В современной культуре распространены такие явления, как нездоровое питание и недостаток физической активности. Этому подвержены и дети. Эксперты утверждают, что современные дети – это первое поколение, которое имеет более слабое здоровье, чем их родители.
Более того, когда нездоровое питание совмещается с сидячим образом жизни и особенностями нашей культуры, в которой эталоном является худое тело, все это приводит к расстройствам пищевого поведения. Согласно статистике, ими страдают 23 % современных девочек и 6 % мальчиков. Поэтому расстройства пищевого поведения представляют опасность для молодого поколения. К счастью, родители в силах их предотвратить, но для этого необходимо вмешаться как можно раньше. Вмешательство в юношеском возрасте, когда дети отстаивают право на самостоятельность, менее эффективно.
Что можно сделать, чтобы предотвратить расстройства пищевого поведения у ребенка? Прежде всего, помогите ему развить здоровое тело и здоровое отношение к нему.
1. Помогите ребенку сформировать правильное отношение к своему телу
Следует любить свое тело, независимо от того, что вы видите в зеркале. Но под влиянием современной культуры у многих из нас возникает навязчивая идея быть худым. Мы сильно осуждаем себя за несоответствие этому идеальному образу. Поэтому, когда мы видим, как ребенок начинает набирать вес, включается все наше самоосуждение, и мы проецируем его на ребенка, беспокоясь, что он будет всю жизнь бороться с лишним весом. К сожалению, дети перенимают наши страхи и делают вывод, что с ними что-то не так. Родителям следует развить более здоровое отношение к собственному телу, чтобы не передавать чувство стыда и неполноценности своим детям.
2. Объясните ребенку, как средства массовой информации пропагандируют идеальный образ тела, не имеющий ничего общего с реальностью
Объясните, что изображения моделей на обложках глянцевых журналов всегда обработаны в «Фотошопе» и попросту нереалистичны. Расскажите, как современная индустрия красоты устанавливает нереалистичные стандарты красоты, на которые впоследствии начинают ориентироваться люди. Поговорите с ребенком о том, что красивая внешность сама по себе еще не делает человека счастливым.
3. Покажите ребенку пример хорошего питания
Признайте, что ребенок во всем берет пример с вас. Если вы пьете газированные напитки, ваши дети тоже будут это делать. Если вы предпочитаете погрызть морковку, а не чипсы, чтобы перекусить, ваши дети тоже будут это делать. Все ваши плохие и хорошие привычки дети перенимают у вас. Хотите ли вы изменить своего ребенка и защитить его от плохих привычек? Измените свои привычки. Здоровье, хороший жизненный тонус и внешний вид станут вам дополнительной наградой вдобавок к хорошим привычкам ваших детей.
4. Не говорите о диетах
Не придерживайтесь никаких диет, просто употребляйте здоровую пищу. Сделайте физические упражнения постоянной частью повседневной жизни в вашей семье. Исследования показывают, что диеты не дают необходимого результата, а только приводят впоследствии к объеданию. Кроме того, диеты могут изменять химический состав организма, из-за чего человек может снова набирать вес, а сбросить его в следующий раз будет гораздо сложнее. Только постоянное здоровое питание и физическая активность помогает сохранять оптимальный вес тела.
Если вы хотите научить ребенка самоконтролю, начните с того, что научите его прислушиваться к собственному телу. Голоден ли он или много ест просто по привычке? Если ребенок просит у вас сладости, вместо того, чтобы говорить «нет», скажите ребенку, что вы купите ему их в следующий раз: «Кондитерская будет здесь всегда. Мы будем приходить сюда в особых случаях, а не каждый день». Как показывают исследования, такой подход учит ребенка принимать более взвешенные решения, в то время как простой отказ приводит к тому, что ребенок испытывает сильное желание получить сладости и, как следствие, переедает, когда вы покупаете ему их.
5. Не насмехайтесь над ребенком, если он набрал лишний вес – этим вы задеваете его самооценку
Вместо этого приучите его к регулярной физической активности и уменьшите количество сахара в его рационе. Если вы решите, что ребенку следует сбросить вес, специального рациона должны придерживаться все члены семьи. Изменение привычек в питании всем дается с трудом, поэтому не следует ожидать, что ребенок откажется от угощений, которые будут есть все остальные члены семьи.
6. Узнавайте больше о питании
За последнее столетие увеличилось количество людей, страдающих от избыточного веса, и этот процент продолжает расти. Вместе с тем растет и процент различных заболеваний. Причины – сидячий образ жизни, постоянные стрессы, переедание и выработанная в процессе эволюции склонность есть больше в периоды достатка.
Однако диетологи утверждают, что главная причина избыточного веса – обработанные продукты. В последнее время люди потребляют меньше насыщенных жиров и больше обработанных продуктов. Современные продукты имеют длительный срок хранения. Они вкусные, но при этом менее полезны. В их приготовлении используются гидрированные жиры, консерванты, кукурузный сироп и углеводы, лишенные своих питательных свойств. Все это очень вредно для организма и приводит к хроническим заболеваниям, когда мы становимся старше. Но даже с детства они вызывают привыкание и воспалительные процессы в организме.
И, конечно же, большинство обработанных продуктов содержат сахар. Исследования показывают, что более 10 % ежедневно потребляемых калорий мы получаем из добавленного сахара, что отрицательно влияет на весь организм. В результате в организме откладывается больше жира, чем под влиянием других углеводов.
7. Откажитесь от нездоровой пищи и не делайте запасов еды
Не употребляйте нездоровую пищу и не запасайтесь едой, за исключением особых случаев. От этого может пострадать вся семья. Если дети видят, как взрослые едят нездоровую пищу, они последуют их примеру. Они будут есть все подряд, иногда тайком. У многих девочек-подростков развивается булимия, когда они сначала тайком едят мороженое, а затем у них начинается рвота.
8. Поощряйте ребенка есть овощи
Детям обычно не нравятся новые блюда с первого раза. Но рано или поздно они привыкают. Исследования показывают, что дети с большей готовностью едят блюда, которые им уже знакомы.
9. Привлекайте ребенка к занятиям спортом
Каждому ребенку нужна регулярная физическая активность. Когда девочки занимаются спортом, они начинают позитивно относиться к своему телу, и такое отношение сохраняется у них на протяжении всей жизни. Когда дети находят вид спорта себе по душе, высока вероятность того, что это увлечение останется с ними на долгие годы. Вместо того чтобы говорить ребенку, что заниматься спортом необходимо для похудения, скажите ему, что спорт меняет биохимию организма и делает нас здоровее и счастливее. Приучите родных к совместным занятиям спортом всей семьей каждые выходные.
10. Никогда не комментируйте внешность других людей
Если вы акцентируете внимание на том, как выглядят худые или полные люди, то ребенок делает вывод, что внешность – это важно, и начинает думать, что люди всегда обращают внимание на его внешность.
11. Если вы оставляете ребенка с няней, говорите ей, что можно есть ребенку, а что – нет
Слишком строгое отношение к ребенку вызывает у него
сильное желание тайком есть нездоровую пищу. С другой стороны, если няня будет позволять ему каждый день есть чипсы и пить газированные напитки, это сведет на нет все ваши попытки приучить его к здоровому питанию.
12. Воспитывайте ребенка
Воспитание ребенка поможет вам уменьшить вероятность появления у него избыточного веса во взрослом возрасте.
