Кто такой аутист. Аутизм: что это и кто такие аутисты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В последнее время в сети набирает популярность термин аутист, которым принято оскорблять собеседников, замечая за ними определенные склонности в разговоре при переписке. На самом деле это достаточно серьезное отклонение от нормы, и множество больных людей являются аутистами. Так кто такой аутист, каковы признаки этого заболевания?

Считается, что аутистом является тот человек, который не может влиться в общество на социальном, эмоциональном и прочих уровнях.

С возрастом синдром аутизма не дает абстрагироваться даже в простой разговор, а человек практически полностью замыкается в своем внутреннем мире. При этом различают множество проявлений аутизма, каждое из которых свидетельствует об определенном психопатическом состоянии.

Распространен ли аутизм и насколько сильным является это отклонение?

Аутизм является достаточно сильным отклонением от нормы, но явление это на самом деле мало распространено. Считается, что наиболее подвержен этому заболеванию мужской пол, но на самом деле оно обоюдно и среди женского пола также распространено, но менее выражено (женщины по природе своей более скрыты эмоционально).

Какие особенности имеет аутизм

  • Считается, что есть несколько стадий аутизма. Причем при самой легкой определить в человеке аутиста сложно - отклонение незначительное и поведение его будет скорее своеобразным, чем сильно отличающимся от нормы.
  • Аутизм не считается отклонением в умственном плане - множество людей, подверженных этому расстройству психики, имеют хороший ум и могут представлять собой достаточно неординарные, но талантливые личности.

  • Если же у человека зафиксирована тяжелая степень аутизма, то это является уже серьезным отклонением, которое раньше квалифицировалось психиатрами не иначе, как шизофрения или даже психопатия. Теперь же есть более корректное объяснение такому поведению, но лечения оно требует в любом случае.

Что именно делает человека аутистом? Сложно сказать, так как спровоцировать такое поведение могут различные факторы. Как правило, за это отвечает непосредственно мозг, поэтому в какой-то степени заболевание это физиологическое.

Повлиять на него можно специально подобранными медикаментами, но далеко не во всех случаях это будет работать.

Современная медицина сходится во мнении, что аутизм передается генетическим путем, поэтому является наследственным, но вот будет он проявлен в ребенке или нет - зависит только от его воспитания и социализации. Если с этим на всех этапах взросления был порядок, то беспокоиться в принципе не о чем. Кроме того, важную роль в этом вопросе играют и психологические отклонения, которые важно зафиксировать еще в самом раннем возрасте и постараться скорректировать.

О том, кто такие «дети солнца» - люди с синдромом Дауна - знают многие. Но есть и такие, которых называют «дети дождя». Аутист - кто это такой, и какие характерные особенности имеют люди с данным отклонением - об этом и хочется сейчас рассказать.

Что такое аутизм

В самом начале нужно понять, что же собой представляет такое заболевание, как аутизм. Так, это некий вид психического отклонения, при котором происходит нарушение речи и моторики человека. Нужно сказать о том, что данное состояние влияет на социальное взаимодействие таких людей. Опасность заболевания в том, что его нельзя диагностировать благодаря каким-либо исследованиям. Диагноз «аутизм» пациенту могут поставить на основании наблюдения за ним во время общения с окружающими.

Симптоматика: показатели общения

Итак, аутист - кто это такой? Можно сделать простой вывод о том, что это человек, который болен аутизмом. Признаки данного заболевания можно рассмотреть еще в раннем младенчестве крохи. Особое внимание нужно уделить речевому и неречевому общению младенца. Характерные признаки аутизма :

  1. У таких пациентов практически полностью отсутствуют жесты и мимика. Иногда может отсутствовать даже речь.
  2. Малыш не смотрит в глаза, совершенно не улыбается собеседнику.
  3. Если у такого пациента речь нормальная, он все же не может нормально общаться с другими собеседниками.
  4. Речь нередко бывает фонетически ненормальной. Есть проблемы с ритмом, интонацией.

