Изучение иностранного языка во сне. Возможно ли учить, например, иностранный язык во сне? КАК помогает сон

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гипнопедия. В чем сила, сон?

Американские ученые сделали новое открытие, которое позволяет им утверждать, что человеческая память поддается трансформации во время сна. Так, например, она сглаживает неприятные воспоминания, выступая защитником здорового состояния человека. Опыты, которые проводились в последние годы, заставляют обратиться к давно забытым основам такой малоизвестной науки об обучении во время сна, как гипнопедия.

Из истории

Родоначальники гипнопедии были родом из СССР. Вспомните фильм «Большая перемена». Герой этого фильма старается изучать историю во время сна, а запоминает полную неразбериху, потому что его дочь переключает необходимую для прослушивания запись на спектакль. Появление этого эпизода в советском фильме не случайно: в середине прошлого века профессор Абрам Свядощ занимался исследованиями в области гипнопедии.

Аргументы «за» и «против» гипнопедии

Если советские ученые занимались изучением и развитием гипнопедии, то их западные коллеги в ХХ веке преуспели в критике данной науки. Более предметный эксперимент был проведен в 50-х годах, когда американцы Уильям Эммонс и Чарльз Саймон, используя электроэнцефалограмму, подтвердили факт запоминания во сне. Однако она показала, что, находясь в фазе глубокого сна, человек не способен ничего воспринять и запомнить, процесс запоминания возможен лишь отчасти и только в полудреме.

В 2000 году Александр Потапов проводил эксперимент над собой, который и описал в журнале «Невероятный мир». По его словам, так он изучал английский язык полгода, что дало некоторые результаты, а именно: улучшения были в чтении иностранного языка. Однако в течение всего эксперимента во сне он видел разные кошмары. Многие ученые выражают опасение, что гипнопедия может оказывать негативное влияние на психику.

Один из известных последователей гипнопедии с СССР, ученый Леонид Близниченко, настаивал на том, что во время сна мозг запоминает от 92 до 100% поступающей информации. Однако он был филологом, а не психиатром или физиологом. Его интересовала идея возможности обучения людей фонетике иностранного языка во сне. За основу он брал известный факт, что спящий человек реагирует на звуки даже в стадии глубокого сна. Так, мать всегда просыпается от плача своего ребенка, но не замечает во сне шум машин или громко работающий телевизор.

Выводами Близниченко заинтересовались ученые и создали экспериментальный класс в Киевском высшем инженерном радиотехническом училище еще в 70-х годах. Инженеров обучали языкам во сне. Но это было лишь закреплением знаний, полученных ими на обычных занятиях. Результаты таких студентов-первокурсников впечатлили ученых, их способность усваивать слова и выражения улучшилась вдвое. Также все проблемы с фонетикой иностранного языка исчезли сами собой.

Мнение современников о гипнопедии

Современные ученые расходятся во мнении относительно гипнопедии, утверждая, что успех студентов Киевского училища основан на комплексном подходе. Использовать метод обучения во сне при отсутствии у студентов базовых знаний кажется им пустым делом. По крайней мере доказать эффективность такого подхода еще никому не удавалось. Однако, американские ученые продолжают настаивать: «во сне люди способны запоминать», но оговариваются «…не формулы или иностранные слова».

Как использовать сон для запоминания?

Наши современники, российские ученые, поставили такой эксперимент, повторить который может каждый из нас без каких-либо последствий для своего психического здоровья. В Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН проверили влияние дневного сна на запоминание. Результат приятно удивил. Если позволить себе несколько минут сна после изучения иностранных слов, полученная информация усвоится в разы лучше.

В чем состоит польза сна для обучения?

Согласно исследованиям сон стимулирует умственную активность и улучшает способности мозга удерживать новые сведения с большей легкостью. В это сложно поверить, но факт неоспорим: даже сон длительностью 90 минут способен перезарядить ваш мозг таким образом, что он сможет легко закреплять новую лексику и основы грамматики. Получается, что чем чаще вы позволяете себе отдых, тем эффективнее работает ваш мозг, тем больше новых слов пополнит ваш словарный запас.

Ученые также проанализировали преимущества получения знаний непосредственно перед сном. Две группы людей, участвующих в эксперименте, получили список слов и выражений для запоминания. После изучения полученного списка, одна из групп отправилась спать, в то время как вторая группа продолжала бодрствовать. Слова из списка были воспроизведены обеим группам, а после опроса выяснилось, что группа, прослушивающая слова во сне, значительно лучше помнит слова и может их воспроизвести с большей легкостью, чем группа бодрствующих.

