Благодаря профессиональному принимают участие в конкурсах. Конкурсы профессионального мастерства как средство творческой самореализации педагогических работников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • желание приобретения определенного профессионального статуса;
  • желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим;
  • желание познакомиться с опытом работы преподавателей.

Конкурс собрал преподавателей, организаторов, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче, участников, которые не испугались публичной оценке своей деятельности и смогли заявить о себе.

Конкурс «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» проводился в несколько этапов, на каждом из которых участники демонстрировали свое профессиональное кредо: и в защите творческого проекта, его публичном представлении, и в проведении открытого урока на базе другого учебного заведения с незнакомой ученической аудиторией, и в самоанализе проведенного открытого урока. Многообразие форм представления профессиональной деятельности на конкурсе дает возможность широкого спектра применения данных форм в дальнейшем развитии и совершенствовании профессионального мастерства. Мною приобретен опыт, который я могу применять в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства. Так в апреле 2010 года принимал участие в Фестивале педагогических идей среди преподавателей общеобразовательных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, на котором выступил с докладом, передавая опыт, приобретенный в конкурсе «Лучший учитель ОБЖ»

В Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года я не стал ни победителем, ни лауреатом конкурса. Был награжден дипломом в номинации «Педагогический поиск». И действительно на данном этапе своей профессиональной деятельности я повышал профессионально-педагогическое мастерство, обучаясь на третьем курсе в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга.

Участие в конкурсе повлияло на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

Противоречия между надеждами на победу и затруднениями в представлении своего опыта (которого на тот период не хватило для победы), недостаточность профессионально-педагогического мастерства, привели к необходимости использования возможностей конкурса для стимулирования мотивации саморазвития, самообразования и профессионального роста. Конкурс послужил средством повышения квалификации, развития творческих способностей.

Благодаря конкурсу я получил блестящую возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей ОБЖ.

В феврале 2010 года мною было повторно принято решение на участие в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года.

Для этого я проанализировал и учел ошибки, недочеты, которые были допущены во время подготовки и участия в Камчатском краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2009 года.

При подготовке к конкурсу 2010 года провёл открытые уроки, направленные на развитие творческих способностей учащихся с применением инновационных технологий, мультимедийных средств обучения, в тесном взаимодействии учащихся и педагогов, учитывая опыт, приобретенный во время участия в конкурсе 2009 года.

Приобретенный опыт участия в конкурсе 2009 года, сыгравший значительную роль в повышении педагогического мастерства, стремление реализовать и достичь поставленную цель, активная подготовка к конкурсу, а также организационно-методическая помощь, поддержка преподавателей, администрации учебного заведения, - все это в комплексе послужило тому, что я стал победителем Камчатского краевого конкурса «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» 2010 года и награжден дипломом в номинации «Патриотическое воспитание».

Считаю, что самый важный результат конкурса педагогического мастерства - это повышение качества образования, передача тех знаний, умений и навыков учащимся, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, помогут стать достойными людьми, воспитать человека, гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться.

Практическое применение умений и навыков, приобретенных в конкурсах, знания, полученные за период обучения в университете, повлияли на положительную динамику качества образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Качество образования в 2009-2010 учебном году по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в Профессиональном училище № 3 по сравнению с предыдущим учебным годом повысилось на 2,1 процента.

Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования.

Следующим этапом повышения профессионального мастерства стал конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в Камчатском крае в 2011 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», в котором я принял участие. В данном конкурсе я не стал победителем, оценена моя профессиональная деятельность, которая на данном этапе недостаточна для победы. Конкурс создал благоприятную мотивационную среду для профессионального развития и роста.

В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.

А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» .

