Что такое клиническая смерть определение признаки. Основные признаки клинической смерти

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Билет 13.

Героический эпос эпохи феодализма. Основные циклы эпоса Франции

Установление в 10-11 вв. феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к разделению общества на два антагонистических класса – феодалов и крепостных крестьян. С 12 в. усиливается значение городов как центров цехового ремесла и торговли, выросших в основном из поселений крепостных, покинувших феодальные поместья. Они создают особую, «бюргерскую» (городскую) литературу, по своей тенденции оппозиционную и демократическую. Народная поэзия дошла до нас в письменных записях сделанных в 14 – 15 вв.

Лучше всего сохранился французский героический эпос. Он дошел до нас в виде поэм (общим числом около 100), из которых древнейшие возникли в самом конце 11 в. Сохранившиеся до нас поэмы носят название шансон де жест («песни о деяниях»). Они имеют различный объем. Поэмы эти предназначались для пения. Их исполнителями, а нередко и авторами были жонглеры («игрецы»), которые разносили их по всей Франции.

Три темы составляют основное содержание французского эпоса:

· оборона родины от внешних врагов – мавров (или сарацин), норманнов, саксов.

· верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников;

· кровавые феодальные распри.

Выбор этих тем соответствует политическому сознанию народных масс того времени. Первые две темы всегда связаны в поэмах с образом доброго и мудрого короля.

В большинстве поэм король называется Карлом Великим одержавшем множество крупных побед и короновавшемся в 800 г. императором. Карл в поэмах предстает в идеализированном виде: он всегда справедлив и обычно ласков, хотя, когда нужно, умеет быть и суровым. Он грозен для изменников и непобедим в бою. Враги трепещут перед ним, и бог ему помощник во всех делах. В некоторых поэма Карл выступает активно, лично совершая разные подвиги. Но в других поэмах, притом художественно более значительных, карл отходит на задний план; он уступает активную роль паладинам (приближенным сланным витязям), в частности двенадцати «пэрам» (самым знатным лицам в государстве), в первую очередь – Роланду.



Билет 17. «Песнь о Роланде». Народная основа поэмы. Образ Роланда.

«Песнь о Роланде» - поэма, имевшая европейский резонанс и представляющая собой одну из вершин средневековой поэзии. Поэма повествует о героической гибели графа Роланда, племянника Карла Великого, во время битвы с маврами, о предательстве отчима Роланда, Ганелона, которое явилось причиной этой катастрофы, и о мести Карла Великого за гибель Роланда и 12 пэров. «Песнь о Роланде» возникла около 1100 г., незадолго до первого Крестового похода. Неизвестный автор был не лишен некоторой образованности. Он сохранил глубокий смысл и выразительность старинного героического предания и нашел для их выражения блестящую художественную форму. Насыщение всего рассказа идеей религиозной борьбы с мусульманством и особой миссии Франции.

Образ Роланда. Роланд в поэме – могучий и блестящий рыцарь, безупречный в выполнении вассального долга. Он образец рыцарской доблести и благородства. Роланду чужды эгоизм, жестокость, алчность, анархическое своеволие феодалов. В нем чувствуется избыток юных сил, радостная вера в правоту своего дела и в свою удачу, страстная жажда бескорыстного подвига. Полный гордого самосознания, но вместе с тем чуждый какой-либо спеси или своекорыстия, он целиком отдает свои силы служению королю, народу, родине. Горячая любовь к родине характеризует в поэме всех воинов Карла. Но сильнее всех проявляется патриотическое чувство у Роланда, для которого нет более нежного и священного слова, чем «милая Франция», с мыслью о ней он умирает. Все это делает Роланда подлинным народным героем, понятным и близким каждому.

Суровый стиль «Песни о Роланде», ее величавая строгость и энергичная сжатость изложения, отсутствие темы любви, мотивов интимных, комических, бытовых находятся в полном соответствии с характером сюжета и идейного замысла. Переводы французских поэм о Роланде, их пересказы или подражания существовали в средние века на многих европейских языках.

Тема предательства Ганелона. В ней отразились социально-политические противоречия, характерные для интенсивно развивавшегося в 10 – 11 вв. феодализма. Эта проблема вводится в поэму эпизодом предательства Ганелона. Поводом для включения этого эпизода в сказание могло явиться желание певцов-сказителей объяснить внешней роковой причиной поражение «непобедимой» армии Карла Великого. Ганелон не просто изменник, он выражение мощного злого начала, враждебного всякому общественному делу, олицетворение феодального эгоизма. С точки зрения правовых отношений того времени виновность Ганелона не столь уж несоменна, ибо, выполнив честно свой вассальный долг перед Карлом на поле битвы и во время посольства, Ганелон, рассуждая формально, мог считать себя вправе после этого вести личные счеты с Роландом, свои пасынком. В «Песне о Роланде» не столько раскрывается чернота поступка отдельного предателя, сколько разоблачается гибельность для родной страны того феодального, анархического эгоизма, представителем которого является Ганелон.

Образ Карла. Карл – могучий властитель, одержавший множество крупных побед. В поэме он предстает в идеализированном виде: он всегда справедлив и обычно ласков, хотя, когда нужно, умеет быть и суровым. Он грозен для изменников и непобедим в бою, враги трепещут перед ним, и бог ему – помощник во всех делах.

Билет 14. "Песнь о Сиде". Своеобразие поэмы. Образ Сида.

Вершину испанского народного эпоса образуют сказания о Сиде.

