Витамины prenatal. Элевит Пронаталь или Витрум Пренатал Форте? Синонимы нозологических групп

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
СКОРАЯ ПОМОЩЬ , мед.-сан. организация, имеющая своей задачей оказание первой помощи при угрожающих жизни несчастных случаях и при внезапных тяжелых заболеваниях, сопровождающихся опасностью для жизни, и перевозку в леч, учреждения соответствующих больных и пострадавших. Первые зачатки организации С. п. восходят еще к глубокой древности. Уже в первые века нового летоисчисления на наиболее оживленных дорогах, по которым передвигались массы пилигримов, были организованы убежища-госпитали (ксенодохии), к-рые оказывали и С. п. С развитием торговых сношений между государствами эти учреждения были развернуты на главных торговых караванных путях. В средние века различные религиозные ордена ставили своей задачей и оказание С. п. Первые формы самостоятельной организации С. п. встречаются в Голландии в 15 в., но С. п. здесь была организована лишь для спасения утопающих. К этому времени относится появление в Голландии первых постановлений об оказании С. п. (1417 и 1455 гг.). Здесь же организованы были и первые общества по оказанию С. п. («общества спасения»)--в Амстердаме в 1767 г. Через год было открыто такое общество в Гамбурге. Постепенно к первоначальной задаче по спасению утопающих присоединились и задачи оказания помощи пострадавшим от разных несчастных случаев, впавшим в бессознательное состояние и тяжело заболевшим. В эпоху промышленного капитализма, при необычном росте промышленных предприятий, внедрении машин во все отрасли производства, чрезвычайно сильно возросло число несчастных случаев в связи с непомерной экплоатацией рабочих, тяжелой обстановкой труда и нежеланием капиталистов производить затраты на необходимые мероприятия по обеспечению безопасности работающих. Огромный рост городов, усиление движения, механизация транспорта вызвали в капиталистических странах значительный рост числа несчастных случаев. Возникла острая потребность в специальной организации С. п., к-рая во всех странах сначала была предметом забот разных частных обществ и лишь постепенно в ряде городов переходила в ведение городских самоуправлении. Однако и теперь скорая помощь во многих странах организуется добровольными обществами, Красным крестом, при некоторой финансовой поддержке органов самоуправления. Первые основы рационально организованной С. п. были положены в Германии знаменитым хирургом Фридрихом фон Эсмархом. По его инициативе возникли самаритские школы и общества. Особенно большую роль в организации С. п. играли Красный крест и пожарные команды. Отсутствие возможности получить своевременно первую врачебную помощь при внезапных заболеваниях послужило в ряде стран одним из побудительных толчков к организации С. п., у к-рой вначале превалировали функции по оказанию первой помощи при разных заболеваниях. Это имело место например в Берлине и др. городах Германии еще в то время, I когда промышленность и транспорт были мало развиты, тогда как в Вене с наиболее старинной организацией С. п. толчок к организации С. п. дал ужасный пожар в городском театре (в 1881 г.), повлекший огромное число человеческих жертв. Развертыванию планомерной организации С. п. сильно препятствовала в капиталистических странах противоположность интересов частнопрактикующих врачей и населения. Так напр. в Германии, где в 1892 г. кассы по страхованию от инвалидности организовали хорошо оборудованные станции С, п. в разных районах больших городов и небольшие клиники для оказания необходимой мед. помощи в несчастных случаях, к-рыми стали пользоваться и кассы страхования от б-ней и прочее население, частнопрактикующие врачи через свои корпоративные организации вступили в борьбу с указанными учреждениями и добились в 1897 г. под руководством Эрнста фон Бергмана организации Берлинского об-ва С. п., к-рое открыло свои собственные станции С. п., стоявшие на страже интересов частнопрактикующих врачей. Даже Центральный комитет С. п., ор- ганизованный в 1901 г. по инициативе Бергмана и Дитриха для согласования работы указанных станций С. п., не мог примирить противоречивые интересы враждовавших организаций. Только в 1913 г. состоялся переход всех станций в ведение магистрата. Согласно же изданным в 1912 г. в Германии правилам организации С. п. последняя может быть организована всякого рода добровольными обществами, но в этом случае обязателен постоянный надзор за ними со стороны определенных врачей, состоящих на государственной службе или на службе коммунальных органов. Аналогичная организация С. п. существовала до последнего времени во всех других странах. Организация С. п. в американских городах сосредоточена при б-цах, при к-рых выделяются под станцию С. п. специальные помещения, легко доступные с улицы. Для отправки пострадавших в б-цы при последних имеются сан. автомобили, выезжающие в сопровождении врача. В зависимости от тяжести случаев б-ные поступают в ведение ординаторов или старших врачей соответствующих отделений б-цы. В деле обмена международным опытом по организации Си. большое значение имели международные конгрессы С. п., к-рые состоялись-1-й в 1908 г. во Франк-фурте-на-Майне, 2-й-в 1913 г. в Вене и 3-й-в 1926 г. в Амстердаме. В дореволюционной России, где впервые станция С. п. была открыта в Варшаве в 1897 г., а затем в Одессе в 1903 