Психика ее возникновение стадии развития. Происхождение психики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

8 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Возникновение психики связывают с развитием материи. Развитие материи - это ее переход от низших форм к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи в результате эволюции, которая длилась миллионы лет, возникла новая форма движения материи, новое ее свойство - жизнь. В процессе развития материи появились растения, животные, человек с его сознанием, которое представляет собой высочайшее порождение материи.

Возникшая на определенной ступени биологической эволюции, психика представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменившись и усложнившись, психическое отражение приобретает у человека новую форму - форму сознания. Сознание порождается жизнью в обществе и теми общественными отношениями, которые определяют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания происходит из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд как целесообразная и продуктивная деятельность требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, которое регулирует деятельность субъекта, находит свое воплощение в ее продукте и в этой форме оно и выступает для человека.

Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна.

Сознание есть высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственная только человеку.

Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением ее продукта и есть процесс сознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отраженной в языке форме. Поэтому осознанное это всегда также словесно определенное. В этой своей функции не только язык является средством общения людей, но также действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для других людей. Таким образом, возникновение сознания как формы проявления психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой проявления психики человека, сознание не исчерпывает ее.

При этом человеку присущи и неосознаваемые психические явления и процессы, т.е. такие, о которых он не может дать себе отчета, и которые скрыты от его самосознания.

9 РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ

Наличие психики обязательно связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Следовательно, психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни - сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать пути и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат. Таким образом, психология - это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Следует отметить, что возникновение психики - это результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью - способностью реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужно нервной системы, собственно же психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.

Развитие психики на основе усложнения нервной системы происходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяющиеся условия жизни вызывают изменения в поведении животных, это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы. Развивающаяся нервная система далее способствует усложнению приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное, качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к более сложным.

В зависимости от уровня развития нервной системы в психической деятельности различают три типа поведения животных (как способы приспособления к окружающей среде): инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения.

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознание. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это в свою очередь открывает возможности для совершенствования самого себя, самоконтроля, самовоспитания. Таким образом, сознание можно определить как высшую форму отражения объектов действительности с помощью речи, языка.

Характера; анализ нормы и патологии в разных культурах. Имеются попытки и более широких классификаций направлений психологической антропологии. Наиболее полный их перечень под названием «Основные школы и подходы в психологической антропологии» предложил американский культурантрополог Ф. Бок (см. Bock , 1988). Первая школа – психоаналитическая антропология, состоящая из двух подходов: а) ...

Функцию. Личность стремится снять с себя вину, увидеть событие в ином свете, чем оно реально происходило, следствием этого является самообман как психологическое средство "эго-защиты". При анализе педагогической ситуации конфликтного типа студенты выделяют несколько форм психологической защиты: а) личность пытается сохранить смысловую значимость мотива, реально отвергнутого выбором данного...

И могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – ...

... (1910); Рефлексология (1918); Коллективная рефлексология (1921); Общие основы рефлексологии человека (1923); Мозг и деятельность (1928). II Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де...

ГЛАВА 2. Эволюция психики

Мы остановились на том, как современная наука понимает предмет психологии и какие практические приложения имеет эта область знания.

Теперь нам следует осветить одну из важнейших проблем - эволюцию психической деятельности.

Донаучная психология, которая развивалась в ранней идеалистической философии, считала психику одним из первичных свойств человека и рассматривала сознание как непосредственное проявление «духовной жизни». Поэтому вопрос о естественных корнях психики, о ее происхождении и о ступенях ее эволюции даже не ставился. Дуалистическая философия предполагала, что сознание так же вечно, как и материя, что оно всегда существовало параллельно с материей.

Научная психология исходит из совершенно иных положений и ставит перед собой задачу подойти к ответу на вопрос о происхождении психики, описать условия, в результате которых должна была появиться эта сложнейшая форма жизни.

