Как отличить аутизм от шизофрении. Различия аутизма и шизофрении

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Глава 10. Аутизм и детская шизофрения. . . . Детская шизофрения.

В моем носу заключена власть, и я могу контролировать то, что показывают по телевизору, и то, что люди говорят и делают.

(М. Nichols, 1995, стр. 73)

Это заявление, сделанное молодой девушкой, страдающей шизофренией, свидетельствует о серьезности данного заболевания. Шизофрения - это расстройство мозга, проявляющееся в нарушении психических функций и поведения (D. A. Lewis & Lieberman, 2000). Шизофрения характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции (flat affect), а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования.

Раньше термином "детская шизофрения" обозначали разнообразные расстройства, не имевшие между собой ничего общего, за исключением тяжелого и хронического проявления симптомов в раннем детстве (Rutter, 1972). Шизофрениками нередко называли также детей, имеющих пограничные (borderline) симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития. Ниже перечислены некоторые из факторов, отличающих детскую шизофрению от детского аутизма:

Появление проблем в более позднем возрасте.

Менее серьезное нарушение интеллектуального развития.

Менее серьезное нарушение социального взаимодействия и развития речи.

Появление галлюцинаций и бреда по мере взросления.

Наличие периодов ремиссий и рецидивов (relapse).

Ранее предпринимались попытки диагностировать детскую шизофрению как отдельное заболевание, отличное от шизофрении у взрослых. Однако в настоящее время показано, что на основе критериев, использующихся для диагностики шизофрении у взрослых, можно с высокой степенью надежности диагностировать шизофрению у детей (Werry, 1992). Таким образом, шизофрения, наступающая в раннем возрасте или, в соответствии с принятой терминологией, шизофрения, наступающая в детстве (ШНД, COS), по-видимому, является более тяжелой формой шизофрении, а не самостоятельным заболеванием.

Начальные стадии шизофрении могут проявляться в том, что ребенок может испытывать проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушением сна, учебой, а также может начать избегать общения. Развитие болезни может характеризоваться бессвязной речью; кроме того, ребенок может начать видеть или слышать то, чего не видят и не слышат окружающие. Вслед за периодами улучшения могут наступать тяжелейшие рецидивы, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда ребенок начинает перескакивать с одной мысли на другую без всякой логической связи. При детской шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. В течение психотических фаз болезни дети, страдающие шизофренией, могут быть убеждены в том, что они обладают сверхчеловеческими способностями, или что какие-то люди постоянно следят за ними. Во время психотического приступа больной может начать вести себя непредсказуемым образом, а также проявлять склонность к агрессии или суициду.

Ряд клинических признаков детской шизофрении можно проследить на примере Марии, девочки, у которой первые симптомы болезни начали проявляться в десятилетнем возрасте.

Мария: Депрессия, дезорганизованность, обреченность.

Мария всегда была очень робким ребенком. Временами она вообще не разговаривала, с трудом сходилась с друзьями, нередко проявляла дух противоречия, а иногда мочилась в постель. К десяти годам, вдобавок к постоянной социальной изоляции, у нее появились проблемы в школе. У Марии также начались депрессии. Она говорила, что дьявол подстрекает ее на совершение плохих поступков; считала, что учительница хочет причинить ей вред; кроме того, она стала бояться заразиться инфекционным заболеванием. Ее поведение становилось все более дезорганизованным. Она говорила, что убьет себя, перестала следить за своим внешним видом и однажды перебежала дорогу перед движущимся автомобилем, очевидно, пытаясь покончить с собой.

В результате этого происшествия ее поместили на обследование в больницу где Мария продолжала проявлять признаки аномального поведения. Временами у нее наступали периоды повышенной тревожности, а также имел место случай безудержного крика. Иногда она просто сидела, уставившись в пространство, и нередко становилась совершенно немой. Хотя состояние Марии в период госпитализации улучшилось и она вернулась в семью, на протяжении всего периода детства и юности ее мучили страхи и галлюцинации. Марию посещали мысли, что другие за ней следят; у нее периодически наступали приступы депрессии, часто сопровождавшиеся попытками самоубийства. Она по-прежнему испытывала отчуждение, находилась в полной изоляции и плохо училась. В возрасте 17-ти лет, после ряда кратковременных госпитализаций, она была помещена в муниципальную больницу где оставалась до 19-летнего возраста. На протяжении этого периода ее эмоциональные проявления были все более бледными, а психотические симптомы не ослабевали. Через неделю после выписки из больницы Мария заперлась в своей комнате и приняла повышенную дозу прописанных ей медикаментов. На следующее утро ее нашли мертвой (адаптировано из J. R, Asarnow & Asarnow, 1996).

Трагический пример Марии иллюстрирует ключевые признаки детской шизофрении.

Хотя в большинстве случаев начало болезни приходится на поздний подростковый или юношеский возраст, шизофрения встречается и у детей (Nicholson & Rapoport, 1999).

Детская шизофрения развивается постепенно, а не наступает внезапно; при этом у больных детей проявляется целый ряд различных нарушений, предшествующих появлению психотических симптомов (Jones, 1997, Nicholson et al, 2000).

Если болезнь начинается в детстве, симптомы продолжают проявляться также в юношеском и в зрелом возрасте.

Детская шизофрения влечет за собой самые серьезные негативные последствия для общего развития и школьной успеваемости ребенка.

Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR).

Диагностические критерии шизофрении приведены в табл. 10.3. Признаки нарушений должны непрерывно наблюдаться, как минимум, в течение 6-ти месяцев. Помимо этого, после появления признаков расстройства у ребенка должно наблюдаться существенное понижение уровня функционирования в одной или нескольких областях, либо неспособность достичь ожидаемого уровня результатов в межличностной, учебной или профессиональной сфере. Должна быть исключена возможность объяснения наблюдаемых нарушений эмоциональным расстройством (mood disorder), либо шизоаффективным расстройством (schizoaffective disorder), употреблением каких-либо препаратов или химических веществ, а также общим состоянием здоровья. При наличии диагноза аутизма или другого тяжелого расстройства, вызванного нарушениями развития, дополнительный диагноз шизофрении может быть поставлен только при наличии бреда или галлюцинаций, как минимум, в течение месяца.

Таблица 10.3. Основные диагностические критерии шизофрении, согласно Руководству DSM-IV-TR

Характерные симптомы: Как минимум, два из нижеперечисленных симптомов должны присутствовать на протяжении большей части месячного периода.

