Понятие здоровья и здорового образа жизни. роль физической культуры в сохранении и восстановлении здоровья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О том, что воздух, которым мы дышим, не однороден по своему составу, знали еще китайские алхимики в VIII веке. Уже в те времена было известно, что есть активная часть воздуха, которая содержит элемент, поддерживающий жизнь, способствующий дыханию и горению, именуемый кислородом, и его неактивная часть в виде особенного газа, который наши современники называют азотом.

Сегодня каждый школьник знает о том, что кислород – самый распространенный газ на Земле. Он есть везде: в земной коре, морской и пресной воде, в атмосфере. И главное, кислород входит в состав молекул важнейших веществ, обеспечивающих нашу с вами жизнь: белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот. Разумеется, не как газ из атмосферы, а как химический элемент, на основе которого образованы самые сложные химические соединения.

Конечно, главные в этой цепочке – нуклеиновые кислоты – РНК и ДНК. Это биополимерные молекулы, хранящие всю информацию о каждом отдельном живом организме, определяющие его рост и развитие, а также наследственные признаки, передаваемые следующему поколению. А кислород в них играет роль связующего и стабилизирующего звена, так как именно он соединяет между собой составные части нуклеиновых кислот. В каждом растении или животном кислорода гораздо больше, чем любого другого элемента.

Сколько кислорода потребляет организм?

Вы никогда не задумывались, сколько кислорода необходимо человеку? Существует специальный показатель, который дает представление о максимальном поглощении кислорода организмом в единицу времени (МПК), его величина зависит от нагрузки и физических данных каждого из нас. При максимальной нагрузке величина МПК может составить от 3 до 6 литров в минуту. Это так называемый абсолютный МПК. То есть именно столько кислорода в среднем поглощает житель планеты в минуту. Но тела у всех разные, и этим объясняется значительное различие между данными цифрами. Впрочем, разнятся и показатели содержания кислорода в отдельных системах организма.

К примеру, мышечная ткань человека содержит около 16 % кислорода. Да это и понятно, ведь в мышцах происходит газообмен между тканями и кровью, так же как и обмен питательными веществами и продуктами их распада. В мышцы поступает кровь, обогащенная кислородом, а отводится – насыщенная углекислым газом. Этим же путем попадают в мышцы углеводы и аминокислоты, а выводятся молочная кислота и другие продукты обмена.

Костная ткань на 28,5 % состоит из кислорода. Почему так много? Потому что в костной ткани целый набор химических элементов: основное неорганическое вещество – ортофосфат кальция Са 3 (РО4) 2 – содержит кислорода намного больше, чем кальция и фосфора, это видно даже из формулы. Как и во всех других клетках, в костной ткани есть вода (Н 2 О), а это опять же кислород. Ну и, конечно, в костях содержатся органические вещества: белки (например, оссеин), липиды, углеводы, АТФ, нуклеиновые кислоты – в их составе обязательны углерод, водород, азот, фосфор и, конечно же, кислород!

Благодаря наличию кислорода организм человека способен фактически «сжигать» лишние белки, жиры, углеводы с извлечением определенной энергии сгорания для собственных нужд. Считается, что всего в организме среднего человека с массой тела около 70 кг содержится до 43 кг кислорода! Эта цифра приблизительна и напрямую зависит от интенсивности обмена веществ, массы тела, возраста, пола, климата и даже характера питания.

Основным источником кислорода для человека является атмосфера Земли, из которой в ходе дыхания наш организм способен извлекать необходимое для жизни количество этого газа.

Кислород – безусловное благо?

На первый взгляд похоже, что это действительно так. Достаточно вспомнить, что тяжело больным людям значительно облегчает страдания знакомая всем обыкновенная «кислородная подушка». Однако не все так просто. У кислорода есть свои плюсы и минусы.

Длительное вдыхание воздуха с высоким содержанием кислорода опасно для здоровья человека, так как вызывает образование в тканях так называемых свободных радикалов, нарушающих биологический баланс организма. Свободные радикалы разрушительны по своей сути. Их действие на организм по своей агрессивности сродни ионизирующему излучению. Именно эта характеристика кислорода используется в лучевой терапии: повышая содержание кислорода в опухоли и снижая его содержание в окружающих тканях, онкологи усиливают лучевое поражение опухолевых клеток и уменьшают повреждение здоровых.

