Игры для коррекции дискалькулии. Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

– это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом

    Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия . В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ , бессонницей . Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%. Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению. Симптомы наиболее развернуто проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, на эти периоды приходится пик диагностики.

    Причины

    По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

    • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
    • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
    • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм , курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

    Патогенез

    Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

    На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач. Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

    Классификация

    Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

    • Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
    • Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
    • Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
    • Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
    • Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
    • Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.

    Симптомы дискалькулии

    Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

    Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.

    У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и «+», «». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения. Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций. Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь. Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».

    В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

    Осложнения

    Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность. Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам. Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

    Диагностика

    Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам , логопедам . Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы. Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

    • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
    • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
    • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

    С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР , педагогической запущенностью , задержкой речевого развития . Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

    Лечение дискалькулии

    Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

    • Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
    • Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
    • Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.

    Прогноз и профилактика

    При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек. Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.

Дискалькулия – это специфическое нарушение способности к изучению арифметики, проявляющееся, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте. По сути, недуг являет собой целый комплекс нарушений, затрагивающих логические аспекты понимания арифметических действий, закономерности преобразования чисел и т.д. В большинстве случаев расстройство выступает в качестве самостоятельной патологии, не являясь симптомом какого-либо основного заболевания. Часто у детей с дискалькулией наблюдается еще и синдром дефицита внимания.

У взрослых людей данный недуг может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга. Часто нарушения подобного рода возникают при инсультах, опухолевых новообразованиях, черепно-мозговых травмах, кистах в височной доле коры головного мозга.

Провоцирующие факторы

Рассматривая причины недуга, следует отметить, что его возникновение может быть связано как с общей задержкой умственного развития ребенка, так и являться следствием неких психотравмирующих обстоятельств. Иногда у младших школьников развивается так называемая математическая фобия, связанная с негативным опытом обучения в прошлом. Это могло быть принуждение к обучению, жестокие наказания за непонимание и плохие оценки и т.д.

К органическим факторам, приводящим к дискалькулии, можно отнести слабую обработку зрительной информации, когда ребенок не в состоянии адекватно визуализировать условия задачи, не запоминает формулы, необходимые для ее решения. У таких детей наблюдаются трудности с установкой последовательности математических расчетов, которые часто сопровождаются проблемами в письме или чтении.

Согласно наблюдениям специалистов, в группу риска развития дискалькулии входят дети из неблагополучных, асоциальных семей.

Классификация

В клинической практике применяется классификация дискалькулии, согласно которой недуг делится на следующие виды:

Вид Характеристика
Практогностическая Проявляется в затруднениях при подсчете предметов
Дислексическая характеризуется неспособностью правильно прочитать символы, используемые в арифметике
Вербальная Трудности при устном назывании математических терминов и обозначений
Графическая Затруднения в процессе записи чисел и арифметических символов, сложности при необходимости графического воспроизведения геометрических фигур
Операциональная Трудности, возникающие при выполнении разнообразных математических действий

Симптомы

Дискалькулия является довольно сложным расстройством, а ее симптомы не ограничиваются исключительно нарушениями счета. Клинические признаки заболевания могут быть следующими:


Стоит отметить, что если дискалькулия не связана с общей задержкой умственного развития ребенка, она не является признаком низкого интеллекта. У детей с данным недугом могут наблюдаться выдающиеся способности в области иностранных языков, различных видах искусств и т.д.

Выявление и терапия

Обычно признаки заболевания первыми замечают родители ребенка и учителя в школе. Дальнейшая диагностика выполняется при участии логопеда и психолога. С ребенком проводится беседа, также ему предлагается выполнить определенные задания, связанные с арифметическими действиями. По результатам этой беседы определяется конкретный вид недуга и подбирается оптимальная коррекция недуга.

Мероприятия по лечению данного недуга проводятся при совместной работе логопеда, детского невролога, психолога и при необходимости других специалистов. Как правило, коррекционные занятия проводятся в поликлиниках или непосредственно в детских садах и школах. Терапия проводится в игровой форме при помощи специально разработанных для этих целей упражнений, обучающих счету, а также развивающих творческие способности, речевую и мыслительную активность детей.