Сид- лицо историческое, его деяния изображены в двух дошедших до нас поэмах – «Поэме о Сиде» и «Родриго».Руй Диас, прозванный Сидом. Его прозвище – слово арабского происхождения, означающее «господин». Сид принадлежал к высшей кастильской знати, был начальником всех войск короля Кастилии Санчо II. Со следующим королем Альфонсом он стал действовать против мавров.Сид был крупнейшим деятелем реконкисты. Это сделало его величайшим национальным героем Испании, любимым народным героем, «моим Сидом». Он проявлял большую заботливость и щедрость по отношению к свои людям, чрезвычайную простоту и демократизм; все это привлекало к нему сердца воинов и создавало ему популярность среди широких масс населения.Еще при жизни Сида начали слагаться песни и сказания о его подвигах.

«Песнь о Сиде» распадается на 3 части.

· Первая часть («Песнь об изгнании»). Изображаются первые подвиги Сида на чужбине.

· Вторая часть («Песнь о свадьбе»). Изображается завоевание Сидом Валенсии. Происходит свидание Сида с самим королем. Сид дарит зятьям два своих боевых меча и дает за дочерьми богатое приданое. Следует описание пышных свадебных торжеств.

· Третья часть («Песнь о Корпес»). Рассказывается о торжестве Сида над своими зятьями. К дочерям Сида сватаются новые женихи – принцы Наварры и Арагона. Поэма кончается славословием Сиду.

Видную роль играет семейная тематика. Семейные, родственные чувства постепенно выступают в поэме на первый план. Находится ярко выраженная антиаристократическая тенденция поэмы. Сид едко высмеивает разнообразные пороки высокородных инфантов. Герой представлен только «инфансоном», т.е. рыцарем, имеющим вассалов, но не принадлежащим к высшей знати. Он изображен исполненным самосознания и достоинства, но вместе с тем добродушия и простоты в обращении со всеми, чужд всякой аристократической спеси. Выступает в поэме как подлинно народный герой.

Билет 15. "Песнь о Нибелунгах". Основные темы, образы, своеобразие поэмы.

В 12 в. в Германии впервые возникает светская художественная литература на немецком языке, зафиксированная в письменных памятниках. Она служит выражением идеологии феодального общества. Сюжеты немецкого эпоса 12-13 вв. восходят по своему происхождению к племенным эпическим песням эпохи «великого переселения народов». Процесс объединения остался незавершенным ввиду отсутствия для этого исторических предпосылок в феодально-раздробленной средневековой Германии. Поэтому средневековый немецкий эпос не является в такой степени национальным, как эпос французский или испанский. Богатырские подвиги героев ограничены интересами личными и семейно-родовыми, племенными и феодальными. Центром эпических сказаний становится король гуннов Этцель (Аттила).

«Песнь о Нибелунгах» представляет собой обширную поэму, состоящую из 39 песен («авантюр») и насчитывающую около 10 тысяч стихов, объединенных в строфы по 4 стиха. Поэма развертывает идеальную картину военной и мирной жизни феодального общества в эпоху расцвета рыцарской культуры. Эпическое повествование далеко ушло от стиля краткой героической песни. Оно богато эпизодами и описательными подробностями, разговорными сценами и картинами душевных переживаний героев.

В то же время выступают подлинные черты героического народного эпоса, к которому восходят монументальные образы героев и основные мотивы и драматические ситуации эпического сказания. Таковы молодой герой Зигфрид и его антагонист – «суровый Хаген», героический злодей, образец непреклонного мужеств и феодальной верности вассала, ради чести и славы господина готовый на подвиги и преступления; строптивая невеста Брюнхильда, виновница кровавых раздоров, и кроткая, любящая Кримхильда. Из немецкого эпоса о Дитрихе в «Нибелунги» переходит образ Этцеля (Аттилы), как гостеприимного и доброго, но пассивного короля, и самого Дитриха Бернского с его дружинниками, сильнейшего и справедливейшего из героев.

Сюжет поэмы содержит пережитки более ранних ступеней развития сказания: рассказы о первых подвигах молодого Зигфрида, о его победе над драконом и добыче им клада Нибелунгов и о чудесной деве-воительнице Брюнхильде. Сказания превратились в рыцарской поэме 12 в. в традиционный сказочный мотив. Разноречивость эпических сказаний (скандинавской и немецкой версий) связано с обычными условиями развития устной традиции, с параллельным существованием целого ряда песен, представляющих различные версии одного и того же сказания.

Новейшие исследования Хойслера показали, что в основе поэмы лежат две краткие эпические песни, соответствующие двум основным частям поэмы: песня о Зигфриде-свате (сватовство Гунтера к Брюнхильде и убийство Зигфрида) и песня о гибели бургундов (месть Кримхильды). Здесь воплощен идеал бесстрашного героя-воина в образе Зигфрида.

Билет 12. Куртуазная литература Средневековья. Трубадуры. Кретьен де Труа.

В 11 – 13 вв. во Франции и др. странах Европы развивается светская культура, основанная на кодексе рыцарской морали. Возникает культ Прекрасной Дамы. В это время происходит реформа литературного языка и стихосложения. Поэтов этого времени называли трубадурами.

Лирика и роман достигают наибольшего развития во Франции. Центр рыцарской лирики – юг Франции (Прованс), испытывающий влияние арабского Востока. После распада империи Карла Великого Прованс стал независимым. Из латыни здесь развивался провансальский язык. Провансальская поэзия – образец для всех европейских народов. Провансальская поэзия и язык просуществовали 200 лет, до присоединения к Северной Франции. Создателями провансальской лирики были трубадуры или труверы. Науке известно около 500 имен поэтов-трубадуров.