Но раз существует такая тесная взаимосвязь между кислородом и опухолевыми клетками, не может ли сам кислород быть причиной развития рака? Ответ на этот вопрос искали многие ученые. Больше всего преуспел в подобных исследованиях немецкий биохимик и физиолог, лауреат Нобелевской премии Отто Варбург. Еще в начале 30-х годов прошлого столетия он сделал вывод: «Рак, в отличие от других заболеваний, имеет бесчисленное множество вторичных причин возникновения. Но даже для рака есть всего одна основная причина. Грубо говоря, основная причина рака – это замена дыхания с использованием кислорода в теле нормальной клетки на другой тип энергетики – ферментацию глюкозы». Иными словами, одной из основных причин возникновения раковых опухолей является нарушенное питание, вызывающее кислородное голодание, или гипоксию клеток.

Судите сами. Каждая из триллионов клеток нашего организма получает пищу и кислород из межклеточной жидкости, которая ее окружает. В свою очередь, эта межклеточная жидкость состоит из тех веществ, которые мы получаем с пищей, переваривая и усваивая продукты питания. В норме межклеточная жидкость имеет слабощелочную реакцию, что строго необходимо для нашей крови. Если же межклеточная жидкость закисляется токсинами из употребляемой нами пищи, то есть ее рН становится меньше 7, клетка начинает голодать, недополучая норму питательных веществ и кислорода. И что же ей остается делать, для того чтобы выжить? Вот тогда-то она и начинает перерождаться, чтобы приспособиться к изменившемуся режиму питания. Так зарождается и развивается опухоль. Обычно этот процесс занимает годы. Поэтому профилактика онкологических заболеваний заключается в своевременном установлении оптимального биобаланса кислорода в организме человека, напрямую связанного с характером нашего питания.

Профилактика рака

Совсем недавно исследователи из Университета Пенсильвании еще раз доказали, что свободные радикалы, образующиеся в организме в ходе окислительно-восстановительных реакций, могут вызывать повреждение клеточных структур и ДНК, что, в свою очередь, способно спровоцировать развитие рака легких. При этом существует прямая связь между высотой проживания человека над уровнем моря и заболеваемостью раком легких. Согласно данным статистики, чем выше над уровнем моря находится место жительства человека, тем ниже вероятность столкнуться с раком легких. Это объясняется тем, что на большой высоте значительно меньшее содержание кислорода в воздухе.

Таким образом, хотя кислород и абсолютно необходим человеку для жизни, его роль в организме человека далеко не однозначна. А что это значит на практике? Только одно. У человека есть только один способ скорректировать ситуацию – кардинально изменить свой рацион питания! Раковым клеткам необходима молочная кислота, которая образуется в результате «сжигания» организмом человека сахаров, поступающих с пищей? Значит, отказ от сахара и углеводов – верный путь профилактики рака. Конечно, все хорошо в меру. Поэтому не стоит бросаться в крайности. Менять свой рацион надо постепенно и всегда под наблюдением врача.

Рак – это болезнь цивилизации. И хотя, как показывают ископаемые останки, рак встречался среди ящеров и древних людей, сегодня раковые заболевания приобрели характер эпидемии. Одна из причин – изменение пищевых пристрастий человека. Интересно, что представители северных народов, чье питание традиционно состояло из мяса и рыбы, до знакомства с западной цивилизацией от рака не умирали. Может быть, пришло время всерьез подумать об этом? Я не призываю вас объявить бойкот сладостям, но снизить их количество в рационе до разумных пределов, по моему глубокому убеждению, обязан каждый современный цивилизованный человек.


Здоровье человека. Понятие об уровнях здоровья. Количественные критерии уровня здоровья. Биологические и психические свойства организма, определяющие уровень здоровья. Факторы риска (снижающие уровень здоровья) и степени их влияния на психику и организм человека. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Жизнь человека во многом зависит от состояния здоровья организма. Практически все стороны деятельности личности – производственно-трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие – в конечном счете, определяются уровнем здоровья. Если рассматривать удельный вес условий, определяющих состояние здоровья, то оказывается, что здравоохранение, медицинская активность составляет - 8-10%; внешняя среда, природно-климатические условия – 17-20%, генетика, биология человека – 18-22%, образ жизни – 49-53%.

Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека. Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.

Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физиче­ского, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Не следует пу­тать понятия «здоровье индивидуума» и «здоровье населения».

Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внеш­ней среде. Это возможность адаптировать­ся в изменяющейся внешней среде, при­спосабливаться к росту и старению, к ле­чению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти.

Здоровье индивидуума (человека) - это динамический процесс приспособле­ния к окружающей среде. Идеального, аб­солютного здоровья не бывает.

Анализируя здоровье индивидуума и его изменчивость под влиянием внешней среды и физического воспитания надо смотреть на адаптацию организма, его вы­носливость и его реакции.

Критериями оценки здоровья могут явиться:

1) уровень физической работо­способности и морфологического разви­тия на данном этапе;

2) наличие хрониче­ских заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, воз­можность приспосабливаться к меняю­щимся условиям жизни и сохранение оп­ределенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней сре­ды, реакции организма на воздействие внешней среды.

Понятие «здоровье» часто отождествляется с понятием «норма». Многочисленные исследования показали, что физиологическая «норма» весьма подвижна. Таким образом, понятия «здоровье» и «норма» являются достаточно индивидуальными.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересны и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный – здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) – здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье), условия общественной жизни (социальное и природное), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства.

Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Основные понятия: здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, здоровье человека, здоровье населения, общественное здоровье, болезнь.

ТЕМА 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ»

Понятие «здоровье» принадлежит к числу дефиниций, содержание которых находится в постоянном развитии. Эта динамика определяется прежде всего развитием науки, что сопровождается все более четкими и тонкими определеними нормы, развитием общества, изменяющим условия жизни человека и требования к состоянию его здоровья, а также развитием культуры, влияющей на формирование иных ценностных отношений к здоровью. Кроме того, определенную сложность в этот вопрос вносит и то, что нет здоровья человека как такового, а есть здоровье мужчины и женщины, ребенка и пожилого человека, образ жизни и социальные функции которых различны. Следует вспомнить также жителей географических и климатических зон с различными требованиями к функциональным и адаптивным возможностям населения, которые существенно различаются. Существуют и просто различные типы здоровья, например унаследованные от родителей и обретенные болезненным от рождения человеком в результате выполнения норм здорового образа жизни.

Вопрос об определении сущности понятия «здоровье» является ключевым, поскольку в зависимости от того, как определяется сущность здоровья, зависят дальнейшие стадии его изучения: разработка показателей, оценка состояния, изучение факторов и закономерностей появления и т.п.

Английское слово «health» (здоровье) происходит от англосаксонского слова «whok» - целый, невредимый, что является по сути семантическим определением здоровья. Попытки дать обобщающее определение понятию «здоровье» берут свое начало в глубокой древности. Философ, врач, математик Пифагор считал, что «здоровье - есть гармония, равновесие, а болезнь - нарушение гармонии. Нравственное здо-

ровье есть стремление к добру». В настоящее время число определений понятия «здоровье» превышает три сотни и каждое из них отражает концепцию автора. При попытке их классифицировать следует выделить группу определений здоровья, в основе которых лежит функциональный, деятельностный подход, а также целый ряд дефиниций, исходящих из принципа согласованности по взаимодействию всех систем организма, уровней их деятельности со средой и адаптации организма к условиям среды.

При функциональном подходе здоровье трактуется как необходимое условие для чего-либо. Н. Амосов определяет здоровье как сумму резервных возможностей основных функциональных систем организма. Т. Парсонс трактует здоровье как «оптимальные возможности индивида эффективно выполнять свои роли и задачи, для которых он был социализирован». В рамках структурного функционализма акцентируют внимание на успешном выполнении индивидом своих функций, для чего необходимо его хорошее физическое и психическое состояние.

В русле данного подхода понятие «здоровье» рассматривалось и в СССР - как необходимое условие для выполнения трудовых, общественных и биологических функций. Подобное отношение к здоровью было связано с ролью человека как исполнителя поставленных политических задач. Такой взгляд на дефиницию «здоровье» отражен в работах Г.И. Царегородцева, А.В. Шиманова, С.Я. Чикина, Ю.П. Лисицына и др.

