Аутисты известные личности список. Все они - таланты! Аутисты и их вселенные

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

­­­­Аутизм – порок или невероятный дар?
В современной науке на данном этапе нет однозначной оценки аутизму. Трения психоаналитиков относительно природы этого загадочного и мистического заболевания не утихают, захватывая в процесс обсуждения и споров всё больше участников. Пациентам, страдающим этим недугом, сложно адаптироваться в обществе. Однако наиболее распространённая форма аутизма проявляет себя немного иначе. Давайте разберемся, синдром Аспергера - что это такое? У людей, страдающих этим видом заболевания, сохраняются речевые функции наряду с трудностями свободного диалога, а также узким кругом личных интересов, что даёт людям иные способности. Они блестяще проявляют таланты в искусстве, творчестве, науке, воплощая в действительность уникальные замыслы.
В целом, проявления аутизма происходит на трёх определённых областях взаимосвязи с окружающим миром, нарушая:
- непринужденность и лёгкость общения;
- привычные реакции на внешние факторы;
- формирование внутренних фантазий.
С другой стороны, столь таинственное расстройство наделяет человека способностью к неограниченной концентрации на конкретных темах, идеях и целях.
Современная медицина рассматривает аутистов как личностей с ограниченными возможностями, но многочисленные образы знаменитых людей, наполнивших свои эпохи невероятными открытиями, говорят о совершенно других свойствах этой болезни. Исторические архивы переполнены свидетельствами о гениальных первооткрывателях, чью жизнь отягощала неприятная болезнь. Рассмотрев примеры самых выдающихся из них, стоит изменить мнение относительно этого недуга.

Самые знаменитые аутисты прошлых столетий:

1. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Гениальность австрийского виртуозного композитора и скрипача, органиста и капельмейстера, известна многим поколениям. Уникальность музыкального дарования проявилась в мальчике в раннем возрасте, и, достигнув первого побега юности, в 15 лет – авторитет музыканта был неоспоримо признан среди современников. Феноменальность слуха, чрезвычайная память, исключительные способности к импровизации, наполняли внутренний мир Моцарта. Правда, эти таланты обнаруживали себя только в области музыкального искусства. Люди, знающие Амадея, описывали его личность, как импульсивную и достаточно странную, которой было сложно поддерживать логическую интеллектуальную беседу. Именно поэтому, Вольфганг считается типичным примером аутиста. Интересный факт – пациенты с данным недугом, предельно чувствительны к его музыке, что с успехом применяется в нынешней лечебной терапии.

2. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – гений аутист, обогативший эпоху Возрождения, параллельно имевший полный спектр симптомов аутизма: плохие коммуникативные и социально-общественные навыки, ограниченность интересов, навязчивые состояния и склонности к аскетизму. Будучи откровенно нелюдимым и скрытным, Микеланджело стал величайшим Создателем изумительных скульптур, художественных композиций и архитектурных работ, которые сегодня вызывают небывалый душевный трепет и восхищение. Воображение творца, по словам биографа, было безграничным и совершенным, он мог воссоздавать потрясающие замыслы. Однако синдром аспергера, признаки которого давали о себе знать в самом неподходящем месте, часто заставляли его бросать и уничтожать незаконченные творения. Известен факт, что незадолго до кончины мастер сжёг немыслимое количество собственноручных набросков и проектов, не желая делиться плодами своих трудов. Тем не менее, всесторонний вклад в мировую культуру, подарил этому человеку эпохальное «бессмертие».

3. Сэр Исаак Ньютон (1643-1727) знаком каждому школьнику как первооткрыватель Закона тяготения благодаря упавшему яблоку. Замкнутый, необычно тихий, достаточно неохотно шел на контакты даже с ближайшим окружением - эти свойства напрямую характеризуют внутренние аномалии недомогания. Впрочем, великолепное умение концентрироваться на своих работах, от которых Ньютона можно было оторвать с большим трудом, принесло ему небывалую известность и признание королевского общества, еще при жизни. Физический и математический уровень открытий, инновационные веяния в астрономии и механики значительно опередили степень возможностей его предшественников и современников. Благодаря своей отчуждённости от шумного мира, тщательному подходу к мелочам, Исаак переступил все стандарты, тогдашней научной строгости. Ближе к его кончине болезнь тесно подобралась к искрам здравого рассудка учёного, но именно ему принадлежит освоение стандартных знаний в области Вселенского мироздания.

