Как избавиться от заикания ребенку 5 лет. Причины возникновения и методы лечения заикания у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Флора нашей планеты отличается особенным разнообразием, на разных уголках земного шара можно найти диковинные растения, которые привлекают глаз, дарят вкусную пищу или излечивают от разных болезней. Многие такие культуры пользуются популярностью не только в местах своего произрастания, но и довольно далеко от него. Как раз к ним относится и софора японская. Особенной ценностью отличаются плоды софоры японской, применение которых далее мы и обсудим. Но ограничиваться только этим не будем, поскольку не лишним будет сказать и о том почему, за что ценятся плоды софора японская, лечебные свойства и противопоказания их использования какие известны. Итак, начнем…

Плоды софоры японской - польза и вред

Польза плодов софоры японской

Плоды японской софоры активно применяются в лечебных целях. Они являются источником значительного количества флавоноида рутина, который характеризуется Р-витаминной активностью. Поэтому лекарственные средства на их основе помогают в терапии язвенных поражений, кровоизлияний, артериальной гипертензии и сахарного диабета. Кроме того как раз рутин эффективно снижает ломкость и проницаемость капилляров.

В плодах японской софоры содержится восемь гликозидов, что делает их полезными для лечения гнойных поражений, ожогов и алопеции (облысения). Препараты на их основе помогают также справиться с трофическими язвами и себореей. Лекарства из японской софоры оказывают замечательное антисептическое и противовоспалительное воздействие. Многие дерматологи утверждают, что такие средства могут помочь в терапии экземы.

Препараты на основе плодов софоры японской – это незаменимые лекарства для коррекции кровоизлияний в мозг. Также их можно применять при кровоизлияниях в сетчатку глаз. Есть данные, что использование таких лекарств особенно актуально при капилляротоксикозе, который дает о себе знать интоксикацией на капиллярном уровне, из-за чего подкожные слои не получают кислорода, в результате чего развиваются многие кожные болезни.

Препараты на основе плодов софоры:

Способствуют восстановлению эластичности сосудов, уменьшая их ломкость;
- чистят стенки сосудов от различных отложений, в том числе и от холестериновых бляшек;
- оптимизируют обменные процессы, что позволяет снизить количество холестерина, а также сахара в крови;
- улучшают иммунитет, снижая вероятность развития аллергических недугов;
- оптимизируют показатели артериального давления;
- уменьшают нагрузки на сердце;
- нейтрализуют протромбин небольших сосудов, предупреждая облысение;
- снижают отечность и тканей, и суставов.

Есть данные, что препараты на основе плодов софоры помогают справиться с туберкулезом, вывести гельминтов, устранить стенокардию, масти, головную и зубную боль. Их советуют применять для лечения отравлений, болезней ротовой полости, недугов почек и пр.

Как применять плоды софоры японской?

Плоды японской софоры могут использоваться для приготовления настойки. Измельчите хорошенько растительное сырье. Пару столовых ложек плодов залейте стаканом медицинского спирта и оставьте на десять дней для настаивания. Не забывайте встряхивать готовящееся лекарство время от времени. Процедите готовую настойку и отожмите растительное сырье.

Принимайте такое средство по тридцать пять капелек трижды на день вскоре после трапезы. Длительность такого лечения может достигать одного месяца. Лекарство нужно разводить в воде.
Настойка плодов японской софоры помогает справиться с недугами печени, хроническим поносом, дизентерией, язвенными недугами, гипертонией, гастритом, стенокардией, колитами, плевритами, бессонницей и внутренними кровотечениями.

Для лечения кожных заболеваний стоит подготовить пятнадцать грамм измельченных плодов, заварите их тремястами миллилитрами кипятка. Настаивайте такое лекарство в течение часа, после процедите и разведите прохладной, предварительно вскипяченной водой до начального объема в триста миллилитров. Применяйте готовое средство для проведения орошений, повязок, а также обмываний.

Также на основе плодов японской софоры можно приготовить и отвар, но при этом их лучше всего сочетать с цветками данного растения. Все компоненты должны быть хорошо измельченными. Пару столовых ложек такой смеси заварите полулитром кипятка и проварите в течение пяти минут. Настаивайте такое лекарство еще час, после процедите и принимайте по сто пятьдесят миллилитров трижды на день. Такой напиток оказывает общеукрепляющее воздействие, помогает продлить молодость и поддержать здоровье. Отвар плодов японской софоры замечательно нормализует давление, останавливает кровотечение, очищает кровь и снимает воспаление.