Основная тема рыцарской поэзии – любовь. Предметом любви является замужняя женщина, супруга феодала. Поэтому одной из идей куртуазной литературы является протест против брака как сделки между родителями. В поэзии описывается тайная любовь, имя дамы не называется, т.к. ей это может навредить. Это любовь тонкая, изысканная. Высшая награда для поэта – поцелуй. В литературе также выработан культ служения Прекрасной Даме. В поэзии описываются оригинальные образы, положения и ситуации. Куртуазная поэзия художественно отражает огромный нравственный процесс, связанный с индивидуальной любовью. Рыцарский роман. Рыцарская проза получила развитие в Северной Франции. Французский рыцарский роман стал образцом для литературы других стран. Главные особенности:

· Основная тема – возвышенная любовь.

· Часто используются элементы фантастики.

· В основе сюжета – приключения, подвиги рыцарей.

До 13 в. рыцарский роман имел стихотворную форму.В рыцарских романах часто повествуется о далеких народах и давних временах.Важное место занимает изображение душевных переживаний героев.

Классификация по тематике:

· «Античный» цикл («Роман об Александре», «Роман о Трое», «Роман об Энее»).

· Бретонский цикл - цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

· Византийский цикл (основной сюжет – история любви и насильственной разлуки любящих и их счастливая встреча, используются элементы реализма).

Билет 21. Роман "Тристан и Изольда". Основные темы и герои романа.

В основе произведения – кельтское сказание о Тристане и Изольде.

Тристан в детстве лишился родителей и был похищен купцами. Бежав из плена, он попал ко двору своего дяди короля Марка, который был бездетным и намеревался сделать его своим преемником. Однажды Тристана ранили отравленным оружием, и он в отчаянии садится в ладью и плывет наудачу. Ветер заносит его в Ирландию, королева, не зная, что Тристан убил на поединке ее брата Морольта, излечивает его. По возвращении Тристана бароны требуют, чтобы Марк женился и дал стране наследника. Король объявляет, что женится только на девушке, которой принадлежит золотистый волос, оброненный пролетавшей ласточкой. На поиски красавицы отправляется Тристан. Он снова попадает в Ирландию, где узнает в королевской дочери, Изольде Златовласой, девушку, которой принадлежит золотой волос. Тристан победил дракона и получил от короля руку Изольды. На обратном пути Тристан и Изольда по ошибке выпивают «любовный напиток», который мать Изольды дала ей для того, чтобы ее и короля Марка на веки связала любовь. Изольда становится женой Марка, но тайно встречается с Тристаном. В конце концов любящие пойманы, и суд приговаривает их к казни. Тристану удается бежать с Изольдой, и они долгое время скитаются в лесу. Наконец, Марк прощает их с условием, что Тристан удалится в изгнание. В Бретани Тристан женится на другой Изольде, прозванной Белорукой. Смертельно раненый, он посылает верного друга в Корнуолл, чтобы тот привез ему Изольду. В случае удачи его друг должен выставить белый парус. Ревнивая жена велит сказать Тристану, что парус черный. Услышав это, Тристан умирает. Изольда подходит к нему, ложится вместе с ним и тоже умирает. Их хоронят, и в ту же ночь из двух могил вырастают два деревца, ветви которых сплетаются.

Отношение автора к морально-общественному конфликту Тристана и Изольды с окружающей средой двойственно. С одной стороны, он как бы признает правоту господствующей морали. Но вместе с тем он не скрывает своего сочувствия этой любви. От противоречия автора внешне спасает мотив рокового любовного напитка. Роман о Тристане и Изольде вызвал множество подражаний в большинстве европейских стран – в Германии, Англии, Скандинавии т.д.

Живой организм не погибает одновременно с остановкой дыхания и прекращения сердечной деятельности, поэтому даже после их остановки организм продолжает некоторое время жить. Это время определяется способностью мозга выжить без поступления к нему кислорода, оно длится 4–6 минут, в среднем – 5 минут.

Этот период, когда все угасшие жизненно важные процессы организма еще обратимы, называется клинической смертью . Клиническая смерть может быть вызвана обильным кровотечением , электротравмой, утоплением, рефлекторной остановкой сердца, острым отравлением и т. д.

Клиническая смерть

Признаки клинической смерти:

  • 1) отсутствие пульса на сонной или бедренной артерии;
  • 2) отсутствие дыхания;
  • 3) потеря сознания;
  • 4) широкие зрачки и отсутствие их реакции на свет.

Поэтому, прежде всего, необходимо определить у больного или пострадавшего наличие кровообращения и дыхания.

Определение признаков клинической смерти:

1. Отсутствие пульса на сонной артерии – основной признак остановки кровообращения;

2. Отсутствие дыхания можно проверить по видимым движениям грудной клетки при вдохе и выдохе или приложив ухо к груди, услышать шум дыхания, почувствовать (движение воздуха при выдохе чувствуется щекой), а также поднеся к губам зеркальце, стеклышко или часовое стекло, а также ватку или нитку, удерживая их пинцетом. Но именно на определение этого признака не следует тратить время, так как методы не совершенны и недостоверны, а главное требуют на свое определение много драгоценного времени;

3. Признаками потери сознания являются отсутствие реакции на происходящее, на звуковые и болевые раздражители;

4. Приподнимается верхнее веко пострадавшего и определяется размер зрачка визуально, веко опускается и тут же поднимается вновь. Если зрачок остается широким и не суживается после повторного приподнимания века, то можно считать, что реакция на свет отсутствует.