4. Томас Джефферсон (1743-1826) – создатель американской Декларации независимости, третий президент США. Существующее предположение об аутизме политического деятеля, гипотезы о наличии у него синдрома Аспергера, находят всё больше уверенных свидетельств. Застенчивость Джефферсона, затруднённое общение с окружающими, трудности в публичных выступлениях, навязчивые идеи, неадекватные тенденции в одежде и чувствительность к громким звукам – симптомы заболевания, сопровождающие его жизнь. За неимением информации о детстве политика, неизвестно сколь ранними были признаки его аутизма. Однако успешность правления, а также уровень дипломатических способностей поставили Томаса в разряд выдающихся личностей мирового масштаба.

5. Альберт Эйнштейн (1879-1955). Заслуги неординарного учёного в сферах гуманизма и физики просто неоценимы. Меркантильная дотошность к мельчайшим элементам и деталям, чрезмерная аккуратность при формировании теории относительности, некоторая замкнутость и скромность в юные годы, спровоцировали размышления о наличии синдрома Аспергера у научного светила. Современная информация об Эйнштейне наполнена фактами, которые рассказывают про трудности школьных будней будущего профессора. Это абсолютно не так – ясность мышления и фанатичная целеустремлённость, всегда выделяли Альберта из толпы заурядных личностей. Искреннее равнодушие к величественной славе и премиям, совершенная безразличность к внешнему облику – встряхивали цивилизованное общество, привыкшее к формальностям и правилам. Вот только жажда социального общения учёного, является единственной, несвойственной для аутистов чертой.

Аутизм и гениальность.
Гениальность издавна считалась способностью мозга обрабатывать полученную информацию более полно, быстро и углублённо. Однако потомки великих первооткрывателей этого мира ценят знаменитых персон отнюдь не за логику. Создание всемирных теорий в науке, рождение творческих шедевров за счёт развития имеющихся взглядов (иногда вполне абсурдных, как и плоская Земля), невозможно. Гениальность ассоциируется не с расширением известных фактов, а с созданием новой реальности, которая впоследствии, является разрешением многих вопросов и вносит перспективные идеи во все сферы общества. Аутисты гении умело разрывают контакты с общепринятыми закономерностями, формируя свои феноменальные идеи в драгоценные подарки для человечества. Для сравнения можно привести компьютерную обработку данных – она в сотни тысяч раз эффективнее людского ресурса, и принципиально ограничена в возможности порождать новое. Эти границы создал сам человеческий мозг, привыкший следовать методичному изучению уже доступных данных. Но вполне вероятно, очередной одарённый мыслитель изменит привычную всем закономерность, шагнув за рамки природных правил.

Аутисты – известные личности современности.

Примеров сочетания аутизма и многогранных талантов история видела немало. Даже в современности, на экранах телевизоров, есть звёзды с этим заболеванием, о диагнозе которых даже не подозревали многие из нас:
- Бобби Фишер, мировой чемпион по шахматам
- Мэрилин Монро, актриса
- Генри Форд, промышленник
- Никола Тесла, ученый, изобретатель
- Альфред Хичкок, режиссер
- Говард Хьюз, миллиардер
- Айзек Азимов, писатель
- Билл Гейтс, предприниматель, компьютерный революционер
- Криспин Гловер, американский актер
- Джеймс Тейлор, певец и композитор
- Джон Мотсон, спортивный комментатор
- Робин Уильямс, актер.

Аутист Билл Гейтс сделал революцию в компьютерной индустрии, возможно без его нестандартного мышления и подхода к развитию техники, мир бы еще долго изобретал программное обеспечение, которое сейчас является неотъемлемой частью работы многих предприятий во всем мире.

Представленный выше список – известные аутисты мира – это лишь сотая доля выдающихся авторитетов, которым поставили диагноз аутизм. Нестандартные, иногда эксцентричные, иногда непонятые заурядным человеческим мировоззрением, известные аутисты принесли в окружающий мир капельку своей гениальной непревзойдённости и смысла. Поэтому, ставить жирную точку на диагнозе аутизм несколько рановато. Да и запятая, будет неуместным знаком препинания. А вот символ бесконечности – единственное рациональное решение. Сама природа, пусть и несколько своеобразно, развивает человечество в области технологий, а также изменяет понятия о красоте. Мир остановится без гениев. Как знать, может уже где-то растёт маленькое чудо, которое разукрасит Вселенную новыми красками, поможет «свернуть» неумолимое время, и очень скоро, мы шагнём далеко за периметр родной планеты, по имени Земля.