г., кареты С. п., приобретавшиеся на частные средства, находились в больших городах обычно при полицейских участках; эти кареты служили также для платной перевозки больных. С. п. была тогда мало доступна населению и оказывалась с большим запозданием. В Москве в конце 90-х годов было приобретено несколько карет на частные средства. Эти кареты находились при полицейских управлениях. С каретой кроме фельдшера выезжал и полицейский для составления протокола. В 1908 г. организация С. п. перешлак добровольному обществу «Скорая помощь», имевшему 1 автомобиль С. п., но и этот единственный автомобиль С. п. был во время империалистской войны передан городской управе для перевозки раненых, и С. п. прекратила свое существование. Не было специальной организации С. п. в других крупных городах-в Ленинграде, Харькове, Ростове и т. д. До войны на территории, соответствующей современной РСФСР, организация С. п. кроме Москвы имелась только в 4 городах (Самара, Тула, Ярославль, Пермь) в виде 1-2 фельдшеров, обслуживавших 1 карету С. п. Лишь после Октября С. п. стала сильно развиваться; уже к 1927 г. имелось в городах 50 станций С. п. В наст, время во всех городах, промышленных центрах имеется в той или иной форме организованная С. п. Организация С. п. Потребность в оказании С. п. специальной бесперебойно функционирующей организацией возникает при единичных несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, отравлениях и особенно при массовых скоплениях людей-на транспорте, в горных работах, в фабрично-заводских предприятиях, на улицах, при оживленном движении автомобилей, трамваев и т. п., при массовых празднествах, сопровождающихся огромным скоплением людей, на аэродромах, стадионах, на скачках, гонках, физкультурных состязаниях, при больших пожарах, при разного рода стихийных бедствиях-землетрясе- ниях, наводнениях и т. п., при массовых внезапных тяжелых заболеваниях (отравлениях); хотя катастрофы, вызывающие большое число жертв, бывают очень редко, все же рационально организованная С. п. должна предусмотреть все эти возможные случаи необходимости массовой перевозки пострадавших и оказания экстренной мед. помощи большому числу людей. При единичных несчастных случаях и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни, С. п. выезжает при вызовах по случаю ранений и переломов, тяжелых ушибов с потерей сознания, тяжелых ожогов и отравлений, продолжительного обморочного состояния, солнечного удара, поражения электричеством или молнией, замерзания, утопления, острого помешательства и т. п. -Основное требование, предъявляемое к организации С. п.,-обеспечение надлежащей мед. помощи без всякого промедления, что имеет огромное значение для исхода несчастного случая и внезапного тяжелого заболевания и отравления с точки зрения спасения жизни и б. или м. скорого и полного восстановления трудоспособности. Для выполнения этого требования С. п. должна не только оказать необходимую первую помощь на месте происшествия, располагая для этого квалифицированным мед. персоналом, но и в случае необходимости доставить немедленно в ближайшее леч. заведение б-ного или пострадавшего от несчастного случая в наиболее удобном положении, исключающем возможность ухудшения состояния б-ного во время перевозки. Для этой цели С. п. должна иметь необходимые соответствующим образом оборудованные транспортные средства-автомобили С. п., кареты С. п., моторные лсдки и т. п. Формы организации С. п. зависят от величины населенного пункта, числа жителей, их территориального распределения по районам, степени развития индустрии и ее характера, степени интенсивности уличного движения, степени обеспечения леч. учреждениями и их расположения. В небольших городах и рабочих поселках «скорая помощь» организуется при леч. заведениях, обычно при б-це, где имеются для выездов по оказанию С. п. специально приглашенные для этой цели врачи или где организовано дежурство врачей б-цы и поликлиники, получающих особое вознаграждение за выезды или за дежурства. В этих случаях при со-| ответствующем леч. учреждении имеется авто-! мобиль (рис. 1) или карета С. п., и в приемном покое имеется всегда наготове сумка С. п. со всем необходимым инструментарием, медикаментами и перевязочным материалом для оказания С. п. Врач, выезжающий с пункта С. п. по вызову, берет эту сумку с собой. Врача сопровождает фельдшер или сестра. В сан. автомобиль или в карету С. п. помещаются носилки, к-рые путем специальных приспособлений так устанавливаются, чтобы при движении избавить б-ного от лишних сотрясений. В больших городах и крупных промышленных центрах С. п. существует в виде специальной организации-станции скорой помощи. В самых больших городах кроме центральной станции С. п. в разных районах, обычно в центре, устраиваются периферические пункты С. п., обычно при б-цах (Москва, Ленинград). Станция и пункты С. п. оказывают С. п. при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни б-ного. Там, где помощь на дому не работает в ночные часы, С. п. оказывает по- мощь на дому в случаях, не терпящих отлагательства до следующего дня. В больших городах", напр. в Москве и Ленинграде, станции Си. выполняют целый ряд добавочных функций: по перевозке острозаразных б-ных, тяжелых незаразных б-ных, беспокойных душевнобольных, алкоголиков в стадии острого психоза, по концентрации сведений об имеющихся в б-цах свободных местах и вы-