Лечение при дискалькулии обязательно должно включать в себя терапию, направленную на правильное развитие речи ребенка. Регулярные занятия с логопедом помогают маленькому пациенту увеличить словарный запас, параллельно изучив математические термины и их определения. Обучение проводится постепенно и способствует формированию логических связей, развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики.

Своевременно начатая коррекция в большинстве случаев помогает достаточно быстро устранить имеющиеся у ребенка нарушения, а также значительно улучшить его успеваемость в образовательном учреждении.

Профилактика

Дискалькулия различных видов может быть предупреждена ранними занятиями с ребенком, грамотным обучением его счету, выполнением несложных математических действием с проговариванием. Следует также уделить внимание развитию памяти и пространственного мышления. Специалисты рекомендуют регулярно выполнять упражнения, способствующих улучшению восприятия визуальных образов и мелкой моторики, обучать ребенка математическим терминам.

Для профилактики вербального типа дискалькулии рекомендуется учить ребенка названию различных арифметических действий, доступно объяснять их суть и учить использовать в речи математические термины. Не менее важно обучить ребенка распознавать визуальные символы, задействованные в математике. Так, в основе профилактики недуга лежит, прежде всего, грамотное развитие логики, восприятия и памяти.

Огромное значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Работая много лет с детьми, я столкнулась с проблемой, что у детей с общим недоразвитием речи значительно осложнен процесс обучения математики; основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание. Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков.

Именно профилактика нарушений счетной деятельности (дискалькулии) у старших дошкольников стала одним из направлений моей работы. Это обусловлено, во- первых, моим личным интересом к проблеме, во – вторых, желанием дать качественные математические знания детям своей группы, в третьих, работая много лет в ГБДОУ №26 коррекционном учреждении, где задачи по коррекции стоят на первом месте.

Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и сопровождается нарушениями в формировании гнозо-праксических функций, мыслительных операций, памяти и внимания.

Исследование речевых и неречевых психических функций у дошкольников с ОНР показывает, что у них недостаточно сформированы многие процессы, обеспечивающие овладение элементарной математической деятельностью. В связи с этим актуальной является проблема профилактики и коррекции дискалькулии в дошкольном возрасте.

Дискалькулия – специфическое нарушение счетной деятельности. Она проявляется у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:

  • недостаточное овладение математическим словарем
  • неточное представление о графической структуре цифр
  • механическое воспроизведение порядка следования чисел
  • затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел
  • трудности установления отношения числа к его «соседям»
  • недостаточное знание состава числа
  • трудности усвоения правил образования числа
  • несформированность количественных отношений чисел
  • элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной способ счета)
  • (незнание таблицы сложения и вычитания)
  • мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

Классификация дискалькулий. 1. Вербальная дискалькулия: нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятия формы, величины; не сформированы количественные представления;

имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением.

2. Практогностическая дискалькулия: имеется расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушена зрительно- двигательная координация.

3. Дислексическая дискалькулия: нарушено чтение математических знаков; не сформированы представления об образе математических знаков.

4. Графическая дискалькулия: нарушена запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика.

5. Операциональная дискалькулия: имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции.

Профилактика дискалькулии.

  1. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  2. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  3. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  4. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками – важное направление работы при профилактике дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. Она выстроена по принципу доступности - от простого к сложному и осуществляется по этапам, которые тесно связаны и взаимообусловлены.

Задачи первого этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников. Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями.

Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше) , осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну.

Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме; развивать коммуникативную функцию речи, связную речь детей.

Развивать словарный запас детей, вводя в их лексический оборот слова много - мало, один – ни одного – по одному; поровну, меньше – больше; сколько, столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; вперед – назад, вверх – вниз, справа – слева, а также обобщающие понятия по родовидовому и качественному признакам (форма, цвет, величина) .

