Общая характеристика системы социальных пособий. Пособия и компенсационные выплаты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Государственное пенсионное обеспечение

5.1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это не только ежемесячная денежная выплата, но и компенсация утраченного заработка (дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы, а также предоставление нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

Государственная пенсия рассчитывается в зависимости от продолжительности трудовой деятельности, а также зависит от характера деятельности, дающей право в соответствии с Законом на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подлежат:

Федеральные государственные служащие;

Военнослужащие;

Участники Великой Отечественной войны;

Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

Нетрудоспособные граждане.

Назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению осуществляется по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Ее срок зависит от вида пенсии. Так, пенсия за выслугу лет назначается пожизненно, пенсия по инвалидности - на период, на который установлена инвалидность, пенсия по случаю потери кормильца - на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

6.1. Понятие пособий и их классификация 6.2. Пособие по временной нетрудоспособности 6.3. Пособие по беременности и родам 6.4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности 6.5. Единовременное пособие при рождении ребенка 6.6. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 6.7. Ежемесячное пособие на ребенка 6.8. Компенсационные выплаты по социальному обеспечению, их виды

6.1. Понятие пособий и их классификация

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическим преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).



Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

пособие по временной нетрудоспособности;

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка;

пособие по безработице;

единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;

единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

социальное пособие на погребение и др.

Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

по целевому назначению пособия (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь);

по продолжительности выплаты пособия единовременные (пособие на погребение, при рождение ребенка, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности), ежемесячные (пособие по безработице, на детей), периодические (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам);

по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.

Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления социальной поддержки какой-либо категории граждан.

6.2. Пособие по временной нетрудоспособности

Согласно Конституции РФ социальные пособия устанавливаются законом (п. 2 ст. 39). Данное конституционное предписание выполнено для большинства видов пособий.

В последние годы в России реформирована система пособий, приняты новые законы, которые регулируют выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, безработным, в связи с наступлением смерти и др.

Временная нетрудоспособность - невозможность выполнения работником своих трудовых обязанностей в связи с потерей (снижением) трудоспособности вследствие болезни(травмы) или иных предусмотренных законодательством социально значимых причин.

Пособие по временной нетрудоспособности - это денежная выплата за счет средств Фонда социального страхования, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам.

Право на пособие по временной нетрудоспособности возникает у работника, во-первых, в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения. Как правило, период работы начинается не с момента заключения трудового договора, а со дня фактического начала работы. Поэтому при заболевании до начала работы, хотя бы и после издания приказа о приеме на работу пособие, как правило, не выдается.

Однако в исключительных случаях, прямо указанных в законодательстве, право на пособие возникает у лиц, временная нетрудоспособность которых наступила не в период работы, а до ее фактического начала. Так, лицам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантуру, клиническую ординатуру либо профессионально-техническое учебное заведение, направленным на работу в установленном порядке, пособие выдается и в тех случаях, когда временная нетрудоспособность наступила у них до начала работы. Выплачивается такое пособие со дня, назначенного для явки их на работу.

Лица, заболевшие во время следования к месту работы, имеют право на пособие, если в этот период они имели право на заработную плату или суточные или на оплату стоимости расходов по переезду.

Пособие лицам, заболевшим после увольнения, выдается в порядке исключения, если:

а) временная нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения;

б) нетрудоспособность продолжалась свыше месяца;

в) работник был уволен по уважительной причине.

При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе со дня вынесения решения о восстановлении.

Во-вторых, право на пособие возникает в случае подтверждения факта временной нетрудоспособности листом временной нетрудоспособности. Это единственный документ, на основании которого выплачивается пособие.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается:

в случае болезни самого работника;

в случае его санаторно-курортного лечения;

при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

при карантине;

при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профзаболеванием;

при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

По общему правилу, пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или установления инвалидности, даже если в это время работник был уволен.

Особые сроки выплаты пособия установлены в случае ухода за больным ребенком в зависимости от его возраста, характера заболевания, условий лечения (амбулаторное или стационарное). Пособие выдается одному из родителей или иному члену семьи, непосредственно осуществляющему уход.

При временной нетрудоспособности работника, возникшей в период ежегодного (основного или дополнительного) отпуска, пособие выплачивается за все дни освобождения от работы, удостоверенные листом временной нетрудоспособности, и отпуск продлевается на число дней нетрудоспособности. Однако, если в период отпуска у работника заболел член семьи или ребенок, то пособие не выдается.

6.3. Пособие по беременности и родам

Российское законодательство содержит целый комплекс правовых норм, предусматривающих дополнительные права и льготы беременным женщинам, а также женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, в том числе право на предоставление пособия по беременности и родам, целевое назначение которого возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком в первые месяцы его жизни.