Из книги Евгения Гольцмана "Странные знаменитости" следует, что почти все известные ученые и деятели искусства страдали той или иной формой душевного расстройства. Среди них – Чарльз Дарвин, Блез Паскаль, Альберт Эйнштейн, Николай Гоголь, Ганс Христиан Андерсен, Александр Блок. Специалисты считают, что в их поведении просматривались явные признаки аутизма. Но как это связано с их способностями?

Аутизм – это вовсе не форма умственной неполноценности, интеллект аутиста может быть на несколько порядков выше, чем у среднестатистического индивида, - считают психологи. Люди, страдающие аутизмом, нередко проявляют выдающиеся способности в одной или нескольких сферах. Чаще всего это связано с их феноменальной памятью. Кроме того, американский психолог Майкл Кисин утверждает, что аутисты с детства отличаются повышенной чувствительностью. Это порой доставляет им дискомфортные ощущения.

Поэтому аутисты обычно избегают общества – для них общение с другими людьми может оказаться просто невыносимым из-за обилия внешних раздражителей, таких, как звуки и запахи. Изоляция от внешнего мира не позволяет им получить опыт, необходимый для выживания, и поэтому, несмотря на обширные интеллектуальные знания, в практическом смысле такой человек зачастую совсем беспомощен или ведет себя неадекватно. Так, один человек, добившийся больших научных и профессиональных успехов, знал девять иностранных языков, но при этом не мог без посторонней помощи овладеть компьютером и мобильным телефоном и к тому же постоянно страдал от неприятных запахов, которые никто, кроме него, не ощущал.

Типичный пример гения-аутиста - 57-летний житель Солт-Лейк-Сити Ким Пик, ставший прототипом главного героя в знаменитом фильме Барри Левинсона «Человек дождя».

Ким Пик страдает так называемым синдромом саванта. Он обладает выдающимися познаниями в 15 различных областях жизнедеятельности – истории, географии, литературе, музыке, математике, спорте и др. Но при этом абсолютно не способен к самостоятельной жизни: не умеет делать элементарные бытовые вещи - одеваться, включать и выключать свет.

Ким родился с непропорционально большой головой. Врачи обнаружили у мальчика гидроцефалию - водянку головного мозга. Обычно такие дети страдают слабоумием. Но случай Пика был несколько иным. Его правое и левое мозговые полушария оказались не разъединенными между собой, как у большинства людей, а составляли одно целое. Возможно, это и стало причиной его необычайных талантов.

В возрасте полутора лет ребенок без труда запоминал дословно текст любой прочитанной ему вслух книги. Он рано начал говорить, но вот ходить научился лишь в четыре года. К тому же возрасту мальчик уже умел обращаться с цифрами – складывать и вычитать.

В последние 20 лет Ким Пик зарабатывает на жизнь тем, что выступает с лекциями по всей Америке. Люди поражаются его удивительным способностям. В 1996 году его отец выпустил книгу о сыне под названием "Настоящий Человек дождя".

Исследователи обратили внимание на то, что с годами таланты Пика проявляются все ярче. Да и поведение его несколько изменилось. Отец Кима говорит, что сын перестал избегать больших скоплений людей, у него появилось некое подобие чувства юмора, он начал читать художественную литературу, причем оказался в состоянии отличать литературный вымысел от реальности.

Поскольку спектр симптомов аутизма очень широк, и дать четкое определение этому заболеванию достаточно сложно, мы не можем с уверенностью утверждать, что тот или иной известный человек страдал или страдает аутизмом. И, тем не менее, очевидно, что поведение некоторых знаменитых людей явно отмечено аутистическими чертами: здесь можно вспомнить и Билла Гейтса, и Исаака Ньютона, и Альберта Эйнштейна и даже Стивена Спилберга.

Бесспорно, эти люди блестяще проявили себя в профессиональной деятельности и в сфере личных интересов, поэтому их часто называют аутическими савантами. Похоже, Альберт Эйнштейн догадывался, что принадлежит к категории людей необычных, ведь однажды он сказал: «Не стоит расстраиваться из-за того, что математика дается вам с трудом. Уверяю вас, для меня это вообще китайская грамота».

Результаты проведенных диагностических исследований пока недостаточны для того, чтобы безошибочно распознавать такое заболевание, как аутизм. И все же, многие из известных нам людей демонстрируют в своем поведении признаки и симптомы, которые свидетельствуют о наличии у них некоторых форм этой психической аномалии, в том числе и симптома Аспергера.

Аутисты среди известных людей

Список известных личностей, страдавших или страдающих аутизмом, все время пополняется. Несомненно, речь здесь идет об очень талантливых и успешных людях, но действительно ли их одаренность и успех обусловлены аутизмом? Ниже мы приводим имена людей, в поведении или образе жизни которых можно предположить (правда, с определенной долей сомнений) признаки аутизма.