(2) Галлюцинации

(3) Дезорганизованная речь (повторяющиеся обрывы речи, бессвязность)

(4) Кататония (ступор, неподвижность) и крайне дезорганизованное поведение

(5) Негативные симптомы: аффективное уплощение (эмоциональная подавленность), алогия (речевая афазия, немота), безволие (affective flattening, alogia, or avolition)

В случае наличия бреда либо галлюцинаций, в которых возникают образы людей или слышатся голоса, для постановки диагноза достаточно только одного из перечисленных симптомов.

(Источник:. DSM-IV-TR Copyright 2000 by АРА.)

Использование общих диагностических критериев шизофрении для детей и взрослых облегчает сравнение шизофрении, наступающей в раннем возрасте, и шизофрении, наступающей в зрелом возрасте, и позволяет определять, в каких случаях имеет место непрерывное течение болезни на протяжении всего периода индивидуального развития. Однако шизофрения может проявляться по-разному в зависимости от возраста. В частности, бред, галлюцинации и нарушения логического (formal) мышления встречаются крайне редко и с трудом поддаются диагностике в возрасте до семи лет; если они все же наблюдаются, то могут иметь менее сложную, чем в зрелом возрасте, структуру и содержать детскую тематику (Caplan, 1994). Непринятие во внимание возрастных различий при использовании диагностических критериев шизофрении может привести к тому, что болезнь не будет диагностирована у детей, у которых проявляются ранние признаки шизофрении, однако полная форма болезни не развивается до более зрелого возраста.

Другие факторы, связанные с индивидуальным развитием, также могут иметь значение при диагностике шизофрении. В частности, иногда сложно провести границу между такими патологическими симптомами, как бред и обычные фантазии, вызванные игрой воображения и характерные для многих маленьких детей. Необходимо учитывать также тот факт, что в отличие от взрослых, маленькие дети могут не испытывать дискомфорта и не ощущать дезорганизующего характера проявляющихся у них психотических симптомов. Поэтому при появлении таких симптомов на ранних стадиях развития дети могут не отличать их от своих нормальных переживаний (А. Т. Russell, 1994).

Психотические симптомы.

У детей и подростков, страдающих шизофренией, могут проявляться такие психотические симптомы, как бред и галлюцинации. Бред - это расстройство мышления, выражающееся в беспорядочном сочетании мыслей (disordered thought content), а также в твердых убеждениях, которые представляют собой искаженные интерпретации реальности. Галлюцинациями называют расстройства восприятия , при которых больной видит, слышит или каким-либо иным образом воспринимает нечто, не существующее в реальности или не присутствующее в данный момент времени. Наиболее распространенным симптомом, наблюдающимся у детей, страдающих шизофренией, являются слуховые галлюцинации, которые появляются приблизительно в 80% случаев при наступлении болезни до того, как ребенку исполняется 11 лет. У 40-60% детей, страдающих шизофренией, возникают также зрительные галлюцинации, бред и расстройства мышления (Caplan, 1994; Caplan, Guthrie, Tang, Komo & Asarnov, 2000; Russell, Bott & Samons, 1989). Примеры психотических симптомов, характерных для детей, страдающих шизофренией, представлены во врезке 10.7.

Врезка 10.7

Психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией

Галлюцинации

Слуховые: Не связанные с аффективными состояниями. Заявление семилетнего мальчика: "Все говорит - стены, мебель; я просто знаю, что они говорят".

Слуховые: Командные. Заявление восьмилетнего мальчика: "Однажды я слышал голоса, идущие с юга и с востока; один из них велел мне прыгнуть с крыши, а другой - ударить свою мать".

Слуховые: Диалоговые. Заявление восьмилетнего мальчика: "Я могу слышать, как говорит дьявол - Бог перебивает его, а дьявол говорит: "Заткнись, Бог". Бог и дьявол всегда враждуют".

Слуховые: Религиозные. Одиннадцатилетний мальчик слышал голос Бога, говорящего: "Прости, Д., но сейчас я не могу тебе помочь, я помогаю другому". Он также говорил о том, что слышал голоса Иисуса и дьявола.

Слуховые: Преследующие. Девятилетний мальчик сообщил, что слышал, как голоса обзывают его и угрожают ему, что если он не сделает того, что ему говорят, с ним случится что-то плохое.

Слуховые: Комментирующие. Восьмилетняя девочка сообщила, что слышала голос ангела, произносящего фразы типа: "Ты сегодня не плакала" и "Сегодня ты была хорошей девочкой".

Зрительные. Двенадцатилетний мальчик видел призрака (мужчину) с красным, обожженным, изрезанным шрамами и ранами лицом в различных ситуациях и в разных местах. Он видел его, начиная с пятилетнего возраста.

Тактильные. Восьмилетний мальчик ощущал, как дьявол трогал его и передвигал его тело: "так что он может заставить меня прийти к нему и жить с ним".

Соматические. Восьмилетняя девочка сообщила, что ощущала ангела, младенцев и дьявола в своей руке, и что она чувствует, как они дерутся.

Оглавление

Аутизм с шизофренией относятся к отдельным расстройствам неврологической сферы, отражающимися на высших мозговых функциях и межличностном взаимодействии в социуме. Аутистическая симптоматика начинает себя проявлять в период раннего детства, а вот шизофренические проявления выявляются только по достижении подросткового возраста. Хоть аутизм и шизофрения – это далеко не одно и то же, у данных патологий имеется масса общего.

Признаки психоза, проявляющиеся до 13-летнего возраста, относятся к достаточно тяжелой и редко встречающейся шизофренической форме. Патологии предшествуют комплекс нарушений аутистического типа вроде дефицита внимания и общения, сложности в развитии мелкой моторики. Подобная клиника присутствует примерно у 30-50% аутистичных деток.
В процессе диагностики выявляются задержки в речевом развитии и координационные нарушения, возникающие еще до проявления психотической симптоматики. Отставания в развитии речи сочетаются с часто повторяющимися словами, позами движениями.

Рассеянность, отсутствие связи с окружающими и изоляция социального характера считаются общими проявлениями аутизма и детской шизофрении. Если у пациента с высокофункциональным аутизмом возникает стрессовое состояние, то они начинают проявлять параноидальную симптоматику и излишнюю тревожность.
Основными шизофреническими характеристиками специалисты считают:

    1. Спонтанная речь и бредовые мысли, дезориентированное поведение, явные галлюцинации;
    2. Асоциальность и алогия, мотивационная недостаточность и дефицит общения, пониженная выразительность и сила проявления переживаний или чувств.

