Правильное питание ребенка в 3 года меню. Принципы правильного питания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! Организм ребенка в три года быстро растет. В нем изменяются как физические, так и психологические способности, а все это приводит к большей нагрузке на организм ребенка. Чтобы малыш хорошо развивался и формировался, каждый день ему требуется получать полезные вещества и минералы. Пища, которую ребенок принимает должна включать в себя жиры и белки, углеводы и витамины. Правильно составленное питание ребенка поможет в будущем предотвратить заболевания кишечника, печени и остальных немаловажных органов.

Основы питания для трехлетнего ребенка

В тот момент когда малыш достигает трехлетнего возраста, его организм должен получать и, более того, нуждается в продуктах, которые употребляют взрослые люди. Но стоит учитывать и тот факт, что внутренние органы ребёнка еще не полностью развиты, и некоторая пища может очень плохо усваиваться. Для правильной корректировки приема пищи малыша в три года, нужно соблюдать некоторые важные факторы:

  1. Употребляя пищу, малыш должен получать необходимую энергию для роста и развития, она должна содержать достаточное количество калорий.
  2. Еда должна обладать полезными свойствами, для поддержания нужного баланса, чтобы в итоге происходило правильное развитие клеток.
  3. Рацион должен содержать только полезную еду.
  4. Должен соблюдаться правильный режим питания.
  5. В том случае если у малыша наблюдается нежелательная реакция или аллергия на некоторые продукты питания (чаще всего возникает аллергия на лактозу), следует заменить их на аналогичные по составу.
  6. Продукты, из которых готовится еда для трехлетнего малыша, должны подвергаться тщательной термической обработке.
  7. Все продукты должны храниться в нужном месте, при соблюдении правильных температур.

Необходимые вещества в пище для малыша

Правильное развитие малыша зависит от того, сколько полезных веществ он получает во время приема пищи. Должен соблюдаться баланс между белками, углеводами и жирами. Так, к примеру, ребенок в возрасте трех лет должен получать в четыре раза больше углеводов, чем всех остальных веществ.

Белки

Белок – это необходимое вещество, благодаря которому в организме происходит строение клеток. Затем происходит их расщепление на аминокислоты, в связи, с чем происходит образование новых клеток тканей. Аминокислоты в самом организме не содержатся, их можно получить, лишь употребляя нужную пищу.

В том случае если малыш получает мало белков, происходит медленное развитие и рост организма, его ослабевает и подвергается воздействию различных инфекций. Чтобы организм получал белки, в рационе обязательно должны присутствовать мясо и рыба, овощи и яйца, а также крупы. Большим количеством белка обладает горох и фасоль, а также другие виды бобовых растений.

Жиры

Жиры – это крайне необходимые компоненты организма. Благодаря им в нем появляется необходимая энергия. Помимо этого, слой жира помогает организму противостоять различным повреждениям, а сам жир образует гормоны и обеспечивает организм .

Жиры помогают накопить некоторые витамины. А именно:

  • Витамин А – принимает участие в образовании новых клеток;
  • Витамин Е – развивает кровеносную систему и создаёт новые нервные клетки;
  • Витамин D – участвует в образовании костей и влияет на рост зубов;
  • Витамин К – нужен для формирования костной и мышечной ткани.

Для получения жиров малыш должен употреблять в пищу мясо и рыбу, а также молочные продукты. Стоит не забывать, что в возрасте трех лет организм ребенка не сможет правильно усвоить тяжелую пищу, такую как свинину или гусятину.

Углеводы

Когда в организме осуществляется расщепление углеводов, выделяется нужная энергия. Они расщепляются очень быстро и именно поэтому считаются единственными источниками энергии, с помощью которой происходит и другие не менее важные процессы. Для хорошей активности и подвижности малыша в три года, в его рацион необходимо включить пищу, в состав которой входят углеводы.

Витамины

Витамины влияют на важные процессы в теле, без них будет плохо работать пищеварительная система и усваиваться необходимые полезные компоненты. Если в организме малыша малое количество витаминов, то он будет очень часто подвергаться заболеваниям и , плохо расти и развиваться. Также у него будет наблюдаться плохая память. Водорастворимые витамины малыш может получить, употребляя в пищу растительные продукты: овощи и фрукты, злаковые растения.

