Проводки по бухучету финансового обеспечения предупредительных мер. Финансовое обеспечение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА) И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ

В обязанности работодателя входит обеспечение безопасных условий труда, отвечающих государственным требованиям (абз. 4 ч. 2 ст. 22, ст. 212 ТК РФ). В том числе работодатель должен предпринимать меры по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (пп. 4 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).

Например, в числе таких предупредительных мер могут быть:

— обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, специальной одеждой и обувью, а также другими средствами индивидуальной защиты (абз. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ) <1>;

— организация медицинских осмотров работников (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Такие медосмотры обязательны для определенных категорий трудящихся, например для занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 213 ТК РФ) <2>;

— проведение специальной оценки условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, пп. «в» п. 23 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) <3>.

———————————

<1> Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н. Также Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».

<2> Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок их проведения установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

<3> С 1 января 2014 г. порядок проведения такой оценки закреплен Законом о специальной оценке условий труда.

Отметим, что до 2014 г. в отношении определенных рабочих мест работодатель обязан был проводить аттестацию по условиям труда (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Порядок ее проведения был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

В 2014 г. работодатель вправе представить действующие результаты такой аттестации (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ). Это связано с тем, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, по которым проведена аттестация, может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда).

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ЗА СЧЕТ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ С 2013 Г.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предназначено в том числе для того, чтобы обеспечить проведение предупредительных мероприятий (абз. 4 п. 1 ст. 1 Закона N 125-ФЗ).

Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее — Правила N 580н). Данные Правила применяются с 1 января 2013 г. (п. 2 Приказа N 580н).

Обратите внимание!

Приказом Минтруда России от 20.02.2014 N 103н внесены изменения в Правила N 580н (п. 1 данного Приказа, пп. «а» п. 27 Приложения к данному Приказу). Приказ вступил в силу с 8 июня 2014 г. (см. Справочную информацию).

Приведем основные положения, предусмотренные с 2013 г. в отношении финансового обеспечения предупредительных мер.

Часть расходов страхователя на финансирование предупредительных мер может быть возмещена за счет взносов на страхование от производственного травматизма, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», п. 2 Правил N 580н). При этом размер возмещения не может превышать 20% суммы взносов, которую работодатель начислил за предыдущий год, за вычетом сумм страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма, выплаченного работникам в указанном году (абз. 3 п. 2 Правил N 580н).

С 1 января 2014 г. для определенных страхователей также установлено ограничение размера возмещения. В случае если страхователь в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, не осуществлял расходов на финансирование предупредительных мер и штат его работников составляет менее 100 человек, размер возмещения не может превышать одновременно (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ, абз. 4, 5, 6 п. 2 Правил N 580н, п. 1 Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н, пп. «а» п. 27 Приложения к данному Приказу, см. Справочную информацию):

До 1 января 2014 г. такие страхователи возмещали расходы на финансирование предупредительных мер в общем порядке (абз. 3 п. 2 Правил N 580н).

Обратите внимание!

Указанные изменения предусмотрены с 8 июня 2014 г. Приказом Минтруда России от 20.02.2014 N 103н (п. 1 данного Приказа, пп. «а» п. 27 Приложения к данному Приказу, см. Справочную информацию).

По нашему мнению, эти изменения внесены в Правила N 580н в целях приведения их в соответствие Закону N 322-ФЗ. Следовательно, полагаем, что страхователь должен применять установленное ограничение размера возмещения с 1 января 2014 г.

Положения, предусмотренные Правилами N 580н, во многом аналогичны положениям Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 N 113н.

О том, какой порядок финансового обеспечения предупредительных мероприятий действовал в 2012 г. и ранее, вы можете узнать в разд. 8.6.3 «Финансовое обеспечение предупредительных мер за счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2012 г. и ранее».

— какие расходы подлежат возмещению с 2013 г.;

— какой порядок получения возмещения действует с 2013 г.;

— какую отчетность по финансированию предупредительных мер нужно представить страхователю с 2013 г.

КАКИЕ РАСХОДЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МОЖНО С 2013 Г. ВОЗМЕСТИТЬ ЗА СЧЕТ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ

На 2016 г. предусмотрен аналогичный действующему в 2015 г. порядок возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма за счет взносов на страхование от несчастных случаев. См. п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.12.2015 N 363-ФЗ. Изменения будут отражены в Путеводителе при его актуализации.

Перечень расходов, которые страхователь вправе возместить за счет начисленных взносов, включает, в частности, следующие затраты (п. 3 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н):

1) на проведение специальной оценки условий труда;

2) на обеспечение соответствия уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах нормам охраны труда;

4) на приобретение средств индивидуальной защиты, смывающих или обезвреживающих средств для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

<1>;

9) на приобретение тахографов страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки;

10) на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

———————————

Возмещение расходов осуществляется путем снижения суммы взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ (п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н). При этом, как было сказано выше, размер возмещения не может превышать 20% начисленной страхователем за предыдущий год суммы страховых взносов, уменьшенной на сумму выплаченного в предыдущем году страхового обеспечения (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ, п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н).

Например, организация «Альфа» в текущем году направила на профильное обучение специалистов по охране труда. За предыдущий год организация начислила и уплатила в бюджет ФСС РФ взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в размере 240 300 руб. При этом работникам В.А. Афанасьеву и Т.П. Симоновой были выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 24 600 и 33 100 руб. соответственно. Следовательно, в текущем году у ООО «Альфа» есть возможность получить возмещение своих затрат на профилактику производственного травматизма в размере 36 520 руб. ((240 300 руб. — (24 600 руб. + 33 100 руб.)) x 20%).

В случае если страхователь в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, не осуществлял расходов на финансирование предупредительных мер и численность работающих у него лиц составляет менее 100 человек, то размер возмещения не может превышать одновременно (п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н):

— 20% суммы страховых взносов, которые начислены за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом сумм страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма, выплаченного работникам за три предыдущих последовательных календарных года;

— сумму страховых взносов, подлежащих уплате в текущем году.