Рисунок 1. Внутренний вид кареты скорой помощи с двумя носилками.

Даче соответствующих справок. Станции С. п. возглавляются врачом-директором станции, к-рому в больших городах придается помощник-старший врач станции. Обычно из врачей-лечебников, обладающих административным опытом в деле эвакуации, назначаются ответственные старшие дежурные врачи (в Ленинграде-дежурный инструктор), к-рые сами принимают все вызовы по телефонам. На станции С. п. все время дежурят врачи и средний медперсонал, предназначенные для выездов. Обыкновенно станции С. п. так организуют телефонную и сигнализационную связь между принимающим вызовы старшим дежурным врачом и предназначенным к выезду мед. персоналом, гаражем, где находятся наготове автомобили С. п., комнатой шоферов, что от момента приема вызова извне до отъезда машины со двора станции С. п. проходит несколько минут, в Москве не более 3 минут. В Москве и Ленинграде выезд персонала происходит через 1 минуту после приема вызова от дежурного врача. Соответствующая сигнализация дает возможность старшему дежурному врачу проверить, вышли ли уже к машине врач, шофер и когда машина покинула двор станции С. п. Во избежание ложных вызовов старший дежурный врач после передачи наряда с вызовом, при подозрении на ложный вызов, проверяет по данному при вызове телефону, действительно ли последовал вызов по данному телефону. Когда дежурный врач ведет разговор по телефону по поводу вызова, находящиеся в соседней комна- те мед. сестра или фельдшер берут добавочную телефонную трубку от телефонного аппарата, по к-рому принимает вызов старший дежурный врач, и записывают адрес, причину вызова обычно на спец. карточке-вызывной карточке скорой помощи. Получив наряд от врача, принимающего вызов, сестра или фельдшер направляются к автомобилю, где - уже находятся выезжающий врач и шофер, получившие сигнал о выезде в своих комнатах уже в тот момент, когда принимался вызов старшим дежурным врачом (ведя разговор по телефону, последний нажимает на соответствующую кнопку электрической сигнализации). По выезде машины со двора привратник также путем электрической сигнализации дает знать об этом старшему дежурному врачу. Последний имеет возможность сигнализировать привратнику и о задержании в воротах машины; о возвращающихся машинах привратник сигнализирует старшему дежурному врачу. Старший дежурный врач имеет секретаря, к-рый помогает ему в ведении записей, телефонных разговоров по" поводу вызовов, принимает сигналы от привратника и т. д. Для того, чтобы знать, в каком районе города находится в данное время автомобиль С. п., старший дежурный врач отмечает фишками на карте города их местонахождение. Это особенно важно для очень больших городов, где имеются при леч. заведениях, б. ч. при б-цах, в разных районах пункты стоянки автомобилей С. п.; автомобиль, выехавший в отдаленный район города, заезжает на ближайшую стоянку в б-це, где дожидается очередного вызова со станции С. п. В нек-рых больших городах (напр. Ленинграде) почти все б-цы соединены прямыми телефонными проводами с центральной станцией С. п. В распоряжении районных пунктов С. п. имеются также выездные врачи, средний мед. персонал, автомобили С. п. Обычно центральная

1-*ис. 2. Внутренний вид пункта скорой помощи.