Минеральные вещества, которые нужны ребенку

Для того чтобы организм трехлетнего ребенка хорошо развивался и функционировал, в его питании должны присутствовать продукты, с микроэлементами и макроэлементами. А именно:

  • Кальций (способствует формированию костей и зубов). Находится в: сыре и молоке, рисе и горохе, а также орехах;
  • Фосфор (способствует правильному жировому обмену и формированию зубов). Имеется в рыбе и мясе, яйцах и орехах;
  • Магний (хорошо влияет на работу сердца). Находится в орехах и кураге, крупах и какао, бананах и сливах, а также в рыбе лосося;
  • Железо (обогащает кровь гемоглобином и питает клетки организма кислородом). Имеется в мясе, особенно печени, и рыбе;
  • Цинк (влияет на ферменты, которые участвуют в образовании ДНК). Имеется в рыбе и морских продуктах, а также яйцах;
  • Йод (положительно влияет на щитовидную железу, которая благотворно воздействует на психическое и физическое развитие малыша). Имеется в рыбе и морских продуктах;
  • Селен (защищает иммунную систему). Имеется в рыбе, кукурузе и помидорах, а также в чесноке;
  • Калий (регулирует кислотно-щелочной баланс в крови). Находится в свежих овощах, кураге и орехах, цитрусах и картофеле;
  • Натрий (помогает регулировать водный баланс организма). Имеется в морковке и свекле.

Правильный режим питания для малыша в возрасте трех лет

В возрасте трех лет ребенок должен питаться четыре раза за день. В том случае если интервал в 3,5-4 часа для малыша сильно долгий, то между кормлениями ему, возможно, дать яблоко или сок. Нежелательно предлагать ребенку для бутерброд или сладости. Режим рациона в день должен включать в себя:

  1. Завтрак. Лучше предложить ребенку кашу на молоке, которая может содержать фрукты. Завтрак самый главный прием пищи, ведь именно от него зависит весь будущей день малыша. В качестве напитка лучше давать какао или чай, также можно и травяные настойки.
  2. Обед. Днем ребенку желательно давать горячее блюда (суп), второе и десерт. Допустимо предложить в качестве трапезы салат, гарнир с мясом и овощами, рыбу или птицу.
  3. Ужин. На ночь лучше предложить легкую пищу, чтобы он лучше и крепче спал.

Следует помнить, что в рацион нужно включать помимо вареных овощей еще и свежие. К примеру: зеленый лук, листья салата, капусту, помидоры и огурцы. Любые приготовленные блюда можно посыпать укропом или петрушкой. Для заправки салата, можно применять не только растительное масло, но и, к примеру, сметану. Для того чтобы зимой у ребенка в организме было достаточно витаминов, нужно предлагать ему квашеную капусту. Очень полезным для малыша в трехлетнем возрасте будет салат винегрет.

Что касается размеров порций для малыша в этом возрасте, то стоит помнить, они не должны быть большие. Вполне приемлемо будет включить в его рацион всего 160 грамм гарнира, 30-40 грамм салата. Мясо ребенок в сутки должен получать не более чем 80-100 грамм. Непременно малыш должен съедать фрукты. Если раньше ребенок ел горячие блюда в виде борща и супов, то уже можно пробовать вводить рассольник и гороховый суп, и даже уху.

Меню для ребенка 3 года на неделю

Ниже представлено примерное меню. Составлять правильный рацион ребенка стоит, учитывая его индивидуальные потребности, ну и конечно вкусовые предпочтения.

Понедельник

  • Первый прием пищи. Пшеничная крупа с фруктами. Вареное яйцо. Лёгкий бутерброд (например, с сыром). Какао.
  • Второй прием пищи. Салат с зеленью и творогом. Рисовый супчик на курином бульоне. Запеканка с мясом и овощами. Кисель.
  • Третий прием пищи. Пудинг из творога. Фруктовое пюре. Молоко.
  • Четвертый прием пищи. Каша из гречневой крупы. Порция кефира с печеньем.

Вторник

  • Завтрак. Овсянка с курагой. Какао.
  • Обед. Овощной салат из капусты и морковки, посыпанный зеленью. Борщ. Рагу из овощей. Компот.
  • Полдник. Творог с фруктами. Сок.
  • Ужин. Молочная каша с рисом. Чай с печеньем.

Среда

  1. Молочная каша с рисом. Запеканка из творога. Какао.
  2. Салат из овощей (капуста или свёкла). Уха. Тефтели. Сок.
  3. Желе из клубники. Кефир.
  4. Гречневая крупа. Салат с помидорами. Чай с легким бутербродом.

Четверг

  1. Макароны с фаршем. Какао.
  2. Салат из яблок. Суп с тефтелями. Пюре из картофеля с подливкой из мяса. Компот.
  3. Булочка с изюмом. Кисель.
  4. Рисовые тефтельки с капустой. Чай с булочкой.

