Человек, его мозг и психика. Психика и мозг

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

5. МОЗГ И ПСИХИКА

Материальной основой психики является нервная система.

Нервная система человека – важнейшая система, регулирующая все процессы в организме и обеспечивающая его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Нервная система состоит из нервных клеток – нейронов. Человеческий мозг насчитывает 10 видов связанных между собой и взаимодействующих нейронов. В нейроне выделяют тело, отростки и окончания. В составе рефлекторной дуги по своей функциональной значимости различают три вида нейронов:

Афферентные - способные воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды и передавать в мозг;

Центральные – обрабатывающие сигнал от афферентных нейронов и передающие его эфферентным нейронам;

Эфферентные – передающих сигнал от центральных нейронов на рабочий орган.

Нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая включает в себя все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга. Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы. В нем выделяют мозговой ствол, большой мозг и мозжечок. Большой мозг представлен двумя полушариями - правым и левым, которые связываются друг с другом мозолистым телом.

Наружная часть большого мозга покрыта плащом, который в физиологии обозначается как кора больших полушарий. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальной основой высшей нервной деятельности, главным регулятором всех жизненных функций организма. Она делится на доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и т.п. В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Рис. 7. Карта моторной зоны коры больших полушарий мозга.


Каждый орган имеет в мозгу свое представительство. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи – губ и языка (Рис. 7). Таким образом, в коре больших полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в деятельности и общении.

Современные представления о механизмах работы головного мозга, обеспечивающих высшие психические функции человека, базируются на концепции А.Р.Лурия, согласно которой психика обеспечивается согласованной работой трех функциональных блоков (Рис. 8): регуляции тонуса и бодрствования (1); приема, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации (2); программирования и контроля психической деятельности (3). Все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения; однако тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности.

Если болезненный процесс (опухоль или кровоизлияние) выведет из нормальной работы первый блок - образования верхних отделов ствола мозга, то у больного не возникает нарушения ни зрительного, ни слухового восприятия или каких-либо других дефектов чувствительной сферы; его движения, речь остаются сохранными, он по-прежнему продолжает владеть всеми знаниями, которые получил в прежнем опыте. Однако заболевание приводит в этом случае к снижению тонуса коры головного мозга, что проявляется в очень своеобразной картине нарушения: внимание больного становится неустойчивым, он проявляет патологически повышенную истощаемость, быстро впадает в сон. Его эмоциональная жизнь изменяется - он может стать либо безразличным, либо патологически встревоженным; страдает способность запоминать; нарушается организованное течение мыслей.

Нарушение работы второго блока проявляется совсем в иных чертах. Больной, у которого ранение, кровоизлияние или опухоль привели к частичному разрушению теменных, височных или затылочных отделов коры, не испытывает никаких явлений нарушения общего психического тонуса или эмоций; его сознание полностью сохраняется, его внимание продолжает концентрироваться с той же легкостью, как и раньше; однако нормальный приток поступающей информации и нормальная ее переработка и хранение могут глубоко нарушаться. Если поражение ограничено теменными отделами коры, у больного наступает нарушение кожной или кинестетической чувствительности: он затрудняется узнать на ощупь предмет, нарушается нормальное ощущение положений тела и рук, а поэтому теряется четкость движений. Если поражение ограничивается пределами височной доли мозга, может существенно пострадать слух. Если нарушение располагается в пределах затылочной области, страдает процесс получения и переработки зрительной информации, в то время как осязательная и слуховая информации продолжают восприниматься без всяких изменений.

Нарушения, возникающие при поражении третьего блока (в состав которого входят все отделы больших полушарий, расположенные впереди от передней центральной извилины) не вызывают ни нарушений бодрствования, ни дефектов приема информации; у такого больного может сохраниться и речь. Существенные нарушения проявляются в этих случаях в сфере движений, действий и деятельности больного. Если такое поражение расположено в передней центральной извилине, у больного могут нарушаться произвольные движения рук или ног; если оно располагается в отделах коры, примыкающих к центральной извилине, мышечная сила в конечностях сохраняется, но движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. Наконец, если поражение выводит из работы лобную область коры, протекание движений может оставаться относительно сохранным, но действия человека перестают подчиняться заданной цели, сознательное поведение, направленное на выполнение определенной задачи заменяется бессмысленными повторениями движений. При поражении лобных долей мозга больной перестает критически относиться к результатам своих действий и контролировать свою деятельность.

Физиологической основой психических процессов является сложная деятельность различных отделов головного мозга.

