Люди которые заикаются какие они. Почему человек заикается: логоневроз у детей и заикание у взрослых

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Общие сведения

Судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов . Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы ;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии . В его составе - нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию . Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц - одни сокращаются, другие - расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс - нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Симптомы заикания

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости - искривленная носовая перегородка , гипертрофия раковин .

Сопутствующие движения - это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

Фазы развития заикания

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание - большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения заикания

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Диагностика заикания

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога , но и логопеда . Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию , ЭЭГ головного мозга , МРТ -диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи .

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии , где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация . Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание - определенное поведение, подвластное изменению. В его составе - десенсибилизация, аутогенные тренировки . Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий . Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики (толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая - на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены - это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое - расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе - профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье - формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

22 октября отмечают Международный день заикающихся людей. Корреспондент «АиФ-Черноземье» поговорил с логопедом Ольгой Жуковой о том, что может стать причиной заикания, можно ли вылечить его во взрослом возрасте и какие нарушения в речи могут указать на проблемы со слухом или неврологические заболевания.

Заикание лечится у детей и взрослых

Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: Почему люди начинают заикаться?

Ольга Жукова: Заикание - это патология речи, о которой известно с древности, но ее продолжают изучать. Существует много причин, по которым оно может возникнуть, но основных - четыре. Во-первых, наследственность. Раньше считалось, что эта патология не наследуется, сегодня ученые пришли к выводу, что такой фактор существует. Потом - физиология. Например, функциональное поражение мозга, различные травмы, в том числе внутриутробные, инфекционные заболевания. Третья - негативное влияние социума, ссоры в семье, перегибы в воспитании. Когда дети часто кричат, визжат, орут, они напрягают голосовые связки. И, наконец, психологические травмы - начиная от сильных эмоциональных потрясений и заканчивая просто информационной перенасыщенностью. Сегодня дети с малых лет сидят в гаджетах. Информации так много, что они не могут с ней справиться. Часто они кушают и тут же смотрят мультфильмы, все это возбуждает и перегружает нервную систему, и тогда может возникнуть дисфункция мозга и запинки в речи. Ребенок начинает что-то взахлеб рассказывать, запинаться, а потом эти запинки для него входят в норму.

Заикание чаще зарождается в детском возрасте. Причем, по статистике, у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза больше, чем у девочек. По наблюдениям врачей, среди людей, проживающих в сельской местности, заикающихся меньше, потому что они находятся в более спокойной, размеренной среде. В мегаполисе детям, конечно, сложнее.

- Можно ли вылечить заикание?

Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1%. Это говорит о том, что заикание лечится. Если вовремя обратиться к специалистам, речь можно восстановить, сделать ее мелодичной, ритмичной.

Заниматься со специалистами нужно комплексно. Невролог выписывает медикаментозное сопровождение, психиатр назначает гипнотерапию или тренинги, психолог обучает находиться в социуме, общаться, принимать решения в стрессовой ситуации, логопед ставит мелодичную, ритмичную речь. Но при этой патологии часто бывают рецидивы. Если ребенок пользуется запинками длительное время, то начнутся мышечные спазмы, которые препятствуют мелодичности речи. Преодолеть эти спазмы помогает вокализация, напевание слов.

- Кому проще справиться с заиканием - детям или взрослым?

Если взрослый человек начинает заикаться после травмы головного мозга или кровоизлияния в речевые центры, такая патология лечится легче, чем заикание, с которым человек живет с детства. Взрослые подходят к лечению более осознанно и с большей мотивацией, чем дети, для которых занятия с логопедом всегда проходят в форме игры. С детьми сложнее, так как часто бывает, что в кабинете логопеда у них все отлично получается, но в жизни они продолжают пользоваться привычными запинками. Взрослые могут контролировать этот момент. Если ребенок заикается, вся семья должна постоянно заниматься с ним по выбранной логопедом методике. Например, включать режим молчания, чтобы успокоить мышцы, шепотную речь, следить за дыханием.

Тревожные сигналы

- Какие проблемы с речью могут указать на неврологические заболевания?

Речевых нарушений при неврологических заболеваниях насчитывают довольно много. Например, затруднение или невозможность произнести слово, недостаточная координация исполнительного аппарата речи - языка, голосовых связок, губ, неба - это признаки дизартрии, возникающей вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Другая патология - афазия - может возникнуть в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Больной может понимать чужую речь, но сам не может выразить свои мысли, при этом сами функции исполнительного аппарата речи не нарушены. Существует и другой вид афазии - сенсорная, когда человек не понимает обращенную к нему речь. А при амнестической афазии больные не помнят названия предметов, хотя знают их назначение. Эти разграничения условны, различные виды афазии могут сочетаться друг с другом.

У маленьких деток могут диагностировать алалию - это очень сложное неврологическое заболевание, системное недоразвитие речи, которое возникает в доречевой период жизни. Такой ребенок может искажать слоговую структуру слова, у него бедный словарный запас и нарушенное звукопроизношение. При сенсорной алалии происходит непонимание чужой речи и недоразвитие моторной речи. Подозревать алалию нужно, если у ребенка в два с половиной-три года не сформирована выраженная речь. Здесь только логопед не справится, нужна неврологическая помощь. Это сложный дефект, но он исправляется серьезной работой на протяжении нескольких лет.