13. Снижайте уровень стресса
Дети, которые имеют высокий уровень гормонов стресса, менее здоровы физически. В том числе они склонны и к избыточному весу.
14. Меньше смотрите телевизор
Дети, которые ежедневно смотрят телевизор по 2 часа и больше, склонны к избыточному весу и повышенному уровню холестерина. Вероятно, причиной является не только сидячий образ жизни, связанный с просмотром телепрограмм, а и реклама вредных продуктов. Исследователи говорят, что дети сильно подвержены влиянию рекламы, поэтому во многих странах запрещена реклама, направленная для детей (в том числе и телевизионная).
Я поняла, что молчать дальше нельзя! И надо, обязательно, писать и на темы, которые многим не нравятся, вызывают протест. Нам часто свойственно делать то, что удобно не думая о последствиях. Я хочу вам рассказать, как современные родители, все чаще и чаще, гробят пищевое поведение своих детей, нанося колоссальный вред их здоровью. А заодно, может и для себя что полезное увидите и выводы сделаете!
О чем я хочу поговорить? О пищевом поведении детей и как его не нарушить! Я на днях говорила с научным руководителем своим, а он такой для меня источник свежих психологических новостей! Так вот, по последним данным возраст детских анорексий и булимии снизился до 8 лет (это момент когда ставят диагноз, к слову, 10 лет назад это было 14 лет и связывали с подростковым возрастом! И это конечно, ужасно! Факторов тут очень много. Я не буду сейчас вам рассказывать о степенях и стадиях заболеваний. Но удивлю, что симптомы это не обязательно рвота, а также расскажу, что делать что бы дети были здоровы! Конечно, ниже информация и о других формах нарушения пищевого поведения, более легких!
Начнем по порядку. У каждого ребенка несколько раз в день возникает чувство голода и появляется аппетит. Психологи это состояние как эмоциональное побуждение к приему пищи определяют. Причем чувствуя аппетит, малыш мысленно представляет, какое удовольствие принесет ему та или иная еда. Но существуют определенные расстройства аппетита, например, когда ребенок постоянно хочет кушать и безостановочно что-то жует, или он отказывается от всех видов пищи кроме одного, а бывает и так, что у ребенка полностью отсутствует аппетит и происходит полный отказ от пищи. Именно из-за такого расстройства аппетита у малыша и начинает развиваться анорексия.
Причем анорексия у ребенка может проявляться по-разному. Одни дети начинают плакать и просто отказываются садиться за стол, другие дети закатывают истерики и выплевывают еду, третьи круглыми днями едят только одно определенное блюдо, а у четвертых после каждого приема пищи начинается сильная тошнота и рвота. Но в любом случае это вызывает серьезное беспокойство у родителей, которые всеми силами пытаются накормить ребенка, что только сильнее усугубляет ситуацию.
Удовольствие от еды одно из базовых и лежит на дне (первом уровне) пирамиды маслоу. И что же делают родители, как они в первую очередь убивают это удовольствие. Догадались многие?
Да, включают мультики, игры, устраивают театр! Что происходит в этот момент? Мозг перестает фиксировать удовольствие от еды, ему проще и быстрее получить радость от мультика. Ребенок ест на автомате, в подсознание не закладывается важность происходящего!
Какие еще факторы? Однообразная еда! В определенный момент, дети начинают есть тот или иной вид продуктов, и родителям удобно. Это правда не очень страшно (со слов врачей) если этот период длиться 2-3 месяца. Дальше надо внимательно наблюдать за происходящим.
Частая еда и бесконечные перекусы. Иногда, чтобы ребенок не дергал и не отвлекал, ему постоянно что-то суют в рот. Не самый лучший момент. Количество потребляемой пищи за сутки должно быть четко регламентировано и соответствовать возрасту и весу.
Другая крайность - впихивать еду! Ребенок не хочет, но "Оставлять же Нельзя".
Неправильное воспитание родителей, постоянно удовлетворяющих любые прихоти и капризы малыша, которое приводит к чрезмерной избалованности ребенка и отказу от пищи.
Отношение родителей к процессу питания ребенка, постоянные уговоры или, наоборот, угрозы.
Негативные события, постоянно сопровождающие процесс потребления пищи. Внимание! Только в том случае, если родители постоянно ругаются на кухне, или грубо заставляют ребенка есть явно невкусную еду, то малыш рискует утерять позитивное восприятие пищи, и у него в дальнейшем просто не будет аппетита, так как не будет желания повторять свой негативный опыт, пережитый в раннем детстве.
Сильный стресс также способен вовлечь ребенка в первичную невротическую анорексию, которая, в зависимости от реакции взрослых, может пройти через несколько дней, а может остаться надолго. Таким стрессом может стать как сильный испуг непосредственно во время приема пищи, так и тяжелая жизненная ситуация, связанная с утерей близких, разлукой с мамой и т. д.
Что делать? По порядку!
Развлечения убирать, совсем, и сразу. Айпад или телевизор могут легко "Сломаться".
Кушать вместе с ребенком за столом! Создавая культуру потребления пищи.
За едой ведем только спокойные разговоры, без ссор! Позитив важен в этом очень.
Установить правильный пищевой режим в семье. Не нужно заставлять ребенка есть точно по часам, но и сильно сбиваться с графика тоже не стоит.
Если ребенок не хочет кушать, смело пропускайте прием пищи, чтобы к следующему разу малыш хорошенько проголодался.
Пища должна быть красивой, а трапеза должна быть интересной, сопровождаться приятными беседами за семейным столом.
Еда должна быть здоровой, но заставлять ребенка есть откровенно невкусные пресные блюда тоже нельзя. Ищите золотую середину.
Не показывайте малышу вкусные десерты, пока он не съест суп.
Не накладывайте слишком много еды в тарелку ребенку, чтобы он выходил из-за стола немного голодным, или просил добавки - это тоже неплохо.
Ни в коем случае не заставляйте его доедать, пусть лучше оставить часть порции на тарелке - это здравый подход к питанию, и не нужно ребенка от него отучать.
Следите за составом продуктов! Я всегда этикетки читаю! И прошу состав всего в магазине, это информация всегда должна быть у продавца! Часть пищевых добавок и стабилизаторов вкуса вызывают привыкания, и у детей это происходит очень быстро! Их перечень я ношу с собой в заметках в телефоне и вам советую! Найти их можно в любой поисковой системе! Лариса Суркова.
Еда – неотъемлемый компонент жизни любого человека. Посчитайте, например, сколько времени в сутки уходит у вас на приемы пищи и ее приготовление, а также на бытовые проблемы, связанные с едой – приобретение продуктов и новой кухонной бытовой техники, организацию семейных праздников-застолий и т.п.
Психология повседневного питания, в принципе, сводится к двум понятиям: «вкусно» и «полезно». Часто эти слова становятся антагонистами: «полезно» - значит невкусно, несладко, ограниченно. «Вкусно» - значит празднично, неполезно, можно позволить себе любые излишества.
