Гимнастика для глаз для улучшения зрения детям. Гимнастика для глаз: комплекс упражнений для детей по улучшению зрения в дошкольном возрасте и старше

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУГАРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - Д/С «КОЛОСОК»

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Подготовила воспитатель:

Лещенко Светлана Игорьевна

2015г.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

Предупреждение утомления,

Укрепление глазных мышц

Снятие напряжения.

Общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах (например, номер 15,16 и другие), а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений (например, комплексы номер 1, 2, 3, 4, 7 и другие).

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

С предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

С использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей - наша задача.

Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников и младших школьников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и - кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственно детям старшего дошкольного и младшего школьного возрасти. Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка,- его здоровья и поведения. Следовательно важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Задачи:

Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования

предлагаемых упражнений;

Предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-

вегетативное) утомление у дошкольников, младших школьников.

Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

«Подснежник»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

Нарисуйте” круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«Спал цветок»

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Волшебный сон»

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И рассла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

Верх - вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

«Круг» Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Гимнастика для глаз

«Квадрат» Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

«Покорчим рожи». Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед - влево - вправо - вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

«Рисование носом» Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой.)

«Раскрашивание» Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

«Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Педагог медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

«Часики»

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый - против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Зрительные дифференцированные физкультминутки

И глаза вам скажут: «Спасибо!»

Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть.

А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?

Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером -при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!

Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» - наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх - налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх - направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений «На море» (Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт» 1-4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5-8 - повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка» 1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3. «Радуга» 1-4 - чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

4. «Солнышко» 1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо)

глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу» 1-4 - правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1-8 - зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п.- основная стойка, руки спереди в замок. Поднять вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.

2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении - 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в

правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 20-15 с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15 с.

5. И. п.- стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую - смотреть на правую 10 с.затем в правую – смотреть на правую кисть 10 с.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем на лево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой – либо предмет.

7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Профилактические упражнения для глаз

15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, слева - направо.

15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз - вверх.

15 вращательных движений глазами слева - направо.

15 вращательных движений глазами справа - налево.

15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны - «восьмерка».

Руки за спинку, голову назад

Руки за спинку, голову назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Упражнения для глаз (комплекс 1)

И. п. - сидя.

2. Движения глазными яблоками.

Глаза вправо-вверх.

Глаза влево-вверх.

Глаза вправо-вниз.

Глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 2)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Упражнения для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой - полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Часовщик

Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)

(С. Маршак)

Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными, по возможности связанные с содержанием занятии или урока.

Картотека гимнастики для глаз:

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

IV Комплекс

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2--3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2-3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2-3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

V Комплекс "Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи

VI Комплекс "Ветер"

Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.

VII Комплекс

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

VIII Комплекс

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

IX Комплекс

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

X Комплекс

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

XI Комплекс

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу почасовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.

XII Комплекс

Спектр.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

Список использованной литературы

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

2. Ковалько В.И.Школа физкультминуток. – М.: «Вако»2007.

3. СековецЛ.С. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения.- М.:Школьная Пресса, 2008.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Беспокойство возрастает в разы, так как вопрос касается здоровья детей, а обрекать ребенка на пожизненное ношение очков совсем не хочется.

В таком случае выручает гимнастика для глаз при близорукости у детей. Различные тренировки для улучшения зрения помогают множеству людей, если их выполнять правильно и регулярно. Но как привлечь ребенка к их выполнению? Давайте вместе разберемся, какие упражнения нужно выполнять, и как заинтересовать в этом ребенка.

Зрительная гимнастика – это действительно эффективный способ улучшить зрение. Тысячи людей, выполняя «зарядку» для глаз, добились изменений в положительную сторону. Самые популярные и состоятельные на сегодняшний день комплексы упражнений для глаз – это методики по Норбекову и по Жданову. Оба рекомендуют не только регулярно выполнять гимнастику для глаз, но и делать это, непременно, с позитивным настроем. В большинстве случаев, уже через 1-2 месяца после начала выполнения упражнений пациенты замечают улучшение остроты зрения.

ВАЖНО! Для достижения положительных результатов нужно соблюдать рекомендуемую систематичность в выполнении зрительных тренировок. А так же выполнять все рекомендуемые упражнения и делать это правильно.