КАК С 2013 Г. МОЖНО ВОЗМЕСТИТЬ РАСХОДЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЗА СЧЕТ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ

Для получения возмещения страхователю нужно до 1 августа текущего года представить в орган ФСС РФ по месту своей регистрации заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер (п. 4 Приложения к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 N 580н). Данное заявление может быть представлено на бумажном носителе либо в форме электронного документа (п. 4 Приложения к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, п. 17 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н). Форма заявления содержится в Приложении N 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н (п. 17 данного Административного регламента).

Примечание

Приказ Минтруда России от 02.09.2014 N 598н, содержащий в том числе форму вышеупомянутого заявления, вступил в силу с 3 февраля 2015 г. — по истечении 10 дней после даты его официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

До 3 февраля 2015 г. форма заявления не была установлена, следовательно, вы могли подать его в произвольном виде. Полагаем, что при его составлении можно было воспользоваться формой заявления, которую рекомендовал ФСС РФ и привел в Приложении 1 к Приказу ФСС РФ от 20.02.2008 N 37 (п. 1.3 данного Приказа). При этом в тексте формы следовало заменить фразу:

следующими словами:

«В соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2012 N 26440)».

Вместе с заявлением нужно представить (п. 4 Приложения к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, п. 18 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н):

1) план финансового обеспечения предупредительных мер по форме, указанной в Приложении к Правилам N 580н;

2) копию (выписку из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

3) документы (их копии), которые подтверждают необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Конкретный перечень таких документов зависит от вида расходов, которые страхователь предполагает возместить за счет страховых взносов. Он содержится в пп. «а» — «к» п. 4 Правил N 580н.

Отметим, что некоторые из документов, указанных в пп. «а» — «к» п. 4 Правил N 580н, страхователи представлять не обязаны. Такие документы перечислены в п. 5 Правил N 580н. Территориальные органы ФСС РФ получают их от государственных структур путем направления межведомственных запросов или в рамках действия системы «одного окна». В то же время страхователь вправе сам представить данные документы (их копии) (абз. 11 п. 5 Правил N 580н). Это может сократить время принятия Фондом решения о финансовом обеспечении предупредительных мер <1>.

———————————

<1> Срок, в течение которого Фонд должен принять решение, отсчитывается со дня представления полного комплекта необходимых документов (п. 8 Правил N 580н).

Копии документов следует заверить печатью работодателя (абз. 1 п. 6 Правил N 580н).

Требовать представления иных документов, помимо перечисленных, работники ФСС РФ не имеют права (абз. 2 п. 6 Правил N 580н).

Период, в течение которого сотрудники ФСС РФ должны принять решение о выплате возмещения либо об отказе в выплате, зависит от суммы взносов, начисленных страхователем в предыдущем году (п. 8 Правил N 580н).

Так, если вы начислили страховые взносы в сумме до 8 000 000 руб. включительно, решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня представления полного комплекта необходимых документов (пп. «а» п. 8 Правил N 580н).

Если же сумма начисленных взносов составляет более 8 000 000 руб., то решение может быть принято территориальным отделением Фонда только после согласования с ФСС РФ. В этом случае территориальный орган обязан в течение трех рабочих дней со дня получения документов направить их в ФСС РФ. Период согласования составляет 15 рабочих дней со дня поступления документов (пп. «б» п. 8 Правил N 580н). Полагаем, что в данном случае подразумевается дата, когда документы были получены ФСС РФ.

Решение о выплате (отказе в выплате) возмещения сообщается страхователю в течение трех рабочих дней после принятия (согласования) (п. 9 Правил N 580н).

Отказать в возмещении расходов орган ФСС РФ может, только если (п. 10 Правил N 580н):

— поданные документы содержат недостоверную информацию;

— страхователь представил неполный комплект документов;

Во всех иных случаях такой отказ неправомерен. Страхователь может обжаловать решение органа ФСС РФ, обратившись в вышестоящий орган Фонда или в суд (п. 11 Правил N 580н).

Страхователь вправе повторно обратиться с заявлением на возмещение, но не позднее установленного срока (абз. 7 п. 10 Правил N 580н).

Примечание

О некоторых случаях обжалования в судебном порядке решений органов ФСС РФ об отказе в возмещении расходов читайте в разд. 8.6.3.2 «Как в 2012 г. и ранее можно было возместить расходы на предупредительные мероприятия за счет уплаты взносов». Указанные случаи относятся к правилам финансового обеспечения предупредительных мер, действовавших ранее, однако в данном вопросе порядок возмещения расходов не претерпел существенных изменений. В связи с этим полагаем, что выводы судебных инстанций актуальны и сейчас.

Страхователь ведет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и обязан ежеквартально отчитываться перед территориальным органом Фонда об их использовании (п. 12 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н).

ФСС РФ разработал рекомендуемую форму отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение в 2015 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (Письмо от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779). Эта форма, которой стоит воспользоваться при составлении отчета, приведена в Приложении 2 к названному Письму.

По завершении предупредительных мероприятий нужно представить в фонд документы, которые подтверждают произведенные расходы (п. 12 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н). Отметим, что в перечень таких мероприятий входят, в частности, проведение специальной оценки условий труда, обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «а», «е» п. 3 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н). Как разъяснил ФСС РФ, при подтверждении расходов страхователю следует представлять сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда, а также сведения из заключительного акта врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) согласно рекомендуемой форме <1>, в том числе в электронном виде в формате «Excel» (Письмо от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779). Помимо них страхователь представляет и другие необходимые документы.

———————————

<1> Указанная форма приведена в Приложении 1 к упомянутому Письму.

Расходы, фактически произведенные, но документально не подтвержденные, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н).

Правилами, утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, точный срок подачи подтверждающих документов не установлен. В связи с этим рекомендуем уточнить в вашем отделении Фонда срок их представления.

Если средства, выделенные на финансирование предупредительных мер, будут израсходованы не полностью, об этом нужно сообщить в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года (п. 13 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н).

