Синдром двигательных нарушений у грудничка комаровский. Мышечная гипотония: причины развития, проявления

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Диагноз - ДЦП

    Доброго времени суток. Моей дочери 2 года 6 месяцев. Месяц назад нам поставили диагноз - ДЦП, спастическая диплегия, синдром двигательных нарушений в форме нижнего парапареза 1 ст. по GMFCS. Роды были преждевременные на 31-32 неделе. Закричала сразу. Состояние при рождении тяжелое. На ИВЛ через 4 часа. Экстубирована на 2-е сутки. Вес при рождении 1900, рост 42. ОША - 7/7, 2-х кратное обвитие пуповины вокруг шеи. В течение первого года жизни наблюдающим неврологом ставился диагноз - Перинатальная энцефалопатия р-восстановительный период, гипертензионный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, мышечный тонус физиологически повышен. Затем к 6 месяцем добавился синдром пирамидной недостаточности в нижних конечностях. После 1 года диагноз - Последствия ПЭП, плоско-вальгусная установка стопы. Из лечения - Пантогам (курсом в возрасте 1 мес. , 11 мес.), Кортексин (3 ед. в/м №10 в возрасте 5 мес.), Электрофорез на шейный отдел в возрасте 4 мес., Электрофорез на поясн.отдел и на нижние конечности в возрасте 1 года 5 мес., Массаж общий и затем избирательный на нижние конечности, Вихревые ванны. По прививкам - мед.отвод до 6 мес., затем по щадящей методике (БЦЖ-М, АДС…). Головку стала удерживать в 3 месяца. Сидеть - в 8 месяцев. Стоять и ходить у опоры - в 11 месяцев. Самостоятельно пошла в 1 год 7 месяцев. В феврале 2016 года (возраст 2 года 2 месяца) обратились к другому неврологу. Поставили диагноз ПЭП резидуальный период, пирамидной недостаточности в форме легкого нижнего парапареза. Нам дали направление в реабилитационный центр для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В апреле 2016г. по путевке поехали на лечение в этот центр, где нам поставили диагноз - ДЦП, спастический парапарез, синдром двигательных нарушений. Дополнительно в обследовании - пирамидный тонус мышц в сгибателях, положительный рефлекс Бабинского, снижена пластичность. Из лечения - массаж общий с расслаблением сгибателей ног, ЛФК, тренажеры, Парафино-озокеритовые аппликации на нижние конечности, Электрофорез на шейный отдел, Мидокалм. После санаторно-курортного лечения невролог по месту жительства подтвердила диагноз - ДЦП, спастическая диплегия, синдром двигательных нарушений в форме нижнего парапареза 1 ст. по GMFCS. Назначила лечение - Витамин В12 по 200 в/м №10, Глиатилин 2,0 в/м №12, Физиолечение (прошли э/ф на поясничный отдел и нижние конечности). Дала направление на МСЭ, для оформления инвалидности. Дополнительно прошли Эхоэнцефалоскопическое обследование (24.05.2016г.) - заключение: смещение средних структур не выявлено. Косвенных признаков гидроцефального синдрома нет. А также ЭЭГ (25.05.2016г.) - заключение: зарегистрирована фокальная эпилептиформная активность в лобно-центральной области без признаков генерализации. Вот такая у нас картина… Из моих наблюдений и консультаций психологов и логопедов в плане развития - все в норме, соответствует возрасту. Говорит много и практически все, есть, конечно, нечеткости в произношении. Логически развита. Знает животных, цвета, геометрические фигуры… Как специалисту Вам виднее на сколько все сложно или наоборот… Что можете посоветовать? В плане лечения, реабилитации… Для меня, как не для специалиста, а просто мамы, видно то, что физически ребенок отстает в развитии - неустойчивая походка, ходит на полусогнутых ногах, часто падает, быстро устает. Сидит на полу ноги в положении буквы «W», постоянно сжаты пальцы на ногах (больше на правой). Бегает неуклюже. Есть страх идти самой по улице - просит чтобы я держала ее за руку. Еще вопрос - стоит ли нам делать МРТ? Невролог нас пока на это только настраивает. Что покажет нам картина этой процедуры? Насколько она срочна и необходима?