Согласно биосоциальному подходу здоровье определяется через диалектическое единство биологического и социального. Так, Д.Д. Венедиктов определяет здоровье как состояние динамического равновесия организма с окружающей средой. Подобные трактовки характерны для работ А.М. Изуткина, В.Д. Жирнова, К.В. Орехова. Понимание здоровья как единства биологических и социальных качеств наиболее распространено в отечественной литературе.

Ряд ученых считают понятия «здоровье» и «норма» тождественными. Под нормой чаще понимают состояние оптимальной жизнедеятельности человека или реальной возможности достичь его через определенный интервал времени за счет саморегуляции и адаптации. Этот взгляд в той или иной степени разделяют А.Д. Степанов, О.А. Егоров, М.И. Резник, В.П. Петленко.

Наряду с этими определениями в специальной литературе можно встретить характеристики здоровья как состояния оптимальной

жизнедеятельности человека, обеспечивающего полную реализацию его сущностных сил, как способность человеческого организма полноценно выполнять социальные функции в условиях обеспечения динамического равновесия как внутри организма, так и во взаимоотношениях организма с окружающей средой.

Другая классификация дефиниций здоровья связана с делением их на негативно и позитивно интерпретирующие здоровье. Негативными считаются дефиниции, в которых здоровье определяется через отсутствие болезни или ее признаков. Здоровым индивид остается до тех пор, пока у него не появились отклонения от нормы даже при отсутствии субъективных ощущений. Позитивная интерпретация дефиниции «здоровье», по мнению П. Эгглетона, находится в таком ее состоянии, которое соответствует физиологическим и психологическим запросам общества, характеризуется определенным потенциалом, силой и может выступать в качестве товара. Признание значения социальных и психологических параметров здоровья существенно изменило и расширило определение здоровья и вывело его за рамки клинических критериев, но при этом не было ответа на вопрос: кого следует считать здоровым?

При клиническом (медико-биологическом) и субъективном методах изучения состояние здоровья одного и того же человека оценивается по-разному. Каждому методу соответствует своя концепция, причем «клиническая концепция здоровья отражает в конечном счете действующую практику изучения здоровья посредством медицинских осмотров, профессиональной ориентации на обнаружение объективно фиксируемой патологии и интенсивности ее распространения среди населения. Основа субъективной концепции - субъективные ощущения человека, касающиеся его здоровья, т.е. человек в данной ситуации выступает в роли объекта для изучения в биологическом и социальном планах».

Можно говорить о трех видах здоровья - физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если все органы и системы работают хорошо, то и весь организм человека (саморегулирующаяся система) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внима-

ния и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Социальное (нравственное) здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека прежде всего являются сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Формула Устава ВОЗ, принятая в 1948 г. на основе выводов социальной и медицинской науки тех лет, квалифицировала здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия (а не только как отсутствие болезней или физических дефектов). Эта формулировка получила в настоящее время немало критических замечаний, однако ее ценность состоит в том, что она указывает на невозможность понимания и оценки здоровья в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности. Поэтому данная трактовка инструментальна для социологии медицины при разработке системного подхода и изучении индивидуального здоровья.

ТЕМА 1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ДЕФИНИЦИИ,

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ

Для создания системной картины той или иной ситуации, связанной со здоровьем личности или социальной группы людей, ученые используют целый ряд других базовых понятий и дефиниций. К их числу следует отнести понятия «здоровье человека», «здоровье населения», «общественное здоровье» и др.

Здоровье человека - это не только наличие или отсутствие у него болезней, а такое состояние индивида и среды его обитания, которое обеспечивает ему достижение чувства полноты жизни и максимально возможный для него вклад в человеческую культуру и цивилизацию.

Дефиниция «здоровье населения» обозначает процесс, отражающий состояние биосоциальной системы «Население». Она включает конкретные научные понятия, выражающиеся в определенных количественно-качественных, морфофизиологических, социально-психологических и нравственно-психологических показателях.

Здоровье населения как феномен на конкретном историческом этапе является результатом биологической эволюции и социального развития человеческой популяции за весь период ее существования, причем носителем его является определенная человеческая популяция. Если при определении здоровья человека мы в качестве отправной точки выбираем показатели, отражающие здоровье индивида, характеризующие силу и диапазон адаптационных морфофизиологических и социально-психологических механизмов обеспечения жизнедеятельности человека и его способности к выполнению различных социальных ролей и функций, то при определении здоровья населения мы обращаемся к таким полярным показателям, как рождаемость и смертность.