Станция С. п. прямым проводом соединена с периферическими районными станциями С. п., к-рым передается и вызов из соответствующего района, принятый центральной станцией С. п. Передача вызова от дежурного врача районной станции выезжающему персоналу также б. ч. радиофицирована. Время приема и передачи вызова на районную станцию тотчас же отбивается на специальных автоматических часах. При наличии районных станций С. п. подача помощи осуществляется в течение 2-15 минут. Районная станция С. п. имеет след. помещения: комнату старшего дежурного врача, перевя- зочную (рис. 2), комнату для дежурного среднего мед. персонала и шоферов, комнату дежурного врача, столовую, ванную и кухню. Выезжающие на место происшествия врачи должны быть квалифицированными врачами, умеющими оказать скорую мед. помощь, быстро ориентироваться в обстановке и решать вопрос о необходимом дальнейшем мед. вмешательстве. Обычно на Должности выездных врачей С. п. допускаются врачи, имеющие не менее 5 лет больничного, преимущественно хирургического стажа. Доставив б-ного или пострадавшего в б-цу, врач заполняет сопроводительный лист, в к-ром отмечает заболевание или характер травматического повреждения и оказанную им помощь. Листы эти пришиваются к истории б-ни и по выписке или смерти б-ного возвращаются на станцию С. п. с указанием диагноза б-цы. Если выездной врач, посетивший б-ного по поводу внезапного" заболевания, находит необходимым отправить его в б-цу, то он заботится о перевозке б-ного, выписывая наряд в отдел перевозки больных при станции С. п. Для оказания помощи при внезапных заболеваниях выезжают б. ч. врачи-терапевты. В больших городах выездные врачи С. п. не имеют права выдавать больничные листки, справки, им запрещается и прописывать рецепты, т. к. все необходимое для оказания С. п. они должны везти с собой. При выезде врач С. п. берет с собой сумку или ящичек, в к-рых находятся необходимые для скорой помощи медикаменты, инструментарий, резиновый жгут, желудочный зонд, набор шин и в случае необходимости аппарат для искусственного дыхания. Выехавший врач, оказав скорую помощь, обязан запросить по телефону станцию С. п., куда ему следует дальше ехать. Точно так же автомобили С. п., прибыв в б-цу, сообщают немедленно по телефону станции С. п. о месте своего нахождения. При ложном вызове С. п. врачом составляется акт и виновные привлекаются к ответственности. В Ленинграде число неправильных вызовов достигает в среднем около 2% в год к числу всех вызовов; число пострадавших или б-ных, оставленных дома по оказании им первой помощи, составляет 15-20% ко всему числу вызовов. Б-цы обязаны безотказно принимать б-ных и пострадавших, доставленных к ним С. п., независимо от наличия свободных мест. По данным Москвы прибытие С. п. на место происшествия происходит в среднем через 10-12 минут после вызова. В крупных городах в состав С. п. входит и экстренная психиатрическая помощь. К станциям С. п. прикрепляются дежурные психиатры, выезжающие по вызову С. п. для оказания помощи душевнобольным-страдающим острыми психозами или являющимся по своему состоянию опасными для окружающих, а также к,; алкоголикам в состоянии острого алкогольного психоза. В случае необходимости дежурный психиатр направляет б-ного на машине С. п. в психиатрическое лечебное заведение/Согласно данным о работе Московской и Ленинградской станции С. п. за последние годы среднее количество выездов в год по поводу несчастных случаев в крупных центрах можно принять равным приблизительно С-8 выездам на 1 000 населения, а по поводу внезапных заболеваний, угрожающих жизни, 10--13 выездов на 1 000 населения. Среднее количество б-ных (в том числе и б-ных, перевозимых в б-цы отделом перевозки б-ных С. п., см. ниже) и пострадавших от несчастных случаев, к-рое перевозится на 1 сан. автомобиле в год, составляет 7 000- 7 200 чел. Эти данные позволяют исчислить ориентировочно необходимое для крупных центров количество сан. автомобилей.-В состав С. п. в ряде крупных городов входит ночная мед. помощь, ранее называвшаяся неотложной мед. помощью; она оказывается в тех случаях, когда б-ные не нуждаются в немедленном оказании помощи в ближайшие минуты, но в то же время не могут по состоянию здоровья ждать до утра прихода врача помощи на дому. К таким случаям относятся разные болезненные состояния с значительным и быстрым ослаблением сердечной деятельности, сильные и многократные рвота и понос, приступы разных колик и т. д. Пункты ночной мед. помощи, работающие при станциях С. п., принимают вызовы обычно самостоятельно по городским телефонам или от лиц, являющихся на пункт для вызова ночной мед. помощи. Дежурные врачи ночной мед. помощи не имеют права выдачи больничных листков. На пункте ночной мед. помощи имеется старший дежурный врач, которому и подчиняются врачи ночной мед. помощи. Эти врачи снабжаются специальными врачебными сумками с необходимыми медикаментами и инструментарием. Радиус действия пункта 2-3 км; по данным Ленинграда в среднем в год приходится 25-28 посещений ночной мед. помощи на 1 000 населения в год. В крупнейших городах при станциях С. п. имеется особый отдел по перевозке б-ных, учету и распределению свободных мест в б-цах. Этот отдел обслуживается специалистами по эвакуации б-ных-эвакуаторами. Все острозаразные б-ные (кроме кори) перевозятся в б-цы на специальных автомобилях, подвергающихся каждый раз после перевозки б-ного тщательной дезинфекции. Сопровождающий персонал обязан соблюдать установленные требования личной гигиены-душ, дезинфекция одежды в необходимых случаях и т. п. Тяжелые незаразные б-ные также перевозятся в особых сан. автомобилях. Для облегчения продвижения сан. автомобилей они имеют особые опознавательные знаки (особая окраска, красный крест) и специальные рожки, сирены. Обслуживание сан. транспортом трудящегося населения производится в СССР бесплатно в отличие от капиталистических стран, где перевозка б-ных в б-цы производится за плату. Отдел перевозки б-ных при С. п. перевозит в лечебные учреждения б-ных, не нуждающихся в немедленной помощи, по нарядам амбулаторий, поликлиник, диспансеров, врачей помощи на дому. Б-цы 2 раза в день обязаны сообщать в отдел перевозки б-ных и учета свободных мест в б-цах сведения о числе свободных коек. Сводки этих данных, разбитых по специальности и по лечебным учреждениям, передаются районным здравотделам, в к-рые и поступают требования на госпитализацию от лечащих врачей. Райздравотделы вызывают сан. транспорт через отдел перевозки б-ных при С. п. Отдел этот обслуживается специальным штатом. В Москве и Ленинграде С. п. тесно