Но данные техники по улучшению зрения не подходят для детей младшего возраста. Ребенок еще не понимает, зачем ему тратить свое время на это, если можно провести его намного веселее. Попытки взрослых объяснить, что это «нужно», часто встречают противодействие, ведь в понимании ребенка «надо» — это обязательно что-то скучное и неинтересное. Если же принуждать детей к выполнению упражнений насильно, то никакой пользы они не принесут — ребенок не будет стараться и будет постоянно отвлекаться.

Упражнения для глаз

Во многих случаях близорукость вызвана тем, что глазодвигательные мышцы перенапряжены. Это возникает при редких нагрузках на глаза именно вдаль. И взрослые, и дети сейчас все больше выполняют действий прямо перед собой на близком расстоянии. Мышцы привыкают к такому положению дел, и когда вдруг потребуется рассмотреть что-либо вдалеке, они просто уже не могут расслабиться. В итоге, человек видит нечетко.

Поэтому нужно отметить, что упражнения делятся на 2 категории:

ВАЖНО! Необходимо чередовать эти два типа упражнений, чтобы избежать перенапряжения. Оно может привести к головной боли и боли в глазах, что вызовет негативное отношение у ребенка к выполнению зрительной гимнастики.

Итак, давайте перейдем непосредственно к занятиям. Выполнять все упражнения лучше сидя, с прямой спиной. Для удобства под описанием привожу пример в картинках. Это самые распространенные упражнения, которые входят в состав большинства комплексов тренировок зрения:

«Пальминг» (от лат. Palm – ладонь). Выполняется следующим образом: ладони нужно потереть друг о дружку и приложить к глазам. Прикладывать нужно так, чтобы прямо над глазами были именно ладони, а пальцы рук перекрещивались над переносицей и любом. Глаза в это время закрыты. Выполнять 30-60 секунд. Пальминг способствует расслаблению и согреванию глазодвигательных мышц.

«Вправо-влево, вверх-вниз» . Тут все понятно – нужно двигать глазами поочередно справа налево, с фиксацией взгляда по центру, 8-10 раз, потом сверху вниз 8-10 раз. Для эффекта от занятия амплитуда должна быть максимальной. Так тренируются прямые мышцы глаз.


«Письмо носом» . Для выполнения этого упражнения нужно представить, что нос – это карандаш. Нужно написать носом несколько букв или цифр. При занятиях с ребенком, можно попросить его нарисовать носом какую-нибудь фигурку, например, домик или цветок. Такая работа направлена на расслабление мышц глаз и шеи, что улучшает кровоснабжение всей головы.\

«Взгляд на переносицу» . Для выполнения этого и следующего упражнения нужно обеспечить спокойную атмосферу в комнате, исключить резкие звуки и другие раздражители. Взгляд нужно зафиксировать на переносице, а затем расслабить глаза, глядя прямо перед собой.

«Взгляд на кончик носа» . Фиксируйте взгляд на кончике носа, а затем расслабленно глядите перед собой. Два этих упражнения можно объединить в одно: посмотреть на переносицу – прямо — на кончик носа — прямо. Повторить 5-8 раз. Таким образом, вы заставляете работать косые мышцы глаз.

«Из угла в угол» . Это тоже тренировка для косых мышц глаза, только растяжение происходит в другую сторону. Взгляд нужно направить в левый нижний угол, затем – в правый верхний; в правый нижний угол, затем – в левый верхний. Повторять 5-8 раз.


«Часы» . Для выполнения этого упражнения нужно глазами проследить за вымышленной стрелкой часов. Для лучшего эффекта, представляйте каждую цифру на циферблате, и ваши «часы» должны быть как можно большего диаметра. Это комплексная тренировка для глазодвигательных мышц.

«Крылья бабочки» . Представьте, что ваши веки – это крылья бабочки, которая порхает. Быстро-быстро поморгайте на протяжении нескольких секунд. Это расслабит глаза и увлажнит их. Такое действие можно выполнять после каждого упражнения, напрягающего зрение.

Во время занятий зрительной гимнастикой следите за тем, чтобы ребенок выполнял все задания только глазами. Нельзя, чтобы он крутил головой – это неправильно, и эффекта от таких занятий не будет.