При переходе от системы «Человек» (индивидуум) к системе «Население» (системе индивидуумов) значение одних и тех же явлений изменяется. Если в первом случае исследуется показатель, отражающий единичное событие (рождение, смерть, заболевание), то во втором - показатель, отражающий массовое явление (рождаемость, смертность, заболеваемость).

Содержание понятия «общественное здоровье» (или в последнее время близкое ему - «экономика здоровья») имеет несколько иной характер. Оно возникло как попытка получить ответ на вопрос о влиянии государства, общественно-экономических отношений на уровень здоровья населения в целом и отдельного человека в частности. Иначе говоря, оно призвано отражать способность общества поддерживать высокие показатели здоровья населения (нации, класса, группы и т.д.). Парадокс состоит в том, что данное отражение осуществляется с помощью негативных показателей (заболеваемость, смертность, инвалидность и т.п.). Его отчасти можно объяснить тем, что наука пока затрудняется в поиске индекса здоровья. Например,

известна практика выведения его путем регистрации той части населения, которая не обратилась в течение определенного промежутка времени к врачу. Однако причины необращения за медицинской помощью могут быть самыми различными, причем не только связанными с состоянием здоровья. Кроме того, подобная методика неприменима в условиях диспансеризации населения и пока еще трудно сказать, где и в чем проявляется норма общественного здоровья.

ТЕМА 1.3. ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕННОСТЬ И ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЛЮДЕЙ

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд на здоровье как на наивысшее по своему значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию, причем по мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей - в пище, жилье и других благах - относительная ценность здоровья в глазах человека все более возрастает, и он уделяет ему все большее внимание. Значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере влияния технизированной окружающей среды на организм человека. Хорошее здоровье - величайшее социальное благо, поскольку оно удовлетворяет базисную жизненную потребность человека, уровень которой зависит от реальных социально-экономических условий, от степени удовлетворения ими и других социально-приоритетных потребностей.

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека (не говоря уже о самой их возможности) находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его «качественных» характеристик. Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Он охватывает как «вещную», морфофизиологическую структуру (физическое здоровье), так и духовно-практическую сущность развертывания творческих дарований человека (психическое здоровье), его ценностного всестороннего развития (социальный аспект здоровья).

Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе. Именно на это в свое время обратил внимание К. Маркс, представив болезнь как «стесненную в своей свободе жизнь». Недостаточный уровень здоровья (при прочих равных условиях) оказывает негативное влияние на социальную, трудовую и экономическую активность людей, на производительность и интенсивность их труда; отрицательно влияет на ряд показателей естественного движения населения, а также на здоровье и физическое развитие потомства.

Здоровье является благом или ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Качественные характеристики здоровья в значительной мере определяют образ и стиль человеческой жизни - уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время при этом проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает существенные возможности для профилактики здоровья.

Здоровьем определяется и возможность приобщения человека к труду - основе человеческого бытия, источнику материального благосостояния. Реализация такой важной социальной задачи, как формирование всесторонне и гармонично развитой личности требует в качестве основной предпосылки достаточного уровня ее психосоматического развития как суммы резервных мощностей основных функциональных систем человека. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности могут служить показателем не только санитарно-гигиенической грамотности, но и общей культуры человека.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер и присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

В научной литературе нередко встречается разделение здоровья на физическое, душевное и психическое, хотя в реальной жизни челове-

ка такое разделение носит достаточно условный характер. Физическое благополучие организма неразрывно связано с душевным комфортом и адекватностью психической деятельности. Их интерпретация происходит в рамках так называемого «жизненного мира» человека (Lifeworld), под которым в социологии понимается мир непосредственной практической жизнедеятельности и донаучных значений, предшествующий объективизирующей научной рефлексии. Это обыденная жизнь людей, воспринимаемая ими через призму общих значений и смыслов, принимаемая ими как само собой разумеющееся, не подлежащая сомнению и конструируемая сознанием. В некоторой мере данное определение ассоциируется с таким понятием, как жизненная мудрость.