Выступление на заседании "Клуба молодых педагогов"

Выступление на заседании «Клуба молодых педагогов» Тема: Участие в конкурсах как средство повышения профессионального мастерства молодых педагогов Дорогие коллеги! Что заключает в себе это красивое слово «конкурс»? Что оно значит для педагога? Праздник или тяжёлый труд? Море позитива, новые встречи с интересными необычными людьми – профессионалами своего дела или дефицит времени и величайшее нервное напряжение? Для чего педагогу участвовать в конкурсах профессионального мастерства? О педагогических конкурсах знаю не понаслышке, так как в своё время не испугалась публичной оценки своей деятельности и смогла заявить о себе, поучаствовав в очень большом количестве профессиональных конкурсов. Могу на своём опыте утверждать, что во время подготовки конкурсных документов или очного участия происходит переосмысление всей деятельности. Педагог видит себя как бы со стороны глазами экспертов. Видит как свои сильные стороны, так и те моменты, которые проработаны недостаточно, понимает, над чем ещё надо работать. Подготовка к конкурсу учит анализировать свой труд. Педагог, подвергающий свою деятельность скрупулёзному анализу, понимает, в каком направлении ему следует двигаться дальше, в каких именно моментах улучшить своё мастерство. И победа, и неудача создают мотивационную среду для дальнейшего профессионального развития и роста. Педагогом движут следующие мотивы:  желание приобрести определенный профессиональный статус, получить признание в педагогическом сообществе  желание повысить педагогическое мастерство  желание познакомиться с опытом работы других педагогов Результаты участия в профессиональных конкурсах:  развитие творческих способностей  развитие профессионального общения в педагогическом сообществе  внедрение новых педагогических технологий в педагогический процесс  повышение профессионального мастерства Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде инновационных педагогических идей и достижений. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит
стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства. Педагогические конкурсы - форма повышения профессиональной квалификации. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный рост независимо от того, удалось ли победить. А также у учителя есть возможность увидеть неординарный опыт других учителей. Конкурсы бывают разными: масштабные грантовые конкурсы, например конкурс лучших учителей ПНПО, и конкурсы более узкого масштаба, например, конкурсы методических разработок, УМК и так далее. В крупных грантовых конкурсах нужно представить свою деятельность полностью: сформулировать и обосновать цели педагогической деятельности, обосновать свою методическую систему, созданную для достижения этих целей, представить предметные и компетентностные результаты своей деятельности за несколько лет. Участвуя в грантовых конкурсах, учитель проводит исследовательскую работу по обобщению своего опыта. Не обязательно в конкурсе побеждает более опытный педагог. Есть достаточно примеров удач молодых педагогов с небольшим стажем. С чего следует начать молодому педагогу, решившему участвовать в конкурсах? Прежде всего, советую молодым педагогам пройти обучающие семинары. Это можно сделать с успехом, например, на замечательном портале «Педагогическая планета» Томского государственного педагогического университета. Зарегистрировавшись на данном портале, можно научиться создавать интерактивную презентацию, дистанционный курс в системе moodle, сайт педагога, электронный учебник и многое другое. Специалисты Центра новых образовательных технологий ТГПУ предоставляют на портале замечательные пошаговые инструкции. Научившись создавать, например интерактивную презентацию, можно разработать урок с использованием данной презентации и принять участие в одном из Всероссийских фестивалей и конкурсов, организуемым порталом «Педагогическая планета», например, фестивале IT – уроков. Участникам конкурсов предоставляется прекрасная возможность видеть работы других конкурсантов. Если какие – то моменты очень понравились, можно применить их в дальнейшем в своей деятельности. Конкурсы существуют, чтоб брать всё лучшее у других в свою дальнейшую деятельность. Быть готовым к тому, что и у тебя что – то возьмут, и это радует. Накопив опыт участия в конкурсах узкого масштаба, разработав и апробировав свою собственную методическую систему, получив определённые результаты, можно принять участие в конкурсах для молодых
учителей, таких как «Лучший молодой специалист», «Педагогические горизонты», а так же в одном из самых престижных и масштабных педагогических конкурсов. Конкурсы дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта. Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Затем, в процессе участия в конкурсе, учитель может испытать удовлетворенность либо неудовлетворенность. При этом как одно, так и другое мотивируют саморазвитие учителя. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала ит.д. В заключении хотелось бы пожелать Вам, дорогие коллеги, активно участвовать в конкурсах, потому что представлять на них свою школу и свой регион почётно и престижно для педагога. Прекрасно, когда школу или регион представляет молодой педагог. Удачи всем!