Известно, что основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Для своего выживания они должны усваивать (ассимилировать) из окружающей среды те вещества, которые являются предметом питания и необходимы для поддержания их жизни; одновременно они должны выделять во внешнюю среду продукты распада, усвоение которых может нарушить их нормальное существование. Оба эти процесса - ассимиляция и диссимиляция - входят в процесс обмена веществ и являются основным условием существования этих сложных белковых образований.

Естественно, что эти сложнейшие белковые молекулы (иногда их называют «коацерватами») вырабатывают особые свойства, отвечающие на воздействие полезных веществ или тех условий, которые содействуют усвоению этих веществ, и на вредные воздействия, грозящие их дальнейшему существованию. Так, эти молекулы положительно реагируют не только на питательные вещества, но и на такие условия, как свет, тепло, которые содействуют усвоению. Они отрицательно реагируют на сверхсильные механические или химические воздействия, которые мешают их нормальному существованию. На «нейтральные» воздействия, не входящие в процесс обмена веществ, они не реагируют.


Свойство коацерватов реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ (оставляя без ответа посторонние «индифферентные» воздействия), называется раздражимостью. Это основное свойство проявляется при переходе от неорганической материи к органической. К нему присоединяется и второе свойство

- возможность сохранять высокоспециализированные свойства раздражимости к воздействиям, передавая соответствующие модификации белковых молекул от одного поколения к другому. Это последнее свойство, по-видимому связанное с модификацией некоторых фракций аминокислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты, или РНК, составляющей молекулярную основу жизни), принято рассматривать как важный процесс, лежащий в основе биологической памяти.



Процессы раздражимости по отношению к жизненно важным «биотическим» воздействиям, выработка высокоспециализированных форм раздражимости и сохранение их с передачей последующим поколениям, характеризует ту стадию развития жизни, которую обычно обозначают как растительная жизнь.

Этими процессами характеризуется вся жизнь, начиная от простейших водорослей и кончая сложными формами растительной жизни. Ими же обусловлены и так называемые «движения растений», которые, по существу, являются лишь формами усиленного обмена или роста, направляемого раздражимостью по отношению к биотическим воздействиям (влажности, освещенности и т. п.). Такие явления как рост корня растения вглубь почвы, или неравномерный рост ствола в зависимости от освещенности, или поворот растения в направлении солнечных лучей

Все это является лишь результатом явлений «раздражимости» к биотическим (небезразличным для жизни) воздействиям.

Существенным для растительной жизни является одно важное обстоятельство. Растение, реагирующее усиленным обменом на биотические воздействия, не реагирует на посторонние воздействия, которые входят в процесс непосредственного обмена веществ. Оно не ориентируется активно в окружающей среде и может, например, погибнуть от отсутствия света или влаги, даже если источники света и влаги существуют совсем близко, но не оказывают на него непосредственного воздействия.

От этой пассивной формы жизнедеятельности резко отличаются формы существования на следующем этапе эволюции - на стадии животной жизни.

Характерным для каждого животного организма, начиная с простейших, является тот основной факт, что животное реагирует не только на биотические воздействия, непосредственно входящие в процесс обмена веществ, но и на «нейтральные», небиотические воздействия, если только они сигнализируют о появлении жизненно важных («биотических») воздействий. Иначе говоря, животные (даже простейшие) активно ориентируются в условиях среды, ищут жизненно важные условия и реагируют на всякие изменения среды, которые являются сигналом появления таких условий. Чем интенсивнее протекает обмен веществ, чем большую потребность испытывает простейшее живое существо в получении пищи, тем более активны его движения, тем в более оживленных формах протекает его «ориентировочная», или «поисковая», деятельность.

Эта способность реагировать на нейтральные «абиотические» раздражения при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий, по-


являющаяся на стадии перехода к животному миру, называется, в отличие от явлений раздражимости, чувствительностью. Появление чувствительности и может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Психика – это форма активного отображения объективной реальности, которая возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В поведении осуществляет регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Выготского, Леонтьева, Лурии.

