Международный день инвалидов. Люди с инвалидностью во франции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1982 году ООН призвала все государства и международные организации проводить различные мероприятия с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Франция постановлению ООН в отношении инвалидов следует. В России сегодня 13 миллионов инвалидов.


3 декабря во всем мире отмечается Международный день инвалидов. Праздником в привычном смысле слова его назвать трудно. И тем не менее, людям с недугами, которые можно квалицировать как инвалидность? в этот день уделяется больше внимания, чем обычно.

Международный день инвалидов был учрежден Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1982 году. ООН призвала все государства и международные организации в этот день проводить различные мероприятия с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Франция постановлению ООН в отношении инвалидов следует. И относится это как к повседневной жизни инвалидов, так и к профессиональной.

Сначала надо установить, что такое инвалидность. Вот как определяют это понятие эксперты Всемирной организации здравоохранения. Инвалидность - это "ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов".

Итак, во Франции к нуждам инвалидов относятся серьезно. Это касается как профессиональной жизни, так и быта. Инвалид не должен чувствовать себя ущемленным в профессиональном смысле. Во Франции существует закон, согласно которому инвалиду не должны отказывать при поступлении на работу. Газета "Паризьен" к Международному дню инвалидов проинтервьюировала нескольких человек. Одна из них- адвокат рассказала, что она - цитирую - "работает головой". Конечно, жаль, что ей приходится сидеть в кресле.

В Париже существуют специальные бюро по найму для инвалидов, и многие через них находят работу. Во всех общественных местах, в музеях существуют специальные подъемники для инвалидов. Установлены специальные платформы для инвалидных колясок в городском транспорте. Такая забота об инвалидах - не особенность Франции. На Западе к инвалидам не относятся как к людям ущербным, их считают полноценными членами общества.

В России, где также отмечается Международный день инвалидов - по словам уполномоченного по правам человека при правительстве Владимира Лукина - сегодня 13 миллионов инвалидов. Их число с каждым годом растет. В России инвалидами ежегодно признаются 3,5 миллиона человек. Цифра огромная. Причины специалисты называют разные: низкий уровень развития российских регионов, низкое качество здравоохранения, экологические проблемы, производственный травматизм, трамвы в ходе военных действий. Причин много. Ну, а что касается вопросов, связанных с соблюдением прав инвалидов, они - по словам Лукина - носят острый характер, положение инвалидов в России остается тяжелым.

Marie-Louise Cros-Courtial, Marc Vericel

Неоднородный характер проблемы инвалидности отражен в многообразии юридических норм и льгот, которые большинство стран ввели и законодательно закрепили в течение последних ста лет. Франция выбрана в качестве модели в связи с тем, что она обладает, возможно, одной из наиболее разработанных систем законодательства относительно классификации инвалидности. Хотя французская система может и не выглядеть типичной при сопоставлении с аналогичными системами других стран, у нее присутствуют - с точки зрения темы данной статьи - все характерные элементы исторически сформировавшейся системы. Следовательно, изучение данного вопроса показывает основные моменты, которые должны учитываться любой системой, предоставляющей инвалидам права и нормы, подлежащие выполнению согласно закону.

Двадцатая годовщина принятия Закона от 30 июня 1975 года в отношении инвалидов вновь возбудила интерес к судьбе инвалидов во Франции. По оценкам число инвалидов среди французов составляет от 1,5 млн. до 6 млн. человек (приблизительно 10% всего населения), хотя эти оценки являются неточными в определении инвалидности. Эта группа населения очень часто отбрасывается на нижние ступени общественной лестницы и, несмотря на прогрессивное развитие в данной сфере, их положение остается серьезной проблемой для общества, характеризующейся болезненными человеческими, моральными и эмоциональными издержками, которые раскалывают коллективную идею национальной солидарности.

По французскому законодательству инвалиды пользуются такими же правами и свободами, как и все остальные, и им также гарантированы равные возможности и отношение. Однако до тех пор, пока не вступает в действие конкретный механизм помощи, это равенство является чисто теоретическим: инвалидам может, например, потребоваться специальный транспорт и планировка города таким образом, чтобы они могли передвигаться как другие граждане. Такого рода шаги, благодаря которым инвалиды могут пользоваться равными возможностями, на деле направлены не на то, чтобы обеспечивать благоприятные условия, а на то, чтобы сводить на нет отрицательные моменты, связанные с инвалидностью. Сюда входят законодательные и другие меры, принятые по инициативе правительства, которые гарантируют равные возможности в получении образования, обучении, приеме на работу и в быту. Равные возможности и смягчение проблем инвалидности составляют основную цель социальной политики по отношению к инвалидам.

В большинстве случаев, однако, различные мероприятия (как правило, их называют дифференцированные политические мероприятия), предписанные французским законодательством, не охватывают всех лиц, страдающих от данной формы инвалидности, а лишь некоторые подгруппы: например, конкретные пособия или программы в целях профессиональной реинтеграции предоставляются только конкретной категории инвалидов. Разнообразие форм инвалидности и многочисленные сферы, в которых эти формы могут возникать, потребовали разработки классификационных систем, которые должны были бы учитывать официальный статус человека, а также и степень его инвалидности.