Сегодня очень много детей рождаются с перинатальной энцефалопатией - поражениями центральной нервной системы. Раньше мы встречали эту патологию намного реже. Причина кроется в стрессах, которые может испытывать мама во время беременности, плохой экологии и даже питании мамы. Если ребенку внутри утробы не хватает кислорода, это может повлиять на его здоровье при рождении.

- Вы сказали, что в три года у ребенка должна быть сформирована фразовая речь.

Да, в три года ребенок уже должен употреблять 300-500 слов и уметь выстраивать предложения, употреблять предлоги. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду. Он направит ребенка к невропатологу или сурдологу. Ведь нарушения в речи могут указывать, в том числе, и на проблемы со слухом. Сигналы к этому - если ребенок говорит в нос, использует усеченные слова, плохо передает мелодику слова, пропускает, заменяет или путает звуки, соединяет слоги из разных слов. Он воспроизводит слова не по звукам, а по зрительной артикуляции. Одной из причин этого могут быть аденоиды, которые препятствуют формированию фонемных рядов.

Вообще после двух лет жизни речевой аппарат ребенка уже сформирован: гортань, язык, горло, губы, органы артикуляции. В два с половиной года ребенок может еще не выговаривать какие-то звуки, менять их местами в словах, смягчать слова. Если окружающие его понимают, можно подождать до четырехлетнего возраста. Хотя раньше считалось, что в два с половиной года фразовая речь должна быть сформирована. Но в последние лет десять этот порог увеличился до трех лет.

- Какие тревожные сигналы должны указать родителям, что ребенка необходимо показать логопеду?

Если вы чувствуете, что его речь отстает от сверстников, в ней отсутствуют предлоги, союзы, практически не использует глаголы, наречия и прилагательные. Если отмечается «смазанность» речи, невыразительность, невнятность, межзубное или хлюпающее произношение шипящих и свистящих, если голос тихий, слабый, глухой, ребенок говорит в нос.

Обратите внимание на темп и ритм речи. Если речь ускоренная, ребенок говорит взахлеб, это может привести к запинкам. Разговаривайте с ним спокойно, неторопливо. Иногда родители сами чересчур эмоциональны, они постоянно одергивают ребенка, повышают голос. Малыш возбуждается, нервничает, плачет, истерит, и все это сказывается на его речи. Если ребенок не выговаривает много звуков, также стоит обратиться к специалисту. Логопед обследует речь ребенка, разработает пути коррекции дефектов.

- Считается ли картавая речь патологией? Можно ли исправить произношение звука «р» во взрослом возрасте?

Картавость, или ротацизм - это не патология, но и она приносит дискомфорт. Такие люди могут завуалировать неуверенность, даже бравировать этим. Особенно в подростковом возрасте. Этот дефект исправляется в детском возрасте очень легко, если за ним нет неврологической патологии. Но и во взрослом возрасте его тоже можно исправить. Сейчас очень много специалистов, которые работают со взрослыми пациентами. Конечно, это потребует больше усилий и времени, потому что придется отвыкнуть от уклада мышц, которым человек всю жизнь пользовался, и подключить те, которые раньше не работали.

Корректировать все дефекты речи необходимо до школы, чтобы избежать проблем письма и чтения. Тем более, в раннем возрасте мышцы эластичнее, поэтому исправить их легче. Родителям важно поддерживать ребенка в работе над преодолением речевых нарушений, мотивировать его, заниматься с ним. Это кропотливая работа, но вся речевая патология исправима. Вообще специальность логопеда - междисциплинарная. Она находится на стыке медицины, педагогики и психологии. Бывает сложно, но интересно.

Заикание – болезнь, проявляющаяся в виде и имеющая психоневрологическое происхождение. Чаще всего заиканием страдают , во взрослом возрасте болезнь проявляется крайне редко, но более болезненно.

Заикание во взрослом возрасте вызывает сложности при разговоре, пациенты страдают от дефекта речи, не могут выговорить правильно слова, растягивают, либо наоборот, непроизвольно сокращают слоги. Заболевание может сопровождаться тиками мышц, подергиванием в конечностях и сложностями с дыханием.

Долгое время заикание не поддавалось лечению. Современная медицина сделала огромный скачок вперед, позволяющий не просто диагностировать болезнь, но и весьма успешно лечить ее.

Совместными усилиями логопедов, неврологов, психологов и психотерапевтов удается достичь положительных результатов даже при лечении заикания у пожилых больных, испытывающих сложности в разговоре с детства.

Исследования последних лет позволяют выделить две природы развития заикания:

  • невротическую;
  • неврозоподобную.

Невротическое заикание проявляется в виде нарушения нормального ритма речи, возникновения запинания и повторов. Данная форма нарушения напрямую связанна с тоническими и тоникоклоническими в области дыхательно-вокальной и артикулярной мускулатуры.

Природа возникновения заболевания имеет психологическую подоплеку, что позволяет отнести его к группе невротических болезней. В медицине встречается также термин логоневроз.

Невротическое заикание всегда связано со стрессовой ситуацией. Чаще всего заиканием страдают мужчины. Болезнь может проявиться единоразово, либо стать постоянным явлением.

В первом случае человек может начать заикаться после сильного испуга, в приступе паники, или гнева. Во втором случае человек испытывает те же ощущения, но приобретшие постоянный характер.