Развивать лексико – грамматический строй речи детей: учить образовывать множественное число существительных (гриб – грибы) ; согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна морковь, одно яблоко) ; согласовывать прилагательное с существительным в роде (красный дом, красная лента, красное платье) ; в числе (большой кубик – большие кубики) ; добиваться активного овладения детьми грамматическими формами единственного и множественного числа разных частей речи.

Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы наложения и приложения. Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей. Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами. Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник.

Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве. Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма. Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика) .

Задачи второго этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников.

Продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня. У тебя три» . Учить употреблять в речи числительные.

Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) на один; больше (меньше) , чем…; высокий – низкий и т.д.; овал,

прямоугольник, трапеция, цилиндр; направления движения. Расширять их антонимический словарь. Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь.

Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного (гриб – грибы) ; согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машина – нет одной машины, один мяч – нет одного мяча) . Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число.

Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения. Добиваться усвоения детьми количественного и порядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать числа на основе сопоставления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три) . Учить детей сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы предметов по размеру. Учить детей распознавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала) , их зрительно – двигательную координацию.

Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления. Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

Задачи третьего этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников.

Знакомить детей с арифметически выражениями, продолжать учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме. Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Учить составлять задачи. Продолжать расширять словарный запас детей: числительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах десяти; предыдущее число – последующее число, …по счету; многоугольник; названия дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус, равно.

Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т. п. Развивать активный и пассивный словарь детей. Продолжать развивать лексико – грамматический строй речи: учить согласовывать порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса) .

Учить детей использовать количественный порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке) , а также начинать счет с любого числа числового ряда и заканчивать любым числом. Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе) , понимать отношение между соседними числами и знать состав чисел (из двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти) .

Учить детей измерять и сравнивать размеры предметов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки. Учить детей способам математической записи. Учить детей делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные части, понимать отношения между целым и частью. Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую. Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур.

Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под) , а также употреблять предлоги.

Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 9, математические знаки. Учить детей распознавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, многоугольник) и изображать их.

Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т. п.) . Развивать у детей слуховую и зрительную память. Учить их воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т.е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

У меня возникла потребность в создании игр и упражнений по профилактике нарушений счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. Математические игры помогают решать задачи общеобразовательной и коррекционной программы, вызывают у детей интерес и совершенствуют память, внимание, воображение, восприятие, логическое и творческое мышление, речь.

Для этого мною в группе создана предметно - развивающая среда. Среда стимулирует активность детей, обеспечивает эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребёнку. Для того чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе математических игр, исходя из потребностей и интересов каждого ребёнка, организовала уголок занимательных математических игр, в который внесла игры по профилактике дискалькулии.

Игровые задания подбираю таким образом, чтобы постепенно в процессе обучения умения, знания и понятия ребенка становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной, четко определенной структуре элементарных математических умений и навыков.

Осуществляя принцип деятельности, старалась каждую игру или игровое задание вводить не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открытия» ребёнком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений.

Игровые упражнения коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии

  • Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка. «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов) . «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень) . «Нелепицы» (по временам года) . «Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин) .
  • Обучение математической терминологии. «Найди по описанию» . «Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление) . «Поручения» (с использованием математической терминологии) .
  • Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Послушай и назови лишнее слово» . «Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти) . «Выполни движения» (по рисунку – схеме) . «Послушай и повтори цифры в обратном порядке» . «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами) . «Дырявый ковер» («ставим заплатки» из цифр или геометрических фигур) .
  • Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений. «Чем похожи, чем различаются две фигуры» . «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера) .
  • Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением. «Чем похожи и чем различаются две цифры?» . «Назови соседей числа» . Работа с пособием . «Поручения» (с использованием цифр) . «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов» .

по профилактике практогностической дискалькулии:

  • Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов.

Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами» . «Запомни и нарисуй» , «Обведи кружком» . «Четвертый лишний» .

