Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма. Перечень показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности Порядок обеспечения доступности учреждения культуры для инвалидов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Руководствуясь пунктом 84 приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625, № 24, ст. 3525), приказываю:

2. Мероприятия по реализации программы социокультурной реабилитации в учреждениях культуры направлены на обеспечение участия инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в культурной жизни общества посредством использования инвалидами, в том числе детьми-инвалидами ресурсов учреждений культуры и предоставляемых ими услуг.

3. Учреждения культуры, реализующие программу социокультурной реабилитации, обеспечивают:

Беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе детей-инвалидов, к объектам и услугам учреждения культуры;

Информирование инвалидов, в том числе родителей (законных представителей) детей-инвалидов, о порядке предоставления услуг по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; о реализуемой учреждением культуры программе социокультурной реабилитации, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте учреждения культуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальных сайтах учреждений, с которыми учреждением культуры заключены договоры и (или) соглашения о совместной деятельности по реализации программы социокультурной реабилитации (далее - организации-партнеры), на информационном стенде учреждения культуры, а также информационных стендах организаций-партнеров;

Возможность подачи инвалидами, родителями (законными представителями) детей-инвалидов заявления на оказание услуг по социокультурной реабилитации посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Реализация учреждением культуры программы социокультурной реабилитации предусматривает:

Обеспечение музеями возможности ознакомления инвалидов, включая детей-инвалидов, с музейными предметами и музейными коллекциями, в том числе посредством проведения сотрудниками музея, прошедшими обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, специальных выставок для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в качестве дополнения к основной экспозиции, реабилитационных кружков и студий, специализированных экскурсий;

Обеспечение библиотеками возможности ознакомления инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с библиотечными фондами, организацию циклов встреч, викторин, выставок и других культурно-просветительских мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Обеспечение организациями исполнительского искусства возможности ознакомления инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с представляемыми ими услугами, организацию кружковой, студийной работы, фестивалей, конкурсов, смотров творчества, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Обеспечение культурно-досуговыми учреждениями условий для посещения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, проводимых мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Предоставление инвалидам, в том числе детям-инвалидам, учреждениями культуры, реализующими программу социокультурной реабилитации, оборудования, необходимого для получения инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, услуг по социокультурной реабилитации;

Оказание сотрудниками учреждения культуры, реализующего программу социокультурной реабилитации, помощи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в разъяснении в доступной для них форме порядка предоставления и получения услуги по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в оформлении документов, совершении ими других действий, необходимых для получения данной услуги.

5. С целью реализации программы социокультурной реабилитации учреждение культуры обеспечивает:

Проведение диагностики культурных потребностей, творческих интересов и предпочтений инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

Утверждение программы социокультурной реабилитации для каждого инвалида, в том числе ребенка-инвалида, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, а также культурных потребностей, творческих интересов и предпочтений инвалида, в том числе ребенка-инвалида.

6. Учреждения культуры планируют проведение мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

7. Учреждениями культуры, реализующими программу социокультурной реабилитации, обеспечивается проведение документальных наблюдений за индивидуальной социокультурной деятельностью каждого инвалида, в том числе ребенка-инвалида, в процессе его участия в проводимых учреждением мероприятиях.

8. Учреждения культуры, реализующие программу социокультурной реабилитации, предусматривают меры по совершенствованию используемых технологий социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом расширения перечня предоставляемых услуг и проводимых мероприятий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

9. Подведение итогов реализации программы социокультурной реабилитации предусматривает:

Подготовку учреждением культуры отчетных материалов о результатах прохождения каждым инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом, программы социокультурной реабилитации;

Размещение информации о результатах, реализации программы социокультурной реабилитации на официальном сайте учреждения культуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

_____________________________

* Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 49, ст. 6928; 2016, № 24, ст. 14).

** Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2, ст. 232; № 29, ст. 3693; 2000, № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 43, ст. 5084; № 45, ст. 5421; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; 2010, № 50, ст. 6609; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4596; № 45, ст. 6329; № 47, ст. 6608; № 49, ст. 7033; 2012, № 29, ст. 3990; № 30, ст. 4175; № 53, ст. 7621; 2013, № 8, ст. 717; № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3460, 3475, 3477; № 48, ст. 6160; № 52, ст. 6986; 2014, № 26, ст. 3406; № 30, ст. 4268; № 49, ст. 6928; 2015, № 27, ст. 3967; № 48, ст. 6724; 2016, № 1, ст. 19; № 52, ст. 7510).

*** Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6987; 2016, № 18, ст. 2625, № 24, ст. 3525).

Обзор документа

Утверждена модельная программа социокультурной реабилитации инвалидов, в т. ч. детей-инвалидов.

Предусмотрено, что мероприятия реализуются в учреждениях культуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к реабилитационным (абилитационным) услугам; содействия в получении услуги по их социокультурной реабилитации (абилитации); информирования о доступных услугах.

Закреплен перечень конкретных мероприятий. Так, музеи, библиотеки, организации исполнительского искусства, культурно-досуговые учреждения и др. будут обеспечены возможностями ознакомления инвалидов с культурными ценностями и представляемыми услугами. Запланировано предоставление необходимого оборудования для социокультурной реабилитации; оказание помощи в оформлении документов, совершении инвалидами других действий, необходимых для получения услуг.

в учреждениях культуры разного типа

Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ) по своей значимости выходит сегодня на одно из первых мест, поскольку является одним из критериев цивилизованности государства и его нравственного прогресса.

В связи с ратификацией Конвенции ООН по правам инвалидов и принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Минкультуры России и органами управления культурой субъектов Российской Федерации в 2015 году были приняты значительные меры по улучшению доступности культурных ценностей и благ для инвалидов.

Рабочей группой по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по улучшению условий участия в культурной жизни общества инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья различных категорий и Комплексный план мероприятий на 2015 - 2020 годы по созданию условий для образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в области художественного образования.

Росстатом были изданы приказы о внесении изменений в отраслевые формы статистического наблюдения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры Российской Федерации.

С целью наделения Минкультуры России полномочиями по утверждению требований и порядков доступности к учреждениям культуры и искусства с учетом особых потребностей инвалидов принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. № 453 "О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации".

Во исполнение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" Минкультуры России в соответствии с закрепленными за ним полномочиями в 2015 году были разработаны и утверждены приказы:

"О проведении мониторинга потребностей учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры в специальных технических устройствах";

"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения";

об утверждении порядков обеспечения доступности для инвалидов библиотек, музеев, культурных ценностей и благ, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

о перечне федеральных учреждений культуры и искусства, в которых обеспечиваются условия доступности для инвалидов
(приказ Минкультуры России от 18 ноября 2015 г. № 2820);

об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, образовательными учреждениями, цирками, театрально-зрелищными и культурно-досуговыми учреждениями, которые направлены в качестве рекомендаций в органы управления культурой субъектов Российской Федерации для разработки на региональном уровне соответствующих планов мероприятий ("дорожных карт");

об утверждении административных регламентов (внесении изменений в административные регламенты) по предоставлению Министерством государственных услуг.

В рамках государственной программы "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы запланирована реализация следующих мероприятий:

Обеспечение субтитрирования и тифлокомментирования наиболее выдающихся отреставрированных и оцифрованных фильмов прошлых лет для цифрового кинотеатрального показа;

Разработка модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, которая будет утверждена приказом Минкультуры России;

Создание Электронной библиотеки нот по системе Брайля.

В 2015 году был проведен мониторинг доступности всех типов учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры для инвалидов. С целью единообразия методов определения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры в органы управления культурой субъектов Российской Федерации и подведомственные учреждения были направлены соответствующие методические рекомендации.

Показателями доступности при проведении мониторинга стали:

доступность учреждений культуры и образовательных учреждений для инвалидов и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;

наличие доступных для лиц с нарушениями зрения версий интернет-сайтов;

наличие сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам;

количество доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ мероприятий, проведенных в учреждениях культуры;

количество творческих коллективов, в состав которых входят инвалиды и лица с ОВЗ;

количество детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, получающих образование в отрасли культуры;

количество образовательных учреждений отрасли культуры, реализующих адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы;

количество бюджетных и внебюджетных средств, направленных на улучшение условий доступности для инвалидов в 2015 году.

