Скорая медицинская помощь оказывается за счет. Финансирование службы скорой медицинской помощи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений включает следующее:

1. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 - 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 - 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам - в соответствии с § 4.1 главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.

В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.

2. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.

4. Уточнены требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

5. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей .

Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

6. Обеспечение заявки банковской гарантией

Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.

7. Денежные средства в качестве обеспечения заявки - на специальный счет

При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

8. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

9. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

10. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

11. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. рублей, должен составлять не более одного рабочего дня . Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

12. Шаг аукциона не менее 100 рублей

13. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

14. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

15. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

16. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.

Многочисленными подзаконными актами в тендерном законодательстве уже никого не удивить: их количество исчисляется десятками. Само собой, начало нового календарного года сулит вступление в силу очередных изменений - рассказываем о них.

Сначала о том, к чему точно нужно готовиться участникам рынка закупок с 1 января 2018 года. С нового года снижаются пороговые значения годового объема выручки и величины активов, при которых заказчики по вправе или обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). «Мы снижаем для заказчиков порог по годовому объему выручки с 2 млрд рублей до 500 млн, стало быть, автоматически расширяется количество возможных участников», - сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

В число заказчиков включены также автономные учреждения - федеральные и субъектов Российской Федерации.

По данным Минфина, по результатам I полугодия 2017 года доля закупок госкомпаний у субъектов МСП от общей стоимости заключенных договоров составила около 11,2%.

«Теоретически нововведение может увеличить объем закупок госкомпаний у МСП, но что помешает в таких случаях регистрировать новые малые предприятия и под них проводить коррупционные закупки? - комментирует руководитель тендерного отдела ГК «Бико» Екатерина Дементьева. - Мне кажется, что более действенным способом для расширения доступа МСП к тендерам по 223-ФЗ может стать введение исчерпывающего перечня документов и сведений, которые заказчик может требовать от участников».

С 1 января вводятся единые правила и особенности описания лекарственных препаратов и унификации процедуры их закупки по . Теперь в тендерной документации госзаказчики должны указывать лекарственную форму препарата, его дозировку и остаточный срок годности. Допускается также указание на путь введения лекарства, а для препаратов для использования в педиатрической практике - на возраст ребенка.

При этом запрещено указание определенных единиц измерения дозировки лекарственного препарата, если есть возможность конвертирования в другие единицы. Нельзя также указывать объём наполнения первичной упаковки и формы выпуска, вспомогательные вещества, фиксированный температурный режим хранения при наличии альтернативного, количество единиц препарата во вторичной упаковке, требования поставки конкретного количества упаковок вместо количества самого препарата и другие характеристики, которые содержатся в инструкции по его применению и указывают на конкретного производителя.

«Использование перечисленных характеристик при описании объекта закупки всё же допускается, когда нет другой возможности описать лекарственный препарат, - поясняет тендерный эксперт ГК «Бико» Нина Кожурова. - В этом случае закупочная документация должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик. Стоит сказать, что мера довольно спорная. На мой взгляд, госзакупка лекарственных средств - не та сфера, где необходимо столь жёсткое регулирование. Например, есть лекарства, где дозировка того или иного вспомогательного вещества влияет на эффективность препарата».

Каталог и ныне там

А теперь об изменениях гипотетических. Будущее многострадального и долгожданного каталога товаров, работ и услуг (ТРУ), который будет функционировать в единой информационной системе госзакупок (ЕИС), пока кажется весьма туманным. Его создание предусмотрено 44-ФЗ. По мнению властей, каталог кардинально изменит работу всех участников рынка: значительно упростит контроль прозрачности и эффективности закупок, установит единый формат информации о проводимых тендерах, позволит рассчитать референтные цены на объекты закупок. Кроме того, посредством каталога планируют исключить необоснованные требования заказчиков: они не смогут сами описывать закупаемые товары, работы или услуги - необходимо будет выбирать из уже существующего списка.

Ввести каталог ТРУ в действие планировали 1 октября сего года. Но тут случился казус министерского уровня. В апреле глава правительства подписал постановление, по которому все полномочия в сфере госзакупок от Минэкономразвития отошли Минфину. Последний сразу же принялся за доработку каталога. Однако изменения, которые запланировало ведомство, оказались слишком уж глобальными: Минфин предложил изменить правила формирования и использования каталога ТРУ, разработанные ранее Минэкономразвития. Министерство финансов решило формировать позиции каталога «при участии отраслевых федеральных органов исполнительной власти», а «в целях обеспечения интеграции каталога с иными государственными информационными системами изменить порядок формирования позиции каталога и ее кода». При этом ведомство заверило , что запустит каталог ТРУ в декабре.

«Во всей этой эпопее с каталогом совершенно непонятен конечный результат, - недоумевает тендерный специалист «Бико» Дарья Малахова. - Сроки по его вводу в эксплуатацию постоянно переносятся, процесс затянут. Ни поставщики, ни заказчики не понимают, к чему им готовиться. Вполне возможно, что с вводом каталога ТРУ возникнет стрессовый момент: может провалиться значительная часть закупок».

Обещать - не значит перевести

В марте этого года глава ФАС Игорь Артемьев высказывал надежду, что еще во время весенней сессии депутаты Госдумы примут поправки в 44-ФЗ, предусматривающие перевод всех госзакупок в электронный формат. Артемьев назвал данный законопроект «фундаментальным»: «Как вы знаете, если перевести те же конкурсы в электронный вид, то любое несанкционированное вмешательство всегда будет обнаружено», - отмечал глава ведомства.

Однако надежды ФАС и игроков тендерного рынка не оправдались: законопроект не принят до сих пор, а само рассмотрение поправок затянулось на внушительные два года. Оправдаются ли большие надежды в 2018 или даже в 2019 году - неясно. В апреле этого года глава Федерального казначейства Роман Артюхин попросил президента РФ Владимира Путина перенести полный перевод госзакупок в электронный формат на 2019 год: не стоит, по его мнению, внедрять данный функционал «с колёс». Путин инициативу Артюхина поддержал и дал поручение правительству обеспечить принятие Госдумой РФ законопроекта с поправками к 44-ФЗ, которые предусматривают: с 1 июля 2018 года - право госзаказчиков на проведение процедур определения поставщиков в электронной форме, а с 1 января 2019 года - обязанность заказчиков проводить гостендеры в электронном формате. Правительство не обеспечило, Госдума не приняла, успеют ли сделать всё это до конца года - маловероятно.