Поскольку невротическое заикание связано с психологией, то причины его могут быть самыми разными. Иногда человек начинает заикаться в детстве, подражая кому-либо из своего окружения, привыкает к подобной речи и не замечает ее дефекта.

Огромную роль в определении причин заикания занимает наследственность, связанная с нарушениями работы речевого аппарата.

Данный вид нарушения развивается в детском возрасте. Обычно данной формой заболевания страдают дети 3-4 лет, перенесшие тяжелые физические травмы, либо рожденные с патологией внутренних органов.

Причиной заикания может стать асфиксия и тяжелые роды. У детей проявляются задержки в развитии, они долго отказываются ходить, быстро устают, разговаривать начинают в 2-3 года, не могут запомнить даже самые простые слова.

Невротическая форма заикания исчезает сама собой после устранения внешнего раздражителя, неврозоподобное же нарушеие остается проблемой на долгие годы и беспокоит уже взрослого человека.

Этиология и патогенез нарушения

Заиканием страдает не менее 1% взрослых жителей планеты. Общего мнения по поводу этиологии заикания не существует. Специалистами выделяются следующие факторы, оказывающие прямое, либо косвенное воздействие на появление заболевания:

  • возраст;
  • половая принадлежность;
  • состояние ЦНС;
  • индивидуальные особенности развития речи;
  • функциональная асимметрия мозга;
  • психические травмы;
  • генетика.

Заикание свойственно в большей мере мужчинам, нежели женщинам, что связанно с большей их подверженностью различного рода стрессам.

При изучении патогенеза нарушения используются следующие подходы:

Провокаторы отклонения

Вероятными причинами развития заикания у взрослых могут быть:

Заикание может являться наследственным заболеванием, не проявляющимся на протяжении долгого времени. При наличии стрессовой ситуации отклонение может проявиться в самый неподходящий момент и стать постоянным явлением в жизни человека.

Фазы развития

Заикание у взрослых лечится намного сложнее, чем в детском возрасте, потому родителям, воспитывающим детей в возрасте до 12 лет, рекомендуется внимательно наблюдать за тем, не проявляются ли у них признаки данного заболевания.

Прогрессируя, заболевание может стать причиной остро выраженного дефекта речи. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания:

  1. Отклонение в речи у дошкольников . Проявление заболевания может наблюдаться при сильном эмоциональном всплеске. Обычно заикание в этом возрасте не приводит к серьезным проблемам и исчезает самостоятельно.
  2. Заикание у детей младшего школьного возраста . Заболевание, проявляющееся у младших школьников, считается патологией, требующей немедленного лечения. Иногда заикающиеся школьники могут говорить вполне связно, но постепенно, подвергаясь насмешкам со стороны других детей, они перестают стараться правильно выговаривать слова и дефект речи усиливается.
  3. Нарушение у подростков . Заболевание проявляется в усиленной форме при общении с незнакомыми людьми, ответе у доски, разговоре по телефону.
  4. Заикание в юношеском и взрослом возрасте . В том случае, если заболевание не удалось побороть в детском и подростковом возрасте, оно становится хроническим и вынуждает взрослых людей искать замену некоторым словам, произношение которых вызывает сложности.

Клиническая картина

Заикание не является заболеванием в прямом смысле этого слова, поскольку обычно классифицируется как проявление скрытых патологий человеческого организма. Нарушение может быть связанно с такими проблемами, как:

Развитие заикания обычно связано с поражением органов речи и мышечной ткани гортани. Существенное воздействие на проявляющийся дефект речи оказывают спазмы и дыхательные судороги, возникающие вследствие чрезмерного волнения.

Постановка диагноза

Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.

Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога. В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.

При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:

  • логофобия;
  • потливость рук;
  • покраснение лица;
  • навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.

Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.

Коррекция отклонений

В коррекции заикания особое место занимает индивидуальный подход и комплексное лечение. В зависимости от причин, вызвавших заикание, врач может порекомендовать курсы массажа, гипноз и медикаментозное лечение. В особых случаях потребуется рефлексотерапия и консультация невропатолога.

В случае, если нарушение было вызвано полученной травмой, пациенту понадобиться консультация вибротолога. Избавиться от сложных случае заикания можно при помощи снятия напряжения отдельных участков тела, в этой ситуации может быть порекомендована миотерапия, направленная на терапию мышц.

Скорректировать состояние больного может также и логопед, использующий такие методы, как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и различные дыхательные упражнения.

Основной целью коррекции является максимальное улучшение речи. Сложности коррекционного лечения связаны с необходимостью одновременного использования средств и методов неврологической, логопедической, психологической и терапевтической области.

Когда вы дома

Вылечить заикание самостоятельно в домашних условиях невозможно, но обнаружив у себя, или у окружающих признаки нарушения следует выпить успокоительное, заварить и выпить немного травяного чая, чтобы снять напряжение. Если это не поможет можно принять ванну с успокаивающими солями.

Релаксирующее воздействие на организм оказывают травяные отвары и сборы, приобрести которые можно в аптеке. Наиболее благоприятное воздействие оказывает рута пахучая.

Одну чайную ложку руты заливают стаканом кипятка и дают настояться в течение 7-10 минут. Готовый напиток принимают трижды в день по 1 чайной ложке.