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме) . «Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений) . «Наша квартира» . «Цыплята в домике» .
  • Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур» . «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру» . «Хлопай, как я» ; «Хлопай так, как на рисунке» .
  • Развитие зрительной и слуховой памяти. «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке» . «Назови пропущенное число среди названных чисел» . «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета) .
  • Развитие логических операций. Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа) : «Раскрась числа разным цветом» , «Определи кто и какой по счету в очереди» , «На какой жердочке птичка» . Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься» , «Покажи фрукты, но не круглые» , Классификация на основе функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое» , «Покажи, что может летать» По профилактике дислексической дискалькулии:
  • Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений.
  • Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака; «Поручения» (с использованием математических понятий) .
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности. «Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы) . «Чем похожи и чем различаются цифры?» .
  • Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.

«Найди цифру среди других графических знаков (букв) » . «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический) . «Чем похожи и чем различаются цифры» . Напиши соседей числа. Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов. Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами» . «Нарисуй нужное количество цифр и назови их»

по профилактике графической дискалькулии:

  • Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.

Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами» . Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции.

  • Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике. Обводка и штриховка цифр, математических знаков. Лепка, аппликация и вырезание цифр.
  • Развитие зрительного и слухового гнозиса. «Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр» . «Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5,6, 8, а потом ее же среди цифр 4,7) . «Воспроизведи ритм» ; «Повтори ряд цифр в обратном порядке» .
  • Развитие пространственного восприятия. Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека. Конструирование цифр.
  • Развитие умения выполнять математические операции. «Как может получиться число…» . «Веселые человечки» ; «Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели) .
  • Развитие понимания математической терминологии, текстов задач.

«Понимание текста со скрытым смыслом» ; «Чем отличается задача от рассказа?» . «Какой месяц лишний?» . Игры во времена года. «Вчера, сегодня, завтра» .

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности. Графический диктант в тетрадях в клетку. Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами»

Профилактика дискалькулии предполагает и учет психотерапевтический эффекта коррекционного воздействия. В связи с этим свою работу с детьми дошкольного возраста по профилактике дискалькулии, я строила на основе дидактических принципов. Одним из ведущих, является принцип психологической комфортности, поэтому создавала особую предметно–развивающую среду, обеспечивающую эмоционально комфортные условия для образовательного процесса. При создании технологии профилактики дискалькулии у дошкольников с ОНР строю свою работу, основываясь на комплексном подходе. Математическое развитие проводится:

  • в повседневной жизни: создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием
  • в специальных играх и упражнениях, направленных на профилактику различных видов дискалькулии
  • в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм (режиссерским и играм-драматизациям) , где выявление, осознание и воссоздание количественных, пространственно-временных отношений становится целью и средством деятельности
  • в изобразительной, конструктивной, трудовой за счет усиления их элементарным математическим содержанием
  • в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию детей
  • в интегрированной деятельности, где одновременно используются вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания

Во время индивидуальной работы с детьми из группы риска по дискалькулии.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР основывается на комплексном подходе. Такой подход предполагает интеграцию счетной деятельности во взаимосвязи с коррекционной работой по различным направлениям: развитие и коррекция речи, игровая деятельность, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, и др.

Уважаемые коллеги, используйте в своей работе игры направленные на профилактику всех видов дискалькулии потому что, математические знания очень важны для человека, а потому запускать дискалькулию нельзя. Ребенку, которому вовремя или вообще не оказали помощь, будет трудно приспособиться к жизни в современном обществе.

Список литературы.

  1. Р.И. Лалаева. А. Гермаковская. «Предупреждение нарушений в овладении математикой»
  2. «Математика для дошкольников в играх и упражнениях» . Санкт – Петербург. КАРО 2007.
  3. А.В. Калиниченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи» . Арис – пресс. 2005.
  4. Л.Б. Баряева. С. Ю. Кондратьева «Игры логические упражнения с цифрами» . Санкт – Петербург. КАРО 2007.
  5. Гурина С.Л. «Основные направления в истории изучения дискалькулий Принципы и методы логопедической работы» – Л., 1990.
  6. О.А. Новиковская «Математика в играх и картинках» . Санкт – Петербург. «Паритет» 2007.
  7. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» . «Просвещение» 1996.
  8. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» – М, 2003.

Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать соответствующую помощь, иначе ребенку будет трудно в современном обществе.