Иван Костров,
BodroGordo, Креативный директор

В небольших компаниях люди соревнуются, как привило, за собственный процент от продажи или бонус от реализации плана и достижения общего успеха компании. Соревновательность в небольших организациях имеет смысл, когда соперничают представители одной и той же профессии. В другом случае "конкурс" будет нечестным.
В некоторых крупных компаниях, в особенности с демократичным способом управления, существует практика соревнований внутри отделов или всей организации. Особенно примечательно то, что конкурсом или соревнованием это прямо не называется, а аккуратно вмонтировано в корпоративную культуру. И это, вероятно, лучшее, что я видел внутри организаций. Давайте рассмотрим, как это реализует шведская компании IKEA, где на сегодняшний день работает около 20 тыс. человек, а в каждом магазине примерно от 300 сотрудников.

Вся компания поделена на департаменты, департаменты на отделы, отделы поделены на бизнес-зоны. Каждая из бизнес-зон имеет свой план на день, неделю (важнее дневного) и месяц, который объединен в общий план магазина. Сотрудники не имеют личного плана продаж, что позволяет не конкурировать друг с другом, а организоваться для достижения общей цели. Отдел может отличиться на фоне всего магазина, увеличив процент достижения недельной целей и внести вклад в общее дело - исполнение плана продаж всего магазина. Результат отдельного человека не будет заметен на фоне всего магазина и даже отдела, хотя рычаги влияния на совершение посетителями большего числа покупок у сотрудника в целом есть.

С определенной периодичностью сотрудники, в том числе и менеджеры и топ-менеджеры, участвуют в ротации и работают в соседних отделах одного департамента. И даже мигрируют по департаментам, например, глава мебели может поменяться местами с главой сопутствующих товаров. Тем самым все сотрудники становятся взаимозаменяемыми на случай, если какому-то из отделов нужна помощь для достижения опять же общей цели магазина. Это важный аспект, он воспитывает коллективизм.

Анна Молчанова, заместитель
исполнительного директора Национального кровельного союза

Цель участия в конкурсе - победить. Это как в спорте. И "натаскивание" участников на победу здесь не меньшее. Пример: в 2009 году в Санкт-Петербурге Национальный кровельный союз принимал Чемпионат IFD по кровельному мастерству. Все понимали наше технологическое отставание в номинации по черепице от лидеров - немцев, швейцарцев, австрийцев. Пригласили немецкого преподавателя, который приехал и занимался с нашей командой. Когда ребята взяли первое место - это был такой накал страстей, такое ликование! До сих пор вспоминают.

В какой степени связаны (и связаны ли вообще) Конкурсы профмастерства, мотивация и вовлеченность сотрудников? Напрямую. Собственно, целью и является мотивация. Другое дело, что некоторые конкурсы оказываются так безобразно организованы, настолько скучны и формальны, что эффект оказывается обратным. Здесь очень многое зависит от организаторов и их опыта.