В I полугодии 2017 года самым распространенным конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, доля извещений которого составила 54,74 %. Объем размещенных извещений о проведении электронных аукционов составил 67,68 % от общего объема размещенных в ЕИС извещений.

«Электронизация тендеров очень нужна и важна, - комментирует эксперт Нина Кожурова. - Перевод закупок в электронный формат должен сделать их максимально прозрачными. На мой взгляд, электронизация позволит расширить доступ к тендерам поставщикам. Кроме того, электронный формат торгов исключит возможность привлечения к закупкам «своих» поставщиков. Анонимность заявок, которую планируют предусмотреть при электронизации, поможет свести к минимуму коррупцию. Надеюсь, что в 2018 году всё-таки начнут переводиться в электронную форму такие способы закупок, как запрос котировок, запрос предложений и конкурсы».

Кстати, электронизация закупок невозможна без введения в эксплуатацию того же каталога ТРУ и адекватного функционирования ЕИС. Со вторым, как и с первым, тоже пока больше вопросов.

Жалобы от участников тендерного рынка на ЕИС, которая создана на базе сайта госзакупок, давно стали делом привычным: «Система часто падает, что затягивает сроки размещения извещений и подведения результатов. Есть опасение, что часть заявок участников закупок по причине возможных технических сбоев со стороны ЕИС не будет подана, - констатирует Дарья Малахова.

Стандартный подход

Что касается изменений, которые может претерпеть в 2018 году 223-ФЗ, то они участникам тендеров давно известны: не один год обсуждаются, не единожды писались и вносились на рассмотрение Госдумы поправки, которые пока так и не были приняты.

Как известно, закон «О закупках отдельных видов юридических лиц» носит рамочный характер - заказчику предоставлено огромное поле для маневров, чем те, собственно, и пользуются. Например, в 223-ФЗ не прописаны четкие требования к способам закупок.

На сегодняшний день заказчиками применяется уже 4788 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.

«Указанные проблемы могут быть урегулированы посредством установления исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами», - полагает Минфин.

Законодатели предлагают оставить в основе следующие способы закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Для всех них будут регламентированы минимальные сроки подачи заявок на участие.

«Нужно обязательно на законодательном уровне закрепить ограниченный перечень способов закупок, - уверена Екатерина Дементьева. - Сами заказчики не должны их изобретать, как происходит сейчас. Нужно обязательно сформировать перечень, а госкомпании уже будут выбирать из него подходящие способы, прописывать их в своих положениях о закупках. Надеюсь, что в 2018 году данная поправка к закону будет принята».

Еще одна головная боль поставщиков, которые принимают участие в тендерах по 223-ФЗ, - огромное количество электронных торговых площадок (ЭТП).

По состоянию на 1 июля 2017 года, с ЕИС интегрирована 181 ЭТП для проведения тендеров по 223-ФЗ.

«Сложившаяся ситуация в сфере функционирования электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований закона № 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом, - констатирует Минфин. - Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат. Указанные факторы также создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков».

Министерство вполне логично предлагает значительно сократить количество ЭТП и установить к ним единые исчерпывающие требования.

«Ограничение числа ЭТП необходимо, прежде всего, для субъектов МСП, - считает Нина Кожурова. - На большинстве площадок - свои тарифы, многие требуют конкретную электронную подпись (ЭП). Если сузить количество ЭТП, то, соответственно, меньше станут затраты поставщиков на тарифы и оформление ЭП, участие в закупках госкомпаний станет более доступным».

В 2018-м могут быть приняты поправки, которые предусматривают дополнение процедуры торгов по усмотрению заказчика. Так, предлагается прописать в 223-ФЗ следующие этапы:

    предварительный этап с проведение конкурентных переговоров;

    предварительный квалификационный отбор (сейчас его довольно активно используют госкомпании «Роснефть» и «Газпром»);

    переторжка по расширенной модели, когда можно улучшить не только цену, но и условия исполнения контракта;

    альтернативные предложения (если прописаны заказчиком в тендерной документации);

    преддоговорные переговоры (после объявления победителя).

Все перечисленные дополнительные элементы можно будет сочетать в рамках одной процедуры. То есть заказчик сможет «собирать» закупку, как из деталей конструктора.

«Большая часть поправок, которые предлагается внести в 223-ФЗ, направлена на унификацию закупок, - поясняет руководитель тендерного отдела «Бико» Екатерина Дементьева. - Однако такие тендеры-конструкторы - это возможность собирать усложненную для участников закупку. Подобная модель конструктора оправдана, когда речь идет о крупных контрактах. Но абсолютно не применима для мелких, где она станет лишь инструментом для ограничения конкуренции. В таком случае все идеи по унификации и расширению доступа для МСП сойдут на нет».

Итак, самые ожидаемые и давно назревшие нововведения в сфере тендеров известны не первый год и кочуют по созывам и чтениям в Думе. При этом первоначальные поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ уже неоднократно перекраивались и дорабатывались. Стоит ли ждать глобальных новшеств в 2018 году, остаётся под большим тендерным вопросом.

В статье.

Анастасия Муталенко: Идеальных законов не бывает
17.05.2016

О неидеальных законах, работе активистов, «серых» схемах - в интервью руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасии Муталенко пресс-службе ГК BiCo.

Скорая медицинская помощь (СМП) является одним из видов первичной ме-дико-санитарной помощи. Учреждения СМП ежегодно выполняют около 50 млн. вызовов, оказывая медицинскую помощь более 52 млн. гражданам. Скорая меди-цинская помощь - круглосуточ¬ная экстренная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях, преднамерен¬ных самоповреждениях, родах вне медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях.

Общая характеристика

Характерными чертами, принципиально отличающими скорую медицинскую помощь от других видов медицинской помощи, являются:

    безотлагательный характер ее предоставления в случаях оказания экстренной медицинской помощи и отсроченный - при неотложных состояниях (неотложная медицинская помощь);

    безотказный характер ее предоставления;

    бесплатный порядок оказания СМП;

    диагностическая неопределенность в условиях дефицита времени;

    выраженная социальная значимость.

Условия оказания скорой медицинской помощи:

    вне медицинской организации (по месту вызова бригады, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

    амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное наблюдение и лечение).

Руководящие документы

    Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О Программе государ- ственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый пери- од 2014 и 2015 годов».

    Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

    Приказ Минздрава РФ от 26.03.1999 N 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации»

    Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи»

Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Он знаменателен пе- редачей полномочий Российской Федерации в сфере ОМС органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также вклю- чением скорой медицинской помощи (за исклю- чением специализированной - санитарно- авиационной) в систему ОМС на всей территории Российской Федерации с 1 января 2013 года. Переход к финансированию в системе обяза- тельного медицинского страхования - важный этап развития системы СМП в Российской Федерации. Скорая медицинская помощь (за ис- ключением специализированной - санитарно- авиационной) оказывается в рамках базовой про- граммы ОМС. Финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специа- лизированной - санитарно-авиационной) осу- ществляется за счет средств обязательного меди- цинского страхования с 1 января 2013 года

Основные функции

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях). В частности, станции (отделения) скорой медицинской помощи осуществляют:

  1. Круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений , в том числе при катастрофах и стихийных бедствиях.

    Осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.

    Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, в кабинете для приема амбулаторных больных.

    Извещение муниципальных органов управления здравоохранением обо всех чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции скорой медицинской помощи.

    Обеспечение равномерного комплектования выездных бригад скорой медицинской помощи медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно примерному перечню оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи.

Наряду с этим служба скорой медицинской помощи может осуществлять транспортировку донорской крови и ее компонентов , а также транспортировку узких специалистов для проведения экстренных консультаций. Служба скорой медицинской помощи проводит научно-практическую (в России действует ряд научно-исследовательских института скорой и неотложной медицинской помощи), методическую и санитарно-просветительскую работу.

Формы территориальной организации

    Станция скорой медицинской помощи

    Отделение скорой медицинской помощи

    Больница скорой медицинской помощи

    Отделение экстренной медицинской помощи

Станция скорой медицинской помощи

Станцию скорой медицинской помощи возглавляет главный врач. В зависимости от категории той или иной станции скорой помощи и объёма её работы он может иметь заместителей по медицинской, административно-хозяйственной, технической части и по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Наиболее крупные станции в своём составе имеют различные отделы и структурные подразделения.

Станция скорой медицинской помощи может работать в 2 режимах - повседневном и в режиме чрезвычайной ситуации . В режиме чрезвычайной ситуации руководство станцией переходит к Региональному центру медицины катастроф .

Оперативный отдел

Самым крупным и самым важным из всех подразделений больших станций скорой помощи является оперативный отдел . Именно от его организованности и распорядительности зависит вся оперативная работа станции. Отдел ведёт переговоры с лицами, вызывающими скорую помощь, принимает вызов или отказывает в нём, передаёт наряды для исполнения выездным бригадам, контролирует местонахождение бригад и санитарного автотранспорта. Руководит отделом старший дежурный врач илистарший врач смены . Помимо него в состав подразделения входят: старший диспетчер , диспетчер по направлению , диспетчер по госпитализации и медицинские эвакуаторы . Старший дежурный врач или старший врач смены руководит дежурным персоналом оперативного отдела и станции, то есть всей оперативной деятельностью станции. Только старший врач может принять решение об отказе в приёме вызова тому или иному лицу. Само собой разумеющееся, этот отказ должен быть мотивированным и обоснованным. Старший врач ведёт переговоры с выездными врачами, врачами поликлинических и стационарных лечебно-профилактических учреждений, а также с представителями органов следствия и правопорядка и службами экстренного реагирования (пожарными, спасателями и пр). Все вопросы, связанные с оказанием экстренной медицинской помощи, решает старший дежурный врач. Старший диспетчер руководит работой диспетчерской, управляет диспетчерами по направлениям, подбирает карточки, группируя их по районам поступления и по срочности выполнения, затем он вручает их подчинённым диспетчерам для передачи вызовов на районные подстанции, являющиеся структурными подразделениями центральной городской станции скорой помощи, а также следит за местонахождением выездных бригад. Диспетчер по направлениям осуществляет связь с дежурным персоналом центральной станции и районных и специализированных подстанций, передаёт им адреса вызовов, контролирует местонахождение санитарного автотранспорта, время работы выездного персонала, ведёт учёт исполнения вызовов, делая соответствующие записи в карточках учёта вызова. Диспетчер по госпитализации распределяет больных по стационарным лечебным учреждениям, ведёт учёт свободных мест в больницах. Медицинские эвакуаторы или диспетчеры скорой помощи принимают и ведут запись вызовов от населения, официальных лиц, органов правопорядка, служб экстренного реагирования и пр., заполненные карточки учёта вызова передают старшему диспетчеру, в случае возникновения какого-либо сомнения относительно того или иного вызова разговор переключают на старшего врача смены. По распоряжению последнего сообщают те или иные сведения в органы правопорядка и/или службы экстренного реагирования.

Отдел госпитализации острых и соматических больных

Эта структура осуществляет перевозку больных и травмированных по заявкам (направлениям) врачей больниц, поликлиник, травмпунктов и заведующих здравпунктов , в стационарные лечебные учреждения, осуществляет распределение больных по больницам. Это структурное подразделение возглавляется дежурным врачом, оно имеет в своём составе регистратуру и диспетчерскую службу, которая руководит работой фельдшеров, осуществляющих транспортировку больных и пострадавших.

Отдел госпитализации рожениц и гинекологических больных

Это подразделение осуществляет как организацию оказания, непосредственно оказание экстренной медицинской помощи и госпитализацию, а также перевозку рожениц и больных с «острой» и обострением хронической «гинекологией». Он принимает заявки как от врачей поликлинических и стационарных лечебных учреждений, так и непосредственно от населения, представителей органов правопорядка и служб экстренного реагирования. Сюда из оперативного отдела же стекается информация об «экстренных» роженицах. Наряды выполняются акушерскими (в состав входит фельдшер-акушер (или, попросту, акушер (акушерка)) и водитель) или акушерско-гинекологическими (в состав входит врач акушер-гинеколог, фельдшер-акушер (фельдшер или медсестра (медбрат)) и водитель), находящимися непосредственно на центральной городской станции или районных либо на специализированных (акушерско-гинекологических) подстанциях. На этот отдел возлагается также обязанность по доставке консультантов в гинекологические отделения, отделения родовспоможения и родильные дома для проведения экстренных хирургических и реанимационных вмешательств. Отделом руководит старший врач. В состав отдела также входят регистраторы и диспетчеры.

Инфекционный отдел

Этот отдел занимается оказанием экстренной медицинской помощи при различных острых инфекциях и транспортировкой инфекционных больных. Он ведает распределением коек в инфекционных стационарах. Имеет свой транспорт и выездные бригады.

Отдел медицинской статистики

Это подразделение ведёт учёт и разработку статистических данных, анализирует показатели работы центральной городской станции, а также районных и специализированных подстанций, входящих в её структуру.