Пятница

  1. Рисовая каша. Компот.
  2. Салат с капустой. Пюре из картофеля и печенью. Кисель.
  3. Фруктовое пюре. Кефир.
  4. Фасоль с добавлением овощей. Чай с печеньем.

Суббота

  1. Творожная запеканка. Какао с булочкой.
  2. Салат из помидоров и сметаны. Рагу из овощей. Компот.
  3. Кекс с изюмом. Компот.
  4. Картофельное пюре с отбивной. Какао.

Воскресенье

  1. Овсянка молочная с фруктами. Запеканка с капустой. Чай на травах.
  2. Салат из вареных яиц и редиски. Борщ. Тушеная капуста с курицей. Компот.
  3. Фруктовый йогурт. Шарлотка из яблок.
  4. Котлеты из курицы с гречневой крупой. Чай с булочкой.

Вот и все на сегодня. Теперь вы знаете как составить меню для ребенка 3 года на неделю. Приятного аппетита! До новых встреч!

Возраст 3–5 лет характеризуется совершенствованием развития головного мозга, всех органов и систем организма. Физического развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет неравномерные периоды прибавки веса и роста. Это возраст, когда ребенку можно давать все пищевые продукты. Развито сознание ребенка, он легко поддается обучению и хочет быть более похожим на взрослых, поэтому следует начинать закладывать , культуры поведения за столом.

Интересно знать! По результатам блицопроса родителей, дети которых посещают детские сады, имеются следующие данные:

Потребность детей 3–5 лет в основных пищевых веществах

Белок в питании детей не заменить никаким другим компонентом пищи. С его участием осуществляются самые важные функции организма: рост, обмен веществ, работа мышц и мозга. Потребность в белке удовлетворяется благодаря блюдам из мяса, рыбы, молока и яиц. Избыток белка в питании вызывает нарушения органов пищеварения, выделительной функции почек. Из мяса лучше употреблять говядину, мясо индейки и курицы, крольчатину. Рыбу лучше готовить свежую, больше пользы в морской.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать белка:

  • Мясо – 100–140 г,
  • Рыба – 50–100 г,
  • Яйцо – 1/2–1 шт.,
  • Молоко (включая расход на приготовление блюд) и кефир – 600 мл,
  • Творог – 50 г,
  • Твердый сыр и сметана – по 10–15 г.

Не менее важную роль в организме играют углеводы – это главный источник энергии. Для восполнения организма в углеводах необходимо есть овощи, фрукты, крупяные блюда. При недостаточном поступлении углеводов организм может использовать на энергетические потребности белки, что приведет к возникновению белковой недостаточности. В свою очередь избыток углеводов способен привести к ожирению, метеоризму, гиповитаминозу, задержке воды в организме.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать углеводов:

  • Крупы, бобовые, макаронные изделия – 60 г,
  • Мука – 30 г,
  • Овощи – 300 г (не стоит забывать давать детям репу, редьку, чеснок, зеленый салат),
  • Картофель – 150–200 г,
  • Фрукты и ягоды – 200 г,
  • Сухофрукты – 15 г,
  • Хлеб – 80–100 г,
  • Сахар (учитывая его в составе кондитерских изделий) – 60–70 г,
  • Чай (заварка) – 0,2 г.

Третьим важным составляющим являются жиры. Их роль для организма непереоценить: они источник энергии, полиненасыщенных жирных кислот, жирорастворимых витаминов, выполняют белоксберегающую функцию. , ведь они имеют высокую калорийность, легко нарушают работу органов пищеварения.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать жиров:

  • Растительное масло – до 30 г,
  • Сливочное масло – до 10 г.

Микро-, макроэлементы и витамины не имеют пищевой ценности для организма, но крайне необходимы для структуры костей и зубов, иммунной системы, для здоровья кожи, глаз, для обменных процессов, осмотического давления, кислотно-основного состояния. Поэтому надо пить минеральную воду, питаться разнообразно, ежедневно есть овощи и фрукты и обязательно добавлять в салаты зелень укропа, петрушки, лука и сельдерея.

Режим питания


Правильное питание обеспечивает хорошее пищеварение, оптимальное использование организмом пищи, способствует укреплению нервной системы и повышает иммунитет.

При добросовестном соблюдении режима органы пищеварения работают нормально, успевают вырабатываться условные пищевые рефлексы, аппетит повышается, выделяются пищеварительные соки. Четкое выполнения режима питания способствует эффективному использованию пищи, укрепляет нервную и иммунную системы организма.