Это противоречие начинает формироваться еще в раннем детстве. Часто оно связано с тем, что родители и их дети питаются абсолютно разной пищей. Вот мама пытается накормить трехлетнего сына пресным овощным пюре и отварным мясом «потому что это полезно, ты скушаешь и вырастешь большим и сильным». В это время приходит с работы папа, и на столе появляется «взрослая еда»: тарелка хрустящей жареной картошки, благоухающий кусок жареного мяса, вкусный салат-оливье, густо заправленный майонезом. Родители забывают о том, что ребенок со временем воспримет их пищевые привычки. «Да, мама говорит, что все это не очень полезная еда, но зато какая вкусная! А я маленький, у меня в тарелке полезная и невкусная еда. Когда я вырасту, то буду всегда только вкусную еду кушать!» - такая мысль, скорее всего, придет в голову ребенку. Другой пример: ребенок разбил коленку и капризничает, или устал во время долгой прогулки, или ведет себя беспокойно в незнакомом месте. Как его успокоить? Самый простой вариант – отвлечь его чем-нибудь необременительным для мамы и приятным. Например, дать конфетку. Двух-трех таких моментов станет достаточно, чтобы выработать у ребенка стереотип: «конфета – это сладко, вкусно, хорошо, спокойно, и мама мной довольна». Хорошим подкреплением этого стереотипа будет любое пищевое поощрение ребенка чем-нибудь вкусным за хорошее поведение, отличную оценку, помощь по дому. Вымыл за собой посуду, получил «пятерку» в школе - молодец, вот тебе шоколадка. Не выполнил – будешь наказан, никаких сладостей. То есть происходит искусственное формирование зависимости «если я хороший – то ем вкусно».
А хорошим в своих глазах хочет выглядеть каждый человек.
С возрастом проблема «вкусное - полезное» усугубляется. Девочка-подросток, например, может просто отказаться есть не нравящиеся ей крупяные каши, а мама только вздохнет: «Пусть ест что хочет, я тоже кашу не люблю и не ем…». Битва за полезную еду проиграна, ребенок вырос, и теперь сам выбирает еду для себя. Став взрослой, такая девочка вполне может начать «заедать стрессы», что чревато увеличением риска развития ожирения, сахарного диабета 2 типа, сердечно-сосудистых заболеваний. Хорошо, если ее жизнь сложится беспроблемно, с минимумом стрессовых ситуаций, а если нет?
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок имел проблемы со здоровьем или плохо выглядел на фоне своих сверстников. Ни один родитель не желает зла своему ребенку. Здоровье и красоту человек приобретает в детстве. И без положительного примера со стороны родителей никак не обойтись. Если не только ребенок, но и папа с мамой утром кушают кашу и в течение дня перекусывают фруктами, а не кондитерскими изделиями, велика вероятность того, что, став взрослым, этот ребенок будет отдавать предпочтение здоровой и полезной пище. Если у родителей утром – чашка кофе и сигарета натощак, – то ребенок вполне может перенять вредные семейные привычки и к 30 годам приобрести язву желудка и другие проблемы со здоровьем.
Правила, которые помогут сформировать у ребенка полезные привычки, связанные с едой.
1. Соблюдение режима питания.
Важно организовать режим дня ребенка таким образом, чтобы он кушал 4-6 раз в день примерно в одно и то же время. Перерыв между приемами пищи не должен составлять более 4 часов. Примерный режим питания может выглядеть следующим образом:
8-00 завтрак
10-30 утренний перекус
16-00 полдник
20-00 вечерний перекус
2. Организация правильно оборудованного места приема пищи.
Прием пищи должен проходить за красиво и правильно накрытым столом, в спокойной обстановке. На время приема пищи следует выключить телевизор и убрать другие отвлекающие факторы (игрушки, громкая музыка и пр.). Стол следует сервировать, поместив на него салфетницу, хлебную тарелку и другие предметы. У ребенка должна быть своя, индивидуальная посуда, которая ему нравится по форме и расцветке. Тарелки и чашка ребенка должны быть небольшого размера.
3. Соблюдение культурных правил поведения за столом.
С 3 до 6 лет происходит обучение ребенка правильному поведению за столом. Ребенок должен научиться сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Детей в возрасте 4-6 лет нужно приучать правильно пользоваться ложкой, вилкой и ножом. Ложку следует держать тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью. При пользовании вилкой следует объяснить ребенку, что если он накалывает вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если кушает пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку, зубцами вверх. При использовании столового ножа, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Нужно приучать ребенка не нарезать всю порцию сразу, а, отрезав кусочек, съесть его и только потом отрезать следующий.
Вырабатывайте у ребенка привычку тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать и не вставать из-за стола во время еды. Из-за стола можно выйти, окончив трапезу, спросив разрешения у старшего. Ребенок обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки.
Ребенок не должен принимать пищу в возбужденном состоянии, играть с посудой или игрушками, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками. Объясните ребенку, что это некрасиво и неправильно. Недопустимо развлекать ребенка во время приема пищи игрушками или просмотром телепрограмм, обещать вознаграждение за то, что он все съест.
4. Разнообразие в питании.
В рацион детей 3-6 лет следует своевременно включать разнообразные рекомендуемые для этого возраста продукты и блюда. Следует приучать ребенка кушать продукты, приготовленные по-разному: способом варки, запекания, тушения и т.д. Если ребенок капризничает и говорит: «Я это не буду есть», «Это невкусно», «Я этого не люблю», не заменяйте блюдо на привычное, а предложите ребенку попробовать небольшой кусочек нового блюда, красиво уложив его на детской тарелке и, по возможности, привлекательно украсив. Приучайте ребенка к мысли, что он должен кушать то, что положено на тарелку.
5. Не решайте за ребенка, какую пищу он любит.
Случается, что дети не едят ту пищу, которая не нравится их родителям. Особенно часто это относится к кашам, молочным продуктам, овощным блюдам, свежей зелени. Чтобы сделать рацион ребенка максимально широким по выбору продуктов, родителям не следует показывать своего отрицательного отношения к каким-либо блюдам. Хорошим решением проблемы будет совместное приготовление пищи вместе с ребенком. Ребенку можно предложить поиграть в поваров и помочь порезать овощи, перемешать салат, украсить тарелку с кашей свежими ягодами. После этого ребенок с удовольствием скушает то, что «сам приготовил», даже если эта пища не является для него привычной.
В меню ребенка обязательно следует включать блюда из «взрослого» рациона родителей, адаптировав их под детские, более диетические. Соответственно, меню родителей должно быть как можно более разнообразным и полноценным.
Не следует баловать ребенка «вкусными» с точки зрения взрослых членов семьи продуктами - сладостями, снеками, газированными напитками. Такая еда, как правило, является для ребенка лишней, малоценной по содержанию полезных пищевых веществ, слишком калорийной. Поощряя желание «съесть что-нибудь вкусненькое», родители добиваются формирования у ребенка пищевых нарушений, которые могут привести к перееданию и ожирению, нарушению работы желудочно-кишечного тракта и печени, к расстройствам поведения.
6. Не перекармливайте ребенка.
Не следует давать ребенку еды больше, чем он сможет съесть. Основной критерий того, ест ребенок достаточно или мало, - соответствие его возраста и росто-весовых показателей. Здоровый ребенок должен каждый год своей жизни иметь определенную прибавку в весе. Если же вес не увеличивается, либо увеличивается очень быстро, - это повод пересмотреть пищевые привычки как ребенка, так и его родителей.
Признаками перекармливания могут быть: наличие у ребенка избыточной массы тела, пристрастие к «мусорной» высококалорийной пище (сладости, фаст-фуд и пр.), регулярный и демонстративный отказ от еды вследствие нарушения нормальной работы органов пищеварения, регулярное переедание «до отвала» вследствие несоответствия размера порции возрасту ребенка.