Психологический словарь – Психика общее понятие которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. Есть два различных понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

1) Материалистическое – психические явления – это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания.

2) Идеалистическое понимание – в мире существует не одно, а два начала – материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и невыводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и т.д.

Улучшение структуры и функций Н.С. послужило основным источником развития психики.

Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи.

3) Дуалистическое понимание.

Существуют разные подходы к пониманию психики:



1. Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт)

2. Всей природе (фр. Материализм, панпсихизм)

3. Свойство живой природы (биопсихизм)

4. Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин)

5. Психика только у …… с трубчатой Н.С., имеющих головной мозг (мозгопсихизм Платонов)

6. Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (Леонтьев).

Бехтерев – психика – это энергия.

Леонтьев – Это свойство живых, материальных тел способных своими … отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность.

3 составляющих психики: действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика – особенная способность.

Происхождение психики.

Начала – материальное, идеальное, дуалистическое.

Идеальное – Пьер де Шарден.

Материальное – в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Концепция Фабри и Леонтьева (матер.)

1) Стадия элементарно-сенсорной психики

а) низший уровень – простейшие многоклеточные живущие в воде. Характеризуются примитивными элементами чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность.

б) высший уровень – черви, улитки. Наличие ощущений, появление органов манипуляции (челюсти), четкая реакция на биологические раздражители. Способность к формированию элементарных рефлексов., развитая двигательная активность. Способность уходить от неблагоприятных условий среды.

2) Стадия перцептивной психики.

а)низший уровень – рыбы, моллюски, насекомые. Характеристика – отражение внешней действительности в форме образов в форме предметов. Формирование двигательных навыков.

б)высший уровень – птицы и высшие позвоночные. Характеристика – решение задач (элементарные формы мышления). Складывается определенная картина мира. Способность к научению.

в)наивысший уровень (стадия интеллекта) обезьяны, собаки, дельфины.

Характеристика – способность решать одну задачу разными способами. Создание орудий, способность к познанию, установление причинно-следственных связей.

Леонтьев – психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозг) отражать объективный мир.

Бехтерев – психика – есть выражение особого напряжения энергии нервных центров.

Большаков – психика – есть совокупность химических, механических, электрических, физиологических процессов протекающих в Н.С. Это микрокосмос, где микрокосмос сжимается, собирается в своей само тождественности. Есть виртуальное сжатие природы. Субъективный образ объективного мира, что значит особое свойство высшей организованной материи.

Психика возникает только у живых тел и не у всех, а лишь у тех, кто ведет активную деятельность. А это требует активной психической деятельности.

Особое свойство – не сводимость к физиологическим процессам, предвосхищение будущего. Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), идеальное как продукт материального органа, мозга.

Образ только в сознании (в психике), в отличие от материального.

Идеальное – есть отражение материального.

Отражение – представленность одной реальности (мира), в другой (в человеке).

Отражая действительность человек получает возможность выражать себя и регулировать свое поведение. Отражение не зеркально, оно пристрастно и не объективно. Человек и его психика это не две системы, это единая система. Несмотря на то, что психика субъективна, изначально она социальна. Субъект обладающий психикой творит историю.

Психика как процесс и как содержание. Проблема отражения связана с деятельностью. В деятельности психическое раскрывается как система и сама деятельность образует одну из детерминант психических явлений.

Формы психического отражения.

Внутренняя среда – отражается в потребностях, ощущениях, удовольствия – неудовольствия.

Внешняя среда – отражается в образах и понятиях.

Отражение внутренней среды – отражаются не раздражители, а их оценка.

Внешнее отражение связано с побуждением к действию.

Отражение внешней среды: внутреннее состояние, побуждение, движущие силы.

Окружающий мир (образы): основа для ориентирования в окружающем мире.

Формы проявления психики. Структура психики.

1. Психические процессы: познавательные – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные – эмоции, чувства; волевые – механизм волевых действий, волевые качества.

2. Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость.

3. Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер.

4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки.

Функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации).

Уровни психического отражения: непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия; уровень абстрактно-теоретического мышления.

Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева)

Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях – медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению).

Леонтьев: Возникновение психики.

Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде.

Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды.

Как психика развивалась: усложнение форм поведение, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения.

Главенство деятельности в развитии психического отражения.

Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического отражения. Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека.

План ответа

  1. Объективный критерий

  1. Стадии по К. Фабри

  1. Мышление

    Условия развития

    Возникновение и развитие психики в филогенезе.

    1. Попытки решения проблемы возникновения психики

Возникновение и филогенетическое развитие психики – один из фундаментальных общепсихологических вопросов. На данный вопрос, возникший еще в биологии и подробно развивающийся в зоо- и сравнительной психологии, ученые различных школ в различное время пытались ответить по-разному.

Антропопсихизм – только человек обладает психикой, может дать отчет о своих психических состояниях, а животные и растения – только автоматы. Такой взгляд характерен для Декарта. Панпсихизм – любая материя обладает психикой (и неживая тоже, например, камни). На этой точке зрения стоял, например, Фехнер. Биопсихизм – любая живая материя обладает психикой (и растения тоже). Гобсс, Гегель и Вундт разделяли представления биопсихизма. Нейропсихизм – только существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами. Эта точка зрения выдвигалась Дарвином, Спенсером.

По мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих взглядов не отражает истинной причины возникновения психики. В основе возникновения психики, на самом деле, лежит не что иное, как возникновение чувствительности . – способность реагировать не биологически нейтральные раздражители (абиотические0

Чувствительность – первое проявление психики и показателей ее возникновения. Возникла психика в ходе биологической эволюции т.к. психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Возникновение и развитие психики в животном мире подчиняется действию общего закона эволюции согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно. Как возникла психика?

        Толчок к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.

        Также из-за изменений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Но организм продолжал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.

      Тенденции и особенности развития психики в филогенезе

В основе развития психики лежат 3 тенденции:

        усложнение форм поведения (форм двигательной активности)

        совершенствование способностей к индивидуальному научению

        усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций

Особенности развития психики:

          Каждая новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, связывающий животное с окружающим миром. Новая форма психического отражения возникает сразу за усложнением и делает возможным ее дальнейшее развитие. В период зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета. На следующей ступени деятельность определялась уже отношениями между предметами;

          Имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных (животное на более высокой ступени биологического развития не обязательно обладает более развитой психикой т.к. существует разница в соотношении между морфологией и образом жизни животных). Обсуждая психику животных нельзя пользоваться субъективным критерием (мы не знаем, что чувствует червь или муравей)

    Критерии психического отражения.

    1. Различные критерии психического

Обычно практическим критерием чувствительности является субъективный критерий. Т.е. те отчеты испытуемых, которые они сообщают о наличии/отсутствии ощущения. У животных же мы не можем спросить, поэтому субъективный критерий оказывается неприменим.

Внешними критериями психики являются те, которые внешние по отношению к форме существования организма (психика приписывалась существу потому, что оно принадлежало к определенному классу существ, психика этого класса постулировалась как аксиома). Внутренними критериями психического выделяются способность к поисковому поведению, к гибкому приспособлению к среде.

На современном этапе обсуждаются различные морфологические критерии психического: 1. тип нервной системы; 2. степень дифференциации внешних и внутренних органов (органов передвижения, органов чувств и т. п.). Более современные теории обсуждают в качестве критериев некоторые поведенческие реакции, например: 1. возможность индивидуального обучения (т. е. способность к гибкому приспосабливанию к среде); 2. наличие ориентировочной фазы в выполнении действий; 3. наличие передачи сложных инстинктивных форм поведения и т. п. Эти критерии являются функциональными; все они указывают на разные «пороги» локализации психики.