Женщины, принадлежащие к перечисленным выше категориям, вправе получить пособие, не только если они родили ребенка, но и в случае усыновления ими ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев. Если ребенок усыновлен в возрасте трех месяцев и старше, речь может идти только о пособии по уходу за ним со дня усыновления и до достижения полуторагодичного возраста при наличии права на соответствующие отпуск и пособие.

Всем женщинам, имеющим право на отпуск по беременности и родам, он предоставляется, по общему правилу, продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Из этого общего правила сделано несколько исключений. Так, с 1 мая 1997 г. дородовой отпуск при многоплодной беременности увеличен с 70 до 84 календарных дней. В случае осложненных родов послеродовой отпуск удлиняется до 86 календарных дней, а при рождении одновременно двух детей и более - до 110.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух детей и более- 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей). Исчисление отпуска в календарных днях означает, что при подсчете учитываются не только рабочие дни, но также выходные и праздничные.

Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам, а соответственно и для выплаты пособия является листок нетрудоспособности. Женщины, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, женщины из числа гражданского персонала и воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств и женщины, обучающиеся в образовательных учреждениях, подтверждают право на отпуск и пособие медицинской справкой.

6.4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, т. е. до 12 недель.

Назначается дополнительно к пособию по беременности и родам.

Право на пособие подтверждается справкой из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину учет в указанные сроки.

6.5. Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при рождении ребенка - один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Оно предназначено компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка, урегулировано Федеральным законом «О государственных пocобиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющие (опекун). В случае рождения (усыновления) двух детей и более пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. Каких-либо дополнительных условий (факт работы, учебы, военной службы и др.), кроме факта рождения живого ребенка, для приобретения права на пособие не требуется. Если ребенок родился мертвым, пособие не выплачивается. Пособие назначается и выплачивается, если рождение либо усыновление ребенка зарегистрировано в органах ЗАГСа в установленном порядке. При регистрации рождения органами ЗАГСа выдается специальная справка о рождении ребенка, которая является основанием для получения пособия.

При определении права на пособие применяются общие ограничения. Так, пособие не может быть назначено, если ребенок находится на полном государственном обеспечении; если лицо, обращающееся за пособием, лишено родительских прав в отношении данного ребенка либо выехало на постоянное место жительства за пределы России.

6.6. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют те же категории женщин, которые получают пособие по беременности и родам. Но есть и отличия в круге обеспечиваемых. Так, отпуск и пособие по уходу за ребенком предоставляются не только женщине-матери или усыновительнице, но и другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, если они подлежат государственному социальному страхованию.

Если мать ребенка не работает, то другим членам семьи отпуск не предоставляется и пособие не назначается.

6.7. Ежемесячное пособие на ребенка

Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка - оказание государственной поддержки в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве.

Право на пособие имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося образовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Право на пособие не зависит от занятости родителей и заменяющих их лиц. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

На детей одиноких матерей ежемесячное пособие в повышенном размере назначается и выплачивается в случае:

если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак;

при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она записана в книге записей актов гражданского состояния в качестве матери;

при передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, ее болезни и по другим причинам).

Повышенный размер пособия не предусмотрен, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка или если ребенок усыновлен при вступлении матери в брак. В случае установления отцовства и внесения сведений об отцовстве в актовую запись о рождении ребенка органы загса сообщают органу социальной защиты населения по месту жительства матери о внесении соответствующих изменений.

Пособие в повышенном размере устанавливается на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо не могут их платить по причинам, предусмотренным законодательством РФ. Для определения права на повышенное пособие, прежде всего необходимо наличие решения суда либо постановления судьи о взыскании алиментов на данного ребенка (детей) с его родителей либо с одного из них.

Законодательством предусмотрены следующие случаи, когда ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается:

а) если ребенок находится на полном государственном обеспечении;

б) если ребенок находится под опекой (попечительством) и опекуны (попечители) получают денежные средства на его содержание;

в) если родители лишены родительских прав в отношении ребенка, на которого полагается ежемесячное пособие.

6.8. Компенсационные выплаты по социальному обеспечению, их виды

Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Различают следующие виды компенсационных выплат:

1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком;

2) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

3) студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

4) трудоспособным неработающим лицам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым или ребенком-инвалидом;

5) на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

6) вынужденным переселенцам;

7) иные компенсационные выплаты по социальному обеспечению:

* приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

* посторонний (специальный медицинский или бытовой) уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи.