  • Анонимный вопрос 02-06-2016

    Гидроцефалия, кривошея, гипертонус

    Здравствуйте! Моему ребёнку 6,5 месяцев. Были у двоих врачей невропатологов. Первый невропатолог поставил диагноз: синдром двигательных нарушений, гидроцефалия, кривошея. И назначил лечение: агвантар, 0,5 мл. 1 раз в день 45 дней, циннаризин, 0,025 1/4 таблетки 2 раза в день 1 месяц, массаж. Второй специалист поставил диагноз: гидроцефалия в степени субкомпенсации, натальная травма шейного отдела спинного мозга в форме левостронней кривошеи. Назначил лечение: диакарб, 1/2 таблетки 1 раз в день 1 месяц, аспаркам 1/4 таблетки 2 раза в день 1 месяц, ортопедическую подушку, массаж. Кроме того, сказала, что циннаризин при гидроцефалии вообще противопоказан. Делали нейросонограмму: межполушарная щель расширена в теменных отделах - 5,2 мм, в лобных отделах - 4,5 мм, в затылочных отделах - 4,5 мм, субарахноидальное пространство справа - 5,0 мм, слева 4,5 мм, сделали заключение: эхопризнаки расширения наружного ликворосодержащего пространства 1 степени. Второй врач ещё сказала, что может быть подозрение на эпилепсию. У ребёнка наблюдаются следующие симптомы: очень сильный тонус, часто ручки и ножки зажаты, периодически выгибает туловище и запрокидывает головку, даже во сне, головку больше всего держит в правую сторону и переворачивается со спины на живот именно в эту сторону, что-то с правой ручкой, он, как бы, делает ей навязчивые движения, не зависящие от него, например, кормлю его, он начинает бить этой ручкой то по моей руке, то по своему животику, очень сильно, не всегда, но иногда не контролирует свои движения… Более- менее определённые звуки стал произносить в 3 месяца, врач сказала, что поздно.. Сейчас говорит звуки «ге», «ги», эй» и ещё что-то не совсем понятное, не сидит и попыток к этому не предпринимает, может только переворачиваться со спины на живот и только направо, ползает тоже как-то странно, не поднимая головы, а поднимаю попу.., когда лежит на животе на предплечья опираетсяхорошо… Подскажите, пожалуйста, по поводу этих лекарств, прочитала информацию, что это очень сильные препараты. Циннаризин вообще для детей от 12 лет.. А от диакарба могут быть сильные побочные эффекты, мне вот даже подсказали люди, которые его принимали, что диакарб выводит жидкость, а организм начнёт накапливать её в ещё большем количестве, чем было и спровоцирует сильное увеличение головы ребёнка. Что бы Вы порекомендовали? Я понимаю, конечно, что лекарства должен назначать лечащий врач, но, по крайней мере, выскажите свое мнение по поводу назначенного лечения и этих лекарств? Нужно ли мне обратиться к ещё одному специалисту? Имеются ли какие-нибудь аналоги этих лекарств и что вообще можете посоветовать? Нужны ли какие-либо ещё обследования? Заранее благодарна. С ув. Ольга

  • Необходимо ли пить таблетки??

    Добрый день. ситуация следующая. при прохождении УЗИ головного мозга малышу в 1 месяц было дано заключение- признаки кисты сосудистого сплетения справа диаметром 4 мм. На приеме у невролога лекарственные препараты не назначались, рекомендовано сделать УЗИ мозга в 3 месяца. В 3 месяца сделано повторное УЗи мозга. Заключение - эхопризнаки гипертензионно-гидроцефального синдрома,киста сосудистого сплетения справа диаметром 4.2 мм. После этого на приеме у невролога был поставлен диагноз -перинатальное поражение ЦНС гипоксически - ишемического генеза, восстановительный период, синдром двигательных нарушений, ГС в ст.компенсации. Рекомендовано: УЗИ ШОП, массаж общий, воротник Шанса, электрофорез с эуфиллином на ШОП, сироп Пантогам 10 % по1.5 мл. 2 раза в день, контроль УЗИ мозга через 2 месяца. Все рекомендации нами выполнены. В 5 месяцев сделано УЗИ мозга. заключение - эхопризнаки гипертензионно-гидроцефального синдрома,киста сосудистого сплетения справа диаметром 4.2 мм. После чего неврологом рекомендовано следующее лечение: принимать таблетки диакарб по 1\4 1 р\д, аспаркам по 1\5 2 р\д в течении 1 месяца по схеме 2 через 2 (2 дня принимать таблетки, 2 нет). Замечу, что все 3 раза были у разных неврологов. Хотелось бы узнать ваше мнение о необходимости приема диакарба и аспаркама, а также о правильности назначения данных препаратов.