  • Виржиния Вульф - Говорят, что эта писательница всегда работала над своими произведениями стоя.
  • Эндрю Джексон - Седьмой президент Соединенных Штатов верил, что земля плоская.
  • Дэрил Ханна - В детстве эта актриса страдала дислексией с сопутствием признаков аутизма.
  • Сью Рубин - Героиня документального фильма «Аутизм - это мир».
  • Вуди Аллен - Блистательный актер и кинорежиссер.
  • Боб Дилан - Музыкант, в поведении которого наблюдались аутические тенденции.
  • Энди Кауфман - Знаменитый комик и актер.
  • Винсент Ван Гог - Эксцентричный и исключительно одаренный художник.
  • Энди Уорхол - Особенности образа жизни этого талантливого художника позволяют предположить, что он был аутистом.
  • Кортни Лав - Вдова Курта Кобейна, лидера группы «Нирвана». В три года ей был поставлен диагноз - начальная стадия аутизма.
  • Хикари Оэ - Знаменитый японский композитор.
  • Дилан Скотт Пирс - Художник-анималист, в поведении которого отмечаются черты высокофункционального аутизма.
  • Донна Уильямс - Австралийская писательница, автор дилогии «Нигде никого», «Где-то кто-то». В двадцатилетнем возрасте ей поставили диагноза «Аутизм».

Знаменитости с синдромом Аспергера

Среди известных людей можно назвать многих, чье поведение характеризуется симптомами, связываемыми с синдромом Аспергера. И, хотя данное психическое нарушение у большинства из них не диагностировалось официально, в их поведении явно присутствуют характерные для аутизма признаки, например, навязчивое стремление следовать определенному распорядку дня или выполнять стереотипные действия. Такую форму аутизма, как симптом Аспергера, можно предположить у следующих известных личностей:

  • Гарри Труман - Поскольку в поведении родителей Трумана проявлялись яркие признаки аутизма, считается, что и он страдал от этого психического нарушения.
  • Авраам Линкольн - Шестнадцатый президент Соединенных Штатов страдал депрессией и приступами беспокойства, а это симптомы, которые многие исследователи связывают с аутизмом. Кроме того, нередко у Линкольна случались и нервные срывы.
  • Дэн Экройд - Как-то раз этот актер заявил, что страдает синдромом Аспергера, но его слова никто не принял всерьез.
  • Сатоши Тадзири - Говорят, что в поведении создателя Покемона отмечаются все основные признаки аутизма.

Знаменитые саванты-аутисты

Саванты - это люди, обладающие исключительными способностями. Некоторые из них известны всему миру.

  • Джеймс Гарфилд - Говорят, что двадцатый президент Соединенных Штатов мог писать обеими руками одновременно: правой - по-латыни, а левой - по-древнегречески.
  • Леонардо да Винчи - Его стремление к совершенству порой становилось навязчивой идеей. Утверждают, что он потратил целых двенадцать лет, чтобы написать губы Моны Лизы.

Конечно, здесь названы имена лишь немногих из известных людей, чье поведение характеризуется аутистическими чертами. Чем больше мы узнаем об этом состоянии психики, тем больше аутистов мы можем распознать среди знаменитостей.

Перевод Е.Федоровой

По оценкам психологов, многие гениальные личности в детстве демонстрировали признаки аутизма. Значит ли это, что аутисты – потенциальные гении?

Загадочный аутизм

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» ставится все большему количеству детей в мире, это заболевание до сих пор остается довольно загадочным. Точные причины его развития, критерии диагностики и методы лечения неизвестны. Аутизом принято называть тяжелую аномалию психического развития ребенка, которая сопровождается нарушением контакта с окружающими, замкнутостью, эмоциональной холодностью, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Если эти признаки и симптомы выражены менее ярко, говорят о расстройствах аутистического спектра. Заболевание проявляется в детском возрасте (до трех лет). По мере взросления симптомы аутизма часто сглаживаются, но коммуникативные и социальные проблемы, как правило, остаются.

Точный процент выздоровления неизвестен, как нет и точных статистических данных о заболеваемости. Большинство обзоров показывает, что симптомы и признаки аутизма обнаруживаются у 1-2 людей из 1 000, а расстройства аутистического спектра – примерно у 6 человек из 1 000. Вместе с тем, в последнем случае цифра может быть выше из-за нехватки данных. Нередко несовершенство диагностики приводит к тому, что детям-аутистам ставят диагноз «шизофрения».