Проведение зрительной гимнастики у детей

Лучший вариант для проведения зрительной гимнастики с детьми, делать это в игровой форме, чтобы малышу было самому интересно выполнять задания. Для этого можно использовать различные стихи или песни, или проводить упражнения в форме конкурса – за правильное выполнение давать небольшой приз.

Здесь вы можете посмотреть видео примеры проведения гимнастики для глаз с группой детей:

или с одним ребенком:

ВАЖНО! Хвалите ребенка после правильного выполнения каждого упражнения. Успехи нужно поощрять. Ребенку будет приятно выполнять задания, и он будет стараться делать это как можно лучше.

Когда проблема близорукости уже стоит, самое главное – заинтересовать ребенка делать упражнения. А кто, как не вы – родители, лучше всего знает, чем привлечь ваше чадо. Однако, даже если у ребенка нет проблем со зрением, тренировать глаза для него не будет лишним. Особенно, если он любит поиграть в телефоне или планшете, посмотреть мультики, посидеть за компьютером. Начав вовремя заниматься с детьми, можно предотвратить появление у них близорукости.

Гимнастика для глаз дает своеобразный «отдых» напряженным органам зрения. В условиях современной жизни и взрослые, и дети сталкиваются с такой проблемой, как чрезмерная нагрузка на глазодвигательные мышцы. Именно поэтому окулисты рекомендуют не лениться и ежедневно проводить гимнастику для глаз.

Особенно это актуально для детей, которые с раннего возраста подвержены высоком риску развития нарушений зрения.


Цель

Многие родители задаются вопросом, каково предназначение гимнастики для глаз, какая польза от подобной процедуры. Для начала стоит уточнить, что данные тренировки органов зрения являются хорошим способом профилактики развития различных недугов в раннем возрасте. В основном это касается таких заболеваний, как близорукость и дальнозоркость. Исключением не является и астигматизм, который нередко беспокоит детей школьного возраста.

Ребята ежедневно получают и усваивают большое количество информации, и органы зрения находятся в постоянном напряжении. Именно по этой причине ребенок начинает испытывать усталость, что и провоцирует появление проблем с глазами.


Даже при наличии идеального зрения не нужно забывать о простых методах релаксации. Так, учитывая все вышеперечисленные факторы, медики разработали множество полезных упражнений. Кроме этого, гимнастика способствует улучшению зрения даже при регулярном перенапряжении. Лучше всего выбирать комплексы, включающие элементы игры, а также стихи и поговорки. Особенно это касается тех случаев, когда упражнения подбираются для малыша или дошкольника.

Важной целью проведения гимнастики для глаз является восстановление зрения. К подобным методам рекомендуется обращаться даже в запущенных случаях, когда единственным возможным решением представляется операция для коррекции зрения. Тренировки потребуют большого количества времени и усилий. Родителям необходимо учесть то, что комплекс упражнений для ребенка подбирается в зависимости от проблем со зрением. В случае, если нарушения отсутствуют, гимнастика будет отличным методом для профилактики различных заболеваний. Перед выбором комплекса упражнений рекомендуется проконсультироваться со специалистом.


Физминутка для детей дошкольного возраста и начальной школы

Многие специалисты в области медицины отмечают, что даже посещая детский сад или начальную школу, ребенок сталкивается с продолжительными нагрузками на органы зрения. В основном это происходит на уроках рисования, лепки или конструирования. Известно, что именно эти виды требуют постоянного напряжения, так как внимание сосредоточено на одной точке. Когда ребенок идет в школу, нагрузка только увеличивается. Дети 6-7 лет сталкиваются со удвоенными зрительными нагрузками по сравнению с дошкольниками 5 лет.

В любом случае справиться с подобной проблемой помогут простые и интересные упражнения, которые займут минимальное количество времени.


  • Лучше всего начать с движений глазами вправо и влево . Если занятия проводятся с детьми дошкольного возраста, воспитатель должен сначала демонстрировать все действия в медленном темпе.Рекомендуется проводить тренировку в виде игры. К примеру, можно предложить детям представить себя хитрой лисичкой, которая подобными движениями глаз высматривает зайчика. Постепенно темп рекомендуется увеличивать. Заканчивая упражнение, дети должны закрыть глаза.