Жизненная мудрость выступает как доказательство верности того пути в изучении здоровья, который прокладывает сегодня социологическая наука. Важным источником для изучения данной проблемы является фольклор. В пословицах и поговорках абсолютного большинства народов мира можно обнаружить констатацию огромной и непреходящей ценности здоровья: «Самое большое богатство - здоровье» (молдавская), «Здоровому бедняку и богатый завидует» (китайская), «Нет друга лучше здоровья, врага хуже болезни» (древнеиндийская). При этом постоянно подчеркивается уникальность этой ценности: «Здоровье не купишь», «Здоровью цены нет» (русские), «Доброе здоровье - дороже богатства» (английская), «Здоровье - сокровище, которое всегда при тебе» (китайская).

В пословицах и поговорках содержится объяснение ценности здоровья как основы всего благополучия человека: «Здоровье - всему голова» (украинская), «Было бы здоровье - остальное будет», «Здоровье потеряешь - ничем не наверстаешь» (русские).

Народная мудрость отразила психологическую особенность осознания значимости здоровья: «Цену здоровья узнаешь, когда потеряешь» (русская).

Таким образом, фольклорная интерпретация здоровья подтверждает необходимость системного подхода в изучении данного феномена в контексте понятия жизненного мира. Одновременно она указывает на важность исследования ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре. Такой подход, в свою очередь, позволяет уточнить обыденные представления о здоровье в культурах разных обществ и глубже понять особенности поведения людей, связанные с сохранением здоровья.

Основная

1. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М., 1988.

2. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. - М.: Медицина, 2002.

3. Нилов В.М. Социология здоровья: Учеб. пособие // Петр. ГУ. - Петрозаводск, 2002.

Дополнительная

1. Бедный М.С. Демографические факторы здоровья. - М.: Финансы и статистика, 1984.

2. Понкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. - М.: Мысль, 1989. - 236 с.

3. Здоровье человека как предмет социально-философского познания. ИФ АН СССР. - М., 1989.

4. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. - М.,

Вопросы для самопроверки по разделу I

1. Дайте определение основных понятий (здоровье, здоровье человека, здоровье населения, общественное здоровье).

2. Назовите три вида здоровья. Дайте определение каждому из видов.

4. На какие сферы жизнедеятельности человека здоровье оказывает наибольшее влияние?

5. Как Вы понимаете утверждение К. Маркса о болезни «как стесненной в свободе жизни»?

6. Как здоровье отражается на образе жизни человека?

7. Находит ли ценность здоровья отражение в народной мудрости, фольклоре? Приведите примеры.

Темы рефератов

1. Здоровье как научное понятие.

2. Основные подходы к определению понятия «здоровье».

3. Физическое здоровье человека, основные показатели и характеристики.

4. Психическое здоровье человека, основные показатели и характеристики.

5. Нравственное здоровье человека, основные показатели и характеристики.

6. Здоровье населения как объект медико-социологического исследования.

7. Общественное здоровье и методы его изучения.

8. Здоровье как жизненная ценность.

9. Здоровье как важная часть жизненного мира людей. 10. Отражение сущности понятия «здоровье» в фольклоре.

Мы едим, когда испытываем чувство голода. Но почему мы его испытываем, и через какие этапы проходит пища в процессе пищеварения?

Пищеварительный процесс имеет важнейшее значение. Еда, которую мы едим, снабжает организм питательными веществами, которые необходимы ему для нормального функционирования и выживания. Но до того, как преобразоваться в полезные вещества, еда должна пройти через четыре различных фазы пищеварения.

Наш пищеварительный тракт проходит через все тело. Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости, переходящей в глотку, из которой еда попадает в пищевод, а после – в желудок. Желудок соединен с тонким кишечником, верхняя часть тонкого кишечника называется двенадцатиперстной кишкой. За двенадцатиперстной кишкой следует тощая кишка и подвздошная, которая переходит в толстый кишечник, завершающийся прямой кишкой. У здорового человека полный цикл процесса пищеварения занимает от 24 до 72 часов.