связана с ин-тами С. п., специально созданными для оказания высококвалифицированной экстренной мед. помощи и клин, изучения несчастных случаев. В Москве-Ин-т С. л. им. Склифосов-ского, в Ленинграде такой ин-т создан на базе нек-рых лечебных учреждений и научно-исследовательских ин-тов. Эти ин-ты уделяют особое внимание научно-исследовательской работе по изучению методики "лечения и профилактики при несчастных случаях. В ин-тах имеются отделения неотложной хирургии с травматологическим отделением, терап. отделения, преимущественно изучающие отравления, патоло-гоанатомические и судебномедицинские. В Ленинградском ин-те С. п. имеется и отделение социальной патологии и профилактики с кабинетами промышленного и бытового травматизма, учебно-статистическим и музейным. В последние годы в ряде стран стали применяться для оказания С. п. самолеты, особенно в тех случаях, когда помощь должна быть оказана пострадавшим от несчастных случаев или тяжело заболевшим, находящимся в отдаленных малодоступных местностях. Австралия была первой страной, начавшей в последнее десятилетие широко применять сан. самолеты не только для оказания С. п., но и для регулярной мед. службы в отдаленных малонаселенных областях. И в СССР начинает широко практиковаться оказание С. п. и направление б-ных в леч. заведения при помощи специальных сан. самолетов. Сан. самолеты могут иметь широкое применение в обслуживании С. п. сельских местностей, Красной армии. В больших городах к С. п. относится и организация дела спасания на водах. В этом случае в ряде мест на берегу рек, каналов имеются кроме спасательных кругов моторные лодки для спасания утопающих. Особенно большие задачи ложатся на С. п., обслуживающую угольные шахты. Станции С. п., обслуживающие шахты, называются горно-спасательными станциями (см. Горное дело, горно-спасательное дело). Для оказания С. п. на железной дороге, в поездах, на вокзалах имеются спец. аптечки первой помощи. В нек-рых поездах и особенно на жел.-дор. станциях имеются инструменты, необходимые для освобождения пассажиров, ущемленных между вагонами и попавших под вагоны во время жел.-дор. катастроф. На крупных станциях имеются т. н. вспомогательные поезда, состоящие из вагона с приспособлениями для оказания технической помощи при жел.-дор. крушениях, вагона для рабочих и сан. вагона с операционной, перевязочной, обеспеченного необходимым хир. инструментарием, перевязочным материалом, медикаментами, носилками, шинами и т. д. Работа этих вспомогательных поездов регулируется особыми правилами. В сельских местностях С. п. оказывается ближайшими участковыми леч. учреждениями. С увеличением числа автомобилей в совхозах и колхозах и улучшением дорог С. п. станет доступна и сельскому населению. Для облегчения оказания С. п., особенно при массовых скоплениях людей, привлекаются к несению дежурств на специальных временных пунктах С. п. кроме мед. персонала члены РОКК, рабочие, обученные делу оказания первой помощи. Во многих странах существуют разветвленные организации Красного креста, образующие специальные сан. колонны, в обязанности к-рых входит и оказание С. п. Интересное нововведение в области организации С. п. имеется в Берлине, где, помимо рассеянных по всему городу пунктов С. п. (располагающих обычно 3 комнатами, из к-рых одна-операционная), установлены на многих наиболее оживленных улицах специальные шкафы С. п. в виде круглых колонн, высотой в 3V 2 м и шириной в 1,1 м. В верхней части этих шкафов находятся инструменты, медикаменты и перевязочный материал для оказания первой С. п. при несчастных случаях на улицах; в нижней же части помещаются подвижные (на колесах) носилки, к-рые легко вынимаются и быстро могут быть использованы для перевозки пострадавших на ближайший пункт С. п. или в ближайшее лечебное учреждение. Станция С. п. следит за исправным состоянием носилок и за пополнением перевязочного материала. Оборудование такого шкафа обходится в 3 500 марок. С. п. должна участвовать в проведении профилактических мер борьбы с несчастными случаями, беря на себя зачастую инициативу в привлечении внимания к вопросам профилактики, поскольку С. п. имеет необходимые данные о причинах несчастных случаев и их характере. Для уменьшения числа обращений к С. п., т. е. для"уменьшения числа несчастных случаев, необходимо проведение целого ряда профилактических мероприятий: установление правильного уличного движения (регулирование) и контроль за соблюдением установленных правил, надлежащий учет перспектив развития уличного движения при планировке и перепланировке городов, прокладывании новых и расширении старых улиц; обучение населения правилам уличного движения (использование кино, радио, школ, лекций, клубов, плакатов и т. п.); контроль за правильным функционированием всех приспособлений по обеспечению безопасности (надзор за двигателями, действием тормозов и т. п.); разъяснение населению опасности неправильного пользования газом и электричеством; привлечение к судебной ответственности всех нарушающих правила безопасности; обязательное обучение школьников плаванию, издание популярных брошюр по вопросу об оказании первой помощи и т. п. Вся деятельность станций С. п. регулируется специальными положениями, к-рые охватывают вопросы организации С. п. при единичных и массовых несчастных случаях, транспортировки б-ных и пострадавших, задачи леч. заведений в деле оказания С. п., обязанностей мед. и технического персонала, обслуживающего станции С. п. Существуют специальные инструкции для врачей" С. п., фельдшеров С. п., для дежурных психиатров о порядке обслуживания инфекционных больных, о дезинфекции транспортных средств и т. п. (см. Пункт здравоохранения, Первая помощь). Лит.: Пучков А., Московская станция скорой помощи (Борьба с промышленным травматизмом и его последствиями, сборник, изд. НКЗдраьа, М., 1927); он ж е, Московская станция скорой помощи, Моск. мед. ж., 1927, № 6; Мессель М., Основные принципы организации и работы скорой помощи и сан. транспорта, Л., 1932; Pranck E., Entwicklung und gegenwartiger Stand des Rettuius- und Krankentransportwesens in Deut-schl.md, Veroff. a. d. Geb. d. Medizin.lverw., B. ХХI, В., 1925; Franck G., Das Berliner ofientliche Rettungs-wesen, seine Entwicklung und seine jetzige Gestolt, В., 19 27; Gottstein A., Rettungswesen (Hndb. d. sozia-len Hygiene und Gesundheitsfursorge, hrsg v. A. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Teleky, B. VІ, В., 1927, лит.); Grundziige fur die Ordnung des Rettungs- und Kranken-beiorderungswesen, Verofientl. d. Kais. Gesundheits antes, 1912, № 52.Д. Горфин.