  • Далее нужно предложить ребятам такой способ, как зажмуривание и открытие глаз . Предварительно пример должен показать воспитатель, особенно если занятия проходят в дошкольной группе. Ребенок зажмуривает глаза на 5 секунд, после чего широко их открывает. Можно предложить детям изобразить удивление – им будет понятнее.
  • Еще одной интересное упражнение для дошкольников – чесание носика. Дети должны вытянуть руки вперед. Напротив носа нужно поместить указательный палец. Взгляд необходимо сосредоточить на приближающемся издали пальце. Ребенку следует слегка почесать носик. После выполнения этого действия палец нужно медленно удалить.


Если же подобная физминутка подбирается для детей 9-10 лет, лучше всего воспользоваться в процессе специальными учебными пособиями.

  • Одним из эффективных способов расслабить глаза является обводка взглядом геометрической фигуры . Во время выполнения упражнения взгляд нужно останавливать на углах. В процессе можно использовать разные фигуры: треугольники, прямоугольники или круги.
  • Еще одно интересное упражнение называется «Покажи глазами». Для этого на доске нужно зафиксировать несколько геометрических фигур. Ребенок должен глазами, не поворачивая головы, изобразить выбранную учителем форму.


Зарядка при нарушении зрения

Различные комплексные упражнения рекомендовано использовать при развитии определенных нарушений. Довольно часто применяются зрительные гимнастики при близорукости у детей. Известно, что для такого недуга характерно размытое виденье объектов, которые находятся далеко от ребенка.

Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной, поэтому рекомендуется обратиться к комплексу, который не только поможет в борьбе с недугом, но и остановит его дальнейшее развитие.


Итак, начать тренировки нужно с фиксации нижнего века . Для этого указательный палец кладут на внешний угол глаза, средний – на центр века. Безымянный палец должен располагаться на внутреннем уголке зрительного органа. Необходимо придерживать веко таким образом, чтобы возникло своеобразное сопротивление. В это время ребенок должен открывать и закрывать глаза, придерживаясь медленного темпа. Гимнастику от близорукости можно проводить даже во время прогулки.

Ребенок должен переводить взгляд с отдельно расположенных предметов: к примеру, с объектов, находящихся возле дороги, на область под его ногами. Особенно полезным будет подобное упражнение при миопии слабой степени у подростков.



Еще одной распространенной проблемой как среди взрослых, так и среди детей является дальнозоркость (гиперметропия) . Даже в раннем возрасте малыши сталкиваются с быстрой утомляемостью глаз. При наличии подобной проблемы также можно использовать эффективные комплексы упражнений. Одним из интересных и полезных вариантов является тренировка «Пальминг» . Суть упражнения заключается в том, что ребенок закрывает глаза руками. Ладони не должны давить на зрительные органы, наоборот, требуется полная расслабленность.

Упражнение можно выполнять в любом положении. Если тренировка проводится с ребенком дошкольного возраста, лучше всего почитать сказку. Через несколько минут нужно медленно отвести руки от лица, чтобы органы зрения перенастроились на комнатное освещение.

Также специалисты разработали упражнения при косоглазии у ребенка . Стоит отметить, что подобное нарушение у новорожденного малыша не относится к категории заболеваний. Это нормальное явление, но только до 6 месяцев. Если же косоглазие не прошло после полугода, необходимо обратиться к врачу. Кроме этого, специалисты рекомендуют выполнять упражнения на конвергенцию.

Одним из эффективных способов является использование карандаша . Предмет размещают в 20-30 см от глаз, просят ребенка смотреть мимо него. В результате должно возникнуть два изображения одного предмета.

Устранить нарушение в дошкольном возрасте можно с помощью различных интересных упражнений.



Можно предложить малышу закрыть глаза руками и попросить, чтобы он произносил название различных любимых игрушек. При этом ребенок должен рассказывать об их форме. Одно из сложных заболеваний у детей – астигматизм. В основном, схема лечения недуга подбирается на начальных этапах его развития. В этом случае можно полностью устранить заболевание без использования радикальных мер. Восстановить зрение помогут колебательные движения, интенсивные сжимания и разжимания век.