По результатам мониторинга:

для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы 66% (321 ед.) парков культуры и отдыха; 55% (431 ед.) театральных и концертных организаций; 43% (493 ед.) кинозалов; 36% (862 ед.) музеев; 30% (16 ед.) цирков; 26% (9736 ед.) культурно-досуговых учреждений; 15% (5491 ед.) библиотек; 48% (33 ед.) образовательных учреждений высшего образования отрасли культуры; 34% (76 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 24% (1102 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по зрению - 38% (299 ед.) театральных и концертных организаций; 32% (157 ед.) парков культуры и отдыха; 14% (434 ед.) музеев; 11% (4028 ед.) культурно-досуговых учреждений; 10% (3638 ед.) библиотек; 3,5% (2 ед.) цирков; 29% (20 ед.) вузов; 20% (46 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 14% (646 ед.) детских школ искусств;

для инвалидов по слуху - 43% (208 ед.) парков культуры и отдыха; 37% (289 ед.) театральных и концертных организаций; 25% (746 ед.) музеев; 12% (4650 ед.) культурно-досуговых учреждений; 7% (4 ед.) цирков; 26% (58 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 20% (14 ед.) вузов; 13%
(603 ед.) детских школ искусств. Только 3% (38 ед.) кинозалов имеют оборудование для кинопоказов для инвалидов с нарушениями зрения и слуха;

21% (211 ед.) кинозалов; 16% (131 ед.) театральных и концертных организаций; 6% (154 ед.) музеев; 5% (23 ед.) парков культуры и отдыха и культурно-досуговых учреждений (1713 ед.); менее 1% (292 ед.) библиотек имеют версии интернет-сайтов, в доступных для лиц с нарушением зрения форматах.

В 2015 году для инвалидов и лиц с ОВЗ в театральных и концертных организациях проведено около 40 тыс. мероприятий, при этом инвалиды принимали участие в 8 тыс. мероприятиях. В музеях Российской Федерации были организованы более 7 тысяч экспозиций (например, в музее-заповеднике А.П.Чехова "Мелихово" для лиц с нарушением зрения подготовлено 4 путеводителя по музейным экспозициям с тифлокомментариями. Путеводители выполнены в двух вариантах: с укрупненным контрастным шрифтом и в рельефно-точечном шрифте Брайля).

Инвалиды и лица с ОВЗ входят в состав около 27 тыс. творческих коллективов культурно-досуговых учреждений.

Наличие в учреждениях культуры сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам, станет обязательным с 2016 года
(с момента вступления в силу Порядков обеспечения доступности для инвалидов культурных ценностей и благ). При этом уже в 2015 году указанные сотрудники работали в 30% (2420 ед.) театральных и концертных организаций, 13% (321 ед.) музеев, 4% (1422 ед.) библиотек, 3,5% (2 ед.) цирков.

В 13 субъектах Российской Федерации (в т.ч. Республиках Чувашия, Бурятия, Самарской, Белгородской обл., Санкт-Петербурге, Москве, Пермском и Ставропольском краях и др.) реализуются 54 образовательные программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, переподготовки) для педагогических работников и работников учреждений культуры, работающих с лицами с ОВЗ. В течение 2015 г. более 2 тыс. сотрудников отрасли культуры завершили обучение по данным образовательным программам.

Объем бюджетных и внебюджетных финансовых средств, направленных в 2015 г. на создание безбарьерной среды в учреждениях культуры и образовательных организациях, увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2014 г. и составил 1,5 млрд. рублей. Наибольшее количество средств на улучшение условий доступности для инвалидов было выделено в Московской, Калужской, Новосибирской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе (от 7 млн. до 53 млн. рублей).

В связи с улучшением условий доступности в образовательных учреждениях высшего образования отрасли культуры увеличилось по сравнению с 2014 г. количество обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (с 0,5% в 2014 г. до 0,6% в 2015 г).

Адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы в области искусств реализуются детскими школами искусств в 45 субъектах Российской Федерации, профессиональными образовательными учреждениями - в 16 субъектах Российской Федерации, вузами - в 13 субъектах Российской Федерации.