Одним из таких заболевания является дискалькулия. Дискалькулия — что это такое, болезнь или норма? Эта болезнь, которая приводит к нарушению счета и может проявляться в дошкольном или школьном возрасте. Причина – нарушение зрительной памяти, внимания, мышления (образного, логического) . Очень часто наблюдается в неблагополучных семьях.

При обучении такой ребенок не запоминает условие задачи, не может спланировать ход ее решения, не умеет правильно организовать свободное время. Все это приводит к негативному взгляду на учебу в целом. В конечном счете ребенок не усваивает школьный материал и становится не приспособленным к жизни в социуме.

Основные признаки проявления дискалькулии у ребенка.

— Ребенок не запоминает числа (ни на слух, ни визуально) .

— Вызывает затруднение работа со сложными числами (сложение, вычитание, умножение или деление) .

— Ребенок затрудняется сравнить количество предметов.

— Не может четко спланировать алгоритм решения задачи.

— Возникают затруднения в понятии смысла арифметических действий.

— Не может запомнить математические определения, формулы, таблицу умножения.

Основные причины, которые могут привести к развитию дискалькулии.

Различные проявления фобий, в частности, математической. Ребенок школьного возраста, не усвоив математическое действие, самостоятельно разобраться с ним не смог. Он будет постоянно себе внушать, что у него ничего не получится. Отсюда возникает негатив к математике и как следствие фобия. Он не будет даже пытаться решить самое легкое задание. Полностью замыкается в себе.

Неспособность полностью обрабатывать информацию с помощью зрительного анализатора. В такой ситуации дети не могут визуально представить условие задачи, как следствие, неправильное решение. Параллельно с этим страдает правописание, наблюдаются проблемы с почерком.

Неправильная постановка последовательных действий. Дети не могут запомнить факты или применить правильно математические формулы. Такие нарушения ведут к нарушениям чтения и правописания.

Нарушение речевого развития у ребенка. Неправильная речь является основным фактором проявление дискалькулии в детском возрасте. Поэтому необходимо на ранних стадиях обнаружить проблемы и помочь ребенку.

Коррекция дискалькулии у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится в специальных центрах, обязательно при участии специалиста. Как правило, для устранения данной проблемы необходимо взаимное сотрудничество логопеда, психолога, психиатра, невролога, педиатра. Лечение должно сопровождаться медикаментозным вмешательством, только в таком сочетании действий можно придти к положительному результату.

Смысл такого лечения заключается в направлении действий на активизацию мозговой деятельности. Логопедические занятия строятся сначала по индивидуальному плану, а затем постепенно переходят в групповое направление. Логопедические занятия направлены на формирование таких понятий, как состав числа, устный счет, развитие мышления; на правильное составление математических действий и организацию своего распорядка дня. Для полного устранения дефекта необходимо посетить от тридцати до девяноста занятий с логопедом. Все зависит от степени тяжести заболевания. Иногда количество занятий может доходить до двухсот пятидесяти.

В момент коррекции внимание уделяется счетным операциям. Формирование данных навыков осуществляется с учетом определенных этапов.

· Решение математических задач с реальными событиями, которые наиболее приближены к жизни ребенка. Он должен хорошо быть знаком с предметами и действиями, совершаемыми с ними. Допустим действия в магазине, посчитать количества птиц на ветке, сложить вместе количество членов семьи и так далее.

· Речевое выражение способов действия. В данном случае все действующие предметы имитируются палочками, монетками или другими предметами.

· Постепенное формирование абстрактного мышления за счет использования дополнительного материала путем его развешивания в виде схем, алгоритмов, памяток, которые будут постоянно напоминать, как выполнить правильно задание. Постоянное обращение к ним приводит к непроизвольному запоминанию.

· Уменьшение речевого проговаривания вслух своих действий. Умение все сопоставлять мысленно.

· Переход математического действия в навык, который постепенно закрепляется и сохраняется.