    Эволюция двигательных нарушений связана с этапами онтогенеза двигательной коры: пик миелинизации кортико–спинального тракта приходится на 4–6 месяцы постнатального развития, что создает условия клинической манифестации спастического синдрома к первому полугодию жизни.
    В настоящее время отсутствуют стандарты клинической и лабораторно–инструментальной диагностики двигательных расстройств (ДР) у детей грудного возраста, поэтому в данной статье мы попытались систематизировать собственные и литературные данные, касающиеся этой проблемы.
    Клиническая диагностика
    Особенностью ДР детей грудного возраста являются гипотонические синдромы при центральных парезах. Ранним клиническим симптомом ДР у большинства больных является задержка психомоторного развития, в связи с чем хронология моторных навыков и редукции врожденных рефлексов, а также тщательный анализ анамнестических и соматических сведений играют важную роль в клинической диагностике. В первую очередь собирается перинатальный анамнез, связанный с гипоксией, инфекцией, токсико–метаболическими нарушениями, для решения вопроса об этиологии ДР, в том числе будет важна информация о проводимой терапии и эффективности реабилитации. Из анамнестических сведений особое внимание обращают на те, которые характерны для неонатальной гипоксической энцефалопатии, последствиями которой являются ДР: оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, ИВЛ в остром периоде более 2–х суток, pО2 менее 40 мм рт.ст., неонатальный шок, судороги в остром периоде, включая угнетение, кому. А также на некоторые соматические симптомы – краниофациальные аномалии (микроцефалия, макро–гидроцефалия), более 3 стигм, плато росто–весовых показателей, рвоты, летаргия, пигментные аномалии, ангиоматозы, необычные запахи.
    Отсутствие ответа на проводимое лечение позволяет заподозрить дизгинезию мозга, генный или хромосомный синдром, прогрессирование ДР направляет диагностику в сторону нейрометаболических заболеваний.
    При осмотре ребенка обращают внимание на следующие неврологические нарушения:
    – ограничение объема движений конечностей, нарушения мышечного тонуса, изменения рефлекторной сферы – первичные неврологические критерии;
    – нарушения саккадических движений глаз, фиксации взора, нистагм; задержка или отсутствие редукции врожденных шейно–тонических и лабиринтно–тонических рефлексов к 2–3 месяцу у доношенных; задержка программы вертикализации, цепных рефлексов на голову, туловище и конечности – вторичные неврологические критерии.
    Двигательные нарушения могут быть представлены следующими синдромами:
    гипотонический – чаще встречается у недоношенных, при мультинфарктном поражении головного мозга. Трансформируется в спастический к 3–6 месяцам. Другой вариант трансформации – в атонически–астатический синдром (значительное симметричное ограничение обьема движений во всех конечностях, низкий мышечный тонус, низкие рефлексы, минимальные моторные навыки, сочетание с тяжелой формой нарушения психомоторного развития);
    спастический – снижение объема движений, мышечной силы, повышение мышечного тонуса, гиперрефлексия, клонус стоп, контрактуры, синкинезии, часто сочетается с дистонией;
    дистонический – повышение тонуса связано с изменением положения тела, в основном смена горизонтального на вертикальное, что связано с паттерном шейных и лабиринтных тонических рефлексов; сочетается с проявлением спастического синдрома;
    гиперкинетический – атетоз и дистонии, которые дебютируют в 3–5 месяцев, что связано, вероятно, с миелинизацией стриарной системы к первому полугодию жизни. У больных синдромом «двойной атетоз» гиперкинезы дебютируют на первом месяце жизни;
    восковая ригидность – мышечный тонус повышен по пластическому типу, активные движения замедлены, при пассивных движениях сопротивление равномерное, возврат во флексорную позу замедленный, наблюдаются застывания в неестественной позе. Встречается у больных с тяжелой степенью НГИЭ, декортикации;
    опистотонус – повышение мышечного тонуса по спастическому типу, проявляющееся в резком разгибании спины и шеи;
    шейный радикулярный синдром – характерный симптом цервикальной родовой травмы, проявляющийся ригидностью затылочных мышц иногда с приподниманием плечевого пояса;
    синдром «гибкого ребенка», «вялого ребенка» – наблюдается у больных спинальной амиотрофией, родовой травме, органических ацидуриях, аплазии мозжечка. Ноги полностью разведены, руки разогнуты, отсутствует флексорная реакция на тракцию за руки, при вертикальном и горизонтальном подвешивании голова и конечности ребенка свисают вниз;
    доброкачественные моторные феномены – дистоническая реакция стоп на опору при вертикализации длительностью до 1–3 минут с последующим выведением стопы, флексорный гипертонус в сгибателях локтевых и коленных суставов до 3–4 месяцев у доношенных, доброкачественная пароксизмальная дистония (тортиколис головы или туловища).
    Оценку психомоторного развития предлагается проводить по календарю критических сроков (соответствует балльной оценке психомоторного развития (ПМР) Л.Т. Журба, Е.А. Мастюкова, 1985) в 1, 3, 6, 9 и 12–й месяцы. Календарный метод состоит в определении соответствия хронологического возраста ребенка (возраст на данный момент обследования) к возрастному стандарту психомоторных навыков.
    При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР, или «темповая» задержка (встречается у недоношенных, при рахите; исходом, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации).