Что можно предпринять самостоятельно?

Проблема, с которой вы столкнетесь, решившись на обучение во сне, состоит в том, что вам потребуется посторонняя помощь, чтобы включать и выключать аудиозапись, контролировать процесс и информацию, которая к вам поступает. Однако есть метод, который вам под силу использовать, чтобы проверить, что вы получаете максимальный результат от обучения. Пробегайте глазами карточки со словами и выражениями непосредственно перед сном. Так вам удастся приучить себя учиться во сне.

Прослушивание телевизионных и радиопередач

Прослушиваниетелевизионных и радиопередач перед сном и во сне – это уникальная по своей простоте и эффективности практика. Если ваш уровень владения языка позволяет вам читать без словаря, понимая при этом содержание текста, хотя бы общую идею, данный метод может вам сослужить добрую службу.

Включите BBC. Трансляция канала продолжается круглосуточно. Пусть некоторые передачи и повторяются, но для вас важно не разнообразие текстов, а именно сама речь, ее звучание и интонация диктора. А повторение текстовых блоков поможет вам закрепить полученные данные.
Главное, обеспечить качество звучания. Пусть это будут наушники, как вам удобно, но звучание в них должно быть чистым, без помех. Во сне восприятие происходит на уровне звуков, словосочетаний, предложений.

Всем известно, что без аудирования не обойтись при изучении иностранного языка. Почему бы не разнообразить его обучением во сне. Если не останавливаться и не разбирать подробно особенности, которыми должна отличаться гипнопедическая речь, отметим основную ее характеристику: речь по сравнению с нашей обычной должна быть плавной во всех отношениях, иными словами без интонационных «взлетов и падений», без резкого ускорения или замедления темпа, без перепадов громкости. Что касается полосы частот такой речи, она значительно уже обычной (120-150 Гц), артикуляция должна быть четкой, в связи с этим фразы должны произноситься дольше на 10-15 процентов по сравнению с нормальной длительностью звучания. Иначе говоря, это та самая, любимая студентами монотонная речь, от которой все неизбежно засыпают и стихийно приобщаются к гипнопедии.

При подобном аудировании можно дифференцировать следующие уровни понимания:
— распознание фонетики;
— распознание грамматики и лексики без улавливания смысла;
— понимание без запоминания;
— понимание и запоминание.

В былые времена, некоторые изучающие английский полагали, что, прослушивая на повторе запись на иностранном языке во время сна, можно было проснуться с умением говорить на нем.

Конечно, эту теорию уже давно развенчали, но доказательства того, что сон тесно связан с обучением, по-прежнему сильны. Вы не сможете овладеть им в совершенстве, проигрывая английские песни на iPod всю ночь напролет, но есть и другие отличные способы, чтобы обогатить Ваше изучение языка, используя старое-доброе время для сна!

КАК помогает сон?

Давайте перейдем к реальным фактам, как именно сон полезен для обучения. Исследования показывают, что сон улучшает умственные способности, позволяя Вам сохранять новую информацию с гораздо большей легкостью. Верите или нет, но даже 90-минутный сон может сотворить чудеса для Вашего мозга, позволяя закреплять новую лексику и знания грамматики. Чем больше Вы спите, тем больше Вашей интеллектуальной мощи перезаряжается, что позволяет отполировать свои языковые навыки в то время, пока Вы крепко спите.

ГДЕ доказательства?

Эксперты в течение долгих лет пытаются разгадать тайны мозга, и они преуспели в нахождении связи между видами обучения, которые Вы используете, и Вашим сном. Исследования показывают, что сон не будет иметь большого влияния на силу семантического обучения. Другими словами, понятия, которые Вы уже хорошо освоили, не буду далее закрепляться с помощью сна. Однако возможность немного вздремнуть способна сотворить чудеса для совершенно новых данных. Так что в следующий раз, охватив массивный список новых слов и выучив его, было бы неплохо немного поспать.

КОГДА это выгодно?