Скорая медицинская помощь в нашей стране сложилась как система медицинской помощи при угрожающих здоровью и жизни состояниях - несчастных случаях и внезапных острых заболеваниях. Сегодня - это мощная единая система, располагающая разветвленной сетью станций и больниц скорой помощи, санитарной авиацией и научно-исследовательскими институтами.

Начало же развития, первичные зачатки первой помощи относятся к эпохе раннего средневековья - IV веку, когда на дорогах, ведущих в Иерусалим, были организованы так называемые странноприимные дома для оказания помощи многочисленным путникам.

В 1092 г. в Англии был учрежден орден Иоаннитов, в задачу которого входили обслуживание больных в госпитале в Иерусалиме и оказание первой помощи путникам на дорогах. В начале XV века - в 1417 г.- в Голландии была организована служба для оказания помощи тонущим на многочисленных каналах, перерезающих эту страну.

Первая станция скорой помощи была создана в Вене в 1881 г. Поводом для этого послужил пожар в Большом театре, во время которого было очень много пострадавших, оставшихся без какой-либо помощи. По инициативе венского врача Ярослава Мунди вскоре была организована станция скорой помощи. В соответствии с проектом Я. Мунди в задачу этого учреждения входили оказание первой помощи пострадавшим и транспортирование их либо в лечебное учреждение, либо домой. Эта станция скорой помощи не имела своего штатного состава. Она существовала на благотворительных началах и пользовалась помощью добровольцев - врачей и студентов-медиков.

В капиталистических странах и в настоящее время служба скорой медицинской помощи отражает все противоречия, свойственные этому обществу. В этих странах нет единой службы скорой медицинской помощи, она не сосредоточена в руках государства, а находится в ведении самых различных, в том числе частных, лечебных учреждений и носит платный характер. Ею занимаются муниципалитеты, общества Красного Креста, страховые организации, медицинские колледжи, больницы и т. д..

В России идея организации скорой медицинской помощи возникла гораздо раньше, чем в Европе, и принадлежала она жившему в Петербурге доктору медицины Г. Л. Аттенгоферу, который еще в 1818 г. вошел с ходатайством к городским властям с документом, названным им "Проект заведению в Санкт-Петербурге для спасения обмирающих скоропостижно или подвергнувших свою жизнь опасности". К сожалению, этот проект осуществлен не был.

Следующий этап попыток организации скорой помощи связан с именем известного русского врача и гуманиста Ф. П. Гааза. В 1826 г. Ф. П. Гааз пытался ввести должность "особого врача для наблюдения за организацией попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи". Однако просьба эта была отклонена как "излишняя и бесполезная". Только в 1844 г. Ф. П. Гаазу удалось открыть в Москве "полицейскую больницу для бесприютных". В ее задачу входило оказание помощи при "внезапных случаях для пользования и начального подания бесплатной помощи". Это еще не была скорая помощь, так как больница не располагала транспортом и оказывала помощь только тем, кого тем или иным образом доставляли в больницу.

Первые 3 станции скорой помощи в России были открыты в 1898 г. На каждой станции были конная карета, перевязочный материал, носилки, некоторые инструменты и лекарственные средства. Годом позже - в 1899 г. -5 таких станций было открыто в Петербурге. Задача этих станций заключалась в оказании первой помощи при внезапных заболеваниях и несчастных случаях в общественных местах, а также в транспортировании больных в лечебное учреждение.

Как уже упоминалось, все станции скорой помощи основывались благодаря денежной помощи ("благотворительным пожертвованиям") частных лиц. Однако передовые врачи того времени, прекрасно понимая необходимость и значение скорой помощи, уделяли много времени и сил ее организации, развитию и популяризации.

В 1889 г. К. К. Рейер открыл курсы, предназначенные главным образом для обучения полицейских правилам оказания первой помощи.

В 1896 г. Н. А. Вельяминов разработал проект "Организации подания первой помощи в Санкт-Петербурге". А в 1908 г. в Москве по инициативе известного хирурга П. И. Дьяконова было организовано общество скорой помощи. Много внимания уделяли развитию скорой помощи в Петербурге известные хирурги Г. И. Турнер и И. И. Греков. Г. И. Турнер был первым заведующим городской станцией скорой помощи, а И. И. Греков - первым руководителем центральной станции скорой помощи.

В начале XX века станции скорой помощи были открыты еще в семи городах России. Все они обслуживались санитарами. Только в 1912 г. в Петербурге 50 врачей согласились на добровольных началах участвовать в работе скорой помощи. До 1912 г. вся скорая помощь обслуживалась конным транспортом. Только во втором десятилетии века появились первые санитарные автомобили.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало проведению важнейших преобразований во всех областях здравоохранения и обеспечила создание и развитие целой системы по оказанию скорой медицинской помощи населению нашей страны.

Уже 26. 10. 17 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был создан медико-санитарный отдел для оказания неотложной медицинской помощи восставшим рабочим Петрограда. Возглавил этот отдел доктор П. Б. Хавкин, впоследствии главный врач Ленинградской станции скорой помощи.

С первых же дней Советской власти скорая помощь стала делом государственным и в основу ее работы были положены все главные принципы советского здравоохранения - бесплатность, общедоступность, плановость, профилактическая направленность, использование новейших достижений науки и техники.