Для аутизма критериями выступают:

  • Нехватка коммуникации и способности к общению, недостаток социального межличностного взаимодействия;
  • Систематический поведенческий алгоритм, цикличные движения, излишне повышенный или чересчур пониженный ответ на сенсорику.

Дезорганизованные поведенческие особенности в шизофрении похожи на непредсказуемое перевозбуждение, повторяющуюся стереотипную двигательную активность и апатичное безразличие в аутических расстройствах.

Шизофренические состояния

Шизофренией называют поведенческие нарушения и расстройства психофункций, вроде бредовых мыслей, галлюцинаций, скудной речи и дезорганизованности, неконтролируемых и непредсказуемых эмоций. Совсем недавно к проявлениям шизофрении относили все недуги, которые характеризовались тяжелой, пограничной симптоматикой.

На начальном этапе шизофренического расстройства отмечаются такие проявления:

  1. Нарушения концентрации внимания;
  2. Неспособность к обучаемости;
  3. Расстройства сна;
  4. Постоянное избегание общения;
  5. Бессвязность речи;
  6. Видение того, что остальным недоступно.

Расстройство протекает с периодическими ухудшениями состояния и ремиссиями. При обострениях ребенок не способен как-то выразить свои мысли, он страдает от галлюцинаций и бреда. Такие детки уверены в собственных сверхспособностях, они опасаются гонений, а в период обострений проявляют агрессию и суицидальные наклонности.

В целом, пока патология не началась, детки развиваются вполне нормально, но когда начинается шизофрения, то происходит быстрое развитие клинической симптоматики. Отличие аутизма от шизофрении в том, что при аутистических расстройствах патология отражается на интеллектуальной сфере в течение всей жизни больного. А при высокофункциональной шизофрении имеют место нарушения обработки информации и незначительная депрессивная симптоматика.

Особенности аутического расстройства

При раннем аутизме деток наблюдается отрешенность и самоизоляция, неспособность приобретения коммуникативных навыков и формирования межличностных отношений. Такие детки зациклены на однообразной деятельности. При этом детскому аутизму присущи многие проявления, типичные для шизофрении, например:

  • Невозможность мыслить абстрактно;
  • Расстройства исполнительных функций;
  • Невозможность настроиться на сосредоточенное и целенаправленное решение проблемы.

В ходе диагностики специалисты выявляют массу клинических сходств, хотя шизофренические расстройства отличаются большим количеством наследственных предрасположенностей.

Аутизм и шизофрения – где связь

Оба недуга отличаются низкой эмоциональной распознаваемостью, недостаточной способностью к зрительному и социальному контактированию, что в дальнейшем приведет к дезорганизации и излишней агрессивности.
В чем разница аутизма и шизофрении, сразу сказать сложно, а вот биологическая основа у данных недугов общая и закладывается еще на этапе развития нервносистемных структур. Чересчур зрелый возраст отца или резус-конфликт, а также наличие у матери ТОРЧ-инфекций – все это значительно повышает риски развития нарушений у ребенка.

Причины шизофрении у детей

Иногда при постановке диагноза шизофрении или аутического расстройства специалист понимает, что имеет дело с коморбидностью. Это сочетание нескольких патологических состояний, тесно взаимосвязанных, к каким относят аутизм с шизофренией. Точной причины шизофренических расстройств специалисты указать не могут, хотя основополагающие факторы развития подобного недуга все же были выделены. К ним относят:

  1. Наследственность. Детки, чьи кровные родственники имеют шизофренические расстройства, относятся к группе риска.
  2. Стрессовые факторы вроде насилия над детьми, смерти близкого человека или аморального образа жизни родителей, в данном контексте стрессы не рассматриваются, как причина шизофренического расстройства, они выступают в качестве пускового фактора.
  3. У подростков пусковым механизмом развития шизофрении выступают лекарственные медикаменты или наркотические вещества вроде солей, Спайса, Экстази и пр.

Ранние признаки детской шизофрении

Иногда первая шизофреническая клиника начинает себя проявлять до 7-летнего возраста. Основной задачей родителей ребенка своевременно заметить эти проявления.

  • Разговор ребенка с вымышленным другом или с самим с собой, причем негативного характера.
  • Необъяснимый детский страх перед повседневными и постоянно окружающими вещами, порой достаточно выраженный.

Многие не согласятся с подозрительностью данных проявлений, ведь их можно наблюдать у каждого ребенка, имеющего яркую фантазию. И это отчасти так, но, возможно, именно поэтому шизофреническая ранняя симптоматика ошибочно списывается на личностные качества ребенка, его увлеченностью игрой и фантазиями. В результате недуг диагностируется гораздо позднее.
В дальнейшем патология обрастает новыми проявлениями:

  1. У ребенка возникают параноидальные мысли, что все сговорились против них, окружающие настроены к ним негативно;
  2. Беспокоят слуховые и зрительные галлюцинации;
  3. Деток мучают страхи вроде всяческих монстров, вылезающих по ночам из-под кроватки, боязнь спать в темноте и пр.;
  4. Обычные дети всегда легко заводят друзей, однако, с шизофреническим диагнозом ребенок старается жить изолированно, он избегает общения и всяческого контакта с остальными детьми, у него нет друзей.
  5. При шизофрении у детей прослеживается хаотичность мыслительного процесса, такие пациенты не могут различить придуманную фантастику и реальный мир. При этом дети-шизофреники часто утрачивают нить беседы, часто перескакивают с темы на тему или обсуждают несуществующие вещи.

Подобная симптоматика считается типичной при шизофренических расстройствах у ребенка. Если он относится к группе риска развития шизофрении, то при появлении подобных признаков нужно обратиться к соответствующим специалистам.

Проблема диагностики

Трудности относительно дифференциальной диагностики детской шизофрении и аутизма связаны с возрастными особенностями пациентов. До наступления 7-летнего возраста очень сложно выявить галлюцинации и бредовые состояния, обнаружить проблемы логического мышления, потому как симптоматика имеет стертый характер. Именно по этой причине патология не диагностируется на ранних этапах, а обнаруживается лишь тогда, когда клинические проявления приобретут яркую выраженность по достижении подросткового возраста.