Наряду с конкурсами профессионального мастерства, традиционные проводимые компаниями, существуют конкурсы и чемпионаты для студентов и молодых специалистов.
При подаче заявки на участие у каждого конкурсанта конкретная цель. Однако есть ключевые мотивационные факторы независимо от возраста и статуса: будь то студент-старшекурсник или специалист с опытом работы в компании. Эти «драйверы» зачастую имеют глубокие психологические корни.
Во-первых, это возможность проверить себя в «безопасной» обстановке. В условиях добровольного прохождения конкурса участники застрахованы от неизбежного получения оценки знаниям и навыкам. Идеальная ситуация, чтобы попробовать, не боясь ошибиться или «быть плохим». При этом, если результат конкурса удовлетворил самого участника, он может представить его заинтересованным сторонам (указать в резюме, показать работодателю или преподавателю на кафедре).
Во-вторых, это шанс показать себя, реализовать амбиции. Здесь может и не быть желания материального вознаграждения, достаточно получить признание умений и талантов. Ведь необходимость в похвале, одобрении и признании – базовая психологическая потребность человека.
В-третьих, это возможность зарекомендовать себя как профессионала и начать (а для уже практикующих специалистов – продолжить) успешную карьеру в интересующей области. Например, тем, кто покажет лучший результат в конкурсе ACCA-IFRS PROFESSIONAL Student, работодатели-партнеры предложат стажировки или даже вакансии. Таким образом, профессиональный конкурс становится «социальным лифтом»: за короткое время можно перейти из категории обычного студента в востребованного молодого специалиста

Константин Гозман, генеральный директор агрохолдинга
«Дороничи» Кировская область

Цель проведения любого конкурса профессионального мастерства - усовершенствование навыков специалиста, его профессиональных качеств, поднятие планки достижения определенных целей и задач бизнеса, разработка новых проектов и идей для развития бизнес-процессов плюс оценка профессиональных качеств с целью продвижения специалиста по карьерной лестнице.
Подход, несомненно, будет разным – если на менеджерских позициях и управленческих постах мы внедряем четкие KPI с определением показателей и установленными сроками их достижения, то для линейного персонала агросектора и предприятий переработки проводим бригадные и персонализированные конкурсы с четкой системой критериев. Все это работает на развитие корпоративной культуры холдинга, когда персонал не только индивидуально, но и в группе коллег может развиваться, применять новый передовой опыт и знания в бизнес-процессы и, что важно, поддерживать в людях огромное желание развития.

Правильно поставленная задача конкурса профессионального мастерства может способствовать развитию единства взглядов на бизнес-процессы, развитию командного духа и преданности предприятию в достижении результатов.

Надежда Сидорова
Надо ли участвовать в конкурсах педагогического мастерства

Конкурс , Конкурс , Конкурс…

Конкурс педагогического мастерства . Нужен ли он? В чем его значимость? Участвовать в конкурсе не каждый может и хочет. Возможно - из – за своей неуверенности, скромности. Заставить учителя участвовать в конкурсе нельзя . Но направить нужно. Увидеть изюминку творческого мастерства учителя , указать на положительные и отрицательные стороны в его педагогической деятельности , но указать с советом, как сделать лучше, исправить неверные методические приемы, в этом заключается роль руководителя, дающего рекомендации учителю для участия в конкурсе педагогического мастерства .

Мастерство учителя должно постоянно «шлифоваться» . Не надо бояться пробовать . Надо всегда учиться на своих опробованных материалах. Чужой материал не всегда приемлем. Поэтому, считаю, что участвовать в конкурсах нужно . Конкурс – это педагогическая мастерская , где деловыми инструментами являются знания и умения, методы и приемы, которыми учитель владеет в совершенстве. В этом и заключается значимость конкурса , что он растит учителя, дает ему возможность показать себя, а главное увидеть других.

Большая ответственность возлагается на членов жюри конкурса . Вот где проверяется их компетентность на знания методик, основ педагоги и психологии . Конкурс учит их анализировать, сравнивать, учит видеть главное и отличать от второстепенного, а также дает возможность для своего роста в педагогическом и методическом плане.

Актуальность и оригинальность представленной разработки на конкурс . Что это означает? Во – первых, материал должен соответствовать времени, аудитории, выбранной теме. Во – вторых, во всем должна быть красота, оригинальность, творческая составляющая. Учитель, выбравший тему, которую он хочет раскрыть на уроке, должен владеть материалом в совершенстве. Должен сам вжиться в эту тему, во весь материал урока. Он должен быть компетентен в постановке целей и задач. Логическое начало должно иметь логическое завершение. Конспект урока для учителя должен быть раскрытым, полным, развернутым. Но читать его на уроке по листочку не должен. На то он и конкурсный ! Тут должно быть целое театральное представление, где каждый играет свою определенную роль.