Разнообразие форм инвалидности и определение официального статуса
Во Франции условия, в которых возникают формы инвалидности, составляют основную базу для классификации. Классификация, основанная на природных факторах (физических, умственных или рецепторных) и степени инвалидности, также касается, разумеется, обращения с инвалидами и принимается во внимание. Другие системы классификаций особенно важны в определении, является ли охрана здоровья и трудотерапия наилучшим решением, и приемлем ли институт опекунства (лица, страдающие умственными отклонениями, могут находиться под опекой государства). Тем не менее, классификация, построенная на основании природных факторов инвалидности, является главным показателем при определении официального статуса данного инвалида, его прав и права на льготы.

Анализ основ французского законодательства, которое применяется по отношению к инвалидам, доказывает многообразие и комплексный характер систем по оказанию помощи. Эта организационная неуклюжесть сложилась исторически, однако сохраняется по сей день и несет в себе массу проблем.

Разработка понятия «официального статуса»
До конца девятнадцатого века забота об инвалидах в основном выглядела как форма «благотворительности» и, как правило, осуществлялась в богадельнях. Только в начале двадцатого века идеи реабилитации и финансовой помощи получили развитие на фоне нового взгляда на инвалидность со стороны культуры и общества. Согласно этой точке зрения к инвалидам стали относиться как к больным людям, нуждающимся в реабилитации - если не до статус-кво, то, по крайней мере, до равноправного положения. Это изменение в сознании стало возможно в результате развития механизации и сопутствующих ей травм на производстве, а также огромного числа ветеранов Первой мировой войны, ставших пожизненными инвалидами.

Закон от 8 апреля 1898 года усовершенствовал систему компенсаций за производственный травматизм, когда перестали требовать доказательства об ответственности работодателя, и была установлена система немедленных компенсационных выплат. В 1946 году контроль за опасными ситуациями, связанными с производственным травматизмом и профзаболеваниями, был передан системе социального обеспечения.

С целью избавления от предрассудков, отрицательное влияние которых испытывали на себе раненые или инвалиды из числа ветеранов Первой мировой войны, был принят ряд законов. Среди них были следующие:

· В 1915 году был принят Закон, который установил систему профессиональной переподготовки
· В 1916 году был принят Закон (дополнен Законом от 1923 года), согласно которому инвалиды войны получили приоритет при приеме на работу в государственный сектор
· 31 марта 1918 года был принят Закон, дающий право на фиксированный размер пенсии исходя из степени инвалидности
· 26 апреля 1924 года был принят закон, предписывающий организациям частного сектора принимать на работу определенный процент инвалидов войны

В период между двумя войнами наблюдался рост большого числа первых крупных ассоциаций инвалидов из гражданского населения. Наиболее известными стали: «Федерация инвалидов труда» (1921), «Лига по адаптации физических инвалидов труда» (ЛАФИТ, 1929) и «Французская ассоциация больных параличом» (ФАБП, 1933). Под давлением этих ассоциаций и союзов жертвы травм на производстве, а в итоге и все инвалиды стали постоянно пользоваться программами помощи, в основе которых лежали программы, созданные для ветеранов войны.

В 1930 году для рабочих была выработана система страхования по инвалидности, которую подкрепил Декрет 1945 года о создании системы социального страхования. Согласно этой системе рабочие получают пенсию, если их способность работать, или зарабатывать себе на жизнь значительно утрачена в результате заболевания или несчастного случая. Законом 1930 года было признано право жертв несчастных случаев на производстве проходить переподготовку. Система обучения и переподготовки для слепых была создана в 1945 году, а с 1949 года начала охватывать всех лиц с серьезными формами инвалидности. С 1955 году обязательство нанимать на работу определенный минимальный процент инвалидов войны включила в себя остальных граждан-инвалидов.

МЕДИЦИНА Всемирная организация здравоохранения, тщательно проанализировав систему медицинского обслуживания 191 страны, отдала пальму первенства Франции. При этом учитывались такие критерии, как эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. Именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование и, кроме того, ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения. Медицинское обслуживание во Франции платное.

Оплата медицинского обслуживания во Франции осуществляется через страховые компании, называемые "кассами". У каждого работающего француза снимается определенный процент заработной платы, чтобы в дальнейшем можно было оплатить медицинское обслуживание и возвратить стоимость лекарств. Даже получая пенсию, француз продолжает платить в "кассы". Если человек заболевает и нуждается в стационарном лечении, то 33 дня пребывания в больнице оплачивает "касса". Все остальное время больной должен оплатить из своего кармана. Если болезнь длится больше 60 дней, человек переводится в бесплатные больницы. Если это состояние продолжается 3 года, человек получает инвалидность. Во Франции существует две группы инвалидности: 1-я группа, когда человек не может обслуживать себя сам; 2-я - все остальные.
При каждой больнице имеется поликлиника для амбулаторных больных. Для официально признанных неимущих существуют бесплатные поликлиники .