Идентичных клинических проявлений у шизофрении с аутизмом немало, потому патологии зачастую дополняют друг друга. Примерно у трети подростков, с детства страдающих аутическими расстройствами, выявляются шизофренические проявления.
Основными факторами, объясняющими, чем отличается шизофрения от аутизма, являются:

  • Меньшее воздействие на интеллектуальную сферу пациента;
  • Шизофренические состояния проявляются и вызывают отклонения значительно позднее, нежели аутистические;
  • С возрастом бредовые идеи и галлюцинации только усиливаются;
  • Для шизофрении типично наличие легкого характера нарушений развития речи и социально-поведенческих расстройств;
  • С течением шизофренического расстройства у пациента периодически будут происходить ремиссии и рецидивы, тогда как аутистические нарушения имеют постоянный характер.

Аутисты не страдают галлюцинациями или маниями величия и уверенностью в собственной исключительности и совершенстве.

Видео — Чем отличается шизофрения от аутизма

Богдашина О.
Аутизм: определение и диагностика

Шизофрения

В прошлом (в некоторых странах — в настоящее время)некоторые исследователи рассматривали аутизм как разновидность шизофрении, и считали, что детская шизофрения и аутизм являются одним и тем же синдромом, и что аутизм ребенка развился в шизофрению взрослого (Bender, 1947, Сухарева, 1937; 1974; Башина, 1975; 1980; 1938 и некоторые другие).

В настоящее время большинство исследователей и специалистов в области аутизма признают, что аутизм является отдельной самостоятельной патологией, отличающейся от шизофрении и других нарушений.

Существуют некоторые общие черты между шизофренией и аутизмом, поскольку оба эти нарушения проявляются в спектре. Чрезмерная самоизоляция и ухода себя от социальных и эмоциональных контактов, характерные для тяжелых форм шизофрении могут казаться симптомами аутизма. Однако, есть ряд различий, которые могут помочь клиницистам отличить аутизм от шизофрении.

В большинстве случаев, при шизофрении бывают периоды ремиссии и нормального функционирования, в то время, как аутичные люди, обычно, не проявляют подобных колебаний в функционировании (Wing, Attwood, 1987).

Специфические нарушения развития речи(элективный мутизм, нарушение рецептивной речи и т.д.)

Аутизм может быть похожим на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных симптомов аутизма (и обычно, первый симптом, который волнует родителей) — это отставание речевого развития или полное отсутствие речи.

Очень часто родители детей, которым впоследствии диагностируют аутизм, обращаются, прежде всего, к логопедам-дефектологам, которым предстоит решить, страдает ли ребенок аутизмом или же каким-то другим нарушением развития речи. Чтобы понять природу трудностей развития речи ребенка, необходимо, прежде всего, изучить историю развития ребенка и проанализировать его интересы, отношения с другими людьми и стиль его игры.

Если у ребенка отсутствует речь, то проблема состоит в том, чтобы определить, является ли это элективным мутизмом или аутизмом. Дети с мутизмом проявляют некоторые навыки привлечения внимания других к тому предмету, который их интересует (указание на предмет с целью попросить его, подача или показ предмета другим людям с целью показать свой интерес к нему и т.д.) Дети с аутизмом редко используют жесты для общения.

Если у ребенка наблюдается задержка речевого развития, чтобы отличить аутизм от другого специфического нарушения речевого развития, необходимо, прежде всего, проанализировать, используется ли речь для коммуникации и взаимодействия с людьми, и определить, в каких аспектах языка и речи наблюдаются отклонения; этот анализ должен проводиться с учетом уровня общего развития ребенка.

Аномалии языкового и речевого развития аутичного ребенка (эхолалия, метафорический язык, неологизмы, игра слов, перестановка местоимений; необычная интонация и т.д.) отражают нарушения в когнитивной, социальной и коммуникативной сферах, в то время, как трудности экспрессивной и рецептивной речи неаутичных детей со специфическими нарушениями речи, показывают хотя незрелое и медленное, но относительно нормальное социальное развитие, такие дети могут использовать другие средства для выражения своих нужд и интересов, те они могут общаться.

Иногда очень трудно исключить нарушение развития речи при диагностировании аутизма у высокофункциональных аутистов. Для дифференциации аутизма и специфического нарушения развития речи разработаны специальные дифференциальные карты, которые помогают специалистам выяснить различия между аутизмом и нарушениями речи (например, Aarons, Gittens, 1993) (Специальная карта оценки языковых и речевых проблем аутичных детей, разработанная Обществом содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом «От отчаяния к надежде», приводится в Части II).

Аутизм vs шизофрения

Эта страница находится в процессе накопления разрозненных постов разных лет (sic!) После этого неплохо было бы еще и причесать это, для общей осмысленности.

Аутизм не шизофрения

Дифференциальный диагноз - эта не академическая забава, а сама суть медицины. Можно добавить - это суть психологии и описания развития ребенка.
Майкл Руттер

Разведение аутизма и шизофрении не является попыткой смягчить травму матерей и заработать на муссировании темы особенного пути аутистического мышления. Часто низкофункциональное аутистическое состояние хуже для социальной адаптации, чем мягкие формы шизофрении. Но попытка слить в единое эти два процесса неестественна для самой медицины, для врачебного мышления. Мы уже говорили — цирроз вследствие гепатита В и алкогольный цирроз заканчиваются печеночной недостаточностью- но их никто не пытается свести в единый процесс. Туберкулезная пневмония и стафилококковая пневмония — это пневмонии, но никому не приходит в голову объединять их иначе как через воспалительный процесс в альвеолах, да и то разный по гистологии. Тема коморбидности аутизма и шизофрении, неаутистических первазивных расстройств, переходных форм крайне интересны для врача, но не с целью слияния, а наоборот- с целью дифференциации. Ещё более слабой аргументация психиатров выглядит при признании большого процента неэффективности нейролептической терапии как при аутизме, так и при том, что принято называть шизофренией. (Мы сразу оговоримся, что «за» использование нейролептиков при наличии показаний при аутизме, только показания эти должны быть уточнены и соотнесены с результатами такого ведения ребёнка). Этот факт — посмотрите процент рефрактерности к нейролептиками — должен был бы указать на качественное различие между состояниями устойчивыми и чувствительными к терапии нейролептиками. Именно это бы надо понять — чем различаются эти две группы.