В московском кинотеатре "Иллюзион" в целях внедрения тифлокомментирования и субтитрирования российских фильмов Минкультуры России совместно с ОАО "Научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститут" размещены разработанные в 2014 г. типовые решения и экспериментальные образцы комплексов аудиовизуальной помощи для инвалидов по зрению и слуху при осуществлении кинопоказа.

В рамках Федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)" в 2015 г. были проведены фестивали, мероприятия в области народного творчества, осуществлены постановки спектаклей, концертных программ, в которых принимали участие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. На данные мероприятия в целом было выделено около 10 млн. рублей.

Среди наиболее значимых мероприятий - музыкальный фестиваль "Белая трость", III Международный театральный фестиваль "Одинаковыми быть нам не обязательно", программа "Театр+общество", межрегиональный социально-творческий проект для незрячих и зрячих людей "Рельефы цвета", постановка детского спектакля с сурдопереводом для детей с ограниченными возможностям (Томская обл.).

В числе мероприятий и проектов 2015 г., проведенных подведомственными Минкультуры России учреждениями следует отметить:

Создание многоформатного издания для слепых людей, посвященное постановке пьесы "Дядя Ваня" в московском Театре "У Никитских ворот";

Проведение фестиваля книг, отпечатанных шрифтом Брайля, "Я вижу руками", благодаря которому в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (на ВДНХ) была организована специальная экспозиция книг для слепых и слабовидящих людей;

Проведение международного симпозиума "Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности", в рамках которого работали дискуссионные площадки, состоялись выставки, концерты и мастер-классы;

Реализация научно-образовательных программ, программ творческой реабилитации и социальной адаптации "Печной изразец в искусстве смоленских мастеров XVII-XIX вв.", разработанной с множеством тактильных элементов (Музей-заповедник "Хмелита"), "Светлый мир", "Я приведу музей к тебе!";

Спектакль "Прикасаемые" с участием слепоглухих актеров (организаторы - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) и Фонд поддержки слепоглухих "Соединение").

Подведомственными Минкультуры России образовательными учреждениями проводились благотворительные концерты и театральные показы для детей и лиц с ОВЗ в домах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах в сотрудничестве с отделами социальной защиты и общественными благотворительными организациями.

В числе значимых мероприятий - Байкальская летняя творческая школа для одаренных детей с ограниченными возможностями по слуху "Байкальские фантазии", фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими заболеваниями "Другие".

В Республике Алтай в рамках ведомственной целевой программы "Формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры" проведена паспортизация и оборудование ряда учреждений культуры необходимыми техническими средствами (тревоженными кнопками, пандусами, поручнями). В Волгоградской области адаптация объектов культуры осуществляется в рамках государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Волгоградской области". В Мурманской области реализуется региональная программа "Модернизация учреждений культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Мурманской области". Программа "Социальная поддержка граждан на 2014 - 2018 годы" с подпрограммой "Доступная среда" разработана в Новгородской, Ленинградской, Иркутской, Вологодской областях и других регионах.

Однако, несмотря на значительную проделанную работу в области нормативно-правового обеспечения, создания условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждениях культуры, проведения реабилитации инвалидов средствами искусства, необходимо:

продолжать работу по созданию условий доступности в учреждениях культуры и образовательных организациях отрасли культуры, предусматривая на этого средства в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования;

увеличить количество творческих мероприятий в доступных для инвалидов форматах, в т.ч. экспозиций с возможностью тактильного ознакомления с предметами, спектаклей и иных зрелищных мероприятий с сопровождением субтитрирования и тифлокомментирования.

Работа по созданию условий доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ОВЗ требует в дальнейшем совместных усилий федеральных органов власти, органов управления культурой субъектов Российской Федерации и общероссийских общественных организаций инвалидов, негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры.

Выводы и предложения

Российское общество все больше осознает значимость народной культуры, которая является важнейшей составляющей частью общественно-политической жизни государства, способствует консолидации граждан и взаимопониманию между народами многонациональной России, укрепляет духовную связь поколений.