Гении с признаками аутизма

Сложно прогнозировать развитие ребенка с признаками аутизма. Результаты немногочисленных исследований на эту тему показывают, что большинство особенных детей становятся особенными взрослыми и в той или иной мере нуждаются в опеке. Вместе с тем, история показывает, что такие люди способны добиваться в профессиональной деятельности или даже становятся гениями. И это неудивительно – ведь «звезды» своего дела и гении – тоже особенные люди.

К одаренным личностям, которые в определенный период своей жизни демонстрировали аутичные черты, принято относить Леонардо да Винчи, Моцарта, Ван Гога, Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Билла Гейтса, Вирджинию Вульф, Боба Дилана и многих других известных людей. По крайней мере, на это указывают эпизоды из их биографий, особенности поведения или образа жизни. Чем больше становится известно о симптомах этого спектра заболеваний, тем длиннее становится список.

Скорее всего, не стоит называть всех аутистов потенциальными гениями. Возможно, данная гипотеза сформулирована для того, чтобы успокоить родителей этих необычных детей. Хотя некоторые особенности заболевания могут помочь этим людям добиться успеха в жизни. Не исключено, что способность аутистов специфически воспринимать мир дает им определенные преимущества в творческом развитии, в создании оригинальных идей. Безусловно, немаловажно в каком окружении растет ребенок с аутизмом или отклонениями аутистического спектра.

Вопросы читателей

Добрый день, скажите пожалуйста, правильно ли новорожденного ребенка заворачивать в пеленки, тем самым ограничивать его в движениях? Можно ли малышке спать на боку (мама опасается срыгиваний после кормления) 18 October 2013, 17:25 Добрый день, скажите пожалуйста, правильно ли новорожденного ребенка заворачивать в пеленки, тем самым ограничивать его в движениях? Можно ли малышке спать на боку (мама опасается срыгиваний после кормления)? Дайте пожалуйста совет.

Путь от аутизма к гениальности

Дети с аутизмом воспринимают реальность не так, как остальные люди: они по-другому видят, слышат и ощущают окружающий мир, предметы, звуки, других людей. Их мозг воспринимает все фрагментарно и искаженно. Например, они могут не отличать человеческий голос от других звуков, но реагировать на шум машины на улице; чувствовать неприязнь от прикосновения к мягким предметам и с радостью дотрагиваться до колючих. У детей с аутизмом часто бывают вспышки ярости и агрессии, в том числе, по отношению к себе. Все возможные странности этих детей пока не изучены. Они могут подолгу кружиться на одном месте, много раз повторять один и тот же вопрос, аккуратно выстраивать в ряд предметы – в общем, ведут себя не так, как их сверстники. Некоторые из них так и не овладеют речью. И в то время как одни отстают в умственном развитии, у других развивается довольно высокий интеллект и феноменальная память, а вот понимание эмоций дается очень сложно. У некоторых обнаруживается интерес к музыке, танцам, или замечается способность к складыванию мозаики, интерес к механическим предметам, числам, буквам.

Вместе с тем, способность долго повторять однообразные движения и заострять внимание на какой-либо детали может помочь ребенку-аутисту подробно изучить интересующий его вопрос. Закрытость как бы помогает ему сфокусироваться только на этой теме или предмете. Вот почему рано или поздно он способен достичь определенных успехов в творчестве или науке.

Если для развития ребенка-аутиста создана определенная среда (тихая обстановка, эмоционально-психологический комфорт, чувство защищенности, уверенности в себе), то постепенно он учится использовать свой слух и сосредотачиваться на внешних звуках, на которые большинство из нас не обращает внимания. Аутист не зацикливается на общеизвестной информации, а имеет свое представление о мире. Можно предположить, что когда-нибудь эти особенности помогут ему найти ответ на важные вопросы или сделать новое гениальное изобретение.