Два отдельных состояния

Слияние ранней детской шизофрении с ранним детским аутизмом не конструктивно: это два отдельных состояния и их разведение улучшит диагностику и того, и другого. Шизофрению можно подозревать при классических позитивных (продуктивных) симптомах (галлюцинации, бред), а так же при:

  • речевой ассоциативной «окрошке»- характерной речевой гиперпродукции,
  • уплощении эмоционального и аффективного реагирования с когнитивным дефектом и отсутствием интенций,
  • характерном фантазировании,
  • гебойдным поведением,
  • гебефренией.
  • Эти симптомы (синдромы) качественно отличаются от аутистических симптомов. Сам аутизм при аутизме — не тенденция к изоляции, а нарушение способности к коммуникации. Это разный психический вектор. При шизофрении основным участком поражения является префронтальная кора. Наиболее частой анатомической находкой является увеличение размеров желудочков, что свидетельствует об убыли массы лобных долей. При аутизме страдают связи пара-лимбической системы. Шизофрения и аутизм могут быть у одного ребенка. До возникновения типичной картины шизофрении у ребенка могут быть «продромальные симптомы», но они оцениваются так лишь post factum.

    Эпидемиологический аргумент

    Заявлять, что аутизм и шизофрения идентичны, противоречит одному из самых распространенных утверждений психиатров: процент пациентов с шизофренией устойчив в популяции. Тогда следует признать, что мы имеем не всплеск рождаемости аутистов, а нарушение популяционной устойчивости субгруппы шизофрении.

    Miloserdie.ru

    Основные научные работы

    • Работы известных английских (не американских) детских психиатров Руттера и Колвина 1971 -72 года на основании каких фактов не следует считать аутизм и шизофрению идентичными публикация ОК
    • Статья Юдифь Рапопорт является лучшей из современных попыток отделить аутизм от шизофрении.
    • В статье Руттера также описывается основное прагматическое отличие аутизма и шизофрении.

    • При аутизме мы должны пытаться обучить ребенка - социальным шаблонам, речи, проявлениям эмоций и физической активности.
    • При шизофрении необходимо помочь человеку вернуть утраченный баланс психической активности.
    • Это замечание крайне точно описывает основную (глобальную) задачу ведения ребенка как с аутизмом, так и с шизофренией. (пост ОК)

      Кататония и псевдокататония

      Кататонические симптомы взрослых шизофреников и детей с аутизмом различаются. Так как аутизм — болезнь развития нервной системы, то подкорковые и стволовые нарушения являются правилом. Тем не менее кататония шизофреническая явно отличается от аутистических моторных симптомов. Синдромы растормаживания при аутизме разнообразны. К сожалению они не выделены в отдельную группу и идентифицируются как кататонические.

      Отметим отсутствие симптома «каталепсия» (восковая ригидность) у детей при наличии других симптомов кататонического ряда. Несмотря на то, что дети с кататоническими симптомами встречаются регулярно, мы ни разу не видели именно восковой ригидности.

      brainstormwiki.org

      Шизофрения у детей

      Детская шизофрения – психическая болезнь, протекающая хронически. Характеризуется нарушениями, которые несут в себе признаки аутизма, выраженные сложностью общения с окружающими, отсутствием или снижением эмоциональности, а также наличием психопатологических симптомов – галлюцинациями, бредом и т.п.

      Статистика показывает, болезнь способна заявить о себе даже в грудном возрасте, однако в большинстве случаев диагностируется от семилетнего возраста. Шизофрения у детей в четырнадцатилетнем возрасте выявляется в 1.6 процентов случаев на тысячу.

      Детская шизофрения проявляется по-разному в зависимости от возраста. Первое, что замечают родители и окружающие ребенка люди – его замкнутость, отсутствие интереса к предметам, которые доставляли ему радость прежде, нарушение логики. До трехлетнего возраста присутствовать кататонические приступы. Ребенок начинает кружить, бегать, повторяя какую-то траекторию, сидя качаться в разные стороны или истерично смеяться или плакать.

      Для детей постарше характерно наличие тревоги, на фоне страха у ребенка нарушается логическое мышление, он замыкается, сокращая круг общения. Отказывается от контактов с друзьями, близкими родственниками, нежеланием разговаривать и находиться с родителями. После двенадцатилетнего возраста на фоне развития болезни происходят бред и галлюцинации.

      Шизофрения характеризуется отсутствие эмоциональности. Ребенок может оставаться абсолютно безучастным и не проявлять никаких эмоций, когда окружающим смешно, например, от шутки или эпизода в фильме. Более тяжелый вид шизофрении – олигофреноподобная. Случается лишь в тех случаях, когда происходит нарушение познавательных способностей. Как правило, диагностируется у детей, страдающих данной болезнью с первых лет жизни.

      Конкретно о патологиях, сопутствующих заболеванию и в чем они выражаются:

      • Паранойя – уверенностью ребенка в том, что все окружающие, включая родителей, говорят и судят о нем как о плохом человеке.
      • Галлюцинации – видением образов, вещей, предметов, которых в реальности не существует.
      • Неряшливость – безразличием к гигиене, отказ от умывания, мытья рук, ношение нестиранной или не выглаженной одежды, отход ко сну на полу.
      • Тревожность – жалобами на присутствие инопланетян, монстров, чудовищ, притаившихся в доме и т.д.
      • Капризность – затяжной истерикой при отказе купить ему что-либо.
      • Нарушение речи – потерей (внезапно или постепенно) способности к диалогу, когда ребенок, который мог изъясняться простыми предложениями, вдруг лишается этой способности.
      • Родителям надо знать, шизофрения у детей диагностируется не по указанным выше симптомам, они весьма условны, а специалистом. Поэтому самостоятельно определять наличие болезни не рекомендуется.

        Хотя болезнь известна давно, но еще недостаточно изучена. Многочисленные исследования в этой области показывают, что детская шизофрения может быть спровоцирована следующими факторами:

      • наличием этого заболевания у близких родственников;
      • поздней беременностью. С возрастом беременной возрастает риск рождения малыша-шизофреника, например, у сорокалетних он возрастает до 50 процентов.
      • условиями жизни ребенка. Шизофрения у детей может развиться при сильных стрессах, таких как развод родителей, тиранство в воспитании.
      • недоедание беременной. Провоцирующим фактором выступает именно регулярное недоедание, или проще голодовка, а не скудное питание.
      • наркотики, алкоголь, препараты психотропного действия. Злоупотребление ими также способно спровоцировать развитие шизофрении.
      • Конечно, наличие какого-либо фактора у ребенка – не повод утверждать, что он нездоров. И от больных шизофренией рождаются вполне здоровые дети, и у питающейся «хлебом да квасом» беременной может родиться упитанное дитя. При возникших подозрениях – следует обращаться только к врачу.