    Отставание от календарного возраста от 3 до 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования для поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных НГИЭ с лейкомаляцией, ПВК II ст., перенесших менингит, при эпилепсиях, генных синдромах, дизгенезии мозга. Тяжелая степень нарушения ПМР – отставание в развитии от календарного более 6 месяцев из–за пороков развития головного мозга (аплазия лобных долей, мозжечка), ГИЭ и ПВК III степени, нарушения обмена амино– и органических кислот, некротической энцефалопатии, лейкодистрофии, туберозном склерозе, хромосомных и генных аномалиях, внутриутробных энцефалитах, врожденном гипотиреозе.
    В приведенном календаре (табл. 1) представлена хронология редукции шейных и лабиринтных тонических рефлексов, с одной стороны, и программа вертикализации цепных установочных рефлексов на голову и туловище с другой. Календарь построен с акцентом на важные этапы двигательного и психического развития. В левой части таблицы помещены нормативы окружности головы и веса ребенка, что позволяет врачу не упускать информацию и своевременно проводить скриннинг у маловесных детей с микроцефалией на хромосомные и генетические синдромы, при рвотах исключать нейрометаболические заболевания: аминацидопатии, органические ацидурии, митохондриальные и пероксикомные болезни.
    Инструментально–
    лабораторная диагностика
    1. Нейрофизиологические методы:
    – электро–энцефалография с топографическим картированием (ЭЭГТК) позволяет проследить формирование возрастных ЭЭГ ритмов. С 2 месяцев должны появиться сонные веретена и исчезнуть дельта–активность;
    – слуховые вызванные потенциалы (СВП) необходимы для определения слуха у ребенка на основе анализа проведения звукового сигнала от периферии до коры височной доли;
    – зрительные вызванные потенциалы (ЗВП) помогают оценить состояние зрительного анализатора от зрительного нерва до коры;
    – электромиография и электронейромиография (ЭМГ) позволяют обнаружить снижение скорости проведения по нервам верхних конечностей (в норме до 6–месячного возраста скорость на руках выше, чем на ногах), снижение амплитуды осцилляций у больных атонически–астатическим синдромом и грубой спастикой [И.А. Скворцов, 2000].
    2. Нейровизуализация – нейросонография (НСГ) определяет перивентрикулярную лейкомаляцию (ПВЛ), субкортикальный некроз, спиномозговую грыжу. Компьютерная томография, магнитно–резонансная томография необходимы для диагностики аномалий развития лобных, височных долей, мозжечка, мозолистого тела, ликворной системы.
    3. Лабораторная диагностика проводится больным с нарушением психомоторного развития (отставание от календаря на 3 и более месяца):
    – уремический аминокислотный тест: на гипераланинемию, гистидинемию, фенилкетоннурию, гомоцистинурию, глицинемию, органические кислоты, лактат–пируват и др.;
    – анализы на внутриутробные инфекции, тиреоидные гормоны, тесты на лейкодистрофии, мукополисахаридозы;
    – цитогенетическое исследование, показаниями к которому являются дисморфии (3–5), отставание умственного развития неясной этиологии, микроцефалия при отсутствии перинатального поражения, повторные мертворождения или смерти новорожденных.
    Терапия двигательных расстройств
    и нарушений психомоторного развития
    Наиболее часто используются физиотерапевтические и медикаментозные методы лечения. Из физиотерапевтических хорошо себя зарекомендовала кинезотерапия. Согласно методике Войта у больных с гемипарезом ежедневно по 6 ч в течение 21 дня воспроизводят движения в паретичных конечностях (методика разработана в Университете штата Алабама, Taub E., Ramey S.L., DeLuca S., Echols K., 2004). Также могут быть рекомендованы массаж, лечебная гимнастика, лазеротерапия (пунктурная методика для плексопатий), «сухой» бассейн.
    Из медикаментозных средств используются пиритинол (с 3 дня жизни дозу повышают еженедельно на 1 мл или 20 мг до 5 мл или 100 мг 2–3 месяца), церебролизин 1,0–2,0 мл в/м с 4 недели N 20, актовегин 0,5–1,0 мл в/м N 20.
    Сочетание леводопа + карбидопа 0,05–0,1 мг/кг 2–кратный прием 2–3 месяца, толперизон 5 мг/кг 2–кратный прием, тизанидин у детей старше 6 месяцев 1–2 мг/сут. 2–кратный прием, тепловые процедуры используют при наличии ригидности и спастичности.
    Прием Кальция гопантената в дозе 125–500 мг/сут. через 15 минут после еды в течение 1–4 месяцев с повторным курсом через 3–6 месяцев рекомендуется в том числе при наличии атетоидных движений. Препарат хорошо проникает в течение часа через гематоэнцефалический барьер, оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение головного мозга. Сочетает стимулирующую активность в отношении различных проявлений церебральной недостаточности экзогенно–органического генеза с противосудорожными свойствами. Препарат приводит к уменьшению моторной возбудимости, оказывает активизирующее влияние на работоспособность и умственную активность. Кальция гопантенат также используют в лечении нарушений развития речи, при клоническом заикании, нарушении мочеиспускания. Препарат малотоксичен и обычно хорошо переносится, не подвергается метаболизму и выводится в неизмененном виде. Не рекомендуется одновременное применение других ноотропных средств.
    3–кратный прием клоназепама в дозе до 0,005–0,01 мг/кг рекомендован в случаях атетоза и дистонии.
    Для терапии опистотонуса назначают дифенин до 5 мг/кг в сутки.
    Терапия органических ацидурий подразумевает также постоянное соблюдение низкобелковой диеты, прием карнитина 100 мг на кг ежедневно.
    Заключение
    Двигательные нарушения, наблюдаемые в восстановительном периоде более 2–3 месяцев, целесообразно рассматривать как стойкие. Современные методы исследования позволяют сократить сроки клинического наблюдения до постановки диагноза церебрального паралича. Для этого целесообразно внедрить шкалы психомоторного развития на уровне нормативных документов МЗ РФ СР и организовать современные диагностические центры двигательных расстройств грудного и раннего возраста на базе поликлиник из расчета 1 центр на 1 млн. населения.