Работа в сфере социально-культурной деятельности осуществляется с учетом имеющегося уникального опыта, накопленного центрами и домами народного творчества.

В 2016 году Минкультуры России будет решать задачу по обеспечению обратной связи с региональными отраслевыми структурами в форме социально-культурного мониторинга, фиксирующего проблемы и результаты реализации «Основ государственной культурной политики».

В целях пропаганды российского народного искусства за рубежом Минкультуры России будут обеспечены подготовительные мероприятия по проведению в 2020 году в Республике Башкортостан VI Всемирной Фольклориады под эгидой международной организации «Международный Совет организаторов фестивалей фольклора и традиционного искусства – СИОФФ (CIOFF)», являющейся официальным партнером ЮНЕСКО. Также усилится взаимодействие с зарубежными экспертами по привлечению их в состав жюри ключевых всероссийских и международных конкурсов народного творчества, проходящих на территории Российской Федерации.

Будет продолжена работа по развитию клубных учреждений, привлечению граждан страны к участию в работе творческих коллективов, а также подготовлена Концепция клубного дела в Российской Федерации с определением стратегических задач развития каждого из направлений клубной деятельности с учетом многообразия типов учреждений (дома ремесел и фольклора, национально-культурные и этнокультурные центры).

Приложение 1

Инструкция по внесению сведений о доступности учреждений культуры, услуг и мероприятий в сфере культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры».

В соответствии с решением рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской федерации от 17.06.2016 на базе автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее – АИС ЕИПСК) организован сбор сведений о доступности учреждений культуры, оказываемых им услуг и проводимын для посещения лицами с ограниченными возможностями и инвалидами.

Автоматизированная информационная система «Единое информационное пространство в сфере культуры» (all.culture.ru) – проект Министерства культуры Российской Федерации, созданный для сбора и распространения событий в сфере культуры по различным информационным каналам.

Для добавления информации о доступности учреждения необходимо дополнить описание мест и событий тегом «Доступная среда» . Информация об учреждениях, отмеченных таким тегом, появится на специальных картах и в отдельном разделе сайта «Культура.рф».

Место считается доступным, если реализован один из вариантов требований:

1. Доступность для инвалидов любого места обслуживания в общественном здании. При этом предусмотрено устройство: общих универсальных путей движения, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов; приспособленных для нужд инвалидов всех или специально выделенных из общего числа мест обслуживания.

2. Выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов. Предусмотрено устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.

Постановка тега осуществляется в случае, если место доступно хотя бы для одной из групп инвалидов :


  • передвигающихся на креслах-колясках;

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • с нарушениями зрения;

  • с нарушениями слуха;

  • с нарушениями умственного развития.
Инструкция по постановке тега

Если место соответствует изложенным выше критериям, необходимо добавить в описание тег. Внимание! Тегом «Доступная среда» также необходимо размечать события, которые проходят в местах, соответствующих требованию доступности.

Чтобы добавить тег к созданному месту , необходимо:

Рис. 1 Выбор тега «Доступная среда» для места

Если места, которое соответствует критериям доступности, еще нет в системе, следует добавить его в соответствии с общими рекомендациями по созданию места. При создании также необходимо указать тег «Доступная среда».

Чтобы добавить тег к созданному событию, необходимо:


  1. Перейти на страницу события, нажать кнопку «Редактировать».

  2. В поле «Теги» открыть список тегов кнопкой в правой части строки и выбрать тег «Доступная среда» в блоке «Акции».

  3. Сохранить событие.

Рис. 2 Выбор тега «Доступная среда» для события

Если события, которое проходит в месте, отмеченном соответствующим тегом, еще нет в системе, следует добавить его в соответствии с общими рекомендациями по созданию события. При создании также необходимо указать тег «Доступная среда».

Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма регламентируется целым рядом нормативных правовых актов.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из принципов адаптивного спорта провозглашается доступность (ч. 4 ст. 31). Данным Законом регулируется обеспечение организационных основ адаптивной физической культуры, адаптивного спорта как условия обеспечения доступности. В нем определяются организации, лица, ответственные за развитие физкультурно-спортивной деятельности среди инвалидов. Например, указывается, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. В этом им помогают общественные объединения инвалидов.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся нормы, имеющие важное значение с точки зрения обеспечения доступности физической культуры и спорта для инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в области физической культуры и спорта. Так в ч. 3 ст. 79 этого Федерального закона на образовательные организации возлагается обязанность обеспечить доступ инвалидов в здания, которые они занимают.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает общие обязанности по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг. Применительно к сфере спорта и туризма способы реализации этих обязанностей конкретизируются рядом подзаконных актов. Часть этих нормативных актов носит преимущественно рекомендательный характер. Однако, только путем соблюдения этих рекомендаций может быть достигнут наибольший уровень доступности для инвалидов спорта и туризма.

Инфраструктура мест проведения соревнований должна включать в себя помимо прочего парковочные места для размещения транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения; а собственник (пользователь) объекта спорта обязан обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд на место проведения соревнований бесплатную стоянку транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения.

При создании или реконструкции объектов спорта должен быть осуществлен комплекс мероприятий (планировочные решения, технические решения, специальные материалы, устройства и оборудование) для обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. На объектах спорта должны обеспечиваться равнодоступность при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а сами объекты спорта должны соответствовать нормативно-правовым нормам, регламентирующим доступность сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Принцип безбарьерной среды положен в основу строительных стандартов олимпийских сооружений, объектов инфраструктуры в Сочи.

Опыт формирования пространства, благоприятного и открытого людям с ограниченными возможностями будет распространяться и в другие регионы России.

История XI Паралимпийских зимних игр, принципы и подходы коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, будут включены в образовательную программу учебных заведений, которые готовят кадры для гостинично-туристской сферы и для индустрии спорта.

При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее).

Организации, реализующие дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта, должны руководствоваться актами Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта РФ.

В соответствии с этими нормативными актами организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья далее – ОВЗ), детьми-инвалидами и инвалидами в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования указанными категориями учащихся понимаются условия их обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ указанными учащимися.

В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

Адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

Размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

Присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

Обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

Обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

Дублирование звуковой справочной информации о расписании занятий визуальной информацией - установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Кроме того, физкультурно-спортивные сооружения, используемые при оказании услуг в образовательных организациях, должны соответствовать требованиям нормативных документов, а также иметь условия для обслуживания инвалидов (рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок).

В целях обеспечения доступности физкультурно-спортивных сооружения, используемых на придомовой территории, рекомендовано дворовые площадки обеспечивать подъездами для инвалидов, либо пандусами. При проектировании таких территорий рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения – инвалидов по участку к зданию или по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для инвалидов на все время эксплуатации. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

Полное и системное представления о том, как конкретно необходимо обеспечивать доступность для инвалидов объектов физкультурной и спортивной инфраструктуры и услуг в сфере физической культуры и спорта дают:

Свод правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;

Свод правил СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 № 124/ГС;

Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным соревнованиям, с учетом особых потребностей инвалидов, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 578.

Следует остановиться на одном немаловажном вопросе. К обеспечению проведения физкультурных и спортивных мероприятий наряду с работниками организаций, на территории которых проводятся такие мероприятии, и их организаторов, могут привлекаться контролеры-распорядители. В связи с этим лицам, которые проводят или организуют физкультурные, спортивные мероприятия, рекомендуется на основании договоров о привлечении контролеров-распорядителей возлагать на них обязанности по выполнению требований относительно доступности для инвалидов зданий, помещений и сооружений, где проводятся физкультурные и спортивные мероприятия. Возможность включения подобных обязанностей в договора контролеров-распорядителей следует из п. 7 ч. 4 ст. 20.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с которым контролеры-распорядители могут выполнять обязанности, возложенные на них организаторами официальных спортивных соревнований и (или) собственниками, пользователями объектов спорта в соответствии с заключенными договорами и не противоречащие законодательству Российской Федерации.


    Приложение. Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400
"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"

Руководствуясь пунктом 9 Приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2060; 2015, N 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.

В.Р. Мединский

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.

Приказ Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. N 2400 "Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования




Рассказать друзьям