Сурдолог как проверяет слух у ребенка. Что должно насторожить? Или симптомы нарушения слуха у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Умение слышать во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию. Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха. В таком случае дитя сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности. Так как же проверить слух у ребенка?

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Профессиональная проверка слуха

Слух у детей регулярно проверяется на медицинских комиссиях в детской поликлинике. Первая из них проходит в 2-3 месяца. Выбор методики проверки слуха специалистом будет зависеть от оснащенности его кабинета необходимыми приборами, а также от возраста пациента.

  1. Новорожденным и грудничкам порог слышимости определяют с помощью компьютерной аудиометрии. Проверка слуха у детей на аппарате — это самый достоверный современный метод. Аудиограмма позволяет не только выявить факт нарушения, но и определить, на каком участке органа слуха возникло нарушение и какова степень тугоухости у малыша. Специальные датчики регистрируют ответ волосковых клеток в улитке и электрическую активность мозга на подаваемые прибором сигналы.
  2. Детям от полугода показано проведение поведенческой аудиометрии. Специалист оценивает, как ребенок реагирует на звуки разной интенсивности и тональности, и на основании данного тестирования определяет порог слышимости малыша.
  3. Для проверки слуха детей от 3 лет до 5 лет применяется методика игровой аудиометрии.
  4. У детей школьного возраста проверка остроты слуха проводится с помощью речевой аудиометрии, в ходе которой ребят просят повторять произнесенные шепотом слова и фразы. При необходимости применяется камертональное тестирование.

Подобные проверки слуха проводятся только на медицинских комиссиях и в ходе тестирования применяются специальные инструменты. Но что делать, если родителям кажется, что их малыш плохо слышит? Как проверить слух у ребенка в домашних условиях?

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы и пр.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует записаться к врачу, но, чтобы зря не тратить время специалиста, вы можете попробовать проверить слух ребенка и его остроту в домашних условиях.

Способы домашнего тестирования остроты слуха ребенка будут зависеть от его возраста.

Новорожденный

Провести объективную проверку слуха новорожденного в домашних условиях практически невозможно. В первый месяц жизни уши малыша функционируют не так, как у взрослых, да и в целом он не способен еще проявлять реакции на слышимые звуки.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать — хлопки. Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать — вздрогнуть или вскинуться всем телом.

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться. К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.

Малыш от года

Поскольку годовалый ребенок активно подражает взрослым и старается повторить за ними произносимые звуки, для проверки слуха в таком возрасте не нужно применять никаких специальных методик. Для тестирования дитя старше года нужно регулярно заниматься с ним и оценивать, насколько точно он копирует слова и интонации вашего голоса, когда не видит движения ваших губ.

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Требуйте время от времени негромко подать вам какую-нибудь знакомую для малыша игрушку, просите вести его «тихонечко» по утрам, когда домашние спят, или в общественных местах, чтобы не мешать окружающим людям.

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите. Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.

  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.

Подробное описание поведения ребенка, которое поможет Вам определить как развивается слух

Проверка состояния слуха ребенка много раз упоминалась в темах про речь. Собственно говоря, если у ребенка не появляется лепет, или малыш лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос про состояние слуха. Как же определить, слышит ли ребенок?

Самый простой способ – это наблюдение за поведением ребенка. Новорожденный малыш различает только громкие высокие звуки и практически не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука. С 9 месяцев ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего неречевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.

Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:

0- 6 недель

  • Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
  • Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать

6 недель — 4 месяца

  • Перестает плакать, когда вы разговариваете
  • Перестает сосать, когда вы разговариваете
  • Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
  • Замирает, когда раздается новый звук
  • Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)

4-7 месяцев

  • Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
  • Поворачивает голову на ваш голос
  • Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
  • Улыбается, когда к нему обращаются

7-9 месяцев

  • Любит музыку
  • Поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого
  • Поворачивается, когда его зовут по имени
  • Лепечет много разных звуков
  • Выражает разными звуками различные потребности
  • Ребенок начинает понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока».
  • Реагирует на звуки средней громкости

9-12/13 месяцев

  • Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
  • Понимает слова «нет» и «нельзя»
  • Появляются лепетные слова
  • Оборачивается, когда его окликают сзади
  • Поворачивает голову к тому кто разговаривает
  • Пытается имитировать звуки

12-18 месяцев

  • Пользуется несколькими лепетными словами
  • Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
  • Понимает простые просьбы, например «Брось мячик» .
  • Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
  • Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
  • Поворачивает голову на тихие звуки

2 года

  • Говорит не меньше 10 слов
  • Выполняет ваши просьбы не стараясь смотреть вам в лицо (если ребенок внимательно смотрит на ваше лицо, возможно, он читает по губам)
  • Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть доступным ему способом (ав-ав, бах)

Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков, вы можете проверить слух следующими способами:

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек: сначала шарманкой, пищалкой затем дудкой и барабаном. Сделать это можно так:

Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева. Реакция ребенка — поворот головы в соответствующую сторону. Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.

Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста. В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании. При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.

ГОРОХОВЫЕ ПРОБЫ

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая — нелущеным горохом, вторая — гречкой-ядрицей и третья — манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке — пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять.

Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.

Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Читайте также:

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Родительское бессилие

Это интересно!

Просмотрено

Почему не нужно заставлять детей ходить в музыкальную школу и на танцы

Советы родителям

Просмотрено

Правильное воспитание детей — залог счастливого будущего

Это интересно!

Просмотрено

Детский садик и дом престарелых под одной крышей — это отличная идея!

Беременность и роды

Просмотрено

Акушеры предупреждают: слишком большой вес плода – проблема, как для матери, так и для ребенка!

Советы родителям

Просмотрено

Как помочь малышу, если у него нарушен режим сна

Советы родителям

Просмотрено

Приучаем малыша к порядку, аккуратности и чистоте

Как определить слух у ребенка? На этот вопрос ответит врач. Слух и умение слышать имеет большое значение в нашей современной жизни. Патологические заболевания, полученные в период внутриутробного развития плода, отражаются на состоянии здоровья, а также на развитие систем и органов. Среди них, зрение и слух. В этом текстовом материале подробно остановимся на вопросе относительно того, как проверить слух ребенка.

Как проверить слух у ребенка

Согласно статическим данным, в ходе обследования, сбой в работе слухового анализатора диагностируется у порядка 2% детей, значительная часть которых — раннего возраста. Не следует недооценивать проблему нарушения в работе слухового анализатора, ведь в зависимости от его развития осуществляется развитие малыша и адаптация к условиям окружающей среды. Детский слух выступает неотъемлемой частью в развитии речи и познавательных способностей. Детки с наличием тугоухости намного позже сверстников начинают разговаривать, не так активны в познании окружающего мира.

Однако, нет смысла расстраиваться. Любой родитель вправе помочь собственному ребенку — приобрести и вживить ему слуховой аппарат. Однако, прежде чем вести речь о нарушении в работе слухового анализатора есть смысл рассмотреть причины сбоя в работе слуха.

Каковы причины сбоя в работе слухового анализатора? Признаки тугоухости: как их определить? Для того чтобы выявить заболевание, врач проводит обследование ребенка.

У новорожденных и детей до года, как правило, тугоухость — наследственное и врожденное заболевание. Ввиду этого, если среди родственников есть те, кто страдает подобным заболеванием, есть смысл говорить о наследственности.

Тугоухость бывает:

  • наследственная;
  • врожденная;
  • приобретенная.