Всестороннее исследование сна и языка были сделаны сравнительно недавно, когда ученые рассмотрели преимущества получения знаний непосредственно перед сном. В эксперименте двум группам людей был предоставлен список слов для изучения. После изучения списка, одной группе было разрешено поспать, в то время как вторая группа бодрствовала. Список слов был воспроизведен обеим группам, и, когда позже они были опрошены, исследователи обнаружили, что группа, которая слушала информацию во время пребывания в глубоком сне без сновидений, значительно лучше помнит информацию, чем та, которая просто бодрствовала.

ЧТО Вы можете сделать?

Совершенно очевидно, что Вы вряд ли сможете найти человека, который бы воспроизводил Вам список слов каждую ночь, пока Вы спите, но есть действия, которые Вы можете с легкостью обеспечить, чтобы убедиться, что Вы получаете максимальную отдачу от обучения. Просматривая карточки с лексикой или изучая новые слова прямо перед тем, как выключить свет, Вы научите себя буквально учиться во сне. Вы также можете взять 45-минутные , чтобы действительно упрочить свои языковые навыки, прежде чем начать свой сонный фестиваль.

В то время, пока Вы бодрствуете, Вам необходимо закрепить Ваш опыт – обязательно зарегистрируйтесь на , разработанные в соответствии с вашим графиком и уровнем. Вам больше не придется чувствовать вину за трату времени на сон; теперь Вы можете отмахнуться от этого чувства, ведь сон – это необходимая составляющая оптимального изучения английского языка!

Вы сперва прочитайте статью, которую я только-только обнаружил в интернете, а в конце я прокомментирую саму методу обучения во сне.

***
Вот уже несколько десятков лет наука спорит о том, возможно ли обучение во сне . Герой Евгения Леонова из популярной советской комедии «Большая перемена» именно во сне учит историю, правда, запоминает только передаваемый по радио детектив.

Возможность получения знаний в состоянии сна наукой то подтверждалась, то опровергалась, и вот теперь ученые из Кембриджского университета в очередной раз ее подтвердили.

В ходе экспериментов они доказали, что процесс автоматической сортировки и переработки информации мозгом во сне продолжается. По мнению исследователей, это доказывает, почему люди просыпаются по не слишком громкому звонку будильника, но могут продолжать спать, когда за окном бушует гроза и грохочет гром. Мозг даже во сне остается в рабочем состоянии, он получает сигналы от окружающего мира и обрабатывает их.

Этими сигналами может быть и информация, необходимая человеку для обучения, то есть, к примеру, чтение каких-либо учебников или занятия иностранными языками.

Противники этой теории обучения во сне считали, что ночью мозг впадает в особое «расслабленное» состояние, при котором процесс получения информации, а значит и обучение, невозможны.

В ближайшем будущем та же группа ученых собирается развить полученные данные и узнать наиболее эффективный способ обучения во сне. Тогда у многих миллионов студентов по всему миру появится отличный способ подготовки к сессиям.

Теперь разберемся, не торопясь. Уверен, Вы заметили фразу «британские ученые». Да, мне это тоже не понравилось, потому что это популярный интернет-мем. Обычно на, так называемых «британских ученых» ссылаются, когда статья фальшивая.

Однако, я склонен верить, правда, с некоторыми оговорками и вот почему. Еще давно я пытался учить язык ночью, используя магнитофон и сложную, самодельную систему его включения ночью.

Результат был плачевный. Вдруг, среди ночи, начинал громко работать мотор, бубукать магнитофон, я моментально просыпался и… ничего хорошего из этого не получилось.

Но сейчас полно бесшумных при работе MP3 плееров, с которыми можно просто заснуть. Есть даже специальные динамики для подушек, тоже можно попробовать.

Кроме того, есть еще один интересный и похожий вариант. Учить язык не ВО СНЕ а ПЕРЕД СНОМ. Вот эта система работает даже очень хорошо. Я так и делаю, рассказываю подробно.

Есть такая простая компьютерная программа Anki, я про нее уже рассказывал здесь: . Только там я написал, что особо я ее не испытывал. Уже испытал.

Короче, программа рабочая, и очень даже неплохая. Только внимательно отнеситесь к скачиваемым наборам. Рекомендую серию 4000 Essential English Words. Там есть несколько томов, начните с самого первого. Ну и посмотрите, может еще что-то понравится.

Также предупрежу, что не стоит в программе устанавливать синхронизацию. Это геморрой еще тот. Мне пришлось после пары таких синхронизаций вообще удалять Anki и ставить снова.