Если из 4-х признаков клинической смерти определяется один из первых двух, то нужно немедленно приступить к реанимации. Так как только своевременно начатая реанимация (в течение 3–4 минут после остановки сердца) может вернуть пострадавшего к жизни. Не делают реанимацию только в случае биологической (необратимой) смерти, когда в тканях головного мозга и многих органах происходят необратимые изменения.

Биологическая смерть

Признаки биологической смерти:

  • 1) высыхание роговицы;
  • 2) феномен «кошачьего зрачка»;
  • 3) снижение температуры;.
  • 4) тела трупные пятна ;
  • 5) трупное окоченение

Определение признаков биологической смерти:

1. Признаками высыхания роговицы является потеря радужной оболочкой своего первоначального цвета, глаз как бы покрывается белесой пленкой – «селедочным блеском», а зрачок мутнеет.

2. Большим и указательным пальцами сжимают глазное яблоко, если человек мертв, то его зрачок изменит форму и превратится в узкую щель – «кошачий зрачок». У живого человека этого сделать не возможно. Если появились эти 2 признака, то это означает, что человек умер не менее часа тому назад.

3. Температура тела падает постепенно, примерно на 1 градус Цельсия через каждый час после смерти. Поэтому по этим признакам смерть удостоверить можно только часа через 2–4 и позже.

4. Трупные пятна фиолетового цвета появляются на нижележащих частях трупа. Если он лежит на спине, то они определяются на голове за ушами, на задней поверхности плеч и бедер, на спине и ягодицах.

5. Трупное окоченение – посмертное сокращение скелетных мышц «сверху - вниз», т. е. лицо – шея – верхние конечности – туловище - нижние конечности.

Полное развитие признаков происходит в течение суток после смерти.

Клиническая смерть, при которой происходит остановка кровообращения, является одной из основных причин летальных исходов среди населения в условиях развитых стран. Преимущественно клиническая смерть, первая помощь при которой позволяет спасти человека при своевременных и правильно оказанных действиях, обуславливается фибрилляцией желудочков, несколько реже она происходит из-за асистолии (прекращения сердечной электрической активности).

Признаки клинической смерти

  • отсутствие у человека сознания;
  • отсутствующий пульс в области сонных артерий;
  • отсутствующее дыхание (данный признак проявляется несколько позже признаков, перечисленных выше).

Помимо этого, незадолго до появления данных симптомов, отмечаются жалобы на боль за грудиной, головокружение, одышку. Потере сознания сопутствует развитие судорог (что происходит примерно через полминуты с момента этого события), далее расширяются зрачки. Что касается дыхания, то оно становится редким и поверхностным, со второй минуты состояния клинической смерти и вовсе исчезает.

Первая помощь при клинической смерти: основные действия

  • Убедитесь в том, что у больного отсутствует сознание.
  • Убедитесь в том, что у него отсутствует пульс в области сонных артерий. В этом случае производится его проверка на протяжении порядка 10 секунд с передней шейной поверхности, между кивательной мышцей и нижнечелюстным углом.
  • В ситуации с невозможностью определения пульса и при отсутствующем сознании, нужно выполнить прекордиальный удар. Для этого однократно нужно ударить по грудине кулаком. Такая мера, хотя и в немногих случаях, но дает возможность прекратить процесс фибрилляции желудочков.
  • Вызовите «скорую помощь», объяснив диспетчеру суть ситуации и выполненных выше действий, местонахождение. Важно учитывать, что подавляющее большинство случаев указывает на то, что отсутствие специализированной медицинской помощи сводит любые усилия по сохранению больному жизни на «нет». Цель людей, оказавшихся в этот момент рядом, сводится к максимальной поддержке жизни больного до момента прибытия «скорой». Любые реанимационные мероприятия без «скорой помощи» практически бессмысленны при клинической смерти!
  • При отсутствии эффекта от удара в область грудины и при сохранении признаков, свойственных рассматриваемому состоянию, первая помощь при клинической смерти требует проведения сердечно-легочной реанимации.

Сердечно-легочная реанимация: как она выполняется?

  • пострадавшего нужно уложить на ровную и жесткую поверхность (подойдет и пол). Отметим, что серьезной ошибкой при выполнении этого действия является укладывание человека на мягкую кровать – запомните, что в такой ситуации мягкая поверхность лишь снижает эффективность результата выполняемых действий, потому первая помощь по этой части может также оказаться бессмысленной;
  • нижнюю челюсть пострадавшего следует выдвинуть несколько вперед, для чего ваша ладонь кладется ему на лоб, голова его запрокидывается, подбородок, соответственно, приподнимается;
  • устраните съемные протезы зубов реанимируемому, если таковые имеются, удалите и другие инородного типа предметы;
  • при отсутствии у пострадавшего дыхания ему нужно плотно зажать нос, одновременно вдувая изо рта в рот воздух, частота действий должна составлять порядка 12 вдыханий/мин. Определенная эффективность отмечается при движениях грудой клетки, которая при вдохе приподнимается, опускаясь при пассивном выдохе. Самая распространенная ошибка данного этапа сводится к слишком быстро производимому вдуванию пострадавшему воздуха, из-за чего он попадает ему в желудок, провоцируя, тем самым, рвоту. Помните, что недостаточно плотное зажатие носа человеку исключает попадание в его легкие воздуха;
  • далее необходимо перейти к закрытому массажу сердца, для чего одна рука укладывается в область нижней трети грудины выступом ладони, вторая аналогично укладывается на ее тыльной поверхности. Надавливание подразумевает прямое положение плеч над ладонями, без сгибания в локтях рук. Вдавливание грудной стенки должно производиться в пределах 3-5см, при частоте до 100 в минуту. Отметим, что вдувание воздуха недопустимо к одновременному выполнению со сдавливанием грудной клетки.