Детям с амблиопией также рекомендуется каждый день заниматься гимнастикой для глаз. Стоит отметить, что лечение данного заболевания эффективно только на ранних этапах развития. Обязательным условием является укрепление мышц органов зрения с помощью различных комплексов. Особое внимание необходимо уделить лечению нистагмы у ребенка. Одним из методов устранения неконтролируемого движения глаз является выполнение различных упражнений.


Комплекс упражнений по Аветисову

Уникальность данных комплексных упражнений заключается в том, что тренировки используются как для лечения, так и для профилактики недугов. Занятия по данной схеме помогут вернуть ребенку нормальное зрение. Стоит отметить, что методика включает в себя три категории упражнений.

Все действия, входящие в первую группу, способствуют улучшению циркуляции крови. Для начала ребенку следует принять положение сидя. Глаза закрывают на 5-6 секунд, после чего открывают. В таком положении необходимо оставаться несколько секунд. Повторять упражнения необходимо от 6 до 8 раз.



После этого необходимо предложить ребенку моргать в течение 60 секунд. Для выполнения данного упражнения лучше всего использовать часы. Затем нужно сделать небольшой перерыв и вновь повторить действие. Далее необходимо сидеть с закрытыми глазами, аккуратно давить на веко. Воздействие нужно выполнять тремя подушечками пальцев, предварительно сложив их вместе. Надавливание необходимо выполнять не дольше 3 секунд. Аналогичные действия нужно повторить и со вторым глазом.

Во вторую группу включены упражнения, способствующие укреплению мышечных составляющих. На первом этапе ребенку следует попеременно смотреть то на ковер, то на люстру. В процессе выполнения голова не должна двигаться в стороны. Взгляд нужно попеременно переводить с верхней части на нижнюю. Сохраняя положение головы, ребенку следует смотреть в левую и правую стороны поочередно. После этого нужно поднимать взгляд вверх и опускать вниз.

На последнем этапе ребенку следует вращать зрачками, выполняя круговые движения.


Упражнения из третьей категории восстанавливают аккомодацию. Для начала ребенок должен смотреть вдаль несколько секунд. После этого взгляд постепенно переводится на указательный палец, который нужно расположить в 20-30 см от лица. Затем ребенок должен принять положение стоя. Руку вытягивают перед собой, поднимают указательный палец так, чтобы он находился на уровне средины лица. Взгляд сосредотачивают на кончике пальца, который следует медленно приближать к себе. Повторять действие необходимо до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.



4 самых эффективных упражнения по восстановлению зрения

Существует множество различных упражнений, которые направлены на восстановление зрительной функции у ребенка. Стоит обратить внимание на особые методики, использующиеся даже в запущенных случаях.

«Ступенчатая гимнастика»

Первый вид называется «Ступенчатая гимнастика». Действие всех упражнений направлено на активизацию функций аккомодационного аппарата. Преимущество этой методики заключается в том, что в ней задействованы все элементы одновременно. Особенность упражнений заключается в том, что ребенок постепенно переводит взгляд с ближних предметов на дальние. Взгляд необходимо фиксировать на каждом объекте в течение примерно 5 секунд, чтобы аккомодационный аппарат функционировал нужным образом.


«Цифровая гимнастика»

Вторая методика называется «Цифровая гимнастика». Ребенок должен прикрыть глаза ладонями, при этом закрыв глаза. В таком положении следует «нарисовать» глазами числа от 1 до 10. Затем упражнение нужно повторить, «рисуя» числа в обратном порядке. Преимущество этой гимнастики заключается в том, что она занимает не более 2-х минут. Если упражнения должен выполнять маленький ребенок, на начальных этапах нужно заниматься вместе с ним.

Зачастую «Цифровую гимнастику» выполняют при больших нагрузках на органы зрения. В основном она рекомендована школьникам, которые с раннего возраста страдают от проблем со зрением. При ежедневном выполнении таких простых упражнений улучшается кровоснабжение в глазах.

Нередко методика используется при катаракте и глаукоме.


Гимнастика для глаз для детей занимает важное место в процессе профилактики и лечения глазных заболеваний. Ребенок получает массу информации визуально, вот почему даже у малышей глаза подвергаются колоссальной нагрузке.

А нам это не нужно!