Развитие врожденной тугоухости происходит по следующим причинам:

  • Неблагоприятное протекание беременности. Если протекание беременности происходило с рядом трудностей, с наличием сильнейшего токсикоза, с угрозой выкидыша и преждевременными родами, ввиду этих обстоятельств следует осуществить проверку слуховых способностей. Наркотики, алкоголь и прием антибиотиков оказывает губительное влияние на развитие слуховых способностей малыша.
  • Роды с патологией. Все ныне существующие патологические отклонения становятся причиной к прекращению поступления кислорода к плоду, преждевременные, затяжные или же, наоборот, стремительные роды, частичная отслойка плаценты и прочее.

Проявление тугоухости происходит в комплексе со следующими заболеваниями:

  • глазные болезни;
  • почечные заболевания;
  • аномалии в работе наружного уха;
  • поражение кожи;
  • патологические отклонения в работе эндокринной и нервной системы;
  • заболевания опорно-двигательной системы.

Нарушения в работе слухового анализатора можно определить до года. Родители в домашних условиях, зачастую становятся первыми, кто заметил данное заболевание.

У малыша отсутствует реакция на звуки, а также возникают трудности при определении источника звука в домашних условиях. Как известно, младенец в возрасте около полугода способен определять, из какого места раздается звук.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет малыш не заговаривает.

Если родители минули этот период, то с детками должен заниматься сурдолог, который способен проверить слух у ребенка.

Врачом осуществляется проверка слуха у детей. Если выяснилось, что слух нарушен, то врач определяет методику лечения. Он может рекомендовать вживление слухового аппарата в наружное ухо. После данной процедуры ребенок окунается в мир большого количества звуков. Малышу в 3 лет и в 3-4 года — это сложно, такое обилие звуков вызывает стрессовую ситуацию, именно по этой причине помощь детям может оказать сурдолог.

Стоит осознать, что чем раньше будет обнаружена тугоухость и начнется реабилитация, тем быстрее будет осуществляться адаптация и тем меньше последствий у малыша будет в дальнейшем.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Как проверить слух у ребенка? Прежде чем отправлять ребенка к врачу, следует осуществить самостоятельные попытки проверки слуха в домашних условиях.

Следует осознавать, что слух по-разному проверяется у новорожденного, малыша 1 года, а также дошкольника и школьника.

У школьника и дошкольника слух проверяется посредством использования разговорной и шепотной речи. Этот способ проверки не дает 100% гарантии и зависит от субъективных факторов, качества голоса проверяющего.

И в домашних условиях слух следует проверять, исключая посторонний шум.

  1. Для осуществления проверки слуха следует стать на расстояние 7 метров. Делается это для того, чтобы ребенок не опознавал слова по губам говорящего.
  2. Так как разговорная речь громче шепотной, то контроль слуха начинают с шепота. Родители называют слова, ребенок осуществляет повторение сказанного.
  3. Если шепот ребенок не воспринимает, то процедуру следует повторить посредством разговорного тембра шепота.
  4. Подбираем словесный материал, ориентируясь на возраст ребенка.
  5. Врачи применяют при проверке слуха ребенка таблицы с подобранными словами. Чаще всего для этих целей применимы таблицы В.И. Воячека, Б.В. Богданова, Лангбека.
  6. Проверять слух каждого уха ребенка следует по отдельности. Для этого, просим ребенка закрыть ухо пальцем.

Проверяем слух младенца.

На протяжении 1 года жизни в домашних условиях применим метод гороховых проб. На раздающийся звук ребенок поворачивает голову или смотрит туда, откуда раздается звук.

Реакция на звук у ребенка возникает по прошествии 5 секунд.

Емкость с крупой меняется на громкие игрушки.

Большую часть информации на восприятие звука дают рефлексы и реакции ребенка: мигание, зажмуривание, раскрывание глаз, нахмуривание, вздрагивание, замирание, поворачивание головы и так далее.