Этот загадочный недуг

Соня живёт в пос. Коренево Люберецкого района Московской области. 12 ноября ей исполнилось 19 лет, но она до сих пор не говорит. Вместо речи,- только невнятные звуки. Совершает монотонно-однообразные движения. Благодаря коррекционным занятиям со специалистами и заботе близких людей её способность к общению с окружающими несколько улучшилась. Но в целом Соня по-прежнему осталась отстранённой от внешнего мира. В детстве она была полностью неконтактной, не выполняла никаких инструкций, ничему не обучалась. Врачи решили, что она не способна к обучению и предположили самое худшее: генетическое заболевание, которое может привести к деградации мозга и смерти через несколько лет. Мать девочки, Евгения, обратилась в Московский Научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии. После обследования Соне поставили диагноз: аутизм. Один из врачей сказал, что у неё есть только 1 шанс из 1000, что поправится. Но однажды произошло то, чего никто не ожидал. Когда у семилетней девочки случайно в руках оказались ручка и тетрадь, лист бумаги стал покрываться стихотворными строчками. Удивительно, оказалось, что Соня умеет читать и писать, хотя никто её этому не учил! Уже через месяц толстая тетрадь была исписана произведениями. Евгения решила привести дочь в литературный кружок. Руководитель кружка, профессиональный литератор Виктор Кротов высоко оценил Сонины произведения: «Это просто отличные стихотворения. У нее таких много, когда началось наше знакомство, я помню, мне показали два ее первых стихотворения. Стихи понравились всем в кружке. Когда проводили анализ стихов, то пришли к выводу, что их написала женщина 20–25 лет с высшим образованием или с незаконченным высшим, очень умная, обаятельная, энергичная. А потом я представил автора…»
На конкурсах литературного творчества обычных детей Соня неоднократно занимала призовые места. У неё абсолютная грамотность, фотографическая память. Она успешно окончила среднюю школу. Соня уверена, что в будущем сможет разговаривать, мечтает свидетельствовать об Иисусе Христе и помогать детям, страдающим аутизмом. Соня Шаталова пишет удивительные стихи, афоризмы, сказки и другую прозу с глубоким философским смыслом, раскрывая в них свой богатый внутренний мир.
Аутизм - это комплекс симптомов и нарушений в разных системах и биохимических процессах в организме. Название этого расстройства происходит от латинского слова autos - «сам» (аутизм - погружение в себя).
История аутизма начинается с легенд и сказок о детях, оставляемых эльфами, взамен похищенных. В 18 веке появляются медицинские тексты, содержащие описания людей, которые, вероятно, страдали аутизмом (хотя сам термин еще не употреблялся),- они не разговаривали, были чрезмерно замкнуты и обладали необычайно хорошей памятью.
Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром Е. Блейлером в 1920 году для описания клинической картины шизофрении, а именно - ухода больного шизофренией в мир фантазий.
В 1943 году была опубликована статья американского детского психиатра Лео Каннера «Аутистические нарушения аффективного контакта». В ней он впервые описал аутизм как синдром. В 1944 году тот же синдром был описан австрийским педиатром и психиатром Гансом Аспергером, а в 1947 году,- советским психиатром С.С. Мнухиным.
В настоящее время наиболее значимыми в картине аутизма считаются следующие признаки.

  1. Нарушение контакта с окружающим миром. Одиночество, трудности в общении с людьми.
  2. Навязчивое стремление к постоянству, стереотипные занятия, однообразные формы активности.
  3. Нарушения речи.
  4. Раннее проявление патологии психического развития.
    Аутичный ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы. Испытывает трудности в выражении своих эмоциональных состояний и понимании состояний других людей. Такие дети стараются избегать глазного контакта, не просятся на руки. И, напротив, у аутичных людей может проявляться чрезмерная общительность, неадекватная откровенность, склонность идеализации или демонизации кого-то из людей.
    У большинства аутичных детей отмечаются разнообразные речевые нарушения. Прежде всего,- это нарушение коммуникативной функции речи. У ребёнка аутиста речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Поздно появляется в речи местоимение «я» и другие личные местоимения в первом лице. Довольно часты: эхолалия (автоматическое повторение чужих слов), нарушение звукопроизношения, темпа и плавности речи.
    У части аутичных детей наблюдается полный, или частичный мутизм (от лат. mutus - немой) - отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата.

Стереотипность,- также характерный признак аутизма. Дело в том, что восприятие информации у аутиста имеет свои особенности. Отбор, группировка и её переработка для него очень трудны. Аутист склонен воспринимать информацию, пассивно впечатывая её в себя целыми блоками. Эти блоки информации хранятся не переработанными и используются в той же самой, пассивно воспринятой извне форме. Даже непродолжительное взаимодействие с окружающей средой и близкими людьми вызывает у него дискомфорт, приводит нервную систему к истощению. Чтобы взять под контроль контакты с миром и оградить себя от неприятных впечатлений аутист опирается на стереотипы. Сложности владения собой, усвоения навыков общения, включения целенаправленных форм поведения заставляют аутиста дорожить теми способами взаимодействия с окружающим, которые он освоил, и привычной обстановкой, которая не таит в себе угрозу и неожиданность. Аутичный человек отчаянно, словно от этого зависит его жизнь, требует, чтобы было всё так, как он привык. Любая изменчивость в привычной обстановке, к примеру, перестановка мебели часто вызывает у ребенка недовольство или даже протест с плачем и громким криком. Чтобы поднять свой тонус и приглушить дискомфорт, аутисты часто прибегают к аутостимуляции (однообразным, повторяющимся, стереотипным действиям). Это может быть раскачивание, мотание головой, сосание пальца, ходьба на цыпочках, взмахи руками, перебирание пальцами у себя перед глазами и др. Страдающие аутизмом дети отличаются вспыльчивостью и даже агрессивностью. При усилении дискомфорта усиливается аутостимуляция и ухудшается поведение (что может выражаться в проявлениях негативизма, физическом сопротивлении, криках, агрессии и самоагрессии).