Для гармоничного развития ребенка, как физического, так и интеллектуального, воспитателям и родителям стоит брать на вооружение специальные методики с использованием гимнастики для глаз.

Зачастую родители считают, что если малыш не жалуется на зрение, значит, с его глазами все в порядке и о зрительной гимнастике можно не вспоминать.

Нагрузка на глаза у детей дошкольного и младшего школьного возраста колоссальная. Поэтому особенно важно правильно подготовиться к будущим нагрузкам

Но это мнение ошибочно. Гимнастика глаз для детей дошкольного возраста важна, прежде всего, в целях профилактики.

Весомыми аргументами в пользу гимнастики для глаз являются:

  • Близорукость.
  • Дальнозоркость.
  • Жалобы малыша на усталость глаз.
  • Длительное пребывание ребенка у экрана телевизора, компьютера, телефона или планшета.
  • Наследственный фактор (проблемы со зрением у родителей).
  • Внутренние заболевания малыша.

Перед тем, как выбрать комплекс упражнений, нужно проконсультироваться с офтальмологом .

На сегодняшний день существует масса методик улучшения детского зрения. Поэтому специалист поможет грамотно подобрать вариант зрительной гимнастики, подходящей в конкретном случае.

Что? Где? Когда? или зачем нужна гимнастика для глаз детям

Основным назначением гимнастики является тренировка мышц органов зрения . От этого напрямую зависит качество зрения малыша не только в данный момент, но также на протяжении школьных лет и во взрослой жизни, когда нагрузка на глаза увеличится многократно.

Детские комплексы упражнений для глаз способствуют:

  • успокоению нервной системы малыша;
  • активизации мозговых процессов, чтобы мозг быстрее переработал информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • снятию усталости, облегчению нагрузки и отдыху детских глаз.
  • замедлению и остановке снижения зрения или развития астигматизма.
Перед выбором комплекса упражнений нужно посетить офтальмолога для получения консультации

Если до применения зрительной гимнастики малыш ходил в очках, при выполнении любого комплекса рекомендуется использовать очки на 1-2 диоптрии слабее, чем те, которые ему выписал врач.

Если же их сила не больше 1 диоптрии, гимнастику для глаз желательно выполнять без очков.

Как известно, зрение формируется до 12 лет .

И если регулярно делать гимнастику для глаз, польза для детского зрения будет очевидна.

Также не стоит забывать про физиологическое развитие ребенка и особенно про формирование скелета.

Если вы замечаете, что ребенок ходит на носочках , ознакомьтесь со следующей , причины такого явления следует пристального рассмотрения.

Уже с грудного возраста необходимо тренировать вестибулярный аппарат и развивать координацию движений. А в этом малышу помогут .

Незаменимый спутник правильного формирование стопы являются .

Лечение и развлечение: как правильно проводить занятия

Зрительная гимнастика хороша не только для коррекции и лечения заболеваний глаз (в качестве альтернативы очкам), но также как отличный способ профилактики, который незаменим и для здоровых глаз .

Начинать тренировки следует как можно раньше, ведь уже в полтора года малыш способен повторять движения вслед за мамой.

Но главное, ребенок должен делать гимнастику с удовольствием и стопроцентной отдачей. А если не получается, нужно превратить упражнения в увлекательную игру.

Воспринимаясь ребенком как веселая забава, гимнастика для глаз для детей 2-3 лет в детском саду и дома постепенно превратится в привычку. А регулярное выполнение комплекса специальных упражнений станет для деток отличной профилактикой многих проблем со зрением.

Этот вопрос волнует не одну маму. В нашей статье вы найдете 10 эффективных методов научить малыша познавать слова и говорить уже в этом возрасте.

Дети всегда остаются детьми и любят веселые игры, поэтому воспитателями также может использоваться гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах, с картинками или какими-либо атрибутами и даже под музыку.

Это поможет совместить профилактику и лечение с развлечением , а дети будут выполнять комплекс упражнений весело и с удовольствием.


Гимнастика для глаз для детей 6-7 лет в детском саду необходима, прежде всего, для разгрузки после многочасового сидения на уроках и при выполнении домашних заданий.