Отметим, что если для осуществления предупредительных мероприятий вы нанимаете исполнителей, то в ваших интересах полностью завершить расчеты с ними до подачи отчетности в ФСС РФ. Практика свидетельствует, что ФСС РФ принимает к зачету только ту часть расходов, которая подтверждена платежными поручениями, даже если страхователь представит копию акта выполненных работ (оказанных услуг) на большую сумму, а также договор, согласно которому окончательная оплата должна быть произведена позднее. Такая позиция чиновников находит поддержку у судей (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.10.2010 N А12-7127/2010). Указанное решение суда принято в отношении ситуации, сложившейся в 2009 г. Однако в этой части порядок финансирования расходов не изменился. Поэтому целесообразно учитывать такой подход чиновников и судей и завершать расчеты с исполнителями до подачи отчетности.

Сумму расходов на предупредительные мероприятия нужно также отразить в строке 9 таблицы 8 разд. II Расчета по форме 4 — ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59 (п. 27.2 Порядка заполнения формы 4 — ФСС, утвержденного Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59).

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ЗА СЧЕТ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ В 2012 Г. И РАНЕЕ

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предназначено в том числе для того, чтобы обеспечить проведение предупредительных мероприятий (абз. 4 п. 1 ст. 1 Закона N 125-ФЗ). Для этого Минздравсоцразвития России по согласованию с ФСС РФ устанавливает правила финансового обеспечения таких мер (п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1083).

В 2012 г. действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 N 113н (далее — Правила N 113н).

Примечание

О том, какие правила финансового обеспечения предупредительных мер действуют с 2013 г., читайте в разд. 8.6.2 «Финансовое обеспечение предупредительных мер за счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с 2013 г.».

Рассмотрим основные положения Правил N 113н.

Часть расходов страхователя на финансирование предупредительных мер может быть возмещена за счет взносов на страхование от производственного травматизма, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. Это установлено п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». На это указывает и п. 2 Правил N 113н.

При этом размер возмещения ограничен. Согласно Правилам N 113н он не может превышать 20% суммы взносов, которую работодатель начислил за предыдущий год (т.е. за 2011 г.). К тому же указанная сумма должна быть уменьшена на сумму выплаченного работникам страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма (абз. 3 п. 2 Правил N 113н).

— какие расходы подлежали возмещению в 2012 г. и предыдущие годы;

— какой порядок получения возмещения действовал в 2012 г. и ранее;

— какую отчетность по финансированию предупредительных мер следовало представить страхователю.

Примечание

В 2011 г. применялись Правила финансового обеспечения предупредительных мер, установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 N 101н (далее — Правила N 101н). При этом действовало то же ограничение: размер возмещения не мог превышать 20% суммы начисленных взносов с учетом выплаченного страхового обеспечения.

На 2010 г. Правила финансового обеспечения предупредительных мер (далее — Правила N 64н) были установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н. Предельный размер возмещения также был ограничен 20% суммы взносов за минусом выплаченного обеспечения по страхованию от производственного травматизма.

КАКИЕ РАСХОДЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ МОЖНО БЫЛО ВОЗМЕСТИТЬ ЗА СЧЕТ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ В 2012 Г. И РАНЕЕ

Правила N 113н четко ограничивают перечень расходов, которые страхователь вправе возместить. В частности, к ним отнесены затраты (п. 3 Правил N 113н):

1) на аттестацию рабочих мест работников;

2) на обеспечение соответствия уровня запыленности и загазованности воздуха, а также уровня шума, вибрации и излучений нормам охраны труда;

3) на обучение по охране труда определенных категорий работников;

4) на приобретение средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

5) на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

6) на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

7) на лечебно-профилактическое питание работников <1>;

8) на приобретение приборов для определения наличия и уровня алкоголя при проведении обязательных предрейсовых и предсменных медицинских осмотров работников;

9) на приобретение тахографов страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки.

———————————

<1> Перечень должностей работников, которые должны быть обеспечены лечебно-профилактическим питанием, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.

Примечание

Правила N N 101н и 64н, действовавшие соответственно в 2011 г. и в 2010 г., предусматривали аналогичный перечень возмещаемых расходов на предупредительные мероприятия.

Возмещение расходов осуществляется путем снижения суммы взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ (абз. 2 п. 2 Правил N 113н).

Как мы упоминали выше, размер возмещения не может превышать 20% суммы страховых взносов, которую работодатель начислил за предыдущий год, уменьшенной на сумму выплаченного страхового обеспечения (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 372-ФЗ, абз. 3 п. 2 Правил N 113н).

Например, организация «Альфа» в 2012 г. направила на профильное обучение специалистов по охране труда. За 2011 г. организация начислила и уплатила в бюджет ФСС РФ взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в размере 240 300 руб. При этом работникам В.А. Афанасьеву и Т.П. Симоновой в 2011 г. были выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 24 600 и 33 100 руб. соответственно. Следовательно, в 2012 г. у ООО «Альфа» была возможность получить возмещение своих затрат на профилактику производственного травматизма в размере 36 520 руб. ((240 300 руб. — (24 600 руб. + 33 100 руб.)) x 20%).

Напомним, что в 2011 и 2010 гг. порядок возмещения расходов на предупредительные мероприятия был аналогичным (п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.11.2009 N 292-ФЗ, п. 3 Правил N 101н, п. 3 Правил N 64н).

КАК В 2012 Г. И РАНЕЕ МОЖНО БЫЛО ВОЗМЕСТИТЬ РАСХОДЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЗА СЧЕТ УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ

Для получения возмещения страхователю нужно до 1 августа 2012 г. представить в орган ФСС РФ по месту своей регистрации заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер (абз. 1 п. 4 Правил N 113н). Форма заявления Правилами N 113н не установлена, следовательно, вы можете подать его в произвольной форме.