      Объективный критерий психического отражения

Объективный критерий психики (по Леонтьеву) – способность животных организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (виды энергии, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, например, звук: животные им не питаются, но он является сигналом живой пищи или приближающейся опасности). Реагировать на них полезно, т.к. возможность выживания становится шире.

    Основные стадии становления психики в филогенезе.

    1. Стадия элементарной чувствительности

На ста­дии элементарной чувствительности животное (от амеб до на­секомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение опреде­ляется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Субъект на данной стадии отражает отдельные свойства объектов. Иногда её называют стадия инстинкта. Инстинкт – генетически фиксированные, наследуемые формы поведения (Фабри).Инстинкт обусловлен двумя основноными факторами внешними (специальный раздражитель, ключевой стимул) и внутренними (эндогенная стимуляция, снижения порога возбуждения). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его фор­мы закреплены генетически. Итак, деятельность животных фактически оказывается определяемой воздействием со стороны отдельных вещей, в то время как отражение действительности остается у них отражением совокупности отдельных ее свойств.

Раньше противопоставляли научение и инстинкт. Теперь известно о существовании облигатного научения, некоторые инстинктивные действия проходят тренировку.

      Стадия предметного восприятия отражения действительности (перцептивной психики)

На этой стадии у животного появляется способность к отражению не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов предметов . Животное способно обучаться, появляются индивидуально при­обретенные навыки поведения (операции). Операции – относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, т. е. выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций, и в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

Иногда стадию называют стадией навыка.

      Стадия интеллектуального поведения

На третьей стадии развития психики животных – стадии интеллектуального поведения возникает способность живот­ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре­бующих предварительных подготовительных действий для сво­его решения. Интеллектуальное поведение животных не выхо­дит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Можно выделить следующие признаки стадии интеллекта: 1.) Деятельность, которая на предыдущих стадиях слита в единый процесс, теперь дифференцируется на две фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. На фазе подготовки происходит исследование ситуации. 2.) Поведение может опираться на некоторые средства, однако эти орудия не выносятся за пределы ситуации. Пример – использование обезьяной палки, чтобы достать банан, находящийся вне клетки. 3.) Найденный способ может использоваться для решения похожих ситуаций. При повторении ситуации может сразу её решить, внешневнезапное нахождение решения.

Высший этап развития психики – возникновение человеческого сознания.

      Стадии по К. Фабри

К.Э.Фабри объясняет несовпадение линий биологического и психического развития животных неоднозначным соотношением между морфологией животных (на ней основа зоологическая систематика) и образом их жизни. Уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, экология и его поведенческая активность. Стадии развития психики:

    элементарной сенсорной психики;

    перцептивной психики (здесь же интеллект).

В каждой стадии вводится уровень : низший и высший, могут быть и промежуточные уровни.

    Сравнительный анализ психики животных и человека.

      Мышление

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

      Способность создавать и сохранять орудия труда

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия .

Животное создает орудие в конкретной ситуации. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

      Передача общественного опыта

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта . (спорно) Только человек присваивает общественный опыт . Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт .

Речь – у животных лишь сигнальная система, у человека знаковая система.

      Условия развития

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития . Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Древнейшие предки людей - гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине, заняться собирательством, а затем коллективной охотой на крупных животных. Начался принципиально новый процесс их поведенческой адаптации - приспособление к среде посредством коллективной трудовой деятельности. Для этого у наших предков уже были необходимые биологические и биосоциальные предпосылки - развитая способность к манипулированию предметами, бинокулярное (стереоскопическое) зрение, хорошо скоординированное с движением передних конечностей, развитая кожно-мышечная чувствительность и, что особенно важно, высокоразвитые формы группового поведения - совместные приспособительные действия в сообществе, функциональное общение друг с другом.

Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для манипулирования объектами посредством передних конечностей, началось интенсивное развитие человеческой руки, орудийных действий, а затем изготовление орудий труда и их коллективное использование. Возникла социальная, общественная взаимозависимость людей. Социальный фактор стал фактором выживания. Человек освобождался от власти естественного отбора. Даже физически слабый, но вооруженный орудием человек получал преимущество перед сильным животным.