Симптоматика: социальные навыки

Аутист - кто это такой, и какие еще при данной болезни могут возникать симптомы? Так, они могут касаться социализации пациентов с данным диагнозом:

  1. Дети-аутисты не желают общаться со сверстниками и иными людьми. Также не всегда хотят контактировать с собственными родителями или иными близкими.
  2. Такие дети игнорируют присутствие, а также чувства иных людей.
  3. Дети с данным диагнозом не делятся своими проблемами с родителями.
  4. Такие малыши не повторяют мимику или же жесты людей. Если же это и делают, то неосознанно и чаще всего не к месту.

Симптоматика: нарушение воображения

Итак, аутист. Кто это такой, мы разобрались, а также рассмотрели некоторые признаки, характерные для человека с данным заболеванием. Обязательно хочется рассказать еще об одном блоке показателей, которыми можно охарактеризовать людей с этим диагнозом. У таких пациентов практически не развито воображение, что приводит к ограниченности круга интересов:

  1. Поведение таких детей отчужденное, неестественное.
  2. Ребенок негативно реагирует на смену обстановки. Чаще всего это истерики.
  3. Такие дети играют сами с собой, полностью уединяясь.
  4. У таких малышей отсутствует воображение.
  5. Дети с данным диагнозом часто тяготеют к одному единственному предмету. Они стараются его всегда держать в руках.
  6. Дети-аутисты много раз повторяют одно и то же действие.
  7. Такие люди концентрируются преимущественно на чем-то одном.

Рассмотрев все вышеописанные симптомы, нужно сказать о том, что такие дети развиваются неравномерно. Они могут быть талантливы в одной области знаний или творчества, совершенно не интересуясь чем-то другим.

Обучение

Стоит сказать о том, что нужно как можно раньше постараться диагностировать данное заболевание. Ведь в таком случае, работая с малышом, можно постараться его по максимуму социализировать. Так, существуют разные степени аутизма. На начальных этапах болезни ребенок может посещать детский садик или школу. Однако при этом с ним должны работать и иные специалисты. К примеру, детский психолог. Если же ребенок совершенно не желает общаться с иными людьми, его можно определить в специальную школу. Там по особым программам проводится обучение аутистов. К тому же, в таких заведениях работают высококвалифицированные специалисты (в том числе и медики), которые достигают порой невиданных успехов. Но тут есть одно «но». В основном такие школы создаются на платной основе, родителям приходится оплачивать образование таких деток с самого раннего возраста.

Медикаментозное лечение

Обязательно нужно сказать и о том, что помимо работы психологов, возможно также медикаментозное лечение проблемы. При этом могут быть использованы следующие препараты:

  1. Нейролептики. Не рекомендуются маленьким детям, так как оказывают негативное влияние на нервную систему. Однако могут приписываться ребятам с гиперактивностью. Данные препараты хорошо влияют на поведение ребенка и его социализацию. В данном случае речь идет о таких медикаментозных препаратах, как «Галоперидол» или «Пимозид».
  2. Антидепрессанты. Применяются очень редко. Только у пациентов с нормальным умственным развитием, чтобы бороться с навязчивостью и гипоактивностью.
  3. Литий. Препараты на такой основе нужны детям, чтобы бороться с колебаниями настроения, а также при его тяжелых нарушениях. А чтобы предупредить токсикоз, такой препарат должен использоваться крайне редко и в самых крайних случаях.
  4. Фенфлюрамин. Препараты на данной основе способны бороться с гиперактивностью. Кроме того, они повышают усвоение школьных навыков.

Также могут применяться и иные лекарства. В этом случае речь будет идти о борьбе с иными заболеваниями, которые могут проявляться на фоне аутизма.

Прогноз на жизнь

Нужно сказать о том, что излечиться от данной болезни полностью нельзя. Однако в детском возрасте может наступить ремиссия, когда диагноз пациенту снимают. Но при этом ребенок длительно время находится под присмотром специалистов. В противном случае люди проходят лечение на протяжении всей жизни. Обязательно надо сказать и о том, что аутисты-взрослые проживают по длительности такую же жизнь, как и остальные люди.