В данном случае можно повторять комплекс упражнений для детей 5-6 лет, но в целях экономии времени лучше использовать «Цифровую гимнастику»:

  • Потереть ладони друг о друга, чтобы они хорошо нагрелись.
  • Закрыть веки и прикрыть глаза ладонями.
  • Не убирая руки, начать рисовать глазами в темном пространстве цифры от 1 до 10, максимально делая размашистые движения глазными яблоками.

На выполнение упражнений уйдет около 2 минут, однако, убирая ладони и открывая лаза, ребенок отметит, что все вокруг мир вокруг стал более ярким, четким и выразительным.

Такая тренировка активизирует процесс кровоснабжения глаз и очень полезна в качестве комплексной терапии при лечении катаракты, глаукомы и заболеваний сетчатки.

Но при других заболеваниях она малоэффективна. Так, существует специальная , которую назначает исключительно врач-офтальмолог, а также гимнастика глаз для детей с косоглазием и амблиопией, которую тоже в каждом конкретном случае подбирает только специалист.

Комплекс упражнений для глаз для детей «неделька-смешинка»

Забавные стихи, проговариваемые в процессе выполнения гимнастики, не только способствуют тренировке глазных мышц, но и развивают у детей слуховую память.

Веселая стихотворная форма и эффективные упражнения дают основания проводить такую гимнастику для детей не только младшего, но также среднего и старшего дошкольного возраста.

Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник , как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву –

И обратно в высоту.

Дети смотрят вверх, а затем вниз. Голова при этом остается неподвижной.

Упражнение способствует снятию глазного напряжения

Во вторник часики-глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо –

Не устанут никогда.

Малыши поворачивают глаза вправо, а затем влево. Голова не двигается.

Снимается глазное напряжение

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

Дети закрывают глаза, вместе со взрослым считают до пяти, после чего глазки широко открывают.

Для снятия глазного напряжения

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Глядя прямо перед собой, нужно отставить палец на 25-30 см от глаз и посмотреть на его кончик. После этого руку следует опустить.

Для укрепления глазных мышц и усовершенствования их координации

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять –

В другую сторону бежать.

Дети переводят глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно.

Упражнение для усовершенствования сложных движений глаз

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Малыши переводят взгляд в верхний правый угол, после этого в нижний левый, а затем выполняют движения наоборот.

Происходит усовершенствование сложных движений глаз

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Дети закрывают веки и массируют их круговыми движениями: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, а нижнее веко от наружного края к носу, и наоборот.

Упражнение способствует расслаблению мышц и активизирует кровообращение

Комплексы упражнений для детей дошкольного и школьного возрастов

Для глаз для детей 3-4 лет гимнастика в детском саду должна проводиться в интересной игровой форме , чтобы малыши могли проявить активность и творческий потенциал.

Дети учатся «общаться» глазами, передавать эмоции и движения и даже рисовать!

Для младшего дошкольного возраста комплекс упражнений лучше составить из трех частей: разминки, основной и заключительной части.

РАЗМИНКА

(повторяется 2 раза)

Воспитатель предлагает детям подвигать глазками вверх, вниз, влево и вправо, после чего зажмуриться, прикрыть глаза ладошками и сосчитать до пяти.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Буратино»

Малышам нужно посмотреть на кончик носа и представить, что он вырастает, а затем уменьшается. Глазками надо строго следить за этим «процессом».

«Рожицы»

Дети фантазируют и представляют себя в роли разных зверей. Повторяя повадки животных, малыши активно работают глазами: щурятся, широко раскрывают или закрывают, делают круговые движения, смотрят в разные стороны и т.д.

«Фигуры»

Воспитатель предлагает детям стать художниками и нарисовать любую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник), но вместо кисточки это нужно сделать глазами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

«Рисуем носиком»

Малыши «рисуют» в воздухе фигурки игрушек или сказочных зверей. Можно выставить картинки с изображением игрушек или сказочных героев, чтобы дети повторяли их очертания на расстоянии.

Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в детском саду более длительна и насыщена . В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо умеют считать, более усидчивы, знают о значении гимнастики и стараются хорошо выполнять рекомендации педагога.

Поэтому каждое упражнение рассчитано на несколько повторений.

«Подмигни!»

Нужно поморгать, после чего закрыть глаза и посчитать до 5.

«Жмурки»

Надо крепко зажмуриться и посчитать до 3.