Прием горячей пищи – 3 раза в день.

Оптимальным интервалом между приемами пищи является 3,5–4 часа (это время пища переваривается в желудке и только потом поступает в кишечник). Максимальные перерывы (в крайних случаях) не должны превышать 6 часов.

Пятикратный режим кормления (завтрак – 8:00, второй завтрак – 10:30, обед – 12:00, полдник – 15:30 и ужин – 19:00) приветствуется.

Желательно принимать пищу в одно и то же время, чтобы отклонения не превышали 15–30 минут.

Не допускать приема сладостей в перерывах между кормлениями.

Суточный вес пищи для ребенка в три года должен составлять 1500 г, в 4 года – 1700 г, в 5 лет – до 2000 г.

Однократный прием пищи для ребенка в три года не должен превышать 400 г, в 4 – 500 и в 5 – соответственно 600 г.

Калорийность питания: потребность детского организма в энергии в три года составляет 1550 ккал, с четырех до пяти лет – 1950 ккал в сутки. Суточная калорийность должна соответствовать приведенным цифрам и распределяться следующим образом: завтрак – 25 %, обед – 35–40 %, полдник – 10–15 %, ужин – 25 % суточной калорийности.

Основные принципы составления меню

  • Недопустимым считается, когда в суточном меню присутствуют две каши плюс крупяной гарнир на второе. Желательно в течение дня подавать два овощных и одно крупяное блюдо. Если на обед овощной суп, то на второе гарниром давать крупяную кашу или макароны. Если суп крупяной, то гарниром ко второму блюду должны быть овощи.
  • Нежелательно продукты, богатые белком, сочетать с жирами, иначе они дольше задерживаются в желудке и требуют большого количества пищеварительных соков. Рекомендуется богатые белком блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первой половине дня – на завтрак и обед.
  • Во время обеда ребенок обязательно должен есть суп, ведь вещества в овощных или мясных бульонах стимулируют рецепторы желудка, а это повышает аппетит, улучшает процессы пищеварения. Готовить следует каждый день свежий суп и не предлагать его ребенку слишком горячим или холодным. Выбор первых блюд для детей 3–5 лет не имеет особенных ограничений: бульоны,супы на бульонах с добавлением овощей, круп, клецек, галушек, вегетарианские и молочные супы. Давать в объеме 150–180 мл трехлетнему ребенку, четырех-пятилетнему – 180–200 мл на порцию.
  • В качестве вторых блюд на обед следует предлагать котлеты, биточки, тефтели, тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей; каши, макаронные изделия, овощи на гарнир.
  • В обед ребенок должен обязательно есть салат, лучше из сырых овощей, также можно к ним добавить зелень.
  • На ужин ребенку следует давать легкоусвояемую пищу, т. к. ночью процессы пищеварения работают неактивно. Подойдет молочно-растительная пища.
  • Рекомендуется составлять меню вперед на неделю, учитывая продукты, которые ребенку необходимы ежедневно, а некоторые из них он может получать 2–3 раза в неделю. Что нужно давать ежедневно: вся суточная норма молока, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, мясо, крупы, овощи, фрукты, свежая зелень петрушки, укропа и шпината, лук (зеленый и репчатый). Рыбу желательно предлагать два раза в неделю, яйца, творог, сыр и сметану можно давать ребенку не каждый день, но в течение 10 дней количество этих продуктов должно быть представлено в полном объеме возрастной нормы.
  • Повторять блюда желательно не чаще одного раз в три дня, т. е. если сегодня ребенок ел пюре, рыбу и свекольный салат, то следующих два дня эти продукты не предлагаются.
  • Объем пищи за прием должен соответствовать возрасту ребенка, не стоит его увеличивать, т. к. это способствует снижению аппетита, приводит к нарушению нормальной работы пищеварительных органов.
  • Потребление хлеба и каш можно немного увеличить в холодное время года и уменьшить в летний период. Вязкие каши следует заменить рассыпчатыми. Наиболее ценными крупами являются гречневая и овсяная, содержащие белки и минералы, важные для развития ребенка.
  • Из напитков можно все: свежие соки, компоты из свежих и сушеных фруктов, консервированные фруктовые или овощные соки для детского питания, питьевая вода с содержанием селена и йода, . Из горячих напитков родители могут предложить некрепкий чай, компот, кисель, суррогаты с вкусовым подобием , один-два раза в неделю можно давать какао. Чай, кофе и какао желательно разбавлять молоком.
  • В качестве сладостей рекомендуется мед, домашнее варенье, пастила, горький шоколад, зефир и мармелад.