Пособие – ден. выплата, назначаемая гражданам с целью предостав-ления им содержания в период отсутствия заработка или оказания им доп. мат. помощи в социально значимых случаях, устан. зак-вом. Виды пособий: Пособие по врем. Нетруд., оплачиваемое за счет средств ФСС; Пособия гражданам, имеющим детей: (пособие по берем. и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в мед. учр-ях в ранние сроки беременности; единоврем. пособие при рождении ребенка; ежемес. пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; ежемес. пособие на ребенка); Пособие по безработице; Пособие на погребение. Порядок назначения и выплаты указанных гос. пособий устан-ся Правительством РФ. А порядок назначения и выплаты ежемес. пособия на ребенка устанавливается законами субъектов РФ. Выплата гос. пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств ФСС РФ. А ежемесячное пособие на ребенка оплачивается за счет средств бюджета субъекта РФ. Пособия на погребение оплачивается за счет средств ПФРФ (на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти), ФСС РФ (на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан). Расходы на доставку и пересылку гос. пособий гражданам, имеющим детей, осуще-ствляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату го. пособий, не взимается. Одним из видов соц. обеспечения являются компенсационные выплаты: Учащимся, студентам, аспирантам во время академического отпуска по состоянию здоровья; Трудоспособным неработающим лицам, которые заняты уходом за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом до 18 лет; На детей, находящихся под опекой в приемных семьях; Вынужденным переселенцам; На питание учащихся, студентов, обучающихся в гос. образоват. учреждении и др.

  • Система государственных социальных пособий и компенсационных выплат отдельным категориям граждан . Планирование и финансирование расходов на социальное обеспечение и на проведение мероприятий по социальной защите отдельных слоев ...


  • Система государственных социальных пособий и компенсационных выплат отдельным категориям граждан .
    Пособие – ден. выплата , назначаемая гражданам с целью предостав-ления им содержания в период отсутст. Загрузка.


  • Система государственных социальных пособий и компенсационных выплат отдельным категориям граждан .
    Пособие – ден. выплата , назначаемая гражданам с целью предостав-ления им содержания в период отсутст.


  • Система государственных социальных пособий и компенсационных выплат отдельным категориям граждан .
    Пособие – ден. выплата , назначаемая гражданам с целью предостав-ления им содержания в период отсутст... подробнее ».


  • Система социального обеспечения и социальной защиты населения . Состав расходов бюджетов на социальную политику. Роль бюджетов в осуществлении мероприятий по социальной политике.


  • Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан , который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях...


  • Расходы на соц -культ. мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования . Фи. Состав и структура расходов на социально -культурную сферу.


  • Система социального обеспечения и социальной защиты населения .
    Государственные внебюджетные фонды и их роль в осуществлении социальной политики. Гос. внебюдж. Фонды (ГВФ) носят чисто соц . характер.


  • Сметный порядок планирования и финансирования расходов . Смета доходов и расходов социально -культурного учреждения, ее форма, содержание, порядок составления и утверждения. Расходы на соц -культ...


  • учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения ; 6) осуществлять надзор за исполнением законодательства об образовании, реализации государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на...

Найдено похожих страниц:10


Введение

.

2.

.

.

Заключение

Список литературы

Введение

В России содержание и параметры права социального обеспечения формировались постепенно в процессе развития самой системы социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения во всех странах мира занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающий в себя также негосударственные формы социального страхования и частную благотворительность. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации закрепила основные характеристики социального государства, которые направлены на обязательность последнего по социальной защите населения во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизма пособий и компенсационных выплат по системе социального обеспечения в Российской Федерации.

В связи с обозначенной целью в работе были поставлены следующие задачи:

рассмотреть условия выдачи пособий гражданам имеющим детей;

Объектом данной курсовой работы является система социального обеспечения в РФ.

Предметом данной курсовой работы являются пособия и компенсационные выплаты по системе социального обеспечения.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

.Понятие и общая характеристика пособий

В государственной системе социального обеспечения преобладающими выплатами в денежной форме помимо пенсий являются социальные пособия и компенсационные выплаты.

Пособие по социальному обеспечению - это гарантированная денежная выплата, безвозмездно предоставляемая определенным категориям граждан за счет государственных средств, в целях их материального обеспечения при наступлении страховых случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Гарантированность пособия обусловлена, прежде всего, тем, что при наступлении соответствующих юридических фактов, определяющих право на пособие, оно подлежит немедленной и полной реализации, при этом не должен иметь значение факт наличия или отсутствия финансовых средств для выплаты пособия. В случае нарушения права на соответствующий вид социального обеспечения заинтересованное лицо может защитить его в административном или судебном порядке.

Необходимо помнить, что пособия имеют целевое назначение: оказание помощи семье в содержании детей, компенсация временно утраченного заработка, повышенных расходов единовременного характера.

В настоящее время в стране сложилась и действует развитая государственная система пособий: пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка, по уходу за ребенком в возрасте 1,5 лет, пособие по временной нетрудоспособности, по безработице, на погребение и т.д.