Если реанимационные мероприятия произведены верно, то отмечается улучшение состояния больного, при котором он начинает самостоятельно дышать (массаж сердца нужно все также продолжать), у него также сужаются зрачки и розовеет кожа.

Отметим и те ситуации, при которых выполнение реанимационных мероприятий не нужно:

  • человек находится в сознательном состоянии;
  • человек находится в обмороке, но пульс в области сонных артерий присутствует, что указывает на нормальную сердечную деятельность;
  • человек находится в состоянии терминальной стадии течения неизлечимой болезни (онкология и пр.);
  • с момента прекращения сердечной деятельности прошло порядка получаса либо появились признаки, свидетельствующие о биологической смерти (холодность кожных покровов, трупное окоченение, трупные пятна, подсохнувшие роговицы глаз).

В довершение хотелось бы отметить, что если вам приходилось попадать в ситуацию, в которой вы уже оказывали первую помощь, при клинической смерти или в любых других случаях, однако действия оказались безуспешными – винить себя в этом не нужно!


Даже в условиях современного оборудования, с использованием лучших лекарств и в окружении великолепных специалистов в области медицины не всегда попытки вернуть человека к жизни завершаются удачным результатом. Результат успешной реанимации всегда является небольшим чудом, однако, как бы там ни было, надеяться на него и делать все возможное нужно пытаться в любом случае.

Симптомы клинической смерти

Клиническая смерть – обратимое состояние умирания, при котором работа сердца прекращается, происходит остановка дыхания. Все внешние признаки жизнедеятельности исчезают, может казаться, что человек мертв. Такой процесс является переходным этапом между жизнью и биологической смертью, после которой выжить невозможно . Во время клинической смерти (3-6 минут), кислородное голодание практически не отражается на последующей работе органов, общем состоянии. Если прошло более 6 минут, то человек будет лишен многих жизненно важных функций по причине гибели клеток мозга.

Чтобы вовремя распознать данное состояние, необходимо знать его симптоматику. Признаки клинической смерти таковы:

  • Кома – потеря сознания, остановка сердца с прекращением кровообращения, зрачки не реагируют на свет.
  • Апноэ – отсутствие дыхательных движений грудной клетки, но метаболизм остается на прежнем уровне.
  • Асистолия – пульс на обеих сонных артериях не прослушивается более 10 секунд, что указывает на начало разрушения коры головного мозга.

Продолжительность

В условиях гипоксии, кора и подкорка головного мозга способны сохранять жизнеспособность определенное время. Исходя из этого, продолжительность клинической смерти определяется двумя стадиями. Первая из них длится около 3-5 минут. В этот период, при условии нормальной температуры тела, отсутствует снабжение кислородом всех отделов мозга. Превышение данного временного диапазона увеличивает риск возникновения необратимых состояний:

  • декортикации – разрушения мозговой коры;
  • децеребрации – гибель всех отделов головного мозга.

Вторая стадия состояния обратимого умирания длится 10 и более минут. Она характерна для организма со сниженной температурой. Данный процесс может быть естественным (переохлаждение, обморожение) и искусственным (гипотермия). В условиях стационара, такого состояния достигают несколькими методами:

  • гипербарическая оксигенация – насыщение тела кислородом под давлением в специальной камере;
  • гемосорбция – очищение крови аппаратом;
  • препараты, резко снижающие метаболизм и вызывающие анабиоз;
  • переливание свежей донорской крови.

Причины клинической смерти

Состояние между жизнью и смертью наступает по нескольким причинам. Они могут быть вызваны следующими факторами:

  • остановка сердца;
  • закупорка дыхательных путей (заболевания легких, удушение);
  • анафилактический шок – остановка дыхания при стремительной реакции организма на аллерген;
  • большая потеря крови при травмах, ранениях;
  • поражение тканей электричеством;
  • обширные ожоги, раны;
  • токсический шок – отравление ядовитыми веществами;
  • спазм сосудов;
  • реакция организма на стресс;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • насильственная смерть.

Основные этапы и способы первой помощи

Перед тем как принять меры по оказанию первой помощи, надо быть уверенным в наступлении состояния временной смерти. Если все нижеперечисленные симптомы присутствуют, необходимо переходить к оказанию экстренной помощи. Следует убедиться в следующем:

  • у пострадавшего отсутствует сознание;
  • грудная клетка не совершает движений вдоха-выдоха;
  • пульса нет, зрачки на свет не реагируют.

При наличии симптоматики клинической смерти, необходимо вызвать реанимационную бригаду скорой помощи. До приезда медиков, надо максимально поддерживать жизненные функции потерпевшего. Для этого следует нанести прекардиальный удар кулаком по груди в область сердца. Процедуру можно повторить 2-3 раза. Если состояние пострадавшего остается неизменным, тогда надо переходить к искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и сердечно-легочной реанимации (СЛР).