7. Не заставляйте ребенка есть насильно.
При кормлении ребенка никогда не заставляйте его есть насильно. Пусть ребенок съест мало, но с аппетитом, столько, сколько ему хочется. Скорей всего, в следующий прием пищи он съест всю предложенную порцию и даже попросит добавки. Если ребенок плохо ест, следует избегать уговоров, запугиваний, обещаний и других отвлекающих от собственно принятия пищи моментов. Отрицательно влияют на аппетит ребенка разговоры взрослых о том, что он «плохо кушает», «ничего не ест». Подчеркнутое внимание и беспокойство родителей вызовут у ребенка лишь желание соответствовать представленному образу «малоежки».
Не кормите ребенка отдельно от других членов семьи. Ребенок, глядя на взрослых, будет копировать их поведение за столом и кушать с хорошим аппетитом.
8. Откажитесь от пищевого поощрения за хорошие действия.
Ребенок всю неделю вел себя хорошо, не капризничал, не доставлял хлопот – и родители в выходной день устраивают ему сладкий «праздник живота» или поход в Макдоналдс за примерное поведение. Не напоминает ли вам это действия дрессировщика в цирке, который поощряет кусочком вкусной пищи правильно выполненное действие своего питомца? Ребенок – не зверюшка, а родители – не дрессировщики. Человеку природа предоставила богатый дар – разумную речь, с помощью которой один человек может донести до второго свои мысли и чувства. Похвала для ребенка 3-6 лет – важный стимул для дальнейшего развития собственного «я». Развивайте в ребенке уверенность в собственных силах, чаще говорите ему: «Какой ты молодец!», «У тебя все получается», «Ты у меня самый хороший и умный», «Я тебе помогу, и мы все вместе сделаем». К сожалению, многие родители забывают про эти слова, взамен широко используя обидные для ребенка фразы типа «Ты ничего не умеешь», «Ты бестолочь», «Ты маленький и глупый», а в качестве поощрения – молчание и сладости. Это ограничивает возможности ребенка к духовному росту, проявлению самостоятельности и развитию полезных навыков.
Важно, чтобы для детей 3-6 лет воспитательные мероприятия в области формирования пищевого поведения проводились регулярно и в игровой форме. Поощряйте похвалой даже небольшое изменение пищевых привычек вашего ребенка в правильном направлении. Не забывайте, что ребенок учится, глядя на взрослых, перенимает их поведение в процессе общения и воспитания. Поэтому здоровое отношение к еде должно присутствовать у всех взрослых членов семьи без исключения.
Болезни органов пищеварения и расстройства питания занимают по частоте одно из первых мест среди всех заболеваний раннего детского возраста, особенно на 1-м году жизни. Частота, а также тяжесть поражения определяются анатомо-физиоло-гическими особенностями желудочно-кишечного тракта, нервной системы, состоянием обмена веществ у детей раннего возраста.
Следует, однако, иметь в виду, что при правильном вскармливании и уходе за ребенком, благоприятных условиях окружающей среды эти заболевания у детей раннего возраста встречаются крайне редко.
Термин «питание» следует рассматривать как понятие физиологическое, которое включает в себя совокупность процессов, происходящих в организме, которые ведут к построению новых тканей и поддерживают основной обмен: прием пищи, пищеварение, всасывание из кишечника, клеточный и тканевый обмен (ассимиляция и диссимиляция). Нарушение одного из указанных процессов влечет за собой расстройство питания.
Правильное питание имеет особенно большое значение в раннем детском возрасте в связи с усиленным ростом, который является биологической особенностью этого возрастного периода.
Нарушения питания могут происходить остро при острых расстройствах пищеварения и обозначаются как диспепсии-заболевания, сходные по основному симптому-остро возникающему поносу. В других случаях нарушения питания развиваются постепенно, в зависимости от ряда факторов эндогенного и экзогенного характера, их называют хроническими расстройствами питания, или гипотрофиями.
Заболевания желудочно-кишечного тракта являются частой патологией, особенно у детей раннего возраста. Распространенность их в нашей стране значительно снижена благодаря внедрению в практику рационального питания и других профилактических мероприятий.
На VIII Всесоюзном съезде детских врачей (1962) принята классификация заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста, которая нашла широкое применение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
I. Заболевания функционального происхождения
А. Диспепсии
1. Простая диспепсия
2. Токсическая диспепсия
3. Парентеральная диспепсия {как самостоятельное заболевание не регистрируется) Б. Дискинезии и дисфункции
1. Пилороспазм
2. Атония различных отделов желудка и кишок
3. Спастический запор
4. Частичный илеус
II. Заболевания инфекционного происхождения
2. Амебная (амебиаз) дизентерия
3. Сальмонеллезы
4. Кишечная ко.чиинфекция
5. Кишечная форма стафилококковой, энтерококковой и грибковой инфекции
7. Кишечная инфекция невыясненной этиологии
III. Пороки развития желудочно-кишечного тракта
1. Пилоростеноз, мегадуоденум, мегаколон
2. Атрезии (пищевода, отделов кишечника, ануса)
3. Дивертикулы и другие пороки развития
Остановимся вначале на заболеваниях функционального характера.
В настоящее время диспепсии (дословный перевод-несварение) встречаются значительно реже по сравнению с 30- 50-ми годами, что в основном обусловлено достижениями в области вскармливания детей. Чаще всего эти заболевания наблюдаются у детей 1-го года жизни, особенно до 6-месячного возраста.
Желудочно-кишечному тракту ребенка раннего возраста предъявляются большие требования в связи с интенсивным ростом и развитием. На 1 кг массы ребенок получает относительно больше пищи, чем взрослый, и это обуславливает высокую напряженность работы пищеварительной системы, когда развитие функциональных способностей еще не закончено. Кроме того, необходимо учитывать, что обмен веществ у ребенка раннего возраста чрезвычайно лабилен. Именно поэтому али-ментарные факторы играют большую роль в возникновении диспепсии у детей грудного возраста.
При грудном вскармливании диспепсии развиваются значительно реже, чем при смешанном и искусственном.
Различают две основные формы острой диспепсии: простую и токсическую.
Простая диспепсия
Простая диспепсия (несварение) чаще всего развивается при: 1) беспорядочном кормлении, несоблюдении интервалов между кормлениями; 2) нецелесообразном вскармливании-несоблюдение коррелятивных соотношений между белками, жирами, углеводами при введении прикорма; 3) недостаточном содержании витаминов в пище; 4) несоблюдении водного режима, особенно в жаркое время года; 5) перегревании и несоответствии одежды ребенка высокой окружающей температуре. Все указанные нарушения значительно чаще встречаются при смешанном и искусственном вскармливании.
Клиника. Общее состояние ребенка мало нарушается. В редких случаях наблюдается субфебрильная температура. В начале заболевания появляются срыгивания, а затем может быть рвота 1-2 раза в сутки. Это защитные реакции, благодаря которым часть избыточной или недостаточно переваренной пищи удаляется из желудка. Стул учащается до 6-8 раз в сутки, иногда больше, он жидкий, желтоватого или зеленоватого цвета с белыми комочками (известковые соли, жирные кислоты, бактерии), со слизью в виде прозрачных, стекловидных нитей, кислой реакции.