        Шизофрения у детей лечится комплексно – наряду с применением лекарств, проводятся групповые занятия с психологами, логопедами, а также индивидуальные – на дому. Кроме этого используется творческая терапия. О комплексном подходе подробнее:

        Антидепрессанты, нейролептики. Современные препараты, в отличие прежних аналогичных средств, более мягко корректируют психическое состояние ребенка и эффективно купируют приступы шизофрении, не сдерживают умственное и физическое развитие. Однако существенным недостатком препаратов последнего поколения является необходимость постоянного контроля инсулина, так как их прием повышает риск развития сахарного диабета.

        Нейролептические препараты способствуют уменьшению патологических проявлений расстройств психики. Врожденная недостаточность нервной системы в большинстве случаев присуща детям, страдающим шизофренией в раннем возрасте. Стандартную схему лечения нейролептиками необходимо дополнять ноотропными препаратами:

        Это снизит побочные эффекты нейролептиков, например, судороги, тремор конечностей, заторможенность

        Они эффективно избавят ребенка от серьезных признаков болезни, А вот от тревожности целесообразно назначение Левомепромазина. Если шизофрения у детей имеет смазанную клинику, симптомы проявляются не остро, назначаются более мягкие нейролептики – Эглонил, Сонапакс.

        Сеансы психотерапевта

        Необходимо, чтобы ребенок старше семи лет, осознавая свою особенность, принял диагноз и смирился с этим. Прекрасно помогают групповые занятия – они учат детей правилам общежития, без посторонней помощи глушить приступы агрессии, подготавливают к социуму.

        Хотя заболеванию присуща хроническая форма, в большинстве случаев многие ее симптомы удается с помощью комплексного лечения держать под контролем.

        При ухудшении здоровья родители не должны оказываться от помещения ребенка в стационар. Это позволит своевременно и эффективно оказать необходимую помощь.

        В нашей стране если ты не такой как большинство, значит ты ненормальный, а чем шизофрения на ранних стадиях отличается от аутизма? Не задумывались над этим, я несколько раз проходил обследование в психиатрической клинике, и наблюдал как взрослые люди вытворяют такие вещи… Со мной лежал парень, его звали Александр 30 лет, в разговоре умный парень, работал бухгалтером, заработался до такой степени что у него случился приступ, вызывали скорую помощь. Сказали на почве стресса, ага как же, готовил годовую отчетность. Как он описывал свои приходы, чтобы для нас простых обывателей это было понятно:

        Ты не можешь заснуть одну ночь, вторую ночь, тебе плохо, ты вялый, сонный, но не засыпаешь, и в результате не достаточности серотонина, на 3-4 бессонную ночь, начинаются творится интересные вещи. В его случае он начинал слушать голоса двух женщин, не просто слышать он мог с ними разговаривать. И более того пересказывал их истории.

        Я это слушал так в пол уха, не придавая этому значения, но в обеденный перерыв, он лежал на кровати и смотрел в потолок, а когда я его отвлекал по каким нибудь вопросам, он отвечал. Сейчас, я договорю… (хотя он лежал молча, но мог улыбаться, как будто слушал интересную историю.)

        Отличие и сходство аутизма и шизофрении

        Шизофрения и аутизм - это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении - в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.

        Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.

        Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина - основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.

        Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.

        Детские психозы

        Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.

        Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.

        Общие клинические особенности

        Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность - общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.

        Существует два основных критерия для аутизма:

      • постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
        ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
        Основными критериями для шизофрении выступают:
      • галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
        негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
        Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.
      • Особенности аутического расстройства

        Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:

      • нарушение исполнительных функций;
      • проблемы с абстрактным мышлением;
      • неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.
      • Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.

        Шизофреническое расстройство

        Шизофрения - это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

        К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

        На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

        Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

        Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

        Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

        Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

        Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

        Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

        Проблемы диагностики

        Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:

      • более поздний возраст развития отклонений;
      • меньшее влияние на интеллектуальные способности;
      • легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
      • усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
      • периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.
      • У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.

        Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.

        Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.

        За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.

        Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.

        Аутизм это детская шизофрения

        Хочу рассказать про дурацкие диагнозы в детской психиатрии.

        Вообще их есть целый список у меня, но буду по одному выдавать. Диагноз — очень важная вещь. Диагноз — это не только выбор терапии, не только понимание того, что с человеком происходит. Это еще и отношение.

        В учебниках середины 20го века можно было увидеть фотографии людей с психическими расстройствами (как правило люди эти выглядели очень неприглядно – растрёпанные, с нелепыми выражениями лиц, одетые в больничные робы), которые были подписаны словами «эпилептичка», «шизорфеничка», «сифилитик», «олигофрен». Подобные образы, конечно, были связаны с общим отношением к людям в психиатрии. Пренебрежительное, опекающее и неуважительное отношение получали они в системе помощи и в целом от людей вокруг. Диагноз и название человека становился инструментом отношения к нему.

        Сейчас конечно врачи говорят так редко, чаще кулуарно, в учебниках такого не пишут. Но часто используют диагнозы, которые можно назвать именно плохими инструментами (я их называю «дурацкими диагнозами») которые соответственно определяют и плохое отношение к человеку.

        Один из таких диагнозов, который сам по себе дурацкий, да еще и тянет за собой ужасное отношение к человеку – «детская шизофрения». Вот про него сегодня немного расскажу.

        Идея очень простая – ребенок имеет шизофрению, но так как он маленький и у него не сформированы определенные психические умения (например, умение абстрактно мыслить и обобщать), шизофрения у него проявляется не так, как у взрослых. У взрослых шизофрения проявляется психотической симптоматикой (то есть бредом, галлюцинациями), а у ребенка будет проявляться в тех областях, которые ему по уровню развития доступна (например, искаженными эмоциями, нарушениями движения). В итоге такой подход, вот эта приставка «детская» оправдывает невероятные отличия в поведения людей с шизофренией от поведения тех детей, которым диагноз «детской шизофрении» ставят.