Заикание не предполагает развитие осложнений. В целом прогноз весьма благоприятный. Интенсивное лечение, прием всех назначенных врачом препаратов и соблюдение щадящего голосовые и речевые рецепторы режима, может оказать существенное влияние на выравнивание речи.

Многие взрослые, своевременно обратившиеся к врачу, вполне успешно борются и побеждают болезнь.

Профилактика нарушения

Заикание у взрослых людей часто связанно с нервным перевозбуждением и душевным расстройством. Лучшей профилактической мерой является стремление избегать стрессовых ситуаций, возможность всегда и во всем находить хорошие стороны.

Пребывая в хорошем настроении, не погружаясь в насущные проблемы сверх положенной меры и проявляя заботу о собственном душевном здоровье, человек может никогда не столкнуться с такой проблемой.

Крайне важно обрести гармонию духа и тела, в этом неоценимую помощь могут оказать занятия йогой, прослушивание тихой классической музыки и просто расслабление на диване с любимой книгой в руках. Не зная как снять психическое напряжение, лучше всего обратиться к врачу и решить проблему под его руководством.

Заиканием в медицине именуется специфическое нарушение речевых функций, не свойственное здоровому человеку. Существует несколько форм и видов нарушения, лечение которых во многом зависит от дисциплинированности человека, его готовности пройти длительный курс лечения и умения беречь себя и свое здоровье.

Заикание - это изменение речи, включающее в себя удлинение отдельных слогов, слов, звуков и\или их множественное повторение. Как результат – человек с данной патологией не может правильно поставить речь из-за постоянных прерываний в разговоре. Заиканию (логоневрозу) сопутствует изменение тембра голоса, ритма речи и расстройств органов дыхания.

Можно выделить ряд факторов, позволяющих дать ответ на вопрос: «почему люди заикаются»? Во-первых, это обуславливается нестабильностью нервной системы, цикличность которой вызывает у человека пребывание в хроническом стрессе, отсюда – многочисленные проявления невроза. Ярким примером будет заикание, которое появилось из-за сильного испуга, причем оно может пройти самостоятельно при нормализации психического фона. Во-вторых, это состояние наблюдается у лиц с соматическими заболеваниями и перенесших оперативное вмешательство по их поводу.

Патогенез заикания имеет свои особенности, так как речевая функция контролируется двумя мозговыми центрами – Вернике и Брока. Они располагаются в височных и лобных долях, соответственно.

Первый отвечает за постановку предложений, анализ речи, поступившей извне. Другими словами, он представляет собой слуховой центр головного мозга. А вот зона Брока отвечает за голосообразование посредством прямого воздействия на мышцы лица, которые отвечают за воспроизведение речи. При патологии происходит частичное выпадение функций той или иной зоны мозга, что приводит к неодинаковой скорости их работы, возникает заикание. В норме же эти мозговые центры действуют совместно, что и оказывает свое положительное влияние на речь в целом.

Степень выраженности заикания будет зависеть от характера и силы повреждения вышеназванных зон Вернике и Брока.

Механизм развития заикания

Судороги мышц, которые отвечают за речеообразование, возникают при прерывании передачи нервных импульсов. Когда раздражается мозговой центр Брока, судороги усиливаются, тем самым вызывая нарушение речевой функции. Звуки или отдельные слоги повторяются, начинают воспроизводиться человеком удлиненно. Заикание, как правило, чаще всего попадает именно на согласные звуки, что объясняется такой же частотой нервной импульсов.

Причины

Причины заикания у детей:

  • Наследственное заикание. Причем у мальчиков вероятность возникновения данного патологического состояния в 4 раза больше, чем у девочек. Заикание может и не проявиться вовсе, если не будет предрасполагающих к нему факторов;
  • Психоэмоциональная нестабильность. Определенные черты характера, например, сильная впечатлительность, ранимость могут оказать свое воздействие на нарушение речевой функции;
  • Заикание, как проявление поражения коры головного мозга. Органическое заикание имеет стойкий характер, не меняется под динамикой логопеда и при употреблении лекарственных препаратов;
  • Сильное эмоциональное потрясение. Резкое изменение подачи нервного импульса из-за испуга может привести к разногласию между центрами Брока и Вернике, что и вызовет патологию. Такое заикание хорошо поддается лечению, если был устранен раздражающий фактор;
  • Инфекции, которые были перенесены матерью во время беременности;
  • Сопутствующие соматические заболевания.

Заикание у взрослых имеет такие же причины возникновения патологии, однако в большинстве случаев оно бывает как следствие черепно-мозговой травмы или операций на головном мозге.

Формы заикания

По характеру проявлений заикание делится на тоническую и клоническую формы. Тоническая форма характеризуется пролонгацией конкретных звуков или слогов. Клоническая – их многочисленным повторением. Зачастую встречается смешанная форма заикания, при которой встречается как удлинение звуков и слогов, так и их повторение.

По этиологии заболевания выделяют неврозоподобную и невротическую формы заикания.