Так вот, я первый урок провожу с утра, пока голова свежая. А перед сном включаю повторение. И еще раз штудирую пройденные слова. И когда засыпаю, у меня голова полна английских слов.

Все мы спим около 8 часов в день или 245 часов в месяц, или почти 3000 часов в год. В итоге мы проводим в царстве Морфея 250 тысяч часов за всю нашу жизнь. Колоссальное количество времени, которое можно было бы при желании занять чем-нибудь более полезным, например выучить английский язык.

На сон уходит ровно треть нашей бесценной жизни. И теоретически ее можно провести не только с удовольствием, но и с пользой. Только представьте, сколь английских разговорных фраз вы могли бы выучить за треть жизни, за 25 лет, которые вы проведете в кровати! И оказывается – это возможно!

По логике, у нас есть два варианта. Во-первых, можно значительно сократить время сна. То есть, тратить меньше времени на сон, получив весомую прибавку к активной части дня и дополнительного изучения английского языка. Во-вторых, использовать с пользой время сна, как таковое. То есть - заставить мозг учить язык прямо во сне. Для полноты картины давайте рассмотрим оба варианта.


Вариант I: 6 часов сна в сутки продлевают курс обучения английского языка в период бодроствания

До каких пределов современный человек может сократить свой сон, не причиняя вреда здоровью? На протяжении долгого времени бытовало убеждение, что 8-часовой сон является идеальным, и спать ровно треть суток считалось нормой. Однако, недавние исследования, проведенные в Калифорнийском университете США, в которых приняли участие около миллиона добровольцев, опровергают это убеждение.

Идеальным оказался другой режим – всего 6-7 часов сна в сутки. Ученые подсчитали, что продолжительность жизни людей, которые спят ночью 8 и более часов, заметно меньше. Более того, негативно влияет на здоровье и хроническое недосыпание – 5 и менее часов.

А калифорнийские профессора вообще заявили о том, что обнаружили явную зависимость уровня смертности от продолжительности сна. Однако причин этому они пока не нашли.

В ближайшем будущем планируются новые исследования в этой области, – говорит автор исследований, доктор психиатрии Даниель Крипк. -Они должны будут пролить свет на причины выявленной зависимости сна на продолжительность жизни и процессы запоминания иностранных языков.
Итак, исходя из результатов исследований, 6.5 часов ночного сна являются идеальными для нашего самочувствия и качественного изучения английского языка. Кроме того, исследования показали, что 5 часов сна в любом случае лучше, чем 8. Многие из нас могут получить значительную прибавку ко времени уроков английского, если приведут свой сон к этим рамкам – 6-7 часов, потому что средняя продолжительность сна среднестатистического горожанина сейчас составляет около 8.5 часов.


Однако, не стоит перегибать палку, резко сокращая время сна – его недостаток ухудшает способность к обучению. Эксперименты на крысах, проведенные доктором Иланой Хэйрстон из того же Калифорнийского университета, показали, что недостаток сна сильно снижает способность животных к обучению. Она объясняет это тем, что у них замедляется рост нейронов. Нехватка сна, безусловно, вредна для живого мозга.
Так что, если несколько бессонных ночей перед экзаменами по английскому языку еще можно оправдать высоким объемом полученной информации, то превращение недосыпания в стиль жизни значительно ухудшает работу головного мозга и памяти, и уже не имеет оправданий.

Ученые одного из сомнологических центров провели исследования, доказавшие, что информацию на иностранном языке, полученную непосредственно перед сном, люди запоминают лучше и на более долгий срок. Кроме того, во сне идет восстановление душевных и психических сил организма. Именно во время глубокого сна идет активное образование новых нервных клеток - нейронов. А еще во время сна каждый становится сам для себя психоаналитиком и лингвистом. Если днем мы испытываем тревогу, страх и не в состоянии их подавить, то во сне включаются аналитические и запоминающие способности, позволяющие подсознательно отыскать причину проблемы неусвоения иностранной речи и пути ее решения. В настоящее время существует даже метод психолингвистики, основанный на лечении сном невосприимчивости иностранных фраз. Обучаемого вводят в состояние сна с помощью гипноза, аутотренинга, электромагнитных импульсов, транквилизаторов. Обучающий сон широко используется в психоязыковой практике, он очень эффективен при быстром обучении английского языка.