СЛР делятся на два этапа: базовый и специализированный. Первый выполняется человеком, который находится рядом с пострадавшим. Второй – обученными медицинскими работниками на месте или в стационаре. Алгоритм действий выполнения первого этапа следующий:

  1. Уложить пострадавшего на ровную, твердую поверхность.
  2. Положить руку ему на лоб, слегка запрокинув голову. При этом подбородок выдвинется вперед.
  3. Одной рукой зажать пострадавшему нос, второй – вытянуть язык, попробовать задуть воздух рот в рот. Частота – около 12 вдыханий в минуту.
  4. Перейти к непрямому массажу сердца.

Для этого выступом ладони одной руки, надо надавить на область нижней трети грудины, а вторую руку положить сверху первой. Вдавливание грудной стенки производится на глубину 3-5 см, при этом частота не должна превышать 100 сокращений за минуту. Надавливание выполняется без сгибания локтей, т.е. прямое положение плеч над ладонями. Нельзя одновременно вдувать и сдавливать грудную клетку. Надо следить за тем, чтобы нос был плотно зажат, иначе легкие не получат необходимого количества кислорода. Если вдувание производится быстро, воздух попадет в желудок, провоцируя рвоту.

Реанимация пациента в условиях клиники

Реанимация пострадавшего в условиях стационара проводится по определенной системе. Она состоит из следующих методов:

  1. Электрическая дефибрилляция – стимуляция дыхания путем воздействия электродов с переменным током.
  2. Медикаментозная реанимация через внутривенное или эндотрахеальное введение растворов (Адреналин, Атропин, Налоксон).
  3. Поддержка кровообращения с помощью введения Гекодеза через центральный венозный катетер.
  4. Коррекция кислотно-щелочного баланса внутривенно (Сорбилакт, Ксилат).
  5. Восстановление капиллярной циркуляции капельным путем (Реосорбилакт).

В случае успешного проведения реанимационных мероприятий, больного переводят в палату интенсивной терапии, где осуществляется дальнейшее лечение и наблюдение за состоянием. Реанимация прекращается в следующих случаях:

  • Неэффективность реанимационных мер в течение 30 минут.
  • Констатация состояния биологической смерти человека вследствие гибели головного мозга.

Признаки биологической смерти

Биологическая смерть является завершающим этапом клинической, если реанимационные меры оказались неэффективны. Ткани и клетки организма погибают не сразу, все зависит от способности органа выживать при гипоксии. Смерть диагностируется по определенным признакам. Они делятся на достоверные (ранние и поздние), и ориентирующие – неподвижность тела, отсутствие дыхания, сердцебиения, пульса.

Биологическую смерть отличить от клинической, можно с помощью ранних признаков. Они отмечаются спустя 60 минут с момента умирания. К ним относятся:

  • отсутствие реакции зрачков на свет или надавливание;
  • появление треугольников высохшей кожи (пятна Лярше);
  • высыхание губ – они становятся морщинистыми, плотными, бурого цвета;
  • симптом «кошачьего глаза» – зрачок становится вытянутым по причине отсутствия глазного и артериального давления;
  • высыхание роговицы – радужная оболочка покрывается белой пленкой, зрачок мутнеет.

Спустя сутки после умирания, появляются поздние признаки биологической смерти. К ним относятся:

  • появление трупных пятен – локализация преимущественно на руках, ногах. Пятна имеют мраморный окрас.
  • трупное окоченение – состояние тела вследствие происходящих биохимических процессов, пропадает через 3 суток.
  • трупное охлаждение – констатирует завершение наступления биологической смерти, когда температура тела опускается до минимального уровня (ниже 30 градусов).

Последствия клинической смерти

После успешных реанимационных мероприятий, человек из состояния клинической смерти возвращается к жизни. Данный процесс может сопровождаться различными нарушениями. Они могут затрагивать как физическое развитие, так и психологическое состояние. Ущерб, нанесенный здоровью, зависит от времени кислородного голодания важных органов. Другими словами, чем раньше человек вернется к жизни после непродолжительной смерти, тем меньше осложнений у него будет наблюдаться.


Исходя из вышеперечисленного, можно выделить временные факторы, определяющие степень осложнений после клинической смерти. К ним относятся:

  • 3 минуты и меньше – риск разрушения коры головного мозга минимален, как и появление осложнений в дальнейшем.
  • 3-6 минут – незначительные повреждения отделов мозга указывают на то, что последствия могут возникнуть (нарушение речи, двигательной функции, состояние комы).
  • Более 6 минут – разрушение мозговых клеток на 70-80%, что приведет к полному отсутствию социализации (способность мыслить, понимать).

На уровне психологического состояния тоже наблюдаются определенные изменения. Их принято называть трансцендентными переживаниями. Многие люди утверждают, что находясь в состоянии обратимой смерти, парили в воздухе, видели яркий свет, тоннель. Некоторые с точностью перечисляют действия медиков во время реанимационных процедур. Жизненные ценности человека после такого кардинально меняются, ведь он избежал смерти и получил второй шанс на жизнь.

Во время клинической смерти все необходимые для жизнедеятельности процессы останавливаются. Признаки клинической смерти как раз заключаются в отсутствии видимых признаков жизни.

Как уже было сказано ранее, клиническая смерть происходит из-за торможения работы сердца. Причины сбоя в работе этого жизненно-важного органа могут быть различными:

  • слишком сильное физическое и эмоциональное напряжение, способное вывести из строя кровообращение в сердце.
  • сильные кровопотери (если были травмы, ранения);
  • состояние шока, включая аллергический шок (анафилаксию), токсический шок;
  • наличие продолжительных хронических болезней сердца, органов дыхания;
  • сильные травмы мозга и значимых органов.