Прежде всего, необходимо указать на повсеместность распространения службы скорой помощи. Однако дело, естественно, не только в количественном росте. Одновременно с ростом числа станций началось и их техническое переоснащение. Это динамический процесс, который постоянно продолжается. Дело скорой помощи было поставлено на научную основу.

В 1928 г. был организован Московский НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифософского, а в 1932 г. - Ленинградский НИИ скорой помощи, который позднее получил имя своего основателя - известного советского хирурга Героя Социалистического Труда И. И. Джанелидзе. Эти институты стали центрами организации и развития службы скорой помощи.

Мощным скачком в развитии службы скорой помощи стало создание специализированных бригад. Первая специализированная бригада скорой помощи - психиатрическая - была организована в 1928 г. в Москве, а в 1931 г.-в Ленинграде. Скорая помощь стала обеспечиваться современным транспортом. Однако широкое распространение такие бригады получили только в конце 50-х - начале 60-х годов. Так, в 1957-1958 гг. в Ленинграде была создана специализированная бригада скорой помощи для оказания помощи больным с тяжелой травмой и шоком. Опыт противошоковых специализированных бригад позволил в Москве, Ленинграде, а потом и в других городах организовать специализированные кардиологические, токсикологические, педиатрические бригады. Благодаря этому специализированная скорая медицинская помощь смогла значительно приблизиться к тяжело больным и пострадавшим, что значительно улучшило результаты лечения. Наконец, в последние годы стали организовываться бригады интенсивной терапии, предназначенные для оказания высококвалифицированной экстренной помощи различным категориям тяжело больных и пострадавших. Необходимость создания таких бригад обусловлена относительно невысоким процентом профильности вызовов специализированных бригад - ситуацией, когда специализированные бригады используются без учета их возможностей.

В будущем, наряду с сохранением специализированных бригад, представляется целесообразным все так называемые линейные бригады поднять до уровня бригад интенсивной терапии. Скорая помощь сейчас превратилась в мощную, хорошо оснащенную службу, в которой работает более 50 тыс. врачей и более 100 тыс. средних медицинских работников и которая оказывает помощь в среднем в течение года 87 млн человек.

Под ред. В. Михайловича

"История службы скорой медицинской помощи" и другие статьи из раздела

Витрум пренатал форте - набор витаминов и минералов, необходимых каждой женщине в период беременности. Показан для применения и перед беременностью, а также после нее, в период лактации. Препарат обеспечивает хорошее самочувствие женщины, минимизирует риск формирования врожденных дефектов развития у ребенка, способствует правильному формированию структур головного мозга плода, снижает частоту токсических эпизодов во время беременности, предупреждает развитие малокровия, укрепляет иммунитет матери и ребенка, способствует секреции грудного молока в необходимом количестве. Свойства Витрум пренатал форте определяются входящими в его состав компонентами. Ретинол участвует в синтезе важных ферментов, гормонов, иммунных белков, поддерживает нормальное состояние скелетных мышц, эпителиальной ткани, органов зрения. Тиамин управляет обменом глюкозы, предупреждает нарушения кислотно-щелочного баланса в организме. Рибофлавин регулирует синтез ферментов, участвующих в клеточном дыхании, а также активирует другой витамин - пиридоксин, который, в свою очередь, является неизменным участником целого ряда метаболических процессов, обеспечивает транспорт железа в места наибольшей востребованности в нем (в т.ч. - к тканям костного мозга), управляет реактивностью ЦНС. Пантотеновая кислота принимает участие в метаболизме липидов, синтезе половых гормонов и кортикостероидов и поддерживает в нормальном физиологическом состоянии клеточные мембраны. Токоферол улучшает реологические характеристики крови, участвует в белковом синтезе, обеспечивает элиминацию токсинов, стимулирует кровоток, что особенно актуально в период беременности, т.к. от недостаточности периферического кровообращения в организме будущей матери может страдать и плод. Холекальциферол поддерживает необходимый уровень кальция и фосфора. Кальций, в свою очередь, отвечает за нормальное развитие костной системы плода. Аскорбиновая кислота обеспечивает протекание окислительно-восстановительных реакций, принимает участие в образовании внутри клеток структурного белка коллагена, участвует в белковом и жировом обмене, выполняет репаративную функцию, используется организмом при синтезе стероидных гормонов, укрепляет иммунный статус, улучшает абсорбцию железа в гастроинтестинальном тракте.

Фолиевая кислота - обязательный ингредиент любого витаминного комплекса для беременных. Она снижает риск дефектного развития нервной трубки у плода, стимулирует образование эритроцитов, участвует в образовании белков. Цианокобаламин препятствует гемолизу при делении эритроцитов, предупреждает накопление излишков жировых отложений во время ожидания ребенка. Никотинамид принимает участие в синтезе протеинов, липидов, препятствует агрегации тромбоцитов, не допуская тем самым образование тромбов. Биотин востребован в большинстве метаболических и энергетических процессов. Магний обеспечивает нормальное всасывание белков и углеводов, регулирует энергетический обмен. Железо является частью транспортной системы, поставляющей кислород к тканям и клеткам, предупреждает развитие малокровия. Цинк используется при формировании костной системы плода, восстановлении тканей. Медь улучшает усвоение железа и принимает участие в белковом синтезе. Марганец и молибден - участники обменных процессов. Йод предохраняет эндокринную систему от неблагоприятного воздействия, участвует в формировании нервной ткани, улучшает липидный профиль. Селен инактивирует и выводит свободные радикалы. Хром участвует в синтезе углеводов и липидов. Витрум пренатал форте противопоказан при индивидуальной непереносимости одного или нескольких компонентов, при гипервитаминозе ретинола, повышенном содержании железа в организме, гиперкальциемии, уролитиазе. Разовая доза - 1 таблетка. Кратность приема - 1 раз в сутки. Оптимальное время приема - после утреннего приема пищи. Продолжительность приема определяет врач. Во время приема препарата следует воздерживаться от применения других витаминных средств, в особенности содержащих ретинол и холекальциферол, во избежание гипервитаминоза.