    Литература
    1. Бондаренко Е.С., Зыков В.П. РМЖ, Перинатальная гипоксическая энцефалопатия,1999, №4
    2. Зыков В.П., Ширеторова, Д.Ч., Шадрин В.Н.,и др. Лечение болезней нервной системы у детей. М.2003. 286 стр.
    3. Зыков В.П., Ширеторова, Д.Ч., Шадрин В.Н.,и др. Методы исследования в детской неврологии. М.2004, 127 стр.
    4. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология.С.–Петербург., 2002, .383 стр.
    5. Регистр лекарственных средств в России. М.2005,1440 стр.
    6. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей.М.2000,200 стр.
    7. Таскаева Т.В.. Михнович В.И., Дутова Н.Я. Лечение детского церебрального паралича препаратами L–дофа.
    Вопросы современной педиатрии.приложение №3,2004,стр.90
    8. Pediatria. Taub E, Ramey SL,DeLuca S, Echols K 2004 ; 113 (2):305–12.
    9. L.–W. Wang, K.–M. Xu», H. Cai», C. Qian, J.–X. Wu», C.–H. Zhang, I. Matsumoto . Diagnoses and treatment of methylmalonic aciduria (MMA) J. Br & Dev, 2003.

    Двигательная активность малыша - это один из основных факторов, по которым принято судить о состоянии его здоровья. Но встречаются случаи, когда родители младенца слышат от невропатолога диагноз "синдром двигательных нарушений". Что это? Какими симптомами сопровождается заболевание? Можно ли избавиться от него? Существуют ли способы, которые помогут избежать появления подобной неприятности? В статье будут рассмотрены ответы на эти и некоторые другие вопросы.

    Что такое синдром двигательных нарушений новорожденного?

    Это заболевание диагностируется в случаях, когда у грудничка наблюдается снижение либо повышение двигательной активности, и ослабление силы мышц. Наиболее подвержены ему малыши в возрасте от 2 до 4 месяцев.

    Синдром двигательных нарушений разделяют на несколько основных типов:

    1. Мышечный гипертонус.
    2. Мышечная гипотония.
    3. Мозжечковый синдром.
    4. Мозжечковая дизартрия.
    5. Симметричный шейный тонический рефлекс.
    6. Тонический лабиринтный рефлекс.

    Каждый из типов заболевания имеет свои особенности. Поговорим об этом позднее при рассмотрении симптоматики синдрома двигательных нарушений.

    Причины возникновения заболевания

    Синдром двигательных нарушений у грудничка может возникнуть в результате воздействия некоторых факторов.

    Во-первых, причиной заболевания может стать гипоксия. Это явление сопровождается нарушением кровоснабжения головного мозга, что приводит к его поражению.

    Во-вторых, синдром двигательных нарушений может возникнуть в результате перенесённой внутриутробной инфекции.

    В-третьих, частой причиной заболевания выступают полученные родовые травмы в результате слишком большой массы плода, тазовом предлежании, неправильном вставлении головки и так далее. Во всех этих случаях может быть поражён спинной мозг новорожденного.

    Четвёртая и последняя причина заключается в неправильном аппарата.

    Симптомы гипертонуса

    Синдром двигательных нарушений у новорожденного, проявляющийся в виде гипертонуса, может сопровождаться следующими симптомами:

    • тело малыша в лежачем положении сгибается в виде дуги;
    • грудничок научился держать головку, не достигнув даже месячного возраста;
    • к трёхмесячному возрасту ребёнок не научился раскрывать кисть для того, чтобы взять игрушку или другой предмет, он прижимает к туловищу сжатые кулачки;
    • голова крохи всегда повёрнута в одну сторону;
    • если поставить малыша на ножки, он встанет не на полную стопу, а на одни носочки;
    • ребёнок умеет переворачиваться только через один бок;
    • в годовалом возрасте пользуется не обеими руками, а отдает предпочтение какой-то одной.

    Все вышеописанные признаки означают, что из ЦНС поступает чрезмерное количество импульсов. Не стоит откладывать в долгий ящик поход к неврологу.

    Симптомы гипотонуса

    В отличие от предыдущего варианта, гипотонус характеризуется сниженным поступлением импульсов от ЦНС в мышечные ткани, в результате чего уменьшается и их напряжение.

    Синдром двигательных нарушений этого типа сопровождается такими признаками:

    • вялость младенца, он совершает совсем мало движений ножками и ручками;
    • малыш не может удерживать игрушку в руке;
    • крик ребёнка очень слабый;
    • младенец не умеет удерживать головку в вертикальном положении на протяжении длительного периода времени и постоянно запрокидывает её назад;
    • малыш не начинает в положенное время ползать, сидеть и вставать;
    • ребёнок начинает улыбаться гораздо позже положенного срока;
    • дети с гипотонусом очень плохо держат равновесие во время сидения: даже в 6-7 месяцев их шатает со стороны в сторону.

    Этот вид заболевания очень плохо сказывается на позвоночнике и осанке, возникает высокий риск вывихов суставов. Тяжёлые формы могут затруднить даже такие важные процессы, как сосание груди, жевание и глотание пищи. Кроме того, дети с этим видом заболевания длительное время не проявляют речевые навыки.

    Общие симптомы заболевания

    Чем ещё может сопровождаться синдром двигательных нарушений? Симптомы, по которым можно судить о заболевании, бывают ещё и следующие:

    • Ребёнок не может принимать патологические позы. Ему очень сложно сгибать и разгибать верхние конечности. Кроме этого, он не может загибать пальчики.
    • Ещё один признак - монотонность крика и плача малыша.
    • Значительное запоздание слуховых и зрительных реакций.
    • Малыш отстаёт в физическом развитии, ему сложнее научиться переворачиваться, садиться, держать равновесие и так далее.