Независимо от того, какие причины вызвали состояние клинической смерти, ее признаки будут одинаковыми и оказание медицинской помощи требуется незамедлительно.

Фазы клинической смерти

Поскольку клиническая смерть – это пограничное состояние, из нее есть 2 выхода – либо человек возвращается к жизни, либо наступает биологическая смерть. Длится клиническая смерть столько, сколько мозг человека способен поддерживать свою жизнеспособность без питания. Медики разливают две стадии клинической смерти:

  1. Первая стадия короткая, длится до 5 минут. В течение этого времени организм еще способен поддерживать свою жизнедеятельность, но если за это время человека не реанимировать, риск наступления биологической смерти очень велик. Если же функции были восстановлены дольше, чем через 5 минут, человек может остаться неполноценным, т.к. при продолжительном состоянии клинической смерти в мозге начинаются необратимые процессы и некоторые его участки отмирают.
  2. Вторая стадия более продолжительная, но наступает далеко не всегда. В некоторых случаях все процессы в организме замедляются, как и процессы отмирания тканей. Это бывает, например, при переохлаждении. В результате такого замедления клиническая смерть может продолжаться еще десяток или несколько десятков минут.

Меры первой помощи при клинической смерти направлены на то, чтобы наладить кровообращение и восстановить дыхательную функцию. Все реанимационные мероприятия лучше проводить вдвоем, но если такой возможности нет – справится и один человек. Перед оказанием первой помощи обязательно нужно вызвать «скорую».

  1. Для «запуска» сокращений желудочков сердца нужно совершить Прекардиальный удар – это сильный и резкий толчок кулаком в грудину. Если эффект от него не наступил – переходим к следующим действиям.
  2. Необходимо произвести сердечно-легочную реанимацию. Она заключается в непрямом массаже сердца, который чередуется с искусственным дыханием по принципу «рот в рот». Во время искусственного дыхания нужно, чтобы воздух заходил именно в легкие, а не в желудок. Для этого вдохи следует делать не слишком часто и очень крепко зажимать нос. Хорошо, если во время искусственного вдоха у человека будет подниматься грудь. Непрямой массаж сердца – это толчки двумя руками в область грудины. Чередовать точки и вдохи нужно по схеме: 30 толчков — 2 вдувания. Повторять это нужно циклически. После 5 циклов сердечно-легочной реанимации нужно проверить пульс и дыхание у человека.

В некоторых ситуациях выполнять реанимационные действия не нужно:

  • если человек находится в сознании;
  • если у него появились признаки жизнедеятельности (сузились зрачки, начал сам дышать, появился пульс);
  • если появились признаки биологической смерти пострадавшего (окоченение, трупные пятна);
  • если до наступления клинической смерти человек уже был тяжело болен неизлечимой болезнью и фактически находился при смерти.

В некоторых случаях получается вывести пострадавшего из состояния клинической смерти, жизнедеятельность его организма восстанавливается, но в сознание он не приходит. В этом случае из состояния клинической смерти он переходит в состояние комы и может находиться там достаточно долгое время. При этом у него функционирует сердце, он способен дышать. Глубина коматозного состояния и прогнозы по выходу из него зависят от того, насколько сильно был поврежден мозг во время клинической смерти.

Смерть – неизбежная стадия жизни, она представляет собой прекращение существования организма как единой сложной биологической структуры, способной взаимодействовать с внешней средой, отвечать на ее различные влияния. Важно отметить, что смерть практически не наступает сразу. Ей всегда предшествует переходная стадия умирания, т.е. постепенное угасание жизненных функций в определенной последовательности.

Период умирания называют терминальным (конечным) состоянием, которое, в свою очередь, подразделяется на стадии:

Предагонию;

Клиническую смерть.

Продолжительность терминальной фазы может быть различной – от нескольких минут до многих часов. В основе ее развития лежит нарастающая гипоксия и нарушение функций мозга. Наиболее чувствительна к кислородному голоданию кора головного мозга, поэтому первым признаком является потеря сознания. Если продолжительность гипоксии превышает 3–5 минут, то восстановление функций коры становится невозможным. Далее происходят изменения в подкорковых отделах мозга, затем погибает продолговатый мозг, в котором находятся центры дыхания и кровообращения. Это, в свою очередь, нарушает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной системы, а также печени, почек, обмена веществ.

Клиническая смерть – короткий период времени (не более 5 минут) после остановки дыхания и кровообращения, в который еще возможно восстановление жизненно важных функций организма.

Основные признаки клинической смерти :

Потеря сознания, отсутствие реакции на звуковые и тактильные раздражители;

Отсутствие дыхания

Отсутствие пульса на сонных артериях;

Кожные покровы бледные с землистым оттенком;

Зрачки широкие (во всю радужку), не реагируют на свет.

Реанимационные мероприятия, начатые в это время, могут привести к полному восстановлению функций организма, включая сознание. Напротив, по истечении этого периода медицинская помощь может способствовать появлению сердечной деятельности, дыхания, но не приводит к восстановлению функции клеток коры головного мозга и сознания. В этих случаях наступает "смерть мозга", т.е. социальная смерть. При стойкой и необратимой утрате функций организма говорят о наступлении биологической смерти.