Аптеки во Франции обозначаются зеленым крестом и надписью на французском языке. Время работы аптек везде разное, но большинство работает с 9.00 до 20.00. Список дежурных аптек вывешен на двери каждой аптеки.

ПЕНСИЯ

Во Франции одна из наиболее сложных систем пенсионного страхования в Европе. На пенсию французы в основном уходят в возрасте 60 лет (и мужчины, и женщины). Однако есть отдельные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже (например, шахтеры).
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах:
- Пенсионное накопительное страхование: пенсия в этом случае выплачивается из средств, откладываемых Вами на протяжении трудовой деятельности.
- Солидарность: пенсии выплачиваются старикам из отчислений ныне работающих.
Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель.

Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6,000 евро или 5,000 долларов в год, максимальная в два раза больше.

ПОСОБИЯ

Семейная политика заключается в том, чтобы помочь родителям успешно сочетать воспитание детей и работу. Поэтому значительные суммы, предоставляемые в качестве социальных пособий на малолетних детей , предназначены для того, чтобы либо уменьшить расходы семьи на няню, либо дать родителям возможность самим обеспечить присмотр за детьми.
Выплата пособия родителям на воспитание детей вне зависимости от наличия у них собственных средств назначается, если один из родителей, имеющий стаж работы не менее двух лет, решает прервать работу для воспитания детей в возрасте до 3 лет. На помощь семье для найма няни по уходу за детьми также выделяется помощь (до исполнения ребенку 6 лет). Существуют также ежемесячные выплаты в качестве пособия на ребенка дошкольного возраста для категории малоимущих. Существуют и другие специфические виды помощи, например, пособие к началу учебного года, выплачиваемое семьям с низким доходом, и семейная надбавка, выплачиваемая многодетным семьям с детьми старше 3 лет. Выплачивается также поощрительное пособие для женщин, желающих вернуться на работу. Оно также выплачивается не имеющим доходов женщинам, ищущим работу, в том числе получающим минимальные социальные пособия (пособие на трудоустройство, надбавка одинокому родителю, пособие вдовам), а также женщинам, получающим специальное пособие солидарности или пособие на трудоустройство. Кроме того, в случае возобновления работы временно сохраняется пособие по уходу за ребенком. Этот порядок предусматривает получение совокупно как пособия, так и дохода от трудовой деятельности в течение двух месяцев при возрасте ребенка от 18 до 30 месяцев и призван облегчить возвращение женщины на работу, сокращая время ее отсутствия на рынке труда.

Во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья , которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия . Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья . Во Франции существует закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье.

Наши слушатели, среди которых есть немало инвалидов по зрению и с ограниченной подвижностью, часто интересуются положением и правами инвалидов во Франции.

Как помогает инвалидам государство? Какие у нас имеются ассоциации? Как осуществляется юридическая помощь? Совсем недавно с такими вопросами ко мне обратился наш постоянный слушатель из Нижнего Новогорода Дмитрий Балыкин.


На самом деле, ответить не так просто из-за обилия информации и из-за того, что помощь инвалидам осуществляется на уровне государства, различных министерств, регионов, департаментов и коммун, а также ассоциациями. У всех имеются соответствующие интернет-сайты, однако, суммировать всю эту разнообразную информацию непросто.

Прежде всего, трудно дать даже определение инвалидности. Согласно оценке близких, семей, в которых имеется живущий дома инвалид, людей с физическим или умственным ущербом насчитывается примерно 3 200 000 человек, то есть около 5% французского населения. Тяжелая степерь инвалидности официально зарегистрирована у более 1 200 000 человек, но сюда не включены дица, которым более 60 лет. Живут в клиниках и специальных центрах более 360 000 человек, из которых примерно 220 000 детей. В то же время, далеко не все такие лица получают пособия по инвалидности. Среди взрослых пособия получают более 500 000 человек, и примерно 85 000 семей получают пособия на детей-инвалидов. Тем не менее, если считать разные типы помощи, то помощь получают почти 1,5 миллиона человек.

Где уатся дети с инвалидностью? Две трети из них учатся в обычных школах, но в большинстве своем – это особые классы в начальных классах и колледжах, которые либо состоят целиком из детей с различными дефектами, либо в каждом таком классе имеется несколько детей-инвалидов, и вдобавок к обычным учителям этим детям помогает дополнительный учитель-воспитатель. В 2005 году был принят специальный закон, по которому директор школы не имеет права отказать в приеме ребенку-инвалиду из его района. Однако, тяжелые случаи пороков развития также нередки. Около 85 000 детей-инвалидов получают образование в специальных учебно-лечебных заведениях, которые зависят не от министерства образования, а от министерства по социальным проблемам.