Вариант II: Во сне мы воспринимаем все услышанное из аудиоуроков английского языка

На втором варианте рационального использования времени сна при изучении английского языка следует остановиться подробнее. Он менее изучен и более спорен. По поводу него в научных кругах до сих пор нет однозначного мнения. Наука, занимающаяся изучением восприятия информации на незнакомом иностранном языке во время сна, называется «Гипнопедия» (от греч. hypnos – сон и paideia – обучение). В настоящее время она находится в стадии бурного развития.

Первый в мире научный эксперимент по выяснению возможностей восприятия иносранной речи во время сна поставил русский профессор психиатрии Абрам Моисеевич Свядощ еще в 1936 году. В 1940 году он смог обобщить свои исследования, представив их в виде диссертационной работы “Восприятие иностранной речи во время естественного сна”. Именно она и проложила путь к формированию такой науки, как гипнопедия. Ученым были приведены экспериментальные доказательства того, что в период естественного сна человек способен воспринимать речь с любым содержанием, произносимую другими лицами. Услышанная таким образом информация на том же английском языке, может усваиваться практически без искажения, и воспроизводиться человеком после пробуждения. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования.


Ничего не зная о работах Свядоща, в 40-х годах исследования в данной области проводил еще один ученый, кандидат филологических наук Леонид Андреевич Близниченко. Его интерес основывался на прикладной цели – быстром обучении иностранным языкам, в частности, английского. Он вкладывал много сил в развитие новой, пока еще не существующей отрасли педагогики, посвящая массу времени придумыванию и опробованию разнообразных методик заучивания английских слов и восприятия разговорной речи во сне. Прошли годы, и Близниченко разработал целостную методику изучения иностранных языков во время естественного сна. Исходя из полученных им данных, продолжительность изучения человеком иностранного языка при помощи гипнопедии может сократиться почти в три раза. а

Методики и технологии обучения английскому языку во сне

Утверждение, что во сне человек ничего не слышит – неверно. На самом деле он все слышит, но ничего не воспринимает, не осознает – вся получаемая им информация на иностранном языке обрабатывается бессознательно. Благодаря этому возможны такие вещи, как пробуждение по сигналу, гипноз, лунатизм, разговор со спящим человеком, а также и обучение английскому языку во время сна.

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт, благодаря которому человек может оставаться в контакте с окружающим миром. Сон с таким сторожевым пунктом будет, конечно, лишь частичным. Но дело в том, что любой сон частичен - во сне мозг работает, так же, как и сердце, легкие и другие органы.


Благодаря этому простая работа, подобная запоминанию английских слов, во время сна может происходить сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. И организм не только не устает во время такой работы по изучению английского языка, более того, он отдыхает. Неутомимость - это не особенность обучения во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно организованная работа зубрежки английских фраз, не утомляет, а способствует отдыху. Во время сна труднее заниматься неправильно, ведь приходится, фактически, бороться с собственной природой. Потому переутомление во сне крайне маловероятно.

Мы можем вспомнить о существовании двух типов долговременной памяти – процедурной (запоминание алгоритмов и последовательностей) и декларативной (запоминание конкретных фактов), и копнуть рассматриваемую тему еще глубже. Германскими учеными было установлено, что во сне при изучении иностранного языка происходит закрепление обоих вышеуказанных типов долговременной памяти, причем, декларативная память закрепляется в фазе «медленного» сна, а процедурная - в фазе «быстрого» сна (или REM-сна, от «Rapid Eye Movement» - быстрое движение глаз). В опытах на крысах было выяснено, что во время медленного сна в мозгу возбуждаются те же группы нейронов и в той же последовательности, что и в процессе обучения, проводившегося накануне. Это навело ученых на мысль, что мозг во сне как бы заново «прокручивает» полученную днем информацию о заученных английских фразах, что, возможно, способствует ее лучшему запоминанию и усвоению. Известно, что во время фазы медленного сна происходит закрепление усвоенной накануне информации. Если во время медленного сна человек ощущает тот же запах, который он обонял в процессе обучения, то запоминание происходит эффективнее. Обонятельный сигнал, получаемый во сне, приводит к активизации нейронов гиппокампа - древнейшего отдела мозга, ответственного за формирование долговременной памяти. Результаты исследований показывают, что закрепление новых знаний во время медленного сна - активный процесс, требующий работы гиппокампа, а не побочный эффект общего снижения мозговой активности. Таким образом, когда человек засыпает, гиппокамп продолжает работу по запоминанию иностранных слов.