Также данное лекарственное средство советуют втирать в кожу головы, что помогает активизировать рост волос и укрепить волосяные луковицы.

Пациентам, страдающим от насморка, рекомендуется заварить сухие плоды софоры, придерживаясь соотношения 1:1. Через час разотрите плоды до состояния кашицы, залейте растительным маслом, придерживаясь пропорции 1:3. Настаивайте лекарство на солнце на протяжении трех недель, после процедите и применяйте для закапываний в нос трижды на день.

При приготовлении лекарств стоит придерживаться дозировок. Зачем это нужно делать? А как Вы думаете, имеют ли плоды софора японская противопоказания к применению? Конечно, как и все земное. Они также могут быть не полезными.

Чем опасны плоды софоры японской, вред от них какой возможен?

Вред от препаратов растения возможен при передозировке компонентов или норм приема. Софора японская не может использоваться для лечения пациентов с некоторыми недугами печени и почек. Она противопоказана при беременности и грудном вскармливании. Также стоит учитывать, что лекарства на ее основе могут вызывать реакции индивидуальной непереносимости.

Перед использованием любых лекарств на основе плодов японской софоры нужно проконсультироваться с врачом.

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

— один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы , такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Заключение

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов . Плавность речи нарушается.

Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

Общие сведения

При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

Провоцирующие факторы:

  • переутомление;
  • болезни;
  • неприятности в семье, школе;
  • избыток белковой пищи;
  • нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
  • инфекционные заболевания;
  • разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.

Что делать, если ребенок заикается?

Симптомы

Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

Лечение

Лечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

Благоприятная атмосфера в семье - главный аспект, который должен помогать малышу лечиться . Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

  1. Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации . Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
  2. Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море .
  3. Дома должен быть щадящий речевой режим . При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
  4. Не следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки . Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
  5. Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка . Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
  6. Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти , даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
  7. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
  8. Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
  9. Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении , особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
  10. В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети .
  11. Говорить с ребенком нужно четко, плавно , не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
  12. К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми . Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
  13. Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов .
  14. Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым . Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
  15. Очень полезны занятия музыкой, танцами, пением . Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
  16. Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога .
  17. Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
  18. Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
  19. Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице . Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
  20. Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух . Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
  21. Ребенка не надо торопить . Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
  22. Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять .
  23. Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы . Это помогает им освободиться от напряжения.

Дыхание

Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

Правила:

Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата . Речь становится четкой.

Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

Упражнения при заикании:

  1. Ребенок ходит по кругу и на каждый шаг произносит «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. Прыгает на правой и левой ноге, произнося попеременно: ««Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. Родитель ритмично делает взмахи руками (как дирижер), и ребенок произносит нараспев любые слова, слоги, гласные.
  4. Ребенок хлопает в ладоши на каждый гласный звук. Если это сделать получается, добавляют топот ногой на каждый гласный звук. Ребенок не должен бояться или стесняться.
  5. Предлагают ребенку прочесть короткое детское стихотворение под спокойную музыку. Ребенок не должен нарушать ритм. Постепенно, при условии успешного выполнения этого упражнения, берут все более длинные и сложные стихи. Ребенок может рассказать известное ему стихотворение, но должен попадать в такт классической или инструментальной музыке.
  6. Стихи полезно «отхлопывать». Хлопок делать на сильной доле стиха: «НАшаТаняГромкоПлачет…»

Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж . Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

Массаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

Поможет расслабляющая ванна . Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

Занятия должны быть регулярными . Только так можно будет восстановить речевой аппарат.

Заиканием страдает более 8% всех детей в возрасте до 12 лет, и около 5% взрослых людей. Неудивительно, что заикание вызывает интерес среди населения. И кому, как не психиатру , врачу, который лечит данную патологию, стоит рассказать о заикании у взрослых, об особенностях его лечения и прогноза.

Что собой представляет заикание

Для начала давайте разберемся, что это такое, и что провоцирует развитие заикания. Сейчас очень популярно мнение, что заикание - это генетически обусловленное расстройство. Доказательств тому масса, многие ученые подтверждают данную теорию в ходе своих исследований в этой области. Прочие причины (стресс, плохая социализированность и т.д.) могут стать пусковым фактором только при наличии предрасположенности.