Невротическая форма заикания

Невротическая форма заикания встречается у детей дошкольного и школьного возраста одинаково часто. Пусковым механизмом для ее возникновения служит сильное эмоциональное потрясение. Нарушение речевой функции отчетливо наблюдается тогда, когда ребенок испытывает волнение, и проходит самостоятельно при нормализации психоэмоционального фона. Как правило, у таких детей отсутствуют какие-либо травмы или грубые патологии в анамнезе, нет и серьезных нарушений нервной деятельности. Заикание при этой форме обуславливается неспособностью ребенка правильно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на стрессовый фактор. Если вовремя повлиять на ребенка, то патологический процесс можно остановить. В другом случае заикание будет носить пребывающий характер – возникать каждый раз при стрессовой ситуации. Особенность характера у таких детей – это чрезмерная впечатлительность и ранимость, мнительность, тревожность. В отличие от неврозоподобной формы дети с невротическим заиканием хорошо учатся, умеют и могут правильно говорить в межприступные периоды.

Невротическое заикание можно заподозрить и при наличии дополнительных симптомов, указывающих на нестабильность нервной системы:

  • Различные фобии;
  • Недержание мочи;
  • Раздражительность;
  • Агрессивность.

Более того, в школьном возрасте, когда идет становление человека как личности, ребенок может замкнуться в себе из-за наличия такого речевого дефекта.

Неврозоподобная форма заикания

При неврозоподобной форме заикания психотравмирующие факторы отсутствуют. Однако в анамнезе была перенесена какая-либо инфекция, гипоксия или травма черепа и\или головного мозга. Неврозоподобное заикание чаще всего возникает у детей 3-5 лет. Ребенок с данной формой патологии отстает в нейропсихическом развитии, поздно начинает разговаривать, ходить. У него постоянно присутствует слабость и повышенная утомляемость, импульсивность поступков. Первые слова он говорит после 2 лет, а словарный запас накапливается очень медленно. Когда ребенок учится формировать фразы (около 3-4 лет) начинает развиваться неврозоподобное заикание. Причем предложения, составленные этим ребенком, будут наделены рядом звуков и слогов, которых не должно быть в разговоре («Э», «А» и другие). Инвалидность при заикании зачастую встречается именно при неврозоподобной форме, хотя и не у всех детей, перенесших какую-либо внутриутробную инфекцию, развиваются грубые нарушения речевого аппарата. Инвалидность ставится специальной комиссией, при маловыраженных явлениях или невротической она не ставится, только если у последней заикание не имеет стойкий характер.

Клиническая картина

Симптомы заикания включают в себя нарушение речевой функции, вследствие чего речь носит прерывистый характер с многочисленными повторениями или пролонгациями слогов и звуков. Иногда наблюдается астеновегетативная симптоматика в виде усталости, тревожности, депрессии, раздражительности и многого другого. Но, несмотря на вышеперечисленные признаки, мужчин с заиканием берут в армию, если нарушения речи носят не тотальный характер (малоразличимые фразы).

Заикание у детей

Логоневроз имеет тенденцию своего развития в детском возрасте. Характерен астеновегетативный синдром, иногда у ребенка наблюдаются внезапные скачки голоса.

При невротической форме выраженность заикания будет зависеть от психотравмирующего фактора, который оказал такое влияние на ребенка. При разговоре можно заметить, что мышцы лица напряжены, скованны. Речь монотонная, а при большом скоплении людей ребенок теряется и отказывается говорить. Он чувствует себя подавленным и не таким как все из-за особенностей речевого аппарата. Психика таких детей чрезвычайно ранима и легко изменяется в сторону агрессивного поведения.

Заикание у взрослых

Чаще всего является результатом невылеченной патологии в детстве и проявляется с яркой картиной фобического расстройства. Взрослый человек испытывает панические атаки, страх открытого или, наоборот, замкнутого пространства. Заикание сопровождается хаотичными движениями конечностей, а мероприятия, требующие общения с людьми, избегаются человеком из-за страха опозориться. Речевая функция нарушена, фразы прерывисты, голос не имеет четкой тональности и постоянно варьирует от низких значений до высоких. У некоторых больных отмечается появление такого симптома как маскированная депрессия. Причем при ней будет не только угнетение психического состояния, но и наличие постоянно меняющихся соматических жалоб (боль в животе сменяется головной болью, затем все проходит, но начинается сильный кашель и т.д.).

Лечение заикания

Для успешной терапии должен применяться комплексный метод преодоления заикания. Если имеет место быть невротическая форма, то тогда основное лечение будет направлено на устранение невроза. На ранних стадиях развития возможна коррекция состояния под контролем психолога и логопеда, в дальнейшем, при отрицательной динамике могут назначаться лекарственные препараты, подавляющие возбудимость центральной нервной системы. В зависимости от тяжести логоневроза применяются седативные, ноотропные и противотревожные лекарства. Так как во время нарушения речи у пациентов наблюдается судорожная активность и подергивание конечностей, целесообразен прием противосудорожных препаратов на основе вальпроевой кислоты (Пантогам, Фенибут). Хороший результат дает витаминотерапия, сульфат магния, что оказывает укрепляющее воздействие на нервную систему.