Костёр горел, и пламя пело
О Солнце и о гордости людей.
И голова моя горела
От горечи прожитых дней.
Мне скоро девять. Это вечность
В сравненье с временем костра.
Но он согрел людей.
А я?
Немая, неумелая,
От мира за стеной.
Зовётся аутизмом
Недуг проклятый мой.
Неужто одиночество
Судьбой мне до конца -
И в пепел превращусь я,
Не согрев сердца?..
Костёр заплакал, догорая.
С поленьев капает смола.
И плачу я. Ведь дорогая
Цена безмолвья. Боже, дай слова!

Стихотворение «Костёр» Соня написала, когда ей ещё не было 9 лет. Совсем не детские стихи. Девочка страдает от невозможности полноценного общения с людьми. Но проблема не только в немоте. Из-за нарушения восприятия и взаимодействия с внешним миром, даже кратковременное общение – тяжёлый для аутиста труд, который быстро истощает его нервную систему. Однако согласно современным представлениям, аутичный ребенок все-таки скорее не может, чем не хочет общаться. Люди, тесно контактирующие с такими детьми, редко сомневаются в том, что они не только хотят быть вместе с людьми, но и могут глубоко привязываться к ним.
Первые обследования не выявили патологии нервной системы у аутичных детей. В связи с этим в начале 50-х годов была распространена гипотеза о психогенной причине аутизма. Нарушение психического развития тогда связывали с холодным отношением родителей к ребёнку, что часто становилось причиной психической травмы самих родителей. Однако дальнейшие исследования это не подтвердили. Напротив, оказалось, что зачастую родители детей с аутизмом даже более заботливы, чем это обычно наблюдается в семьях умственно отсталых детей. Исследования также показывают, что родители детей с аутизмом испытывают большие напряжения, чем родители детей с трудностями в обучении. Воспитание и обучение таких детей - трудный процесс, требующий от родителей, педагогов и окружающих огромного терпения.
В настоящее время нет чёткого представления о причинах возникновения и развития аутизма. Согласно данным эпидемиологического исследования C. Gillberg (1990), аутизм в 95% случаев связан с наследственными заболеваниями и нейрофизиологическими нарушениями. Имеются различные данные об органическом нарушении ЦНС на разных этапах - в период внутриутробного развития, при родах или в период раннего детства. Причиной аутизма может стать перенесённое заболевание. Специалистам очень сложно дать конкретный ответ, так как причин возникновения этого расстройства множество, и они весьма неоднозначны.
Установлено, что данный синдром встречается в 3–6 случаях на 1000 детей. У мальчиков аутизм встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.

«Люди дождя».
У детей, страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого). Большинство из них имеют значительные проблемы в обучении (задержки умственного развития). Однако среди аутистов иногда встречаются люди, проявляющие истинную гениальность в определенной отрасли. Кандидат медицинских наук, психиатр высшей категории, заведующий кафедрой психотерапии, курсом детско-подростковой психотерапии Санкт-Петербургской Медицинской Академии Игорь Валерьевич Добряков отмечает: «Судя по американской статистике (в России она просто не ведется), 10% аутистов обладают выдающимися способностями, в то время как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. Никакого внятного объяснения этот феномен не имеет. Никто не знает, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха, а другие (согласно статистике, около 50%) по развитию ничем не отличаются от олигофренов».
Синдром саванта (фр. Savant – учёный) – редкое состояние, при котором люди с отклонением в развитии, в том числе больные аутизмом, имеют так называемый «Остров гениальности», то есть феноменальные способности в одной или нескольких областях знаний или творчества. Встречается феномен чрезвычайно редко. В настоящее время в мире таких людей насчитывается около 50. А за последнее столетие научные источники упоминали не более 100 имен.