Социальные пособия, как правило, выплачиваются относительно непродолжительное время или единовременно, их получают как работающие граждане, так и неработающие, включая пенсионеров. Продолжительность их выплат зависит от цели пособия.

В чем же состоит отличие пенсий от пособий? На первый взгляд между пенсиями и пособиями нет никаких различий. Пенсии и пособия являются денежными выплатами, имеют гарантированный характер и устанавливаются нормами законодательства.

Главное отличие заключается в целевом назначении пособий. Пособия компенсируют временно утраченный заработок в случаях, предусмотренных нормативными актами. Пенсия же является формой материального обеспечения в старости, при инвалидности, потере кормильца, утраты профессиональной трудоспособности.

Пособия, как правило, выплачиваются единовременно или относительно непродолжительное время периодически либо ежемесячно, пенсия - всегда длительная выплата, а трудовая пенсия по старости пожизненная выплата. Пособия ориентированы на всех: их получают, как трудоспособные, так и нетрудоспособные граждане. А право на пенсию имеют только нетрудоспособные граждане по возрасту, состоянию здоровья, в связи с потерей кормильца.

.Система пособий семьям, имеющим детей

Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей. Поэтому одним из главных приоритетов в деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации всегда являлась и по-прежнему является охрана материнства и детства.

С 1 января 2007 года произошли большие позитивные сдвиги в действующей системе государственной поддержки семей с маленькими детьми, в том числе и для неработающих граждан.

Эта помощь и поддержка осуществляется в разных формах:

·денежные выплаты (пособия);

·услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.);

·льготы (на приобретение лекарств, питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.).

Самыми распространенными денежными выплатами являются государственные пособия, большую часть из них составляют детские пособия.

Пособия назначаются и выплачиваются по заявительному принципу. Главное успеть обратиться за ними не позднее 6 месяцев после исполнения ребенку возраста полутора лет.

Основным нормативным документом, которым установлена единая система государственных пособий семьям, имеющим детей, является Федеральный закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года №81-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. №1012н, а ежемесячного пособия на ребёнка в малообеспеченной семье - законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Пособия, семьям, имеющим детей и в связи с материнством подразделяются на государственные пособия, которые назначаются по всей территории РФ и выплачиваются в едином размере, и пособия (выплаты), предусмотренные законами субъектов РФ, которые являются мерой дополнительной поддержки семей в отдельно взятом регионе.

Какие пособия считаются государственными? К государственным относятся 8 видов пособий:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребёнка;

ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;

ежемесячное пособие;

единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу.

Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание семье предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей.

С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга.

В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней.

В 2008 г выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся - до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ.

Государственные пособия назначаются:

гражданам РФ, проживающим на территории РФ;

гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;

временно проживающим на территории РФ и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Кому не назначаются государственные пособия?

гражданам Российской Федерации (иностранным гражданам и лицам без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

гражданам Российской Федерации (иностранным гражданам и лицам без гражданства), лишенных родительских прав;

гражданам Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины. Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, постоянно и временно проживающие на территории РФ.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.

С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.

С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

.Пособие по беременности и родам

Право на пособие по беременности и родам имеют застрахованные женщины:

работающие по трудовому договору;

уволенные в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, полномочий частного нотариуса, статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

учащиеся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования;

военнослужащие по контракту, а также служащие в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

работающие в качестве гражданского персонала в воинских формированиях РФ, находящихся на территориях иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ;

усыновившие ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.

Продолжительность декретного отпуска составляет 70 календарных дней до родов (при многоплодной беременности - 84 дня) и 70 дней после родов (при осложненных родах, например, при кесаревом сечении - 86 дней; при рождении двух и более детей - 110 дней).

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:

среднего заработка - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;

рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения;

денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и др.

Таким образом, данное пособие выплачивается только занятым женщинам, среди них наиболее распространенная категория - работающие по трудовому договору и подлежащие обязательному социальному страхованию. Как выше было сказано пособие по беременности и родам устанавливается им в размере 100% среднего заработка. По нормам Федерального Закона № 255 с 01.01.2011г. средний заработок считается за два календарных года, предшествующих году ухода в отпуск по беременности и родам.

Размер пособия не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. Что это значит? Это значит, что при расчете пособия по беременности и родам в 2013 году доход, учитываемый за 2011 год, ограничен сверху 463000 рублями, а учитываемый доход за 2012 год ограничен сверху 512000 рублями. Размер пособия за 140 дней при этом не может быть больше 186986 рублей (208356 рублей за 156 дней при осложненных родах и 259110 рублей за 194 дня больничного по беременности и родам при рождении двойни или тройни). Максимальный размер пособия по беременности и родам с 1 января 2010 года не зависит от районных коэффициентов. И в Москве, и за Полярным кругом максимальный размер пособия одинаковый.

Женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере минимального размера оплаты труда за каждый месяц отпуска. В 2013 году МРОТ сотавил 5205 рублей. В страховой стаж включаются все периоды, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, в зачет идут доходы от всех работодателей, но выплаты пособий производятся либо по одному из последних мест работы, либо по каждому месту работы. Пособие назначается работодателем (работодателями) в течение 10 дней после предоставления всех документов, а выплачивается в ближайший после назначения день выплаты зарплат.

Документы, необходимые для начисления пособия по беременности и родам:

листок нетрудоспособности;

заявление о предоставлении отпуска;

справка о сумме заработка с другого места работы, если такие были в предшествующие два года.

Если работодатель не может выплатить пособия по беременности и родам (нет денег на счете), пособие выплачивает территориальный орган страховщика.

Уволенным в связи с ликвидацией организации пособие по беременности и родам выплачивается органом социальной защиты. Для этого необходимо в течение 12 месяцев со дня увольнения встать на учет в центре занятости.

Обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе получают пособие по месту учебы.

Наряду с пособием по беременности и родам ФЗ № 81 предусмотрено единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в сроки беременности до двенадцати недель, с 1 января 2013 года оно составляет 490 рублей.

Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При пропуске этого срока по уважительной причине решение о предоставлении пособия может быть принято территориальным органом ФСС РФ. Перечень уважительных причин утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г. № 74.

Особое внимание в процессе исследования необходимо уделить вопросу расчета пособия.

Так 2011 и 2012 годы были переходным периодом, когда женщина сама могла выбрать наиболее выгодный вариант расчета пособий (по средней заработной плате за 12 месяцев или по данным за два предшествующих года).

Но уже при расчете пособий в 2013 году такого выбора нет. Расчет производится согласно новым правилам (то есть за два предшествующих года), но с некоторыми изменениями.

Что это означает?

Рассмотрим новые правила расчета на примере.

заработная плата 150000 руб.

отпускные 14300 руб.

больничные 10200 (за 16 дней)

(150000 + 14300 + 165000 + 15700) / (365 + 366 - 10 - 16) = 489,36 руб.

Но стоит обратить внимание, что данная усовершенствованная методика расчета распространяется только на декретные и пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет. Больничные же будут начисляться, как и ранее в 2012 году (доход за два предыдущих года / 730).

Для пособия по беременности и родам установлен максимальный и минимальный размер.

Минимальный размер пособия по беременности и родам рассчитывается из МРОТ, который с 01.01.2013 г. составляет 5205 руб.

* 24 / 730 * 140 =

где: 24 - количество месяцев за два года (так как пособие по беременности и родам рассчитывается с 2011 г. из средней заработной платы за два года, предшествующих году наступления беременности).

Количество календарных дней за два года, если фактически они были отработаны.

Количество дней отпуска по беременности и родам (данный период берется из листа нетрудоспособности, который выдается медицинским учреждением).

Максимальный размер пособия по беременности и родам рассчитывается из предельной величины, установленной для среднего заработка Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. Данная величина составляет 415000 руб. за год.

Таким образом, получаем: (415000 + 415000) / 730 * 140 = 159178,08 руб.

С 01.01.2010 не устанавливаются максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Вместо этого введен порядок исчисления среднего дневного заработка.

512000 = 975000

79 * 140 = 186730,60 за 70 дней до и 70 дней после родов.

пособие компенсационная выплата социальный

4.Классификация детских пособий

Одним из главных приоритетов в деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации всегда являлась и по-прежнему является охрана материнства и детства. С 1 января 2007 года произошли большие позитивные сдвиги в действующей системе государственной поддержки семей с маленькими детьми, в том числе и для неработающих граждан.

С 1 января 2007 года матери, не подлежащие социальному страхованию (неработающие) впервые получили право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Пособие установлено в размере 300 рублей, с 01.01.2008 г. оно проиндексировано до 325,5 рублей. Единовременное пособие предоставляется по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание семье имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Пособие выплачивается при передаче ребенка семье, биологические родители которого неизвестны, умерли или объявлены умершими, лишены или ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в местах лишения свободы и т.п. В случае передачи на воспитание семье двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Размер указанных единовременных пособий в соответствии с ФЗ от 19.05.1995 года № 81 составляет 8000 руб., с 01.01.2008 г. он проиндексирован до 8680 руб. Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Для назначения пособия необходимо представить: заявление; справку органов загса о рождении ребенка; справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия и другие документы. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке. Опекун должен предъявить выписку из решения органа местного управления об установлении опеки, усыновитель - копию вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, приемные родители - копию договора о передаче ребенка на воспитание семье и другие документы, указанные в постановлении Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865.

Право на единовременное пособие имеет жена военнослужащего по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Это пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

Право на единовременное пособие не предоставляется женам курсантов военных образовательных учреждений. Размер пособия в 2008 г был равен 14000 рублей.