        В итоге диагноз «детская шизофрения» стали ставить (и продолжают ставить) в буквальном смысле всем, тем, кто ведет себя как-то странно и необычно. Странно двигается (взмахивает руками, раскачивается)? Шизофрения. Очень холоден и неэмоционален? Шизофрения. Слишком плохо себя ведет? Шизофрения. Выравнивает предметы в ряд и остервенело разглаживает складки на одеяле перед тем, как заснуть? Шизофрения.

        Это, конечно, все не так. От термина детская шизофрения отказались, его место на полке «история психиатрии» и пользоваться им нельзя.

        Что есть вместо?

        Во-первых, действительно есть шизофрения. Это заболевание с определенными (очень четкими критериями) диагностики. Это заболевание проявляется бредом и галлюцинациями и может быть любом возрасте – у детей, у подростков, взрослых и пожилых. Им всем поставят диагноз шизофрении, но, конечно, не будут уточнять, что у них какая-то особенная подростковая или пожилого возраста шизофрения. Да, шизофрения у детей бывает очень редко (примерно 1 на 10-15 тысяч), но бывает и именно в том виде, в котором бывает у взрослых, с такими же проявлениями.

        Но чаще же то, что называют детской шизофренией является одной из ситуаций расстройств аутистического спектра. Единственное, что будет объединять людей с шизофренией и людей с РАС является некоторая необычность и странность поведения, все остальное же будет совершенно разным. У людей с РАС нет бреда и нет галлюцинаций, у них нет приступов обострений, которые характерны для течения шизофрении.

        В-третьих, детской шизофренией часто называют обсессивно-компульсивное расстройство. Это нарушение при котором у человека есть очень много навязчивостей (повторяющиеся воспоминания, мысли, импульсы, которые при этом по тем или иным причинам мешают) и много ритуалов (то есть действий, с помощью которых они эти навязчивости пытаются прогнать).

        В-четвертых, часто наличием детской шизофрении объясняют выраженные расстройства поведения. Это ситуации, когда у человека какое-то очень сильно проблемное поведение, когда очень высокий уровень протестов, агрессии, когда есть малопонятные побеги или воровство в большом масштабе. Как правило механизмы этих проблем поведения довольно понятны (наличие высокого уровня импульсивности, СДВГ у ребенка, не очень высокий интеллект, сложная домашняя и школьная ситуация, наличие депрессии), но почему-то вместо того, чтобы разбираться в том, что именно человека приводит к такому поведению, могут поставить такой вот диагноз и все начать объяснять тем, что человек, мол, «сошел с ума».

        Ну и в-пятых, часто диагноз «детской шизофрении» могут получить люди с не очень простыми характерами и формирующимися особенностями личности, особенно тогда, когда их формирование связано с проблемным поведением. Например, я встречался с тем, что подростку с эмоциональной неустойчивостью (это иногда называют пограничным расстройством личности), поставили диагноз шизофрении из-за нередко встречающихся при пограничном расстройстве личности резких интенсивных перепадов настроения.

        И, конечно, есть и в-шестых и в-седьмых, и в-восьмых. Вообще эта концепция детской шизофрении (с невероятно размытыми границами) очень предрасполагает к тому, чтобы ей обзывали все на свете. Будет проще тогда, когда на использование этого термина будет наложен строгий запрет.

        Коррекционная работа с детьми с аутизмом

        в психологическом центре Просвет.

        Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом. .

        Наряду с ранним детским аутизмом, как особая категория расстройства развития в МКБ-10 выделяется атипичный аутизм. В отличие от раннего детского аутизма, он либо начинается в ином возрасте, либо характеризуется отсутствием некоторых важных признаков. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, а также у детей с атипичными детскими психозами.

        Клиническая диагностика детей с ранним детским аутизмом является чрезвычайно сложным процессом. Для правильного установления диагноза необходимы обширные и тонкие клинические и клинико-психологические исследования. К их числу, прежде всего, следует отнести структурированный анамнез, обязательное неврологическое и соматическое обследование, электроэнцефалографическое обследование, проверку зрения и слуха, в некоторых случаях хромосомный анализ. Желательно получение заключения от психолога, который наблюдает за ребенком и использует специальные методы психологической диагностики.

        Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особую важность дифференциальной диагностики раннего детского аутизма, так как аутистические проявления могут наблюдаться также при ранней детской шизофрении, умственной отсталости, задержке психического развития и других вариантах психического дизонтогенеза.

        Е. С. Иванов справедливо акцентирует внимание именно на ранней диагностике детского аутизма, задачей которой должна быть дифференциация РДА от синдромов аутизма при других заболеваниях и состояниях психического недоразвития. По мнению автора, дифференциальная диагностика должна быть основана на знании ядерных проявлений РДА как искаженного психического развития, на знании этапов нормального психического развития ребенка. Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно, а симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. В случае затруднения в постановке диагноза, подчеркивает автор, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и специального психолога.

        В. Е. Каган выделяет следующие дифференциально-диагностические признаки детского аутизма от шизофрении в детском возрасте (см. табл. 3).

        Таблица 3 Различия раннего детского аутизма и детской шизофрении

        Ранний детский аутизм

        Шизофрения в детском возрасте

        Отсутствие бреда и галлюцинаций у детей с РДА (даже в юношеском возрасте) Наличие бреда и галлюцинаций
        Детский аутизм достоверно преобладает у мальчиков При шизофрении распределение по полу равномерно
        В семьях аутистов редки случаи заболевания родственников шизофренией У детей, страдающих шизофренией, шизофрения диагностируется в родителей в 10 раз чаще, чем у детей с аутизмом
        Более высокий социальный статус родителей Более низкий социальный статус родителей
        Ремиссии и рецидивы отсутствуют Имеют место ремиссии и рецидивы
        В анамнезе чаще пренатальные осложнения Доминируют наследственные факторы
        Период нормального развития ребенка отсутствует Ребенок развивался нормально и затем заболел
        Задержка в развитии социальных отношений Активный уход от реальности

        К. С. Лебединская предлагает использовать два важных диагностических критерия отличия раннего детского аутизма от шизофрении. Для шизофрении характерны следующие признаки:

        Хотя бы короткий промежуток времени - нормальное психическое развитие, предшествующее возникновению аутизма;

        Признаки прогродиентности (прогрессирования заболевания) в виде нарастания психического дефекта: углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков.