Примечание

В 2008 г. ФСС РФ привел рекомендуемую форму заявления в Приложении 1 к Приказу ФСС РФ от 20.02.2008 N 37 (п. 1.3 данного Приказа). Полагаем, что данной формой можно было воспользоваться и в 2012 г. При этом в тексте формы следует заменить фразу:

«В соответствии с «Правилами финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2008 N 11174)»

следующими словами:

«В соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 N 113н (зарегистрирован в Минюсте России 27.03.2012 N 23607)».

Вместе с заявлением нужно представить (п. 4 Правил N 113н):

1) план финансового обеспечения предупредительных мер по форме, указанной в Приложении к Правилам N 113н;

2) копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

3) документы (их копии), которые подтверждают необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Конкретный перечень таких документов зависит от вида расходов, которые страхователь предполагает возместить за счет страховых взносов. Он содержится в пп. «а» — «и» п. 4 Правил N 113н.

Отметим, что некоторые из документов, указанных в пп. «а» — «и» п. 4 Правил N 113н, страхователи представлять не обязаны. Такие документы перечислены в п. 5 Правил N 113н. Территориальные органы ФСС РФ получают их от государственных структур путем направления межведомственных запросов или в рамках действия системы «одного окна». В то же время страхователь вправе сам представить данные документы (их копии) (абз. 11 п. 5 Правил N 113н). По нашему мнению, это целесообразно сделать, поскольку таким образом вы можете сократить время принятия Фондом решения о финансовом обеспечении предупредительных мер <1>.

———————————

<1> Срок, в течение которого Фонд должен принять решение, отсчитывается со дня представления полного комплекта документов, предусмотренных п. 4 Правил N 113н (п. 7 Правил N 113н).

Копии документов следует заверить печатью работодателя (абз. 1 п. 6 Правил N 113н).

Требовать представления иных документов, помимо перечисленных, работники ФСС РФ не имеют права (абз. 2 п. 6 Правил N 113н).

Если страхователь представит не все необходимые документы, заявление не рассматривается (абз. 3 п. 6 Правил N 113н). В этом случае можно обратиться с заявлением на возмещение повторно, но не позднее 1 августа 2012 г. (абз. 4 п. 6 Правил N 113н).

Период, в течение которого сотрудники ФСС РФ должны принять решение о выплате возмещения либо об отказе в выплате, зависит от суммы взносов, которую страхователь начислил за 2011 г. (п. 7 Правил N 113н).

Так, если вы начислили страховые взносы в сумме до 6 000 000 руб. включительно, решение должно было быть принято в течение 10 рабочих дней со дня представления полного комплекта документов, требуемых по п. 4 Правил N 113н (пп. «а» п. 7 Правил N 113н).

Если же сумма начисленных вами взносов была больше 6 000 000 руб., то решение может быть принято только после согласования территориальным отделением Фонда с ФСС РФ. В этом случае территориальный орган Фонда обязан в течение трех рабочих дней со дня получения документов направить их в ФСС РФ. Период согласования составляет 15 рабочих дней со дня поступления документов (пп. «б» п. 7 Правил N 113н). Полагаем, что в данном случае подразумевается дата, когда документы были получены ФСС РФ.

Примечание

В 2014 г. пороговое значение суммы начисленных страховых взносов для определения срока принятия решения территориальным отделением Фонда составляет 8 000 000 руб. (п. 8 Правил N 580н).

Окончательное решение о выплате (об отказе в выплате) возмещения сообщается страхователю в течение трех рабочих дней после принятия (согласования) (п. 8 Правил N 113н).

Отказать в возмещении расходов орган ФСС РФ может, только если (п. 9 Правил N 113н):

— у страхователя имеются недоимка по уплате взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи заявления о возмещении расходов на предупредительные мероприятия;

— поданные документы содержали недостоверную информацию;

— предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

Во всех иных случаях такой отказ неправомерен. Страхователь может обжаловать решение органа ФСС РФ, обратившись в вышестоящий орган Фонда или в суд (п. 10 Правил N 113н).

В 2011 и 2010 гг. порядок возмещения расходов на предупредительные мероприятия был аналогичным (п. п. 4 — 9 Правил N 101н, п. п. 4 — 9 Правил N 64н).

При этом между страхователями и органами ФСС РФ иногда возникали споры в случаях вынесения Фондом решения об отказе в финансировании.

Как показывает арбитражная практика, судьи признают такие решения правомерными, если основанием для них послужили обстоятельства, указанные в Правилах (п. 8 Правил N 101н или п. 8 Правил N 64н соответственно). Например, в ситуации, когда на дату представления заявления о согласовании плана финансового обеспечения предупредительных мероприятий у страхователя имелась недоимка по взносам на страхование от производственного травматизма (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2011 N А19-17764/10).

Однако, если впоследствии наличие недоимки, пеней или штрафа страхователь успешно оспорит в суде, он может обжаловать и решение об отказе в финансировании. В этом случае судьи, скорее всего, его отменят. Так, ФАС Уральского округа рассмотрел ситуацию, когда причиной отказа в финансировании послужили пени, которые числились за страхователем на дату подачи заявления. Судьи отменили решение Фонда об отказе в финансировании, поскольку пени были начислены на недоимку, срок взыскания которой истек (Постановление ФАС Уральского округа от 08.06.2012 N Ф09-4447/12).

Если же основанием для отказа послужили иные причины, которые Правилами не установлены, суды признают действия Фонда неправомерными (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.07.2012 N А53-21775/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2013 N А46-27198/2012, от 09.04.2012 N А46-11267/2011, ФАС Уральского округа от 09.07.2012 N Ф09-4681/12, Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.08.2012 N А74-3821/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 N А06-7721/2011, Второго арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 N А29-9582/2011).

Например, региональное отделение ФСС РФ отказало ООО «Альфа» в финансировании предупредительных мероприятий, которые общество планировало провести в одном из своих обособленных подразделений. Данное подразделение сформировано на базе филиала ООО «Бета», которое ранее в результате реорганизации было присоединено к ООО «Альфа». Основанием для отказа послужило то, что это подразделение для страхователя — новая структурная единица, в отношении которой в прошлом году он не уплачивал страховые взносы. Судьи признали решение чиновников неправомерным.