Отдел связи

Он осуществляет техническое обслуживание пультов связи, телефонов и радиостанций всех структурных подразделений центральной городской станции скорой помощи.

Справочное бюро

Фаик

или, иначе, справочный стол , стол справок предназначается для выдачи справочной информации о больных и пострадавших, которым оказывалась скорая медицинская помощь и/или которые были госпитализированы бригадами скорой помощи. Подобные справки выдаются по специальному телефону «горячей линии» или при личном визите граждан и/или официальных лиц.

Другие подразделения

Составной частью как центральной городской станции скорой помощи, так и районных и в специализированных подстанциях являются: хозяйственный и технические отделы, бухгалтерия, отдел кадров и аптека. Непосредственную экстренную медицинскую помощь больным и пострадавшим оказывают выездные бригады (См. ниже Типы бригад и их назначение) как самой центральной городской станции, так и районных и специализированных подстанций.

Подстанция скорой медицинской помощи

Районные (в городе) подстанции скорой медицинской помощи , В штат крупных районных подстанций входят заведующий , старшие врачи смен , старший фельдшер , диспетчер . дефектар , сестра-хозяйка , санитарки и выездной персонал : врачи, фельдшера, фельдшера-акушеры. Заведующий осуществляет общее руководство подстанцией, контролирует и направляет работу выездного персонала. О своей деятельности отчитываются перед главным врачом центральной городской станции. Старший врач смены подстанции осуществляет оперативное руководство подстанцией, замещает заведующего в отсутствие последнего, контролирует правильность поставленного диагноза, качество и объём оказанной экстренной медицинской помощи, организует и проводит научно-практические врачебные и фельдшерские конференции, способствует внедрению в практику достижений медицинской науки. Старший фельдшер является руководителем и наставником среднего медицинского и обслуживающего персонала подстанции. В его обязанности входит:

    составление графика дежурств на месяц;

    ежедневное комплектование выездных бригад;

    ведение строго контроля за правильной эксплуатацией дорогостоящей аппаратуры;

    обеспечение замены изношенного инвентаря новым;

    участие в организации снабжения медикаментами, бельём, мебелью;

    организация уборок и санаций помещений;

    контроль сроков стерилизации многоразового медицинского инструментария и инвентаря, перевязочного материала;

    ведение учёта рабочего времени персонала подстанции.

Наряду с производственными задачами в обязанности старшого фельдшера входит также обязанности участие в организации быта и досуга медицинского персонала, своевременного повышения его квалификации. Кроме того, старший фельдшер участвует в организации фельдшерских конференций. Диспетчер подстанции принимает вызовы из оперативного отдела центральной городской станции, отделов госпитализации острых хирургических, хронических больных, отдела госпитализации рожениц и гинекологических больных и т п, а затем в порядке очерёдности передаёт наряды выездным бригадам. Перед началом смены диспетчер доводит до сведения оперативный отдел центральной станции о номерах автомобилей и персональных данных членов выездных бригад. Поступивший вызов диспетчер записывает на специальном бланке, вносит краткие сведения в базу данных диспетчерской службы и по селекторной связи приглашает бригаду на выезд. Контроль за своевременным выездом бригад также возложен на диспетчера. Кроме всего вышеперечисленного, в ведении диспетчера находится резервный шкаф с медикаментами и инструментарием, которые он выдаёт бригадам по мере необходимости. Нередки случаи, когда люди за медицинской помощью обращаются непосредственно на подстанцию скорой помощи. В таких случаях диспетчер обязан пригласить врача или фельдшера (если бригада фельдшерская) очередной бригады, а в случае необходимости неотложной госпитализации такого пациента получить у диспетчера оперативного отдела наряд на место в больнице. По окончании дежурства диспетчер составляет статистическую справку о работе выездных бригад за прошедшие сутки. При отсутствии штатной единицы диспетчера подстанции или в случае, если это место будет вакантным по каким-либо причинам, его функции выполняет ответственный фельдшер очередной бригады. Дефектар аптеки заботится о своевременном снабжении выездных бригад медикаментами и инструментарием. Ежедневно, перед началом смены и после каждого выезда бригады дефектар проверяет содержимое ящиков-укладок, пополняет их недостающими лекарственными препаратами. В его обязанности также входит стерилизация многоразового инструментария. Для хранения определённого нормативами запаса медикаментов, перевязочного материала, инструментария и оборудования под аптеку отводят просторное, хорошо проветриваемое помещение. При отсутствии должности дефектара или если его место по каким-либо причинам вакантно его обязанности возлагаются на старшего фельдшера подстанции. Сестра-хозяйка ведает выдачей и получением белья для персонала и обслуживающего контингента, следит за чистотой инструментов, руководит работой санитарок.

Менее крупные и небольшие станции и подстанции имеют более простую организационную структуру, но выполняют аналогичные функции .

Типы бригад скорой медицинской помощи и их назначение

В России существует несколько видов бригад СМП:

    неотложные, именуемые в народе «неотложка» - врач и водитель (как правило, такие бригады прикреплены к районным поликлиникам);

    врачебные - врач, два фельдшера , санитар и водитель;

    фельдшерские - два фельдшера, санитар и водитель;

    акушерские - акушер (акушерка) и водитель.

В некоторые бригады могут входить два фельдшера или фельдшер и медсестра (медбрат) . В состав акушерской бригады может входить два акушера, акушер и фельдшер либо акушер и медсестра (медбрат).

Также бригады делятся на линейные (общепрофильные) - бывают как врачебными, так и фельдшерскими, и специализированные (только врачебные).

Линейные бригады

Линейные бригады выезжают на самые простые случаи (повышенное артериальное давление , нетяжёлые травмы , нетяжёлые ожоги , боли в животе и т. п.).

Тем не менее, в соответствии с нормативными требованиями, её оборудование должно обеспечивать, в частности, оказание реанимационной помощи в критических состояниях: портативные электрокардиограф и дефибриллятор , аппараты для проведения искусственной вентиляции лёгких и ингаляционного наркоза , электроотсос, кислородный баллон, реанимационный набор (ларингоскоп , интубационные трубки , воздуховоды, зонды и катетеры , кровоостанавливающие зажимы и прочее), набор для оказания помощи во времяродов , специальные шины и воротники для фиксации переломов конечностей и шеи , несколько типов носилок (складные, матерчатые-волокуши, кресло-каталка ). Кроме того, в автомобиле положено иметь широкий спектр медикаментов , который перевозится в знаменитом ящике-укладке.