«Веселый пальчик»

Правую руку выставляем вперед, смотрим на кончик указательного пальца и двигаем его влево, вправо, вниз и вверх.

Голова остается неподвижной.

«Смотрим вдаль»

Левая рука выставляется вперед.

«Покружимся»

Круговые движения глазами: по 3 раза вправо и влево.

После этого поднимаем взгляд, смотрим вдаль и считаем до 5.

Данный комплекс содержит упражнения, которые способствуют расслаблению мышц глаз . Учитывая тот фат, что у пятилеток нагрузка на глаза возрастает, такая гимнастика будет незаменима как в детском саду, так и дома.

Вашему вниманию предлагается видеоурок по восстановлению зрения, он специально разработан для детей по системе М.С. Норбекова.

Выводы

Интересные, легкие, ненавязчивые и довольно простые упражнения для глаз помогут малышам предупредить развитие многих заболеваний глаз и забыть о проблемах со зрением в детском саду, в школе и после нее.

Регулярное выполнение подарит не только остроту зрения, но также хорошее настроение и позволит каждый день видеть мир во всех его ярких красках!

НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста

Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.

Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?

Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел , и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика .

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний , а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте , которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза , руки выполняют разные движения.

Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений : сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику .

В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик :

игровая физминутка; с предметами;

по зрительным тренажёрам;

комплексы по словесным инструкциям; со стихами;

с опорой на схему;с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

электронная зрительная гимнастика .

«Елка» .

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами .

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза , потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Гимнастика для глаз для детей раннего возраста

1. «Забавный» тренинг

Задачи : Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз .

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

2. «Рисование» взглядом

Задачи : Разнообразить движения глаз .

«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом , то другим глазом , через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

3. Чередование эпизодов света и темноты.

Задачи : «Раскачка» мышц глаз .

Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту . Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.

4. Игра «Найди зайку» .

Задачи : Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом , через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

5. «1-2-3-посмотри»

Задачи : Развивать глазодвигательные навыки .

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил : работают глаза , голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами : «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение . Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

6.«Птичка»

Задачи : Развивать двигательную систему глаз .

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

7.«Лошадка»

Задачи : Содействовать укреплению двигательной системе глаз .

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом .)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

8. Упражнение «Солнышко»

Задачи : Снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза , встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону : «Глазки солнцу покажу . «Здравствуй! - солнышку скажу» .

9. Упражнение «Моргание»

Задачи : активизировать глазодвигательные функции .

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет» .

10. Глазодвигательные тренинги

Задачи : Формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

11. Упражнение «Прищепочки»

Задачи : Снизить нагрузку на глаза .

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»

Задачи : Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами ) .

13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

Задачи : развитие зрительно – моторной координации

(глаза – руки ,

Ход : (глаза – руки , умения ориентироваться в пространстве.

14. Упражнения «Воздушный шарик»

Задачи : развития зрительной координации.

Ход : Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

15. Игра «Бегающий зайчик»

Задачи : Укрепление мышечной системы глаз .

Ход : предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.

16. Игра «Сидим и бросаем»

Задачи : развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.

Ход : положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

17. Упражнение «Зоопарк»

Задачи : способствовать увеличению остроты зрения.

Ход : Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток) .

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх) .

18. Упражнение «Солнечный зайчик»

Задачи : улучшить кровоснабжение глаз .

Ход : взгляд фокусируется на светящемся предмете

(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике» .

Находящемся на маленьком расстоянии от глаз .

19. «Новогодняя ёлка»

Задачи : Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход : Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

20. «Аквариумные рыбки»

Задачи : стимулировать кровообращение органа зрения.

Ход : предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

блестящей чешуей.

21. «Кискины глазки »

Задачи : укрепить глазную мышечную систему .

Ход : выпучивание глаз , зажмуривание, широко открывать глаза ,

посмотреть вверх, вниз, в сторону.

22. «День - ночь»

Задачи : улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения

Ход : ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.

23. «Спи глазок , спи другой»

Задачи : активизировать глазодвигательные функции .

Ход : поочередно ладошками закрываем то один глаз , то другой.

24. «Прятки»

Задачи : Разнообразить движения глаз .

Ход : прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»



Рассказать друзьям