Добавки, способные вызвать аллергические реакции:

  • Консерванты Е200, 203, 210–227, 230, 231, 232, 239, 249–252.
  • Антиокислители: Е310–313, 320, 321.
  • Красители: Е102, 107, 110, 122, 124, 151.
  • Усилитель вкуса и аромата: Е620–629.

Примерная схема меню:

  1. Каша молочная – 200 г,
  2. Напиток с молоком – 100/50 мл,
  3. Хлеб белый с маслом 30/5 г или печенье 30 г.
  1. Суп молочный или на мясном бульоне – 150–180 мл,
  2. Рыба/мясо – 70–100 г,
  3. Гарнир – 80 г,
  4. Овощной салат – 50 г,
  5. Напиток – 150 мл,
  6. Хлеб черный – 20 г.
  1. Молоко, кефир – 150 мл,
  2. Свежий фрукт (1/2) или ягоды – 100 г.
  1. Тушеные овощи – 200 г либо блюдо из творога – 100 г,
  2. Кефир – 150 мл,
  3. Хлеб белый/печенье/сырок творожный – 30 г.

Нормы прибавки роста и веса

Возраст Девочки Мальчики
Рост/см Вес/кг Рост/см Вес/кг
3 года 93,0–98,1 13,3–15,5 92,3–99,8 13,8–16,0
3,5 года 95,6–101,4 14,0–16,4 95,0–102,5 14,3–16,8
4 года 98,5–104 14,8–17,6 98,3–105,5 15,1–17,8
4,5 года 101,5–107,4 15,8–18,5 101,2–108,6 15,9–18,8
5 лет 104,7–110,7 16,6–19,7 104,4–112,0 16,8–20,0
5,5 лет 108,0–114,3 17,7–21,1 107,8–115,1 17,7–21,3

Меры организации безопасного питания детей

  1. Научить ребенка правильно мыть руки, следить за их чистотой перед приемом пищи.
  2. Желательно использовать в приготовлении пищи питьевую бутилированную воду; воду из колодца, родника, крана обязательно предварительно кипятить.
  3. Овощи и фрукты мыть под проточной водой и обдавать кипятком.
  4. Соблюдать сроки и условия хранения продуктов.
  5. Ножи и разделочные доски должны быть свои для сырых и термически обработанных продуктов.
  6. Не допускать соприкосновения продуктов, прошедших и не прошедших термическую обработку. Содержать в чистоте кухню.

Когда отсутствие аппетита говорит о болезни?

Если ребенок отказывается от еды в спокойных и доброжелательных условиях, при этом не утоляет голод сладостями, печеньем, бутербродами, это причина обратиться за помощью к врачу для выяснения причин (заболевания желудка, нервный стресс).

Питание для профилактики заболеваний желудка

  • Первое и неотъемлемое правило – это соблюдение норм и режима правильного питания;
  • Исключение недоброкачественных и просроченных продуктов (особенно следует присматриваться к молочным и мясным продуктам);
  • Ограниченное употребление острых приправ;
  • Ограничение употребления трудноперевариваемой, грубой и плохо переносимой пищи.

Питание для профилактики кариеса

  • Исключить основной провоцирующий фактор – ночное питье сладких напитков: чай, компот;
  • Исключить из вечернего и ночного приема пищи сахарсодержащие продукты, кислые фрукты и соки;
  • Вместо травмирующих зубную эмаль леденцов предлагать ребенку мармелад и зефир;
  • Сок пить через трубочку, чтобы избегать контакта кислоты с зубной эмалью;
  • Приучить ребенка полоскать полость рта водой после употребления сладких и кислых продуктов;
  • Употреблять богатые кальцием продукты, такие как молоко, творог, йогурт. Кальций лучше усваивается в сочетании с витамином D, поэтому надо обязательно есть рыбу и совершать прогулки на солнце;
  • Употреблять фторированную питьевую воду.

Питание для укрепления иммунитета ребенка в детском саду

Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе дошкольных учреждений всегда сопровождается психологическими трудностями, при этом может снижаться аппетит, появиться бессонница и невротические реакции, снижается общая сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Правильно организованное питание поможет справиться с этими проблемами. Необходимо домашнюю еду приблизить к получаемой в детском саду, особенно если имеются блюда, которых раньше ребенок никогда не ел.

Для профилактики сезонных простудных заболеваний уделять внимание содержанию витаминов в еде, используя витаминизированные свежие пищевых продукты, питькурсами витаминные препараты. Обязательно ребенок должен есть мясо, поскольку белок является структурным материалом иммунной системы. Можно пить курсами в 2–3 недели отвары из шиповника, мяты, липы, калины, особенно полезны чаи и напитки с имбирем с добавлением лимона и ложечки меда.