Линейные бригады бывают врачебные и фельдшерские. В идеале (по приказу) врачебная бригада должна состоять из врача, 2 фельдшеров (либо фельдшера и медсестры (медбрата)), санитара и водителя, а фельдшерская бригада - из 2-х фельдшеров или фельдшера и медсестры (медбрата), санитара и водителя.

Для возможно более раннего оказания специализированной медпомощи непосредственно на месте происшествия и при транспортировке организованы специализированные бригады интенсивной терапии, травматологические, кардиологические, психиатрические, токсикологические, педиатрические и др.

Специализированные бригады

Специализированные бригады непосредственно на месте происшествия и в машине скорой помощи проводят переливание крови , остановкукровотечения , трахеостомию , искусственное дыхание , закрытый массаж сердца , шинирование и другие неотложные мероприятия, а также выполняют необходимые диагностические исследования (снятие ЭКГ, определение протромбинового индекса, длительности кровотечения и др.). Санитарный транспорт в соответствии с профилем бригады скорой оснащен необходимой диагностической, лечебно-реанимационной аппаратурой и лекарственными средствами. Расширение объема и совершенствование медицинской помощи на месте происшествия и при транспортировке увеличили возможности госпитализации ранее нетранспортабельных больных, позволили уменьшить число осложнений и смертельных исходов во время транспортировки больных и пострадавших в стационары.

Специализированные бригады осуществляют лечебно-консультативные функции и оказывают помощь врачебным (фельдшерским) бригадам.

Специализированные бригады бывают только врачебными.

Специализированные бригады делятся на:

    кардиологические - предназначены для оказания экстренной кардиологической помощи и транспортировки больных с острой кардиопатологией (острый инфаркт миокарда , ишемическая болезнь сердца , гипертонический и гипотонический криз и т. д.) в ближайшее стационарное лечебное учреждение;

    реанимационные - предназначены для оказания экстренной медицинской помощи при пограничных и терминальных состояниях, а также для транспортировки таких больных (пострадавших) в ближайшей стационар;

    педиатрические - предназначены для оказания экстренной медицинской помощи детям и транспортировки таких больных (пострадавших) в ближайшее детское лечебное учреждение (в педиатрических (детских) бригадах врач должен иметь соответствующее образование, а оснащение подразумевает большее разнообразие медицинского оборудования «детских» размеров);

    психиатрические - предназначены для оказания экстренной психиатрической помощи и транспортировки больных с психическими расстройствами (например, острымипсихозами ) в ближайший психиатрический стационар ;

    наркологическая - предназначены для оказания экстренной медицинской помощи наркологическим больным, включая алкогольный делирий и состояние длительного запоя ;

    неврологические - предназначены для оказания экстренной медицинской помощи больным с острой или обострением хронической неврологической и/или нейрохирургической патологией ; например: опухоли головного и спинного мозга, невриты , невралгии , инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга,энцефалиты , приступы эпилепсии ;

    травматологические - предназначены для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим от различного рода травм конечностей и других частей тела, пострадавшим в результате падения с высоты, стихийных бедствий , техногенных аварий и авто-транспортных катастроф;

    неонатальная - предназначены преимущественно для оказания экстренной помощи и перевозки новорождённых детей в неонатальные центры или роддома (квалификация врача в такой бригаде особенная - это не просто врач-педиатр или реаниматолог , а неонатолог -реаниматолог; в некоторых больницах персонал бригады составляют не врачи станций скорой помощи, а специалисты из профильных отделений больниц);

    акушерские - предназначены для оказания экстренной помощи беременным и рожающим или родившим вне медучреждений женщинам, а также для транспортировки рожениц в ближайший родильный дом ;

    гинекологические , или акушерско-гинекологические - предназначены как для оказания экстренной помощи беременным и рожающим или родившим вне медучреждений женщинам, так и для оказания экстренной медицинской помощи больным женщинам с острой и обострением хронической гинекологической патологии;

    урологические - предназначены для оказания экстренной медицинской помощи урологическим больным, а также мужчинам-пациентам с острыми и обострением хронических заболеваний и различными травмами их детородных органов ;

    хирургические - предназначены для оказания экстренной медицинской помощи больным с острой и обострением хронической хирургической патологии;

    токсикологические - предназначены для оказания экстренной медицинской помощи больным с острыми пищевыми, химическими, фармакологическими отравлениями.

Больница скорой медицинской помощи

Институт скорой помощи имени Склифосовского на Большой Сухаревской площади в Москве.

Больница скорой медицинской помощи (БСМП) - комплексное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания в стационаре и на догоспитальном этапе круглосуточной экстренной медпомощи населению при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях и отравлениях. Основными задачами БСМП на территории обслуживания являются оказание экстренной медпомощи больным при угрожающих жизни состояниях, требующих реанимации и интенсивной терапии; осуществление организационно-методической и консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям по вопросам организации экстренной медпомощи; постоянная готовность к работе в чрезвычайных условиях (массовые поступления пострадавших); обеспечение преемственности и взаимосвязи со всеми лечебно-профилактическими учреждениями города в оказании экстренной медпомощи больным на догоспитальном и госпитальном этапах; анализ качества экстренной медпомощи и оценка эффективности деятельности больницы и ее структурных подразделений; анализ потребности населения в экстренной медпомощи. Такие больницы организуются в крупных городах с населением не менее 300 тыс. жителей, их мощность - не менее 500 коек. Основными структурными подразделениями БСМП являются стационар со специализированными клиническими и лечебно-диагностическими отделениями и кабинетами; станция скорой медицинской помощи (Скорая медицинская помощь); организационно-методический отдел с кабинетом медицинской статистики. На базе БСМП могут функционировать городские (областные, краевые, республиканские) центры экстренной специализированной медпомощи. При ней организуется консультативно-диагностический дистанционный центр электрокардиографии для своевременной диагностики острых заболеваний сердца . В таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, созданы и действуют НИИ Скорой и неотложной медицинской помощи (им. Н. В. Склифосовского - в Москве, им. И. И. Джанелидзе - в Санкт-Петербурге и др.), а также НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии (Москва), которые помимо функций стационарных лечебных учреждений Скорой помощи, занимаются научно-исследовательской деятельностью и научной разработкой вопросов оказания скорой медицинской помощи.

Основными формами первичной учетной медицинской доку¬ментации станции (подстанций, отделений) СМП яв-ляются : журнал записи вызовов СМП, ф. 109/у; карта вызова СМП, ф. 110/у; сопроводительный лист станции скорой помощи с талоном к нему, ф. 114/у; дневник работы станции (отделения) СМП, ф. 115/у и др.