Ну а взрослые? Государство всячески борется против дискриминации в отношении инвалидов. Уже давно принято законодательство, по которому предприятия, имеющие более 20 штатных сотрудников, обязаны принимать на работу инвалидов, если, разумеется, эти инвалиды имеют соответствующую квалификацию. Для инвалидов установлена квота в 6% от общего числа рабочих мест. На практике, предприятия и службы, которые выполняют эту квоту, достаточно редки. Чтобы компенсировать недовыполнение нормы, каждое второе предприятие во Франции платит отчисления Ассоциации по управлению фондам с целью профессионального устрйства инвалидов (AGEFIPH) . Эта ассоциация была создана в соответствии с законом от 10 июля 1987 года о трудоустройстве инвалидов. Согласно статистике за 2007 год, AGEFIPH оказала помощь более чем 260 000 инвалидов. 83 000 инвалидов получили работу или сохранили рабочие места и 144 000 человек прошли различные курсы профессионального обучения. Существует и форма поощрения работодателя – та же инстанция выплачивает ему премию в размере 1600 евро за предоставление трудового контракта на срок не менее 12ти месяцев инвалиду.

Совсем недавно была создана новая государственная инстанция по борьбе с самыми разными формами дискриминации – и в том числе дискриминации в отношении инвалидов. Эта инстанция называется Высшая инстанция по борьбе против дискриминации и за равенство (HALDE). Эта инстанция оказывает помощь всем жертвам дискриминации, которую запрещает французское законодательство. Речь идет о дискриминации, основанной на расовом или этническом происхождении, на половых различиях и на инвалидности в таких областях, как трудоустройство, жилье, образование, и так далее. Кстати сказать, HALDE борется и за права иностранцев, которые на законных основаниях проживают во Франции. Недавно эта инстанция рекомендовала правительству отменить ограничения на прием на работу иностранцев, за исключением рабочих мест, связанных с национальной безопасностью. В настоящее время во Франции семь миллионов рабочих мест, то есть примерно треть от всех рабочих мест в стране, и в том числе все чиновничьи должности, закрыты для иностранцев.

Кроме этих инстанций, во Франции имеются сотни, если не тысячи ассоциаций национального и местного уровней, которые занимаются помозью инвалидам, в том числе специфические ассоциации для больных синдромом Дауна, для паралитиков и так далее. И все эти ассоциации оказывают инвалидам юридическую помощь, как правило, бесплатно.

Ну а теперь перейдем к другим вашим письмам, друзья. Игорь Фокин из Роги просит нас прислать ему несколько французских марок. К сожалению, мы их специально не собирали, но можем постараться. Наш старый и верный слушатель Николай Логинов нас просто приветствует. Взаимно.

А вот милое письмо от Сергея Рябухина из Волгограда. Он пишет: «Я неделю назад приехал из Парижа, теперь не могу просто так спать. Обязательно приснится или площадь Конкорд или Ассамблея или прогулка по Сене или кафешка... До Дома радио я не доехал на прогулочном речном трамвайчике, но сейчас пишу вам. ОЧЕНЬ ХОЧУ РАБОТАТЬ на радио в Париже. Пока могу и на расстоянии – история Волгограда. История Парижа – да,да! Сейчас я работаю на музыкальной радиостанции Европа-плюс. Помогите! На вас вся надежда. Я хочу переехать в Париж и сделать там карьеру радиоведущего».

Не хочется сбивать Ваш энтузиазм, Сергей, но думаю, что мы вряд ли сможем Вам помочь. Не знаю, рассказывала ли я об этом в Почтовом ящике, но пока нам предстоит не расширение штата, а сокращение. Наша дирекция собирается сократить пятую часть сотрудников РФИ, 206 человек, в том числе двоих из Русской службы. В ближайшие дни будут обнародованы предложения дирекции по добровольному уходу, и те, кто согласится уйти добровольно, получат неплохую денежную компенсацию. Однако, на практике это предложение привлекательно лишь для тех, кто должен в любом случае скоро выйти на пенсию или для молодых талантливых журналистов, которые могут быстро найти другую работу. Однако, для подавляющего большинства эти условия, скорее всего, окажутся неприемлемыми, после чего дирекция начнет увольнять. Как Вы понимаете, в ситуации общего экономического кризиса и в кризисной ситуации на нашем радио трудно думать о новых сотрудниках. Дай Бог нам пережить черные дни!

Упомяну еще о кратком письме нашего старинного слушателя из Литвы Римгаудаса Маузы и о письме нового слушателя из Владивостока Олега Галинского, которому нравится и наш сайт, и наши передачи. Олег спрашивает, высылаем ли мы карточки QSL . К сожалению, не высылаем.

В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и прежде всего через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества.

Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие

врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно.

Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности, типично для законодательства ряда зарубежных стран.

Высказанная и обоснованная просветителями XVII века в концепции естественных прав человека идея о равенстве всех людей на Земле, как юридический принцип, была закреплена в Декларации независимости СИТА 1776 года, В дальнейшем она нашла отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года, в других актах.

Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В нее не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав "всех людей без исключения".

Затем последовало принятие ООН в 1975 году Декларации прав инвалида. "Инвалиды, - говорится в ней, - каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной".

Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого человека данного общества.

В Соединенных Штатах Америки права инвалидов закреплены законодательно и включены в общую систему гражданских прав, запрещающую дискриминацию человека. Базовым нормативно-правовым актом в данном вопросе является Закон 1990 года "Об инвалидах", защищающий на федеральном уровне права этой социальной группы и запрещающий ее дискриминацию в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте. Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов "равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг". Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и городских собраниях. Закон обязывает предпринимать "разумные изменения политики, практики и процедур для избежания дискриминации в отношении инвалидов". Кроме того, соответствующие государственные службы и строительные компании должны учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрация общественного транспорта не должна допускать дискриминации инвалидов при предоставлении своих услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам надлежащие удобства при посадке - высадке и проезде или предоставлять специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта. Законом США "О трудоустройстве инвалидов" запрещается их дискриминация при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, оплате труда.


Конституция Канады также закрепляет принцип равноправия инвалидов и невозможности дискриминации их по принципу физической или умственной неполноценности.

В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующего содержания: "Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных или физических)". В настоящее время в ФРГ завершена процедура принятия IX раздела Кодекса социального законодательства (Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества), в котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилита1щи и обеспечения прав инвалидов. Дополнение, внесенное в Кодекс, вступило в силу 1 июля 2001 г.

Закон Великобритании "О недискриминации инвалидов" 1995 года также включает принцип равных прав инвалидов и неинвалидов.

В Венгрии принцип равных прав закреплен в законе "О правах инвалидов и обеспечении для них равных возможностей" 1998 года.

В 36 законах Китая имеются нормы, гарантирующие права и интересы инвалидов.

Наличие статистических данных о количестве инвалидов в стране, прогнозирование и выявление динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по ее предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеют важное значение.

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создания для них нормальных условий жизни, Согласно статистике, в среднем 10% жителей нашей планеты (более 500 млн. чел) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида.

Эти цифры красноречиво говорят о масштабности проблемы и, помимо ее всеобщего характера, свидетельствуют о широком распространении этого явления в любой стране, особенно в странах с большой численностью населения. Согласно информационно-справочному материалу Министерства иностранных дел Российской Федерации (исх. №.653/дгпч от 25 апреля 2001 г) в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США - 54 млн. инвалидов, что составляет 19%.

Настораживающими являются прогнозы динамики роста численности инвалидов в мире, особенно активного трудового возраста, например, в Канаде в течение ближайших 15 лет их число может увеличиться более чем в 2 раза. Самой неблагоприятной оценивается ситуация среди коренного населения, где умственными и физическими недостатками страдают почти 30% взрослого населения - показатель, более чем в 2 раза превышающий средние цифры по стране (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).1 ()

Рост инвалидов в международном масштабе объясняется как ростом самого показателя, свидетельствующего об ухудшении здоровья жителей планеты, так и расширением критериев определения инвалидности, прежде всего по отношению к лицам пожилого возраста и в особенности к детям. В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% составляют люди пожилого возраста.

Причинами наступления инвалидности в мире считаются:

болезни сердечно-сосудистой системы (более 25%);

злокачественные новообразования (более 22%);

травмы (более 14%);

болезни органов дыхания и туберкулез (около 8%);

психические расстройства (около 3%).

Из класса болезней органов кровообращения ведущее место занимают цереброваскулярные болезни (более 35%) и ишемическая болезнь сердца (более 37%), уровень которых составляет 15,1 и 14,8 случаев на 10 тыс. населения.

Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Увеличение общего числа инвалидов во всех развитых странах мира и особенно числа детей-инвалидов (насчитывается от 0,12% в Великобритании до 18% в Канаде от общего числа инвалидов) поставило в число национальных приоритетов этих стран проблему предупреждения инвалидности и профилактики детской инвалидности (информация МИД России от 25 апреля 2001 г)."

Термин "предупреждение инвалидности", согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, означает осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

В Федеративной Республике Германии, согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания.

На начальном этапе, как правило, оказываются услуги медицинского характера; лечение в больницах, курортно-санаторных организациях и 19-ти специальных реабилитационных центрах (на 3200 койко-мест) посредством лечебной гимнастики и спорта, массажа, особой терапии с учетом характера инвалидности. В центрах изготавливаются протезы, предоставляются ортопедические и другие вспомогательные средства. При этом предпочтение отдается, по возможности, амбулаторному способу лечения.

На втором этапе реабилитационных мероприятий оказывается содействие (с учетом физических возможностей, склонностей, профпригодности и опыта) в получении необходимых навыков для последующей трудовой деятельности на рынке труда, профессиональной подготовке и переподготовке. Этим целям служат 28 заведений профтехобразования для взрослых (на 15 тыс. мест), учебный план которых включает приобретение профессий в сфере торговли, управления, промышленности, техники, а также в области здравоохранения и социальных услуг. При необходимости возможно проживание в интернате.