Немедикаментозные методы

Для коррекции заикания существует множество методов, однако все они рассчитаны на устранение определенной первопричины, поэтому занятия с логопедом должны проходить в индивидуальном порядке под консультацией психотерапевта. Психолог также необходим в данной ситуации, потому что неокрепшая психика ребенка воспринимает свою речевую особенность как что-то постыдное, что приводит к замыканию в себе и нежеланию общаться со сверстниками. Иногда положительные результаты дает групповая терапия, когда ребенок общается с детьми, имеющими такое же нарушение речи. Это помогает ребенку принять себя и, в некоторых случаях, заикание проходит само собой. Также практикуют лечение гипнозом, которое напрямую связано с устранением причины, приведшей к заиканию. А самая основная и важная задача лежит на плечах родителей, ведь именно от них будет зависеть, как ребенок поведет себя в той или иной стрессовой ситуации. Поэтому, регулярно уделяя своему ребенку время, можно предотвратить развитие логоневроза у него в дальнейшем.

Основной механизм общения между людьми - это речь. Она дает возможность взаимодействовать с окружающим миром и проявлять себя. Если что-то мешает человеку нормально говорить, это часто становится преградой на пути к счастливой жизни. Именно поэтому так важно вовремя выявить и начать лечить заикание. Причины этого недостатка весьма разнообразны и еще не до конца изучены, хотя существует множество теорий его возникновения.

Заикание - что это?

Еще сам Гиппократ в V веке до нашей эры описывал это заболевание. Им страдали легендарный Демосфен, историк Геродот и даже пророк Моисей. Лекари и алхимики долгое время пытались найти способ борьбы с заиканием, но вплоть до XX века ни причин, ни адекватной терапии для этого дефекта речи найти не могли. Только с появлением науки логопедии врачи и ученые вплотную занялись изучением этой болезни и наконец сформулировали, что же она собой представляет.

Заикание характеризуется нарушением плавности речи и ее темпа, слова становятся невнятными и прерывистыми, повторяются слоги или звуки, слышны вынужденные паузы, и кажется, что человек говорит с большим трудом. Часто это вызывает жалость, сочувствие или даже неприязнь у окружающих, что снижает уверенность в себе и приводит к различным психологическим проблемам у больного.

Виды нарушения речи

С медицинской точки зрения, механизм развития логоневроза связан с нарушениями, которые возникают при судороге одного из органов речевого аппарата - языка, неба, губ, дыхательных мышц. Чаще всего это бывает у детей, но в 1-3% случаев встречается заикание у взрослых. Причины этого сложного процесса лежат в перевозбуждении в головном мозге. Этот центр отвечает за управление мышцами лица, глотки, языка и прочими органами, которые обеспечивают связную речь. Дальнейшее распространение импульса на соседние отделы головного мозга ведет к возникновению судорог артикуляционной и дыхательной мускулатуры. Внешне это может проявляться в виде гримас и тика. Все это происходит на фоне переживаний, стрессов или эмоциональных потрясений.

Заикание имеет непохожие симптомы при различных видах судорог:

  • Тонические . Повторение гласных звуков и сонорных согласных, вынужденные паузы между словами.
  • Клонические . Повторение согласных звуков, слогов или даже слов.
  • Смешанные . Проявляются и те и другие нарушения речи.

Выделяется три вида заикания в зависимости от течения болезни:

  • Постоянное.
  • Волнообразное. Дефект речи никогда не пропадает до конца, но проявляется то слабее, то сильнее.
  • Рецидивирующее. Может полностью исчезнуть и появиться заново.

В зависимости от этиологии может быть невротическое и неврозоподобное заикание. Причины возникновения первой формы лежат в стрессовых ситуациях и не связаны с поражениями в головном мозге. легко лечится, но может стать хроническим. Дети с этой формой болезни начинают заикаться во время эмоционального напряжения.

Во втором случае заболевание связывают с органическими поражениями головного мозга (гипоксии, травмы во время родов и проч.). Неврозоподобная форма тяжело поддается лечению и проявляется вне зависимости от эмоционального состояния.

Диагностика заикания

Иногда задержки в произнесении слов и предложений являются нормой, и зависят от темперамента и особенности разговора. Существует два теста, позволяющих определить это:

  • Если число перерывов в 100 словах менее 7%, то это норма. Более 10% - патология.
  • Задержки у заикающегося человека длятся 1-30 секунд и сопровождаются заметным напряжением лицевой мускулатуры.

Иногда для постановки верного диагноза необходимо сделать электроэнцефалограмму. Это поможет отличить неврозоподобный логоневроз от невротического.

Поставить точный диагноз и решить, как вылечить заикание, сможет только специалист при очном осмотре, поэтому не стоит искать симптомы заболевания в себе и близких. Лучше обратиться к врачу и выяснить реальные причины логоневроза.

Причины заикания у детей

Часто родители задают вопрос: «Почему же у ребенка возникло заикание?» Причины этого очень разнообразны, и однозначно дать ответ крайне тяжело. Детская речь начинает формироваться, когда ребенок услышит первый звук, и заканчивает примерно к пяти годам. Все это время нервная система малыша находится в возбужденном состоянии, так она получает множество информации ото всех органов чувств. У ребенка еще слабы органы артикуляции, не разделяется речь, звуки и слоги, и иногда он просто не успевает все воспринять. Из-за этого неравная система может дать сбой.