Для анализа оказания скорой медицинской помощи населению некоторого субъекта РФ рассчитаем следующие показатели.

1.1. Обеспеченность населения СМП =

1.2. Своевременность выездов бригад СМП =

1.3. Расхождение диагнозов СМП и стационаров =

1.4. Удельный вес успешных реанимаций =

1.5. Удельный вес летальных исходов =

Результаты расчета статистических показателей заносим в таблицу и сравниваем их с рекомендуемыми значениями или сложившимися среднестатистическими соответствующими показателями, приведенными в разделе 5 главы 15 учебника и рекомендуемой литературе, после чего делаем соответствующие выводы.

Право на бесплатную медицинскую помощь является одним из важнейших юридических аспектов в российском законодательстве. О том, кто, в каких случаях и какие виды помощи в России оказываются бесплатно, а также все об ответственности за неоказание медицинских услуг – читайте в нашей статье.

Право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. В тоже время программа ОМС, действующая на всей территории России с 2011 г., позволяет гражданам получать лечение на бесплатной основе и в некоторых частных клиниках, поэтому очень важно знать Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, регулирующие права пациентов, а также ответственность медицинских работников за . В соответствии со ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан россияне имеют следующие права в области медицины, причем независимо от формы прохождения лечения - платная или бесплатная:

  • на гуманное и уважительное отношение работников медицинских учреждений;
  • на выбор медицинского учреждения и врача-специалиста;
  • на облегчение боли средствами, доступными медучреждению;
  • на ;
  • на проведение консультаций других врачей (по просьбе пациента);
  • на добровольное согласие либо добровольный отказ от медицинского вмешательства;
  • на получение информации о состоянии здоровья, а также о правах и обязанностях;
  • на законного представителя для защиты своих прав;
  • на возмещение морального вреда, полученного вследствие оказания некачественной медицинской помощи.

Право на бесплатную медицинскую помощь удостоверяется полисом обязательного медицинского страхования (полис ОМС). Данный документ бессрочно вправе получить:

  • лица, имеющие гражданство РФ;
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе получить полис ОМС со сроком действия, соответствующего сроку временного пребывания в России. В соответствии с п. 19 Правил обязательного медицинского страхования полис ОМС могут получить все вышеназванные лица, независимо от рабочего статуса (работает, пенсионер, учащийся или безработный), работает по гражданско-правовому или . Все они являются участниками программы и застрахованными по ОМС. Медицинская помощь в рамках ОМС оказывается лечебными учреждениями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых включена в специальный реестр медицинских организаций. Вступление в такой реестр является добровольным решением.

Важно! Лечебные учреждения и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр, не имеют права отказать в медицинской помощи гражданам, застрахованным по программе ОМС.

Виды медицинской помощи, входящие в систему ОМС, включают в себя базовую и территориальную программы страхования. Базовая программа страхования ОМС - действует на всей территории РФ. Лицо, имеющее на руках полис ОМС, сможет получить бесплатную медицинскую помощь в рамках программы, находясь в любом регионе, независимо от места постоянной регистрации. Список заболеваний, дающий право на получение бесплатной медпомощи по ОМС, закреплен в п. 6 ст. 35 Закона об ОМС. В базовую программу ОМС входят следующие виды медицинской помощи, оказываемой бесплатно:

  • первичная медицинская помощь - лечение распространенных заболеваний, а также состояний организма, не требующих неотложного медицинского вмешательства (например, не сложные травмы, легкие отравления и другое); профилактика более тяжелых форм заболеваний и проведение мероприятий по оказанию медико-санитарной помощи гражданам на дому;
  • скорая медицинская помощь - оказывается в случаях возникновения состояний, при которых требуется срочное медицинское вмешательство;
Важно! Право на бесплатную скорую медицинскую помощь имеет каждый гражданин, находящийся на территории РФ.
  • специализированная медицинская помощь - оказывается в случаях возникновения заболеваний, требующих применения особых методов и уникальных медицинских технологий для диагностики и лечения; направление на получение специализированной медицинской помощи могут получить граждане РФ на основании решения комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, в свою очередь, такое решение может быть принято на основании обращения пациента лично либо через законного представителя с предоставлением .
Важно! С 1 января 2015 г. высокотехнологичная специализированная медицинская помощь гражданам оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа страхования ОМС - действует только на территории конкретного субъекта РФ. Виды медицинской помощи, входящие в перечень территориальной программы субъекта РФ, могут быть оказаны только лицам, получившим страховой полис в данном регионе. Территориальные программы ОМС предусматривают довольно широкий перечень заболеваний, превышающий по числу видов заболеваний базовую медицинскую помощь. Законодательством предусмотрены также и отдельные случаи групп заболеваний, когда медицинская помощь должна быть оказана бесплатно:

  • социально значимые (гепатит, туберкулез, ВИЧ и другие);
  • представляющие опасность для окружающих (дифтерия, холера, чума, ВИЧ, туберкулез и другие).

Меры, объем и порядок проведения мероприятий по оказанию бесплатной медицинской помощи для лиц, страдающих вышеназванными недугами, закреплены в подзаконных нормативных актах.

Ответственность за нарушение прав пациентов

Если пациенту не оказали медицинскую помощь по системе ОМС, оказали не в полном объеме или некачественно, вследствие чего пациент получил дополнительный вред своему здоровью, медицинское законодательство РФ закрепляет за пациентом право на возмещение морального и материального вреда через подачу . Соответственно, данные положения и гражданское законодательство закрепляют за виновным лицом обязанность по возмещению ущерба пациенту, получившему вред здоровью, а также в случае его смерти. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ пациент, как потерпевшая сторона, имеет право требовать возмещения заработка, утраченного в результате невозможности исполнения своих трудовых обязанностей, расходов на лечение и иных дополнительных расходов, которые пациент понес вследствие оказания некачественной медицинской помощи. Требование о возмещении морального вреда также является правом потерпевшей стороны. В случае, если некачественно оказанная медицинская помощь повлекла смерть пациента, право на возмещение морального вреда приобретают его иждивенцы (ст. 1088 ГК). Некачественная медицинская помощь гражданам, оказанная в рамках программы ОМС, также предполагает ответственность лица, допустившего правонарушение пациента, на основании положений Закона об ОМС. Так, в соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 16 Закона об ОМС медицинская страховая компания и медицинская организация обязаны возместить моральный и материальный вред, который был причинен неисполнением либо ненадлежащим оказанием бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность медицинской страховой компании может наступить в связи с нарушениями, которые не связаны с лечением пациента, в частности, с невыдачей ему по требованию страхового полиса или не предоставлением определенной информации, в результате чего пациент не смог получить необходимую медицинскую помощь. Лечебно-профилактическая организация, осуществляющая свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, должна возместить ущерб владельцу полиса ОМС в случае обращения им за оказанием медпомощи в данное учреждение и не получившему данную услугу в полной мере. В соответствии с российским законодательством неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей медработниками учреждений, действующих в рамках программы ОМС, влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, а также уголовную ответственность. Юридические акты, регламентирующие порядок государственной медицинской помощи в рамках программы ОМС:

    Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда").
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 г. № 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования.
  • Приказ Минздрава России от 15.05.2012 г. № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
  • Приказ Минздрава России от 20.06.2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
Полисы ОМС, которые были выданы гражданам до вступления в силу Закона об обязательном медицинском страховании, имеют срок действия до их замены на полис ОМС нового образца.