Все мы испытываем стрессы, различные нервные потрясения, переносим многие заболевания, но при этом можем не страдать заиканием. Такое нарушение развивается на «благодатной почве», обусловленной генетическими нарушениями.

Заикание - это типичное неврологическое расстройство, которое имеет психогенную природу. Соответственно, лечение заикания, как у взрослых, так и у детей должно быть направлено не только на коррекцию работы нервной системы, но и на высшие нервные функции, - на психику.

В лечении заикания принято выделять три направления: внушение, расслабление и отвлечение внимания. Описывать эти направления раздельно не имеет смысла, - все они эффективны только в связке друг с другом. Целесообразнее разделить методы лечения заикания у взрослых на медикаментозные и немедикаментозные: такое деление лучше отражает суть и цели лечебного процесса.

Немедикаментозное лечение заикания

Первое, что должен сделать врач, который хочет вылечить больного с заиканием - это убедить его в том, что он должен говорить. Говорить нужно как можно больше, не стесняясь дефекта речи (это сделает только хуже). Заикание не относится к тем заболеваниями, которые нужно скрывать от общества, - в этом нет ничего страшного.

Нужно понять одну простую закономерность: чем больше вы говорите, тем лучше становится ваша речь. Прекращение разговора, напротив, усугубляет расстройство. Неплохой вариант - найти работу, которая связана с общением. Да, поначалу будет очень сложно, но результат (поверьте!) того стоит. Запомните, что заикание - это расстройство поведения, которое вы можете исправить даже своими силами. Не бойтесь говорить!

Вам могут предложить поведенческую психотерапию или лечение заикания гипнозом. Если вы не справляетесь сами, то это должно вам помочь. Однако стоит сказать, что эффективность психотерапии при заикании весьма сомнительна: результаты такого лечения несопоставимы с результатами «самотерапии».

По большей части, ваши шансы быстро избавиться от заикания зависят только от вас. Врач подскажет вам, что делать, близко познакомившись с вашей проблемой (для каждого человека методики и подходы индивидуальны), будет наблюдать за ваши успехами, но самая важная часть лечения, все равно, ложится на вас.

Медикаментозное (поддерживающее) лечение

Использование лекарственных средств значительно облегчает процесс лечения: лекарственные препараты воздействуют, в основном, на причинные факторы болезни. Медикаментозную терапию при заикании назначают очень аккуратно, только при необходимости. Если возможно, этого стараются избегать.

Лекарственные препараты не влияют на заикание: их цель - те патологические процессы, которые лежат в изначальной его основе. Вот группы препаратов, которые могут быть использованы в лечении заикания у взрослых:

Седативные средства;
- спазмолитики (очень редко, - только при определенных формах заикания);
- транквилизаторы;
- нормотимики (препараты, нормализующие настроение).

Особенного внимания заслуживают седативные препараты и транквилизаторы. Первые применяются почти во всех случаях: при любом варианте, заикание будет связано со стрессом. Заикание возникает на фоне стресса, и к стрессу же приводит - это классический порочный круг. Успокаивающие препараты, в определенной степени, могут разорвать этот круг, облегчая тем самым процесс лечения.

В зависимости от того, насколько беспокоит вас ваша проблема, вы можете использовать для лечения заикания у взрослых лекарства на основе трав или синтетические препараты. Последние обладают более мощным действием, однако и побочных эффектов у них намного больше.

Транквилизаторы (изначально препараты, призванные устранять чувство тревоги) также обладают седативным эффектом. Параллельно с этим они помогают сориентироваться на положительный результат лечения. Больные нередко изначально уверены в безуспешности своих попыток - это категорически неверный настрой. Если у вас не получается избавиться от него собственными силам, вам стоить рассказать об этом своему врачу (конечно, если он сам не заметит этого).

Стоит еще раз повторить, что вылечить заикание может только сам больной. Все усилия врача, лекарства и прочие вспомогательные средства - это не более чем обязательная поддержка. Прислушивайтесь к советам врача, строго выполняйте назначения и комбинируйте все элементы лечения - только так вы достигнете желаемого результата.

Заикание (логоневроз) – это неприятное и сложное нарушение целостной речи, которому подвергаются в большей степени дети. При этом данная болезнь может быть полностью излечимой, причём довольно эффективно. Об этом говорит сама статистика - около 4% детей имеет болезнь заикания. Такое же нарушение можно встретить лишь у 2% взрослых людей. Как вылечить болезнь в домашних условиях?