    Диагностика заболевания

    Даже при наличии явных признаков проблемы не стоит устанавливать диагноз самостоятельно и уж тем более заниматься самолечением. Необходимо обратиться к неврологу, который проведёт полное обследование и по его итогам сможет определить наличие заболевания и его тип.

    Во время диагностики в первую очередь учитывается перинатальный анамнез. Доктору необходимо знать, были ли у ребёнка перенесённые инфекции, токсико-метаболические нарушения либо признаки гипоксии. Отдельное внимание обращается на оценку состояния новорожденного малыша по шкале Апгар.

    Если на обследовании находится грудничок, у которого ещё не зарос родничок, ему назначается допплер-исследование мозгового кровотока и нейросонография. В особо тяжёлых случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

    Дополнительно проводится сверка навыков ребёнка с нормами развития в его возрасте. Неврологи и педиатры в данном случае пользуются специальными таблицами.

    Синдром двигательных нарушений у детей: лечение заболевания

    Не стоит отчаиваться, если ребёнку был поставлен такой страшный, на первый взгляд, диагноз. На сегодняшний день разработано немало эффективных способов, которые помогут избавиться от такой проблемы, как синдром двигательных нарушений. Лечение может включать в себя проведение массажа, рефлексотерапии, остеопатии, лечебной физкультуры. Вкратце рассмотрим каждый из этих методов.

    Начнём с лечебной физкультуры и массажа. Для их проведения обычно необходимо применение специальных мазей. Каких именно - подскажет специалист перед выполнением процедур. Особое внимание в данном случае обычно уделяется нижним конечностям. Существует ещё два небольших, но важных нюанса: перед началом массажа и физкультуры нужно укутать ножки малыша одеждой из шерсти, а по окончании - сделать ванночки с отварным овсом либо сапожки из парафина.

    Для того чтобы определить комплекс необходимых упражнений, врач ориентируется в первую очередь на то, где именно наблюдаются нарушения: в сидении, ползанье, ходьбе и так далее.

    Дети, возраст которых менее одного года, должны пройти не менее четырёх курсов лечебного массажа и физкультуры. При этом один курс включает в себя порядка 20 сеансов, которые состоят из чётко установленного комплекса упражнений.

    Родителям необходимо запомнить, что не стоит расслабляться в перерывах между сеансами у специалиста. В этот период они должны самостоятельно делать массаж крохе.

    Далее рассмотрим, что такое остеопатия. Процедура является альтернативой официальной медицине. Положительный эффект в этом случае достигается путем воздействия на нужные точки тела и массажа внутренних органов.

    Рефлексотерапия применяется в тех случаях, когда синдром двигательных нарушений у детей сопровождается задержками в созревании и развитии. Этот вид терапии показывает наибольшую эффективность.

    В некоторых случаях для того, чтобы устранить синдром двигательных нарушений у новорожденных, врач может назначить применение гомеопатических лекарственных препаратов. Их выбор будет зависеть от характера протекания заболевания и особенностей организма малыша.

    Не менее важную роль играет и правильно сформированный рацион ребёнка. В нём должно присутствовать большое количество витамина В. В противном случае потребуется делать уколы.

    Прогноз на будущее

    То, насколько благоприятно пройдёт лечение, зависит в первую очередь от вида заболевания.

    Синдром двигательных нарушений лёгкой формы (при условии отсутствия стойкой гипоксии) можно побороть уже в течение первого года жизни малыша.

    Более тяжёлые типы заболевания способны стать причиной возникновения множества осложнений: умственной отсталости, эпилепсии, сложностей с ходьбой, обучением и концентрированием внимания, метеочувствительности, головных болей, проявлений вегетососудистой дистонии.

    Профилактика заболевания

    Основная профилактика возникновения синдрома двигательных нарушений заключается в предоставлении ребёнку свободы действий. Конечно же, в пределах правил безопасности. Не нужно ограничивать его пространство колыбелькой. При наличии возможности рекомендуется выделить для малыша отдельное помещение.

    Малыш должен развиваться и познавать что-то новое. Помочь в этом деле смогут красочные картинки, яркие игрушки и так далее.

    Дополнительно можно давать ребёнку ходить босиком, заниматься с ним на фитболе, проводить лечебный массаж и гимнастику. Очень полезны и прикосновения к разным по текстуре предметам.

    Подведём итоги

    Многие мамы воспринимают синдром двигательных нарушений как приговор и опускают руки, потеряв надежду на то, что их малыш выздоровеет. Ни в коем случае не нужно этого делать! Как видим, это заболевание на сегодняшний день уже не входит в группу неизлечимых, а это означает, что шансы на полное выздоровление у ребёнка очень велики. Как правило, к двум годам все признаки заболевания исчезают у 90 % детей. В особенности это касается случаев, когда проблема была обнаружена достаточно рано и ещё не успела усугубиться. Единственное, что понадобится от родителей в такой ситуации - проявить упорство и терпение. И тогда с их любимым малышом всё будет в порядке. Будьте здоровы!