Дискалькулия у младших школьников может быть скорректирована путем профилактических действий. Прежде всего, необходимо создавать предпосылки для формирования математических умений. Они возникают в процессе развития высшей нервной деятельности (восприятие, речь, мышление, воля, память) . Должна соблюдаться некая иерархичность. То есть, сначала формируются простые способы (пространственное мышление, разделение по форме, величине, зрительная память) . Затем первичные навыки закрепляются с использованием разноуровневых заданий с повышением трудности, которые направлены на закрепление результата.

Эффективная работа по коррекции и профилактики дискалькулии зависит от правильного использования следующих принципов:

· деятельностный подход основанный на сочетании игровой формы деятельности с предметно-практической и учебной;

· самостоятельность – самостоятельный поиск активно формирует волевую и эмоциональную сферы ребенка;

· дифференцированный подход – подбирается для каждого индивидуально, включает разноуровневые занятия;

· формирование умственных действий – должно осуществляться поэтапно, от простого к сложному.

Для лечения и коррекции такой болезни как дискалькулия, упражнения являются самым эффективным способом.

Развитие пальцевого восприятия.

С самых ранних лет необходимо проводить устный счет на пальцах. Ребенку дается задание посчитать свои пальчики. Если малыш развивается хорошо, то для него это не составит труда. Страдающий дискалькулией путается в своих пальцах, не может провести аналогию с пальцами учителя.

Направления развития пальцевого восприятия:

· подражание с помощью рук и пальцев;

· развитие динамики и координации движений с помощью игр и считалок («Ладушки», «Сорока», «Как пьет птичка» и так далее) ;

· пересчёт пальцев — прямой и обратный счет, с пропуском цифры;

Развитие зрительного восприятия:

· нахождение геометрических фигур;

· сбор пазлов;

· классификация фигур по нескольким признакам;

· ориентирование в пространстве с использованием слова;

· имитация различных действий;

· работа с рисунками: найди лишнего, дорисуй картинку, пройди по лабиринту;

· передача образа на лист бумаги по словесной инструкции.

Развитие последовательных функций.

· Зрительное восприятие;

· Образное восприятие;

· Умение классифицировать предметы;

· Речеслуховое восприятие – выполнение заданий воспринимающихся на слух, повторение и имитация различных звуков.

Игровые упражнения для развития познавательных функций: «Дорисуй рисунок», «Сложи рисунок из трех фигур», «Подбери размер и форму», «Сделай, так как я», «Проведи зарядку», «Напой мелодию», «Расставь правильно числа в ряд», «Найди ошибку в ряде чисел».

Способы развития количественных представлений при диагнозе дискалькулия могут быть представлены следующим образом.

· Научить автоматически воспринимать на глаз предметы в количестве пяти штук. Они могут быть изображены на рисунке или являться натуральными объектами. Главное, чтобы они имел разную расцветку и форму.

· Учиться сравнивать предметы по их количеству, где больше, равно или меньше, по форме, цвету. Главное все действия проговаривать вслух.

· Учиться измерять предметы с помощью линейки, весов, проводить сравнение между собой, определять размеры на глаз.

Эти упражнения можно использовать как для профилактики, так и для коррекции такого заболевания как дискалькулия у детей. К сожалению, современные способы лечения еще несовершенны, так как данный диагноз еще недостаточно хорошо изучен. В настоящее время пытаются разработать специальные компьютерные программы для коррекции. Но они, как правило, односторонние, корректируют только область, отвечающую за сравнение чисел.

Для устранения математических трудностей ребенку можно предложить следующий алгоритм действий.

Как можно лучше мысленно представить задачу. Можно нарисовать рисунок с конкретными действиями и предметами.

Внимательно рассмотреть всю визуальную информацию, которую несет задача.

Можно попросить образец решения.

Провести аналогию с жизненной ситуацией, где можно применить те же действия, что и в задаче.

Больше времени нужно уделять заучиванию формул, правил.

Эти несложные действия помогут ребенку концентрироваться на задаче и правильно ее решить. Работа по коррекции должна быть комплексной. Она должна корректировать познавательные функции организма и параллельно формировать счетные операции. Особое внимание стоит уделять образованию чисел, последовательности чисел в числовом ряду, составу чисел, прямому обратному счету, решение задач с одним неизвестным, четкому алгоритму решения задачи.