Приблизительно 0,7-9% детей страдают от заикания. Этот диагноз можно поставить в возрасте 3-4 лет. Обычно, ярче всего болезнь проявляется у дошкольников. Существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать детское заикание. Причины могут лежать в сильном испуге, угрозах, издевательствах, плохой обстановке в семье, принуждение говорить или выступать перед малознакомой публикой. Иногда дети начинают копировать разговор заикающихся друзей или родственников. Так или иначе, чаще всего имеет место психологическая этиология, однако следует помнить о патологических состояниях, которые поражают нервную систему: гипоксия плода, внутриутробная инфекция, травмы головы, инфекционные заболевания различного происхождения, вызывающие органические поражения структуры головного мозга.

Факторы предрасположенности к заиканию

Дети, страдающие логоневрозом, становятся забитыми и неуверенными в себе, им очень мешает заикание. Причины, по которым оно возникло, очень важны. Но развитие заболевания можно предупредить, так как существуют факторы риска, которые указывают на возможное развитие заикания:

  1. Плаксивость и раздражительность. Указывает на неустойчивость детской нервной системы.
  2. Речь развилась рано.
  3. Ребенок начал поздно говорить.
  4. Чрезмерная строгость и повышенные требования. Авторитарное отношение родителей к детям может вызвать психологические причины заикания.
  5. Привычка разговаривать неправильно.
  6. Подражательство. Копирование заикания за другими детьми или близкими людьми.
  7. Двуязычность. Изучение сразу двух языков дает очень большую нагрузку на нервную систему.
  8. Мужской пол.
  9. Леворукость.
  10. Слабое здоровье. Частые инфекционные заболевания, аллергии и прочие патологии «выделяют» ребенка среди сверстников, родители часто одергивают и что-то запрещают. Развиваются комплексы и неуверенность в себе.
  11. Тяжелая беременность или роды.
  12. Наследственность.

Ребенок, страдающий логоневрозом, обычно очень стесняется своего недостатка, поэтому родители обязаны знать или хотя бы поинтересоваться, как вылечить заикание. Малышу сложно общаться со сверстниками, он испытывает дискомфорт и зажатость на любых выступлениях. Дети с заиканием очень замкнуты в себе, они чувствуют, что отличаются от других. Над ними могут издеваться, подшучивать, торопить или не воспринимать всерьез. Все это может привести к развитию логофобии в подростковом возрасте. Чтобы этого не произошло, нужно искать причины дефекта. Их определение поможет специалисту назначить рациональную терапию. Не стоит забывать, что лечение заикания в домашних условиях и постоянная работа над собой и своей речью дают хорошие результаты.

Почему взрослые заикаются?

Довольно редко, но можно встретить заикание у взрослых. Причины такого дефекта речи для зрелого человека не так разнообразны как для ребенка, но весьма похожи:

  • Стресс и другие эмоциональные потрясения. Провоцируют развитие невротической формы нарушения речи. При этом логоневроз проявляется во время тревоги, страха, переживаний или при выступлении перед большой аудиторией. Такая форма дефекта речи может возникать единожды на непродолжительный период после сильных переживаний или шока, однако со временем это проходит. Но бывают случаи, когда заикание становится хроническим, и к этим нарушениям присоединяются судороги органов речи и
  • Болезни, влияющие на проведение нервных импульсов (вызывают неврозоподобное заикание): опухолевые процессы, травмы головы, инсульт, нейроинфекции (энцефалит, менингит и проч.). При этой форме заикания ярко выражен судорожный синдром мышц лица и дыхательной мускулатуры. Люди с этим видом расстройства могут осуществлять характерные кивательные движения головой, перебирание пальцами рук и раскачивание туловища. Эмоции никак не влияют на проявления этих симптомов. В этом случае лечение заикания у взрослых - очень сложная задача, поскольку органические поражения головного мозга не поддаются терапии.
  • Раннее начало заикания и отсутствие его лечения.
  • Мужской пол. По статистике женщины заикаются в 4 раза реже мужчин.
  • Наследственный фактор.

Взрослые люди, которые страдают от заикания, со временем становятся очень замкнутыми, неуверенными в себе, они стараются избегать всевозможных общественных мероприятий и коллективов. Одна мысль о том, что нужно будет разговаривать, приводит их в ступор, и это создает порочный круг. Эти люди быстро утомляются и чувствуют эмоциональное истощение. Они считают, что преодоление заикания невозможно. Часто взрослые стесняются своего недостатка и не обращаются к специалисту, оставаясь наедине со своей проблемой. Если не заниматься лечением, то это может привести к серьезным депрессиям и психическим расстройствам.

Где лечить логоневроз?

Обнаружив у себя или своего ребенка заикание, очень важно знать, куда и к кому обращаться. Это достаточно сложное расстройство, лечение которого требует много времени и терпения, а также скоординированной работы нескольких специалистов и самого больного.

В первую очередь стоит обратиться к невропатологу. Он поможет выявить самую важную составляющую, чтобы побороть заикание, - причины. Лечение должно быть комплексным, поэтому обойтись без помощи психиатра не удастся. Оба специалиста могут назначать медикаментозную часть лечения. Еще один врач, знания которого могут понадобиться, - это психотерапевт. Он не только прописывает лекарственные препараты, но и лечит пациентов с помощью терапевтических бесед - гипноз, аутотренинг и проч.