Наблюдается вздутие живота в связи с метеоризмом, сопровождающееся отхождением газов с неприятным запахом. Ребенок может быть беспокойным из-за болей при кишечных коликах. Язык сухой, обложен белым налетом.
Отмечается некоторое уменьшение массы тела. Продолжительность заболевания 5-7 дней, осложнений обычно не бывает. Течение простой диспепсии зависит в основном от своевременного и правильно проводимого лечения, от возможности устранения неблагоприятных факторов окружающей среды.
Лечение. Назначают голодную паузу с целью создания функционального покоя желудочно-кишечному тракту и устранения субстрата для бактериального разложения пищи. В течение 6-8 ч ребенок получает только жидкости из расчета 150- 170 мл/кг в сутки. Дают слабый чай, рисовый отвар, подслащенную воду, 5 % раствор глюкозы, настой шиповника, овощные отвары, изотонический раствор хлорида натрия и раствор Рин-гера. Питье дают небольшими порциями во избежание рвоты. После голода назначают грудное вскармливание с некоторым ограничением длительности (7-10 мин) каждого кормления на протяжении 2-3 дней. Недостающее количество пищи восполняют питьем. При искусственном вскармливании детей, особенно в возрасте до 6 мес, необходимо обеспечить сцеженным женским молоком. Только при полном отсутствии женского молока назначают кислые смеси (ВРМК, В-кефир). В первые 2 дня дают приблизительно половину, а затем ^з обычного количества
пищи на каждое кормление и общий объем дополняют введением питья.
В дальнейшем ежедневно увеличивают количество пищи с учетом общего состояния ребенка. После нормализации стула и аппетита переходят на соответствующую возрасту пищу. Прикорм вводят также небольшими порциями.
Из медикаментозных средств назначают витамины группы В и С раствор хлористоводородной кислоты с пепсином (Acidi hydrochlorici diluti 1 мл, Pepsini 1,5, Aq. destill. 100 мл) по 1 чайной ложке 3 раза в день до еды или желудочный сок (Succus gastrici naturalis) no "/2 чайной ложки, растворив в 5- 10"мл воды, 3 раза в день до еды. Одновременно проводят лечение сопутствующих заболеваний-рахита, гипотрофии и др. Необходимо также устранение дефектов ухода, способствовавших заболеванию.
При отсутствии парентеральных очагов инфекции (средний отит, пневмония, стоматит) назначать антибиотики или сульфа-ниламидные препараты не следует.
Токсическая диспепсия
Токсическая диспепсия, как и простая, вызывается в большинстве случаев нарушениями алиментарного характера и является функциональным заболеванием. Однако между простой и токсической диспепсией имеется существенная разница: при простой диспепсии нарушается функциональная деятельность жёлудочно-кишечного тракта, общее состояние нарушается относительно мало, при токсической диспепсии страдает весь организм, в патологический процесс вовлекается нервная система, глубоко нарушается обмен веществ-развивается «катастрофа обмена».
Токсическая диспепсия может развиться из простой диспепсии под влиянием ряда экзогенных и эндогенных факторов (слишком короткая голодная пауза, слишком быстрый переход к обычной пище, недостаточное обеспечение жидкостью, нерациональное вскармливание, перегревание, погрешности ухода и др.). В то же время некоторые педиатры считают, что токсическая диспепсия (токсический синдром) может возникнуть при любом заболевании в ответ на воздействие микробных токсинов или нефизиологических продуктов разложения пищи.
Клиника. Клиническая картина токсической диспепсии сходна с проявлениями токсического синдрома, возникающего при любой кишечной инфекции у детей раннего возраста. Общее состояние больных с токсической диспепсией всегда тяжелое. Рвота становится частой и неукротимой, наступает даже от ложечки воды. Стул тоже частый, водянистый, с большим радиусом смачивания пеленки, не содержит каловых масс. Быстро и параллельно развиваются симптомы токсикоза и эксикоза
(обезвоживание). Начальное возбуждение сменяется вялостью, адинамией, временами наступает затемнение или потеря сознания, появляются стереотипные движения языком, руками, возникает поза «дирижера» или «фехтовальщика», отмечаются маскообразность лица, остановившийся, устремленный вдаль взгляд, редкое мигание. Конъюнктивальный рефлекс и зрачковая реакция на свет слабеют и угасают. Сухожильные и кожные рефлексы также ослабевают. Бледность кожных покровов вследствие спазма сменяется цианотичной мраморностью (стазы) или багровыми пятнами на задней поверхности тела и конечностей. Пульс частый, слабого наполнения, а иногда его трудно определить. Тоны сердца значительно приглушены, особенно I тон на верхушке.
Дыхание в начале учащенное, поверхностное, затем становится глубоким, без пауз (дыхание «загнанного зверя»).
Наряду с проявлениями токсикоза появляются признаки обезвоживания организма ребенка. Уменьшение массы тела за 1-2 сут может достигать 500-800 г и даже больше. Отмечается падение тургора тканей, кожа становится сухой, собирается в плохо расправляющиеся складки. Черты лица заострены. Большой родничок запавший, глаза ввалившиеся. Может наблюдаться некоторая пастозность и склерема, особенно на конечностях, что является показателем глубокого нарушения обмена веществ и трофики. Слизистая оболочка полости рта приобретает яркую окраску, склеры становятся сухими.
При токсической диспепсии может повышаться температура тела до 38-39°С вследствие интоксикации и обезвоживания организма. Однако обычно повышение температуры непродолжительное (2-4 дня); если оно затягивается, то следует думать об инфекции.
Диурез резко снижается, иногда может наступить анурия. В моче отмечается альбуминурия (до 1 г/л), цилиндрурия, иногда глюкозурия.
Развивается сгущение крови: увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов; СОЭ обычно низкая-1- 2 мм/ч.
Течение токсической диспепсии зависит от состояния организма ребенка и от своевременности рационального лечения. При правильном лечении токсикоз и эксикоз ликвидируются за 3-4 дня от начала лечения, полное выздоровление наступает через 2-3 нед.
Если 24-часовая голодно-водная пауза с обеспечением суточной потребности в жидкости не приводит к дезинтоксикации и если в течение нескольких дней сохраняется повышенная температура тела, то следует думать о кишечных инфекциях (коли-инфекния, сальмонеллез и др.).
Кроме того, при токсической диспепсии обычно имеется параллелизм между степенью токсикоза и эксикоза, при кишеч-
ных инфекциях такого параллелизма не наблюдается, превалирует то токсикоз, то эксикоз.
В прежние годы летальность при токсической диспепсии была очень высокой, в настоящее время при своевременной госпитализации больного ребенка и при своевременном полноценном лечении летальность исчисляется десятыми долями процента.
Лечение. При токсической диспепсии лечение осуществляют в стационаре. Борьбу с обезвоживанием (регидратация) и токсикозом проводятся по общим принципам лечения токсического синдрома (см, «Дизентерия и коли-инфекция»).