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека"? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как "Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием". И, согласитесь, это очень общее заявление.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде "Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять". Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде "Не допустила ли я орфографическую ошибку?" Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а "аутизм" - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети "выздоровели". Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это "гены ботаников", которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. "Аутизм" часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать "что-то не то" и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

8. Нет никакой "эпидемии аутизма". Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов "умственная отсталость" снизилось, а число диагнозов "аутизм", соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про "эпидемию аутизма" имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу "лучше что-то, чем ничего". Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать
красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к "мужеству" или "преодолению". Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные умы, и кто-нибудь из них найдет решение.


Переводчик: Валерий Качуров

Аутичные люди могут казаться странными или пугающими. Но, если вы узнаете их получше, то увидите, что они могут быть веселыми и интересными. Это руководство о том, как с ними общаться.

Часть 1: Понимание их потребностей.

Женщина и аутичная девочка сидят на скамейке и разговаривают.

1. Не беспокойтесь о контакте глазами. Большинство аутичных людей обычно не смотрят в глаза, и им будет неприятно, если вы будете принуждать их к этому. Аутичные люди могут лучше воспринимать услышанное, думать и использовать речь, если им не нужно при этом поддерживать зрительный контакт.

— Если отсутствие контакта глазами кажется вам слишком странным, то попробуйте сидеть или идти рядом в положении, в котором его неудобно поддерживать, или говорить во время какого-то дела, отвлекающего зрение (например, рисования).

— Они могут не смотреть в вашу сторону, слушая вас. В отличие от не-аутистов, аутисты не всегда смотрят на человека или вещь, о которой они думают.

Мужчина кладет женщине руку на плечо.

2. Избегайте неожиданных прикосновений. Некоторые аутичные люди очень чувствительны к прикосновениям, и даже дружеское похлопывание может вызвать у них тревогу или боль. Просто спросите у аутичных людей, что им нравится, а что лучше не делать. Некоторых аутичных людей раздражает даже рука на их плече, а другие любят объятия. В целом, не трогайте аутичных людей без их согласия, и старайтесь не напугать их.

— Если вы собираетесь прикоснуться к аутичному человеку, то пусть он увидит вашу руку. Тогда человек не испугается, сможет отойти, или сказать “нет”.

— Сначала спросите «Можно ли тебя обнять?». Это даст аутисту возможность отказаться, если он чувствует себя перегруженно.

— Обычно аутичные люди не терпят прикосновений во время сенсорной перегрузки. Так что их согласие на прикосновения вчера не означает, что они хотят, чтобы их трогали сегодня. Или наоборот, им могут нравится объятия, даже если вчера они их не переносили.

Парень закрывает уши руками.

3. Говорите с ними там, где тихо. Из-за расстройства сенсорного восприятия аутичным людям может быть сложно фильтровать окружающий шум. Поэтому лучше разговаривать в спокойном месте, чтобы они могли вас расслышить.

— Обратите внимание, если они говорят, что им из-за чего-то плохо. Они имеют в виду как раз то, о чем говорят.

— Иногда аутичным людям сложно воспринимать речь и вести разговор во время сенсорной перегрузки. Если вы видите, что аутист выглядит уставшим, перейдите в менее шумное место.

Мужчина в футболке с символом нейроразнообразия стоит с растерянным лицом. Вокруг него нарисованы знаки вопроса.

4. Говорите четко и понятно. У аутичных людей могут быть проблемы с пониманием речи. Эти проблемы варьируются от человека к человеку. Относитесь к аутичным людям с достоинством и уважением. Не стоит говорить со взрослым, как с малышом. Вот некоторые трудности, которые могут возникать у аутистов:

Проблемы с пониманием образной речи. Сарказм и юмор могут вводить аутичных людей в заблуждение. Если они ведут себя странно или смущаются после сказанной вами шутки, то вы можете уточнить, что сказали это несерьезно.

Проблемы с обработкой речи. Независимо от их интеллекта и словарного запаса, им может потребоваться время, чтобы в их голове произнесенные вами звуки воспринимались как слова. Делайте паузы, чтобы они могли обдумать ответ. Избегайте длинных перечислений в устной речи, лучше напишите это в виде списка, чтобы они могли его лучше воспринять и запомнить.