Для инвалидов с психическими отклонениями образовано 8 особых тренировочных центров со сходными задачами (на 457 мест).

Молодые люди, которые находятся под наблюдением врачей, психологов и педагогов и которым по состоянию здоровья противопоказано производственное обучение, постигают основы подходящих для них профессий в одном из 46 специальных учебных заведений (всего 12,3 тыс. мест).

В США, Великобритании, Канаде, Германии в результате реализации национальных программ по профилактике детской инвалидности почти 100% новорожденных обследуются на наследственные заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, что позволяет своевременно выявлять эти заболевания, целенаправленно проводить лечение и избежать отставания в психическом развитии ребенка. За счет использования цитогенетических и перинатальных исследований предупреждается

рождение детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Ранняя аудиологическая диагностика позволяет выявлять детей, страдающих врожденной глухотой, и проводить раннюю реабилитацию.

Положителен опыт этих государств в вопросе определения возможных затрат и реального выделения средств на осуществление реабилитационных мероприятий. По данным за 1999 год, в ФРГ (6,6 млн. инвалидов) только на эти цели было выделено 53 млрд. марок (около 675,2млрд. российских руб), в Канаде (4,2 млн. инвалидов) - около 1,5 млрд. канад. долл. (около 27 млрд. руб), в Великобритании (5 млн. инвалидов) - около 1 млрд. ф. ст., что составляет 41 млрд. руб. (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).13

Законодательством зарубежных стран закрепляются институты социальной защиты инвалидов, определяется круг государственных органов, участвующих в реализации программ защиты этих граждан и ответственных за них или координирующих вопросы социальной защиты инвалидов.

С середины 70-х годов в ряде государств мира были приняты специальные законодательные акты но проблемам инвалидов. Они представляют практический интерес для России.

В Германии, например, выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно социальное страхование, компенсация и помощь.

Вопросы социальной защиты инвалидов регулируются законами:

Об инвалидах 1974 года;

Об единообразии мер по реабилитации 1974 года;

О содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года;

О борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;

Кодексом социального законодательства.

В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения.

Законодательной основой системы защиты прав инвалидов в Великобритании являются законы:

О национальной помощи 1948 года;

Об инвалидах 1986 года;

О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года;

О социальном обеспечении 1994 года;

о недискриминации инвалидов 1995 года и др.

Данные законы, наряду с конституционными правами; провозглашают права инвалидов на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, учебным заведениям и жилью, на получение работы. Законы и подзаконные акты требуют, чтобы все вводимые в эксплуатацию железнодорожные поезда были полностью обустроены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок, С конца 2000 года эти правила распространяются на новые городские автобусы и автобусы дальнего следования.

В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют, наряду с государственными органами, общественные организации и благотворительные союзы.

В США общий надзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов и недопущением в отношении их какой-либо дискриминации возложен на министерство юстиции.

Контрольными функциями по обеспечению прав инвалидов в различных областях наделены и другие федеральные ведомства;

министерство образования (отдел специальных образовательных программ);

министерство здравоохранения и социальных служб (управление по гражданским правам);

министерство жилищного строительства и городского развития (отделы по правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при строительстве жилья);

министерство труда (управление программ по заключению трудовых соглашений);

министерство транспорта (федеральная администрация городского транспорта при министерстве);

министерство по делам ветеранов (по вопросам инвалидов-ветеранов);

министерство сельского хозяйства (отдел распределения талонов бесплатной продовольственной помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах на продукты питания);

комиссия по гражданским правам;

комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве и др.

В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, существуют более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственных органах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Бюро сотрудничает с другими государственными институтами, занимается мониторингом научных исследований в данной области. Главными направлениями деятельности бюро являются;

обеспечение соблюдения гражданских прав, обучение, трудоустройство, улучшение жилищных условий, решение проблем транспортировки инвалидов, их доступ к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития людских ресурсов существуют Фонд возможностей, Федерально-провинциальная программа содействия трудоустройству инвалидов, программа "Социальное развитие в партнерстве".

Министерство канадского наследия вовлечено в работу с инвалидами через управление по делам спорта, координирующее параолимпийский спорт, а также строительство специально оборудованных спортивно-оздоровительных центров по всей стране, а также через управление национальных парков, осуществляющее программу усовершенствования доступа инвалидов в парки и рекреационные зоны.

Министерство транспорта занимается вопросами доступности и безопасности транспортной системы Канады для инвалидов.

Министерство иностранных дел и международной торговли Канады предоставляет бесплатную и доступную информацию различным категориям инвалидов о путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными возможностями, и оказывает им консульские услуги.

Опыт США, Великобритании, Канады и других стран свидетельствует о том, что выплата предусмотренных их законодательством пособий по инвалидности осуществляется посредством реализации ряда программ социальной защиты инвалидов.