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) меняется многое, и в первую очередь, методы и приемы подачи учебного материала на уроке. Учитель должен преподнести материал так, чтобы с первой минуты дети заинтересовались, увидели сами взаимосвязь слов учителя. И тогда они сами сформулируют тему урока. Рост их заинтересованности, их желания к познанию, к постижению нового будет увеличиваться.

Существует множество методик, методов и приемов изложения нового материала. Никто не отменял старого, но навязывать новое, тоже не надо . Надо пробовать новое , не бояться ошибок, но стараться их не допускать.

Чтобы материал был интересным, он должен быть насыщенным интересной, нужной, важной, своевременной информацией. Почему учитель читает по бумажке? Плохая память? Или не надеется на себя? Вот где нужны просто опорные слова. Если учитель, да и не только, каждый из нас, знает то, о чем он хочет сказать, ему не нужно читать, вести урок по бумажке. Но план урока нужен, он не отменяется. План урока, действия учителя и учащихся закладываются в технологической карте (по ФГОС) . При планировании урока учитель проигрывает его заранее. Мастерство учителя в том и заключается, что он должен быть мастером , который мог научить чему – то, и научить красиво.

Почему иногда достаточно одного слова, чтобы восстановить все событие? Почему, что – то запоминается легко и быстро?

Когда при объяснении учитель настроит детей на свою «волну» , организует учебную деятельность так, что каждый ученик виден, вовлечен в учебный процесс, тогда повышается мотивация деятельности детей, повышается интерес, растет желание знать больше.

Эффективность применения в учебном процессе. В чем она заключается?

Во – первых, для детей должна быть постоянная новизна, практическая значимость. Взаимосвязь теории с практикой. Постоянно на уроке живет вопрос : «А где это может пригодиться?» . И если учитель на любой вопрос ребенка сможет дать ответ и направление на более высокий уровень, вот тогда можно говорить об эффективности урока. Говорить о том, что тема была раскрыта полностью, да пусть не совсем полностью, пусть не все открыты двери к познанию, но, главное, пробудилось у ребенка тяга к познанию, к постоянному изучению нового.

Что первично, теоретический материал или презентация? По моему мнению, теоретический материал первичен, он играет доминирующую роль. Современные ИКТ – технологии украшают учебный материал, учат выделять главное, схематически представлять его в виде таблиц, графиков, высказываний, фотографий, различных картинок, взятых из интернета, или созданных самостоятельно. Имея тот и другой вариант, повышаются пути подачи материала учителем детям, или просто выступающим перед какой – то аудиторией.

Не менее важно, побороть свое волнение души при выступлении на конкурсе . Душевный настрой очень важен в данный момент.

И самое главное, учитель сам постоянно учится. Нет таких людей, которые все знают, в каких – то вопросах человек бывает некомпетентен, но надо уметь это признать , уметь признать с честью, с большим стремлением познать новое, незнакомое и постичь радость от узнанного.

Шагать по жизни в высоту,

Вновь постигая новое.

Повысить планочку, поймать свою мечту.

По – моему, вот это главное!

2016 – 2017 учебный год был плодотворным на участие педагогов района в конкурсах профессионального мастерства различного уровня . Очный ли конкурс или заочный (дистанционный, он требует от учителя многого :

Знания своего предмета;

Знания методик преподавания;

Владения различными технологиями;

Постоянного творческого поиска, нежелания стоять на одном месте.

Конкурс показывает внутренний стержень учителя, учит постигать педагогические высоты . Участвовать в конкурсе не только из – за материальных соображений, но и из – за умственных стремлений к творчеству, становясь при этом маяком для подрастающего поколения, являясь при этом продолжателем всего того лучшего, чего достигло поколение старших, являющихся для молодых наставниками – это главное.



Рассказать друзьям