На практике за страхователем может числиться недоимка, взыскать которую невозможно, например, в связи с истечением установленных сроков на ее взыскание.

В этой ситуации, как указал ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 28.04.2011 N А38-2178/2010, Фонд не вправе был отказывать в финансировании предупредительных мероприятий.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ЗА СЧЕТ ВЗНОСОВ НА СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ В 2012 Г. И РАНЕЕ

Если ФСС РФ принял решение о возмещении ваших расходов на предупредительные меры, то вы обязаны ежеквартально отчитываться перед территориальным органом Фонда об использовании средств (п. 11 Правил N 113н).

Форма отчета Правилами N 113н не установлена. При этом в Приложении 1 к Письму ФСС РФ от 04.04.2012 N 15-03-18/07-3726 приведена рекомендуемая форма отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Данная форма предусматривает представление отчета одновременно с Расчетом по форме-4 ФСС по итогам соответствующего отчетного периода.

Примечание

В отношении расходов, понесенных страхователями в 2010 г., контролирующие органы рекомендовали использовать аналогичную форму, приведенную в Письме ФСС РФ от 30.04.2010 N 02-03-10/07-4138.

Указанная форма также предусматривала представление Отчета ежеквартально вместе с Расчетом по действовавшей в тот период форме-4 ФСС РФ.

По завершении предупредительных мероприятий нужно представить в Фонд документы, которые подтверждают целевое использование средств (абз. 2 п. 11 Правил N 113н). В противном случае расходы зачтены не будут (п. 12 Правил N 113н).

Правилами N 113н точный срок подачи подтверждающих документов не установлен. В связи с этим рекомендуем уточнить в вашем отделении Фонда срок их представления.

Отметим, что, если для осуществления предупредительных мероприятий вы нанимаете исполнителей, в ваших интересах полностью завершить расчеты с ними до подачи отчетности в ФСС РФ. Практика свидетельствует, что ФСС РФ принимает к зачету только ту часть расходов, которая подтверждена платежными поручениями, даже если страхователь представит копию акта выполненных работ (оказанных услуг) на большую сумму, а также договор, согласно которому окончательная оплата должна быть произведена позднее. Причем такая позиция чиновников находит поддержку у судей (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.10.2010 N А12-7127/2010). Указанное решение суда принято в отношении ситуации, сложившейся в 2009 г. Однако в этой части порядок возмещения расходов не изменился. Поэтому целесообразно учитывать такой подход чиновников и судей и завершать расчеты с исполнителями до подачи отчетности.

В Отчете отражаются сведения о запланированных и фактически понесенных расходах на предупредительные меры (по видам мероприятий) нарастающим итогом с начала года.

Кроме того, сумму расходов на предупредительные мероприятия нужно также отразить в строке 9 таблицы 8 Расчета по форме-4 ФСС (п. 27.2 Порядка заполнения формы-4 ФСС). Таким образом, затраты на предупредительные мероприятия включаются в общую сумму расходов по страхованию от производственного травматизма, которая отражается в строке 11 таблицы 7 формы-4 ФСС (п. 26.11 Порядка заполнения формы-4 ФСС).

Если указанные расходы превышают сумму взносов, начисленных за тот же период, то возникает задолженность ФСС РФ перед страхователем. Ее следует отразить по строке 9 таблицы 7 формы-4 ФСС РФ (п. 26.9 Порядка заполнения формы-4 ФСС). Задолженность Фонда по итогам года подлежит зачету в счет уплаты взносов в следующем расчетном периоде. Она указывается в строке 10 таблицы 7 формы-4 ФСС РФ за отчетные периоды следующего года (п. 26.10 Порядка заполнения формы-4 ФСС).

Ситуация

За сентябрь 2013 г. ООО «Альфа» были исчислены страховые взносы в размере 69 000 руб.

В связи с произошедшим на производстве несчастным случаем ООО «Альфа» выплатило в сентябре 2013 г. пострадавшим сотрудникам страховое обеспечение в размере 90 000 руб., в том числе:

— оплатило пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем, — 40 000 руб.;

— оплатило отпуск сотрудников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на период их лечения и проезда к месту лечения и обратно — 50 000 руб.

Суммы исчисленных страховых взносов, размер выплаченного работникам обеспечения по страхованию, а также суммы к возмещению из ФСС РФ бухгалтер ООО «Альфа» отразил в Расчете по форме-4 ФСС, утвержденной Приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н. Расчет ООО «Альфа» представило в филиал Фонда социального страхования 15 октября 2013 г. (абз. 2 п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).

Решение

  1. Расходы ООО «Альфа» на выплату страхового обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве засчитываются в счет начисленных страховых взносов (п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ, п. 10 Правил начисления, учета и расходования средств).

Примечание

Подробно о порядке зачета и возмещения ФСС РФ страхователям расходов на выплату обеспечения по страхованию можно узнать в разд. 8.4 «Зачет и возмещение расходов работодателя».

Размер взносов для перечисления в ФСС РФ за сентябрь 2013 г. ООО «Альфа» рассчитает следующим образом:

69 000 руб. — 90 000 руб. = -21 000 руб.

Так как в сентябре сумма начисленных взносов (69 000 руб.) оказалась меньше размера страхового обеспечения, подлежащего зачету (90 000 руб.), то ООО «Альфа» за этот месяц взносы на страхование от производственного травматизма не уплачивает.

  1. Не зачтенная в сентябре сумма страхового обеспечения составила 21 000 руб. (69 000 руб. — 90 000 руб.). Ее ООО «Альфа» может возместить из ФСС РФ (абз. 3 п. 10 Правил начисления, учета и расходования средств).

Для этого ООО «Альфа» к представленному в Фонд социального страхования Расчету по форме-4 ФСС за 9 месяцев 2013 г. приложило:

— заявление в ФСС РФ в письменном виде о возмещении средств на выплату страхового обеспечения;

— заверенные копии листков нетрудоспособности, по которым следует произвести возмещение.