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Для чего нужна проверка слуха?
Потребность проверки слуха возникает довольно часто, так как современная цивилизация создает множество ситуаций и обстоятельств, угрожающих правильной деятельности органов слуха или травмирующих, нарушающих слух. Рано замеченное нарушение слуха, вызванное, например, шумом машин на производстве, может спасти от глубокой глухоты работника, предупредить о необходимости смены работы. Постоянно проверять слух следует страдающим острыми и хроническими заболеваниями уха, а также принимающим лекарства, которые могут повреждать структуру внутреннего уха.

Как проверить слух?
Врачи сурдологи могут проверить слух несколькими способами. Самым простым является проверка с помощью шепота и громкой речи. Для этого не требуется никакого оборудования, достаточно помещения длиной около 7 м.
Пациент становится на расстоянии 6 м от проверяющего, поворачивается к нему одним ухом, другое закрывает пальцем. Слух в норме, если пациент слышит и повторяет все слова, звучащие шепотом на расстоянии 6 м, лучше всего произносить числа: 99, 88, 76, 54, 47, 32, 29, 11, 7.
Если пациент не слышит, проверяющий уменьшает расстояние до тех пор, пока пациент не повторит прозвучавшие числа. Если же пациент не слышит шепота даже на близком расстоянии, для дальнейшей проверки используется разговорная речь. Для такой проверки не проверяемое ухо изолируют с помощью специальной трещотки.

Что такое проба Медонского?
Существует простой способ установить, какой характер носит ослабление слуха. Это так называемая проба Медонского, которая позволяет определить, поврежден аппарат передачи звука (элементы уха наружного и среднего) или приемный аппарат (чувствительно-нервный, внутреннее ухо). Проверяющий произносит над головой пациента слова так громко, чтобы он их слышал и повторял. После нескольких слов проверяющий нажимает указательными пальцами на оба ушных козелка пациента, закрывая слуховые проходы, при этом не прерывая речи. Пациент с повреждением среднего уха слышит по-прежнему и повторяет звучащие слова, тогда как при повреждении наружного уха не слышит вообще или слышит только некоторые слова.

Какие еще методы исследования слуха существуют?
Другие методы исследования слуха более сложные и требуют не только определенных умений, но и соответствующей техники. Основным методом исследования слуха, проводимым в отоларингологических и аудиологических кабинетах, является аудиометрическое исследование, результат которого представляется в форме графика на аудиограмме. Аудиометрйческие кривые указывают на дефекты слуха у каждого из передаваемых тонов, что выражается в децибелах. Аудиометрическое исследование позволяет дать количественную и качественную оценку нарушениям слуха, делает возможным также определение состояния органа слуха.

Обследование слуха в условиях поликлиники.Подбор слухового аппарата

Как проверить слух у ребенка или даже младенца? Если вы задаетесь этим вопросом, а также не знаете где можно проверить слух вашему ребенку обратитесь в ближайшую поликлинику. Все дети, имеющие факторы риска по тугоухости и глухо­те, а также часто болеющие должны быть взяты под особое наблюдение педиатра и оториноларинголога районной поли­клиники. Необходимо с помощью простых, не требующих сложного аппаратурного оснащения методик проверить слух у детей.

1. Поведенческий скрининг

Известно, что одним из важнейших условий своевременно­го выявления нарушений слуха у ребенка (младенца) являются профилакти­ческие скрининговые обследования. С этой целью с успехом могут использоваться методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (0-1,5-2 года) и условно-рефлекторных (2-3 года) реакций на звук, а также обследование слуха речью (с 2-3-х лет). Такие методики не тре­буют сложного аппаратурного оснащения и занимают не более 5 минут.

Практика показывает, что при регистрации безусловнорефлекторных реакций наиболее информативными и легко регис­трируемыми у детей первого года жизни являются:

  • мигание век младенца;
  • реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро);
  • замирание или «застывание» ребенка;
  • движение конечностей, разведение рук и ног в стороны;
  • поворот головы к источнику звука или от него;
  • гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз);
  • сосательные движения;
  • пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дро­жью всего тела;
  • изменение ритма дыхания;
  • широкое открывание глаз.