К явным признакам биологической смерти, которые появляются не сразу, относятся:

Похолодание тела ниже 200 С через 1-2 часа;

Размягчение глазного яблока, помутнение и высыхание зрачка (нет блеска) и наличие симптома "кошачий глаз"– при сдавливании глаза зрачок деформируется и напоминает кошачий глаз;

Появление трупных пятен на коже. Трупные пятна образуются в результате посмертного перераспределения крови в трупе в нижележащие части тела. Они появляются через 2–3 часа после смерти. В судебной медицине трупные пятна – бесспорный достоверный признак смерти. По степени выраженности трупного пятна судят о давности наступления смерти (по расположению трупных пятен можно определить положение трупа, его перемещение);


Трупное окоченение развивается через 2–4 часа по нисходящему типу сверху вниз. Полностью оно наступает через 8–14 часов. Через 2–3 дня трупное окоченение исчезает. Основное значение в разрешении трупного окоченения имеет температура окружающей среды, при высокой температуре оно исчезает быстрее.

Определение признаков жизни:

Наличие сердцебиения (определяют рукой или ухом на грудной клетке в области левого соска);

Наличие пульса на артериях. Пульс определяют на шее (сонная артерия);

Наличие дыхания (определяют по движению грудной клетки и живота, по увлажнению зеркала, приложенного к носу и рту пострадавшего, по движению кусочка ваты или бинта, поднесенного к носовым отверстиям);

Наличие реакции зрачка на свет. Если осветить глаз пучком света (например, фонариком), то наблюдается сужение зрачка (положительная реакция зрачка на свет) или при дневном свете эту реакцию можно проверить так: на некоторое время закрывают глаз рукой, затем быстро отводят руку в сторону, при этом заметно сужение зрачка.

10.2 Основные принципы и порядок проведения реанимации

Реанимация – это комплекс мероприятий, направленных на своевременное восстановление кровообращения и дыхания, чтобы вывести пострадавшего из терминального состояния

Реанимационную помощь необходимо оказывать при внезапной смерти в случаях поражения током и молнией, при ударах в область сердца или солнечного сплетения, в случаях утопления или повешения, при инфаркте, осложнённом эпилептическом припадке, попадании инородного тела в дыхательные пути, общем замерзании и ряде других случаев, когда смерть наступает внезапно.

Эффективность реанимации определяется соблюдением ее основных принципов:

1. Своевременность. Если человек внезапно умер буквально на Ваших глазах, то следует немедленно приступить к реанимации. Реанимация наиболее эффективна, если начата не позднее 1-2 минут после остановки сердца и дыхания. Если Вы не были очевидцем смерти и момент смерти не известен, то необходимо убедиться в отсутствии признаков биологической смерти (они перечислены выше).

2. Последовательность. Определяют следующую очередность мероприятий:

Освобождение и поддержание проходимости дыхательных путей;

Наружный массаж сердца;

Искусственное дыхание;

Остановка кровотечения;

Борьба с шоком;

Придание пострадавшему щадящего положения, наиболее благоприятного для дыхания и кровообращения. Знание последовательности при реанимации позволяет провести ее четко и быстро, без суеты и нервозности.

3. Непрерывность диктуется тем, что жизненные процессы поддерживаются на нижнем пределе, и перерыв в их проведении может иметь для больного неблагоприятные последствия.

Противопоказания к проведению реанимации :

Явные признаки смерти;

Травмы несовместимые с жизнью;

При клинической смерти на фоне неизлечимых заболеваний (рак 4 ст.и др.);

Нарушение целостности грудной клетки.

Порядок проведения реанимации:

1. Уложить пострадавшего на твердую ровную поверхность. Положение на спине наиболее благоприятно для пассивных дыхательных движений.

2. Расстегнуть одежду, отпустить ремень, разрезать тесемки, завязки – все, что мешает нормальному кровообращению и дыханию. Для удобства наблюдения за дыханием и сердечной деятельностью лицо и грудь больного должны быть на виду.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей:

3.1 Очистить рот - голову пострадавшего повернуть на бок и круговым движением указательного пальца, обёрнутого тканью (бинт, носовой платок) очистить рот, съёмные зубные протезы извлечь. При подозрении на перелом позвоночника в шейном отделе голову поворачивать нельзя из-за опасности повреждения спинного мозга.

3.2 Для ликвидации западания языка голову пострадавшего необходимо запрокинуть, при этом спасающий одну руку кладет на лоб пострадавшего, а вторую подводит ему под шею, возле затылка. В таком положении выпрямляется ход, сообщающий рот, носоглотку с трахеей, что имеет значение для искусственной вентиляции, а также натягиваются ткани между гортанью и нижней челюстью и корень языка отходит от задней стенки глотки. В 80 % случаев этого бывает достаточно, чтобы восстановить дыхание.

3.3. Выдвинуть вперед нижнюю челюсть - для этого пальцами обеих рук выдвигают вперед ветви нижней челюсти так, чтобы нижние резцы находились впереди верхних.

Приемы выдвижения нижней челюсти:

– Зафиксировав голову пострадавшего ладонями, его подбородок выдвигают вперед пальцами обеих рук за углы нижней челюсти, а большими пальцами приоткрывают рот.

– одна рука фиксирует голову за лоб, указательный и средний пальцы второй руки вводят в рот так, чтобы рука захватила нижнюю челюсть и выдвигают челюсть вперед.

4. Проверить признаки жизни (дыхание, пульс)

5. Если дыхание не восстанавливается и отсутствует пульс, то следует приступить к наружному массажу сердца , чередуя его с искусственным дыханием.




Рассказать друзьям