Отметим, что при рассмотрении обращения организации-страхователя о возмещении средств Фонд социального страхования может затребовать копии иных документов, подтверждающих обоснованность и правильность произведенных расходов. Поэтому полный перечень требуемых документов рекомендуем уточнить в своем отделении ФСС РФ.

  1. Форма заявления о возмещении расходов на страхование не утверждена. Вы можете уточнить в своем отделении Фонда информацию о наличии у этого отделения рекомендованной формы заявления. Если такой формы нет, то подать его можно в произвольной форме.

При этом заявление должно содержать информацию, необходимую для идентификации страхователя:

— наименование и адрес ООО «Альфа»;

регистрационный номер ООО «Альфа» в ФСС РФ.

Кроме того, в заявлении ООО «Альфа» укажет сумму для возмещения расходов на выплату страхового обеспечения и номер расчетного счета в банке, на который необходимо перечислить деньги.

Дополнительно вы можете привести в заявлении расчет суммы к возмещению из ФСС РФ, в котором отражены суммы начисленных взносов и размер выплаченного работникам обеспечения по страхованию, а также дать расшифровку по видам обеспечения.

Нужно иметь в виду, что порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС РФ зависит от того, когда были произведены эти расходы: до получения разрешения фонда или после.

Если получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению расходов, операция будет отражена проводками:

Дебет 76 Кредит 86

Получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Расходы, компенсируемые впоследствии в порядке, установленном Правилами N 580н, в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются;

Средства, израсходованные на проведение мероприятий, указанных в Правилах N 580н, за счет средств ФСС РФ, учитывая положения ст.ст. 41 и НК РФ, в состав доходов в целях налогообложения прибыли не включаются.

Такие разъяснения в отношении расходов, осуществляемых за счет ФСС РФ, приведены в письмах Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615 , от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568 . В качестве примера судебной практики можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13 по делу N А27-9150/2012.

Из этого следует, что, если организация до получения целевого финансирования учла при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, после выделения средств ФСС РФ следует восстановить ранее признанные расходы, подать уточненные декларации за соответствующие периоды и уплатить недоимку по налогу на прибыль и соответствующие пени.

Есть мнение, что скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС РФ разрешение на финансирование. Также специалисты считают возможным после принятия ФСС РФ решения о финансировании предупредительных мер за счет взносов социального страхования от НС и ПЗ, согласованную с ФСС РФ сумму учесть в составе внереализационных доходов. По нашему мнению, учитывая отсутствие комментариев финансового и налогового ведомств по этому вопросу, такая позиция может создавать налоговые риски.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шишкина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Согласно Трудовому кодексу работодатель обязан обеспечивать ох­рану труда на предприятии, однако конкретный комплекс мер зависит от специфики производства. Выполняя свои обязательства, страхова­тели несут весьма существенные затраты, поэтому ФСС пошел им на­встречу, частично компенсируя некоторые из их расходов на охрану труда.

Одно из основных препятствий при реализации прав работни­ков на безопасные условия труда - недостаточное финансиро­вание. Такие мероприятия, как аттестация рабочих мест или сана­торно-курортное лечение работников, очень дороги, но проводить их необходимо. Строительные компании могут выделить на это лишь ограниченные средства, потому в рамках государственной политики, направленной на повышение заинтересованности пред­принимателей в создании безопасных условий труда, некоторые мероприятия финансируются за счет ФСС.

Как известно, каждая компания ежемесячно отчисляет страховые взносы в ФСС, который осуществляет страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. В те­чение календарного года эти взносы накапливаются на карточке организации, а по окончании года ФСС дает право любым орга­

низациям вернуть 20% страховых взносов, уплаченных в пред­шествующем году. Потратить данные средства можно на реализа­цию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Глав­ное условие участия в этой программе - отсутствие задолженности по уплате страховых взносов.

Подобное финансирование осуществляется с 2001 года в соот­ветствии с ежегодно принимаемым федеральным законом о бюд­жете ФСС и утверждаемым Минздравсоцразвития перечнем меро­приятий, на которые застрахованным лицам могут выделяться де­нежные средства. За 10 лет на превентивные меры по охране труда работников было направлено более 20 млрд руб. Эти средства ис­пользовали почти 20 тыс. страхователей.

Как использовать средства?

С каждым годом все больше и больше организаций вовлекают­ся в процесс финансирования охраны труда за счет средств ФСС. Выгода компаний очевидна. К примеру, строительство зданий и сооружений в соответствии с Общероссийским классификато­ром видов экономической деятельности OK029-2007 1 относит­ся к восьмому классу риска. Тариф взносов «по травме» установлен в размере 0,9% фонда оплаты труда. Следовательно, если фонд за­работной платы в месяц составляет 1 млн руб., то страховой тариф будет равен 9 тыс. руб. в месяц и 108 тыс. руб. в год. ФСС может вер­нуть строительной компании 20% перечисленных средств, то есть 21600руб.

В 2011 году финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболева­ний работников, а также санаторно-курортного лечения работни­ков, занятых на работах с вредными и (или) опасными производ­ственными факторами, осуществляется на основании п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 №334-Ф3 «О бюджете Фон­да социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и в соответствии с Пра­вилами 2 , утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2011 №101н. Аналогичные нормативные акты будут ут­верждены для определения условий финансирования в 2012 году.

Строительные компании могут использовать 20% «своих» взно­сов в ФСС в следующих целях:

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазован­ности воздуха, шума и вибрации и излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда следующих категорий работников:
  • руководителей организаций малого предпринимательства;
  • работников организаций малого предпринимательства (численностью до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда;
  • руководителей и специалистов служб охраны труда;
  • членов комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ или предложениями по улучше­нию обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 5 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н (далее - Приказ №342н));
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследо­ваний) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными произ­водственными факторами;
  • обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (в соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №46н).

Страхователь имеет право выбрать любое (или несколько) из пе­речисленных направлений. Единственное ограничение - расходы на проведение мероприятий не должны превышать максимальную сумму компенсации.