В ходе обследования следует помнить, что скрытый пери­од реакции ребенка на звук может достигать 3-5 сек. Повторные сиг­налы следует подавать после угасания предыдущей реакции.

Проверку слуха ребенка желательно проводить тогда, когда он чувствует себе комфортно. Он сыт, сух, здоров, у него налажен эмоциональный контакт с человеком, проверяющим его слух. Обследовать слух детей первых трех месяцев жизни лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления).

Чтобы при проверке слуха облегчить младенцу старше 3-х месяцев «процесс» реагирования на звук и лучше видеть проявления этой реакции, каждый раз, в случае поворота малыша в поисках источника звука, необходимо уложить его голову вновь на затылок. Если при предъявлении звуковых сигналов справа и слева ребенок постоянно поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от расположения источника звука, это мо­жет свидетельствовать об односторонней потере слуха. Такой ребенок должен быть направлен на аудиологическое обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

2. Обследование слуха с помощью звукореактотеста

В качестве звуковых стимулов в звукореактотесте используются тоны частотой 0,5, 2,0 и 4,0 кГц и широкополосный шум интенсивностью 40, 65 и 90 дБ.

Выбор звукового стимула зависит от возраста малыша:

  • 0-4 мес. - широкополосный шум интенсивностью 90 дБ,
  • 4-6 мес. - широкополосный шум интенсивностью 65 дБ,
  • 6-12 мес. - широкополосный шум интенсивностью 40 дБ,
  • 1-2 года - тон 4,0 кГц, а затем 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ.

Известно, что большинство детей чаще реагируют на звук правым ухом («правши»), поэтому обследование следует начинать с правого уха. При наличии реакции звук предъявля­ется еще раз. Если ребенок отреагировал и на повторный звук, проверяется второе ухо. При отсутствии реакции на 2-3 предъявления звука его интенсивность увеличивается.

Детей старше 2 лет следует обследовать шепотной речью. Если ребенок не говорит к двум годам, то сам факт отсутствия речи является достаточным поводом для обследования его слуха в специализированном учреждении. Его слух можно проверить с помощью звукореактотеста на основе регистрации условной двигательной реакции на звук. Ребенка учат в мо­мент звучания тона 0,5 кГц интенсивностью 65 Дб выполнять какое-либо игровое действие: надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговицу в баночку, класть кубик в машину. Для этого проверяющий вначале выполняет действие ру­кой ребенка, а затем предлагает ему действовать самостоя­тельно. Если ребенок реагирует на данный звук, то уровень интенсивности снижается до 40 дБ. Затем проверяется, ощу­щает ли он тон 4,0 кГц при данной интенсивности. Если выработать условную двигательную реакцию не удается (при низком уровне психо-моторного развития), то ребенка обследуют на основе безусловноориентировочной реакции, как описано выше.

3. Когда нужно проверять слух ребенку и где? Как купить слуховой аппарат?

Следует направлять ребенка на обследование слуха в сурдологопедический кабинет в следующих случаях:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 90 дБ (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет);
  • 4-6-ти месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 65 дБ (или отмечается нечет­кая реакция) и/или не может локализовать источник звука, т.к. последнее свидетельствует о возможности одностороннего снижения слуха;
  • 6-12-ти месяцев, если он не реагирует на широкополос­ный шум интенсивностью 40 дБ (или отмечается нечеткая реакция) и/или не может локализовать источник звука;
  • старше года, если он не реагирует на тоны аудиометра 4,0 и 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ (или отмечается не­четкая реакция) и/или не может локализовать источник звука;

При отсутствии звукореактотеста или при невозможности провести обследование с привлечением второго человека проверить слух младенцев, а также маленьких, еще не говорящих детей можно используя метод «гороховых проб».

4. Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»

Данный метод был предложен Институтом раннего вмешательства С.-Петербурга. Он не требует никакого аппаратурного оснащения и доступен ЛОР-врачам, педиатрам, не­вропатологам, медсестрам кабинета здорового ребенка.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые ба­ночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая - нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая - гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья - манкой, сотрясение которой создает звук интенсив­ностью 30-40 дБ.
  • четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца на­полнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или сидит на руках у матери, врач вступает с ним в эмоциональный кон­такт (так же, как и при обследовании звукореактотестом). По его сигналу медсестра, стоящая позади малыша, трясет ба­ночки на расстоянии 20- 30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у нее баночка с крупой, а в другой - пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симмет­ричными. При проверке второго уха баночки меняют места­ми. Врач наблюдает за безусловными ориентировочными ре­акциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

Безусловные ориентировочные реакции при повторных предъявлениях быстро угасают (т.е. ребенок перестает реаги­ровать на звуки, доступные его слуху), поэтому обследование следует начинать с более тихих звуков: первая - баночка, за­полненная манкой, затем - гречкой и только потом - горо­хом. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с ман­кой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4-х месяцев от­мечаются безусловно-ориентировочные реакции на звуча­ние всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он оп­ределяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. До 4-х месяцев малыш реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует.

На обследование слуха в сурдологопедический кабинет ребенка следует направлять:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание бано­чек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реак­ция: то есть, то нет),
  • старше 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой или не мо­жет локализовать источник звука, т.к. последнее сви­детельствует о возможности одностороннего снижения слуха.

5. Обследование слуха речью

Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 м.

Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если малыш уже гово­рит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы малыш понимает, как сам называет предметы, действия. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Если при про­изнесении шепотом заданий (или назывании игрушек, пред­метов) малыш их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 м.

Слух детей старше 3-х лет проверяется хорошо знакомыми им низко- и высокочастотными словами. Из этих слов составлены два списка, в каждом - 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова, например:

  • зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;
  • мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.

Ребенка ставят боком к проверяющему. В противополож­ное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слег­ка смочена каким-либо маслом, например, вазелиновым.

Проверяющий просит ребенка повторять слова, которые он будет произносить шепотом. Первые два слова произносятся около него, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Ребенок может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случае следует предложить ему показывать соответствующие картинки, которые помеща­ются на столе перед ним. Если ребенок не узнал слово, произ­несенное шепотом, оно повторяется голосом разговорной громкости, а затем - шепотом. После предъявления следующих слов вновь повторяется то слово, которое вызвало зат­руднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.

Если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.

Если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показате­лем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах

Общеизвестно, что одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слу­ха. Такое снижение слуха играет решающую роль в последую­щем общем развитии ребенка. Вот почему целесообразно обследовать слух всех детей, особенно тех, которые имеют факторы риска по тугоухости и глухоте, а также тех, кто отстает в развитии.

Слух детей следует проверять:

  • при поступлении ребенка в образовательное учреждение (как в массовое, так и в специальное, коррекционное), в реабилитационный центр,
  • после перенесения ребенком длительного или тяжелого заболевания, гриппа, отитов (по прошествии двух недель), паротита, кори, после лечения с применением антибиотиков с ототоксическим действием,
  • при наличии у ребенка отставания в речевом развитии,
  • при направлении ребенка на обследование (например, на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в связи с подозрением на наличие отклонений в развитии.

Методики, описанные выше, не требуют аппаратурного оснащения. Они доступны сотрудникам ПМПК, педагогам, психологам, медицинским сестрам, родителям. Несмотря на свою простоту, они позволяют выявить детей с подозрением на сниже­ние слуха. Выбор той или иной методики обследования зависит от возраста ребенка и от того, владеет ли он речью.

Проверить слух онлайн, к сожалению не представляется возможным, по целому ряду причин, которые мешают разработать методики для проверки слуха при помощи сети Интернет или телефонии. Онлайн можно проверить только музыкальный слух.

Для обследования слуха у детей Вы можете обратиться в Детский Сурдологический Центр .



Рассказать друзьям