        Как отмечалось выше, одновременно с Каннером и независимо от него австрийский психиатр Г. Аспергер описал состояние, названное им «аутистической психопатией». По мнению Аспергера, «ядро личности» у описываемых им детей было сохранено [цит. по: Каган, 1981]. В свою очередь, Ван Кревелен выдвинул предположение, что ранний детский аутизм является результатом органического поражения мозга у лиц, предрасположенных к аутистической психопатии. Автор выделил различия между инфантильным аутизмом и аутистической психопатией [цит. по: Каган, 1981, с. 20].

        Таблица 4. Различия раннего детского аутизма и синдрома Аспергера

        Ранний детский аутизм

        Аутистическая психопатия

        Выявляется сразу после рождения на первом году жизни Странности отмечаются на 2-3 году жизни и особенно ясно проявляются в первые годы обучения в школе
        Ходить начинает раньше чем говорить Речь проявляется раньше ходьбы
        Встречается у мальчиков и девочек Чаще встречается у мальчиков
        Познавательный дефект Дефект интуиции
        Плохой социальный прогноз Хороший социальный прогноз
        Речь не имеет коммуникативной функции Речь используется как средство общения
        Нет зрительного контакта, не замечает других людей Зрительный контакт беглый, избегает чужого взгляда
        При госпитализации нет тоски по дому При госпитализации есть тоска по обстановке дома, но не по людям («ностальгия кошек»)
        Интеллектуальные проявления бедны Хорошие общие и специальные способности
        Поведение беспокойно Поведение странно

        Д. Вебер выделил следующие дифференциально-диагностические критерии различения синдрома Аспергера и раннего детского аутизма :

        Отсутствуют нарушения в развитии речи у детей с синдромом Аспергера, характерны для детей с синдромом Каннера;

        Синдром Аспергера представляет собой личностное расстройство с относительно рано закрепившимися стабильными особенностями, которые претерпевают лишь количественное изменение, в то время как синдром Каннера характеризуется большей вариабельностью и наклонностью к качественным изменениям. Не менее важной является дифференциальная диагностика раннего детского аутизма от умственной отсталости.

        У 20-летнего голландца, который ранил ножом мальчика из России, аутизм. Об этом сообщили СМИ. Буквально несколько месяцев назад журналисты объявили, что аутистическое расстройство — синдром Аспергера — было и у «ньютаунского стрелка» Адама Ланзы, который убил 26 человек в школе в Коннектикуте.

        Еще раз подчеркнем: насчет связи аутизма и агрессии не стоит делать поспешные выводы. И напоминаем колонку доктора медицинских наук, профессора, председателя Экспертного совета фонда «Выход», которую мы публиковали после событий в Коннектикуте.

        Для врача абсолютно очевидно, что связи между аутизмом, в данном случае синдромом Аспергера, и агрессией быть по определению не может. Аспергер – не шизофрения. Это просто особенность развития: что-то в человеке развивается быстрее, что-то – чуть медленнее. Вот, например, при шизофрении есть такое понятие, как бред. Человек может, допустим, услышать некие голоса, которые призовут его совершить убийство. Да, такой человек опасен. Это так называемое процессуальное заболевание. А синдром Аспергера – это заболевание развития. И оно не может быть причиной поведения, при котором человек начинает убивать. Такого не бывает никогда.

        Конечно, у аутистов резко снижено то, что мы называем эмпатией. У них страдают зеркальные нейроны головного мозга, которые отвечают за узнавание чувств другого человека. Но это выражается просто в том, что аутист не будет сопереживать вашим ощущениям. И это не значит, что он не поймет, что вокруг происходят трагические события. Если любой аутист видит убитое животное, он так же реагирует и переживает.

        Я занимаюсь аутистами 15 лет, и за это время не слышал ни одного случая намеренного злодеяния по вине аутиста. В литературе такие случаи тоже не описаны. Наоборот, это люди чрезвычайно миролюбивые. Если вокруг аутиста нарушается привычный порядок вещей – да, будет истерика. Допустим, ребенок идет в школу, а там по дороге выкопали канаву. И надо пойти по временному мосту или найти другой путь. Это целая проблема: сбит стереотип, нарушен привычный маршрут. Ребенок будет кричать и требовать восстановить, как было. Но это никак не связано с намерением причинить кому-то зло.

        Когда я прочитал в новостях, что причиной расстрела в школе в Ньютауне называют аутизм, я был в шоке. Теперь самих наших аутистов придется от агрессии защищать.

        Доклад доктора медицинских наук, профессора Касаткина Владимира Николаевича «Здоровье в зеркале цели» на Всероссийской конференции «Психологи здоровья: спорт, профилактика, образ жизни».

        <\> код для сайта или блога


          Александр

          Странно, что доктор Касаткин, не являясь специалистом по психиатрии, а в частности и детскому аутизму, комментирует столь серьёзные вопросы.

          Виноградов имеет аутистический спектр и шизофрению, в России аутизм фактически диагностирует детскую щизофрению. Адам Ланза-аутист. Брейвику поставили синдром Аспергера-высокофункциональный аутизм. Нужно не замалчивать проблему, а решать ее. В Америке эпидемии расстрелов в школе совершали дети с ММД (СДВ, СДВГ), аутизмом, синдромом вегетативной дисфункции (соматоформные расстройства вегетативной нервной системы), посаженные на психотропы.

        1. Persiwall

          Причиной агрессии, по всей вероятности, являлись наркосодержащие препараты, а не сама болезнь, как таковая. Если даже здорового человека накачать подобными средствами, он превратится в идиота.

          Галина

          Аутизм — не причина преступлений. Причина в воспитании таких людей (детей). Смотрите глубже. Мать Брейвика -неоспоримая преступница по отношению к своему ребенку, нежели сам Брейвик. Воспитывая таких детей, просто надо быть максимально правильным (если можно так сказать). А нынче социальная жизнь, повышенный уровень тревожности и агрессии населения не споособствуют нормализации не только аутистов, но и обычных людей? И что есть норма сегодня?…

          Елена

          Я уже столько лет пытаюсь разобраться что же с моим сыном, что у него — аутизм или шизофрения? В психдиспансерах Украины всем людям с аутическими чертами ставят диагноз — шизофрения.

          Елена

          продолжение коментария: Но и лечат таких людей исключительно от шизофрении. А результаты лечения очень плачевны и даже трагические…. Вот пытаюсь сама разобраться, без специалистов.. Но оказывается, что и интрнет не дает мне всех ответов… Либо случай у нас особый, либо…. я дура…



    Рассказать друзьям