Развитие функций речи у детей - довольно сложный процесс, во время которого у малыша могут проявляться различные болезненные ощущения. Самое распространённое нарушение в речи малыша - это развитие заикания. Оно может происходить из-за большого количества факторов. Развивается заикание довольно в раннем возрасте, быстрая реакция и помощь со стороны родителей – это залог полноценного успеха, который поможет устранить определённые проблемы в будущем.

Если не начать лечение такой болезни, то у малыша могут развиваться сильные проблемы в процессе социализации и отношений со сверстниками, в этом случае ребёнок начнёт замыкаться в себе, не сможет полностью выстраивать отношения с окружающими его людьми и полноценно учиться.

Дефект с речью у малышей может быть связан с большим количеством разных факторов как внешнего, так и внутреннего вида. В случае, когда ребёнок начал заикаться с самого раннего возраста (в 2–3 года), то возрастает вероятность развития нарушений в функциях речи и в развитии головного мозга. Это будут врождённые симптомы:

Если малыш в первое время произносил фразы и слова нормально, а заикаться стал лишь в 4 года либо в возрасте 5–6 лет, то это может указывать на неблагоприятное воздействие на речевую функцию ребёнка факторов из внешнего мира.

Какие разновидности заикания считаются приобретёнными в процессе жизни

Диагностика болезни

Узнать о точном факторе развития болезни сможет настоящий специалист после диагностики ребёнка. Если малыш начинает заикаться только во время нервных либо стрессовых ситуациях, либо тогда, когда он очень сильно переживает, в присутствии незнакомых людей, то это может говорить о развитии заикания в неврозоподобной и невротической форме. Во время такого нарушения речи в спокойной и понятной для малыша атмосфере и обстановке, он начинает разговаривать и выговаривать слова должным образом.

Если заикание считается постоянны и никак не зависит от воздействия факторов из внешнего мира (погода, волнение малыша, присутствие в помещении незнакомых людей), то, скорее всего, причина развития осложнений с речью кроется в неправильном процессе работы самого головного мозга, поражение речевой функции.

По данным статистики, мальчики в 4 раза чаще страдают заиканием, чем девочки.

Симптоматика и признаки развития болезни

Стоит отметить, что признаки заикания нужно отметить вовремя.

Типы заикания у ребёнка

Лечение заикания у детей в домашних условиях

Чаще всего заикание у детей вполне качественно поддаётся корректировке. Самым главным считается то, как скоро родители смогут распознать заболевание, которое вызвало дефект в речи ребёнка, и начать его лечить. Самое главное, что нужно сделать родителю, который увидел у малыша особые нарушения в разговоре, это перестать паниковать. Не стоит давать ребёнку понять, что вас что-то испугало либо, что вам не нравится его заикание. Лучше всего будет вообще не показывать ребёнку эту проблему и не мешать ему в попытках правильно выговорить слово. В это время стоит просто смотреть за ребёнком и активно пытаться найти причину развития заикания.

Независимо от того, смогли ли вы найти причину развития дефектов речи, малыша следует отвести в больницу и показать неврологу, психологу, логопеду, а в некоторых случаях ещё и психотерапевту. Обследование стоит проводить консультации педиатра, не удивляйтесь, если он напишет вам направление к детскому психиатру. Лечащие врачи смогут провести нужную проверку и анализ, помогут понять, что стало основной причиной развития заикания, а также скажут родителю, какое лечение необходимо ребенку.

Следует приготовиться к тому, что осмотр малыша будет довольно комплексным. Вместе с беседами с малышом, оценки его психосоматики, врачи, наверное, назначат вам ЭЭГ, МРТ головного мозг. С результатами после их анализов картина болезни сможет стать наиболее полноценной.

Проводить лечение заикания у ребёнка можно несколькими методами. Проведение медикаментозного лечения считается очень эффективным, но без процесса психотерапии не даст нужных результатов. Применение гипноза, который может посоветовать родителям врач-психотерапевт, у большинства детей противопоказано, чаще всего его советуют в подростковом возрасте. Точно можно сообщить то, что процесс лечения будет происходить в индивидуальном порядке, который станет известен после комплексного осмотра пациента и причин, которые подтолкнули развитие данного заболевания.



Рассказать друзьям