Дискалькулия у детей – заболевание, к лечению которого важно подойти очень серьезно. В противном случае жить с подобного рода отклонениями ребенку в современном обществе будет очень сложно.

Если это вербальнаядискалькулия, при которой дети не запоминают и качественно не используют математическую терминологию , то работать нужно по всем направлениям формирования математических представлений:

    Учиться считать предметы и называть их общее количество на наглядном примере. Важно называть количество и счет словами, учить запоминать эти слова и их последовательность. Например, разложить дома вилки и ложки на столе и посчитать их.

    Развивать понимание слов , обозначающих математические понятия. Те же самые ложки, вилки, можно подключить игрушки, обувь, предметы одежды, части тела, считать и акцентировать внимание на числе: вот одна ложка, а вот один ботинок, а теперь покажи один пальчик. Теперь ты понял, сынок, что это один какой-то предмет. Тогда дай мне один носок и т.д.

    Развивать умения пользоваться математической терминологией в разных видах деятельности, если чертим в тетради круг – это называется окружность, берем в руки чашечку, проводим детским пальчиком по ее поверхности – это тоже окружность.

    Развивать пространственное восприятие. Учить ориентироваться в собственном теле, в пространстве. Это полезно для развития абстрактного мышления в целом. Уже в год ребенок должен показывать все части тела и учиться понимать, а что у него наверху, что внизу, что спереди, а что сзади.

    Активизировать зрительную и слуховую память . Показывать картинки с цифрами и количеством предметов, заучивать небольшие стихотворения, подкрепляя их наглядным показом движений и эмоциями. Например, заучивание стихотворения:

Лебеди летели,

И на воду сели,

Сели, посидели,

Снова полетели.

Нужно эмоционально махать руками, изображая взмахи крыльев лебедей их полет, а затем приземлиться и как бы поплюхаться в воде. Это здорово развивает память!

    Считать предметы и называть их, согласуя числительные с существительным : одно яблоко, два яблока и т.д. А потом спрятать и спросить: сколько не стало яблок? Одного, двух, трех и т.д., таким образом, на наглядном примере развивать лексику и грамматику.

    Развивать слуховое восприятие . Назвать несколько чисел вразброс и попросить, чтобы ребенок повторил их.

    Развитие сенсорных представлений: работать с формой, величиной, цветом, учить ребенка разграничивать эти понятия, сравнивать, находить сходства и различия. Дай мне такой же по цвету кубик, а теперь дай кубик другого цвета, но такого же размера, а теперь дай мяч такого же цвета и размера как кубик.

Если у ребенка практогностичекая дискалькулия, при которой недоразвито восприятие образа предмета, его формы, признаков и свойств, действий с ним, затруднен счет предметов , то необходимо формировать:

    Представление об образе предмета и его символическом изображении. Например, как обозначить колючесть: ежик, иголки. А как кислость предмета? Лимон.

    Словесное обозначение системы исчисления и последовательность счета. Каким словом можно назвать пару ботинок (показать), а количество пальцев на руке? Также можно поиграть в такую игру: назови число, которое идет после пяти, девяти, а что стоит перед цифрой два?

    Называние итога счета и соотношение его с количеством предметов или пальцев.

    Зрительно-пространственное восприятие . Здесь могут подойти любые предметы, например, пуговицы разной величины, формы и цвета, а также чашечки или формы для песочницы соответствующие цвету, размеру (большие, маленькие) и форме пуговицам. А теперь попросим малыша разложить квадратные пуговицы (можно детали мозаики) в квадратные формочки, круглые – в круглые, треугольные – в треугольные. Так же раскладываются по цвету и размеру.

    Зрительную и слуховую память на примере эмоционального заучивания стихов.

    Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью манипуляций предметами: собирать пазлы, раскладывать пуговицы, собирать мозаику, вырезать ножницами; координацию движений с помощью логоритмических упражнений.