«Почему наш организм все время требует пищи? Потому что каждая клетка нашего организма нуждается в получении тех или иных микроэлементов. То ей нужен магний – и нам хочется помидоров, то ей нужен калий – и нам хочется кураги, то ей нужны аминокислоты – и нам хочется мяса, то ей нужен цинк – и нам хочется кукурузной каши или еще что-нибудь. Т.е. голодная клетка все время требует. Мы ее требований не понимаем, мы кушаем не то, что она требует, а то, что у нас есть. И возникает такая ситуация: клетка, не получившая нужный элемент, снова требует. Пищеварительный процесс – это четкий биологический алгоритм. Прием, переработка, всасывание и выведение не переработанных остатков», - говорит врач-нутрициолог, Ольга Бутакова.

Прием пищи: первым этапом пищеварения считается прием пищи. К приему пищи относится процесс пребывания пищи во рту – когда вы жуете и глотаете пищу и она, проходя через пищевод, попадает в ваш желудок. На этом этапе ваш мозг и вкусовые ощущения выполняют важную работу, помогая вам насладиться вкусом и запахом пищи и идентифицировать ее. В первом этапе пищеварения задействованы ферменты, необходимые для того, чтобы помочь разрушить сложные продукты до небольших соединений и молекул. В того момента, когда пища попадает в желудок, первый этап считается завершенным.

Переваривание пищи: когда пища достигает желудка, начинается следующая фаза пищеварения. Она включает в себя производство пищеварительных соков, и продолжение расщепления пищевых продуктов. В этом процессе принимают участие желудок, поджелудочная железа и печень, которые производят различные пищеварительные соки. Каждый помогает переварить различные виды пищи. Например, желудок вырабатывает кислоту и ферменты необходимые для переваривания белков. После того как вся съеденная пища расщепляется в пищеварительном процессе, она готова к следующему этапу, - всасыванию.

Всасывание: во время переваривания пищи разбивается на глюкозу, аминокислоты или молекулы жирных кислот. Эти молекулы попадают в тонкую кишку, где начинается фаза всасывания. Молекулы всасывается через тонкий кишечник, и попадают в кровоток. Попав в кровь, питательные вещества доставляются к различным частям тела, где они либо используются для обеспечения процессов жизнедеятельности, либо сохраняются для будущего использования. Процесс того, какие вещества будут использоваться сразу, а какие будут сохранены, контролирует печень.

Выделение (вывод отходов пищеварения): выделение является заключительным этапом в процессе пищеварения. При этом все компоненты пищи, которую вы употребили и которые не были использованы для питания вашего организма, выводятся из него. И моча, и кал являются формами такой утилизации. Некоторые компоненты, такие как нерастворимые волокна, не усваивается организмом, но необходимы для пищеварения. Нерастворимые волокна помогают вашей пищеварительной системе в процессе передвижения отходов пищи по кишечнику. Несмотря на то, что пищеварительный процесс занимает от 24 до 72 часов, для полной утилизации поглощенной пищи может понадобиться несколько дней.

Как помочь своему организму в получении полезных веществ?

  • Принимайте пищу только в эмоционально уравновешенном состоянии
  • Ешьте только тогда, когда проголодаетесь
  • Тщательно пережевывайте пищу
  • Не принимайте слишком холодной и слишком горячей пищи
  • Соблюдайте умеренность, не переедайте нормальный объем пищи должен составлять 400-700 грамм.
  • Пейте жидкость до и после еды
  • Ешьте простую пищу. Предпочтение отдавайте продуктам, произрастающим на территории вашей страны.
  • Старайтесь, чтобы половину ежедневного рациона составляла сырая растительная пища.
  • Не принимайтесь за активную работу сразу после еды, немного отдохните.

Существует огромное множество всевозможных рекомендаций и диет, направленных на то, чтобы привести в порядок работу пищеварительной системы. Но все их можно свести к одной простой мысли: залог надлежащей работы вашего организма – сбалансированное и правильное питание.

Что же собой представляет понятие «здоровье»?

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Оценка состояния здоровья

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

Здоровье отдельного человека (индивидуума);

Здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

Здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели.

I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Известный хирург, пропагандист здорового образа жизни, академик Н.А. Амосов говорит: «Народ здоров, если здорово общество».

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.

Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: «...человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни».

Резюмируя данную лекцию, можно сказать, что основа здорового образа жизни, стиль жизни и жизненные мотивации каждого человека в конечном счете определяют его здоровье и социальное благополучие в течение всей жизни.



Рассказать друзьям