Биологические формы, более близкие к человеку, чем к обезьянам, называются гоминидами. К ним относятся питекантропы и неандертальцы (рис. 1). Неандерталец жил в начале палеолита (180-200 тыс. лет назад). Покатый лоб, мощные надглазные валики, более близкие к горизонтальному положению остистые отростки шейных позвонков. По емкости мозгового отдела черепа и пропорциям тела неандерталец уже близок к современному человеку.

Неандерталец научился добывать огонь и перешел от собирательства к охоте. Начинается его миграция из Восточной Африки в сторону Азии и Европы. На стадии "формирующихся людей" еще имел место естественный отбор, однако предметом отбора стали такие черты, которые делали древнейшего человека способным к общественному производству.

Рис. 1.

С усовершенствованием строения кисти руки - развитием большого пальца, противостоящего другим пальцам, - резко расширились возможности хватательных действий. Развитие черепа создавало анатомические предпосылки для увеличения объема мозга. Грубые челюсти, служащие животным для захвата и удержания пищи, у гоминидов становились тоньше и легче, появилась возможность свободных движений у мускулатуры языка, изменялось положение гортани и строение голосовых связок - соответствующие анатомо-физиологические превращения были вызваны необходимостью речевого общения в условиях коллективной деятельности.

Сообщества живых существ имеют средства общения, средства координации совместных действий. Однако сигнальная связь в мире животных необходима только в текущей ситуации: животные сигнализируют представителям своего вида о возникшей опасности, о своем местонахождении. У человека же в процессе антропогенеза сформировалась принципиально новая система информационной связи - произносимое слово постепенно приобрело обобщенное значение: вобрав в себя многовековой опыт человечества, оно стало обозначать существенные взаимосвязи событий, общие устойчивые признаки явлений. При помощи речи люди начали планировать свои действия, прогнозировать развитие событий, координировать свою трудовую деятельность.

Постепенно в человеческом обществе формировалось и укреплялось социальное содружество: слабые особи получили возможность выживания благодаря альтруизму, милосердию своих сородичей; больные и немощные стали получать необходимый уход; формировались социальные обычаи и традиции.

Процесс человекообразования завершился только в эпоху верхнего палеолита (приблизительно 40 тыс. лет назад), когда сформировался современный тип человека - Homo sapiens - человек разумный (кроманьонец) (рис. 2).

Появление человека современного типа ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Появляются каменные топоры, тесала, иглы и гарпуны из кости, кремниевые наконечники стрел и копий, орудия для изготовления орудий труда. В конце палеолита - древнекаменного века - формируется первобытнообщинный строй, начинается общественно-исторический процесс. Совершенствуется охотничье искусство, зарождается скотоводство, возникает оседлое земледелие, люди начинают жить в постоянных жилищах.

Рис. 2.

В эпоху нового каменного века - неолита (VIII-III тысячелетия до н.э.) совершенствуется техника изготовления каменных орудий (пиление, сверление, полирование), возникает ткачество, развивается домостроительство, появляются колесные транспортные средства. Формируются этнические сообщества, обретая свой этнопсихический облик, возникают межплеменные отношения. Развивается региональная культура Передней Азии, Египта и Индии.

Во 2-м тысячелетии до н.э. неолит сменяется металлургической эпохой - железным веком, появляется письменность - мощное средство фиксации и ретрансляции социально-культурных достижений. Начинается эпоха цивилизации. Происходит общественное разделение труда, появляются города, развивается товарообмен, закладываются основы правового регулирования отношений между людьми, возникает государство и первые записанные законы.

Переход к использованию орудий труда стал толчком для качественно нового развития психики человека. Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия.