В США выплата пособий по инвалидности осуществляется по линии программы дополнительных пособий малоимущим (ПДГТМ). Она финансируется и контролируется федеральным ведомством - администрацией по остальному страхованию. ПДПМ представляет собой программу помощи, гарантирующую минимальный уровень доходов нуждающимся инвалидам. Система расчета выплат довольна сложна, определяется рядом факторов (степенью утраты трудоспособности, семейным положением, количеством иждивенцев, уровнем получаемых доходов) и составляется таким образом, что при росте дохода снижается размер пособия. В частности, вводится понятие "существенная зарплата", которая в настоящее время для большинства инвалидов определяется в 740 долл. (около 21460 руб), а для потерявших зрение - в 1240 долл. (около 36 тыс. руб) в месяц. Если заработок превышает данный уровень, это рассматривается как показатель достаточных возможностей инвалида к труду и способность самостоятельно обеспечить себя материально.

Суммы пособий регулярно пересматриваются и на январь 2001 года составляли на человека 530 долл. (около 15 тыс. руб.) в месяц, на супружескую пару - 796 долл. (около 23 тыс. руб.).

Для инвалидов-ветеранов сумма пособий постоянно меняется и в настоящее время колеблется от 101 долл. (для лиц с 10% инвалидности) до 2100 долл. (от 3 до 60 тыс. руб.) в месяц для ветеранов, признанных полными инвалидами.

В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается возможность получения молодежью специального или высшего образования, а также учитывается их опыт работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы "Стратегия трудоустройства молодежи" существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, а также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования, В соответствии с программой "Социальное развитие в партнерстве" учебным заведениям, социальным советам, добровольным организациям, неправительственным организациям и агентствам, созданным не с целью получения прибыли, работающим с инвалидами, оказывается помощь в организации и финансировании специальных проектов.

Непосредственные организации инвалидов также могут пользоваться этой программой,

Инвалид-студент пользуется рядом финансовых льгот и привилегий в соответствии с канадской программой студенческих - займов. Ему выделяется дополнительная субсидия в размере 5000 канад. долл. (около 90 тыс. руб.) на расходы, связанные с обучением (например, на приобретение специального записывающего устройства или оплату услуг помощника).

Лица, вносившие в процессе своей трудовой деятельности отчисления в канадский пенсионный фонд и прекратившие работать по инвалидности, имеют право на получение льготной (до достижения 65 - летнего возраста) пенсии.

Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федератцвд (провинций). Однако после 1996 года федеральное и провинтщальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом, и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план "Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов", в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей:

1) инвалиды являются полноценными членами канадского общества;

2) инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества;

3) необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимально независимых членов общества. Акцент сделан на то, что вне зависимости от характера принимаемых в дальнейшем программ инвалиды становятся их участниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственных дотаций.

Представляет интерес и правительственная национальная программа Великобритании "Новая профессия для инвалидов", созданная в апреле 2000 года Общественной комиссией по правам инвалидов во взаимодействии с государственными органами и ассоциациями работодателей и устанавливающая, что главным доходом для людей, не имеющих работы по причине своей инвалидности, является пособие по нетрудоспособности.

С апреля 2000 года действуют три вида пособий:

1. Еженедельные пособия в течение первых 28 недель с момента болезни (для инвалидов и тех, кто не получает пособие по болезни) в размере 50.90 ф. ст. (более 2 тыс. руб.);

2. Еженедельные пособия в размере 60.20 ф. ст. (около 2,5 тыс. руб.) с 29 по 52 неделю болезни;

3. Еженедельные пособия в размере 67.50 ф. ст. (около 3 тыс. руб.), выплачиваемые после 52 педель болезни.

В дополнение к этому базовому пособию различным категориям инвалидов выплачиваются следующие виды пособий: пособие по пожизненной инвалидности - оно рассчитано на оказание дополнительной материальной помощи гражданам с тяжелой формой инвалидности старше 65 лет, а также получившим инвалидность в раннем возрасте и не успевшим заработать и скопить себе капитал. Право на получение этого пособия зависит от степени инвалидности заявителя, необходимости оказания помощи по уходу за ним и назначается, если заявитель нуждается в посторонней помощи в течение трех месяцев. Та часть пособия, которая предназначена для оплаты помощи по уходу, зависит от степени инвалидности и составляет соответственно 53.55, 35.80 и 14.20 ф. ст. (что равно 2200, 1500, 600 руб.) в неделю. Часть пособия, предназначенная для оплаты расходов по передвижению, составляет либо 37.40 ф. ст. (более 1500 руб.), либо 14.20 ф. ст. (около 600 руб.) в неделю; пособие по тяжелой инвалидности выплачивается гражданам Великобритании в возрасте 16 - 65 лет по прошествии первых 28 недель инвалидности, не имеющим возможности получать пособие по нетрудоспособности по причине недостаточных вкладов в систему Национального страхования. Пособие не зависит от размера заработной платы, не облагается налогом, составляет 40.80 ф. ст. (более 1,6 тыс. руб.) в неделю и в зависимости от возраста получателя может увеличиваться на сумму до 14 ф. ст. (более 560 руб.); пособие "гарантия дохода по инвалидности" действует с 6 апреля

2001 г. для людей с тяжелой формой инвалидности в возрасте до 60 лет, которое зависит от доходов, выплачивается в виде дополнения к другим пособиям и составляет 134 ф. ст. (около 5,5 тыс. руб.) в неделю (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).