Дарья

Добрый день) Интересует такой вопрос: хотела записаться на консультацию к врачу офтальмологу в г.Саратов на Вольскую12 , раньше лежала несколько раз, делали операции, состою на учете в этой больнице. Имею ли я право на бесплатную консультацию? (хотела просто провериться, узнать ли изменилось зрение? чтоб выписали новый рецепт. пришла записываться, мне сначала сказали 700 р прием, затем 1000,а затем сказали берите 2000.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дарья! В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи граждане имеют право на первичную медико-социальную помощь в случае заболеваний глаза. Поэтому Вас должны принять бесплатно.

Анастасия

Добрый вечер.у меня такой вопрос.я сбила чел.лечение было 2 неделе.человеку всё выплатила, претензий ко мне не имеет....есть расписка и суд прошел, приписав штраф. Чел.попался понимаюий) спустя 1.5 года омс на меня подали в суд и просят выплатить всё что было по полису. Скажите имееют право? Разводят меня? Пути решения. Спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анастасия! К сожалению для Вас, такое право предоставлено страховой компании действующим гражданским законодательством, так как возмещение вреда должно быть осуществлено причинителем вреда. А если за него вред потерпевшему возмещается другим лицом, то данное лицо в порядке регресса вправе требовать компенсации причиненного ему ущерба в результате страховой выплаты.

Наталья

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста вот в таком вопросе. Я прописана в Брянской области,а прохожу лечение (у меня множественная миелома) по временной регистрации в Калуге. Если я поехала в Брянскую область (к себе домой) на несколько месяцев и заболела ОРЗ, имею ли я право на бесплатную медицинскую помощь в Брянской области. Полис я получала в Брянской области, когда поехала лечиться в Калугу, то в Калуге мне делали отметку в полисе ОМС по этой временной регистрации.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! Никаких препятствий для получения медицинской помощи в рамках ОМС на территории Брянской области нет, ведь Вы там прописаны и Вам обязаны по полису ОМС оказать медицинскую помощь.

Вячеслав

Здравствуйте, должен ли я покупать пластину для операции на ключице? В одной больнице мне написали купить даже перчатки.Гражданин России, полис есть.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вячеслав! Если операция входит в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, то покупать все, что нужно для операции, Вы не обязаны. Но другое дело, что в этом случае по закону могут поставить пластину плохого качества и Вам рекомендуют купить пластину более лучшего качества. А соглашаться или нет, это уже Ваше личное дело.

Алексей

Добрый день! подскажите пожалуйста-есть ли какие-то льготы или законы о мед. обслуживании жителей юго-востока Украины? Жена беременна, попробовали стать на учет в женскую консультацию поликлиники, нам заявили, что в 2017 году постановка на учет платная-19000 рублей. В прошлом году по указу Путина была бесплатной, в этом уже "лафа для вас закончилась-платите!". Действительно ли был такой указ и действительно ли он уже не действует? Заранее благодарен за ответ!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алексей! Действующее законодательство об охране здоровья граждан не содержит исключений для граждан Украины в части получения ими бесплатной медицинской помощи, если они не постоянно проживают на территории России и у них нет полиса ОМС. В Вашей ситуации медицинские услуги (в части постановки на учет в женскую консультацию) оказываются на платной основе. Экстренная медицинская помощь (например, принятие родов) может быть оказан бесплатно.

Валентина

Я, Марочек Валентина,россиянка, имею страховой медицинский полис. По стечению обстоятельств,я, в данный момент живу в сельской местности в Новоазовском районе Донецкой области. Страшная болезнь отобрала мое здоровье, испытывая страшные боли я лишена возможности самостоятельно передвигаться. Имею ли я право, проживая на территории Новоазовского района Донецкой области, воспользоваться моей страховкой и что для этого надо??? С уважением к ВАМ = Валентина.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Валентина! Страховой полис ОМС российского образца не действует на территории других государств. Поэтому использовать его там Вы не можете. Возможно, по законодательству ДНР Вы имеете право на бесплатную медицинскую помощь.

Вадим

Здравствуйте. После операции мне сложно передвигаться. Врач назначил ежедневно ставить уколы, как внутримышечно, так и внутривенно. Можно ли мне сделать так, чтобы медсестра из поликлиники приходила ко мне домой чтобы ставить необходимые уколы.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вадим! Если врач усмотрит для этого медицинские показания, то медицинская помощь в виде уколов может быть оказана и на дому.

Надежда Александровна

Ребёнку нужна срочная реабилитация после сломанного позвоночника,для поездки в клинику Рошаля, куда нас готов отослать Минздрав Удмуртии,нужна справка об инвалидности. Справку делают только через 3-5 месяцев ввиду того,что "дети встают", как сказала нам замглавврача поликлиники. Правомерно ли это? Там,где выдают справки,сказали,что надо заключение МСЭ. Врачи приходили на дом,запись сделали, и что? Без справки нужно оплатить билеты в оба конца.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Надежда Александровна! Вообще непонятно, зачем нужна справка об инвалидности, если ребенок признан инвалидом. В этом случае должно быть на руках заключение МСЭ и справка об инвалидности, она выдается всем инвалидам.

Игорь

Здравствуйте.Я гражданин России.На данный момент у меня нет регистрации.Могу я получить медицинскую помощь?Полюс ОМС есть.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Так как Вы имеете полис ОМС, то вправе рассчитывать на получение бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, право на экстренную и неотложную помощь гарантируется всем без исключения гражданам.

Александр

Здравствуйте. Имею ли я право на бесплатные медицинские услуги участкового терапевта при оформлении медицинской карты на посещение группы оздоровительного плавания. Я пенсионер, имею полис ОМС.