Изготовление простейшего орудия труда связано с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Все это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта. Развивалось и орудие интеллекта - человеческая речь. Отдельные трудовые действия человека приобретали смысл только в контексте деятельности других людей - возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели действия, связанные с мышлением и волей человека. На основе внешних трудовых действий формируется система внутренних, психических, умственных действий. Человек переходит к действию с психическими образами - к действию в уме. У него возникает потребность моделировать различные отношения вещей, прогнозировать их изменение; на этой основе развивалась творческая деятельность человека.

На заре истории человек по своим психическим возможностям не походил на современного человека. Весь обширный период формирования человека (до появления человека нового, современного типа - кроманьонца) характеризуется дологическим типом функционирования его мышления, психики в целом. В этот период основной функцией формирующегося языка было воздействие людей друг на друга. Познавательная же функция стала интенсивно развиваться лишь с появлением человека современного типа.

Мифологическое, фантазийное мышление людей первобытной эпохи проявлялось следующим образом: два схожих явления принимались за одно и то же; часть принималась за целое; что-либо, причастное к определенному явлению, принималось за само явление (точно так же, как это свойственно детям раннего возраста); имя человека или его изображение принималось за самого человека. Первобытный человек, конечно, совершал как мистические, так и рационалистические действия, но последние он еще не осмысливал теоретически, его практические действия были лишь эмпирическими находками. Субъективное у древнего человека не было адекватно объективному. "Дикарь, - отмечает К. Юнг, - был не склонен к объективному объяснению даже очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывал непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям".

Первобытный человек жил в стихии мифов, символов и архетипов. В мифах он искал аналогию своим душевным переживаниям. Сознание первобытного человека не столько отражало мир, сколько мифологически творило его, наделяло предметы мистическими свойствами.

Все культурное развитие человечества было объективно связано с усовершенствованием сознания человека. Этому сначала служили догматы веры, впоследствии научные понятия.

Цивилизация постепенно формировала разумное объяснение окружающего мира. Однако архаичный фундамент сознания человека не исчез. Сформированные на протяжении многих тысячелетий архетипы ощущаются нами как "темное чувство", интуитивные представления, "зов сердца", непреодолимое "движение души".

В процессе исторического развития человечества мышление не просто содержательно обогащалось, а претерпевало качественные изменения - умственные операции древнего человека качественно отличались от логических операций человека современного.

Совершенствовались и механизмы нервно-психической деятельности человека. Некоторые из них сложились у давно вымерших земноводных и пресмыкающихся; другие надстраивались значительно позже - у обезьянолюдей, а у человека разумного появились принципиально новые образования.

В психике человека постепенно подавлялись инстинктивные механизмы узкоэгоистического поведения, все большую роль начинали играть социально обусловленные факторы выживания.

Как отмечает Б. Поршнев, в психике человека есть более древние и более молодые пласты, как в коре Земли, но не просто наложенные друг на друга, а находящиеся в сложном взаимодействии.

Сколь примитивны были внешние условия быта древних людей, столь же примитивен был и их духовный мир, мир психических образов.

В процессе первоначального, примитивного труда люди действовали общей малодифференцированной массой. Но сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:

  • 1) осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий;
  • 2) появления речи как средства общения;
  • 3) социального взаимодействия людей.

Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации. Древний человек приспосабливался не только к внешней среде, но и к процессу труда. Это "трудоприспособление" и стимулировало развитие его психики, а также естественного ее субстрата - мозга. Интенсивно развивались сенсорная и моторная зоны коры головного мозга, ассоциативные связи между ними. С развитием высших интеллектуальных процессов развивалась фронтальная область мозга. Многообразие речевых стимулов, возникающих в трудовом процессе, содействовало дальнейшей эволюции мозга, совершенствованию психических функций.