С октября 1999 года введен налоговый кредит (по сути - пособие) инвалидам, заменивший ранее выплачиваемое пособие работающим инвалидам, в целях повышения уровня их доходов. Размер кредита с апреля 2001 года для одного человека в неделю стал составлять 160 ф. ст. (более 6,5 тыс. руб.) и 246 ф. ст. (более 10,0 тыс. руб.) в неделю для семьи с одним ребенком.

С 2001 года британское правительство предоставило единовременный фант (денежную ссуду) на работу в размере 100 ф. ст. (более 4,0 тыс. руб.) для инвалидов в возрасте от 25 лет, получающим пособие по нетрудоспособности в течение одного года и желающим перейти от системы пособий к работе. Инвалиды имеют право работать, если труд идет на пользу их общему состоянию и на него тратится не менее 16 часов в неделю. Заработная плата в таком случае не должна превышать 59.50 ф. ст. (около 2,5 тыс. руб.) в неделю.

Пособия за увечья, полученные на производстве, либо производственные болезни зависят от размера доходов. Выплаты за производственные травмы производятся в случае, если с работником случилось несчастье на рабочем месте и если он выплачивал подоходный налог. Представители свободных профессий и британские военнослужащие исключаются из этой схемы. К пособиям этой категории относятся: пособие по инвалидности, полученной в результате производственного увечья; выплачивается еженедельно в течение 90 дней с момента увечья. Размер его зависит от степени инвалидности. При 100 - процентной инвалидности выплачивается 109.30 ф. ст. (около 4,5 тыс. руб.), при 90% - 98,37 ф. ст. (более 4,0 тыс. руб), 80% - 87.44 ф. ст. (более 3,5 тыс. руб), 70% - 76.51 ф. ст. (более 3,1 тыс. руб), 60% - 65.58 ф. ст. (более 2,6 тыс. руб), 50% - 54.65 ф. ст. (более 2,2 тыс. руб), 40% - 43.72 ф. ст. (более 1,7 тыс. руб), 30% - 32.79 ф. ст. (более 1,3 тыс. руб); доплата к сокращенному заработку (в дополнение к главному пособию по инвалидности, максимальный размер - 43.72 ф. ст., или около 1,8"тыс. руб); пособие на ребенка (22.25 ф. ст., или более 900 руб);

пособие по уходу за инвалидом, если возраст заявителя от 16 до 6^ лет, исключая студентов дневного обучения, зарплата которых не превышает 50 ф. ст. (более 2,0 тыс. руб) в неделю. С апреля 2001 года еженедельный размер составляет 72 ф. ст. (около 3,0 тыс. руб).

Международный опыт организации социальной защиты граждан свидетельствует о том, что расходы на эти цели в основном покрываются взносами работодателей или финансируются от страховых премий. К тому же, из. государственного бюджета ежегодно выделяется определенная сумма, которая покрывает в среднем до 10% расходов.

В Великобритании взносы с добавлением из бюджета хранятся в национальном Фонде страхования.

Расходы в рамках безвзносовых пособий, пособий, подлежащих проверке нуждаемости, и пособий детям полностью покрываются общей налоговой системой Великобритании.

Согласно законодательству ФРГ, расходы социальной защиты в основном финансируются от страховых премий. Основа взноса образуется от зарплаты и трудовых доходов. Доход от взносов совместно с другим доходом, например от капитала, достаточен для покрытия расходов текущего года. Исключая обязательный резерв, данная система функционирует по принципу текущего финансирования.

В основном взносы платит только работник, поскольку работодатель за внесенную им сумму взносов впоследствии удерживает эту сумму из заработной платы работников. Работодатель оплачивает взносы в счет своих расходов только за рабочих с очень маленьким доходом и по страховым выплатам за травмы.

Кроме доходов от взносов, определенную роль в реализации схем страхования по инвалидности играют и субсидии государства. Все пособия социальной защиты за пределами схем страхования финансирует также государство. Источником этого финансирования является общее налогообложение.

Изучение опыта социальной защиты инвалидов в передовых странах Европы, Азии, а также Канады и США; в которых положение инвалидов позволяет им максимально реализовать возможность вести полноценную жизнь, обладать равными правами наряду с другими гражданами, представляется полезным для России, находящейся в данном вопросе на начальном этапе своего развития.

Теория и методика социальной работы, часть-1, Москва, 1999, С.139.



Рассказать друзьям