Человек показывает пальцем вперед, и вокруг нарисованы знаки вопроса.

5. Имейте в виду, что у аутичных людей есть сложности с пониманием социальных намеков . Они могут не понимать выражения лица, язык тела, скрытые значения, или намеки — степень понимания и непонимания зависит от индивидуальных особенностей человека. Лучше говорите о своих мыслях и чувствах как можно более ясно. Если аутичные люди делают что-то, что можно двояко истолковать, то предполагайте незнание, а не злой умысел. Они, скорее всего, не хотели вас обидеть.

— Аутичным людям сложнее понимать социальные нормы, поэтому они непреднамеренно могут сказать или сделать что-то грубое. Предполагайте лучшее. Например, то аутичный человек ушел, потому что не знал, как закончить разговор, а не потому что он вас ненавидит.

— Если аутист задел ваши чувства, то просто скажите это. Это даст ему возможность узнать, что вы расстроены, и извиниться.

— Проверьте намерения аутистов. «Когда я вчера сказал «привет» в магазине, то ты мне не ответил. Ты игнорируешь меня, или просто не заметил?». Обычно аутисты ценят подобную откровенность.

Женщина смотрит на девочку, которая плохо себя чувствует.

6. Знайте, что вы можете стать свидетелем мелтдауна или отключения. Мелтдаун возникает, когда аутичный человек больше не может подавлять стресс, и это напоминает нервный срыв или истерику. Отключение выглядит как противоположность мелтдауну: человек просто отключается, становится пассивным, и теряет возможность на вас реагироват. В обоих случаях важно быть терпеливыми и сострадательными.

— Помогите аутистам найти тихое и закрытое место, чтобы они могли успокоиться. Не надо задавать им вопросы, заставлять их говорить, или отвлекать их. Дайте им время.

— Уменьшите сенсорную нагрузку.

— Не хватайте их без разрешения, и не кричите на них. Помните, что они не могут это контролировать, и им уже может быть стыдно, что они потеряли контроль над собой в общественном месте. Человек при мелтдауне ужасно себя чувствует.

— Когда они почувствуют себя лучше, то можете спросить у них, что именно вызвало подобную физиологическую реакцию, и что можно сделать в следующий раз, чтобы удовлетворить их потребности (если это вообще возможно). Если они не хотят говорить об этом, то сразу же прекратите расспросы.

Мужчина и женщина в радужной одежде стимят, улыбаясь друг другу.

7. Знайте, что они могут стимить. Стимминг — это естественное аутичное поведение, которое позволяет сохранять спокойствие, четко мыслить, чувствовать себя лучше, выражать свои чувства, и адаптироваться к сложностям окружающего мира. Когда аутичный человек стимит, то ведите себя так, как будто он не делает ничего необычного. Не обращайте внимания и продолжите разговор. Или отреагируйте на их эмоции (например, посмейтесь с ними, или спросите, все ли у них нормально, потому что они выглядят расстроенными). Вероятно, они оценят ваше принятие.

— Если стимминг вам мешает (например, если от хождения аутиста туда-сюда у вас кружится голова), то попросите аутиста переключиться на другой вид стимминга. Не просите его прекратить стимминг только из-за того, что вы чувствуете себя при этом неудобно, или что его «не принятый в обществе» стимминг вас смущает.

— Если аутичный человек стимит при разговоре с вами, то считайте это комплиментом — он достаточно доверяет вам, чтобы вести себя естественно.

Двое людей разговаривают. Один из них — чернокожий парень без руки. Вторая — чернокожая девушка.

8. Если вы не уверены в потребностях аутистов, задавайте им четкие и конкретные вопросы. Это нормально — спрашивать у аутичных людей, как вы можете удовлетворить их потребности.

Люди, которых называют «высокофункциональными», часто стараются приспособиться к не-аутичным стандартам (как бы болезненно и сложно это ни было), а к «низкофункциональным» все относятся так, как будто они ничего не понимают, игнорируя их мнение и потребности. Когда вы спрашиваете у них об их потребностях, вы упрощаете их жизнь.