Фармакология

Поливитаминный препарат с минералами. Действие препарата определяется свойствами витаминов и минералов, входящих в состав препарата. Обеспечивает восполнение дефицита витаминов и минеральных веществ в организме женщины в период подготовки к беременности, во время беременности и в период грудного вскармливания.

Форма выпуска

Таблетки, покрытые пленочной оболочкой от светло-серого до темно-серого цвета, капсуловидной формы, с гравировкой "PRENATAL" с одной стороны и "FORTE" - с другой, со специфическим запахом.

1 таб.
ретинола ацетат (вит. А) 2500 МЕ (860 мкг)
бетакаротен 2500 МЕ (1500 мкг)
α-токоферола ацетат (вит. E) 30 МЕ (30 мг)
колекальциферол (вит. D 3) 400 МЕ (10 мкг)
аскорбиновая кислота (вит. С) 120 мг
тиамина мононитрат (вит. B 1) 3 мг
рибофлавин (вит. B 2) 3.4 мг
пантотеновая кислота (в форме кальция пантотената) (вит. В 5) 10 мг
пиридоксина гидрохлорид (вит. B 6) 10 мг
фолиевая кислота (вит. B c) 800 мкг
цианокобаламин (вит. B 12) 12 мкг
никотинамид (вит. PP) 20 мг
биотин (вит. Н) 30 мкг
кальций (в форме карбоната) 200 мг
магний (в форме оксида) 25 мг
железо (в форме фумарата) 60 мг
медь (в форме оксида) 2 мг
цинк (в форме оксида) 25 мг
марганец (в форме сульфата) 5 мг
йод (в форме калия йодида) 150 мкг
молибден (в форме натрия молибдата) 25 мкг
селен (в форме натрия селената) 20 мкг
хром (в форме хлорида) 25 мкг

Вспомогательные вещества: целлюлоза микрокристаллическая - 195.66 мг, стеариновая кислота - 45 мг, кроскармеллоза натрия - 28 мг, магния стеарат - 15 мг, кремния диоксид коллоидный - 7 мг.

Состав оболочки: гипромеллоза - 19.5 мг, титана диоксид - 9.86 мг, триацетин - 0.6 мг, краситель бриллиантовый черный (Е151) - 0.036 мг, краситель красный очаровательный (Е129) - 0.004 мг.

30 шт. - флаконы полиэтиленовые (1) - пачки картонные.
60 шт. - флаконы полиэтиленовые (1) - пачки картонные.
100 шт. - флаконы полиэтиленовые (1) - пачки картонные.
120 шт. - флаконы полиэтиленовые (1) - пачки картонные.

Дозировка

Передозировка

Симптомы: тошнота, слабость, нарушение зрения, желудочно-кишечные расстройства.

Лечение: прием активированного угля внутрь, промывание желудка, проведение симптоматической терапии. В случае передозировки пациент должен обратиться к врачу.

Взаимодействие

Витрум ® Пренатал Форте содержит железо и кальций, поэтому при совместном применении антибиотиков группы тетрациклина и противомикробных средств - производных фторхинолона происходит замедление абсорбции последних из ЖКТ.

Витамин С усиливает фармакологическое действие и побочные эффекты противомикробных средств из группы сульфаниламидов (в т.ч. возрастает риск развития кристаллурии).

При одновременном применении антацидных препаратов, в состав которых входят алюминий, кальций, магний, а также колестирамин происходит уменьшение абсорбции железа.

При совместном применении препарата Витрум ® Пренатал Форте с тиазидными диуретиками увеличивается риск развития гиперкальциемии.

Побочные действия

Возможно: аллергические реакции на компоненты препарата.

Прочие: возможно окрашивание мочи в интенсивный желтый цвет, что не представляет опасности, т.к. обусловлено наличием рибофлавина в составе препарата.

Показания

  • профилактика гиповитаминозов и недостатка минеральных веществ в период подготовки к беременности, во время беременности и в период грудного вскармливания;
  • профилактика железодефицитной анемии у беременных, дефицита кальция в организме матери.

Противопоказания

  • гипервитаминоз А и D;
  • избыточное накопление железа в организме;
  • гиперкальциемия;
  • гиперкальциурия;
  • мочекаменная болезнь;
  • повышенная чувствительность к компонентам препарата.

Особенности применения

Применение при нарушениях функции почек

Противопоказано применение препарата при гиперкальциурии, мочекаменной болезни.

Особые указания

Влияние на способность к вождению автотранспорта и управлению механизмами



Рассказать друзьям