Таблица 7

Физиологические механизмы психических процессов

Психические процессы

Физиологическая основа

Ощущения Сложная деятельность органов чувств (анализаторов).
Восприятие Согласованная деятельность системы анализаторов + центры речи в коре мозга.
Внимание

Доминанта – возбужденный участок коры головного мозга (очаг, господствующий

(доминирующий) над остальными участками коры, в результате чего осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Память Ассоциации - следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре мозга в результате пластичности нервной системы.
Воображение Остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся, составляющие базу образов воображения.
Мышление Объединение нейронов мозга, отвечающих за конкретные мыслительные операции, в системы – нейронные коды.
Речь Вторая сигнальная система – анализ и синтез речи. Образование временных условных связей между центрами речи вызываются специфическим раздражителем – словом – в 4 формах: видимое (чтение - зрительный центр речи в затылочной доле), слышимое (понимание - слуховой центр речи Вернике в левой височной извилине), произносимое (произношение - двигательный центр речи Брока в верхней лобной извилине), записываемое (письмо - центр в средней лобной извилине).
Эмоции Возбуждение подкорковых центров и вегетативной (симпатичекой) нервной системы (изменяются кровообращение, дыхание, пищеварение, функции ВНД).
Чувства Возбуждение лобных долей (которое тормозит подкоркрвые центры, тем самым регулируя проявление эмоций) + 2 сигнальная система – слово (это сигнал для возникновения эмоций; основа для формирования высших чувств).
Воля Процессы в лобных долях – сравнение результата с целью (поражение лобных долей вызывает абулию). Если результат не совпадает с целью – в коре возникает очаг оптимальной возбудимости, который помогает достичь цель.

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. Психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Можно выделить 3 основные функции психики :

· отражение воздействий окружающего мира

· осознание человеком своего места в окружающем мире

· регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики,как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики , может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики .

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психикитакже является осознание человеком своего места в окружающем мире. Этафункция психики , с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

14 . Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;эмоциональные – активные и пассивные переживания;волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности .

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

4) характер как систему отношений и способов поведения.


Похожая информация.


Мозговой ствол, мозжечок, два полушария, состоящие из коры и подкорковых структур - это наш В его составе кора является самым поздним по эволюционному развитию образованием, но по важности функций стоит на первом месте, являясь объединяющим элементом в понятии мозг и психика человека. Она как оболочка, окутывает мозг со всех сторон и состоит из множества извилин и борозд, которые увеличивают ее поверхность. белого цвета, кора - серого из-за большого количества в ней.

Функции коры и этот загадочный головной мозг

Основные блоки центральной нервной системы

Первый блок - энергетический или, как его еще называют, блок тонуса в коре. Сам по себе он не организует прием и переработку информации, но осуществляет поддержку тонуса коры, внимание и отбор импульсов. Психика человека напрямую зависит от работы этого блока. Если его активность находится в норме, то все реакции человека активны и нормальны. Когда его функционирование нарушено, человек чувствует либо чрезмерную активность и возбуждение, либо вялость и сонливость, его работоспособность снижена. Когда нарушения в работе блока носят серьезный характер, отклонение психики может быть также серьезным, вплоть до того, что человек может потерять сознание и даже впасть в кому.

Второй блок включает височные, теменные и затылочные отделы коры. В нем принимается, хранится и перерабатывается вся информация, поступающая в кору головного мозга. В этом отделе локализованы зрительные и слуховые, тактильно-кинестатические центры. Если нарушен мозг, то и психика будет нарушена, а нарушения будут носить четкую локализацию в соответствии с отделом коры: зрения, слуха или двигательного аппарата.

Третий блок - в нем происходит программирование, регулирование и контроль нашего поведения. Это область больших полушарий головного отделов) и его коры. Ведущее значение приобретает деятельность лобных долей коры. В случае двухстороннего поражения лобных долей человек теряет способность осуществлять сложные действия, требующие определенной программы и последовательности, ему тяжело сконцентрировать свое внимание. Внутренние цели размыты, случайные внешние импульсы могут влиять на его поведение. Критика собственных действий отсутствует, способность осознания ошибок также.

Существует много теорий и взглядов на то, как действует ЦНС у человека, на то, как связаны мозг и психика. В практике встречается немало случаев, когда повреждение одних и тех же участков в мозгу приводит к различным нарушениям в психике и, наоборот, одно и то же нарушение психики связано с повреждением разных участков мозга. Мозг человека недостаточно изучен, чтобы с определенностью говорить о работе его отдельных участков. Ученые все больше склоняются к мнению, что деятельность как отдельных участков, так и всей системы связана с полноценной работой всех ее составляющих.

Психика – это свойство мозга отражать окружающую среду и регулировать деятельность и поведение человека. Более подробно о том, что такое психика читайте .