Впрочем, по поводу гипнопедии существуют и другие, диаметрально противоположные мнения. Например, последние исследования в области сна, проведенные израильскими учеными, показали, что некоторые области головного мозга человека во время сна работают точно так же, как и во время получения новой информации на иностранном языке. Поэтому, когда человек просыпается, он может довольно точно воспроизвести ранее незнакомые английские фразы
Американские ученые тоже подтвердили, что обучение английскому или другому языку во время сна возможно. В ходе контрольного эксперимента их испытуемые иностранцы, практические не владеющие разговорным английским, распознавали после сна слова, нечетко воспроизведенные разговаривающим компьютером с специальной лингвистической программой.

Самый эффективный метод изучения английского языка найден

Сегодня есть целый ряд компаний, предлагающих обучение английскому языку во сне. В принципе, вы можете попробовать эту методику и в домашних условиях. Запишите на электронный носитель 35-50 английских слов или коротких фраз, подлежащих запоминанию, с переводом их на родной язык. Перед сном прочитайте медленно два раза эти слова с листа, затем ложитесь, включайте магнитофон, прослушайте запись два раза, не сосредоточиваясь на ней, но повторяя слова вслед за магнитофоном. Выключайте аппарат и засыпайте. Ваш помощник должен прокрутить запись еще несколько раз в течение первых 40 минут после вашего отхода ко сну на все уменьшающейся громкости. Утром, перед пробуждением, этот процесс необходимо повторить в обратном порядке. За полчаса до пробуждения магнитофон тихо включают, с каждым разом громкость проговариваемого текста постепенно увеличивают. Проснувшись, не вставайте с постели, пока запись не закончится, слушайте ее с закрытыми глазами. Таким способом за 20 сеансов усваивается до 10000 новых слов и оборотов. А это в 4-6 раз больше, чем при традиционных способах запоминания английских слов. Вот так!

Гипнопедия является очень молодой наукой. По поводу обучения во сне идут непрекращающиеся споры в научных кругах. А еще - постоянно ставятся новые опыты, поскольку данные различных исследований зачастую противоречат друг другу. Тем не менее, ее изучением занимаются в данный момент сразу несколько крупнейших мировых институтов. А это значит, что в ближайшее время можно ожидать крупных научных прорывов в этой перспективной области изучения английского языка

Анна, для меня этот вопрос совершенно «недетский», а наоборот, один из самых интересных в моей профессиональной области. Попробую отделить некоторую мистическо-эзотерическую шелуху от того опыта, который доступен мне лично или моим клиентам и вполне объясним с научной точки зрения. Разумеется, хочется пригласить в пост тех, кто занимается сном профессионально: нейрофизиологов, психиатров например. Очень интересно, что они скажут.

Мне лично неизвестны случаи, когда человек выучивал язык исключительно за счет того, что, например, слушал речь в момент ночного сна. Более того: я хотел бы предостеречь Вас от сколь-либо продолжительных экспериментов над собой в этом направлении. Дело в том, что у ночного сна есть основная функция, и она заключается отнюдь не в том, обеспечить Вам период, когда Вы в наушниках храпите под BBC или телесериалы:-) Экспериментируя над собой таким образом, Вы рискуете себя лишить того эффекта, который дает человеку здоровый сон. Как минимум, будете хуже высыпаться и не чувствовать себя отдохнувшей с утра.

Но здесь интересно то, что сон, насколько мне известно - не какое-то одно состояние, а сочетание разных явлений. Во-первых, существуют различные фазы сна. Хорошо известна стадия сна, которая называется REM (rapid eye movement). Во время этой стадии, которая повторяется каждые полтора - два часа, наш мозг демонстрирует повышенные уровни активности и Вы видите сны, которые потом можете запоминать или забывать. В числе прочего, в эти периоды происходит обработка и систематизация информации, которую мозг получил ранее в состоянии бодрствования. И в каком-то смысле, если Вы изучаете иностранные языки в дневное время, Вы _уже_ неизбежно изучаете их ночью. И ничего дополнительного делать для этого не надо.

