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме».

Ведущими семинара были Екатерина Жимаева (руководитель социального проекта «Вместе с тобой (подготовка волонтеров для работы с инвалидами)», Александр Мягков (директор АНО «Доступ открыт», организатор «Московского фестиваля волонтеров»), Араксия Манукян (руководитель социальных проектов «Жизнь глазами инвалида», «Неделя Дружбы и Доброты», волонтер параолимпиады Сочи-2014), Наталья Королева (независимый общественный деятель).

Участниками семинара стали представили волонтерских организаций (РЦ «Мосволонтер») территориальных центров социального обслуживания (ЦСО районов «Раменки», «Можайский», «Фили-Давыдково», «Очаково-Матвеевское»), научного (ФГБНУ «Институт изучения проблем детства, семьи и воспитания РАО») и вузовского сообщества (Московский городской психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет), а также представители общественных организаций (АНО «Молодежный центр «Здоровье нации», «Доступ открыт», интернет-портал «DISLIFE»), сообщества молодых людей с инвалидностью (общество инвалидов района Щукино, «Молодежная площадка инвалидов ЗАО «Дорога вместе»).

Обучающий семинар состоял из двух частей. Вначале с приветственным словом к собравшимся обратились начальник отдела по работе НКО СЗАО г. Москва Наталья Белова и руководитель отдел инновационного развития волонтёрских программ РЦ «Мосволонтер» Ксения Кондаранцева. Затем ведущие семинара совместно с его участниками обсудили основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при взаимодействии с окружающим миром, специальные способы общения и специализированные технические средства и приспособления, используемые людьми с различными категориями инвалидности в повседневной жизни, а также правила взаимодействия и оказания помощи людям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями.

В ходе обсуждения этих тем ведущие и участники семинара делились друг с другом личными историями взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность. Наиболее яркими и запоминающимися выступлениями стали выступления А. Мягкова, директора АНО «Доступ открыт», который рассказал участникам о его деятельности по организации досуга молодых людей с инвалидностью, а также выступление К.Кондаранцевой, которая поделилась личным опытом взаимодействия с человеком с ментальными нарушениями.

Кроме того, в ходе первой части семинара участникам семинара был показан видеоролик, рассказывающий об эволюции отношения к людям с инвалидностью.

Во второй части семинара его участникам предлагалось пройти квест, направленный на понимание инвалидности. В ходе него участники должны были посчитать деньги с завязанными глазами, пройти какое-то расстояние, используя при этом только одну ногу, объяснить жестами, что им необходимо купить в магазине.

После прохождения квеста, участники семинара поделились с ведущими и друг другом своими впечатлениями. В частности, они отметили, что семинар прошел в очень дружелюбной, теплой атмосфере, которая располагала к общению и взаимодействию с людьми, имеющими инвалидность. Кроме того, присутствующие признались, что полученные знания очень помогут им в ситуациях взаимодействия с людьми с инвалидностью.



Рассказать друзьям