— Это не геройство: вы просто спрашиваете «Чем я могу помочь?».

— Это улучшит качество ваших взаимодействий. Например, девушка, которая была невнимательной в шумном кафе, может активно общаться с вами в спокойном кафе с не отвлекающей обстановкой.

— Аутистам может потребоваться время на то, чтобы ответить на ваш вопрос, и позже они могут изменить свой ответ. Аутизм — сложный вид инвалидности, и поэтому аутистам может быть нелегко вспомнить обо всех важных вещах за короткое время в неблагополучной остановке.

Рисованный блог об аутизме.

9. Читайте статьи об аутизме. В интернете есть немало аутичных авторов (таких, как и ), которые пишут о том, как функционирует их мозг. На сайте Ким в боковой колонке есть список рекомендованных блогов.

— Изучая информацию об аутизме, избегайте групп, которые исключают аутичных людей, говорят о «тяжелой ноше» и «бедствии» аутизма, и «борются» с аутизмом. Они нам не помогают, и их слова зачастую бывают предвзятыми. Слушайте самих аутичных людей.

— Есть некоторые родители и тераписты, которые пишут об аутизме с пониманием. (Например, одна из авторов блога Emma’s Hope Book , и доктор Джонин Биесман). Они тоже могут предоставить хорошую информацию.

Парень в футболке с символом нейроразнообразия.

10. Помните, что аутизм — это не совокупность дефицитов и расстройств. У аутистов есть и преимущества, которые могут сделать аутичных людей хорошими друзьями. Многие аутичные люди веселые, искренние, верные, любящие и проницательные. Признайте положительные стороны вашего друга, и цените его за то, какой он есть. Вы можете признавать инвалидность, и при этом не считать человека с инвалидностью менее стоящим и менее интересным.

Парень сидит рядом с девушкой в инвалидном кресле, и они смеются вместе.

11. Постарайтесь быть понимающими. Каждый аутичный человек индивидуален, и его особенности могут показаться вам странными или даже грубыми. Причинами непонимания могут стать непонимания социальных норм, сопутствующие расстройства, или особенности аутичного человека. Скорее всего, ваши аутичные знакомые не хотят быть грубыми, и они будут неприятно удивлены, если узнают, что задели чьи-то чувства.

Часть 2. Разговор.

Парень с сомневающимся выражением лица.

1. Не ждите, что аутичный человек начнет разговор первым. У многих аутичных людей есть проблемы с инициацией разговора, и они могут не замечать намеков на то, что вы хотите поговорить. Если вы хотите поговорить с ними, то просто начните первыми! Не волнуйтесь, что это выглядит странно, потому что большинство аутичных людей иначе воспринимают социальные нормы.

Две девушки сидят на диване и играют на приставке.

2. Найдите общий язык. У большинства аутичных людей есть некоторые темы, которыми они особенно интересуются. Обычно они любят об этом говорить, особенно если они знают, что вам это интересно.

Парень и девушка разговаривают и улыбаются.

3. Задавайте вежливые вопросы. Если у вас есть вопросы об аутизме, то можете задать их. Но не стоит задавать глупые вопросы: «Можете ли вы влюбиться?» или «У аутичных людей тоже есть пупок?. Не спрашивайте у аутичного человека то, что вы не стали бы спрашивать у не-аутичного человека.

— Если вы не уверены, уместен ли ваш вопрос, то поищите ответ в интернете. Тогда для вам самим не придется стыдиться нелепых вопросов, и вы узнаете, что да, у аутистов тоже есть пупки.

Две женщины разговаривают.

4. Если вам это нужно, сами устанавливайте границы. Аутичные люди не всегда могут понимать социальные намеки, поэтому вам стоит выражать свои чувства и мысли как можно более конкретно. Вот несколько примеров того, что можно сказать, чтобы сострадательно и вежливо установить границу:

— Было приятно поговорить о кошках, но я устал от этой темы. Может, поговорим о школе или еще о чем-то другом?