Все мои клиенты, позволившие себе погрузиться в язык достаточно интенсивно и изучающие его некоторое время, рано или поздно проходили через ситуацию, когда им начинали сниться англоязычные сны. Для меня это всегда косвенный признак, что мы достигли определенных успехов, что клиент находится на пороге очередного масштабного скачка в развитии и что и интерязык клиента (=тот язык, который у клиента в голове) сейчас как раз активно трансформируется. По моим наблюдениям, примерно в это время резко меняется грамматический строй речи, интонационный рисунок приближается к речи носителей, улучшается произношение, речь становится экспрессивнее.

Это про ночной сон. Но как быть с теми состояниями, которые находятся на полпути между сном и бодрствованием? Ведь каждый из нас переживал состояние, когда внимание блуждает, когда слушаешь лекцию, а рука сама собой рисует каракули на полях тетрадки, предсонные состояния или состояния сразу после пробуждения, транс различной глубины, состояния медитативного созерцания, и т.д.? Вот в этой области, мне кажется, заложен колоссальный потенциал для создания новых, более эффективных форм и техник обучения, в том числе, обучения языкам. Я не единственный, кто так считает, но до сих пор попытки были достаточно примитивные и, что называется, фронтальные. Все знают 25й кадр, многим знакома техника суггестопедии Лозанова (). Штука в том, что техники эти работают достаточно выборочно и нестабильно. Но это совершенно не значит, что надо прекращать попытки! Наоборот, я уверен, что уже в этом столетии мы увидим новые методики, которые будут намного совершеннее той же Суггестопедии.

Некоторые слушают перед сном. Проверьте, что работает для Вас, поэкспериментируйте с разным временем суток. Только не оставляйте наушники на ночь.

Ну и последнее, самое важное.

Причина, по которой многие задают вопрос про обучение во сне, заключается в том, что до сих пор способы, которыми человек пытался учить язык, были сопряжены для него со значительной степенью дискомфорта. Отсюда желание сделать так, чтобы оно «само выучилось». Это нормально: если Вы все время исключительно заставляете, заставляете, заставляете себя учиться, скорее всего Вы сорветесь рано или поздно, т.е. ничего из этого не выйдет. И задача, конечно, заключается в том, чтобы Вас не нужно было заставлять. В случае успеха наступит момент, когда Вы будете не успевать другие дела, опаздывать на встречи и т.д., занимаясь при этом языком спонтанно, в свободное время и без принуждения. И для этого совершенно не обязательно отключать сознание и «отрубаться». Достаточно грамотно выстроить процесс:-)

Знания, которые давно не использовались, каждую ночь по чуть-чуть стираются, а новые переходят в долгосрочную память или удаляются, особенно если они никак не связаны с уже имеющимися. Поэтому, чтобы действительно выучить иностранный язык, нужно каждый день хоть немного читать или говорить на нем, иначе новые слова будут еженощно отправляться «на помойку».

Ценность знаний для мозга повышается и в том случае, если их часто повторяют: это служит сигналом, что информация важная, а не случайная. Наконец, запоминанию способствуют... посторонние сигналы, которые сопровождали получение информации. Мозг за счет ассоциаций и психологического связывает новые данные с эмоциями, звуками и даже запахами и, когда ситуация напоминает ту, что была, когда эти знания появились, легко вытаскивает их.

Когда мозг поглощен созданием воспоминаний, сознание полностью отключается от реальности. Но органы чувств остаются на связи с более древними отделами мозга - они во время сна остаются начеку и позволяют нам проснуться в ответ на внешнее воздействие.

Именно это попыталась сделать Сюзанна Дикельман и ее коллеги из Тюбингенского университета в Германии в 2010 году. В эксперименте людей просили запомнить расположение предметов на поле, при этом часть добровольцев сидели в комнате, где присутствовал легкий, но ощутимый искусственный запах.

Завершив задание, участники ложились спать, и тем, кто сидел в ароматной комнате, давали почувствовать тот же запах. В итоге эти испытуемые утром вспомнили на 23 процента больше предметов. Функциональная МРТ показала, что во сне их гиппокамп, который заведует формированием долгосрочной памяти, активней взаимодействовал со зрительными зонами коры.

Это открытие указывает, в каком направлении нужно двигаться, чтобы научить мозг лучше запоминать то, что он выучил в течение дня. Конечно, английский с нуля таким образом выучить вряд ли удастся, но здорово ускорить его освоение без дополнительных усилий точно получится.



Рассказать друзьям