Строительная компания «Строй-Актив» согласовала с ФСС план фи­нансирования предупредительных мер на 2011 год, в котором предусмо­трена закупка СИЗ для монтажников. В среднем получается 2 500 руб. на человека.

В 2010 году «Строй-Актив» перечислила в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев в размере 92 тыс. руб. В 2011 году фирма может из­расходовать на финансирование предупредительных мер: 92000 руб. х 20% = 18400 руб.

За счет средств ФСС компания может закупить СИЗ семи рабочим монтажникам: 2 500руб. х 7 чел. = 17500руб.

Запланированные расходы на предупредительные мероприятия меньше суммы, возвращаемой ФСС. Поэтому «Строй-Актив» может полностью по­крыть свои расходы на покупку СИЗ.

Условия возврата денег

Чтобы вернуть часть средств, перечисленных в ФСС, и направить их на улучшение условий труда и оздоровительные мероприятия, компании нужно до 1 августа календарного года обратиться с за­явлением о финансировании предупредительных мер в исполни­тельный орган ФСС по месту регистрации. Обратите внимание, что для оперативного доведения до работодателей информации ФСС ежегодно (в июне - июле) выпускает разъяснительные пись­ма, в которых подробно описывает порядок и сроки подачи работо­дателями документов на финансирование, а также правила их за­полнения.

К заявлению прилагаются:

  • план финансового обеспечения в текущем календарном го­ду предупредительных мер установленной формы, составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по усло­виям труда, с указанием суммы финансирования;
  • копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению ус­ловий труда (приложение 8 к порядку, утвержденному Приказом № 342н);
  • документы (копии документов, заверенные печатью работода­теля), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.

Документы рассматриваются в ФСС в течение 10 рабочих дней, после чего принимается решение об объеме финансирования (или об отказе в нем), которое в трехдневный срок с момента его принятия направляется страхователю. Отказ в финансовом обе­спечении возможен в том случае, если у компании имеется недо­имка по уплате страховых взносов, пени или штрафы, не погашен­ные на день подачи заявления, либо если представленные докумен­ты содержат недостоверную информацию.

«Подводные камни» предоставления финансирования

Аттестация рабочих мест по условиям труда - основная мера, по­зволяющая оценить данные условия. По результатам именно этой процедуры составляются планы мероприятий по приведению усло­вий труда в соответствие с государственными требованиями. Пото­му проведение данной аттестации является гарантией того, что со­трудники ФСС примут документы к рассмотрению. Нигде не указа­но, сколько именно рабочих мест должно быть аттестовано на мо­мент обращения (все или несколько), но работа в этом направлении должна быть уже начата. Компании, которые еще не прошли атте­стацию, могут рассчитывать только на финансирование уже состо­явшихся мероприятий, в отличие от страхователей, ранее прово­дивших аттестацию и имеющих право претендовать на финанси­рование текущих мероприятий.

Встречаются ситуации, когда договор на проведение каких-либо мероприятий по охране труда заключается в текущем го­ду, а работы проводятся в следующем. В частности, аттестация рабочих мест длится, как правило, несколько лет. Если договор был заключен, скажем, в 2010 году, а сама процедура прошла в 2011 го­ду, считается, что аттестация осуществлялась в течение двух лет, и ФСС не будет компенсировать такие расходы. Чтобы вернуть по­траченные деньги, нужно поступить следующим образом: заклю­чить договор с аттестующей организацией на несколько лет и про­водить процедуру частями по дополнительному соглашению, кото­рое регламентирует объем работ на каждый год.

Приведем в пример еще один распространенный случай. Компа­ния выбирает в качестве цели финансирования закупку СИЗ. Обе­спечение такими средствами осуществляется в соответствии с ти­повыми отраслевыми нормами, потому в прилагаемом комплекте документов необходимо указать, согласно каким требованиям нужно приобрести именно эти средства.

Однако часто бывает так, что работодатель совместно с профсо­юзным или иным органом, уполномоченным трудовым коллекти­вом, принимает решение об уве­личении выдачи СИЗ или заме­не предусмотренного нормами средства на более современное. Ничего противозаконного в этом нет, напротив, компания улуч­шает условия труда работников сверх норм, установленных за­конодателем. Но в данном слу­чае ФСС потребует предоставить принятые организацией документы, регламентирующие обеспе­чение сотрудников такими средствами. Выдаваемые работникам СИЗ должны быть не только в достаточном количестве, но и надле­жащего качества, поэтому к комплекту документов следует прило­жить еще и копию сертификата или аттестата соответствия приоб­ретаемой продукции, а также прайс-листы, счета и счета-фактуры.

Обратите внимание, что документов на возврат средств ФСС потребуется много: копии протоколов соглашений, лицензий, сертификаты, результаты проведенных мероприятий по охране труда, прайс-листы, счета-фактуры... Но это обоснованное требо­вание: может возникнуть ситуация, при которой работодатель, на­пример, приобрел СИЗ исходя из их низкой стоимости и не спро­сил при покупке сертификата, а в ходе эксплуатации этих средств работники получили травму.

Более того, если компания получит разрешение на такое финан­сирование, а в ходе проверки выяснится, что во время проведения мероприятий были нарушены требования законодательства, ФСС будет вынужден взыскать со страхователя недостающую сумму, да еще с процентами за несвоевременную оплату.

Поэтому пакет документов целесообразно приносить в ФСС не в по­следний день приема. На практике часто бывает, что при оформле­

нии документов допущены неточности или не выполнены условия получения компенсации, а исправить ошибки уже нет времени.