Ежемесячные пособия

Право на пособие в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (рожденного, усыновленного, принятого под опеку) предоставляется не только матерям, но и отцам, другим родственникам, фактически находящимся в отпуске по уходу и подлежащим государственному социальному страхованию. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из них.

Право на пособие сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.

Лицам, имеющим одновременно право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 и на пособие по безработице, предоставляется право выбора пособия по одному из оснований. При наступлении отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из пособий.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - не работающим лицам;

40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия не может быть меньше 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, размеры пособия увеличиваются с учетом районного коэффициента к заработной плате.

При уходе за двумя и более детьми до 1,5 лет размер пособия суммируется, но не может превышать 100% прежнего заработка (дохода, денежного довольствия).

Для назначения пособия необходимо представить: заявление; копию свидетельства о рождении ребенка и предыдущих детей; выписку из решения об установлении опеки; выписку из трудовой книжки (военного билета); копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; справку о неполучении пособия по безработице и другие документы, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву имеют: мать ребенка; опекун ребенка, либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

Ежемесячное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды детских пособий, гарантированных государством.

Право на ежемесячное пособие не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения.

Матери ребенка ежемесячное пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала военной службы по призыву. Опекуну ребенка пособие выплачивается со дня смерти матери либо со дня вступления в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения.

Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6000 руб. на каждого ребенка.

Расчет пособий в 2012 и 2013 годах

В 2012 году сохранится переходный период для расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1.5 лет. У женщины будет, как и в 2011 году, право выбора методики расчета данных пособий.

То есть можно будет выбрать:

либо рассчитывать пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет по методике 2010 года - из расчета средней заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу ухода в декрет или в отпуск по уходу за ребенком

либо рассчитывать пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет по методике 2011 года - из расчета средней заработной платы за два года, предшествующих году ухода в декрет или в отпуск по уходу за ребенком

Для этого женщине необходимо написать соответствующее заявление.

С 01.01.2013 года данные пособия будут рассчитываться также из среднего заработка за два года. Но если в 2011-2012 годах средний заработок определяется, как частное от деления суммы заработка за два года на 730.

Где 730 - считается число календарных дней за этот период, при этом фактическое количество отработанных календарных дней не учитывается, то есть данное число не подлежит корректировке.

То с 2013 года при расчете пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет будет браться число календарных дней за два года (а не 730), но за исключением отдельных периодов.

То есть из расчетного периода будет исключаться календарные дни, приходящиеся на:

тот период, когда были больничные, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком

дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом

периоды, когда работник освобождается от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на нее не начислялись страховые взносы в ФСС РФ.

Расчет пособий в 2013 году

и 2012 годы были переходным периодом, когда женщина сама могла выбрать наиболее выгодный вариант расчета пособий (по средней заработной плате за 12 месяцев или по данным за два предшествующих года).

Но уже при расчете пособий в 2013 году такого выбора нет. Расчет будет производиться согласно новым правилам (то есть за два предшествующих года), но с некоторыми изменениями.

В чем же заключаются данные изменения?

Поправка заключается в том, что с 2013 года ранее фиксированное число 730 (количество календарных дней за два года) можно будет корректировать.

Что это означает?

Теперь при расчете пособий в 2013 году будет браться количество календарных дней за два предыдущих года (2011 и 2012) за минусом периодов больничных, декретных, отпусков по уходу за ребенком, дополнительных оплачиваемых выходных по уходу за детьми-инвалидами и дней, когда женщину освобождали от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты (при условии, что с нее не платили взносы в ФСС).

Изменения в расчет декретных и пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет были внесены Федеральным законом № 21-ФЗ от 25.02.2011 г.

Рассмотрим новые правила расчета на примере:

Женщина уходит в отпуск по беременности и родам (140 дней) в 2013 г. Расчет данного пособия будет осуществляться по данным 2011 и 2012 гг.

Например, в 2011 году ей были начислены:

заработная плата 150000 руб.

отпускные 14300 руб.

больничные 5300 руб. (за 10 дней)

В 2012 году начисления составили: - заработная плата 165000 руб. - отпускные 15700 руб.

больничные 10200 (за 16 дней)

Итак, по приведенным выше данным расчет пособий в 2013 году будет производиться следующим образом:

) пособие по беременности и родам (140 дней)

(150000 + 14300 + 165000 + 15700) / (365 + 366 - 10 - 16) = 489,36 руб.

36 * 140 = 68510,40 руб. - размер пособия по беременности и родам

) пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

(150000 + 14300 + 165000 + 15700) / (365 + 366 - 10 - 16) = 489,36 руб.

36 * 30,4 * 40% = 5950,62 руб.