Голодно-водную паузу назначают на 12-20 ч, а иногда и дольше. Продолжительность ее зависит от выраженности токсикоза и состояния питания ребенка. Принципы проведения ее те же, что и при простой диспепсии, только жидкости дают чайными ложками по 5-10 мл через каждые 5-10 мин. После голодно-водной паузы назначают дозированное кормление. В 1-й день ребенок получает 100 мл сцеженного женского молока-по 10 мл (две чайные ложки) через каждые 2 ч, всего 10 раз в день. Недостающий объем пищи соответственно возрасту восполняют введением жидкости и путем вливаний. При прекращении рвоты, уже со 2-го дня лечения, ребенку можно давать овощные отвары (из капусты, моркови, картофеля): они богаты минеральными солями, щелочами, микроэлементами, имеют приятный вкус и усиливают секрецию желудочного сока. Количество женского молока увеличивают на 100-200 мл в сутки, соответственно этому объему вводимой жидкости уменьшают. К 3-5-му дню ребенок должен получать до 500 мл пищи, С этого времени его начинают прикладывать к груди на несколько минут 1-2 раза в день. При увеличении разовой дозы пищи до 50-60 мл интервалы между приемами пищи увеличивают до 2"/2, а затем до 3 и 3"/2 ч. Постепенно ребенка переводят на полноценное питание, соответствующее возрасту.
Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то необходимо обеспечить его донорским молоком, и только при его отсутствии применять кислые смеси. Дают их в таких же количествах и в такой же последовательности, как и сцеженное женское молоко.
Пилороспазм, пилоростеноз
Пилороспазм относится к дискинезиям и развивается в связи со спазмами мускулатуры привратника. Полагают, что это обусловлено обильным снабжением нервами пилорической части желудка.
Клиника. С первых дней появляется частая но необильная рвота. Количество выделенного при рвоте молока меньше количества высосанного ребенком при последнем кормлении. В отдельные дни рвоты может не быть. Ребенок периодами становится беспокойным. Кривая массы тела уплощается, посте-
пенно развивается гипотрофия, появляются запоры. Заболевание необходимо дифференцировать с пилоростенозом.
Лечение. Уменьшают количество женского молока на одно кормление и увеличивают частоту кормления до 8-10 раз в сутки. Рекомендуется перед кормлением 2-3 раза в день давать небольшое количество (1-2 чайные ложки) 8-10 % манной каши. Пищу матери необходимо обогащать витаминами, особенно группы В. Витамин b] дают ребенку по 0,005 г внутрь 2-3 раза в день или вводят внутримышечно (0,5-1 мл 2,5 % раствора 1 раз в день). Назначают атропин в разведении 1: 1000 (1-2 капли 4 раза в день) или аминазин (3-4 капли 2,5 % раствора на 1 кг массы тела в сутки в 3 приема). Рекомендуется пятачок из горчичника на область желудка перед кормлением. Для борьбы с обезвоживанием парентерально вводят солевые растворы и 5 % раствор глюкозы.
Пилоростеноз -порок развития желудочно-кишечного тракта. Заболевание встречается преимущественно у мальчиков. Мышечный слой привратника утолщен, плотной, хрящевой консистенции, просвет сужен.
Клиника. Заболевание развивается постепенно. Срыгива-ние, которое появляется у ребенка в возрасте 2-3 нед, переходит в обильную рвоту фонтаном. При этом количество рвотных масс превышает количество принятой до этого пищи. Длительная повторная рвота приводит к истощению и обезвоживанию организма ребенка. Одним из ярких симптомов является перистальтика желудка с приобретением им формы песочных часов, которая видна при кормлении ребенка или при поверхностной пальпации живота. У больного ребенка отмечаются редкое мочеиспускание, запоры, может наблюдаться диспепсический, «голодный» стул. Это состояние прежде всего следует дифференцировать от пилороспазма.
Пилороспазм
1. Рвота с рождения
2. Частота рвоты колеблется по дням
3. Количество молока, выделенного при рвоте, меньше количества высосанного молока
4. Запоры, но иногда стул самостоятельный
5. Число мочеиспускании уменьшено (около 10)
6. Кожа не очень бледная
7. Ребенок криклив
8. Масса тела не изменяется или уменьшается умеренно
9. Масса тела при поступлении больше, чем при рождении
Пилоростеноз
1. Рвота с 2-3-недельного воз-оаста
2. Частота рвоты более постоянная
3. Количество молока, выделенного при рвоте, больше количества высосанного молока
4. Почти всегда тяжелые запоры
5. Число мочеиспускании резко уменьшено (около 6)
6. Резкая бледность кожи
7. Ребенок спокоен
8. Резкое уменьшение массы тела
9. Масса тела при поступлении меньше, чем при рождении
Диагноз пилоростеноза подтверждается при рентгенологическом исследовании. Введенная в желудок бариевая кашица при пилороспазме через 4-5 ч оказывается в кишечнике, тогда как при пилоростенозе барий остается в желудке 24 ч и дольше, если не выделяется с рвотой.
Лечение пилоростеноза, как правило, оперативное.
В комплексном лечении токсической диспепсии огромное значение имеет тщательный индивидуальный уход за ребенком: широкий доступ свежего воздуха, тщательный уход за кожей и слизистыми оболочками, увлажнение склер глаз закапыванием стерильного масла, чистота белья, предметов ухода и др.
Когда ребенок выведен из состояния токсикоза, для повышения сопротивляемости организма применяют ферменты (пепсин с хлористоводородной кислотой, панкреатин), витамины группы В, апилак и др.
Гипотрофии
В понятие «хронические расстройства питания», или «дистрофия», входят патологические состояния, характеризующиеся либо избыточной, либо пониженной по сравнению с нормой массой тела. Первые формы носят название «паратрофия». Вторые формы, которые встречаются чаще, объединяют под названием «гипотрофия», они характеризуются похуданием, понижением переносимости пищи и понижением иммунитета.
Гипотрофии присущи детям раннего возраста (до 2 лет), у детей старшего возраста они возникают только при крайне неблагоприятных условиях.
Дети с гипотрофией особенно подвержены заболеваниям. Довольно часто гипотрофия является фоном, на котором тяжелее протекают все инфекционные и воспалительные процессы.
С повышением материально-культурного уровня населения, осуществлением систематического врачебного контроля за вскармливанием и развитием детей первых лет жизни, организацией широкой сети молочных кухонь значительно снизилась заболеваемость гипотрофиями среди детей раннего возраста. В настоящее время очень редко встречаются дети с тяжелыми формами гипотрофии (III степени), но гипотрофии легкой формы и средней тяжести (I и II степени) продолжают оставаться распространенными заболеваниями среди детей раннего возраста.
Причины гипотрофии у детей раннего возраста многочисленны и разнообразны, их условно можно разделить на следующие группы: 1) алиментарные; 2) инфекционные; 3) относящиеся к неблагоприятным условиям окружающей среды.
В прежние годы в этиологии гипотрофии ведущую роль играли дефекты вскармливания ребенка.
Наибольшее значение среди алиментарных причин гипотрофии имеет недоедание при нарушении правильного соотношения
отдельных ингредиентов в составе пищи. Недостаточное введение белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов может привести к развитию гипотрофии. Наибольшее значение имеет дефицит белка, который неблагоприятно отражается на росте и развитии организма, приводит к глубоким изменениям обмена, обусловливает нарушение ферментативных функций печени и других органов.
Дефицит витаминов (А, С, группы В и др.) может быть причиной возникновения гипотрофии, поскольку они являются регуляторами всех жизненных процессов; установлена их тесная связь с гормонами и ферментами.
Недостатки питания могут иметь различный характер, однако причиной гипотрофии при грудном вскармливании чаще всего является недоедание или частичное голодание, что может наблюдаться при недостаточном количестве молока у матери вследствие временной или постоянной гипогалактии. Иногда недостаточное количество молока ребенок получает или в результате наличия у него пороков развития (пилоростеноз, расщепление твердого неба, незаращение верхней губы, врожденный порок сердца, болезнь Гиршпрунга и др.), или вследствие дефектов молочной железы у матери (плоский, втянутый, расщепленный сосок, тугая грудь и др.).