Порядок оказания скорой медицинской помощи утвержден Приказом Миздравсоцразвития РФ №179 от 01.11.2004, согласно ему скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Анализ законодательства позволяет выделить основные принципы оказания скорой медицинской помощи:

1) Скорая медицинская помощь оказывается государством БЕСПЛАТНО, причем любому лицу, вне зависимости от наличия у него гражданства России, регистрации по месту жительства, личных документов при себе. Консультация врача скорой помощи по телефону так же является бесплатной.

Существует терапевтическая (общепрофильная) скорая помощь, и специализированная: акушерская и гинекологическая, при инфекционных заболеваниях, кардиологическая, неврологическая, хирургическая, педиатрическая, психиатрическая, реанимационная, токсикологическая, травматологическая виды помощи в рамках скорой медицинской помощи.

Скорая медицинская помощь оказывается на месте происшествия, на дому, в машине скорой помощи, или непосредственно в медицинском учреждении, куда больной добрался своими силами.

2) Скорая помощь, как и любая медицинская помощь, оказывается ДОБРОВОЛЬНО, пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства (ст.30 Основ законодательства об охране здоровья граждан). Однако есть случаи, когда врач оказывает скорую помощь и госпитализирует больного вопреки его воле:

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия, до вынесения соответствующего постановления суда, если оно представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, беспомощно, или возможно причинение существенного вреда его здоровью, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (ст.29 Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании).

Законодательством предусмотрено оказание медицинской наркологической помощи несовершеннолетним в возрасте до 16 лет без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей (ст.54 ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах).

3) Врач НЕ имеет ПРАВА ОТКАЗАТЬ в оказании скорой медицинской помощи, если она в действительности требуется больному.

В зависимости от вида «жалоб» больного, в станции скорой помощи звонки делятся по категориям срочности. Есть случаи, когда врач по телефону окажет консультативную помощь, но не направит к вам бригаду скорой помощи. Так, не будут являться поводами для приезда скорой острые инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп,- если до этого имел место осмотр участкового врача, назначение лечения, и состояние больного не ухудшилось), поверхностные травмы (ссадины), укусы насекомых (без аллергических реакций), кожно-венерические заболевания, хронические заболевания других органов и систем, не требующие экстренной медицинской помощи и госпитализации. В любом случае, по телефону врач скорой помощи сообщит вам координаты ближайшей поликлиники и подскажет, как вызвать участкового врача.

Дело в том, что помимо скорой медицинской помощи в законодательстве предусмотрен такой вид помощи, как неотложная медицинская помощь. Согласно ст.38 Основ законодательства об охране здоровья граждан в целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи создана служба неотложной медицинской помощи, при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства. Получается, неотложная медицинская помощь , оказываемая участковым врачом на дому, не считается настолько «срочной». Но участковый врач, в отличие от врача скорой помощи, имеет право назначить полноценное лечение, выписать листок нетрудоспособности (больничный).

Поэтому, прежде чем вызывать «скорую помощь », стоит обдумать, какой вид медицинской помощи больше подойдет. Конечно, следует объективно оценивать свое состояние. И если все происходит в рабочий день и есть возможность добраться до поликлиники, не следует, наверное, отвлекать участковых врачей и врачей скорой помощи на вызов, учитывая, что их помощь может кому-то экстренно понадобиться.

4) Незамедлительность оказания скорой медицинской помощи – этот принцип вытекает из самого названия помощи. К сожалению, скорая помощь не всегда прибывает незамедлительно.

Вопросы транспортной доступности связаны с пробками в густонаселенных городах, значительной разбросанностью населенных пунктов – применительно к обширной территории субъектов РФ.

В Англии установлен стандарт прибытия скорой помощи на место происшествия - не более 7 минут. К сожалению, в России пока нет явной тенденции улучшения транспортной доступности скорой помощи. В соответствии с Порядком оказания скорой медицинской помощи 2004 года, подстанции скорой медицинской помощи организуются с расчетом 20-минутной транспортной доступности.

Специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь используется у нас в исключительных случаях, она даже выделена в Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи отдельной строкой (за счет средств субъекта РФ). Вертолеты скорой помощи в городах – большая редкость. В некоторых странах на дорогах, ведущих к госпиталю, выделяется полоса, предназначенная исключительно для машин скорой помощи. Наши же правила дорожного движения, предусматривающие преимущества за автомобилями скорой помощи, к сожалению, часто не соблюдаются водителями, чему каждый без исключения являлся свидетелем. На случай «опоздания» скорой помощи и возможных разбирательств с медицинским учреждением – советую фиксировать время, когда Вы вызвали скорую, ссылаться на свидетельские показания.

И еще, согласно п.18 Порядка оказания скорой медицинской помощи, границы зоны обслуживания подстанций скорой помощи являются условными, и выездные бригады подстанции скорой помощи могут быть направлены при необходимости в зоны деятельности других подстанций. Поэтому каждый имеет право требовать приезда скорой помощи из ближайшей подстанции, не смотря на то, что имеется «Ваша подстанция», пусть и далеко расположенная.

В крупных российских городах получает развитие «платная скорая помощь» - когда скорую помощь оказывают частные организации, имеющие лицензию. Оценить это можно только положительно, ведь у больного появляется выбор помощи.

Естественно, вся скорая помощь, являющаяся платной, должна оказываться в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 №27), с оформлением договора оказания услуг и оплатой надлежащим образом.

Немного из истории:
Скорая помощь как организованная служба появилась в 1881 году. Хирург Яромир Мунди стал свидетелем пожара в Венской опере, именно тогда ему пришла в голову мысль о создании добровольного спасательного общества, которое бы занималось доставкой пострадавших в несчастных случаях в больницы.

В 1898 году в Петербурге создано «Общество подачи помощи в несчастных случаях». При районных пожарных частях были оборудованы пункты дежурного врача, оснащенные хирургическим инструментом и носилками.

В Москве в конце 90х годов 19 века было приобретено несколько карет скорой помощи, которые находились при полицейских управлениях.
В 1905 году разрабатывался проект открытия 70 пунктов «Скорой помощи» в городских аптеках.
В 1913 году в России появились первые санитарные автомобили, вызов врачебных бригад осуществлялся уже по телефону.
Сегодня скорая медицинская помощь представляет собой самостоятельную службу в системе медицинских учреждений, отличающуюся четкой организацией, с целью выполнения главной задачи – оказания экстренной помощи, спасения жизни человека.



Рассказать друзьям