Но стоит обратить внимание, что данная усовершенствованная методика расчета распространяется только на декретные и пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет. Больничные же будут начисляться как и ранее в 2012 году (доход за два предыдущих года / 730).

Можно ли одновременно получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком и работать?

Порой молодой маме в связи с финансовой необходимостью или по другим причинам приходится выбирать, или пойти в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и получать соответствующее пособие, или же выйти на работу и получать заработную плату.

В этой связи возникает вопрос, а можно ли это как-то совместить?

Да, законодательством предусмотрен вариант, когда женщина (или другой член семьи), находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет, может выйти на работу на условиях неполного рабочего дня или же работать на дому. В таком случае за ней сохраняется право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Кроме того, следует отметить, что при таких условиях женщина будет иметь право взять ежегодный оплачиваемый отпуск, и это не будет основанием для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Второй возможный вариант, когда женщина находится в отпуске по уходу за ребенком по основному месту работы и при этом работает по совместительству в другой организации. В данной ситуации выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет осуществляться по основному месту работы.

И в заключении стоит отметить, что женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и работающая на условиях неполного рабочего времени, имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.

При этом она имеет право на данное пособие и в случае болезни ребенка, в отношении которого она получает ежемесячное пособие до полутора лет.

То есть женщина одновременно будет получать оба пособия за этот период - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения полутора лет и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за этим же ребенком в связи с его болезнью.

Заключение

Пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи. На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат пособий населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты.

Было бы идеальным, провести реформирование системы социальной поддержки в России хотя бы за несколько ближайших лет. Но законодатель, когда обсуждает и принимает законы, касающиеся назначению, размеров, выплат пособий не может учесть весь спектр проблем, с которыми сталкиваются в жизни простые граждане. Конечно, чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди, которые проработали почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд.

Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Федеральный закон от 31.12.2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспече¬нии пособиями обязательному государственному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»

Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный капитал)»

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 82 «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средс¬твами (частью средств) материнскою (семейного капитала)»

Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного капитала) на улучшение жилищных условий»

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного капитала) на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»

Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 г. №727 «О порядке обеспечения пособиями обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»

Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию»

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г. № 74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам»

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 г. № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудос¬пособности, по беременности и родам»

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения час¬ти первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год» в связи с жалобой граждански Т.А. Баныкиной»

Письмо ФСС РФ от 05.03.2008 г. № 02-18/07-1931

Научная и учебная литература

17.Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. Практикум. 2-е изд. перераб. и доп. -М., 2009.

.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник. М, 2007.

Ежемесячное компенсационная выплата матерям за время отпуска по уходу за ребенком до достижении им трех лет. В настоящее время система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется и включает не только действующие виды пособий, но и новые виды выплат.

Речь идет о компенсационных выплатах.

30 мая 1994 г. был принят Указ Президента РФ № 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» о назначении ежемесячной компенсационной выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм, а также женщинам-военнослужащим.

Данная ежемесячная компенсационная выплата в размере 50% минимального размера оплаты труда назначается и выплачивается лицам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Право на данный вид выплаты имеют:

1. Мать (отец, усыновитель, опекун, бабушка, дедушка, другой родственник, фактически осуществляющий уход за ребенком), состоящие в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм.

2. Мать, проходящая военную службу по контракту, службу в качестве лица рядового или начальствующего состава в органах внутренних дел.

3. Мать, проходящая военную службу по контракту, и мать из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

4. Женщина, уволенная в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, если она находилась на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получает пособия по безработице. Данный вид компенсационной выплаты назначается в соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» .

Заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат подается по месту работы (службы), а для лиц, указанных в пункте 4, - в орган социальной защиты населения по месту жительства. К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении отпусков по уходу за ребенком.

В том случае, если ежемесячная компенсационная выплата назначается в органах социальной защиты населения по месту жительства, то к заявлению прилагаются следующие документы:

Копия свидетельства о рождении ребенка;

Трудовая книжка;

Справка органов государственной службы занятости о невыплате пособия по безработице.

Администрация предприятия, учреждения, организации, руководитель воинского формирования или орган социальной защиты населения обязаны в 10-дневный срок со дня поступления документов вынести решение о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, а в случае отказа -письменно в 5-дневный срок известить заявителя о принятом решении с указанием причины отказа и порядка обжалования решения. Одновременно возвращаются все принятые документы.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанных отпусков.

Если обращение за назначением компенсационных выплат последовало по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком, они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении данных выплат.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат, указанных в пунктах 1-3 производится за счет средств предприятия, направленных на оплату труда, и из средств федерального бюджета, а указанных в пункте 4 - за счет федерального бюджета.

Выплата осуществляется за текущий месяц с момента возникновения права на ежемесячную компенсационную выплату по месяц исполнения ребенку 3 лет включительно.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, а именно: увольнения работника по собственному желанию, получения пособия по безработице, помещения ребенка на полное государственное обеспечение, лишения родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав - выплата прекращается с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили конкретные обстоятельства.