Логопед также входит в список врачей, которые помогают справиться заикающемуся человеку с его проблемами. Этот специалист учит пациента управлять своим дыханием и артикуляционной мускулатурой, говорить плавно и ритмично. Он объясняет человеку, что произносить слова можно с легкостью. Обращение к иглорефлексотерапевту сопровождается процедурами с активизацией определенных биологически активных точек с помощью иголок и помогает снять напряжение и улучшить кровообращение в головном мозге. Не помешает и занятие лечебной физкультурой с персональным инструктором.

Только слаженная работа всех специалистов и большое желание пациента обеспечат устранение заикания окончательно.

Методики борьбы с расстройством речи у детей

Как только были обнаружены первые симптомы заикания, стоит сразу же обратиться к специалистам. Оптимальным возрастом для начала борьбы с расстройством считается 2-4 года. Лучше, чтобы малыш пошел в первый класс без логоневроза, однако обратиться к врачам никогда не поздно. Если ребенку исполнилось 10-16 лет, то с лечением стоить повременить, поскольку это время в жизни школьника сопровождается своенравностью и отрицанием всего окружающего. Существует множество методик и комплексных программ по борьбе с этим дефектом речи. Основное, что нужно знать для того, чтобы ликвидировать заикание у детей, - причины. Лечение всецело зависит именно от них.

При невротических расстройствах ребенку показаны курсы психотерапии и занятия с логопедом. Если заикание было вызвано шоком, то поможет режим «молчания». Когда конфликт хронический и вызван неблагоприятной ситуацией внутри семьи, то проводятся беседы с родителями для уменьшения негативного влияния на здоровье ребенка. Часто детям назначают лекарственные средства транквилизирующего действия - «Диазепам», «Медазепам» и прочие для снятия возбуждения нервной системы, а для устранения судорог мышц лица - «Мидокалм». Кроме того, проводятся физиотерапевтические процедуры: электросон, иглорефлексотерапия, плаванье с дельфинами и прочее.

Дети, страдающие неврозоподобной формой заикания, проходят лечение у неврологов, логопедов и психологов. В этом случае ребенку назначают препараты, которые усиливают кровообращение в мозгу и улучшают его работу, - «Ноотропил», «Ноофен», «Энцефабол», некоторые гомеопатические препараты. Все это в комплексной работе с другими врачами даст положительный результат.

Очень разнообразны методы лечения заикания, которые используются в логопедии:

  • Методика Выгодской И. Г., Пеллингер Е. Л. и Успенской Л. П.
  • Методология Л. Н. Смирнова.
  • Методика В. М. Шкловского и др.

В среднем лечение может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от тяжести логоневроза, причин и стараний со стороны родителей и ребенка. Занятия могут проводиться как с группой, так и индивидуально.

Родители не должны одергивать и заставлять говорить кроху «правильно». Это может нанести только вред, ведь ребенку и так нелегко справиться со своей проблемой. Нужно обеспечить спокойствие в доме, чтобы не перенапрягать его нервную систему. Чтобы содействовать врачам родители должны отучить ребенка от просмотра мультиков и компьютерных игр; обеспечить 8-часовой сон; ограничить потребление сладкой, жирной, острой пищи; привлечь внимание малыша к спокойным играм; устраивать прогулки в тихих местах; не просить пересказать что-то; говорить при крохе медленно и плавно. Взаимные усилия обеих сторон в итоге обязательно увенчаются успехом.

Как лечить логоневроз у взрослых пациентов?

Лечение заикания у взрослых, так же как и у детей, проводится комплексно. Больному могут назначать противосудорожные и седативные средства, которые помогают снять спазмы и перевозбуждение, но не действуют на этиологию этого речевого дефекта.

Комплексное лечение у психотерапевта и логопеда очень эффективно справляется с проблемой. Первый позволяет пациенту прочувствовать свою проблему во время бесед или при введении в состояние гипноза. Он дает аутотренинги пациенту, чтобы тот мог самостоятельно справиться со своей проблемой. Логопед обеспечивает исправление речи, постановку дыхания, голоса и артикуляции, отработку результатов в разговоре и при чтении, а также в стрессовых ситуациях. Наиболее известным способом для лечения заикания у взрослых является методика Л. З. Арутюнян.

Естественно, каждый человек, который страдает расстройствами речи, хочет вылечить заикание. Причины этому очень веские. Ведь заикающийся человек чувствует себя неуверенно, не может общаться без стеснения, замкнут и одинок. Это разбивает жизнь и мешает полноценно работать, отдыхать, заводить знакомства. Поэтому очень важно вылечить логоневроз еще до того, как возникли такие проблемы. Также популярностью пользуется иглорефлексотерапия и акупунктура. Положительно сказывается на избавлении от дефекта речи лечебная физкультура.

Можно ли вылечить заикание дома?

Конечно, многим хочется знать, как вылечить заикание, не обращаясь к врачам. На многих ресурсах можно найти рецепты отваров из трав и эфирных масел, которые помогут справиться с этой проблемой. Возможно, успокоительное действие трав скажется положительно на нервной системе больного, но вряд ли избавит его от логоневроза. Также в интернете рекомендуются заговоры и молитвы от заикания. Эти способы бездоказательны и основываются лишь на вере человека.

Однако лечение заикания в домашних условиях возможно, если это активное содействие врачу: упражнения, методики, правильный образ жизни. Заикание - это, действительно, серьезная проблема, поэтому не стоит пренебрегать врачебной помощью. И тогда выздоровление будет не за горами.



Рассказать друзьям