Приучайте ребенка к луку и чесноку: они содержат фитонциды – вещества, обладающие мощными противовирусными и антимикробными свойствами. И не стоит забывать употреблять продукты, богатые железом.

5 способов спрятать мясо в еде

  1. Лучше всего замаскировать мясное блюдо хорошей ложкой-двумя сметаны или белым соусом.
  2. В пельменях к начинке из мяса добавлять булку или белый хлеб, говорить, что они с хлебом.
  3. Добавлять мясо, перемолотое в блендере, в рагу из сладких овощей.
  4. Готовить вместе с ребенком, ведь некоторые дети очень любят есть приготовленное своими руками.
  5. Смешивать разные сорта мяса в соотношении 1:1, например, говядину с мясом кролика или курицы.

Приучайте детей есть молча, пользоваться салфеткой, при выходе из-за стола заставлять за собой стул и благодарить взрослых. Сохранение в возрасте 3–5 лет хорошего аппетита, воспитание привычки ребенка есть в определенное время, владение культурно-гигиеническими навыками – это прекрасная подготовка к школе.


Ваш ребенок подрос, а это значит, что его рацион из питания грудничка уже стал вполне взрослым. При составлении меню для ребенка 3-х лет, нужно учитывать уже большую калорийность и питательность. Для полноценного развития малыша, рецепты блюд должны содержать достаточное количество белка, предпочтительней животного происхождения.

При выборе продуктов мамы должны руководствоваться знаниями о пользе и разнообразии блюд. Питание ребенка в 3 года всегда должно быть свежим. Не стоит забывать и о привлекательности еды для маленьких гурманов, ведь у них уже развиваются пищевые пристрастия, и нужно очень постараться, чтобы они были правильными.

Основные правила питания трехлетнего ребенка

  • Режимность приема пищи сохраняется, только немного сдвигаются часы приема пищи, так как питание детей до трех лет было шестиразовым с трехчасовым перерывом, то после трех питание уже пятиразовое, но такое же полноценное.
  • В меню ребенка 3-х лет все еще присутствуют некоторые ограничения, касающиеся острых и приправленных блюд, маринованных, копченых и жирных блюд.
  • Ежедневно необходимо предлагать малышу молоко, которое все еще важно в рационе трехлетки. Также каждый день рацион должен включать овощи и фрукты, мясо, масло, хлеб и хлебобулочные изделия.
  • Трижды в неделю ребенок должен получать рыбу и блюда из рыбы, творог, термически обработанный, и в блюдах, яйца куриные и перепелиные, твердый сыр.
  • Калорийность при пятиразовом питании составляет 1800 ккал. По объему порций завтрак такой же как и ужин, на обед подается и первое жидкое блюдо и второе блюдо (объем обеих порций приблизительно по 150 - 200 г.). В меню присутствует полдник и второй ужин по требованию.
  • В питании обязательно должен присутствовать хлеб, а для лучшего переваривания он не должен быть сильно свежим или, что еще хуже, горячим. При нормальной переносимости разрешается вводить черный хлеб.
  • Из напитков трехлетним детям разрешается включать в меню соки, но свежевыжатые нужно разводить кипяченой водой 1:2. Фруктовые компоты из различных фруктов (свежих и замороженных) станут отличным дополнением к трапезе малыша.
  • В этот период ребенок знакомится с такими напитками как кисель, морс, мусс, смузи, а также любимый напиток какао, который при аллергии на какао бобы с успехом можно заменить напитком из цикория. Чай заваривают некрепкий, при этом очень полезен не только черный чай, но и травяные чаи, разрешенные детям (ромашка, липа, мята).
  • Кормить ребенка в 3 года важно полноценно, так как для расхода энергии, коей в трехлетнем малыше очень много, требуется большое количество углевода и белка. Процент углеводов в меню должен быть значительно выше, нежели в питании до 3 лет.
  • Примерный интервал между кормлениями должен составлять не более четырех часов, растущий организм может вполне справляться с взрослым режимом.

К трем годам у малыша уже есть основной набор 20-ти молочных зубчиков, что требует поступления более грубой и густой пищи для ее тщательного пережевывания. Это основное условие развития челюстно-лицевых мышц.

Запрещенные продукты в меню

  • острые и копченые продукты;
  • пища с химическими добавками в виде красителей, консервантов и подсластителей;
  • жирные продукты животного происхождения;
  • грибы и блюда из них.