Результаты действия программы

Результативность таких инвестиций в охрану труда очевидна: по мнению экспертов, производственный травматизм и профес­сиональная заболеваемость в компаниях и на предприятиях стра­ны за годы действия данной программы снизились на 40%. Наи­большая часть средств направлена страхователями на приобрете­ние СИЗ и финансирование санаторно-курортного лечения работ­ников, которые трудятся во вредных условиях. Очевидна и прямая зависимость между увеличением финансирования охраны тру­да и сокращением количества случаев производственного травма­тизма и вновь выявленных профзаболеваний. Так, по данным ФСС, в 2002 году в стране было зарегистрировано 134,7 тыс. подобных случаев, а через год их число сократилось более чем на 16 тыс. Дан­ные последующих лет подтверждают тенденцию: к 2008 году вло­жения в безопасность труда превысили 3 млрд, а количество случа­ев производственного травматизма и профзаболеваний снизилось до 90,2 тыс.

ФСС активно пропагандирует механизм экономической заинте­ресованности работодателей, однако возможность такого финан­сирования используют, к сожалению, далеко не все. Как правило, причина кроется в отсутствии информации о данной возможности и в том, что руководство небольших (в том числе строительных) фирм по разным причинам не стремится воспользоваться этим ви­дом финансирования, хотя специализация таких компаний пред­полагает проведение мероприятий по охране труда. Некоторые же страхователи не находят времени, чтобы подготовить необходи­мые документы.

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; plgContentJComments has a deprecated constructor in /home/srv114449/сайт/plugins/content/jcomments/jcomments.php on line 25

Возмещение расходов на охрану труда за счет средств ФСС

До 1.08.12 компании имеют возможность подать заявку в территориальные отделения ФСС, чтобы получить денежные средства в качестве компенсации за расходы, которые были понесены во время проведения обязательных мероприятий по охране труда.

Законодательство обязывает

Все компании должны уплачивать страховые взносы работников от несчастного случая при исполнении трудовых обязанностей (п. 1 ст.1 ФЗ от 24.7.98 № 125-ФЗ «О социальном страховании на производстве»). Помимо этого, организации должны ежегодно проводить ряд мероприятий, которые бы предупреждали происшествие такого страхового случая и развитие болезней, связанных с работой на вредных производствах. Часть средств на подобные мероприятия могут быть выделены из средств по страховым взносам на случай травматизма, которые ежегодно вносятся в Фонд социального страхования (п. 6 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 30.11.2011 № 372).

О компенсациях ФСС

О том, что такие компенсации возможны, говорится в правилах по финансовому обеспечению на 2012 г. профилактических мер, направленных на сокращение травматизма на производстве и заболеваний работников, связанных с профессиональной деятельностью. Эти Правила утвердил Минздравсоцразвития 10 февраля 2012 г. № 113н. Документ начал действовать с 24.04.12. До принятия нового документа организации использовали аналогичный приказ прошлого года от 11.02.2011 № 101н.

Перечни мероприятий

ФСС РФ предлагает перечень мероприятий, которые он профинансирует в 2012 г.
Как говорится в п. 13 Правил Фонд сможет частично компенсировать расходы по следующим направлениям работы:
- аттестация рабочих мест;
- профилактика загрязнений воздуха (запыленность, загазованность), а также приведение к нормам таких показателей, как уровень шума, вибрация, излучение;
- обучающие мероприятия по охране труда некоторых категорий сотрудников;
- оплата средств индивидуальной защиты сотрудникам, которые трудятся во вредных и опасных для жизни условиях;
- отдых и лечение в санаториях, медосмотры для работников производств, связанных с вредными и опасными условиями труда;
- лечебно-профилактические продукты;
- покупка приборов, определяющих уровень алкоголя в крови при обязательном предрейсовом и предсменном медицинском осмотре;
- покупка тахографов для организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов;

Порядок выплаты компенсаций

К омпания, осуществляющая страхование от несчастных случаев, должна самостоятельно оплатить обязательные профилактические мероприятия по охране труда. ФСС обязуется возместить часть понесенных расходов, снизив сумму страховых взносов по травматизму, которые организация уплачивает в бюджет Фонда (см. п.2 Правил). Размер компенсаций.
Согласно требованиям п. 2 Правил, Фонд социального страхования сможет выделить из бюджета на компенсации организациям не более 20 % от суммы страховых взносов, начисленных в течение предшествующего календарного года, при этом бюджет компенсаций будет уменьшен на сумму страховых выплат, уже полученных пострадавшими работниками за предшествующий календарный год.

Пример

В 2012 году компания регулярно предоставляет лечебно-профилактические продукты питания своим работникам. За текущий год организация перечислила на счет ФСС страховые взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в общей сумме на 100 тысяч рублей. Пять сотрудников получили пособия в размере 28 тыс. рублей в связи с временной нетрудоспособностью, вызванной несчастным случаем во время работы. Каковы будут размеры компенсации от ФСС?
Ответ
За текущий год компании может быть возмещена сумма затрат в размере 14 400 руб. ((100000 руб. – 20 000 руб.) × 20 %).

Необходимые документы для предоставления в Фонд

Заявление с прошением компенсировать расходы на мероприятия по охране труда, направленные на профилактику несчастных случаев и профзаболеваний, компания-страхователь должна подавать в ФСС письменно. Заявление подается в региональное отделение ФСС по месту регистрации организации до 1.08.12 Образец формы подачи заявления приведен в приказе ФСС от 20.02.2008 № 37. Но эта форма не является единственно правильной, то есть заявление можно подавать и в других формах.

К заявлению прикладывается:
- план финансирования профилактических мер, составленный по форме, которая приведена в приложении к вышеуказанным Правилам;
- копия плана мероприятий по профилактике травматизма и улучшению рабочих условий в организации;
- документы (копии), которые подтверждают необходимость проведения профилактических мер и их финансовое обеспечение. Порядок и перечень документов для полного пакета (в зависимости от специфики организации и конкретных проводимых мероприятий) указаны в подпунктах п. 4 Правил. Например, если компания израсходовала средства на отдых и лечение сотрудников в санаториях, ФСС придется предоставить медицинское заключение, которое выносит врачебная комиссия после обязательных медосмотров, списки сотрудников, отправленных на лечение, расчет стоимости путевки, а также предоставить копию лицензии санатория на проведение медицинских услуг и договоры (счета) о приобретении путевок.

Следуй за нами



Рассказать друзьям