    Синдром двигательных нарушений у грудничка или ДЦП – это не одно заболевание, как думают многие. Это комплекс болезней, имеющих кое-что общее: повреждения головного мозга и нарушения работы нервной системы ребенка.

    Признаки этих заболеваний проявляются еще в грудничковом возрасте.

    Поражается та часть мозга, которая отвечает за движения мышц. Поэтому заболевшие детки с трудом справляются с целенаправленными движениями, плохо могут их координировать и значительно отстают в физическом развитии от сверстников. Часто у них имеются трудности со слухом.

    Все проблемы в комплексе провоцируют основную – отставание психического развития и неполноценность интеллекта. Несмотря на то что у одних детей симптомы выражены очень сильно, а у других, напротив, очень слабо, выявить их необходимо.

    Дело в том, что эта болезнь не прогрессирует: то есть при комплексном подходе к лечению результаты могут быть очень впечатляющими.

    Какие причины вызывают синдром двигательных нарушений

    Причины возникновения этого заболевания до сих пор остаются не совсем понятными для врачей. Известно, что приблизительно в 80% случаев нарушения появляются еще на стадии внутриутробного развития. А хронические заболевания и другие причины проявляют себя позже.

    Основная причина возникновения ДЦП, как уже говорилось, это нарушение деятельности мозга. А вот почему она нарушается – это уже сложнее. Врачи к данному моменту выявили около 400 причин такой опасности. Но обычно новорожденный с СДН появляется на свет по причине кислородного голодания.

    Именно из-за гипоксии погибают клетки мозга, отвечающие за различные мышечные процессы.
    Кроме гипоксии, есть еще несколько основных причин, которые провоцируют этот страшный детский недуг.

    Среди них:

    • отравления мамы в период беременности (причем не только химические, но и пищевые);
    • хромосомные нарушения;
    • инфекционные заболевания (уже у грудничка или ребенка 3 мес. и старше);
    • родовые травмы;
    • рентгеновское облучение.

    Стадии развития заболевания

    ДЦП развивается ступенчато и постепенно проходит через три стадии своего развития. Признаки ДЦП можно заметить уже на ранней стадии – у грудничков до 4-5 месяцев от роду. Если малыш в 3-4 месяца не поворачивает головку – это тревожный признак и повод для обращения к педиатру. Именно нарушения мышечного тонуса являются первым признаком заболевания.

    Если же младенец вовсе не хочет тянуться за игрушками и страдает от судорог (которые родители часто принимают за чрезмерную двигательную активность), то идти к доктору нужно как можно скорее.
    На 2-й стадии признаки становятся заметнее.

    В период с 5 месяцев до 2-3 лет малыш должен освоить много движений. В это время родителям важно наблюдать не только за тем, что он делает, но и как это происходит.

    Детки с ДЦП развиваются неравномерно – допустим, если их сверстники в 8-10 месяцев держат головку, то они этого не умеют, зато могут пытаться сесть или повернуться. Или, наоборот, сидят только с опорой, зато пытаются ходить и стоять, причем поза часто неестественная.

    На поздней стадии (то есть после 3 лет) уже начинается деформация скелета, бороться с которой будет невероятно трудно. К этому моменту уже очевидны проблемы со слухом и зрением, речью, психическим и умственным развитием в целом.

    Несложные симптомы

    Иногда с задачей выявления верных симптомов не сразу справляется даже специалист, ведь первые признаки очень схожи, например, с рахитом.

    Но в большинстве своем они довольно очевидны:

    • грудной малыш может быть вялым и при этом плохо спать;
    • часто смотреть в одну точку, что вообще не свойственно новорожденным;
    • страдать от судорожных подергиваний и вздрагиваний. Ножки он при этом не может раздвинуть не только сам, но даже с помощью мамы;
    • головку практически не поворачивает.

    Очень частый признак, когда ребенок одну руку плотно прижимает к телу, а двигает только второй. Часто также наблюдается полная расслабленность или полная напряженность тела – именно так ярче всего и проявляют себя мышечные нарушения.

    Следует также знать, что признаки болезни отличаются в зависимости от формы, которой страдает малыш.

    Болезнь Литтла или диплегия

    При этой форме страдают больше всего ножки. Ручки могут даже сохранить полную подвижность. Заметить ее несложно: ребенок вполне нормально двигается, но при этом «приволакивает» ножки. Ходить он начинает значительно позже сверстников.

    Спастическая гемиплегия

    Опасна тем, что практически незаметна у новорожденных, так как от нее страдает только одна половина тела. Двойная гемиплегия развивается достаточно редко, но зато ее невозможно не заметить: у пораженных ею деток нарушена даже функция глотания.

    Также они не могут ползать и, конечно, стоять и ходить из-за поражения всех конечностей сразу. Часто у них не развивается речь и наблюдается очень сильное умственное отставание.

    Атонически-астатическая форма

    Это самая тяжелая форма, при которой больной ребенок практически недвижим. С возрастом он почти всегда становится олигофреном. Психика у таких детей крайне нестабильна.