Через речь (сначала устную, а затем и письменную) индивидуальное сознание стало обогащаться достижениями общечеловеческого опыта. Возникает феномен социальной идентификации индивида: он начинает уподоблять себя социуму. Отныне человек воспринимает мир сквозь призму социальной значимости отдельных явлений. Зарождается словесно внушенная, суггестивная форма поведения человека. У него формируется способность осуществлять нравственный, т.е. социально значимый самоконтроль. Личности уже под силу самооценка и самоанализ: ее поведение становится все более сознательным, т.е. регулируемым системой общечеловеческих знаний (сознанием). Внешние социальные требования становятся внутренними, у человека формируется способность к внутренней саморегуляции.

Уже на начальных этапах человеческой истории система запретов и предписаний взяла под защиту всех членов первобытной общины. Страшной карой для человека становилось его выдворение из общины. Люди приучались строго выполнять свои социально-ролевые обязанности. Формировались такие фундаментальные нравственные качества, как социальная ответственность, совесть, способность к самопринуждению. Так на нашей планете появились особые существа с социально обусловленной сущностью.

Впоследствии ученые пришли к выводу, что процесс исторического формирования психики человека в свернутом виде повторяется в ходе формирования психики отдельного индивида. Ребенок, по Л.С. Выготскому, сначала регулирует свое поведение под воздействием чужой речи, сигнализирующей нужный порядок действий, формулирующей программу его поведения. На следующем этапе психического развития эта программа задается внешне выраженным речевым приказом самого ребенка ("Дима возьмет чашку и выпьет из нее молоко"), затем действенный самоприказ принимает характер внутренней речи. И наконец осуществляется переход от внутренней речи к речи интериоризированной - слова превращаются в мотивы, поведенческие императивы - в средство актуализации различных схем поведения; первоначально внешняя композиция звуков, вплетаясь в практическую деятельность ребенка, приобретает сигнальный характер, становится носительницей социально сформированных значений.

Психика человека современного типа стала интенсивно развиваться, когда около 10 тыс. лет назад человечество перешло от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству, ремеслу, строительной технике. Расширяющиеся возможности производства сделали возможным рост человеческих потребностей. Оседлый образ жизни привел к образованию крупноплеменных объединений - возникли города-государства, стало развиваться товарное производство, расширился информационный обмен. Появление письменности (около 5 тыс. лет тому назад) вывело человечество на орбиту цивилизации. Его культурные достижения стали закрепляться и накапливаться в рукописях, книгах.

Психическое развитие человека связано с культурно-историческим развитием общества. На социальной основе возник и сам феномен идеального психического образа. Психический образ включен во вторую сигнальную систему, т.е. в социально сформированную сферу, в сферу социальной культуры. Образ этот идеален. Отражая мир, человек постоянно опирается на социальный опыт, на социально сформированные знания.

В процессе антропогенеза поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями.

Первоначально человек сознавал, принимал только ту конкретную социальную общность, в которую был включен - племя, род, общину. В его сознании преувеличивалось и даже мистифицировалось понятие "мы". Весь мир подразделялся на "мы" и "они". Все хорошее, благоприятное интерпретировалось как "наше", а все плохое, неприятное - как "чужое". Все "наше" стало предметом психического подражания, источником внушения (суггестии). Все "чужое" - предметом ненависти, проклятия и агрессии. Отдельные проявления человеческой психики стали резко усиливаться или тормозиться под влиянием конкретной социальной общности. Поведение индивидов стало зависеть от этнической культуры, племенных традиций и обычаев, запретов (табу) и установок мифологизированных предков (тотемов). Суперраздражителем для человека становится сакральное, наиболее значимое для него слово. Нет ни одного поведенческого инстинкта, который нельзя было бы затормозить посредством слова. Слово, речь, язык становятся знаковой системой социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями. Давая словесную оценку событиям, люди оказывают внушающее воздействие друг на друга. Психический феномен внушения и самовнушения, наряду с примером, разъяснением и убеждением, становится мощным средством социального взаимодействия.

Итак, психическое развитие человека качественно отличается от развития других живых существ. В отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности (табл. 3).

Таблица 3.



Рассказать друзьям