В 1988 году был снят американский фильм «Человек дождя». В сюжете история двух братьев, один из которых, Раймонд, страдает аутизмом и обладает экстраординарными способностями. Он имеет феноменальную память и способен производить в уме сложнейшие арифметические расчёты. Составляя сценарий к этому фильму, писатель Барри Морроу сделал Кима Пика прототипом своего героя, Раймонда Бэббита. В 2009 году Ким Пик умер в возрасте 58 лет. Кима Пика, по прозвищу, «Кимпьютер» называли самым умным аутистом на планете. К 7 годам Ким наизусть знал Библию. Прочитав в домашней библиотеке книгу, он переворачивал её на полке, чтобы больше не возвращаться к ней. Вскоре Ким выработал особую технику чтения: левую страницу он прочитывал левым глазом, и одновременно правую правым. На чтение одного стандартного книжного разворота уходило около 8–10 секунд, при этом ему было все равно как расположен текст относительно него самого. К концу жизни Ким перечитал все доступные ему книги. В любой момент он мог вспомнить, что написано на той, или иной странице. В 50-летнем возрасте Ким научился играть на фортепиано, и, по мнению музыкальных критиков, играл, как виртуоз.
Английский савант, Кристофер Тейлор, проживает в коммуналке под присмотром, без сопровождения не может дойти до ближайшей пивной. Но при этом умудрился в совершенстве выучить 30 языков, читая иностранные газеты в местном пабе.

Саванта – аутиста Дэниела Таммета по праву называют гением вычислений. Современная наука не может дать объяснение его способности к сложнейшим математическим вычислениям: к оперированию числами, состоящими из более ста знаков. Дэниел также доказал, что за неделю может выучить совершенно незнакомый ему язык.
Художник Стивен Вилтшер воссоздает панорамы городов исключительно из памяти. В 2009 году он по памяти нарисовал 5-метровую панораму Нью-Йорка по точности и детальности не уступающую аэрофотосъемке, после того, как в течение 20 минут изучал город с высоты птичьего полёта. “Участвуя в экскурсии по неизвестному ему городу, Стивен может сделать набросок всего одного понравившегося ему здания, а спустя несколько месяцев воссоздать на его основе целый город! И это просто невероятно! Стивен обладает поистине феноменальной фотографической памятью: он запоминает каждую секунду своей жизни и при желании может обратиться к любому из своих воспоминаний и снова, и снова просматривать наиболее понравившиеся, как фотографии в фотоальбоме, – говорит специалист по аутизму Лиана Талиотис, которая уже в течение многих лет наблюдает за Вилтшером.
Тони Де Блойс - американский слепой музыкант. Впервые сел за фортепиано в два года, а сегодня умеет играть на 20 музыкальных инструментах. Знает на память 8000 песен.
Саванты-аутисты легко запоминают непостижимое количество чисел, фактов, номеров, карт, текстов, списков и музыкальных произведений. Они очень точно оценивают расстояние до объектов, решают примеры - головоломки, запоминают даты и без часов точно знают, сколько времени прошло с заданного момента. Могут быть очень талантливыми в рисовании, музыке. При этом в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такие люди могут демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.
Согласно исследованиям в мозге саванта текут те же мыслительные процессы, что и у обычного человека. Но у последнего сознание включается в тот момент, когда полученная мозгом информация полностью обработана и образ предмета сложился; мы видим и запоминаем только значительное. А саванты не переходят от частных деталей к целому и имеют доступ сразу ко всему банку данных мозга. Поэтому саванты-аутисты могут запоминать непостижимое количество фактов, чисел, номеров, карт и списков, текстов и музыкальных произведений. Однако головной мозг у таких людей имеет свои особенности. Он не разделен на полушария, а действует как единое целое. Мозолистое тело, которое осуществляет связь между правым и левым полушарием, отсутствует. Но почему в этом случае в одних вещах человек чувствует себя как идиот, а в других проявляет гениальные способности – для ученых загадка.
Аутизм для современной науки - это неизлечимый и во многом загадочный недуг. В настоящее время учёные ищут причины этого расстройства и эффективные методы лечения. Но пока без особых успехов. Австралийский ученый Аллан Снайдер утверждает, что «саванты показывают нам, кто мы есть на самом деле, вернее кем мы могли бы быть». Но почему гениальность и неординарные способности проявляются среди аутистов, да и вообще, среди людей с особенностями психофизического развития значительно чаще, чем среди обычных людей? Это ещё одна загадка. Возможно, раскрыв её, учёные смогут открыть реальные возможности мозга обычных людей и условия, при которых они проявляются.
Этот загадочный недуг.
Karina Vas



Рассказать друзьям