    Диагностика

    Только доктор может поставить или опровергнуть диагноз, пользуясь не только историей беременности мамы и первых дней жизни малыша, но также лабораторными анализами, УЗИ, МРТ и энцефалографией мозга.

    Часто родители, чьим деткам поставлен диагноз церебральный паралич, начинают волноваться о том, что он сократит время их жизни. На самом деле такой малыш повзрослеет и будет жить долго, а если форма легкая, то и совершенно полноценно. Здесь важно вовремя начать лечение и не пренебрегать даже самой простой возможностью улучшить ситуацию.

    Терапия ДЦП

    Родители должны осознать: остановок на этом пути не будет, потому что первая же из них приведет к ухудшению состояния малыша, и вернуться в колею с каждым разом будет все сложнее. Что радует – при правильном подходе многим деткам удается познать радость полноценной жизни.

    Лучше всего, если расстройство обнаружено у новорожденного – в этот период детский мозг обладает способностью к восстановлению. Но даже если все произошло несколько позже, например, в 2-3 месяца от рождения, ситуацию можно максимально сгладить – с помощью препаратов, снижающих внутричерепное давление, а также добавлением витамина В, который будет активизировать мозговые процессы. По назначению врача применяются и другие специальные средства.

    Еще одна важная роль отводится лечебной физкультуре и специальному массажу. Страдающий ДЦП ребенок должен упорно учиться делать то, что обычные детки усваивают на уровне инстинкта.

    И здесь терпение и упорство родителей играют решающую роль. Если у них получится правильно и ежедневно заниматься с ребенком, то он сможет делать все то же, что и здоровые дети, просто немного позже.

    В последние годы изобретено немало приспособлений, которые помогают родителям. Например, экзоскелеты. Также стоит пользоваться давно проверенными бальнеотерапией и грязелечением. Можно чаще давать ребенку возможность общаться с дельфинами и лошадьми.

    Своевременная диагностика синдрома двигательного нарушения позволяет раньше начать лечение. А поскольку ДЦП не прогрессирует, то можно спасти больше двигательных функций малыша, дав ему надежду на нормальную, долгую и счастливую жизнь.

    Наталья Мизиченко

    Уважаемая Ирина Викторовна, очень нуждаюсь в вашей консультации. Моей младшей девочке невролог в 6 месяцев поставила диагноз СДН. Немного о ребенке: родилась на 38 неделе, срочные роды, 8-9 баллов, естественным путем.вес и рост при рождении 3200 и 52, сейчас 8150 и 67, на ИВ+ прикорм ПЭП, внутриутробная гипоксия, в 16 дней попали в стационар с затяжной желтухой. Сейчас все анализы в норме. Дочке сейчас 7 месяцев, речевое развитие, эмоциональное и мелкая моторика соответствуют возрасту. но вот общая моторика...ребенок не переворачивается с живота на спину, со спины на живот пытается, но получается не всегда, стоит легонько за ручку потянуть-перевернется, сидеть очень хочет, но сама не может, при поддержке за одну подмышку сидит, о вставании речь не идет, до сих пор опора на пальчики. В целом активный, веселый ребенок, любит играть, сидеть у меня на руках и так перемещаться в пространстве, сон хороший. Из лечения получали за 7 мес 2 курса массажа, электрофорез с эуфилином, 2 месячных курса магне б6, 10 уколов кортексина, в этом месяце планируем еще один массаж, занимаемся на мяче, зарядку делаем. Прошу вашего мнения, насколько серьезные у нас проблемы, что еще мы можем сделать для нашего малыша, исходя из вашего опыта, какие у нас перспективы в преодолении этого диагноза. Очень переживаю. Спасибо заранее.

    Здравствуйте, Наталья! Мне кажется, что все, что можно и даже сверх этого, Вы для своей малышки сделали. Видимо, речь идет о нарушении мышечного тонуса. Если оно связано только с ПЭП и не имеет под собой какой-нибудь органической основы (типа генетического нарушения), все должно наладиться. В физическом развитии (показатели массы и роста) она не отстает. Нервно-психическое, судя по Вашему рассказу, тоже не страдает. Самостоятельно садиться ребенок должен начать только с 8 месяцев - как и стоять возле опоры (на этом сайте есть статьи о медицинских аспектах воспитания детей; в них я приводила средние нормативы психо-физического развития; можно посмотреть). "Укорять" малышку пока что мы можем только за нежелание переворачиваться. Я не , но твердо знаю, что восстановительные способности детского организма удивительны. Много раз убеждалась, что забота, ласка, внимание родных творят чудеса. Это не общие слова - в нашей семье выросла девочка, которой в детстве ставили диагноз ДЦП и которая очень сильно отставала в развитии (и сидеть, и ходить стала гораздо позже сверстников - не хочу даже вспоминать!). Исходные данные у нее были куда хуже, чем в Вашем случае. Сейчас она заканчивает школу, учится хорошо, собирается в институт. Проблемы с повышенным тонусом в ножках частично остались, но едва заметны. Считаю, что это мать просто выходила и вынянчила ее (ну и, конечно, помогли курсы массажа и наблюдение невролога). Вам материнских чувств, по-моему, не занимать. Все должно получиться. Терпения и сил вам обеим!



Рассказать друзьям