Мозг и психика. Мозг является органом психики, который работает рефлекторно.

Рефлекс – это ответ живого организма на внешнее воздействие, осуществляемое через нервную систему. Когда организм отвечает на внешние воздействия, он приспосабливается к внешнему миру.

Человеческий мозг – это очень сложная система, работающая как дифференцированное целое. Функции различных отделов мозга связаны с микроскопическим строением. Стоит отметить, что человеку не свойственна .

Головной мозг состоит из левого и правого полушария, они включают в себя кору головного мозга. Кора головного мозга – это верхний слой полушарий, который состоит из нервных клеток — нейронов .

Проверьте способности Вашего мозга: «7 удивительных картинок, которые сбивают мозг с толку»

УЗДГ — аббревиатура, расшифровывающаяся как ультразвуковая допплерография. С помощью данной методики можно изучить состояние и характеристики периферических сосудов, прочность их стенок и скорость кровотока. Исследуются сонные артерии, вены шеи, магистральные артерии головного мозга, а также подключичные и позвоночные артерии. Подробнее про

Любые действия человека — и умственные, и двигательные — опосредованные деятельностью его психики.

Психика выполняет три главные функции: отображает действительность, сохраняет целостность организма и регулирует поведение. Эти функции тесно связаны между собой. Так, чтобы не попасть в аварию, переходя улицу на перекрестке, вы в первую очередь сосредоточены на том, что происходит на дороге, — ваше восприятие обостряется. Память невольно подсказывает вам правила дорожного движения, а мышление позволяет сравнить с ними ситуацию на перекрестке и принять решение о дальнейших действиях. Эмоции сигнализируют, или чувствуете вы в безопасности при переходе.

Зоны мозга и психические процессы

Все названные выше психические процессы имеют свое представительство в коре головного мозга. Связь его участков с определенными психическими функциями ученые исследуют, наблюдая за людьми с различными травмами мозга, изучая его работу методами электроэнцефалографии, томографии и т.д..

На читайте похожие рефераты по теме:

Известно, что за зрительные ощущения и восприятия соответствуют затылочные участки коры головного мозга. Слуховые ощущения возникают и объединяются в образы слухового восприятия в височных отделах коры. В теменной области коры возникают отдельные тактильные ощущения и формируются целостные образы прикосновения. Наряду с этой зоной расположена двигательная кора — это участки мозга, которые обеспечивают произвольные движения. Левое полушарие содержит участки, отвечающие за восприятие звуков речи и за артикуляцию (движения, благодаря которым эти звуки произносятся). Совместная работа этих центров обеспечивает человеческую речь.

В осуществлении психических функций принимают участие и другие отделы головного мозга. Так, гиппокамп отвечает за память, а гипоталамус, ретикулярная формация и лимбическая система мозга — при необходимости и мотивации человека. Однако роль дирижера психики играет именно кора головного мозга, прежде всего ее лобные доли, которые обеспечивают мышление, планирование и контроль нашего поведения. Если специализированные участки мозга повреждаются, нарушаются соответствующие психические процессы — речь, слуховое или зрительное восприятие, память и т.д.. Однако мозг человека обладает удивительной качество, которое называют пластичностью: выполнение функций поврежденных участков мозга могут частично брать на себя другие его участки. Например, слепые люди ориентируются в пространстве с помощью слуховых и тактильных ощущений — развитие этих анализаторов позволяет им в некоторой степени компенсировать потерю зрения

Виды психических процессов

Психика человека напоминает хорошо сыгранный ансамбль, в котором каждый психический процесс выполняет свою партию. Различают три группы психических процессов. К первой относятся познавательные процессы, с помощью которых человек получает знания и, о мире и самом себе. Ощущение поставляют нам элементарную информацию, а восприятие связывает ее в целостные образы окружающей среды, людей, х нас окружают т.п.. Мышление позволяет выявлять связи между и объектами, анализировать их, находить способы решения жизнеспособность и вых проблем, формировать соответствующие планы поведения.

Вторая группа — это универсальные процессы, которые все время сопровождают любую деятельность человека. Память удерживает прошлый опыт, внимание помогает сосредоточиться на текущей ситуации, воображение дает возможность прогнозировать будущее. Уже тот факт, что вы прочитали более половины пункта, является проявлением работы не только вашего восприятия, но и памяти и внимания.

К третьей группе относятся регуляторные процессы — они вызывают изменения поведения человека. Потребности и мотивации побуждают в нас к действиям, эмоции отражают значимость для нас событий или явлений. Воля организует наше поведение, заставляет сосредоточиться и действовать, в случае необходимости преодолевая препятствия.



Рассказать друзьям