— Сейчас я не могу говорить. Мне нужно пойти и поработать. Увидимся во время обеда.

— Я спешу на собрание, поэтому не могу сейчас говорить.

— Мне нужно побыть одному.

Мужчина смотрит на женщину, у которой обеспокоенное выражение лица.

5. Просто слушайте. Иногда те, кто окружает аутичных людей, настолько привыкли думать о недостатках аутистов и о том, как их исправить, что они забывают, что аутичные люди тоже являются людьми, и что у них есть свои мысли и чувства. Постарайтесь понять своего аутичного друга.

Мужчина говорит, и женщина стоит рядом и смотрит на него.

6. Говорите прямо, если хотите закончить разговор. Если вы хотите уйти и заняться другим делом, привлеките внимание аутиста и скажите о том, что вам нужно.

— Аутичные люди могут не заметить невербальные сигналы, с помощью которых вы пытаетесь дать им понять, что хотите уйти.

— Если вы говорите о чем-то, что неинтересно вашему аутичному собеседнику, то он может и не знать, как сменить тему или как сказать о том, что он хочет заняться чем-то другим. Если аутичный человек резко прерывает разговор, начинает делать что-то другое или неожиданно уходит, не заостряйте на этом внимания. Вероятнее всего, он не хотел вас обидеть.

Двое людей стоят рядом и улыбаются друг другу.

7. Цените их за то, какие они есть. Слишком часто не-аутичные люди и организации «помощи аутистам», которыми управляют неаутисты, относятся к аутизму как к трагедии, или как к болезни, которая должна быть «вылечена». Большинство аутичных людей просто хотят, чтобы их принимали вместе с их аутичностью, и чтобы их воспринимали как равных. Для многих безусловное принятие может значить все.

Заметить признаки аутизма у ребенка можно уже в первые годы жизни. Характерным признаком является нежелание идти на контакт, физический или социальный. Вследствие этого затормаживается речевое развитие ребенка, который просто не стремится устанавливать связи с окружающим миром.

Ребенок не проявляет инициативы в общении, избегает зрительного контакта. Для аутистов характерны эхолалии – повторения слов или фраз, что может ошибочно создать впечатление умственной отсталости. Однако на деле умственная отсталость наблюдается лишь в трети случаев, обычно аутисты понимают смысл сказанного.

Аутичный ребенок не стремиться находить общий язык со сверстниками, кажется эмоционально холодным и отрешенным. Аутистов отличает гиперчувствительность к сенсорным воздействиям окружающей среды: свету, звукам, запахам, прикосновениям. Высокая интенсивность воздействий доставляют страдания сродни боли при физических повреждениях.

Аутисты и социум

Аутисты ригидны, им очень сложно приспосабливаться к изменениям. Потому они протестуют против нарушения привычного уклада, сами любят наводить порядок. Они живут по определенному распорядку и требуют от близких его неукоснительного соблюдения.

Аутистам трудно понять посылы других людей, речевые или невербальные. Поэтому они не воспринимают юмор, переносный смысл слов. Значение сказанного принимается дословно.

Во взрослом возрасте интересы аутистов ограничены, включают как правило одну специфическую сферу. В этой сфере они прекрасно разбираются, знают мельчайшие подробности. С другими людьми они могут разговориться по-настоящему только о своих интересах, при этом не обращая внимания на их ответную реакцию.

Аутисты не понимают проблем других людей и сами не обращаются за утешением. Они предпочитают проводить время в одиночестве, предавшись любимому делу. Из-за этого таким людям очень трудно заводить друзей и поддерживать долговременные отношения.

У больных аутизмом нарушены навыки прогнозирования и планирования, за которые отвечают лобные доли головного мозга. Зачастую они элементарно не могут предвидеть развитие событий, что может повлечь за собой опасные для жизни поступки.

Что касается творческой одаренности, существует разновидность аутизма – синдром Аспергера. Люди с этим синдромом отличаются гениальностью в какой-либо изолированной сфере. Очень много среди аутистов художников, музыкантов или научных деятелей.



Рассказать друзьям