Обо всех изменениях, влияющих на выплату ежемесячных компенсационных выплат, получатели обязаны своевременно извещать администрацию предприятия, учреждения, организации, руководителя воинского формирования или органа социальной защиты населения.

Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, но не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение 3 лет со дня предоставления отпусков по уходу за ребенком.

В том случае, если невыплата ежемесячных компенсационных выплат произошла по вине администрации предприятия, учреждения, организации, руководителя воинского формирования или органа социальной защиты населения, то они выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением коэффициентов независимо от фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

Споры, возникающие по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ, вышестоящим органом или судом.

Компенсация трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым или ребенком-инвалидом. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами назначаются на основании Указа Президента РФ от 17 марта 1994 г.

№ 551 . Постановлением правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 549 определен порядок предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 1994 г. неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет (в дальнейшем именуются - «нетрудоспособный гражданин»), предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 60% минимального размера оплаты труда.

Указанные компенсационные выплаты производятся названным категориям нетрудоспособных граждан к установленной им пенсии в период осуществления ухода за ними.

Ежемесячные компенсационные выплаты устанавливаются трудоспособному лицу (в дальнейшем именуется - «лицо, осуществляющее уход»), фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином. Какие-либо обязательные формальные требования к лицу, осуществляющему уход, Указом не установлены (родственные отношения и совместное проживание значения не имеют).

Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производятся с первого числа месяца, в котором подано заявление о начислении компенсации со всеми необходимыми документами. Выплаты производятся за весь период такого ухода.

К числу документов, необходимых для установления компенсационных выплат, относятся следующие:

Паспорт лица, осуществляющего уход;

Заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода;

Трудовая книжка лица, осуществляющего уход;

Справка органа социальной защиты населения по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пенсии;

Справка службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;

Трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;

Справка бюро медико-социальной экспертизы об установлении I группы инвалидности, медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 16 лет инвалидом; заключение лечебного учреждения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), если данные документы отсутствуют в пенсионном деле;

Заявление нетрудоспособного гражданина, подтверждающее осуществление за ним ухода. При необходимости подлинность подписи на заявлении нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом обследования.

В том случае, если нетрудоспособный гражданин является полностью или частично недееспособным, заявление подается от имени его законных представителей. Подобное заявление не требуется в отношении родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет.

Вышеперечисленные документы представляются в орган, выплачивающий пенсию нетрудоспособному гражданину.

Орган, принявший документы, выдает расписку в их приеме и в течение 10 дней со дня приема всех необходимых документов рассматривает вопрос о назначении ежемесячной денежной компенсации. В случае отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации орган, принявший такое решение, в течение 5 дней письменно извещает об этом факте заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производятся из источников, за счет которых выплачиваются соответствующие пенсии.

Выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили нижеуказанные обстоятельства:

Смерть нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществляющего уход;

Назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, либо пособия по безработице;

Поступление лица, осуществляющего уход, либо нетрудоспособного гражданина на работу;

Прекращение осуществления ухода, подтвержденное соответствующим заявлением нетрудоспособного гражданина либо его законного представителя;

Истечение срока, на который была установлена I группа инвалидности;

Достижение ребенком-инвалидом возраста 16 лет, если ему по достижении данного возраста не установлена инвалидность I группы;

Помещение нетрудоспособного гражданина на полное государственное содержание;

Лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, родительских прав;

Перемена места жительства нетрудоспособным гражданином, влекущая перемену органа, выплачивающего ему пенсию.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней сообщить об этом органу, назначившему (выплачивающему) компенсацию.

В случае перемены нетрудоспособным гражданином места жительства соответствующий орган, выплачивающий ему пенсию по новому месту жительства, по заявлению лица, осуществляющего уход, или нетрудоспособного гражданина возобновляет выплату ежемесячной компенсации с первого числа месяца, следующего за тем, в котором была прекращена ее выплата.

В случае, если суммы назначенной ежемесячной денежной компенсации своевременно не получены, они выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Трехлетний срок соответствует общему сроку исковой давности, принятому в гражданском законодательстве (ст. 196 Гражданского кодекса РФ).

Общее правило выплаты сумм назначенной ежемесячной денежной компенсации за прошлое время применяется во всех случаях, кроме невыплаты этих сумм по вине органа, назначающего и выплачивающего такую компенсацию. В этом случае суммы ежемесячной денежной компенсации выплачиваются за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, в том числе о взыскании сумм компенсации, излишне выплаченных вследствие злоупотребления лиц, осуществляющих уход, либо нетрудоспособных граждан, разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.



Рассказать друзьям