Реже при грудном вскармливании могут наблюдаться отклонения качественного характера, когда количество материнского молока достаточно, но оно неполноценно по своему составу, главным образом по содержанию жира и белка.
Помимо недоедания, в возникновении гипотрофии имеют значение беспорядочное вскармливание, ранний прикорм без медицинских показаний, ошибки в технике вскармливания и др.
Значительно чаще дефекты вскармливания (количественного и качественного характера) играют этиологическую роль в развитии гипотрофии у детей, находящихся на смешанном и главным образом на искусственном вскармливании. Гипотрофия у таких детей чаще всего развивается при однообразном и длительном кормлении коровьим молоком, мучными продуктами. Гипотрофия может наступить и у детей, получающих в течение длительного времени сильно обезжиренную пищу.
Все алиментарные факторы имеют весьма существенное значение в развитии гипотрофии в 1-м полугодии жизни, но значительна их роль и в дальнейшей жизни ребенка.
В настоящее время благодаря широкому проведению профилактических мероприятий хронические расстройства питания алиментарной этиологии встречаются значительно реже. В последние годы основную роль в развитии этой патологии у детей раннего возраста стал играть инфекционный фактор. Наибольшее значение в возникновении гипотрофии имеют часто повторяющиеся острая респираторная инфекция и грипп, нередко дающие осложнения со стороны легких, ушей и почек.
Постоянное наличие гнойных очагов в организме ребенка ведет к нарушению обменных процессов.
Гипотрофия очень часто развивается у детей на почве инфекционных желудочно-кишечных заболеваний, особенно хронической формы дизентерии и коли-инфекции.
Непосредственной причиной гипотрофии у детей могут служить врожденные энтеропатии различного характера, в частности кистозный фиброз поджелудочной железы, целиакия, а также заболевание туберкулезом.
Инфекционный фактор играет большую роль в возникновении гипотрофии у детей 2-го полугодия жизни, особенно на 2-м году жизни. Этому способствует большой контакт детей с окружающими.
Плохие бытовые условия (тесное, сырое, плохо вентилируемое помещение), кутание, ведущее к перегреванию ребенка, неправильный режим дня, недостаточное пользование воздухом, отсутствие благоприятных условий для сна, педагогическая запущенность и многие другие дефекты организации окружающей среды могут обусловить развитие гипотрофии. Сочетаясь с нарушением режима питания, эти факторы обычно способствуют частым заболеваниям ребенка. Особенно легко возникают гипотрофии у недоношенных детей при малейших нарушениях в организации окружающей среды.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все перечисленные причины гипотрофии так тесно переплетаются между собой, так взаимно друг на друга влияют, что подчас трудно определить, что является первичным, а что вторичным.
Клиника. При развитии гипотрофии появляются функциональные нарушения в деятельности систем и органов (в первую очередь желудочно-кишечного тракта, нервной системы), изменения обмена веществ, понижение общей и местной сопротивляемости. Различают гипотрофии I, II и III степени.
При гипотрофии I степени общее состояние ребенка остается удовлетворительным и он не производит впечатления больного, особенно когда ребенок одет или завернут. Однако при объективном исследовании выявляются признаки гипотрофии. Подкожный жировой слой становится тоньше на животе и туловище, поэтому складка на уровне пупка достигает только 0,8 см или меньше.
Окраска кожных покровов и видимых слизистых оболочек может быть нормальной или слегка побледневшей. При этом несколько снижается упругость мышц и кожи, свойственная здоровому ребенку. Масса тела по сравнению с нормальными показателями может быть меньше на 10-20%; что касается таких параметров физического развития, как рост, окружность грудной клетки, то они обычно остаются в пределах нормы. Сон, аппетит и стул или сохранены, или незначительно нарушены,
При гипотрофии II степени дефицит массы тела может достигать 20-30 %. Одновременно у этих детей обнаруживается и незначительное (2-4 см) отставание в росте. Подкожный жировой слой исчезает на туловище, конечностях и уменьшается на лице. Кожа теряет свою эластичность, она легко собирается в складки на внутренней поверхности бедер, плеч и ягодицах. Кожные покровы приобретают бледную или серую окраску, становятся сухими, вялыми, на некоторых участках можно обнаружить отрубевидное шелушение, пигментацию. Волосы становятся жесткими и редкими. Тургор кожи значительно понижается, в большинстве случаев наблюдается мышечная гипотония. Температура тела теряет свою монотермичность, размахи температуры могут достигать 1 °С и больше.
Как правило, аппетит значительно снижен, у некоторых детей появляется отвращение к пище, а при насильственном кормлении - рвота. Часто возникают диспепсические расстройства.
Нервная система у такого ребенка отличается неустойчивостью: возбуждение, беспокойство, беспричинный плач сменяются вялостью, апатией, адинамией. Сон у большинства больных беспокойный. В развитии моторных функций наблюдается отставание: дети позже начинают сидеть, стоять, ходить, иногда приобретенные двигательные навыки утрачиваются.
Довольно часто у детей с гипотрофией II степени возникают инфекционно-воспалительные процессы в ушах, легких, мочевых путях, причем следует отметить, что все заболевания протекают вяло, торпидно.
Для гипотрофии III степени характерно резкое уменьшение подкожного жирового слоя на лице и полное его исчезновение на туловище, конечностях. Лицо ребенка становится маленьким и приобретает треугольную форму, старческий вид. Кривая масса тела при гипотрофии III степени продолжает прогрессивно падать. Дефицит массы тела ребенка превышает 30 %. Значительна также и задержка в росте (на 4-6 см и больше). Такие дети имеют характерный вид. Кожа бледно-серого цвета, дряблая, сухая, местами с отрубевидным шелушением, кровоизлияниями, свисает складками на внутренней поверхности бедер, плеч, на ягодицах; собранная в складки, она не расправляется (рис. 27). Видимые слизистые оболочки сухие, ярко-красного цвета, легко ранимые, часто развиваются молочница, стоматиты, изъязвления, трудно поддающиеся терапевтическим воздействиям. Мышцы становятся атрофичными, тонус их повышен. Вначале эти дети беспокойны, раздражительны, плаксивы, в последующем усиливается вялость, безразличное, апатичное отношение к окружающему, они много спят, совершенно не проявляют чувства голода. Нередко полностью утрачиваются все приобретенные ранее двигательные навыки. В некоторых случаях образование двигательных навыков и развитие речи резко замедляются. Характерна почти постоянно пониженная
Рис. 27. Гипотрофия III степени у ребенка 4 мес.
температура тела. Нарушается дыхание-оно поверхностное, аритмичное, замедленное, часто развиваются ателектазы, возникают пневмонии, протекающие атипично (без повышения температуры тела, кашля, выраженных катаральных явлений). Тоны сердца в большинстве случаев приглушены, пульс ослабевает и замедляется до 60-80 в минуту. Конечности, как правило, холодные на ощупь.
Живот втянут или вздут. Резко снижается аппетит, иногда развивается полное отвращение к пище, и нередко как защитный рефлекс появляются срыгивания или даже рвота. Стул обычно жидкий, учащенный, напоминает диспепсический; реже наблюдаются запоры. Диурез у таких детей в большинстве случаев уменьшен.