Важность фруктов и овощей

Для формирования крепкого иммунитета 3-летнему ребенку крайне важно включать в питание достаточное количество фруктов и овощей. Они должны быть свежими и сезонными. Сырые овощи должны в меню преобладать над вареными.

Да, приучить ребенка есть сырые овощи - задача не из легких. Но в меню на день рождения это сможет стать хорошим полетом маминой фантазии, а веселящаяся ребятня сметет все выложенные овощные и фруктовые пальмы и цветы моментально!

  • Самые полезные овощи, входящие в рацион младших детей, а также в питание детей от 3 до 7 лет: капуста брокколи, зеленый салат и лук, свежие огурцы и томаты, шпинат и сладкая морковь. Эти овощи можно подавать отдельно, а также в салатах, обязательно добавляя при этом петрушку и укропчик, и заправляя подсолнечным, оливковым маслом, либо сметаной и натуральным йогуртом.
  • В зимние месяцы, когда перечень сезонных фруктов и овощей гораздо сужается, можно включить в меню трехлетнему ребенку натуральную квашеную капусту (в ней огромное количество витамина С), огурцы и помидоры (соленые или квашеные).
  • Приготовив своему 3-летнему малышу детский винегретик, украсив его яблочком и ягодками клюквы, вы снабдите свое чадо всеми необходимыми витаминами для успешного роста, развития организма и иммунитета в зимний период.
  • Также полезен и вкусен суп рассольник, который вполне можно включать в рацион питания трехлетних малышей.
  • Фруктовые десерты должны нравиться любому малышу! В зависимости от маминой фантазии, ребенок может с увлечением угадывать ингредиенты фруктового салатика, или волшебного фруктового смузи. Пусть это будет игрой, и тогда карапуз, увлекаясь разгадкой, доест все до последней капельки!

Не увлекайтесь частыми перекусами - это главная причина плохого аппетита у детей. Подкармливать между приемами пищи не рекомендуется. Если вы столкнулись с такой проблемой, попытайтесь урегулировать режим питания малыша, замещая время «хотелок» активными прогулками.

Режим питания малыша

Три года для ребенка - переходный период, время взросления. Даже при составлении меню на день рождения маленького именинника, стоит придерживаться привычного режима питания, включая привычные и любимые блюда и продукты.

В течение дня ребенок в 3 года должен получать завтрак, обед, полдник и ужин.

  • Завтрак основывается на молочных полувязких кашах, с добавлением яйца и бутерброда из хлеба и сливочного масла. Для питья предлагается некрепкий чай или какао. Для часто болеющих малышей, кормление которых настоящая проблема для мам, можно добавить в меню травяные настои, отвар шиповника.
  • Основной прием пищи - обед, включающий два блюда (первое и второе). Обязательно присутствие сырых овощей в виде салатов или отдельно.
  • Детское питание обязательно включает полдник, который может включать молочные белки (йогурт, молоко, кефир) и углеводы (булочка, печенье). Разнообразить полдник можно различными фруктами с запеченным творогом.
  • Ужин в меню 3-летнего ребенка должен быть сытным. Животные белки и углеводы восполнят потраченную за день энергию и предрасположат малыша к отдыху.
  • Второй ужин так же необходим, так как многие детки не могут уснуть без стакана теплого молочка или кефирчика.
  • Перед сном разрешается давать карапузу стакан теплого молока, ряженку, кефир. Еще недалеко ушел период жизни малыша, когда он был на грудном или искусственном вскармливании, и подобный ритуал вернет ваше чадо в беззаботное время, полного спокойствия и защиты маминым теплом.

Обязательно сохранять питьевой режим ребенка между кормлениями - его норма около 1-1.5 л. воды в сутки.

Составляем меню на неделю

При составлении меню для малыша трех лет, стоит учитывать индивидуальные вкусовые пристрастия. Придерживаясь списка основных необходимых продуктов в меню, рассмотрим приблизительный вариант раскладки рациона детского питания:

День
1
Завтрак Овсяная каша на молоке. Омлет из яиц с молоком, хлеб с маслом, чай.
Обед Суп куриный с рисом. Тефтели мясные с картофельным пюре. Фруктовый кисель. Банан.
Полдник Творожная запеканка с молочным соусом, какао.
Ужин Гречка с отварной колбаской, салатик овощной. Кефир с овсяным печеньем.
День
2
Завтрак Манная каша, хлеб с маслом и сыром, какао.
Обед Суп гороховый с гренками, рагу овощное с говядиной, компот и яблоко.
Полдник Оладьи с повидлом, чай.
Ужин Жаркое по-домашнему с курочкой, салат овощной. Молоко и булочка.
День
3
Завтрак Пшеничная молочная каша, хлеб с маслом и колбасой (желательно домашнего приготовления), чай.
Обед
Полдник Йогурт детский, банан.
Ужин Рис отварной с рыбной котлеткой и свежим салатом. Кефир и печенье.
День
4
Завтрак Овсяная каша на молоке, Омлет из куриных яиц, хлеб с маслом и чай.
Обед Щи с говядиной, тушеная картошка с салатом, сок.
Полдник Творожок детский с фруктами, печенье.
Ужин Картофельное пюре с тефтелями и свежими овощами, чай с булочкой.
День
5
Завтрак Пшенная каша с тыквой, хлеб с маслом с сыром, какао.
Обед Рисовый суп с курицей, пюре из отварной капусты брокколи с тушеной рыбой, сок.
Полдник Йогурт детский, банан.
Ужин Отварные макароны с отварной курицей под белым соусом, свежие овощи, кефир и печенье овсяное.
День
6
Завтрак Каша манная молочная, хлеб с маслом и колбасой, чай.
Обед Суп с домашней лапшой на курином бульоне, картофельное пюре, тушеное мясо бефстроганов, сок и яблоко.
Полдник Творожная запеканка с курагой, банан.
Ужин Жаркое по-домашнему с соленым огурчиком и свежей зеленью, молоко с булочкой.
День
7
Завтрак Пшеничная молочная каша, омлет из яиц, хлеб с маслом и сыром, чай.
Обед Борщ красный с мясом, плов со свежими овощами, сок яблочный и вафля.
Полдник Оладьи с повидлом, чай.
Ужин Рагу овощное с говядиной и овощным салатом. Какао с печеньем.

При составлении меню стоит отдавать предпочтение простым продуктам питания, будь то сладости или мясные изделия. Ребенок, достигший трехлетнего возраста, все же еще мал, чтобы справляться со сложными изделиями промышленного производства.

Основные навыки пищевого поведения малыша в 3 года

  • Перед едой ребенку нужно помыть руки - это очень важный навык, которому трехлетний малыш вполне может овладеть сам.
  • Родители должны обучить чадо некоторым правилам этикета за столом, аккуратному приему пищи и уборке грязной посуды за собой.
  • Овощи и фрукты, принесенные с улицы, необходимо помыть - запомнив это правило, мы научим малыша заботиться о чистоте употребляемых им продуктов, а также убережем от различного рода кишечных инфекций.
  • В три года ребенок уже может познакомиться с вилкой. Сегодня есть огромный выбор детских приборов для еды. Вилочки в них предложены более безопасные, нежели взрослые. К тому же веселые рисунки на самой вилке побудят кушать ею с удовольствием! Главная задача мам и пап наглядным образом научить карапуза пользоваться вилочкой.
  • Приступать к еде нужно в спокойном и уравновешенном состоянии. Это должен быть приятный ритуал, в котором мама также участвует. Садиться за стол сразу после активных игр нельзя. Ребенок должен понимать, что кушать нужно «с толком и расстановкой».
  • Во время еды ребенка нельзя отвлекать или переключать внимание, если какое-то блюдо не нравится. В лучшем случае, аппетит будет потерян, в худшем возникнет негативная реакция на предлагаемое блюдо, а с этим справиться в дальнейшем труднее.
  • Особое место в жизни малышей составляют праздники! Меню на день рождения маленького карапуза можно составлять вместе с ним. Таким образом, это станет хорошей привычкой помогать маме в приготовлении пищи, а также с удовольствием готовить самому.

Ваш ребенок растет очень быстро. Именно с пищей в организм поступают все необходимые строительные вещества для здорового роста и развития. Однако трехлетний период достаточно сложен для многих деток, так как является первым переходным периодом в жизни. А капризов и плохого настроения порой так сложно избежать. Только в ваших силах помочь малышу в 3 года с успехом справиться с трудностями роста и взросления. Полноценное и здоровое питание в этом процессе играет первостепенную роль, поэтому так важно растить здоровыми своих карапузов!

Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.

166

Александра Гирш

Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что есть. Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался.
Я воспитывалась в системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить.
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал).
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую?
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....

156

Ольга Морозова

Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...

139

Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.

166

Александра Гирш

Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что есть. Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался.
Я воспитывалась в системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить.
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал).
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую?
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....

156

Ольга Морозова

Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...

139

Рассказать друзьям