    Пополнять словарь на основе наглядного материала.

Если у ребенка дислексическаядискалькулия, которая проявляется в неспособности освоения чтения задач, заданий, примеров математического содержания, то поработать предстоит в следующих направлениях:

    Формировать зрительный образ математических знаков и геометрических фигур. Для этого нужно показывать картинки с данными символами и фигурами. Положить перед ребенком три картинки, попросить запомнить, потом убрать одну и спросить: угадай, чего не стало. Далее увеличивать количество картинок.

    Развивать сенсорное восприятие . В этом случае нужно дать возможность ребенку потрогать, понюхать, увидеть глазками предмет или сразу несколько предметов для сравнения: большой-маленький, круглый-квадратный-треугольный. Показать и объяснить, что такое трапеция, пирамида, конус, цилиндр, попросить ребенка найти в комнате предметы, похожие на эту фигуру. Также можно раскатать из теста и испечь печенье разного размера, формы и украсить кондитерскими посыпками разных цветов.

    Формировать представление об образе цифр , математических знаков и отражения их понятия в речи. Лучше всего смастерить цифры разного размера из поролона, пенопласта, картона, ткани, слепить из глины или пластилина. Также можно изготовить знаки «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше» и дать ребенку возможность потрогать эти математические символы, чтобы пространственно и через органы осязания их запомнить. Затем найти похожие цифры, например «2» и «5», попросить поставить между ними нужный знак, «больше» или «меньше».

    Аналитико-синтетическую деятельность. Здесь вашему вниманию я могу предложить множество игр, одна из которых: «Что общего». Например, показать ребенку картинки с изображением елки, кактуса, иголки, ежика и спросить, а чем они все похожи, что у них общего, что их объединяет. А вот игра «Угадай по описанию». Назвать признаки предмета, например: круглое, сладкое, красное, этот фрукт растет на дереве, что это? Или, например, игра «Парные картинки». Нужно дать ребенку набор картинок по одной из пары, а второй набор остается у взрослого. По очереди то взрослый, то ребенок описывают картинку, а его партнер угадывает, поднимая парный аналог картинки.

    В соответствии с содержанием и возрастом ребенка. Здесь очень хорошо подойдет в любом возрасте заучивание скороговорок, подкрепляя рисунком:

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

А также можно составлять слово , обозначающее математическое понятие (например «шесть»), из набора предложенных букв.

Это тот случай, когда ребенок не может выполнять счетные операции и арифметические действия . Что для этого необходимо делать:

    Формировать счетную деятельность на примере несложных игр, например «Один, много», а также «Который по счету»: выставить разные игрушки в ряд и попросить назвать, а который по счету заяц, медведь, лиса и т.д.

    Формировать умения выполнять арифметические действия , желательно наглядно. У Пети было два яблока, мама дала ему еще три, сколько яблок стало? Петя был мальчиком нежадным и угостил одним яблоком бабушку, сколько яблок тогда у него осталось? У школьников нужно использовать задачки с использованием знаков умножения и деления.

    Развивать понимание математической терминологии через стишки и потешки.

    Развивать умение пользоваться знаками и символами. Можно поставить в ряд нужные цифры и предложить ребенку расставить между ними необходимые знаки «+», «-», «=»,«х»,«:».

    Активизировать аналитико-синтетическую деятельность через предложенные выше игры и упражнения.

    Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через те же игры, «Угадай, где звенит», «Читай по губам», также можно ребенку предложить найти нужный предмет на рисунке в условиях зашумления или наложения одного предмета на другой.

    Развивать зрительную и слуховую память . Игры: «Угадай, чего не стало», «Повтори за мной» (цепочку из 3-5 слов), «Глухой телефон», а также разучивание стишков и скороговорок, сопровождая движениями.

    Развивать лексику и грамматику, раскладывая и называя картинки по темам: обувь, одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д. Также здесь подойдет игра «Угадай чего не стало», «Один-много», «Из чего, какой», «Жадина».

    Развивать связную речь через раскладывание сюжетных картинок и последовательный пересказ данной истории.



Рассказать друзьям