Эта степень гипотрофии постепенно сопровождается проявлениями витаминной недостаточности (А, С, группы В), однако резких выраженных явлений рахита не отмечается ввиду задержки процессов роста.
Дети с гипотрофией весьма восприимчивы ко всякого рода заболеваниям, которые протекают у них длительно, своеобразно, тяжело, часто сопровождаются осложнениями. Такие наиболее частые заболевания, как грипп, острая респираторная инфекция, пневмония, средний отит, отоантрит, протекают у детей с выраженными степенями гипотрофии атипично, часто латентно, длительно, с короткими ремиссиями и частыми вспышками, без повышения температуры тела, без явных клинических симптомов, без изменений со стороны периферической крови. Вполне понятно, что диагностика инфекционных заболеваний у таких детей представляет определенные трудности.
При наличии какого-либо местного очага при гипотрофии легко возникают общие септические и токсические состояния. При этом сепсис также протекает атипично, в некоторых слу-
чаях без повышения температуры тела, без характерных изменений крови, без бактериологического подтверждения.
Заболевание любой природы способствует дальнейшему нарастанию гипотрофии у ребенка.
Пониженная реактивность детей с гипотрофией проявляется и в пониженной переносимости ими пищи. Нередко ребенок с гипотрофией II и III степени отвечает на обычную пищевую нагрузку парадоксальной реакцией: вместо прибавки массы тела наблюдается ее падение, появляются рвота, частый жидкий стул, а иногда даже развивается токсикоз. Это указывает на пониженную стойкость желудочно-кишечного тракта. Исходя из этого, при назначении диеты необходимо соблюдать осторожность и последовательность.
За последние 10-15 лет этиологическая структура гипотрофии у детей раннего возраста претерпела значительные изменения. Повсеместно отмечается значительное сокращение числа детей с гипотрофией на почве нерационального вскармливания и дефектов ухода. Сокращается также, но в меньшей степени число детей с гипотрофией, развившейся в результате перенесенных инфекционных заболеваний. Однако в то же время более отчетливо стало выявляться значение вредных факторов, действующих на различных этапах развития эмбриона и плода и обусловливающих возникновение внутриутробной гипотрофии.
Под внутриутробной гипотрофией понимают острые и хронические внутриутробные нарушения обмена веществ, выявляющиеся уже при рождении или в неонатальном периоде. Эти обменные нарушения могут развиваться при токсикозах беременности, гипертонической болезни, анемиях, заболеваниях сердца, эндокринных желез, туберкулезе и других заболеваниях матери. Вредными могут быть действующие факторы окружающей среды (нерациональное питание беременной женщины, радиоактивные вещества, рентгеновские лучи, химикалии, некоторые лекарства и др.).
При нормальном сроке беременности дети с данной патологией имеют пониженные показатели физического развития. И это в первую очередь касается массы тела, дефицит которой по сравнению с нормальными показателями может колебаться от 200 до 900 г. В силу этого подкожный жировой слой может быть выражен недостаточно или совершенно отсутствовать в зависимости от степени гипотрофии.
Значительно реже обнаруживается и дефицит роста, который бывает не столь выраженным (от 1,5 до 3 см) и встречается только при выраженных степенях заболевания.
Обычно кожа имеет бледно-розовую окраску с легким циа-нотичным оттенком, она сухая, тонкая, с просвечивающими венами на животе и груди, с обильным отрубевидным шелушением. У этих детей, как правило, отмечаются большая физиологическая убыль массы тела (больше 10-15 %), замедленное
восстановление первоначальной массы, более выраженная и более продолжительная физиологическая желтуха, более позднее отпадение остатка пупочного канатика и заживление пупочной ранки.
Прогноз при гипотрофии зависит от тяжести заболевания, возраста ребенка и наличия осложнений.
При гипотрофии I степени при своевременной диагностике и правильном лечении наступает выздоровление в сравнительно короткий срок. Гипотрофия II степени в современных условиях в подавляющем большинстве случаев протекает благоприятно, однако для лечения этих детей обычно требуется не менее 4- 6 нед. При гипотрофии III степени прогноз всегда серьезный.
Лечение. Весь комплекс лечебных мероприятий при гипотрофии должен строиться с учетом тяжести заболевания и индивидуальной реактивности ребенка. Большое место в лечении гипотрофии отводится организации окружающей среды, устранению причин, обусловивших развитие заболевания.
Чтобы вывести ребенка из состояния гипотрофии I степени достаточно устранить ее причину и наладить правильное, обогащенное витаминами питание ребенка с учетом его возраста. Для лечения гипотрофии II и тем более III степени этого недостаточно. Помимо устранения причины патологии, необходим комплекс лечебных мероприятий, среди которых ведущее место занимает правильное питание. Широко применяют двухфазный метод питания. Первая фаза-осторожное кормление для установления выносливости ребенка к пище, вторая фаза-усиленное питание, которое должно не только покрыть жизненную потребность в пище, но и восстановить исчерпанные резервы.
Диетотерапию при гипотрофиях у детей проводят дифференцирование в зависимости от ее степени. При гипотрофии I степени калорийность и объем пищи могут быть либо нормальными, либо на некоторое время несколько уменьшенными в зависимости от аппетита. Необходимо правильное соотношение отдельных пищевых ингредиентов (до 1 года белки, жиры и углеводы должны быть в соотношении 1:3:6, после 1 года-- 1:1: 3-4) и обогащение витаминами.
Если при контрольном расчете выявляется дефицит того или иного ингредиента, необходимо провести коррекцию питания, обеспечив ребенку соответствующее физиологическим нормам количество белков, жиров, углеводов.
Недостающее количество белка можно восполнить обычным творогом, творогом «Здоровье» или белковыми препаратами («Энпит», «Казецит»). Дефицит жира целесообразнее всего корригировать рыбьим жиром, а также сливками и в более старшем возрасте - сливочным маслом. Для восполнения недостающего количества углеводов используют сахарный сироп, крупяные, овощные, фруктовые блюда.
При гипотрофии II степени в течение 5-7 дней назначают 2/з или Уз необходимой суточной калорийности. Дают женское молоко или кислые смеси (ацидофильная смесь, «Малютка», «Малыш», кефир и др.), причем число кормлений увеличивают до 7-8. В этот период ограниченного питания недостающий объем пищи восполняют либо 10 % рисовым отваром с 5 % раствором глюкозы либо рингеровским раствором (100-200 мл) с 5 % раствором глюкозы, либо овощным отваром из капусты, моркови, репы, свеклы (богатое содержание минеральных солей). При грудном вскармливании показано добавление творога, начиная с 5 г в сутки с постепенным увеличением до 10 г 2-3 раза в день, а также В-кефир или кефир по 1-3 чайной ложке 3-5 раз в день.
Через 5-7 дней при улучшении состояния калорийность и объем пищи постепенно доводят до нормы, при этом количество пищевых ингредиентов и калорийность рассчитывается на долженствующую массу тела ребенка.
При гипотрофии III степени первые 5-7 дней дают \ ^ч или Уз суточной калорийности, рассчитанной на среднюю массу тела (фактическая масса тела +20 % этой массы). Недостающее по объему количество пищи восполняют жидкостями (овощные отвары, 5 % раствор глюкозы, витаминные соки, чай). Назначают только женс